Картина ван гога «звездная ночь»

Ирисы

Эта удивительная картина была написана мастером в психиатрической клинике на юге Франции. В ней можно увидеть сочетание сразу нескольких художественных идей:

«Ирисы» — это не просто изображение цветов. Это сочетание нескольких стилей и свидетельство того, что мастер продолжал учиться и развиваться как художник. До него никто не сочетал реализм и пуантилизм.

В 1987 году эта картина была продана бизнесмену, однако у того не оказалось денег, чтобы завершить сделку, и в 1990 году она была перепродана музею Гетти. Стоимость картины оценивают в 109,4 миллионов долларов, и это самая дорогая картина художника на данный момент.

Ранние работы

Период творчества, представляющий первые работы, выполненные в Дренте, отличается реалистичностью, но они выражают ключевые характерные особенности индивидуальной манеры художника. Многие критики считают, что эти особенности объясняются отсутствием элементарного художественного образования: Ван Гог не знал законов изображения человека, поэтому персонажи картин и этюдов кажутся угловатыми, неграциозными, как будто вышедшими из лона природы, подобными скалам, на которые давит небесный свод:

  • «Красные виноградники» (Rode wijngaard) (1888);
  • «Крестьянка» (Boerin) (1885);
  • «Едоки картофеля» (De Aardappeleters) (1885);
  • «Старая церковная башня в Нюэнене» (De Oude Begraafplaats Toren in Nuenen) (1885) и др.

Эти работы отличаются темной палитрой оттенков, передающих тягостную атмосферу окружающей жизни, мучительное положение простых людей, сочувствие, боль и драму автора.

В 1885 году он вынужден покинуть Дренте, так как он вызывал недовольство священника, считавшего рисование распутством и запрещавшего местным жителям позировать для картин.

Лечебница Сен-Реми, прорыв в творчестве и самоубийство: «Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее » (1889-1890)

«Я не могу точно описать, что чувствую. Иногда это приступы тревожности без причины или ощущение пустоты и усталости в разуме» — в таком состоянии Винсент приехал в лечебницу в Сен-Реми. Здесь он познакомился с тяжело больными, вопли которых часто разносились по коридорам здания. Зверинец — так художник назвал свой новый дом.

Но странно: Ван Гог даже воспрянул духом! Он увидел, что есть состояния, гораздо хуже его собственного, понял, что должен и может справиться со своим недугом, чтобы вернуться в мир и творить. Природа располагала к живописи, да и лечащий врач оказался славным малым — Винсент испытывал к нему тёплые чувства и даже нарисовал несколько портретов.

Со временем ему было разрешено прогуливаться по окрестностям монастыря. Ван Гог писал много и в своём узнаваемом стиле: импрессионисты отвергнуты, академические уроки забыты. Особенно ему нравились кипарисы: он писал деревья тёмными густыми красками и вытягивал их через весь холст к небу.

Кипарисы и две женщины, 1889

Он писал матери: «И вот причина, почему в моих нынешних работах можно наблюдать гармонию: живопись — это нечто само по себе. В прошлом году я где-то прочёл, что написать книгу или создать картину — это то же, что и вырастить ребенка… Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее для меня».

С наступлением осени и холодов состояние ухудшилось. Винсент упорно продолжал работать и корил себя за то, что сидит на шее у Тео, оплачивающего его пребывание в больнице. Накануне Рождества у художника вновь случились приступы, однако не такие сильные, как первые. После одной из вспышек Винсент в порыве написал картину «Звездная ночь», любуясь пейзажем из окна.

«Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889

Неожиданно в одном из европейских журналов появилась большая статья художественного критика Альбера Орье, где он восхищался картинами Ван Гога, называя их «странными, насыщенными, горячечными творениями» и воспевая «его глубокую, почти детскую искренность». Винсент был удивлён, думая, что не заслуживает таких похвал. Неужели его труд наконец-то признали и оценили?

В душе Винсента неспокойно. Волнами накатывали приступы, он бредил и буйствовал, а в моменты облегчения ничего не помнил. Картины «Прогулка заключенных» и «На пороге вечности» отражают его внутренние переживания. Почему он ходит по кругу в темноте? Есть ли выход? Что ждёт дальше? Он писал Тео: «Ты видишь, я пытаюсь быть добродушным, но моя жизнь подорвана, мой шаг сбивается». Психическое расстройство приобрело затяжной и неконтролируемый характер.

27 июля 1890 года Винсент, как обычно, отправился на прогулку. Он долго бродил под палящим солнцем, дождался наступления ночи и выстрелил из пистолета себе в живот. Щелчок. Зачем мучаться дальше? Но убить себя не получилось. Художник прожил ещё два дня: много курил, не желал общаться с полицией и рассуждал о жизни с Тео, который приехал к брату первым же поездом. Тридцатисемилетний Винсент Ван Гог умер от потери крови на рассвете 29 июля 1890 года.

Ван Гог был человеком из народа, бунтарем и даже анархистом

Тот же биограф Юлиус Мейер-Грефе постоянно менял акценты на истории жизни Ван Гога. Легенда внедрялась в Германии, где художника никто не знал. Сперва Ван Гог представал человеком из народа, провозвестником модерна. Но этот жанр вскоре выдохся. Тогда Ван Гог стал называться бунтарем-авангардистом, что нравилось богеме, но не обывателям. И только в 1921 году появился образ гениального безумца, чьей рукой управлял сам Бог. На самом деле Ван Гог окончил частную гимназию, свободно общался на трех языках и много читал. Коллеги прозвали художника Спинозой. За спиной Ван Гога всегда была семья, которая поддерживала его в начинаниях. Дед создавал переплеты старинных манускриптов для королевских домов, дяди торговали предметами искусства, в семье был даже адмирал. Сам художник рос прагматичным человеком.

Подсолнухи

Так называются девять одноимённых картин Ван Гога. Первая серия картин, где изображены лежащие на столе подсолнухи, была написана в 1887 году в Париже. Картины этой серии ещё при жизни художник продал своему другу Гогену.

Подсолнухи, стоящие в вазе (на бирюзовом фоне), Ван Гог написал в Арле в 1888 году. Второй вариант этой картины был уже на королевском синем фоне, и далее художник создал ещё 5 картин, похожих друг на друга.

Последняя написанная картина серии из Арля была продана японской компании в 1987 году за 73,8 миллиона долларов. Данная картина получилась светлой и радостной: художник написал её в ожидании приезда своего друга на юг Франции. Ему хотелось, чтобы этот приезд стал началом коммуны художников, которую он мечтал создать в своём доме.

Отрывок, характеризующий Розовые розы (картина)

– Вы ведь несказанное счастье мне принесли, а я вам такую страшную боль… Простите меня милые, если когда-нибудь сможете. Простите… Стелла ему светло и ласково улыбнулась, будто желая показать, что она прекрасно всё понимает, и, что прощает ему всё, и, что это была совсем не его вина. Арно только грустно кивнул и, показав на тихо ждущих детишек, спросил: – Могу ли я взять их с собой «наверх», как ты думаешь? – К сожалению – нет, – грустно ответила Стелла. – Они не могут пойти туда, они остаются здесь. – Тогда мы тоже останемся… – прозвучал ласковый голос. – Мы останемся с ними. Мы удивлённо обернулись – это была Мишель. «Вот всё и решилось» – довольно подумала я. И опять кто-то чем-то добровольно пожертвовал, и снова побеждало простое человеческое добро… Я смотрела на Стеллу – малышка улыбалась. Снова было всё хорошо. – Ну что, погуляешь со мной ещё немножко? – с надеждой спросила Стелла. Мне уже давно надо было домой, но я знала, что ни за что её сейчас не оставлю и утвердительно кивнула головой… Настроения гулять у меня, честно говоря, слишком большого не было, так как после всего случившегося, состояние было, скажем так, очень и очень «удовлетворительное… Но оставлять Стеллу одну я тоже никак не могла, поэтому, чтобы обоим было хорошо хотя бы «посерединушке», мы решили далеко не ходить, а просто чуточку расслабить свои, почти уже закипающие, мозги, и дать отдохнуть измордованным болью сердцам, наслаждаясь тишиной и покоем ментального этажа… Мы медленно плыли в ласковой серебристой дымке, полностью расслабив свою издёрганную нервную систему, и погружаясь в потрясающий, ни с чем не сравнимый здешний покой… Как вдруг Стелла восторженно крикнула: – Вот это да! Ты посмотри только, что же это там за красота такая!.. Я огляделась вокруг и сразу же поняла, о чём она говорила… Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом… А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков…

Парижский период

Ван Гог едет в Антверпен (Antwerpen), берет уроки в Академии художеств и дополнительно в частном учебном заведении, где много трудится над изображением обнаженной натуры.

В Париже в 1887/88 году Ван Гог берет уроки в частной школе, постигает основы японского искусства, азы импрессионистической манеры письма, творчество Поля Гогена (Pol Gogen). Этот этап в творческой биографии Ваг Гога называют светлым, в работах лейтмотивом проходят нежно-голубые, ярко-желтые, огненные оттенки, манера письма легкая, предающая движение, «струение» жизни:

  • «Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (Agostina Segatori in het Café «Tamboerijn»);
  • «Мост через Сену» (Brug over de Seine);
  • «Папаша Танги» (Papa Tanguy) и др.

Ван Гог восхищался импрессионистами, познакомился благодаря брату Тео со знаменитостями:

  • Эдгар Дега (Edgar Degas);
  • Камиль Писарро (Camille Pissarro);
  • Анри Тулуз-Лотрек (Anri Tuluz-Lautrec);
  • Поль Гоген;
  • Эмиль Бернар (Emile Bernard) и др.

Ван Гог оказался среди добрых друзей и единомышленников, включился в процесс подготовки экспозиций, которые организовывались в ресторанчиках, барах, театральных холлах. Ван Гога зрители не оценили, признали их ужасными, но он погружается в учение и самосовершенствование, постигает теоретическую базу техники цвета.

Интересно, что человек на холсте приобретает второстепенную роль, а главным является светлый мир природы, его воздушность, сочность цветов, и их тончайшие переходы. Ван Гог открывает новейшее направление – постимпрессионизм.

Синестезия и мир искусства

Синестезия — не болезнь, это удобно с самого начала. Это неврологическое состояние, при котором существует необычная связь между чувствами, которая позволяет нам видеть звуки, пробовать цвета или слышать формы … Здесь у нас есть, например, Элизабет Сульсер, единственная женщина в мире, которая представляет комбинацию всех этих характеристик : воспринимает цвета при прослушивании музыки или любого звука, а также смакует их.

Неврологи говорят, что когда мы приходим в мир, мы все синестетичны, но поскольку наши нейрональные структуры созревают, все эти чувства становятся специализированными, чтобы отличать одно от другого..

Синестезия, например, очень распространена у музыкантов. Также у таких художников, как Ван Гог, и у таких авторов, как Владимир Набоков. Фактически, последний объяснил, что большая часть его семьи также имела этот дар, но у него, тем не менее, всегда было чувство, что он не воспользовался этой способностью так, как он того заслуживал.. Тем более, что он не совсем понял.

Это было то, что сам Винсент Ван Гог должен был испытать. Ощущение, что мир перед его глазами, перед его ушами, было мгновенно хаотичным и сбивающим с толку, ощущение, что эта особенность была еще одной чертой его безумия в глазах мира. Однако по сей день мы уже знаем, что синестезия придает его взгляду особый кристалл, из которого можно увидеть реальность таким образом, который продолжает очаровывать нас сегодня.

Ван Гог в припадке безумия отрезал себе ухо и отдал его проститутке

Этот экстравагантный поступок стал визитной карточкой художника. Не все помнят его картины, но этот факт навсегда стал ассоциироваться с Ван Гогом. Легенда гласит, что некоей проститутке нравились уши художника. Этой даме Ван Гог и подарил своей ухо, не имея средств на приобретение рождественского подарка. В реальности же он потерял не ухо, а только его часть, мочку, да и то — при загадочных условиях. Считается, что в то время жилье у Ван Гога снимал Гоген. Художники много творили вместе, горячо споря об искусстве. И вот однажды, в пылу спора, эмоциональный Гоген полоснул товарища по уху. Сам он был опытным драчуном, обладая большим опытом подобных стычек в матросских тавернах. Так что версия о припадке Ван Гога, и о том, что тот гонялся с лезвием за коллегой по квартире, было придумано самим Гогеном. В таком свете история его оправдывала. Да и Ван Гог любил товарища, поэтому вполне мог скрыть его дурной поступок. Под корень отрезать ухо означало истечь кровью, ведь медицинская помощь художнику была оказана лишь через 10 часов. И во врачебном заключении говорится как раз об отрезанной мочке.

Портрет почтальона Жозефа Рулена

Речь пойдёт о портрете, который входит в серию картин, написанной художником в 1888-1889 годах в Арле.

Ван Гог дружил с почтальоном и его семьёй. Всего портретов этого мужчины 6 и ещё 3 рисунка — это даже больше, чем автопортретов самого художника. Другие члены семьи тоже становились моделями для работ Винсента, но не так часто, как глава семейства. Эта дружба продолжалась даже после ссоры художника с Гогеном, когда Ван Гог отрезал себе мочку уха, и жители городка, испугавшись, позаботились об изоляции якобы опасного мастера.

Картину в 1989 году приобрёл Музей современного искусства в Нью-Йорке. Полотно было куплено за 58 миллионов долларов.

Портрет выполнен в свойственной для Ван Гога манере — это особенно хорошо видно в переданной игре света на лице мужчины, где художник смело сочетает чистые светлые краски

Был лишь добавлен им пёстрый фон (обратите внимание на картину в нижнем правом углу)

Самые дорогие картины Ван Гога

Ирисы — 109,4 млн

Таинственный магнетизм «Ирисов» — не единственная загадка, однажды окружавшая эту картину. Первый рекорд стоимости она установила в 1987 году, во время очередного пика моды на Ван Гога, когда австралийский бизнесмен Алан Бонд отдал за нее $53,9 миллиона на «Сотбис».

ИрисыВан Гог

Бонд называл «Ирисы» «самой важной картиной в мире», но не смог расплатиться за нее полностью и три года спустя перепродал музею Гетти в Лос Анджелесе. Тут и начинается самое интересное

Представители скандально известной семьи Гетти до сих пор отказываются называть сумму, которую они заплатили за эту работу великого датчанина. Но пусть нынешняя оценка «Ирисов» и рассчитана крайне приблизительно, примерно с 50% погрешностью, они все равно считаются самой дорогой картиной Ван Гога.

Портрет доктора Гаше — 82,5 млн

«Желаю, чтобы меня кремировали вместе с этой картиной», однажды заявил Рюи Сайто, японский целлюлозный магнат, купивший «Портрет доктора Гаше» в 1990 году. Он отдал за нее $82,5 миллиона во время трехминутных торгов на «Кристис», но, к счастью, так и не был с ней похоронен.

Портрет доктора Гаше. Первый вариантВан Гог

Незадолго до самоубийства Ван Гог написал два портрета своего лечащего врача Поля-Фердинанда Гаше. Второй утерян, а первый едва не был уничтожен гитлеровским режимом как «дегенеративный».

Портрет доктора Гаше. Второй вариантВан Гог

Все эти факторы повлияли на высокую стоимость работы, которая вернулась в Европу после смерти Сайто. Дом «Кристис» выкупил «Портрет» обратно — за одну восьмую от тех самых $82,5 миллионов. Что, конечно, не повлияло на его фактическую ценность.

Вспаханное поле и пахарь — 81,3 млн

Даже терзаясь душевным и физическим недугом, Ван Гог продолжал находить красоту в обыденности. Поэтому картины, написанные им на пике болезни и незадолго до смерти, ценятся особенно высоко. «Вспаханное поле и пахарь», созданная художником в лечебнице для душевнобольных, последний раз продавалась на аукционе 2017 года, и итоговая ставка значительно обошла прогнозы.

Вспаханное поле и пахарьВан Гог

Эти торги «Кристис» превратились в настоящее четырехминутное сражение. В какой-то момент один из отчаявшихся участников поднял ставку с $42 миллионов сразу до $55-ти. Тщетно: Ребекка Вей, директор азиатского подразделения «Кристис», выиграла битву за «Вспаханное поле…» на $81 миллионе с лишним, выступая от лица анонимного клиента.

Красные виноградники в Арле — 80 млн

Легенда гласит, что «Красные виноградники в Арле» была единственной работой Ван Гога, которую он продал лично. И хотя это было опровергнуто — он продавал и другие — картина действительно оказалась самой коммерчески успешной при жизни художника.

Красные виноградники в АрлеВан Гог

В 1888 году «Красные виноградники…» купила бельгийская меценатка Анной Бош, а Клод Моне считал их лучшим экспонатом знаменитой выставки «Общество XX».

Сегодня «Красные виноградники…», в 1941 году спасенные советским правительством от уничтожения нацистами, хранятся в Пушкинском музее Москвы. Картина вряд ли будет когда-либо перепродана, а потому $80 миллионов — ее ориентировочная стоимость.

Портрет художника без бороды — 71,5 млн

За право обладать этим автопортретом в свое время боролся Билл Гейтс. Но слухи о том, что именно он приобрел картину в 1998 году на аукционе «Кристис», не подтвердились.

Портрет художника без бородыВан Гог

Личность покупателя, выложившего $71,5 миллион за этот лот, до сих пор скрывается, хотя эксперты подозревают в ней либо швейцарского барона Ганса Генрих Тиссен-Борнемиса, либо наследника греческой судоходной династии Филиппа Ниархоса.

Кем бы ни был нынешний владелец «Портрета художника без бороды», он тщательно прячет его от посторонних глаз в частной коллекции. А ореол таинственности и тот факт, что картина считается последним автопортретом Ван Гога, продолжают увеличивать ее предполагаемую стоимость.

Алискан — 66,3 млн

Над «Алисканом» Ван Гог работал при поддержке Поля Гогена, навещавшего его на юге Франции, и уже один этот факт возвел картину в ранг одной из самых дорогих картин нидерландского художника. В 2015 году она установила рекорд как самый дорогой пейзаж, когда-либо проданный с молотка.

АлисканВан Гог

Но до того, как отправиться в коллекцию неизвестного (предположительно, китайского) покупателя, отдавшего за картину $66,3 на «Сотбис», «Алискан» переживал странную стагнацию стоимости. Дэвид Норман, представитель аукционного дома, рассказал, что в 2003 году никто не давал за пейзаж больше $12 миллионов.

Последние годы жизни и творчества

Сразу после выписки из больницы он направился в Овер-сюр-Уаз. В новый город он приехал с рекомендательным письмом, адресованным Полю Гаше. Профессор психиатрических и кардиологических наук очень серьезно относился к искусству. Коллекционер заинтересовался в творческом восприятии Винсента обладающего «живым умом». Этот год стал поворотным моментом, когда нетипичное творчество живописца было признано его коллегами, впервые был написан отзыв о «Красные виноградники в Арле» но художника абсолютно не интересовало это событие.

Исполнение плавно превращалось в угнетающий и депрессивный хоровод, а тематики пугали темными и пугающими мотивами. Июль 1890 года стал датой рождени шедевра «Пшеничное поле с воронами» которое стало одной из известнейших его работ. 27 июля стряслось ужасное, по чистой случайности художник получил пулевое ранение отправившись на планер, и по прошествии 29 часов умер от чрезмерной кровопотери на руках у своего брата Теодора. Среди его самых знаменитых работ «Подсолнухи», «Ирисы», «Звёздная ночь», «Пшеничное поле с воронами» мы можем увидеть весь жизненный путь и переживания Винсента Ван Гога, не покидающих его до конца дней.

Особенности творчества

Характер художника был не из легких. Его вспыльчивость, постоянное переутомление и злоупотребление алкоголем, душевные потрясения повлияли на возникновение у него в последние годы жизни эпилептического психоза, к которому он имел предрасположение. У истории с отрезанной мочкой уха есть несколько вариантов. Но именно она считается явным признаком душевного заболевания, которое в дальнейшем способствовало ухудшению психического здоровья Ван Гога, что и привело его к самоубийству.

Работал Ван Гог с упоением. Это был настоящий трудоголик. За два часа он мог написать картину, на которую у других художников ушло бы значительно больше времени. Вокруг его имени до сих пор не утихают споры, а легенда о нищете и безумии, которую создал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе, многими воспринимается как реальный исторический факт.

В действительности, Ван Гог был образованным человеком и очень много читал. Он окончил престижную гимназию и свободно владел тремя иностранными языками. За эрудицию и развитое мышление в обществе художников его даже называли Спинозой.

Конечно, метания Ван Гога не радовали семью, но его никогда не оставляли без финансовой поддержки. Дед художника был известным переплетчиком старинных документов и манускриптов, выполнял заказы для нескольких европейских дворов. Его родные дяди были известными и обеспеченными людьми. Трое из них занимались продажей картин и других видов искусства, а один был адмиралом, который возглавлял порт в Антверпене. В его доме молодой Винсент жил, когда днем учился в живописном классе при Академии художеств, а вечерами посещал частную школу. В действительности, художник был довольно прагматичным человеком, вполне реально оценивал свои возможности и всецело отдавался работе. Рисовать он учился по самым новейшим учебникам, которые ему присылали его дяди, настоящие знатоки искусства.

В 1886 году Ван Гог, по рекомендации младшего брата Тео, уезжает в Париж. Именно Тео, с успехом торговавший искусством, посоветовал художнику заняться радостной и светлой живописью. Он знакомит его с критиками, художниками, такими как Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и другими. Между братьями было заключено соглашение о том, что в обмен на картины Винсента Тео обязуется ежемесячно выплачивать ему 220 франков и к тому же предоставляет ему лучшие холсты, краски и кисти. Помимо этого, младший брат взял на себя все расходы, связанные с лечением Винсента, и покупал ему книги, одежду, необходимые репродукции. В связи с этим, в деньгах художник никогда не нуждался, он даже коллекционировал японские гравюры.

Ван Гог был постоянным членом самых престижных художественных выставок, его картины демонстрировались модными и успешными арт-дилерами на так называемых «домашних выставках». Внезапное самоубийство Винсента прервало методично рассчитанную «тропу славы», на которую он уже к тому времени ступил. Младший брат, на руках которого умирал великий художник, не смог его пережить и скончался спустя полгода. От их дружной совместной работы осталось очень много картин, настоящих шедевров, которые в двадцатом веке были оценены по достоинству.

За что мы готовы переплачивать

За бренд

Цена и бренд — универсальные ориентиры на рынке искусства (и любом другом), если у покупателя нет времени или желания разбираться в предмете. Например, Джефф Безос знает, что Эд Рушей — брендовый художник, которого любит Барак Обама. Можно смело брать.

Джефф Безос приобрел Hurting the Word Radio #2 Эда Рушея за 52,5 млн долларов. Источник

Цена сама по себе может определять ценность продукта: если это столько стоит, значит, оно того стоит (простите за каламбур). В частности, над этим механизмом рынка иронизировал Капеллан, приклеивая банан к стене.

За уникальность

Когда владеешь чем-то, чего больше ни у кого нет, в каком-то смысле и сам становишься уникальным.

Этим прославились Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джефф Кунс, Бэнкси и другие популярные художники. Тиражи нужны, чтобы увеличить аудиторию: если на оригинального «Кролика» Кунса денег нет (напомним, это 91 млн долларов), можно купить легальную копию за 10 тысяч.

За резонанс

Мы помним, что часто главная причина покупки — желание показать себя во всей красе. Недавно в мировых СМИ отгремела новость о том, что цифровой коллаж «Каждый день: первые 5000 дней» был продан как NFT-токен за 69 млн долларов.

Японский миллиардер Юсаку Маэдзава в 2016 году заплатил на аукционе 98 млн долларов за охапку произведений знаменитых художников. Об этом написали во всех СМИ от Нью-Йорка до Токио, назвав поступок Маэдзава арт-шопингом. Год спустя миллиардер приобрел безымянную картину Жана-Мишеля Баския́ за 110,5 млн долларов, а еще годом позже объявил, что станет первым частным пассажиром рейса до Луны в 2023 году

Последний факт не имеет отношения к искусству, но может говорить о том, что Маэдзава не прочь привлечь к себе внимание мировой прессы

Юсаку Маэдзава и Untitled Жана-Мишеля Баския. Для купленных полотен он планирует построить музей в своем родном городе Тиба. Источник

Словом, для кого-то покупка ультрадорогих произведений не только хобби, но и часть имиджа.

Что тут добавишь — оказывается, он все-таки имеет значение.

Каждый день с 4 января 1966 года японский художник Он Кавара создавал по одной картине, на которой изображал сегодняшнюю дату. Если по каким-то причинам он не успевал закончить работу до полуночи, произведение отправлялось в утиль. В 2014 году аукционный дом Christie’s выставил на торги полотно «1 мая, 1987». Картина ушла за 4,2 млн долларов (ее размер — 155 на 226 см). В комплекте к холсту прилагались три «первомайских» газеты: The New York Times, The New York Post и The Daily News.

«Женщина III» Виллем Де Кунин

Основатель абстрактного экпрессионизма своим творчеством задал целое художественное направление. Живопись Виллема динамична, будто создана несколькими творцами, каждый из которых оставил на ней свое «я».

Самая дорогая картина художника – абстракция, написана в период 1951-1953 гг. в одноименном списке, состоящем из трех. Он будто показывал каждым движением кисти, что скрывается внутри женщины. Это не общепринятая нежность, любовь, мягкость, а настоящие эмоции и голая правда истинной сущности.

Колоссальные, двоякие эмоции несет произведение. Коллекционер, ценитель и по совместительству мультимиллионер Ствен Коэн отдал за картину для личной коллекции 137,5млн. американских долларов.

Ствен Коэн отдал за картину для личной коллекции 137,5 млн. американских долларов

Расцвет и поиск своего стиля

В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».

Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.

Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:

  • «Жёлтый дом» (Gele huis);
  • «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
  • «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).

Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:

  • «Красные виноградники в Арле»;
  • «Сеятель» (Zaaier);
  • «Ночное кафе» (Nachtkoffie).

Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.

Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.

С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:

  • «Звёздная ночь» (Nightlights);
  • «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.

В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:

  • «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
  • «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
  • «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.

27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.

За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.

Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: