Павел беньков

«Родоначальник русской живописи»

«Основатель русской живописи», «универсальный учитель русских художников», «наш общий и единственный учитель» — так говорили о нем современники. Через его мастерскую прошли самые известные художники конца XIX века: Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Врубель, Серов, Борисов-Мусатов.

Сегодня, к сожалению, имя Павла Петровича Чистякова известно только специалистам.

Только он сам знал, сколько труда потребовалось сыну крестьянина, чтобы пройти путь от уроков у деревенского пономаря до поступления в Академию изящных искусств. Но его любовь к рисованию и поддержка отца оказались сильнее всех препятствий. С 1849 года Павел Чистяков жил в Петербурге у дальних родственников. Ему приходилось рассчитывать только на собственные силы: утром и вечером занятия в Академии, а в остальное время — частные уроки, которые хотя бы давали какие-то деньги на жизнь. При этом питается он скудно: огурцы, хлеб и чай — все, что может позволить себе молодой художник.

Серов вспоминал, что первым заданием, которое он получил от Чистякова, было нарисовать лист скомканной бумаги, небрежно брошенный на пол. Сначала такое упражнение показалось Серову смешным и даже обидным, но он начал рисовать и не смог справиться. Чтобы решить эту проблему, одного таланта было недостаточно, нужны были знания.

К Чистякову шли учиться, вернее, заканчивать учебу, даже те выпускники, которые окончили Академию с золотыми медалями

«Вообще, порядок и правильная форма предмета в живописи — самое важное и дорогое из всего. Талант даст Бог, а законы — в природе», — писал Чистяков в своих записках

Он ценил талант, но постоянно повторял: «Нужно начинать с таланта и заканчивать талантом, но в середине нужно усердно работать».

Художник, который не умеет рисовать, подобен оратору без речи — он не может ничего передать. «Без этого вы никогда не сможете рассказать людям о своих мечтах, переживаниях и красоте, которую вы видите». И это самое главное! Учитесь видеть, учитесь думать, учитесь понимать.

Художник не копирует реальность, а картина — это не фотография. «Так естественно, даже отвратительно», или еще хуже: «Точно, это плохо!». — Чистяков часто ворчал, осуждая слишком реалистичные работы. «Совершенное искусство — это не мертвая копия природы, нет, — это продукт души, человеческого духа, искусство — это суть тех аспектов человека, благодаря которым он выше всего на земле». Искусство должно выражать лучшее в человеке и лучшее, что он может найти во Вселенной. Строго критикуя живопись, он постоянно напоминал своим студентам, что живопись — это не «эстетическая индульгенция», а требует от художника преданности и постоянной работы.

«Чувствовать, знать и уметь — совершенное искусство» — вот кредо настоящего мастера, считал Чистяков.

Прошли годы, но со многими из своих учеников Чистяков сохранил связь на протяжении всей жизни. «Я еще могу зайти к Чистякову и сделать глоток крепкого напитка советов и критики», — писал Врубель в своем письме. Он часто посещал своего учителя Поленова, который преподавал в Московской академии живописи, ваяния и зодчества по «системе Чистякова». «Я хотел бы называться вашим сыном по духу», — признался Васнецов. Такими «сыновьями по духу» были многие из его учеников. Именно Чистяков посоветовал Васнецову согласиться на роспись Владимирского собора в Киеве и поддержал идею создания картин на темы русских сказок. В результате долгих бесед с художниками о Боге, религии и душе появились «Демон» и «Христос» Васнецова и цикл картин об Иисусе Поленова.

87 лет бесконечной работы и поисков, и каков результат? Некоторые исторические картины и портреты, незаконченные заметки об искусстве и педагогике. Да, но не только это. Самым важным результатом являются сотни картин, которые были созданы.

Методика обучения П.П. Чистякова

К педагогической работе П.П. Чистяков подходил с особой серьезностью. Он считал, что художник, который хочет заниматься педагогической деятельностью, должен обладать, помимо своих способностей, специальной педагогической подготовкой. Чистяков написал: «Я говорю это не для того, чтобы подстегнуть вас, а как доказательство того, что не каждый, кто работает достойно, может быть и хорошим учителем. «Я могу сказать по своему опыту, что великий мастер, художник не всегда является великим учителем. Чтобы преподавать и преподавать хорошо, у вас должен быть дар к этому и много практики».

Для нас очень ценны идеи Чистякова, касающиеся взаимоотношений учителя и учеников: «Настоящий, развитый, хороший учитель не тычет ученика палкой, а в случае ошибки, неудачи и т.д. старается тщательно объяснить дело и умело направить ученика на правильный путь. В то же время учитель должен быть тверд в такте и не идти на уступки ученику, иначе он скоро потеряет свой авторитет. «Я подозреваю, что если бы учитель оступился и согласился со студентами во время обучения, студенты, вероятно, начали бы давать ему советы и потеряли бы к нему доверие. Молодец учитель! Уже здесь учитель — лишь помеха делу, мучитель, ему пришлось бы отпустить свою власть, сначала спорить, а может быть и хуже, что случается с некомпетентными учителями. Мысли Чистякова об отношениях со студентами: «Прежде всего, нужно знать студента, его характер, развитие и воспитание, чтобы, в зависимости от этого, найти к нему правильный подход. Вы никогда не сможете применить один и тот же стандарт ко всем. Вы никогда не должны запугивать студента, а наоборот, заставлять его поверить в себя. Поэтому, не уточняя, он разобрался со своими сомнениями и опасениями. Самый главный проводник должен вести ученика по пути обучения и неуклонно сопровождать его на этом пути. Студенты должны видеть в преподавателе не только требовательного учителя, но и друга.

Как педагога, П. П. Чистякова интересовала не только профессиональная подготовка по рисованию, но и организация преподавания этого предмета в общеобразовательных школах. Рисование в школе должно быть таким же важным, как и другие предметы, потому что при рисовании с натуры ребенок не только наблюдает объект, но и анализирует его: «Рисование как изучение живых форм является одной из страниц познания вообще; оно требует такой же деятельности ума, как и науки, которые признаны необходимыми для начального образования. Чистяков писал: «Рисование и живопись начинаются с рисования проволочных линий, углов, геометрических фигур и твердых тел, за которыми следует рисование геометрических фигур из картона или дерева и гипсовых орнаментов. Дается понятие архитектурных комиссий. Он заканчивается изучением частей и маски головы, всей головы с анатомией, пейзажа и перспективы — это можно считать нормой гимназического курса. С 1871 года Чистяков и Крамской активно участвовали в работе комитета по присуждению премий за лучшие рисунки гимназистов, направляемых в Академию художеств. Во время показов они не только оценивали рисунки учеников, но и обсуждали методы преподавания рисования в этих школах.

Таким образом, вклад Чистякова в методику обучения рисованию имеет большую ценность не только для специальных учебных заведений, но и для общеобразовательных школ. Павла Петровича Чистякова называли универсальным учителем всех русских живописцев. Его учениками были В. Серов, В. Васнецов, Д. Кардовский, В. Суриков и многие другие.

Дом «всеобщего педагога…»

В ближайшем пригороде Санкт-Петербурга, Пушкине, богатом историческим и художественным прошлым, есть очень интересный памятник — дом-музей выдающегося художника и педагога Павла Петровича Чистякова (1832-1919).

По окончании учебного года в Академии художеств, где Чистяков был доцентом, он вместе с семьей переехал на все лето в Царское Село. Хозяйка — Вера Егоровна, его бывшая ученица, а теперь жена, была занята воспитанием троих детей, уходом за домом и садом. На первом этаже находились две гостиные и столовая. Сидя на открытой летней веранде, Чистяковы слушали звуки рояля, доносившиеся из большой гостиной. Вся семья была музыкальной, и Павел Петрович, выходец из Тверской губернии, унаследовал от своей матери-крестьянки дар исполнения народных песен на слух. Он мог не только трогать сердца своих соотечественников своим пением. Так было и в Италии, где Чистяков провел более семи лет, когда Академия художеств предоставила молодому художнику пенсионную путевку за границу после окончания учебы.

Студия — это внутреннее святилище художника. Чистяков устроил его по-своему, все в нем было предназначено для работы. Во время его службы в Академии практически не было возможности для творческой работы. Все свое свободное время он посвящал занятиям с учениками. О том, что эти часы, складывающиеся в месяцы, годы и десятилетия, не прошли даром, говорят имена его лучших учеников: Репин, Суриков, Поленов, Виктор Васнецов, Врубель, Серов… Письма к своим ученикам, друзьям, знакомым, среди которых Третьяков, Стасов, Крамской, Менделеев и многие другие деятели культуры и науки, разбросанные по всему миру. Эти письма были написаны Чистяковым за столом у окна. Здесь он размышлял о своей работе в качестве учителя и художника, работал над незаконченной книгой об искусстве. Картины стояли на мольбертах. Почти все, что создал художник за последние сорок лет своей жизни — портреты и исторические картины — связано с мастерской в Царском Селе. Некоторые из его работ так и не нашли своего завершения: Чистяков был слишком требователен к себе. Ведя других к своей четко осознанной цели, он не смог стать лидером в своем собственном искусстве. Не по этой ли причине Чистяков-учитель превзошел Чистякова-художника?

Незаметно росли липы в саду Чистякова, дети постепенно покидали дом. 80-летний Павел Петрович уже на пенсии. Позади двадцать лет работы в качестве доцента, назначение профессором и заведующим кафедрой мозаики. Со временем семья Чистяковых переехала из центра Санкт-Петербурга на его окраину — в Царское Село. В то время дом был перестроен для зимних нужд. На участке находились две небольшие деревянные хозяйственные постройки. В одном из них жил близкий друг Чистяковых, писатель О. Д. Форш. Именно она назвала свой дом «Плач Ярославны».

В 1918 году Павел Петрович тяжело заболел, а в ноябре 1919 года умер в холоде и голоде снежного ноября. Савинский, его ближайший ученик и последователь, проводил Павла Чистякова в последний путь на Казанское кладбище в Царском Селе. Жена художника умерла годом ранее. Дом стал сиротой без хозяина, сад одичал. Дочь художника, Вера Павловна, жившая в доме, сохранила интерьер мастерской нетронутым. В знак признания заслуг «универсального учителя русских художников» (слова Стасова) в конце 1920-х годов существовала группа, посвященная памяти Чистякова. В конечном итоге они хотели создать мемориал в доме на Московском шоссе. В 1929 году на фасаде здания была установлена мемориальная доска. Другая мраморная доска, установленная в мастерской, стала заветом будущему поколению: «Потомство, сохрани место работы великого художника и педагога Павла Петровича Чистякова».

Великая Отечественная война пощадила дом. Сюда вернулся писатель О.Д. Форш. Она жила в доме Чистякова, а в кабинете художника работала над созданием исторических романов «Михайловский замок» и «Первенец свободы». В городе Пушкин находится множество исторических и культурных памятников. В 1979 году, благодаря горячей поддержке пушкинцев, было решено организовать в доме мемориал Чистякова. Внук художника — Дурдина — завещал этому музею картины Павла Петровича.

Творчество

П.П.Беньков – пейзажист, портретист, мастер жанровой, театрально-декорационной живописи, художник большой колористической индивидуальности. Его творчество отличают цельность художественной концепции, последовательность развития принципов пленэрной живописи, высокая профессиональная культура, основанная на глубоком усвоении уроков русской и западноевропейской классической живописи.

В казанский период творчества создал серию пейзажей «Вечер на Волге» (1913), «На Волге», «Утро на Волге», «Ташёвка», «Волжский плёс» (1914), «На террасе», «Осенние листья» и другие, в живописи которых тонкость цветовых и световых нюансов сочетается с динамичностью фактуры письма.

Портреты П.П.Бенькова характеризуются свободой композиции, подчеркивающей непосредственность в трактовке образа, и одновременно глубиной раскрытия внутреннего состояния модели: «Портрет артистки Баевой» (1925), «Портрет Траубенберга» (1926), «Портрет Т.А.Фирсовой» (1927), «Портрет Г.Ибрагимова» и другие.

В ряде полотен П.П.Бенькова 1920-х гг. получила отражение программа АХРР, ориентированная на раскрытие в живописи бытовой и этнографической темы – «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь и быт народов СССР» и тому подобное. Такова серия портретов – «Старик-татарин», «Портрет татарина-грузчика», «Татарка-пряха», «Татарка в праздничном национальном костюме» (все – 1920-х годов) и другие. Этнографическая точность деталей сочетается в них с художественным обобщением типических черт характера.

Обращение художника к театрально-декорационному искусству связано с антрепризой П.И.Пономарева, стремившегося поднять на более высокий художественный уровень постановки оперных спектаклей. П.П.Беньков явился одним из первых театральных художников, создававших целостное художественное оформление спектакля вместо использования набора типовых декораций.

Особыми живописными приемами были оформлены спектакли 1910-х гг.: «Кармен» Ж.Бизе, «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Аида» Дж.Верди и другие. На сцене татарского театра в оформлении П.П.Бенькова шли «Галиябану» М.Файзи (1913), «Тахир и Зухра» Ф.Бурнаша (1914), «Голубая шаль» К.Тинчурина (1915), «Индийская девушка» Г.Хамида (1916) и другие. В Большом драматическом театре художник оформил «Мистерию-буфф» В.Маяковского (1923), «Бесприданницу» А.Островского (1923).

П.П.Беньков – создатель художественной летописи жизни Узбекистана 1930–1940-х гг. и один из основоположников профессионального изобразительного искусства этой республики. «Крытый базар в Бухаре» (1923), «Хауз с водоносами» (1932), «Сбор винограда» (1947) и другие пейзажно-жанровые композиции, созданные непосредственно на пленэре с натуры, передают красочность и своеобразие бытовых сцен, особенности архитектуры и природы Средней Азии, одновременно представляя собой наивысшее в колористическом отношении достижения художника.

Дальнейшее развитие в творчестве П.П.Бенькова получил жанр портрета: «Девушка-хивинка» (1931), «Девушка с дутаром» (1947) и другие.

П.П.Беньковым написаны также полотна на историко-революционную тему.

Беньков П.П. Старьевщик. 1920-е гг

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Беньков П.П. Портрет татарина-грузчика. 1925

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: