Невеста с картины «неравный брак» в.пукирева и ее печальная история

Сочинения по русскому языку и литературе

Голосуйте за сочинение

На картине Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак» изображено очень необычное и странное действие. На первый взгляд, казалось бы, что в этом изображении нет ничего необычного и странного. Обычная свадьба, жених и невеста в окружении многочисленных родственников. Но это далеко не так. Стоит вам только приглядеться. Как можно увидеть истинную суть этой картины.

Василий Владимирович изобразил на своей картине свадьбу, которая совершается по расчету. Именно поэтому она называется «Неравный брак». Давайте попробуем разобраться в смысле названия этой картины. Что же означает главное слово названия «неравный»? На мой взгляд, в первую очередь, оно несет смысл «нежеланный». В доказательство тому, взгляните на лица брачующихся. Молодая, красивая девушка, стоит рядом с пожилым мужчиной, годящимся ей в дедушки. На лице жениха мы можем увидеть гордость, самоуверенность и легкую ухмылку: он рад, что его невестой становится красивая и молодая девушка. Но на лице невесты мы можем заметить только скорбь и отчаяние. Могу смело сказать, что девушка не хочет выходить замуж за этого мужчину. Наверняка у нее есть возлюбленный, такой же молодой и красивый как она сама. Как видите, первый план картины, заставляет нас понять эмоции главных героев. Но, для того, чтобы понять суть изображения

Необходимо также обратить свое пристальное внимание на задний план, то есть присмотреться к гостям свадебной церемонии. Здесь мы можем разделить всей присутствующих на две части: первая, слева, гости жениха, вторая, справа, — невесты

Первые – такие же, как и сам жених, довольные с ухмылкой на лице. Конечно же, они рады, что у их родственника и друга будет такая красивая и молодая невеста. Чего не скажешь о второй части гостей. Присутствующие справа разделяют чувства самой невесты: они не рады, на их лицах не сияет радость за удачное замужество девушки. Скорее всего, эти люди принадлежат к бедной, либо разорившейся семье, что иначе могло подтолкнуть их к такому поступку?! Картина называется «Неравный брак». Неравенство прослеживается, в первую очередь, в разнице возрастов, во вторую – в разнице эмоций на лице жениха и невесты, в третью – в смысле этого бракосочетания, который мы понимаем, лишь приглядевшись в картину и в задний план.

Похожие сочинения

  • Сочинение на тему: Цель искусства — дарить людям счастье Цель искусства – дарить счастье людям Человека всегда окружало искусство. Это и гениальные музыкальные произведения,
  • Сочинение на тему: Евгений Онегин «Лишний человек» Евгений Онегин «Лишний человек» Евгения Онегина считают «лишним человеком» из-за его эгоизма и отсутствия в жизни
  • Сочинение на тему: Каким должен быть идеальный ученик Каким должен быть идеальный ученик? На этот вопрос не существует однозначного ответа. У каждого учителя свои
  • Сочинение на тему: родительский дом начало начал Родительский дом имеет особое значение для каждого. Именно в нем человек начинает познавать жизнь, получает
  • Сочинение на тему: тема свободы в поэме Мцыри Тема свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». План сочинения: 1. История создания поэмы. 2. Свободолюбивый
  • Сочинение по картине Григорьева: Вратарь Футбол всегда был другом мальчишек. Ведь нет ничего интересней, чем забить мячик в ворота противника, преодолевая

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Решетникова Опять двойка 5 класс

    Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.

  • Сочинение по картине Московский дворик Поленова 4, 5 класс

    Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».

  • Сочинение по картине Левитана Лесное озеро 3 класс описание

    Репродукция Левитана Лесное озеро продумывалась художником тщательно и основательно. Он перепробовал сочетание различных оттенков. Смешивал различные краски и накладывал на холст.

  • Сочинение по картине Попкова Осенние дожди. Пушкин 8 класс

    Попков был приверженцем «сурового стиля». Так картина под названием «Осенние дожди. Пушкин» написана именно в данном стиле.

  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце от первого лица 9 класс

    Когда я была маленькой, всегда любила ездить в село к бабушке. Только там я могла увидеть красивые просторы, особенно зимой, когда всё вокруг покрыто снегом. Это белое полотно всегда напоминало мне о картине «Мороз и солнце»

2 вариант

На полотне «Неравный брак» живописец изобразил трагедию молодой девушки. В 1862 году вопрос о бесправии женщин был самым актуальным, поэтому он выражает главную идею картины. В центре внимания зрителя находится очаровательная девушка. У нее очаровательное лицо, но красивые глаза, которые полны разочарования и обреченности. Зритель может предположить, что девушка сильно плакала, представляя свою дальнейшую жизнь. Все ее мечты о счастливой жизни разрушены.

Невеста одета в шикарное платье, напоминающее об ужасном дне в ее жизни. Организованный праздник не приносит ей радости. В одной ее руке наблюдаем свечу, а другую она протягивает священнику, чтобы он надел кольцо. Зритель может предположить, что она смирилась с судьбой, поэтому она бессильна в данной ситуации. Девушка рассчитывает, что брак поможет ее родственникам.

Не молодой жених производит плохое впечатление. Наблюдается контраст между пожилым мужчиной и замечательной девушкой. Предположительно, что мужчина несколько раз был женат, поэтому он производит впечатление ловеласа. Он пристально наблюдает за будущей женой, посмеиваясь над ней. Видно, что он черствый, самоуверенный, эгоистичный человек. Он заботится о своих интересах, а чувства будущей супруги его мало интересуют. Автор  смог умело подчеркнуть высокое положение мужчины, его богатство и статус в обществе.

Рядом с брачной парой находятся гости, присутствующие на торжестве. С полной уверенностью отмечаем, что они осуждают свадьбу, эмоции на их лицах не выражают радость. Если посмотреть на шафера, то замечаем, что он против свадьбы. Он находится позади невесты. Мужчина отворачивается скрестив руки на груди. Шафер не хочет участвовать в данном событии. Он искренне сочувствует девушке, переживая за ее дальнейшую судьбу. Если заметить «друзей» жениха, то они пристально наблюдают за невестой. На их лицах можно прочесть «старый черт! Какую замечательную девушку берет себе в жены!».

Рассматривая полотно начинаешь жалеть бедную красавицу, так как она выходит замуж за бездушного старика. Жених смотрит равнодушно на будущую супругу во время венчания. Неизвестно, как он отнесется к ней в браке. Зритель предполагает, что семейная жизнь данной пары продлиться не долго, так как мужчина скоро умрет. Главное, что художник смог передать смысл неравного брака — корыстный расчет без счастья и настоящей любви.

Для 6 класса

Браки по расчету

Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком, чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства. И вот тогда на авансцену выходили классические престарелые женихи, готовые повести под венец молодую неискушенную девственницу. Семидесятилетние старики, нимало не смущаясь, сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд. При этом мать говорила дочери: «Пойдешь замуж, и точка… Довольно нам в нужде жить». Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.

Популярные сочинения

  • Сочинение Жизнь прожить — не поле перейти Наша жизнь — удивительный процесс, состоящий из сотен испытаний, некоторые из которых не просто сложны, а непреодолимы. Каждый день по своей природе уникален, он насыщен различными событиями
  • Сочинение Горе от ума — комедия или драма Грибоедова Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» бесспорно является одним из величайших творений в русской литературе. Однако, многие задаются следующим вопросом:
  • Сочинение на тему Мечта и реальность (рассуждение) Мечты сопровождают нас всю жизнь. Что же это такое? Какое-то заветное желание, некая ценность, ради обретения которой человек способен сделать многое, даже очень сильно изменить свою жизнь

Анализ картины «Неравный брак»

Многие приписывали картине Пукирева «Неравный брак» магические свойства. Якобы все посмотревшие на неё пожилые женихи отказывались от свадьбы. Но на деле никакой магии не было. Просто сюжет картины трогал до глубины души и заставлял задуматься, а не обрекает ли старик свою молодую невесту на страдания?

За написание полотна «Неравный брак» Василий Владимирович Пукирев получил звание профессора. Но мало кто знал, какая трагическая история скрывалась за созданием этого полотна.

Загадочная фигура шафера

Безусловно, центральное место на полотне «Неравный брак» занимают жених и невеста. Взгляд сразу упирается в недовольно-пренебрежительный взгляд старика, глядящего на плачущую девушку. Она, в свою очередь, полна покорности судьбе и отчаяния. Но не меньший интерес вызывает и фигура шафера, стоящего сразу за девушкой. Он пристально и с затаённой обидой глядит на то, как священник надевает кольцо на пальчик невесты. Есть две версии того, кем на самом деле является этот мужчина.

Некоторые искусствоведы, проведя анализ картины «Неравный брак», говорят, что шафера художник Василий Владимирович писал с самого себя. И правда, на сохранившихся портретах автора есть общие черты с шафером, изображённым на картине. Однако сомнения вносит эскиз полотна, хранящийся в Третьяковке. На ней позади невесты стоит совершенно другой человек. И ничего общего с Пукиревым он не имеет. Но кто же этот юноша?

Главная тайна картины

Вполне вероятно, что в качестве шафера Василий Владимирович Пукирев изобразил своего близкого приятеля Сергея Варенцова. Тот был влюблён в юную Софью Рыбникову и даже собирался сделать ей предложение. Но отец девушки выдал её за купца Карзинкина, бывшего на 13 лет старше Софьи. В силу непреодолимых обстоятельств Варенцову пришлось побывать на свадьбе, чему он, конечно, рад не был.

Разумеется, Варенцов поделился своим горем с другом-художником, и тот, вдохновившись, использовал историю в качестве сюжета для полотна. Но узнавший об использовании своего образа Варенцов явно не был этим доволен. Он поссорился с Пукиревым и чуть ли не приказал ему изменить картину. Это объясняет то, что на первоначальном эскизе «Неравного брака» у шафера другая внешность. Но фамилия Варенцов фигурирует и в другой версии.

Согласной второй версии, на картине «Неравный брак» всё-таки был изображен сам художник. А девушкой на полотне являлась его несостоявшаяся невеста — Прасковья Варенцова. Её в юном возрасте выдали за пожилого князя, лишив возможности быть с Василием Пукиревым. Весьма вероятно, что эта версия правдива. В 2002 году руководство Третьяковки купило занятный рисунок, датированный 1907 годом.

Его автором был художник Сухов. А надпись гласила, что на рисунке изображена Прасковья Варенцова, с которой В. В. Пукирев 44 года тому назад написал свою картину «Неравный брак». Большинство историков и искусствоведов всё-таки склоняются к этой версии. Но точно ясно одно: за написанием полотна стоит настоящая трагическая история девушки, явно не хотевшей провести всю жизнь в браке с противным ей стариком.

Интересные детали «Неравного брака»

Образы жениха и невесты на картине Пукирева явно являются собирательными. Так, в пожилом генерале угадываются черты внешности и князя Цицианова, и дворянина Полторацкого, и главного повара, работавшего у Варенцовых. Но есть на картине и изображения людей, существовавших в реальной жизни.

Например, мужчина, находящийся возле шафера и смотрящий на зрителя, списан с художника-карикатуриста Петра Шмелькова. Он был близким другом Пукирева и, возможно, подсказал ему идею картины. А сбоку полотна виднеется голова мужчины. Он оказался нарисован не случайно. Художник нарисовал мастера Гребенского, который пообещал выполнить для него самую лучшую раму. А если присмотреться, можно заметить ещё одну интересную деталь.

Возле священника Василий Пукирев изобразил старуху, украшение на голове которой подозрительно похоже на невестину фату. Но зачем её фигура, будто бы подёрнутая туманом, нужна на полотне? Может, это бывшая жена немолодого жениха? Или художник хотел показать, что старик-жених уже свёл одну жену в могилу и теперь примется за вторую? Вероятнее всего последний вариант, ведь бывшей жене нечего было делать на свадьбе бывшего мужа.

Интересная картина “Шоколадница” Ж. Лиотара.

Как картина смогла изменить общество?

Заключённый родителями Прасковьи мезальянс перечеркнул жизнь самой юной особы, и разрушил счастье отвергнутого художника.

Сам Василий Пукирёв служил преподавателем в училище, много времени уделял иконописи и картинам религиозного содержания.

Семья его была невенчанной. Женщина по имени Софья была с ним ласкова и хорошо справлялась с бытовыми женскими обязанностями. По всей видимости, с её стороны любовь была. А вот Василий и не думал сочетаться с ней браком. Хотя в те времена сожительствовать с мужчиной было большим грехом.

Под конец своей жизни Пукирёв нищенствовал, пристрастился к спиртному. Похоронили художника на кладбище в Ваганьково.

Не зря сам Репин утверждал, что Пукирёв испортил настроение не одному генералу в почтенном возрасте. И на самом деле, картина, появившаяся на выставке, способствовала снижению числа неравных браков в России.

Многие живописцы пытались повторить успех Пукирёва, но безуспешно.

Ф. Журавлев «Перед венцом», 1874

Ф. Журавлев «После свадебной церемонии», 1874

Сюжет картины Василия Пукирёва «Неравный брак» пользуется популярностью до сих пор. А сама картина – это бесценный клад, хранящийся в одном из ведущих выставочных залов страны – Третьяковской галерее.

Вариант №2

Картина, прославившая художника, была написана им в 1862 году, сразу после окончания училища живописи, ваяния, зодчества г. Москвы. Герои картины имеют своих прототипов. Друг художника потерял возлюбленную — юную деву выдали за  богатого господина гораздо старше её. Заключение таких браков считалось обычным явлением, позволяло  решать финансовые проблемы, «пристроить» дочь-бесприданницу.

На первом плане изображена  молоденькая  девушка в дорогом, кружевном, свадебном платье, в богатых украшениях,  смирившаяся со своей судьбой. Рядом с ней старик-жених, «купивший» её, который  после венчания  будет иметь  все права на  это милое, нежное создание. Какой контраст! Художник освятил этот процесс ярким солнечным светом, проникающим сквозь окно, особенно невесту, которая приносит себя в жертву, в угоду родительской воле.

Надменный, кичливый господин смотрит на неё без эмоций,  как на собственность, на красивую  «куклу», которой можно похваляться в обществе, использовать, как заблагорассудится. Желтоватый, нездоровый цвет лица с нарумяненными щеками, лысеющий череп говорят о возрасте, о том, что здоровье подорвано, и совсем скоро жена превратится  в сиделку: будет вытирать слюну, кормить с ложечки, катать на каталке. Для него это выгодное приобретение во всех отношениях.

У девушки покрасневшие глаза и припухший носик, свет ей не  мил, головка покорно опущена, почти детское выражение  лица подсказывает её  возраст, она совсем ещё ребёнок. Дева  прощается с детством, юностью, которой даже не успела насладиться, со свободой, со всем, что ей так мило. Золотая клетка, брюзга-старик — вот что её ждёт.

Она не в  силах  ослушаться родителей,  как во сне протягивает изящную ручку, на которую священник вот-вот наденет кольцо — символ власти мужа.

Страдание оставило свой  отпечаток  на безучастном  лице, она сломлена, обессилена.

Характерна поза священника, склонившегося подобострастно в поклоне не перед ней, перед богатством. Этим показано всё лицемерие церковнослужителей, за деньги благословляющих любые деяния сильных мира сего.

На втором плане не менее колоритные фигуры, подчёркивающие весь драматизм происходящего. Символично стоящие со стороны жениха равнодушные лица с пустыми глазами и душами, они одобряют  “сделку”, не видя ничего предосудительного. Среди них неприятное лицо пожилой женщины, контуры которой  расплывчаты, неясны, она как   призрак. В её глазах алчность. Не мать ли это невесты, вырастившая  скромную красавицу как  дорогой цветок, и благополучно продавшая её за хорошую цену.

Характерна  внешняя схожесть этих персонажей с женихом, надменное выражение их лиц свидетельствует о принадлежности к одному сословию.

Со стороны девушки выделяются чётко изображённые силуэту двух молодых людей. Один из них  с осуждением, негодованием взирает на данное событие. Кажется, что он от бессилия и ярости сжимает кулаки. Художник  высветил  выразительное лицо, глаза,  спрятав контуры тела. Рядом с ним изображён  интересный брюнет, весь его вид выражает неприятие данной ситуации. Скрещённые на груди руки подчёркивают это, символизируя изоляцию от данного общества. Он осуждает даже не этот неравный брак, который есть следствие нравов  того времени, а всё общество,  где женщина  есть товар, не имеющая прав на выбор, на счастье.  Считается, что  персонаж изображает самого художника, невольно ставшего свидетелем такого рода венчания.

Эта картина стала единственной знаменитой работой  В.В. Пукирева. Художник-жанрист талантливо передал дух  эпохи, по лицам героев можно как по книге “читать”, без слов понимая всё, что изображено. Каждая деталь продумана, доведена до совершенства: позы персонажей, выражения лиц, глаз,  цветовые выделения и  затемнения делают картину живой, насыщенной, порождающей бурю эмоций и переживаний.

Художник без страха,  во всей красе показал проблему общества, обличил её прогнившую суть, где подобная  сделка не считается преступлением. Человек поставлен в состояние полной финансовой зависимости от других, не имея  возможности  самому распоряжаться своей судьбой.

Описание картины

Сюжет прост и понятен – в православной церкви проходит обряд венчания. Но здесь нет и следа счастья. Солнечный свет в полумраке церкви ярче всего освещает невесту, нежное создание в белом пышном платье со свадебным венком и фатой на голове. Тёмно-русые волосы надо лбом гладко причёсаны (также, как на рисунке Сухова, спустя 44 года) и завитыми локонами из-под фаты падают на обнажённые плечи. Лицо девушки безучастно, она бледна, как неживая. Застыла, опустив глаза в пол – совсем не о том она мечтала в своих девичьих грёзах. Левая рука с зажжённой свечой, которая кажется страшным грузом, так и стремится вниз, правую она с усилием заставила себя поднять – священник уже приготовил колечко. Как жирную точку безвозвратности.

Жених, сухой высокий старик во фраке, держит свечу прямо, как и подобает – уж он-то доволен, что заполучил в жёны такую прелестницу, пусть и не очень дёшево она ему обошлась. Под тугим воротником и галстуком виден крест Святого Владимира II степени, на левой стороне груди красуется звезда к нему – государственный муж. Стоит ровно, лишь глаза скосил в сторону невесты – не упала бы в обморок.

Священник облачён в ризу, читает молитву, поглядывая в церковную книгу, и вот-вот наденет на палец девушки кольцо. Пусть церковь и осудила неравные браки с большой разницей в возрасте, но богатый жених платит немало (семье невесты и церкви), потому и не становится меньше таких фактов, а значит, и грустных, убитых горем невест.

Среди гостей обращает на себя внимание фигура молодого человека, стоящего прямо за спиной невесты. На его пиджаке роза, руки скрещены на груди, голова немного опущена, но пристальный недобрый взгляд устремлён в пространство между венчающимися

В позе, глазах, положении головы читается негодование, которое усмиряется только благодаря выдержке. Считается, что прототипом этого молодого человека послужил сам художник. Вся его фигура выражает авторскую позицию в теме власти денег. И эта позиция так откровенна, что картина воспринимается автобиографической, а образ молодого человека за спиной невесты – автопортретом. Рядом с ним сочувствующий друг, Пётр Шмельков, которому, скорей всего, принадлежит идея картины. Он один на полотне смотрит прямо на зрителя, открыто и вопрошающе, как бы вовлекая его в противоестественное действо и требуя прервать порочный путь.

Остальные герои картины – второстепенные. Это гости с двух сторон – жениха и невесты. Они с любопытством разглядывают венчающихся, равнодушно озираются по сторонам и в общем-то ожидают банкета.

«Неравный брак» описание картины

На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.

Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать

Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги

У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.

Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.

Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста

В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.

В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.

Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев

Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.

4.

Главные герои
В правой части картины стоит молодой человек со скрещенными на груди руками. Это прообраз самого художника. Он смотрит на этот неравный брак и чувствует жалость к девушке. Фактически, этот персонаж олицетворение несправедливости, жалости общества. Помимо резкого реализма, Пукирев внес в картину еще одну новую тенденцию: мало кто из мастеров жанровых сцен писал персонажей в натуральную величину (исключение античные герои). А вот Пукирев рискнул это сделать, намереваясь сделать свое полотно более реальным и шокирующим для зрителей, пробудить дремлющее общественное сознание и воззвать к разуму. Детали картины прописаны ярко, рельефно и беспристрастно, что придает картине зрительный объем: герои словно живые, до которых можно дотронуться. Некую мистику полотну придают лица старух. Они в отличие от остальных героев окрашены в бледные тона, словно призраки. Вполне возможно, эти старухи некогда тоже были жёнами надменного жениха.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: