Палаццо Веккьо
В 1503 году Леонардо получил свой главный заказ — самый грандиозный проект во Флоренции, в том же году он начал писать портрет «Моны Лизы». Леонардо поручили запечатлеть великое сражение на стенах Палаццо Веккьо. Битва при Ангиари решающий момент в истории города. Для этой фрески художник использовал неопробованную технику, но на этот раз его изобретательность дала сбой.
фреска «Битва при Ангиари», работа Леонардо да Винчи
Горячие восковые краски слишком долго сохнут, они не удержались на стенах и начали растекаться. Это был самый масштабный проект во Флоренции, но Леонардо с ним не справился. Он бросил работу на середине и оставил фреску незаконченной. Сегодня от нее ничего не осталось.
Он уже не в первый раз отказывался от заказа, несколько его знаменитых работ, так и остались незаконченными. Леонардо не мог определиться с конечным вариантом. Он постоянно видел новые возможности и способы усовершенствовать свои работы.
Возможно, Леонардо точно так же потерял интерес, когда писал портрет жены торговца шелком. Неужели он устал от лица, которым сегодня восторгаются миллионы. Если это так, значит может существовать неоконченный портрет Айзелуортской Моны Лизы. Сравнивая два портрета, становится ясно, что это одна и та же женщина, только на неоконченной версии она чуть моложе.
сравнение картин
Вероятно, это поможет установить дату. Свидетельство о времени создания портрета хранятся в Германии в университете Гейдельберга. Хранители библиотеки обнаружили рукописное примечание на полях книги XVI века.
В октябре 1503 года портрет еще не закончен. В то время Лизе дель Джокондо было 24 года. Ее муж заказал Леонардо портрет жены, которая ждала второго ребенка. И хотя однажды ее назовут самой соблазнительной музой Леонардо, скорее всего, она провела с мастером совсем немного времени.
Художник сделал наметки, набросал эскиз будущей картины и поэтому скорее всего, их знакомство закончилось. Представление о том, что модель сидит на стуле, а художник напротив и так они проводят целую вечность, в корне ошибочны в жизни все не так.
Для Леонардо живопись была отдыхом от повседневной работы. Она была богатой флорентийской особой и это частный заказ не для всеобщего обозрения, женщина улыбается и в этом есть что-то личное. Мы видим женщину, которая вот-вот улыбнется. На картине изображено ближайшее будущее, в котором Лиза дель Джоконда широко улыбнется, но этот момент еще не настал.
«Мона Лиза» молодая женщина, жизнь которой скоро изменится, она готовится стать матерью, она располнела эта юная женщина, которая меняется внешне и внутренне, она жена и будущая мать.
Согласно системе налогообложения Флоренции граждане были обязаны сообщать о доходах и расходах, финансовые сделки, активы из архивов ценный источник для историков.
в 1503 по 1506 годы Леонардо жил во Флоренции, но записи о том, что супруги Джоконда заплатили за картину нет, возможно, они так и не получили готовый портрет. Почему Леонардо не отдал им работу, этому нет логического объяснения, в его интересах было закончить картину и получить деньги. Франческо наверняка жаждал приобрести работу самого известного художника современности. Нет разумного объяснения и почему Леонардо мог оставить ее у себя.
Вероятно, портрет не был окончен и Леонардо не получил деньги, но что он сделал с картиной, если оставил у себя значит, она долго находилась у него. Возможно до самой смерти.
Последние годы Леонардо провел во Франции по приглашению короля Франциска I. Он жил в замке в долине Луары, скончался в 1517 году и был похоронен в местной часовне.
История копирования
Происхождение копии музея Прадо напрямую связано с происхождением оригинала музея Лувр , поскольку эксперты доказали, что эти картины были написаны в одно и то же время. Рентгеновское исследование установило, что начальные слои краски и композиция Мадридской работы были подобны слоям портрета Парижа и что изменения в этом были почти идентичны тем, которые Леонардо внес в картину Парижа во время создания. . Эти элементы подтверждают гипотезу реализации в мастерской Леонардо да Винчи студентом под руководством мастера, в то время как последний делал оригинал Лувра. Копия находится в гораздо лучшем состоянии сохранности, чем оригинал в Лувре, благодаря лучшему качеству панели, которая сделана из орехового дерева толщиной 18 мм , тогда как в Лувре это панель из тополя толщиной 13 мм . Это дает информацию о фоновом пейзаже и таких вещах, как рыжий цвет волос, одежда, вуаль и стул. Художник использовал материал очень хорошего качества, а исполнение было очень скрупулезным, но, по словам Мигеля Фаломира Фауса, техника очень иная, характерная для гораздо более ограниченного художника, чей рисунок невысокого качества и чей мазок кисти гораздо больше. более простой, непрерывный, более линейный и более компактный, без характерного сфумато зрелого Леонардо.
Первое упоминание об испанской Моне Лизе, как полагают, содержится в описи Королевского Алькасара в Мадриде, составленной в 1666 году после смерти короля Испании Филиппа IV ; весьма вероятно, что эта картина соответствует картине с номером 588 в Галерее юга Алькасара, описанной в следующих выражениях: vara de alto y 3 quartas de ancho (83,5 на 63 см) vna mujer de mano де Леонардо Abince 100 DS .
Однако неизвестно, когда работа была добавлена в испанскую королевскую коллекцию. Было высказано предположение , что он был доставлен в страну скульптора Помпео Леони , который обладал ценными произведениями на бумаге Леонардо, чья рукопись дважды говорит Codex Madrid , которая берет свое начало из Италии и находится в Национальной библиотеке Испании. ; но эта гипотеза не подтверждается никакими документальными свидетельствами. С сотнями работ, принадлежащих короне, картина перешла в руки Прадо во время основания музея и находится там с момента открытия последнего в 1819 году .
Открывая заново его примитивный аспект
Внешний вид копии до реставрации, фон перекрашен в темный цвет
По просьбе Лувра , который хотел включить картину в выставку, Прадо в 2010 году решил снять работу, чтобы восстановить ее и удалить почерневший лак . Реставрация показала, что это работа школы Леонардо, о чем было объявлено на экспертной конференции, состоявшейся в Национальной галерее в Лондоне в январе 2012 года .
Работа по анализу и реставрации мадридской копии позволила удалить черный перекрашенный фон, служивший фоном, и выявить изображение региона Тоскана, подобное тому, которое появляется на парижской Моне Лизе
Темная перекраска, добавленная в 1750 году , привлекает внимание, потому что работы Леонардо уже пользовались большим авторитетом. Возможно, эта перекраска была сделана из декоративных соображений, чтобы она соответствовала другим портретам на темном фоне, или потому, что некоторые участки пейзажа, например, реки Адда , были незаконченными (пейзаж копии соответствует промежуточным состояниям ландшафта оригинала
).
Испанская Мона Лиза оказалась гораздо лучше сохраняется , чем оригинал. На самом деле, дама в парижской версии кажется старше , чем она на самом деле была (на испанской живописи, она оказывается в ее двадцатых), что объясняется затемненные пигментами, пожелтевшие лаками и craquelures (а) в живописи , но мы исключаем чистку парижской картины в ближайшем будущем из-за рисков, которым она может подвергнуться, учитывая хрупкость работы. По мнению экспертов, эта копия раскрывает некоторые загадки, связанные с оригиналом.
Деталь La Joconde du Louvre |
Деталь La Joconde du Prado |
Интересные факты
Как и любая знаменитая галерея, испанский музей Прадо за свою историю видел немало.
В ноябре 1936 года, когда в стране началась Гражданская война, большая часть экспонатов была вывезена в сокровищницы Каталонии, Валенсии и Женевы. В Мадрид они вернулись только в 1939 году.
Вот еще несколько интересных фактов о музее Дель Прадо:
Самым старинным экспонатом стал бюст правителя Лагоша. Скульптура из диорита изготовлена в третьем тысячелетии до нашей эры. Позднее бюст перевезли в Национальный археологический музей, где хранится до сих пор.
В 1936 году по указу испанского президента Асаньи директором Прадо стал Пабло Пикассо. Этот пост живописец занимал до окончания Гражданской войны, но фактически в должность не вступил. Правда, время от времени Пикассо представлял музей за рубежом, сопровождая выставки живописцев, отправленных в ссылку. В 1937 году он участвовал в оформлении павильона Испании на выставке в Париже. К этому событию художник написал известную картину «Герника»
Сокровищница с бесценными экспонатами всегда привлекала внимание не только ценителей прекрасного, но и грабителей. Самое громкое ограбление произошло в 1918 году
Тогда в неизвестном направлении исчезло 18 предметов из «Сокровищ Дофина». В причастности заподозрили нескольких сотрудников, один из которых через несколько дней сдал уникальный экспонат в ломбард.
Еще одна неудачная попытка кражи произошла в 1961 году. Вор хотел проникнуть в помещение через крышу, но разбился, сорвавшись с нее. В кармане обнаружили записку с требованием выкупа за картины.
Здесь родился комик Тони Леблан, настоящее имя которого Игнасио Фернандес Санчес. Отец будущей кинозвезды работал в Прадо привратником и жил с семьей в маленькой квартирке, расположенной в стенах музея. Маленький Игнасио помогал отцу, находясь на посылках, а позже с гордостью рассказывал об этом факте биографии.
Иногда в музее показывают кино. Это происходит в честь открытия новых выставок, посвященных разным художникам и эпохам, в которые они жили.
Режим работы галереи с годами тоже менялся. В первые годы ее открывали для посетителей только 2-3 дня в неделю. Когда на улице шел дождь, залы были закрыты, чтобы исключить попадание грязи от большого скопления людей. Дело в том, что при строительстве здания полам не уделили должного внимания, и для удаления грязи долго использовали орошение водой. Со временем в галерее постелили паркетные полы, а в 30-х годах прошлого века заменили на мраморные.
Здание музея.
О работе
Пожалуй, самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта — потемневшая, покрытая трещинами и грязью, которую никто не осмеливается счищать. «Мона Лиза» — величайший портрет всех времен и народов.
В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджо Вазари отмечал в своей «Жизни художников»: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Моны Лизы, его жены». Подписанный «Джоконда», портрет известен и под этим названием.
Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-1506 годами, однако некоторые исследователи относят её к 1514 году. И ещё одна загадка: почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти?
Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом повторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли только очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько узнаваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Моне Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего Ренессанса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.
Её глаза
Тёмные глаза Моны Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затенённых век.
По эмоциональному выражению Вазари, «её брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее».
Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведённых реставраций.
Выражение «улыбка Моны Лизы» давно стало нарицательным. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях.
Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает её такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и всё тот же приём сфумато.
Трещины
Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краска и лак становятся ломкими.
Мотив узелк
Вышивка, украшающая вырез платья Моны Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» («vincolare») созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.
Элегантные руки
Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портре более естественным.
Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.
Пустынный пейзаж
Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за её спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую в те времена манеру изображать умиротворённые пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь — ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.
Особенности названия
О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.
Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).
Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 года, Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Кто она? Несколько версий
Долгое время все были убеждены: на полотне изображена Мона Лиза. Но современные технологии пошатнули эту уверенность и породили множество версий. После подсветки ультрафиолетом было выявлено, что на картине имеется несколько слоев и изначально женщина на ней выглядела иначе. Причем слои закрашивались неоднократно.
Другой версией ученых стало то, что на картине изображена вообще не женщина. По предположениям исследователей, позировал да Винчи юноша, с которым, возможно, художника связывали интимные отношения. После того как работа была закончена, художник не отдал ее заказчику, а берег до конца жизни. Что же в ней было такого особенного, что да Винчи с ней не расставался вплоть до самой смерти?
Ссылки [ править ]
- ^ a b c «Выставочная версия музея Моны Лизы Прадо» . 21 февраля 2012 . Проверено 1 марта 2013 года .
- ^ a b «Самая ранняя Мона Лиза, на которую претендует испанский музей» . Новости CBS. 1 февраля 2012 . Проверено 1 марта 2013 года .
- ^ a b c d e «Самая ранняя копия Моны Лизы, найденная в Прадо» . Художественная газета. 1 февраля 2012 . Проверено 4 февраля 2012 года .
- ^ «Мона Лиза, Аноним (Мастерская Леонардо да Винчи)» . Национальный музей Прадо . Проверено 11 июня +2016 .
- ^ a b «Испанский музей Прадо утверждает, что хранит копию Моны Лизы» . Вестник Солнца . 3 февраля 2012 . Проверено 3 февраля 2013 года .
- ^ «The ‘Prado Mona Lisa ‘ « . Фонд Моны Лизы.
-
^ Фонд Моны Лизы (2012). Мона Лиза: ранняя версия Леонардо . Фонд Моны Лизы. п. 201. ISBN 978-3-033-03144-9. Проверено 28 июля 2013 года .
Этот интересный портрет впервые упоминается в инвентаре 1666 года в Galleria del Mediodia del Alcazar как «Mujer de mano de Leonardo Abince» («Подручная женщина Леонардо да Винчи»).
- ^ «Музей Прадо представляет выводы технического исследования и реставрации своей версии Ла Джоконды» . Национальный музей Прадо . Проверено 11 июня +2016 .
- ^ «La hermosa Gioconda / Colección litográfica de cuadros del rey de España (Коллекция литографий с картин короля)» . Британский музей . Проверено 11 июня +2016 .
- ^ «Предварительная информация об исследовании Моны Лизы в Прадо» . Национальный музей Прадо . Проверено 11 июня +2016 .
- ^ «От Прадо до Лувра — Мона Лиза: Рассказ о двух картинах» . Artwis. 17 марта 2012 . Проверено 11 июня +2016 .
- ^ «Исследование копии Ла Джоконды музея Прадо» . Национальный музей Прадо . Проверено 11 июня +2016 .
- ^ «Временная экспозиция: Джоконда, ателье Леонардо» . Национальный музей Прадо . Проверено 11 июня +2016 .
- ^ Браун, Марк (1 февраля 2012 г.). «Настоящая Мона Лиза? В музее Прадо найден образ ученика Леонардо да Винчи» . Хранитель . Лондон.
- ^ а б Углерод, CC; Хесслингер, В.М. (август 2013 г.). «Мона Лиза Да Винчи, переходящая в новое измерение» . Восприятие . 42 (8): 887–893. DOI10,1068 / p7524 . PMID 24303752 .
- ^ Углерод, Клаус-Кристиан; Хесслингер, Вера М. (2015). «Восстановление глубины Моны Лизы Леонардо». Американский ученый . 103 (6): 404–409. DOI10.1511 / 2015.117.1 .
- ↑ Брукс, KR (январь 2017 г.). «Восприятие глубины и история трехмерного искусства: кто создал первые стереоскопические изображения?» . Я-восприятие . 8 (1): 204166951668011. DOI10,1177 / 2041669516680114 . PMC 5298491 . PMID 28203349 .
- ^ Фонд Моны Лизы (2012). Мона Лиза: ранняя версия Леонардо . Фонд Моны Лизы. С. 201–202. ISBN 978-3-033-03144-9. Проверено 28 июля 2013 года .
- ^ Национальный музей Прадо (2014). Путеводитель по Прадо . Национальный музей Прадо. п. 232.
vтеЛеонардо да Винчи «s Мона Лиза | |
---|---|
Предмет | |
Реплики |
|
Связанный |
|
1911 кража |
|
На экране |
|
Музыка |
|
Литература |
|
Как организована выставка
В Лувре выставка Леонардо да Винчи разместилась в зале Наполеона, непосредственно под Пирамидой Лувра. Организаторы выставки представили работы Леонардо да Винчи в свете пяти главных тем, рассказывающих о его творчестве:
- Биография Леонардо да Винчи: история жизни и индивидуальность художественного стиля;
- Свет и тени: то самое уникальное умение Леонардо да Винчи работать со светом и объёмом, выраженные в скульптурах и картинах мастера.
- Свобода: как воплощалось творчество мастера, которое выходило за рамки обычного образа мышления и напрямую отражалось в его работах – в том числе и стиле «componimento inculto»;
- Наука: идеи и эксперименты Леонардо да Винчи, воплощаемые не только в художественных работах, считаются уникальными для своего времени во многих областях – механике, анатомии, философии.
- Жизнь: история и детали создания мастером работ, которые сегодня считаются особенными шедеврами.
Реставрация
Мона Лиза в Прадо до реставрации, с перекрашиванием фона в черный цвет.
До реставрации картина была каталогизирована как анонимная копия первой четверти XVI века. Однако обычно он висел в Прадо рядом с шедеврами итальянских художников, таких как Рафаэль или Андреа дель Сарто ; Также существует литография картины, что необычно для анонимной копии.
Хотя были элементы, которые четко отличали реплику от версии Лувра, наиболее поразительным моментом было то, что до реставрации версии Прадо не было видно пейзажного фона. Этот пейзаж был полностью восстановлен благодаря реставрации, проведенной Прадо в период с 2010 по 2012 год по запросу о включении работы Прадо на временную выставку в Лувре, которая называется последним шедевром Леонардо: Святой Анной , с 29 марта по 25 июня 2012 года. Окисленные лаки показали, что перекраска в черный цвет была произведена через 200 лет после того, как копия была окрашена, то есть не раньше 1750 года. Во время этого процесса реставрации копия была также подвергнута исследованию инфракрасной рефлектографии и рентгенографии, где были получены результаты выяснилось, что картина была написана в мастерской Леонардо да Винчи одновременно с написанием оригинальной Моны Лизы . «Ключом» к этому открытию был рисунок, лежащий в основе, так как он одинаковый, но с разным стилем на обеих картинах, а также исправления рисунка.
Эти находки в сочетании с отличной сохранностью версии Лувра показывают оригинальные цвета картины Прадо и указывают на то, как должна была выглядеть копия изначально, поскольку лак на оригинале потрескался и пожелтел от времени. Ожидается, что такие разоблачения также могут дать более глубокое понимание оригинала Леонардо.
Предположение о том, что версия Прадо была написана в мастерской Леонардо в то же время, что и версия Лувра, предположительно учеником, подтверждается наблюдением, что она, по-видимому, была визуализирована с несколько иной точки зрения, чем оригинал. Это породило предположения о том, что эта пара может составлять первое в мире стереоскопическое изображение, и, следовательно, при дихоптическом просмотре (то есть версия Прадо, рассматриваемая левым глазом, а версия Лувра, правым) может давать отчетливый трехмерный вид. Эта возможность правдоподобна, учитывая тот факт, что Леонардо обсуждал основы стереоскопического зрения в своей Trattato della pittura . Однако более поздний отчет продемонстрировал, что эта пара на самом деле не дает надежной стереоскопической глубины.
«Мона Лиза» да Винчи
Сюжет
Это портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Ее муж, торговец тканями из Флоренции, очень любил свою третью жену, а потому портрет был заказан у самого Леонардо.
«Мона Лиза». (wikimedia.org)
Женщина сидит на лоджии. Считается, что изначально картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн.
Одна из загадок — действительно ли Лиза дель Джокондо изображена на полотне. В том, что эта женщина жила на рубеже 15−16 веков, сомнений нет. Однако некоторые исследователи полагают, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей. Как бы то ни было, в итоге получился образ идеальной женщины той эпохи.
Как тут не вспомнить расхожую одно время историю о том, что разглядели медики в портрете. Врачи всевозможных специальностей анализировали картину каждый на свой лад. И в итоге «нашли» у Джоконды столько болезней, что вообще непонятно, как эта женщина могла жить.
Кстати, есть гипотеза, что модель была не женщина, а мужчина. Это, конечно, добавляет загадочности истории Джоконды. Особенно, если сравнить картину с другой работой да Винчи — «Иоанн Креститель», на которой юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
«Иоанн Креститель». (wikimedia.org)
Пейзаж за спиной Джоконды кажется мистическим, словно воплощением снов
Он не отвлекает наше внимание, не позволяет взгляду блуждать. Напротив, такой пейзаж заставляет нас полностью погрузиться в созерцание Джоконды
Да Винчи писал портрет несколько лет. Несмотря на сполна выплаченный гонорар, семья Джокондо заказ так и не получила — художник просто отказался отдавать полотно. Почему — неизвестно. И когда да Винчи уехал из Италии во Францию, то забрал картину с собой, где и продал за очень большие деньги королю Франциску I.
Далее судьба полотна складывалась непросто. Его то восхваляли, то забывали. Но культовым оно стало в начале XX века. В 1911 году разгорелся скандал. Итальянец украл работу Леонардо из Лувра, правда, до сих пор неясна мотивация. Во время расследования под подозрением были даже Пикассо и Аполлинер.
Сальвадор Дали. Автопортрет в образе Моны Лизы, 1954. (wikimedia.org)
СМИ устроили вакханалию: ежедневно и так и сяк обмусоливалось, кто же вор и когда полиция найдет шедевр. По степени сенсационности конкуренцию смог составить только «Титаник».
Черный пиар сделал свое. Картина стала почти иконой, образ Джоконды был растиражирован как загадочный и мистический. Люди с особенно тонкой душевной организацией порой не выдерживали силы новоявленного культа и сходили с ума. Как следствие, «Мону Лизу» ждали приключения — от покушения с кислотой до атаки тяжелыми предметами.
Судьба художника
Живописец, философ, музыкант, естествоиспытатель, инженер. Человек универсальный. Таким был Леонардо. Живопись была для него инструментом универсального познания мира. И именно благодаря ему живопись стали понимать как свободное искусство, а не просто ремесло.
«Франциск I при смерти Леонардо да Винчи» Энгра, 1818. (wikimedia.org)
До него фигуры на картинах были похожи скорее на статуи. Леонардо первым догадался, что на полотне нужна недосказанность — когда форма, как бы прикрытая вуалью, местами словно растворяется в тени. Этот метод называется сфумато. Ему-то Мона Лиза и обязана своей загадочностью.
Уголки губ и глаз прикрыты мягкими тенями. Это создает ощущение недосказанности, выражение улыбки и взгляд ускользают от нас. И чем дольше мы смотрим на полотно, тем сильнее нас завораживает эта загадочность.
Правила посещения галереи
Часы работы музея Прадо в Мадриде зависят от дня недели.
С понедельника по субботу открыт с 10 утра до восьми вечера, в праздничные дни и воскресенье режим работы сокращается на час.
25 декабря, 1 января и 1 мая галерея закрыта для посетителей.
6 января, 24 и 31 декабря работает до двух часов.
Взрослый билет стоит 18 евро. Молодежь до 18 лет осматривает экспонаты бесплатно, а студенты и пенсионеры – за полцены. Для групп предусмотрены небольшие скидки.
Билет в галерею действителен весь день.
При желании смело выходите погулять или пообедать, а потом возвращайтесь и продолжайте осмотр.
, воспользовавшись нашей инструкцией. Это позволит избежать очередей на входе.
Также это можно сделать и в кассе музея, потратив около 2 часов на стояние в очереди.
Дополнительно оплачивается путеводитель на русском языке.
На входе не забудьте получить бесплатную карту-схему музея.
Самый большой поток посетителей на выставке с открытия и до двух часов дня.
Если хочется избежать скопления народа, приходите в вечерние часы.
Ежедневно за два часа до закрытия в галерею пускают бесплатно, а стоимость посещения временных выставок в это время снижается в два раза.
Фотографировать экспонаты запрещено, но строгого контроля за этим нет. В отличие, например, от Эрмитажа гостям здесь верят на слово. Правда, большие камеры придется сдать на хранение, как и сумки с зонтами.
В музее найдете кафе, магазин книг, сувениров и полезных мелочей.
Также работает бюро информации, в котором подскажут, где найти нужную картину или скульптуру.
Даже если не считаете себя знатоком живописи, музей Прадо с его экспонатами достоин посещения.
Может быть, по помпезности он уступает таким гигантам, как Лувр, но посетители признаются, что из некоторых залов не хочется уходить.
В галерее Прадо есть интересная надпись:
Цитата, принадлежащая великому Хемингуэю, стала лозунгом, который актуален во все времена.
История создания
Официально выставка начала работу в 1819 году.
Но история формирования фондов музея началась намного раньше: сначала галерея была доступна только для знати, и европейские монархи передали ей в дар немало сокровищ.
В 1785 году было решено отвести место под общественный музей в парке Прадо. Это ответ на вопрос, почему выставка так называется.
Основательницей считается жена короля Фердинанда VII — Изабелла Браганская.
Интересно, что сам король Фердинанд VII особого следа в истории не оставил, зато Изабелла, благодаря созданию музея, навсегда осталась в памяти народа.
После ее смерти дело продолжила Мария, вторая супруга короля. Будучи поклонницей живописи, саксонская принцесса решила создать выставку, не уступающую галерее Дрездена, открытую ее отцом.
Сейчас в коллекции больше 8 000 картин. Но места для них не хватает, поэтому в залах музея выставлена только четвертая часть.
Остальные шедевры Прадо хранятся в музейных запасниках. Здесь же представлены многочисленные скульптуры и драгоценности.
Пополнить сокровищницу помогли не только правители, но и частные коллекционеры.
Важную роль сыграла и национализация в Испании, в результате которой некоторые собрания перешли в собственность государства.
Ряд произведений искусства был конфискован у церквей.
Среди произведений живописи найдете картины Рубенса, Ботичелли, Тициана и, конечно, работы испанских мастеров.
Благодаря такому собранию музей Прадо в столице Испании стал главной культурной достопримечательностью страны.
Атрибуция
Деталь восстановленной копии
Из — за черной краской , которая охватывает пейзаж, считалось , что это была внешняя копия в середине Леонардо понял , в первой четверти XVI — го века. До года считалось, что это было сделано на дубовой панели , среде, связанной с живописью из Северной Европы ( фламандской , голландской , немецкой ), но не в итальянской школе . Однако проведенная экспертиза показала, что на самом деле это ореховое дерево , которое использовалось в Италии и которое Леонардо использовал для создания различных картин, в том числе «Дама в Эрмине» , «Прекрасная Ферроньера» и « Сен-Жан-Батист» , а также своим миланским кругом. Эта путаница даже заставила историка Хосе Мария Руис Манеро в статье «Pintura italiana del siglo XVI en España», опубликованной в 1992 году в обзоре Cuadernos de arte e iconografía Fundación Universitaria Española, с большой долей вероятности полагать, что это была копия. казнены во Франции в XVI — м веке живописец фламандцев . Хуан Дж. Луна счел возможным приписать копию Гансу Гольбейну Младшему .
Ломбардская школа
Исследование, проведенное в Прадо, привело к выводу, что мадридская версия была создана в то время, когда итальянский мастер писал свой шедевр. Копия должна была быть параллельной работой, отражающей прогресс и исправления оригинала. Вот почему гипотезы относительно личности автора ограничиваются кругом учеников, которые работали с Леонардо. Некоторые историки приписывали копию самому мастеру, но участие последнего было категорически отвергнуто. Ана Гонсалес Мозо отвергает приписывание копии сотрудникам Леонардо да Винчи и представителям ломбардской школы Джованни Антонио Больтраффио , Марко д’Оджионо или Джованни Амброджо де Предис , чьи способы написания отличаются от стиля копии в Мадриде. Мы не знаем ни одной копии Леонардо Огжоно или Амброджо де Предиса.
Мельци и Салаи
«Ла Монна Ванна» (частное собрание Швейцарии ), картина, приписываемая Джованни Джакомо Капротти да Орено, известному как Салаи .
Бруно Моттин, главный куратор Центра исследований и реставрации музеев Франции, предполагает, что мадридская копия была сделана одним из двух любимых учеников Леонардо: Франческо Мельци или Андреа Салаи . Салаи больше известен как модель Леонардо и его студии, чем как художник. Он не подписывал никаких картин, что затрудняет сравнение работ с работами Прадо, хотя есть несколько, которые обычно приписывают ему. Одна из них — « Монна Ванна» (самые замечательные из различных копий этой картины находятся в частной коллекции в Швейцарии и в Эрмитаже ), портрет полуобнаженной женщины андрогинной внешности. По мнению Долорес Гарсиа, исследователя и писателя, специализирующегося на работах Леонардо да Винчи, сходство между физическими особенностями и техникой этой Монны и Ла Моны Лизы дю Прадо, а также другие факторы заставляют ее рассматривать Салаи как вероятного автора книги. копия, хотя некоторые критики считают ее слишком качественной, чтобы принадлежать ему. По словам Гарсиа, Мельци вряд ли мог участвовать в создании этой копии, присоединившись к мастерской Леонардо в 1506–1507 годах. Пьетро Марани, который считается главным специалистом флорентийского живописца, также отвергает приписывание копии Салаи или Мельци, который еще не был учеником Леонардо.
Испанские ученики
Итальянские эксперты предпочитают вспоминать испанского ученика, такого как Фернандо Яньес де ла Альмедина или Эрнандо де лос Льянос ; два художника, работавшие в Валенсии , были среди учеников мастера, и первому пришлось сотрудничать с Леонардо в работе над фреской «Битва при Ангиари» . Алессандро Веццози отвергает приписывание копии Мельци или Салаи, отмечая, что документ от 1505 года указывает на присутствие испанских помощников в мастерской Леонардо, включая некоего «Феррандо Спаньоло, питторе» (Феррандо Спаньоло или испанский художник), которым мог быть Фернандо (вариант Эрнандо) Льянос или Фернандо Яньес де ла Альмедина.