Василий григорьевич перов. «сельский крестный ход на пасхе». 1861, гтг. — презентация

Император во власянице

Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий имел обыкновение каждый раз, отправляясь в поход, совершать со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им предавалось столь большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

Какие требы составляли основу дохода духовенства

  Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства. Людям разрешалось проводить их только в том приходе, к которому они были приписаны. Так что крестьянам волей-неволей приходилось раскошеливаться. Ведь только в церкви велись метрические книги, куда вносились все данные о рождении и смерти, а также о вступлении в брак. Кстати, венчание было самым дорогим удовольствием.

  С учётом того, что в среднем в приходе было 400-500 хозяйств, что составляло 2-3 тыс. человек, вряд ли требы проводились часто. От силы 100-150 раз в году. Какой уж тут доход…

  Конечно, имелись ещё и второстепенные требы, которые можно было заказать в любом другом приходе. Не сложно представить, что из-за конкуренции цены порой сильно сбивались.

   Кроме того, крестьяне считали, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь батюшка должен совершать без всякого жалованья. В общем, священники и не мечтали получать денежное довольствие от прихода, впрочем, надежд, что его станет платить государство также не было.

Самая недостоверная

  • «Охотники на привале» (1871)
  • Холст, масло. 119 x 183
  • Государственная Третьяковская галерея

Увлеченных охотничьими байками персонажей художник писал со своих знакомых. Рассказчик — врач Дмитрий Кувшинников послужил прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова — Софья Петровна являлась хозяйкой литературно-художественного салона, в котором бывали Перов, Левитан, Репин, Чехов. В какой-то момент между ней и Левитаном, который был младше ее на десять лет, разгорелся роман. Парочка уединялась на этюдах. А досталось за это Чехову, Попрыгунья которого получилась уж очень похожей на Софочку. Левитан вызвал писателя на дуэль, но друзьям удалось ее расстроить.

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова. Молодой охотник, увлеченный рассказами старших, — 26-летний Николай Нагорнов — будущий член московской городской управы. Знатоки охоты, отдавая должное познаниям Перова — он сотрудничал в журнале «Охота и природа», находили неточности. Тушка зайца-русака, например, не повреждена — по правилам псовой охоты, убитого зверька нужно было ткнуть ножом между лопаток, отрезать ему передние лапы и вставить в седло. Непонятно, как героям удалось разом подстрелить лесную птицу и зайца — обитателя полей. Случайным выглядит рожок — его использовали на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но стаи гончих здесь не наблюдается. А брошенное на землю ружье — и вовсе ни в какие ворота. Опытный охотник никогда не положит его дульной частью на землю, дабы не засорить канал ствола.

Напился до чертиков в 13 лет

Вообще-то он Васильев — внебрачного сына губернского прокурора, барона Георгия (Григория) Карловича Криденера, записали на крестившего его дьячка. Мать, Акулина Ивановна, сошлась с Криденером, похоронив мужа. Некоторое время родители Василия жили невенчанными, и, хотя позже скрепили союз в церкви, их сыну не достались ни фамилия, ни знатный титул.

И быть бы ему Васей Васильевым, если бы не способности к рисованию. Отец отдал сына в частную школу в Арзамасе — тот выписывал пером буквы так искусно, что заслужил соответствующее прозвище, которое со временем и стало фамилией. Однажды вместе с однокурсниками 13-летний Василий был зван на именины. Оторвались так, что домой юношу доставил извозчик совершенно пьяным. Перов чудом не был отчислен.


Автопортрет Перова (1870)

О личной жизни художника известно немного. В 1862-м он женился на племяннице профессора Ленинградской консерватории Елене Шейнс. Но всего через пять лет супруга, а следом за ней двое старших детей умерли. В живых остался только сын Владимир — он тоже стал художником. Через пять лет после смерти первой супруги живописец женился снова. Детей в браке не было, но они появлялись на его полотнах — и было понятно, что автор всем сердцем любит и жалеет своих героев.

«Чаепитие в Мытищах» (1862)

Путники, следующие на поклонение в Троице-Сергиеву лавру, обычно останавливались в Мытищах, известных источниками чистой питьевой воды. На своем холсте художник изобразил сцену в придорожной «чайной». За столом с самоваром полулежа пьет чай, утомившийся с дороги тучный священнослужитель. Одет он в красивую рясу. Рядом с ним лежит дорогой саквояж.

К этому же столу подошли нищие прохожие. Маленький босой мальчик в лохмотьях робко держит свою шапку для подаяния. Инвалид войны с наградами на рваном сюртуке протягивает свою жилистую руку в надежде на милость со стороны самодовольного церковника. Сытый голодного не разумеет. Ни один мускул не дрогнул на самодовольном заплывшем жиром лице пастыря. Он демонстративно и брезгливо повернул голову в другую сторону.

А. Бенуа пишет:

Через пространство и время

Один из основателей передвижничества, Илларион Михайлович Прянишников, приступил к реализации замысла картины «Крестный ход» в последний год своей жизни. Ввиду сложности и объемности полотна автор так и не успел его закончить — умер в возрасте 53 лет.

Среди общепризнанных достоинств И. М. Прянишникова — умение изображать различных людей, гармонично объединяя их в рамках одного сюжета. Пестрая толпа деревенских жителей мгновенно перестает быть таковой, начни мы рассматривать каждую фигуру в отдельности. Какие разные перед нами предстают люди — хорошо одетые пары, молодые девушки с кокетливыми зонтиками перемешиваются с простыми старушками в косынках и бедно одетыми путниками.

По сравнению с более известной репинской работой, «Крестный ход» Прянишникова лишен острого социального конфликта, картина спокойна и созерцательна. Рассматривая ее, можно уловить динамичное движение — кажется, вот-вот вся это многочисленная масса людей прошествует мимо зрителя, устремляясь за большим парадным крестом и иконами. Крестный ход, изображенный Прянишниковым, словно увлекает зрителя за собой, делает пространство и время условными, является зримым выражением единства русских людей друг с другом и с Церковью Небесной, торжествующей.

***

Таким предстает перед современным зрителем крестный ход XIX века. В нем проявляется и подлинное единение, и искреннее религиозное чувство, благоговейное прикосновение к святыне. Но в нем есть место и показному благочестию, и внутренним противоречиям. В крестном ходе каждый проявляет свою суть, то главное начало, носителем которого он является. Потому что крестный ход в широком понимании — это сама жизнь.

Тема крестного хода — не просто очередной сюжет для картины, а символ, соединяющий в себе и единство русского общества, и путь духовного роста и совершенствования православного христианина, и саму его жизнь. Для русского человека крестный ход был переживанием непосредственного присутствия Бога и Его святых. И обращение известных художников к этой теме в переломные моменты собственной жизни и жизни российского общества — не случайность, а закономерность.

Оксана Баландина

17 августа 2015 г.

«Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)

Эта картина близка к жанровым полотнам П. Федотова. Вместе с тем это перовское произведение наполнено трагическим смыслом и безысходностью. Критики Перова видели в нем идею «столкновения» и «противостояния» двух антагонистических миров, указывая на сходство с «темным царством» А. Н. Островского. И. Крамской на вопрос П. М. Третьякова о качестве картины, отозвался так:

Эта работа вовсе не страдает деталями и перегруженностью людьми. Все персонажи прекрасно выражают художественную идею автора.

Описание картины

Перед нами сцена из купеческой жизни – приезд гувернантки. Хозяин дома надменно рассматривает девушку.  Широко расставив ноги, небрежно запахнув халат и приставив руку на бок, он показывает свое превосходство перед ней. Слева от него стоит сын. Купчик под стать своему отцу: всей позой выказывает неуважение к гостье. Заложив руки назад, выпятив живот, скрестив ноги, неудосужившись повернуться лицом, он смотрит на нее искоса. Художник, комментируя картину, указывал на «бессовестное любопытство» этого отвратительного персонажа.

Позади купца показалась голова купеческой жены. Ее взгляд важен и высокомерен.

Старшая дочь видит в гувернантке объект для насмешек.

На стене гостиной висит портрет основателя этого темного царства, которое пытается за пристойной внешностью скрыть зверскую сущность.

Только девочка в розовом платье проявляет искреннее любопытство к гувернантке. «Розовый» цвет в художественном мире живописца означает душевную чистоту.

Гувернантка почтительно склонила голову перед надменными хозяевами дома. В ее руках рекомендательное письмо, которое она пытается достать. В этом жесте сквозит неуверенность и «чужеродность» купеческому миру, предчувствие будущей гибели.

За входной дверью выглядывают слуги. Их отношение к событию неоднозначное. Они искренне радуются встрече с новой гувернанткой и одновременно сочувствуют ей, понимая унизительное положение своего сословия.

Картина «Приезд гувернантки» — одна из лучших работ из «энциклопедии» русских типажей.

Презентация на тему: » Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ.» — Транскрипт:

1

Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ

2

ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ М осковское училище живописи и ваяния времён учения в нём Перова отличалось от Петербургской Академии большей свободой. Это, в частности, выражалось в том, что учащиеся сами могли выбирать темы для «программных» картин. Что и сделал Перов, готовясь участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль. Но сформулированный замысел вызвал недоумение в академическом совете и был отвергнут «за непристойное изображение духовных лиц».

3

ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ П еров уступил совету, заменив этот сюжет сюжетом «Проповеди в селе», за которую и получил чаемую награду – она давала право на заграничную пенсионерскую поездку. Но прежнего своего замысла молодой живописец не оставил и ещё до отъезда за границу «Крестный ход» всё-таки написал. Будучи выставленной в 1862 году на постоянной выставке Общества поощрения художеств в Петербурге, картина произвела эффект взорвавшейся бомбы.

4

ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ В скоре её приказали снять с выставки. Заговорили о том, что как бы Перову вместо Италии не попасть на Соловки. Делались предупреждения и П.М. Третьякову, успевшему приобрести это полотно. Ожидался запрос от Синода по поводу покупки «безнравственных» полотен. Но всё обошлось. В скоре её приказали снять с выставки. Заговорили о том, что как бы Перову вместо Италии не попасть на Соловки. Делались предупреждения и П.М. Третьякову, успевшему приобрести это полотно. Ожидался запрос от Синода по поводу покупки «безнравственных» полотен. Но всё обошлось.

5

ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Для картины характерно «барельефное» расположение персонажей, что позволяет последовательно рассматривать их. Этот композиционный приём, к слову, сближает это полотно с ивановским «Явлением Христа народу».

6

ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Большую часть холста занимает небо (оно несёт очевидную символическую нагрузку). Это стало возможным благодаря тому, что праздничая процессия выстроена в движении справа налево – как бы «срываясь» вниз.

7

ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Эффектная деталь – перевёрнутая икона в руках пьяного старика, одетого в лохмотья. Она подчеркивает степень «ликования» празднующих Христово воскресенье.

8

ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ ВасилийГригорьевичПеров. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Христов праздник Ещё один символ – пасхальное яйцо, раздавленное пьяным священником. Слева от священника изображён дьякон, в попытке спасти яйцо не удержавшийся на ногах и выронивший в грязь молитвенник.

9

Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ Симво л НебоНебо ИконаИкона «Барел ьеф»

Самая недооцененная

  • «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)
  • Холст, масло 44 x 53,3 см
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картину часто ругали за сухость колорита. Искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, заведующий Отделом нового русского искусства Третьяковской галереи, о. А художник Иван Крамской решил, что на картине чересчур многолюдно: «Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят».

Рождение традиции

Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Однако во времена гонений на последователей евангельского учения они были сопряжены с немалым риском, а поэтому совершались втайне, и сведений о них почти не сохранилось. Известны лишь отдельные рисунки на стенах катакомб.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага.

Далее летописи сообщают, что столетие спустя епископ Газский Порфирий, прежде чем возводить на месте разорённого языческого капища очередной христианский храм, совершил к нему крестный ход чтобы освятить землю, поруганную идолопоклонниками.

В единении с природой

Картина Алексея Петровича Боголюбова «Крестный ход в Ярославле» была создана почти в то же время. Имя А. П. Боголюбова, внука А. Н. Радищева, основателя Радищевского музея, хорошо известно в Саратове.

Боголюбов был одним из талантливых художников-реалистов XIX века. Он рано остался без отца и воспитывался доброй, нежной матерью, которая была глубоко верующим человеком.

Эта работа была написана в 1863 году, во время одного из путешествий по России цесаревича Николая Александровича. Боголюбов входил в свиту наследника. В июне путешественники несколько дней провели в Ярославле, где осматривали соборы и монастыри.

В этюде мотив крестного хода является для Боголюбова средством «оживить» пейзаж. Несомненно, художника гораздо больше привлекала сама церковь. Боголюбов интересовался древностями и хорошо в них разбирался. А церковь Ильи Пророка была одним из немногих памятников архитектуры середины XVII века, почти полностью сохранившим свой первоначальный облик.

Несмотря на явно пейзажный характер работы, картина пронизана высоким духом единения. Светлый, ясный день, вокруг храма шествует пестрая толпа прихожан с хоругвями и иконами

Помимо открытой проповеди Православия, крестный ход имеет еще одно важное назначение — освящение земли, жизненного пространства народа. Картина Боголюбова «Крестный ход в Ярославле» была написана в период духовных и эстетических исканий художника и показывает переход в его творчестве от романтического пейзажа к эпическому

Этюд «Крестный ход в Ярославле» был подарен Боголюбовым профессору Московского университета И. К. Бабсту. Сейчас картина находится в экспозиции Радищевского музея, куда поступила от наследников профессора.

Социальный конфликт

В начале 80-х годов XIX века появилась на свет картина Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход в Курской губернии», и это появление стало знаковым событием в истории русской живописи, показав направление духовных и творческих исканий автора. Это было время общественного кризиса и углубления социальных противоречий, что нашло отражение в настроении картины.

Репин воспитывался в благочестивой семье. Мать художника отличалась религиозностью. Не раз она с маленьким Ильей совершала путешествия в Кочетов за семь верст, где находилась явленная чудотворная икона, которую носили на колодец. Став взрослее, Репин работал над созданием икон в местной церкви, расписывал стены храма, видел в этом свое призвание.

В 1863 году Репин поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств. Выпускной работой художника, за которую он получил большую золотую медаль, была картина «Воскрешение дочери Иаира».

Обращение И. Е. Репина к теме крестного хода не является случайным. Советские искусствоведы, словно оправдывая художника, трактовали эту картину как антирелигиозную. Современники художника видели в картине совсем другой смысл. Для православных русских людей крестные ходы были особенным способом выражения веры. Художник трудился над ней несколько лет, ездил в окрестности Курска, в знаменитую Коренную пустынь, славившуюся своими крестными ходами, побывал в Киеве и в Чернигове. Сделал сотни набросков и эскизов.

Художник использует прием противопоставления персонажей, характеров. Так, он противопоставляет горожанок, несущих с благоговением пустой киот из-под иконы, помещице, самодовольно несущей саму икону. Не менее сильно противопоставление исступленно верующего горбуна, слабого хромоножки, опередившего всех, толпе. Фигура горбуна предельно одухотворена, лицо его полно волевой твердости и страстной устремленности. Красота образа воплотилась в силе душевного порыва.

В огромном шествии отчетливо проработано каждое лицо, не только главных персонажей, но и тех, которые едва видны

Все участники шествия охвачены одним чувством важности происходящего, но каждый человек — четко охарактеризованная индивидуальность со своим восприятием, со своими думами

Творческий путь художника

Стало привычно воспринимать Перова убежденным сторонником искусства критического реализма. Между тем на весь его сложный творческий путь оказывали большое влияние жизненные кризисы и творческие изломы.

Творчество художника во многом отвечало на запросы времени и формировало общественные настроения.

Его можно условно разделить на три периода: «поэзия скорби», поиски «отрадного» и уход в «монументальные» жанры.

К «Поэзии скорби» относятся работы, написанные до 1870 года. На полотнах появляются представители социальных низов, искаженные голодом и непосильным трудом. Эти образы вопиют о неправильном общественном устройстве, призывают к судилищу, превращая зрителя в защитника слабых и обвинителя сильных. Без преувеличения Перова называют художником «детства». На многих его работах представлены несчастные дети, столкнувшиеся с сиротством, бездомностью, нищетой.

К поискам «отрадного» живописец обращается благодаря запросу общества, которое устало от несбывшихся социальных надежд. Его полотна стали отличаться мягким юмором, лирикой, фельетонностью. При всем этом художник не смог преодолеть свою внутреннюю неудовлетворенность. В то самое время в русской живописи предстали перед публикой молодые художники, опередившие Перова. В художественном кругу на первое место вышел Репин. Перов же не привык числиться на вторых ролях.

Уход в «монументальные» жанры произошел на закате жизни мастера. Начались бесконечные эксперименты. Перов бросает камерные жанры и сосредоточивается на религиозной и исторической живописи, на «переосмысленном» фольклоре, модернизирует манеру письма… В конце жизни обостряется интерес художника к истории, и он задумывает написать триптих о Пугачевском бунте. Из трех запланированных картин («Помещики и крестьяне», «Восстание», «Суд Пугачева») написан был лишь «Суд Пугачева» (1879).

Картины этого периода носят монументальный характер и близки к витающим в воздухе настроениям эпохи. Например, историческое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1881), рассказывающее о столкновении староверов и никониан у трона царевны Софьи. Так совпало, что в это время над все той же темой борьбы «старого и нового» работает Суриков («Утро стрелецкой казни»).

Многое из начатого Перов не завершил. Ему не хватило жизни реализовать свои замыслы.

Искусство Перова как художника заключается в том, что он постоянно искал неизведанные пути, овладевал новыми приемами и имел собственные стилистические особенности. На протяжении десятилетия мастер оставался лидером русской живописи. В конце творческого пути ощутил непонимание бывших единомышленников и охлаждение публики. Перов прожил жизнь, наполненную потерями, сомнениями и разочарованиями, поэтому в работах художника отражен его внутренний мир.

М. Нестеров дал верную оценку всему творчеству художника:

Уважаемый читатель! Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с «поэзией скорби» Перова?

Самая страшная

  • «Утопленница» (1867)
  • Холст, масло, 68х106 см
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва

Выловленное из Невы безжизненное тело — как иллюстрация из криминальной хроники. Добиться достоверности художнику помогло посещение морга, где он нашел труп молодой девушки. Провожатый Перова бесцеремонно сдергивал с покойников простыни, приговаривая: «Эво! Сколько у нас красавиц-то! Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща». Художник выбрал. Провожатый, взвалив труп на плечо, пошел из ледника в комнату мастера. Там он бросил ношу на пол. И художник, вглядевшись, обомлел: то была знакомая ему проститутка Фанни — он писал с нее богородицу. Почему с проститутки? Да другой натурщицы не нашлось. Девушек для позирования поставляли бордели, потому что «порядочных» барышень надо было еще уговорить раздеться за гроши. Перов вспомнил, как в разгар работы Фанни узнала, кем желает ее изобразить художник. А узнав, застыдилась. Кое-как натянув чулки, она в слезах сбежала из мастерской.

В действительности Фанни не утопилась, а умерла от оспы. К тому времени она даже вышла замуж. Но судя по картине, складывается впечатление, что именно «пониженная социальная ответственность» довела несчастную до самоубийства.

Воздушные крестные хода

Любопытно отметить, что в наш век научно-технического прогресса появилась абсолютно новая неканоническая форма проведения крестного хода с использованием технических средств. Под этим термином обычно подразумевается перелёт, совершаемый группой священников с иконой на самолёте, совершение ими молебнов в определённых местах.

Начало ей было положено в 1941 году, когда таким образом был обнесён вокруг Москвы чудотворный список Тихвинской иконы Божьей Матери. Эту традицию продолжили уже в перестроечные годы совершив облёт границ России, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. Считается, что, сколько длится крестный ход, совершаемый на самолёте, столько времени благодать Божья ниспосылается на землю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: