Софья кувчинникова

Сочинение по картине Левитана “Владимирка”

«Владимирка» – одно из известных полотен русского художника-передвижника И.И.Левитана.

Главной героиней картины является дорога – знаменитая дорога из Москвы во Владимир, по которой этапировали заключенных в одну из основных пересыльных тюрем России.

Более известна эта тюрьма стала уже в наше время благодаря популярной песне Михаила Круга «Владимирский централ». Таким образом, благодаря этой унылой метафоре, перекликаются живопись и музыка, прошлое и настоящее.

В русском искусстве вообще и в русской живописи в частности образ дороги занимает одно из центральных мест. И не только потому, что традиционно у России две беды: дураки и дороги. Просто русские просторы настолько обширны, что они обязательно пересекаются дорогами. А русского человека дорога всегда манила своей неизвестностью, новыми впечатлениями, ожиданиями чего-то интересного.

Возможно, недаром к образу дороги И.И.Левитан также обратился еще и потому, что хотел запечатлеть своеобразную перекличку названия своего художественного сообщества – Товарищества передвижных художественных выставок – и дороги: и в одном, и в другом есть движение.

Обратимся к самой картине. Дорога занимает на ней не только центральное положение, но и как бы рассекает ее пополам, уходя далеко вдаль. По бокам дороги – привычный пейзаж средней полосы России: трава, кусты, одиноко растущие деревья, которые ближе к горизонту переходят в густые заросли.

Справа от дороги – придорожный столбик с иконой, у которого молится странница. Возможно, она идет по этой дороге, потому что ранее по ней в кандалах прошел кто-то из ее родных. Поэтому она желает ему благополучно дойти в его нелегком пути.

Странница стоит так далеко, что фигура ее едва угадывается. Странница одета в черное, и контрастно выделяется только белая котомка на плече. Вообще, картина не богата на ярки краски: даже трава, которая должна быть зеленой, на самом деле тусклая, как будто припорошена пылью.

(1 votes, average: 5.00

Полотна, достойные музея

Конечно, Плёс прославлен великим русским художником, мастером пейзажа Исааком Левитаном. Хотя вдохновляться красотами маленького городка и его окрестностями приезжали Степанов, Виноградов, Корин и многие другие известные живописцы. Не зря, Плёс называют «Жемчужиной Волги» и «Русской Швейцарией».

Несмотря на то, что в Плёсе создана пятая часть художественного наследия Левитана (около 200 картин) в своё время Исаак Ильич хотел открыть «Дом пейзажа» в своей мастерской в Москве. В письмах к друзьям он писал, что, возможно, даже возьмёт кредит, чтобы выкупить для этих целей мастерскую. Но «Музей пейзажа» открылся в 1997 году, спустя 97 лет после смерти художника именно в Плёсе – городе, который однажды помог Левитану стать настоящим творцом.

Музей пейзажа в Плёсе создавался на основе фондовой коллекции Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Этопейзажи художников ближнего круга Левитана, его учеников.

Валентин Серов. Царская охота

Главная » Русские художники » Валентин Серов » Валентин Серов. Царская охота (9)

Обращаясь к образам петровской эпохи, Валентин Серов в письме к Бенуа заметил: «По-моему, только историю и можно иллюстрировать».

Художник получил заказ от издателя и книготорговца Иосифа Кнебеля на композицию «Петр I» для создания школьной серии «Картины по русской истории». Друг Серова В.Д.

Дервиз рассказывал, как тщательно Валентин Александрович собирал сведения о манерах, привычках, интересах, о повседневной жизни монарха. Картина небольших размеров, выполненная в графической технике гуаши обретает значимость масштабного полотна.

Валентин Серов. Петр I. 1907

Валентин Серов — Петр I

В быстром движении государя видна его могучая созидательная энергия. Фигура Петра выделяется на фоне беспокойного неба и контуров строящихся зданий. Он порывисто шагает во главе причудливой процессии иностранцев, сбиваемых ветром с ног. Взгляд его устремлен в будущее, чеканный шаг как будто отбивает живые «ритмы» Истории. Приходят на ум слова Пушкина:

…Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Изображенные на дальнем плане здания и Петропавловская крепость смотрятся как предвидение будущего великого города, ведь только спустя десятилетие после смерти монарха было завершено строительство Петропавловского собора с его знаменитым шпилем.

Валентин Серов. Петр I на псовой охоте. 1902

Тонкая стилизация под 18-й век видна в серии иллюстраций, выполненных Валентином Серовым к изданию «Из истории царских и императорских охот в России».

Это было роскошное четырехтомное издание, в его оформлении принимали участие Репин, Суриков, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Бенуа и другие. В 18-м веке при царском дворе и в среде аристократии разные виды охоты имели ритуальный характер.

На полотне «Петр I на псовой охоте» художник мастерски изобразил колорит старой охоты.

Валентин Серов. Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту. 1900

Валентин Серов — Елизавета Петровна

На картине «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» фигуры Елизаветы и Петра изящны и грациозны, вихрем проносятся они мимо понуро стоящих крестьян. Вдали видна шатровая колоколенка, церковь с луковичной главкой. Императорский выезд на мгновение всполошил тихую деревеньку.

Валентин Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902

Валентин Серов — Екатерина II

На полотне «Выезд императрицы Екатерины II на соколиную охоту» Екатерина уже в преклонных годах. В сопровождении сокольников стареющая императрица совершает ритуальную охотничью прогулку.

Как школьник избегал Валентин Серов этого заказа, а после его выполнения считал, что лучше всего получились милые его сердцу кони и борзые.

биография

Доктор Кувшинников (из балета Василия Перова «Охотники на отдыхе»)

Она родилась в семье несовершеннолетнего государственного служащего

Получив образование, в котором основное внимание уделялось изящным искусствам, она вышла замуж за доктора Дмитрия Кувшинникова, врача отделения милиции, который был намного старше. В 1871 году он появился в одной из фигур на картине Василия Перова («Охотники на отдыхе»)

Это было выставлено на выставке « Передвижники», и впоследствии его скромная квартира стала местом сбора творческой общественности; группа, в которую вошли Левитан и Чеховы.

Портрет Левитана (1888)

София была хозяйкой и для многих считалась одной из главных достопримечательностей. Она не только играла на пианино и шила костюмы, но и часто выходила на охоту в мужской одежде и привозила с собой полный мешок дичи.

В 1886 году братья Чеховы познакомили Левитана с Кувшинниковыми

Левитан считал себя «ловеласом» и вскоре обратил внимание на Софию, хотя она была на тринадцать лет его старше. Часто он приносил свои художественные материалы и краски, пока она играла на пианино

В 1888 году он, София и Алексей Степанов совершили паровую прогулку по Волге . Их привлек город Плёс, и они решили остаться. Они оставались до 1890 года. Там она училась у него и совершенствовала свои любительские навыки рисования.


Пейзаж с церковью близ Плёса Кувшинниковой — 1893 г.

Кузнечик появился вскоре после этого. Чехов опубликовал рассказ в Sevyer   (Север), выпусках 1 и 2 за январь 1892 года. История касается развратного мужчины, у которого роман с замужней женщиной, чей муж умирает в результате несчастного случая (который, возможно, покончил жизнь самоубийством) после того, как она уходит от него. Левитан и Кувшинникова были оскорблены, хотя центральной фигурой в истории была молодая жена, а Кувшинниковой было 42 года. К тому же она была темноволосой и талантливой художницей, а персонаж Чехова — блондинкой, а не художником. Более сильное сходство заключалось в том, что ее муж терпеливо относился к ее неверности по отношению к нему, как и «Кузнечик», прощавший опрометчивые поступки своей жены. Она, Левитан и ее муж путешествовали вместе и считались ménage a trois .

Чехов был близким другом Софии и, возможно, испытывал к ней сильную привязанность. История была способом критики ее предательства, как его самого, так и ее невинного мужа, и вызвала небольшой скандал. По воспоминаниям брата Чехова, Михаила , ситуация чуть не привела к дуэли с Левитаном, но ее удалось избежать благодаря заступничеству общей подруги Татьяны Щепкиной-Куперник . Тем не менее они с Чеховым больше не дружили. Понимание ее мужа было проиллюстрировано в помощи, которую он позже оказал Левитану, который, будучи евреем, оказался и его семья изгнаны из города. Именно доктор Кувшинников ходатайствовал перед властями, чтобы позволить возлюбленному его жены вернуться.

Неизвестно, было ли когда-либо формальное разлучение с ее мужем, но в 1894 году они с Левитаном поселились в имении на озере Островно в Тверской области . Вскоре у него завязался еще один роман с молодой женщиной из соседнего имения, и она вернулась в Москву. Они помирились и расстались еще дважды; в 1895 и 1897 гг.

С тех пор она продолжила карьеру художника и поддерживала дружеские отношения со многими художниками, писателями и исполнителями. В августе 1907 года она была в гостях у друзей в подмосковном имении, когда заболела дизентерией и умерла.

Сочинение по картине Вечер. Золотой Плес — Исаак Левитан

На картине автор изобразил склон берега Волги, освещенный золотистыми солнечными лучами. Взору зрителя предоставлен небольшой прибережный городок. На полотне нарисован закат лета.

Так, солнце начало уже садится, и его лучи ярко освещают гладь реки.

На переднем плане, мы видим склон берега, покрытый выгоревшей травой. Ближе к реке расстилается лес. Чуть дальше — тропинка, ведущая к зданиям. Это маленький домик, построенный из белого камня и имеющий красную черепичную крышу, а также церковь и колокольня. Они привносят в пейзаж особенный шарм и безмятежность.

Еще дальше в дымке приближающегося вечера виднеются еще дома. Большинство сооружений городка скрыто деревьями и плотным кустарником.

Благодаря присутствию солнечных лучей на водной глади создается впечатление, что в реке не вода отнюдь, а жидкое золото. Волга кажется бескрайней, так автор изобразил всю ее естественную силу и мощь. Величественный простор этого пейзажа вызывает огромное восхищение.

На дальнем плане запечатлен другой берег реки. Он уже немного скрыт дымкой заката, весь его вид и очертание слилось в единое синевато-лиловое пятно. Берег поник в преддверии надвигающейся ночи, которая вскоре перекинется на городок по другую сторону реки.

Полотно наполнено тишиной и умиротворением. Тихое течение воды и покойный закат вызывают самые приятные впечатления и воспоминания из детства. Автором изумительно реалистично изображена вся палитра летнего заката, все многообразные красоты летней природы.

(1

Описание картины Золотой Плес – Исаак Левитан

Картина относится к знаменитому “волжскому” периоду творчества художника. Уже через год, после окончания работы, она была куплена Третьяковым для своей галереи. Обычный волжский берег с городом, виднеющимся вдали, обладает необыкновенной притягательностью, сказочностью и необъяснимым оптимизмом.

На берег надвигаются сумерки. Противоположный берег уже весь во власти преддверия ночи, окутан дымкой, сонным вечерним полупрозрачным покрывалом. Город на берегу еще достаточно хорошо виден.

Две доминанты – пожарная каланча и церковь – вносят в пейзаж то ощущение покоя и надежности, которые отмечали многие искусствоведы. Автор словно пытается передать некую информацию об изображаемом городе

Особое внимание художника обращено на отдельно стоящий домик под красной крышей

Известно, что сам автор останавливался в этом доме всякий раз, как посещал Волгу. Многообразие оттенков зеленого цвета, используемые автором для передачи буйной зелени крутого берега, очень точно и достоверно отражают разнообразие и сочность прибрежной растительности. Но особенно хорошо удалась автору сама Волга.

Вечерний свет превратил великую русскую реку в сияющий, густой поток золотистого цвета. Легкий розовый оттенок придает этому потоку золотой, драгоценный шлейф. Едва обозначенное вечернее небо, практически белое, наполняет картину легкостью, прохладой и тишиной.

Покой – вот главное в картине, именно изображению покоя и величественной тишины посвятил автор свою работу.

(2 votes, average: 4.50

Дом с привидением

Уникальную экспозицию русской пейзажной живописи расположили в старинном купеческом особняке Грошевых-Подгорновых. Во-первых, дом конца XVIII в.в стиле провинциального классицизма изображен на картине Левитана «Вечер. Золотой плёс». Во-вторых, с этим зданием связана романтичная история с участием великого пейзажиста.

В Плёс Левитан впервые приехал в 1888 году вместе с художником Алексеем Степановым и своей ученицей Софьей Кувшинниковой. Остановились они в особняке купца Солодовникова, где позже открылся Мемориальный Дом-музей И. И. Левитана. Софья Петровна подружилась с Анной Грошевой, которая с мужем и его родителями жила вособняке по соседству.

Женщина рассказала Кувшинниковой, что с мужем живёт невенчанным браком в семье свёкрови-старообрядки. Аннушка глубоко несчастна в условиях сурового старообрядческого быта и мечтает учиться на актрису. Софья Кувшинникова решила помочь бежать Анне Грошевой из Плёса в Москву. В сообщники взяли художников Степанова и Левитана. В 1889 году побег удался. Конечно, когда в следующем году живописцы вновь приехали в Плёс, то поселиться были вынуждены на другом конце города, пробыли здесь всего две недели, а после и вовсе перестали приезжать в эти места.

Судьба самой Аннушки Грошевой сложилась трагично и описана в романе известного в начале XX века беллетриста Георгия Северцева-Полилова «Развиватели». Книга была популярна у читателей и переиздавалось два раза, но найти её дореволюционные экземпляры сейчас невозможно. Есть легенда, что купцы-старообрядцы из Приволжска (тогда села Яковлевского), откуда была родом Анна Грошева, скупали и сжигали книги, дабы позорная для них история побега не становилась всё более известной. В романе Анна, приехав в Москву, становится актрисой, но не добившись успеха, уходит в сёстры милосердия. Плёсские краеведы выяснили: Грошева вернулась домой и похоронена на старообрядческомкладбище в родном Приволжске.

В старинном купеческом особняке Грошевых-Подгорновых, где сейчас находится Музей пейзажа, ночами охранники видели расплывчатый белый силуэт женщины. Музейщики решили использовать легенду, и в одну из «Ночей музеев» экскурсию вёл … призрак Аннушки Грошевой. Идея имела огромный успех у юных посетителей.

В 2019 году ученики детского технопарка Ивановской области «Кванториум. Новатория» используя коллекцию Плёсского музея-заповедника разработали приложение «Ожившие картины». Классические полотна известных русских живописцев двигаются и даже звучат; чтобы увидеть это, нужно лишь скачать приложение на свой телефон и навести его на изображение картины, например, в Музее пейзажа.

Образ петра i в русской культуре

Образ Петра в отечественной культуре

Образ Петра I получил ярчайшее воплощение в отечественной литературе, скульптуре, театре, живописи, кино. Его неординарный облик был запечатлен художниками А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, В.И. Суриковым, В.А. Серовым.

Жизнь и деятельность Петра были описаны писателями в повестях и романах. Мир увидел такие произведения, как «Петр Первый» (А.Н. Толстой), «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого» (А.С. Пушкин), «Петр и Алексей» (Д.С.

Мережковский).

Память о великом государе хранят многочисленные памятники в Петербурге («Медный всадник» Э.М. Фальконе, бронзовая статуя Б.К. Растрелли, бронзовая сидячая скульптура в Петропаловской крепости, выполненная М.М.

Открыты мемориальные дома-музеи Петра I в таких городах, как Ленинград, Таллин, Переславль-Залесский, Вологда, Лиепая.

Образ Петра I не раз использовался в кинематографе.

Были сняты такие фильмы, как «Царевич Алексей» (1918), «Петр Первый» (1937), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970), «Табачный капитан» (1972), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Юность Петра» (1980), «В начале славных дел» (1980), «Россия молодая» (1982), «Дмитрий Кантемир», «Царевич Алексей» (1997), «Тайны дворцовых переворотов. Завещание императора» (2000), «Петр Первый. Завещание» (2011).

Образ Петра в скульптуре

Петру Великому воздвигнуты памятники в разных уголках России и европейских стран. Наиболее известный памятник – «Медный всадник» на Сенатской площади Санкт-Петербурга, отлитый из бронзы скульптором Э.М. Фальконе и открытый 7 (18) августа 1782 г.

По приказу императора Павла I в 1800 г. перед Михайловским замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду Правнук». Петр I предстал в виде римского императора, сидящего на коне и сжимающего в правой руке жезл полководца.

В ознаменование 300-летия российского флота в 1997 г. был открыт памятник Петру I, воздвигнутый по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Автор – скульптор З.К. Церетели. Общая высота памятника составляет 98 метров, высота фигуры Петра – 18 м.

Российский скульптор М.М. Шемякин создал несколько памятников Петру Великому.

Один из них – памятник Петру I в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга (1991) – одна из главных достопримечательностей города, другой – памятник Петру Первому в Дептфорде (Лондоне) (2001).

Еще один памятник – «Царская прогулка» (2003) стоит в Стрельне близ Санкт-Петербурга и изображает императора,  направляющегося к заливу вместе с супругой и охотничьими собаками.

Образ Петра в живописи

Всемирно известно полотно русского художника Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871). Лейтмотив – Петр I, ломая прежний порядок, строит новое государство.

Художник-передвижник В.А. Серов посвятил образу российского императора несколько картин: «Петр I на псовой охоте» (1902), «Петр I» (1907). Изображая Петра, шагающего навстречу ветру, и его свиту, комично пригибающуюся под порывами воздушных масс, художник в картине «Петр I» показал всю мощь и величие российского императора.

Медный всадник. Скульптор Э.М. Фальконе

Бронзовая сидячая скульптура Петра I в Петропавловской крепости. Скульптор М.М. Шемякин

«Петр I на смертном ложе». Худ. И.Н. Никитин

Литература

Зуев Н. «Медный всадник. Петербургская повесть» А.С. Пушкина // Литература в школе. 2017. № 4. С. 7 – 15; Махлина С.Т. Медный всадник – символ Петербурга / В сб.: Петербург на философской карте мира. Сер.: «Петербург в европейском пространстве науки и культуры». СПб., С. 24 – 33; Хуан Мин-Хун. Образ Петра I в русском искусстве // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 2009. № 6. С. 85 – 88.

Необычный Шишкин

В постоянной экспозиции Музея пейзажав Плёсе есть работы выдающихся художников-пейзажистов второй половины XIX – начала XX вв. – Шишкина, Саврасова, Поленова. Полотна художников – друзей и учеников Исаака Левитана: Аладжалова, Жуковского, Петровичева и многих других. Для того, чтобы полюбоваться прекрасными произведениями художников не надо выстаивать огромные очереди, как на их персональных выставках в Москве. Между тем, некоторые работы не увидишь даже в столице.

Например, в Музее пейзажа есть две необычные работы художника Ивана Шишкина. Живописец всегда предпочитал писать более масштабные полотна с чётко прорисованными деталями. Работы из плёсского музея отличаются живым и свободным письмом, не совсем характерным для мастера. Несколько лет назад из музея похитили одну из них – этюд «Луг на опушке леса. Сиверская». Воры забрали полотно, старинную раму нашли позже на берегу Волги. Новый владелец шедевра, возможно, не зная о краже, принёс его на определение авторства в Научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря в Москве. Реставраторы работали с этой картиной ранее и знали, что она похищена. «Луг на опушке леса. Сиверская» у нового хозяина изъяли и вернули в Музей пейзажа в Плёсе.

Рассказать много интересного здесь готовы о каждой работе, начиная с истории жизни её автора, заканчивая порой необычными обстоятельствами создания прекрасного пейзажа. Кстати, не надо думать, что на картинах в музее изображён только Плёс. Здесь можно совершить настоящее художественное путешествие по России и другим странам.

Сочинение по картине Серова «Петр I»

Валентин Серов славился своими портретными зарисовками, но есть у него работы кардинально отличающиеся от всех предыдущих. В 1907 году он берется за монументальную картину «Петр I», она написана для серии «школьных картин», которую собирал издатель И.Н. Кнебель.

Художник согласился на эксперимент, так как его многие годы интересовала фигура этого русского самодержца. Результатом стала небольшая по размерам фреска, поражающая своей достоверностью.

Исторической основой послужила закладка города Санкт-Петербурга Петром I в 1703 году

Внимание Серова привлекла фигура самого царя, а также панорама будущей столицы. Размашистой походкой, целеустремленно и с горящим взором движется Петр в сопровождении своих помощников

Волосы треплет северный ветер, рука сжата в кулак, в левой – трость.

Одет царь с подобающим размахом: дорогой сюртук, добротная обувь, туго набитые всякими нужными вещами карманы, мало ли что может пригодиться в постройке города? Фигуру Петра не гнет сильный ветер, что говорит о крепости его помыслов. Зато его помощники не могут сопротивляться стихии, они согнулись, закутались в дорогие одежды, пытаются не отставать от своего руководителя. То, что погода неспокойная видно и по морю, покрывшемуся мелкой рябью.

На заднем плане уже заметны первые здания, построенные в городе. Уже видны шпили некоторых строений. Идет строительство судоходных верфей. Ведь Петр не случайно решил возвести город именно на Балтийском море. Это выгодный экономический и политический центр.

На переднем плане Серов изобразил сваю, одну из сотен тысяч, на которых возведен весь город Санкт-Петербург. Именно эта простая доска, по мнению художника, самая важная деталь. Она основа всего в этом суровом краю.

Несмотря на то, что Серов мастер изображения деталей, он боялся перегрузить картину ими. Задача стояла в построении четкой композиции. Поэтому выбраны не яркие оттенки, а приглушенный серый. Автор не захотел изобразить блеск уже выстроенного Петербурга, для него важным является факт строительства города на болоте, как из ничего может получиться столица огромного государства.

(2 votes, average: 5.00

Сочинение по картине Владимирка Левитана (описание)

Произведение относится к зрелому периоду творчества художника, написанное им с натуры во время проживания автора во Владимирской губернии и являющееся одним из трех крупных по размеру полотен художника.

Картина выполнена масляными красками на холсте.

Центральной темой картины является изображение грунтовой дороги, которая пролегает к востоку от Москвы. На протяжении многих десятилетий по данному тракту отправляли по этапу на каторжные работы заключенных.

В центре полотна представляется вид бескрайней равнины, разделенной пролегающей по ней дорогой, уходящей по переднему плану в глубину картины.

Иллюстрацией бескрайней пустынной дороги, предназначенной для тысяч горестных судеб, становится изображение одинокой человеческой фигуры в виде женщины, демонстрирующей жестокость человеческой жизни и собственную трагическую судьбу, которая характеризуется беспросветностью и отчаянием. Отличительной особенностью картины является применение художником особой цветовой тональности пейзажа в виде приглушенных красок, изображающих серый сумрачный день, а также необыкновенная прорисовка ухабов и неровностей тракта. При этом автор мастерски сохраняет многообразие богатых цветов, передавая природную красоту путем тончайших переходов между тонами, применяя колоритную свежесть в виде белеющей церкви и желтой полосы созревшей ржи на задней плане, противопоставленных однообразному унылому пейзажу.

Драматичное настроение произведения демонстрируется художником при помощи изображения мрачного неба, низко нависшего над землей, в сочетании с тяжелыми бегущими облаками, вызывающего печальные и тоскливые воспоминания. Тем самым смысловая нагрузка пейзажного полотна наполняется горьким чувством безысходности.

Картина «Владимирка» является одним из лучших пейзажных произведений художника, поскольку иллюстрирует многозначительность глубины смыслового авторского наполнения и особенную поэтическую грусть.

В настоящее время картина находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.

2 вариант

Картина «Владимирка» была создана Исааком Левитаном в 1892 году.

Художник, охотясь во Владимирской губернии, в один из дней случайно вышел к широкому тракту, увлекся зарисовыванием стоящего на нем верстового столба и узнал от местных жителей, что эта безлюдная теперь дорога — та самая Владимирка, Владимирский тракт, по которому столетиями шли в Сибирь в кандалах партии арестантов. Так возникает замысел картины, которая была закончена уже в Москве и которую высоко оценили современники художника.

Прямо от зрителя в даль необъятных полей уходит широкая дорога. Она вьется по пригоркам и теряется за горизонтом. По сторонам от нее узкие тропинки. На полях выжженная солнцем или потерявшая яркие краски от дорожной пыли трава, редкий невысокий кустарник. Чуть поодаль над кустами возвышаются несколько тонких стволов деревьев. В поле нет цветов, разнотравья.

Художник великолепно передает тонкости рельефа: вот по сторонам дороги канавы, в которые во время дождей или таяния снега стекает вода, оставляя дорогу сухой, вот низкие кочки, пригорки. Самая обычная местность средней полосы России.  Взгляд зрителя останавливается на тропинке, пересекающей большую дорогу.

Она выходит из-за холма слева, а с другой стороны от Владимирки теряется в траве.

Под узкой двускатной крышей – икона. Видимо, на нее остановилась помолиться прохожая богомолица. Маленькая фигура человека в черном длинном одеянии, с котомкой за плечами, теряется в пространстве полей, кажется еще меньше.

Большую часть холста занимает серое небо. По нему рассеяны кучевые облака, но они лишь слегка выделяются своими светлыми краями на однообразно сером фоне.

Невозможно сказать, сгустились ли тучи и следует ли ждать непогоды, или эта серая завеса скоро вдруг прояснится, открывая голубые просветы. Кажется, что ближе к горизонту тучи выглядят более свинцовыми, темными.

С другой стороны, именно оттуда каким-то чудом пробился солнечный луч, осветивший белоснежный храм.

Бедная красками, невзрачная природа и широкая дорога, притягивающая взгляд зрителя, — всё это заставляет задуматься о судьбе страны, народа, о тех испытаниях, через которые прошли тысячи простых людей, идущих этим путем.

Тяжелые, горестные раздумья будит картина…В годы, когда она создавалась, по Владимирке уже не шли каторжане, к месту ссылки преступников перевозили на поездах.

Зарастает по краям дорога, но возможно ли забыть о всех страданиях и бедствиях, которые пришлось вынести народу?

`

История[ | ]

12 мая 1892 года Левитан вместе со своей спутницей, художницей Софьей Кувшинниковой, уехал из Москвы во Владимирскую губернию. Они поселились в деревне Городок, расположенной на реке Пекше, недалеко от станции Болдино Московско-Нижегородской железной дороги. В письме Павлу Третьякову от 13 мая Левитан сообщал: «Поселился я в довольно милой местности и думаю поработать». Там же он провёл и лето 1892 года. Ныне деревня Городок входит в состав деревни Пекша Петушинского района Владимирской области. Дом, в котором жил Левитан, впоследствии был превращён в дом-музей, но 22 августа 1999 года он был уничтожен пожаром.

Картина «Владимирка» в Левитановском зале ГТГ

О том, как у Левитана зародилась идея написать полотно «Владимирка», рассказала Софья Кувшинникова. Как-то, возвращаясь с охоты, вышли они на старое Владимирское шоссе. Кувшинникова так описывала их впечатления: «Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинное полотно дороги белеющей полосой убегало среди перелесков в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок, а старый покосившийся голубец со стёртой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Всё выглядело таким ласковым, уютным». И вдруг Левитан вспомнил, что это была именно та самая Владимирка. Сразу же вспомнились заключённые в кандалах, идущие по этой дороге в Сибирь. В последующие дни художник неоднократно возвращался к этой дороге, чтобы писать этюд к будущей картине — он завершил его в несколько сеансов. После этого он уехал в Москву, чтобы как можно скорее написать задуманную им картину. Под свежим впечатлением от пейзажа, увиденного на старом Владимирском шоссе, работа над полотном шла быстро и вдохновенно. Закончив картину, Левитан написал на ней её название — Володимiрка

. Это было необычным для художника шагом — как правило, он названия на полотнах не надписывал.

Вместе с четырьмя другими произведениями Левитана, среди которых были «Лесистый берег, сумерки», «Лесной пожар», «Осень» и «Под вечер», картина «Владимирка» (под названием «Владимирка, большая дорога») экспонировалась на 21-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1893 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву. Петербургская критика практически не писала о пейзажной части выставки, только в «Петербургской газете» (№ 47 за 18 февраля 1893 года) было отмечено, что для неё были подобраны «самые неприглядные „серые“ мотивы», а подписавшийся псевдонимом Л. Х.

автор статьи восклицал: «Что может быть скучнее „Владимирки. Большой дороги“ г. Левитана…». После переезда выставки в Москву в прессе появилось больше отзывов о картине, значительная часть которых была положительной, — в частности, похвальные отзывы написали Владимир Сизов, Владимир Грингмут («Московские ведомости») и Михаил Корелин («Русская мысль»).

Несмотря на положительные отзывы, во время выставки полотно куплено не было. Через год, в марте 1894 года, Левитан подарил картину Третьяковской галерее — в письме к Павлу Третьякову от 11 марта 1894 года он писал: «„Владимирка“, вероятно, на днях вернётся с выставки, и возьмите её и успокойте меня и её».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: