Происхождение
Родился в Тобольске в начале января 1834 года (точная дата не известна, возможно, 2-е или 4-е число). Отец барон Криденер, губернский прокурор, женился на матери Василия после рождения сына (это был его второй брак), поэтому ребёнок считался незаконнорожденным и не мог носить фамилию отца и наследовать баронский титул. В документах первое время мальчик упоминался как «Васильев» (Василием звали крёстного). Перовым он стал с лёгкой руки дьячка, который учил мальчика грамоте, за старание и прилежание на уроках письма, где перо было главным инструментом.
Василию было несколько лет, когда отец оставил службу (дружил с декабристами, за что и был уволен). Семья в поисках доходного места некоторое время колесила по России, побывав в Архангельске, под Дерптом, в Самарской губернии. В 1842 году отец устроился управляющим в имение помещика в Нижегородской губернии.
Как «лечили» пьяниц
В средневековых травниках встречается множество рецептов от пьянства. Например, рекомендации добавлять в спиртное порошок из толченых клопов, слизь жаб и лягушек, конский навоз и даже трупных червей.
Относительно близким к медицине можно считать такой метод. На больного алкоголизмом напускали пчел, которые его вовсю жалили, а потом подносили стопку. Это вызывало подобие анафилактического шока, и человек уже боялся пить, чтобы не умереть.
Если к представителям высших слоёв общества ещё относились снисходительно (например, во время застолий к перебравшим спиртного приставлялись специальные люди, выводившие их «проветриться» и облегчить желудок), то для простых крестьян или ремесленников возлияния могли закончиться плачевно – в лучшем случае насильственным «лечением», а в худшем — плетями, тюрьмой, а то и смертью.
Зрелость и последние годы
Работе художник отдавал всё время. В 1873 году выставлялся в Вене. Затем он отправился в путешествие на Волгу, в Оренбургскую губернию – «Суд Пугачёва» Василия Григорьевича Перова стал результатом длительных поездок и кропотливого изучения материалов по той странице истории России. Простудившись в дороге, художник серьёзно заболел – в 1874 году у него началась чахотка.
С этого времени изменилось не только физическое, но и душевное состояние Перова, что неизбежно отражалось в живописи – художник метался, в своих произведениях он стремился охватить всё: и религию, и историю, и литературу.
В 1881 году ослабленный чахоткой организм художника не справился с тифом и воспалением лёгких, которые на 49-м году жизни стали причиной смерти гениального художника-реалиста, русского «певца скорби», выразителя боли народной и обличителя несправедливости Василия Григорьевича Перова. Живописца не стало 10 июня 1882 года.
Выразительные средства
Картина имеет простой сюжет, но он несет большое эмоциональное напряжение. Для его описания художник использует сложные художественные средства:
- Единую тональность, передающую холод и чувство одиночества. Если на переднем плане присутствуют теплые оттенки, ближе к горизонту изображение становится более темным и холодным.
- Желтый цвет в виде небольших вкраплений и отдельных пятен. Окна кабака светятся тусклым желтым цветом. Он перекликается с цветом желтого неба, освещенного последними лучами солнца. Скоро темнота окутает весь город и скроет от взглядов дома, людей и сани. Теплые, на первый взгляд, оттенки не согревают, а несут тревогу и некоторую болезненность.
- Окружающее пространство написано широкими мазками. Для него автор использует темно-серые и коричневые цвета. Такой выбор палитры только усиливает ощущение тоски и делает картину печальной.
Полотно является наиболее зрелым и совершенным по художественному исполнению и описанным образам произведением Перова. На картине изображен один эпизод крестьянской жизни, глядя на который, зритель ощущает беспросветную нужду и тяжесть жизни крестьян в царской России.
Перов с передвижниками
В 1869 году Василий Григорьевич с энтузиазмом ухватился за идею Мясоедова создать Товарищество передвижных выставок и взялся за его московскую часть. Административной работой Товарищества Перов занимался в течение следующих семи лет.
На показах передвижников особой популярностью пользовались сюжеты на житейские и бытовые темы, близкие большей части зрителей и потенциальных покупателей. Так, на 1-й в истории выставке ТПХВ были показаны «Рыболов» и «Охотники на привале», которые позже отправились на Всемирную выставку, а также некоторые портреты.
В 1871 году Перов начинает преподавательскую деятельность в МУЖВЗ.
Наследие
Работы Перова по большей части принадлежат российским музеям, в основном Третьяковской галерее, немало их в Государственном Русском музее, но есть и в Саратове, Рязани, Чебоксарах, Самаре и других городах.
Наиболее известны полотна:
- «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866);
- «Тройка» (1866);
- «Последний кабак у заставы» (1868);
- «Сцена у железной дороги» (1868);
- «Портрет В.В. Безсонова» (1869);
- «Портрет А.Ф. Писемского» (1869);
- «Птицелов» (1870);
- «Охотники на привале» (1871);
- «Портрет А.Н. Островского» (1871);
- «Портрет В.И. Даля» (1872);
- «Портрет Ф.М. Достоевского» (1872);
- «Голубятник» (1874);
- «Плач Ярославны» (1881).
Историческая правда – главное достоинство бессмертных произведений великого Перова.
Василий Дмитриевич Поленов 1844-1927
Краткая биография художника Сурикова Василия Ивановича
Биография художника Тропинина и его «счастливое дарование»
Учёба в провинции
В Арзамасе прошли годы учёбы Василия. В период 1843-1846 гг. он учился в уездном училище, живя при нём под присмотром учителя. В это время мальчика уже влекло к рисованию – когда-то он видел, как работает художник, приглашённый отцом, и это очень впечатлило ребёнка. Теперь он, выкраивая время для любимого занятия, много рисует. Отец, прислушавшись к сыну, в 1846 году отдаёт его в художественную школу Арзамаса, которая была первой в России школой живописи, открытой в провинции – плата за учёбу здесь была невелика, а профессия при наличии таланта была уважаемой и доходной. Основатель школы, её руководитель, педагог А.В. Ступин наличие дарования у старательного «Васеньки» заметил с первых уроков, а усердие и трудолюбие самого ученика позволили ему раньше других перейти от карандаша к масляным краскам. Заниматься мешала только зависть некоторых одноклассников к успехам и таланту Перова. У него не было желания тратиться на конфликты и, не окончив школу, в 1849 году он уехал к родителям.
Интересные факты из биографии художника
- Василий Григорьевич родился в семье древнего рода, берущего начало в XIV веке. Его отец — барон Крюгенер служил губернским прокурором, а позже управляющим поместьем семьи Языковых. Несмотря на принадлежность к роду, будущий художник не получил ни фамилии отца, ни его титула. Мальчик был рожден вне брака, и даже то, что его родители позже все же узаконили отношения, не дало ему право на наследство.
- Так и осталась неизвестной точная дата рождения знаменитого живописца. В одних источниках указывается 2 января, в других — 4 января 1834 года. По старому стилю датой рождения считается 21 декабря либо 23 декабря 1833 года.
- Перов имел очень плохое зрение. Причиной тому стала перенесенная в детстве болезнь. В 1842 году семья Крюгенеров переехала в село Саблуково, мальчик переболел оспой. Но это печальное событие не помешало его дальнейшей творческой деятельности.
- По законам Российской империи, незаконнорожденный младенец не мог получить родовую фамилию своего отца. Семья мальчика была вынуждена дать ребенку фамилию его крестного. Так Василий Григорьевич получил фамилию Васильев. Но спустя годы вся империя будет знать его как Перова. Эта фамилия произошла из детского прозвища живописца. Первый учитель Василия заприметил его талант к рисованию, и прозвал Перовым, после чего прозвище прочно прикрепилось к мальчику.
- Будучи учеником в художественной арзамасской школе, Перов сильно повздорил с сокурсником. Он объявил, что не намерен терпеть оскорбления, и покинул стены учебного заведения, не доучившись в нем до конца. Жизнерадостный вначале своего жизненного пути, художник становился с каждым годом все более угрюмым и замкнутым, что отчетливо можно увидеть в его творчестве. Василий Григорьевич все же закончил художественное образование, но уже позже, в Московском училище живописи и зодчества.
- Перов дважды вступал в брак. Первая его жена Елена Шейнс скончалась уже через пять лет брака, вместе с двумя сыновьями. Через пять лет художник вновь женился, на Елизавете Другановой, с которой и провел остаток жизни.
- Несмотря на то, что после смерти первой жены Перов снова вступил в брак, он пронес ее образ с собой сквозь все последующие годы. Черты Елены можно увидеть в некоторых женщинах, изображенных на его работах. Девочка из картины «Тройка» и девушка с картины «Дворник-самоучка» — самые яркие и очевидные тому примеры.
- У художника остался единственный сын от первого брака. Владимир Васильевич так же, как и отец, посвятил свою жизнь искусству. Он обучался рисованию у Василия Григорьевича, а позже окончил то же Московское училище живописи, что и его родитель. Работы Владимира Васильевича сохранены в коллекциях Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.
Великие художники
Перов Василий Григорьевич «Последний кабак у заставы «, 1868
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Реализм
Конец 1860-х годов отмечен в творчестве В.Г.Перова рядом стилистических изменений: художник в своих работах освобождается от обилия персонажей, резких обличительных характеристик и пестроты колорита. Живописная палитра мастера усложняется, а раскрытие фабулы развивается по пути более широкого обобщения и драматизма. В сумрачном свете холодного зимнего вечера зловещим символом предстали на фоне лимонно-желтого закатного неба царские орлы заставы. Тускло светятся окна кабака, где крестьяне, приехавшие в город, пропивают вырученные за день гроши. Под резкими порывами ветра зябко съежилась в санях жалкая фигурка, закутанная в платок. Это крестьянка ожидает загулявшего кормильца. Пространство картины играет активную трагическую роль, печальными аккордами звучат темные серые и коричневые тона, наложенные экспрессивными мазками, усиливая ощущение тоски и безысходности. Нет ни малейшего просвета, лишь пробирает до костей ледяной холод в этом пустынном мрачном месте. В зрелом творчестве художника Перова становится очевидным мотив глубокого сострадания человеку как жертве жестокой социальной несправедливости.
Поделиться
Тэги: Великие_Художники,искусство,Перов,Реализм,Третьяковка
Живопись
Школа живописи была окончена Перовым в 1861 году. В копилке художника оказалась золотая медаль 1-го класса за произведение «Проповедь в селе». Описав бытовой сюжет и специфичный социальный срез, в том же году Перов создал картину, аналогичную по стилю и тематике, «Сельский крестный ход на Пасху».
Картина Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасху» / Третьяковская галерея
Оба произведения описывали российскую действительность, невежество и безнравственность, царящие в низших слоях населения. Критики обсуждали работы мастера, его смелость, мастерство. Дискуссии вокруг произведений привели к тому, что картину было запрещено демонстрировать в России. Но ее приобрел Павел Третьяков под страхом неодобрения Синода и ссылки для автора творения.
Несмотря на споры вокруг творчества, Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах». На ней ленивый священник находится за столом и пьет чай, а рядом стоят голодающие нищие, которых верный слуга не подпускает к господину.
Картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» / Третьяковская галерея
1862 год принес Перову стипендию и содержание, пожалованное Императорской академией художеств, а значит, он мог отправиться за границу
Бывая в европейских городах, живописец делал зарисовки бедных кварталов, обращал внимание на работу простолюдинов и жизнь обездоленных. Сюжеты, подмеченные им, легли в основу картин «Слепой музыкант», «Парижская шарманщица» и др
Вдали от дома Перов тосковал и до завершения стажировки за рубежом просил Совет академии художеств о возвращении на родину. Художник мотивировал свое желание отсутствием вдохновения и удовлетворенностью от созданных на чужбине работ.
Картина Василия Перова «Тройка» / Третьяковская галерея
На родной земле он продолжал работать в направлении реализма, интересуясь социальным контекстом. К 1860-м на картинах автора появлялись городские дети, служащие высокопоставленных чиновников, крестьяне. В 1869-м Перов стал участником кружка «передвижников». Товарищество передвижных художественных выставок впервые открыло экспозицию в 1871 году. На ней, помимо картин «Рыболов», «Охотники на привале», Перов представил и несколько портретов.
Василий Перов пробовал себя в качестве педагога, преподавая в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, а также делал первые шаги на литературном поприще. Его рассказы имели в основе сюжет о художественном опыте мастера. Из-под пера художника вышли «Тетушка Марья», «На натуре (Фанни под № 30)».
Картина Василия Перова «Охотники на привале» / Третьяковская галерея
Несколько абстрагировавшись от социальной тематики, Перов увлекся зарисовками жизни русской деревни и портретами. На его полотнах появлялись литераторы Александр Островский, Иван Тургенев, кисти автора принадлежит «Портрет Ф. М. Достоевского». Последний называют ярким примером русской портретной школы.
Василий Перов проникся интересом к исторической живописи и собирался написать 3 полотна, посвященные восстанию Емельяна Пугачева. Свет увидела только картина «Суд Пугачева». Остальные сюжеты сохранились лишь в виде набросков. В 1881 году автор завершил последнюю работу «Никита Пустосвят. Спор о вере».
История создания полотна
Однако в 70-х годах сюжеты его картин резко меняются. Перов уходит от изображения острых социальных проблем. Причин на это могло быть несколько. Некоторые исследователи его творчества полагают, что толчком к переменам стало крушение идеалов прежнего времени.
На мой взгляд, изменения были спровоцированы личной трагедией. В конце 60-х годов XIX от эпидемии умирают жена и дети живописца. После этого Перов начинает тяготеть к изображению простых, “незаметных” людей, а главное – радостей, что дают им силы жить и наслаждаться жизнью. Наверное, Перов и сам искал успокоение в своих работах.
Василий Перов «Охотники на привале», 1870-е годыМестонахождение картины: Николаевский областной художественный музей имени В. В. Верещагина, Николаев, Украина
Василий Григорьевич обожал природу, был заядлым охотником и рыбаком. Эти увлечения помогли ему великолепно изобразить сюжеты ряда полотен – «Рыболов», «Птицелов», «Ботаник». Но особое место в творчестве художника, конечно, занимает самая популярная его картина – «Охотники на привале».
Признание творение получило на первой же выставке. Более того, Перов написал повтор картины. Первый вариант находится в Третьяковской галерее, второй – в Государственном Русском музее. Сегодня «Охотники на привале» есть в двух столицах России.
Василий Перов «Охотники на привале», 1870Картина находится в Русском музее, Санкт-Петербург, Россия
Интересные факты о творчестве Василия Перова
- Перова иногда называют певцом народной скорби. В глазах персонажей на его картинах можно увидеть беспросветную тоску и горький упрек. Чаще всего художник изображал на своих произведениях простых крестьян, их жен, детей и скромный быт. Это отчетливо заметно в таких работах как «Проводы покойника», «Гитарист-бобыль», «Сцена у железной дороги».
- Василий Григорьевич написал множество картин. Чаще всего он писал «жанровые» картины. Они изображают сцены из повседневной жизни, например «Отпетый» и «Тройка». Также неоднократно получали признание работы Перова в религиозном жанре, среди которых самой скандальной стала «Сельский крестный ход на Пасхе». Большой популярностью у знати пользовались портретные работы художника — из под его кисти вышли портреты Достоевского, Тургенева, Даля. В последние годы своей жизни он стал все больше внимания уделять историческому жанру — «Плач Ярославны», «Христос и Богоматерь у житейского моря».
- Еще в студенческие годы Перов успел себя зарекомендовать как талантливый живописец. В арзамасском художественном училище действовали строгие правила —ученики младших классов не имели права рисовать кистью. Однажды руководитель училища А.В. Ступин нашел втайне написанную Василием картину, и разрешил тому раньше срока начать рисовать масляными красками.
- Художник при жизни удостоился двух почетных званий Императорской академии художеств. В 1866 году он получил звание академика, а в 1870 — профессора.
- В своих работах Перов трижды изображал Пугачева. На всех картинах его образ получился совершенно разным. Художник каждый раз был недоволен результатом. Он изображал Пугачева как лихого казака, как плюгавого пройдоху, а в третий раз как жестокого бунтаря. Только третья редакция картины увидела свет. Живописец планировал четвертый раз переписывать ее, но его планам не суждено было сбыться.
- В 1862-1864 годах художник был командирован Императорской академией художеств в Европу. Он стал первым из всех русских живописцев, который просил вернуть его досрочно, а не продлить срок командировки. Сам Перов называл ее «ссылкой».
- Василий Григорьевич был одним из создателей «Художественных передвижных выставок», которые вели в стране активную просветительскую деятельность. Он участвовал в московских выставках и был одним из руководителей группы на протяжении семи лет, с 1869 года. Так, впервые увидел свет именно на передвижной выставке портрет Ф.М. Достоевского, вышедший из-под кисти Перова.
- Василий Григорьевич Перов и его творчество навсегда останутся в памяти жителей нашей страны. О знаменитом художнике помнят по сей день. Так, было организовано 3 выставки, посвященные памяти художника. В годы Советского Союза было выпущено 3 почтовые марки. В 2009 году в России вышло еще почтовые марки, на одной из которых изображен автопортрет Перова.
Родина, тема трагизма
В Москве Перовы остановились у Ф.Ф. Резанова, дяди Елены. И началась размеренная жизнь, в которой главным было искусство. Сразу после приезда в Россию, с 1865 года, Перов приступил к исполнению своего заграничного замысла – начал большое полотно на тему жизни монастыря, которое впоследствии писал всю жизнь. Живописец следил за художественными конкурсами и принимал в них участие. За «Проводы покойника» Василий Перов в 1865 году получил первую премию, критики картину назвали великой, так тронула сердца пронзительная сцена на ней. Начался период наиболее пристального взгляда художника на драму, преследующую русский народ. Изображение Перовым детей внутри этой драмы, имя которой нищета, унижение, безысходность, особенно острое.
В 1866 году художник был удостоен звания академика. В 1867-м пять работ живописца экспонировались на Всемирной выставке в Париже и были оценены по достоинству. В том же году на академической выставке среди прочих картин Василия Григорьевича Перова «Утопленница» выделилась особо.
Детство и юность
Василий Перов родился в Тобольске 21 декабря 1833-го (2 января 1834-го). Оказавшись внебрачным сыном прокурора, барона Георгия Криденера, он был обречен на биографию неприметного для родственников человека.
Автопортрет Василия Перова в молодости / Киевская картинная галерея
Родители Василия были обвенчаны чуть позже, но его продолжали считать незаконнорожденным, поэтому фамилию отца он не получил. Поначалу в документах мальчика записали как Васильев благодаря крестному, а фамилия Перов появилась с легкой руки дьяка, преподававшего чистописание и видевшего успехи ученика.
Ситуация с происхождением мальчика казалась тем трагичнее, что род отца изобиловал известными людьми и был древним. Предки Криденеров служили дипломатами и ратовали за интересы Российской империи за рубежом.
Семья часто переезжала из-за деятельности отца. Просвещенный человек, Криденер рисковал, нередко выступая против власти, к тому же славился острым языком. За сатирические стихи барон был отстранен от службы и находился в поисках новой должности. Судьба заставила его побывать в Петербурге, Самаре, Арзамасе, скитаясь по родственникам. Счастьем оказалось приглашение стать управляющим в имении в Арзамасе. В 1843-м Перов стал учеником местного уездного училища.
Автопортрет Василия Перова / Википедия
Видя творческие наклонности сына, отец устроил его в художественную школу Александра Ступина. Василию было 13 лет. Занятия прекратились после того, как юноша напился в компании новых приятелей на именинах знакомой. Вскоре отец потерял место, и семья опять переезжала. Окончательно вернувшись в Арзамас, родители решили вновь разрешить Василию занятия живописью. К этому периоду относится создание первых картин начинающего живописца: «Нищий, просящий милостыню», «Народное гулянье в семик», «Деревенская тройка».
В 1853-м для получения высшего образования Перов отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Несмотря на интереснейшее окружение в лице Ивана Шишкина, Аполлона Мокрицкого, Михаила Скотти и других, молодой человек пребывал в унынии. Юноше было негде жить, а денег не хватало даже на примитивные нужды. Ученику повезло: его приютил преподаватель Егор Васильев, узнавший, что Перов собирается бросить занятия из-за финансовых трудностей.
Картина Василия Перова «Приезд станового на следствие» / Третьяковская галерея
1856-й принес Василию Перову первый успех, означавший, что его труды не были напрасными. Художник выиграл малую серебряную медаль Академии художеств за этюд головы мальчика. В следующем году он стал обладателем большой серебряной медали за картину «Приезд станового на следствие». Становилось ясно, что живописец предпочитает бытовой жанр для реализации в творчестве, интересуется условиями жизни человека и становлением характера под влиянием среды.
Крестовская застава. Как жили ямщики?
Ямщики здесь начали селиться еще при Иване Грозном. Эта ямская слобода стала называться Переяславской. Тут же находились мытные дворы, там мытники взимали мыто — пошлину с товаров. Кроме «неявленной» водки древние таможенники взимали плату за многие товары, пополняя казну. Мытниками служили «инвалиды» — тогда это слово обозначало просто отставного военного.
История Москвы продолжалась —таможенные границы отменили, но заставы остались, там просто проверяли документы въезжающих и выезжающих из города. Да и с лошадьми надо было разобраться.
В. Г. Перов, «Последний кабак у заставы», 1868 г. Фото: ru.wikipedia.org
В Третьяковской галерее находится довольно мрачная картина Перова «Последний кабак у заставы». Столбы и шлагбаум, видимо, остались позади. Очень скупой вид: зима, замерзающая женщина, только два места, где можно согреться — кабак да виднеющаяся впереди церковь. Так могла выглядеть часть московской заставы, по крайней мере — зимой.
Летом же у жителей слободы цвели сады:
А ямщики работали. Были они едва ли не отдельным сословием, пусть и неофициально, чувствовали себя посвободнее: дорога — вещь непредсказуемая, требуется и решительность, и смекалка, и храбрость, и просто немалая физическая сила. Профессия передавалась по наследству, община была крепкой. Бурная жизнь на заставах начиналась «со вторых петухов», прекращалась ночью.
Дома у ямщиков были просторные, двухэтажные. Это и понятно: свой дом мог стать не то чтобы постоялым двором, но неким гостевым домом для знакомых проезжающих.
И столы были огромные, за каждым могло поместиться до двадцати человек. Питались ямщики в скоромные дни неплохо — соответственно тяжелой работе:
До конца XIX века был и один главный ямщик, кто заведовал всей Крестовской слободой. Это был дед знаменитого русского художника К. Коровина. Дед был богат, дружил с Мамонтовым и другими промышленниками. Потом, правда, разорился (технический прогресс), но связи остались. Они пригодились и внуку.
Фото: Галя Константинова, личный архив
Но времена стремительно менялись. По расчетам гениального инженера Шухова встали две огромные водонапорные башни (позже — снесены), началось строительство железой дороги в Прибалтику, в стиле русских дворцов XVII века был выстроен Рижский вокзал (тогда — Виндавский). Вокзал действующий, еще и с музеем, а вот о судьбе архитектора неизвестно ничего (30-е годы.).
Фото: Галя Константинова, личный архив
Москва разрасталась. От Крестовской заставы не осталось ничего. Сама площадь стала назваться Рижской, название Крестовский сохранилось только за мостом.
Фото: Галя Константинова, личный архив
В этих местах нет никаких особых «московских легенд». Но есть память и ощущение «пути», живые истории о путниках, будь то ямщики, будь то паломники-богомольцы, будь то нынешние, вечно куда-то нервно спешащие люди.
Теги: Москва, ямщик, история Москвы
Описание полотна
На полотне отсутствует большое количество персонажей и пестрые краски. Сюжет раскрывается за счет драматизма и обобщения. В работе художник показал жизнь бедного человека и невозможность изменить существование к лучшему. На картине изображена окраина небольшого провинциального городка. Вдали виднеются столбы городских ворот с двуглавыми орлами и зимняя дорога со следами полозьев, уходящая далеко за горизонт. От картины веет холодом и безысходностью.
На переднем плане художник изобразил крестьянские сани. Запряженные лошади медленно жуют сено. Рядом стоит небольшая черная собака, которая ждет, когда откроются двери и покажется ее хозяин.
В санях сидит закутанная в платок молодая крестьянка. Одинокая женская фигурка съежилась от холода. Женщина терпелива и покорна в своем ожидании. Образ вызывает щемящую тоску и скорбь от тяжелой доли, приводящей людей в поисках забвения в кабак. Картина имеет единственный источник освещения — тусклые замерзшие окна неприглядных домишек.
Художник позволяет зрителю самостоятельно представить происходящее действие. Крестьяне, приехавшие на заработки в город, возвращаются домой. Они остановились в кабаке, где пропивают заработанные деньги. Символично название питейного заведения — «Расставание». Перов выбрал его неслучайно. Кабак у заставы — символ расставания с верой в лучшее и надеждой на счастливую жизнь. Вдали виднеется церковь и силуэты городских строений.
Значительную часть полотна занимает дорога. Для автора она является символом жизни простого человека. Она, как и вся жизнь бедняка, проходит между кабаком и церковью. Покрытый снегом путь теряется из виду. Зритель не видит его продолжения. Только одинокие сани вдалеке скрываются из виду, увозя домой путника.
Общее настроение художник передает с помощью изображения снега. Он становится основной деталью картины. На переднем плане снег яркий. Он как будто предлагает задержаться и внимательно рассмотреть полотно. Вдали снежный покров четко очерчивает границу видимого пространства, лишая его бескрайности.
Хитрые детали полотна
Интересные подробности о действующих лицах картины нам может рассказать натюрморт, что является важной частью полотна. Мы видим, что о своём нехитром провианте охотники позабыли, увлекшись рассказом
Неподалёку от них в траве лежит ружьё.
Также рядом находится рожок, что обычно используют для охоты с гончими. Каблуки сапог охотников кажутся излишне высокими, что не всегда удобно. Вероятно, именно так, намёками, Перов хотел показать охотников-дилетантов, которые знают далеко не все азы этого непростого занятия.
Не менее загадочна и добыча. Как показывает нам Перов, на одной охоте были убиты заяц-русак и рябчик. Это выглядит странным, ведь животные живут в совершенно разных зонах – лесной и степной местности. Я думаю, что так сам художник немного привирает нам, подражая своему рассказчику. Однако всё это делается по-доброму, для красоты переданного сюжета.
Фрагмент картины Перова «Охотники на привале»
Далеко не всем известно, что над «Охотниками на привале» трудились два художника. Пейзаж, что является завершающей деталью полотна, был создан Алексеем Саврасовым, о чём сам Перов несколько раз упоминал в письмах.
Картина «Охотники на привале» – одна из самых узнаваемых картин русских живописцев. В ней автор Василий Перов переносит нас на поляну осеннего леса, делая зрителя собеседником своих героев. Рассматривая лица охотников, действительно создаётся впечатление, что все мы невольно участвуем в этом увлекательном разговоре, где есть место и правде, и знаменитым охотничьим байкам.
Жанр и история создания
Социальное неравенство, внутренняя мораль и нравственность — главные темы, которые поднимал в своем творчестве Василий Григорьевич Перов. «Последний кабак у заставы» — картина, показывающая тяжелую долю и безысходность простого человека, не стала исключением.
Картина близка по духу к другим работам живописца:
- «Мальчик-мастеровой»;
- «Тройка»;
- «Проводы покойника».
Они вызывают у зрителя сочувствие и сострадание к тяжелой доле бедняка. Картину «Последний кабак у дороги» Перов написал в 1868 году. Она представляет собой жанровую сцену из жизни простого человека. На полотне не видно конфликта или динамичного сюжета. Происходящее статично. Оно только вызывает широкую гамму чувств: безысходность, тоску и грусть, которые долго не покидают зрителя.