Он был не лучшим примером для подражания
В эпоху Возрождения было великое множество учёных, изобретателей, исследователей, которые заслуживают большего внимания, чем да Винчи
Леонардо не был упрямцем. Многие великие умы могли поменять свою точку зрения под давлением общественного мнения.
Мало кто мог похвастаться положением лучше, чем у Леонардо: у него были лучшие педагоги и наставники. Мастер Леонардо Филиппо Брунеллесчи был ювелиром, который также увлекался архитектурой и строительством, как и да Винчи. Но на этом их сходство заканчивается. Мастеру поручили закончить купол флорентийского собора и он сделал это, хотя до него архитекторы не могли закончить строительство десятилетиями. Он не просто обошёл своего соперника, он сконструировал краны, при помощи которых удалось завершить проект. Разработанные им инновации стали культурным и архитектурным наследием.
В то время как да Винчи только начинал изучать анатомию, Бартоломео Юсташи уже преподавал и писал книги по стоматологии, внутреннему строению уха, создавал наглядные модели, диаграммы, близкие к современным. В его честь даже назвали часть тела.
Джордано Бруно был учёным, поэтом, математиком и мистиком. Он прославился предположением, что звёзды — это маленькие солнца и что у них тоже есть свои планеты. Он также выдвинул предположение о существовании внеземных цивилизаций, его идеи были близки к идеям современных учёных. В вопросах религии он опередил Коперника и опроверг, как ему казалось, глупые предположения. В награду за это его казнили.
Тем временем да Винчи изобретал невероятные машины, которые было невозможно продать клиентам. Скорее всего, он понимал это, но продолжал творить. В то время как другие отдавали жизнь, отстаивая свои научные или религиозные взгляды, да Винчи кланялся в ножки деспотам и аристократам.
Как и у любой исторически значимой личности, у Леонардо есть поклонники и противники. За свою жизнь он создал много объектов науки и искусства, но, если сравнить их с работами его современников, то становится понятно, что все они вполне тривиальны.
published on
according to the materials
Запись
взята с сайта
.
Храм
Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia
За Девой Марией — пространство храма. Персонажи находятся в алтарной части, поскольку предстают на фоне так называемого деамбулатория, то есть полуциркульного прохода за алтарем, типичного для романских и готических храмов Европы. Скорее всего, изображен не какой-то реальный храм — ни один из ванэйковских интерьеров не находит прямого соответствия в реальных зданиях.
Но это храм романский, о чем можно судить по аркам, по квазиримским колоннам (а не готическим пучкам колонн), по характеру капителей. Можно допустить, что для зрителя того времени готика — знак «современности», а романика — «древности»; возможно, романский стиль постройки соотносится с ветхозаветными мотивами, которые обнаруживаются в декоре изображенного храма.
Как Леонардо писал Тайную вечерю
Благодаря писателю Маттео Мария Банделло, современнику Леонардо, мы знаем всё о том, как Леонардо писал свою знаменитую работу. Банделло в тот период как раз находился в Милане, а посмотреть на то, как мастер создаёт свой шедевр мог абсолютно каждый в реальном времени, зайдя в Трапезную церкви Санта Мария делле Грацие.
По впечатлениям писателя, работы походили скорее на праздник, чем на строительство. Банделло оставил об этом событии весьма тщательное описание, своего рода хронику, помогающую воссоздать весь творческий процесс художника. Например, он пишет, что Леонардо любил, когда, заходя в церковь, люди смотрели на его работу и оставляли свои комментарии, к которым он всегда прислушивался. Он пишет, что часто Леонардо приходил чуть свет, взбирался на леса и начинал работать целый день, до позднего вечера, не прерываясь даже на обед и не выпуская ни на минуты кисти из рук, вовлечённый полностью в процесс. А в другие дни он мог не подходить к работе по 2, 3, 4 дня, мог просто ходить вокруг неё часами и всматриваться. Мог стремглав лететь в церковь, в каком-то порыве, а взяв кисть сделать два мазка и остановиться.
Гений Леонардо был анархическим. Он шёл на поводу у своего вдохновения и не подчинялся никаким законам техники. Он работал исключительно когда у него было желание, нарушая все временные нормы фресковой живописи. Именно поэтому он создал шедевр, который дошёл до нас полуразрушенным, но и именно благодаря этому его «Тайная Вечеря» стала шедевром.
Его художественные способности не были такими уж выдающимися
Вряд ли можно назвать работы да Винчи в живописи шедеврами, они мало чем отличаются от произведений его современников
Даже если вы не отрицаете тот факт, что Мона Лиза величайшее художественное произведение всех времён и народов (это твердят нам с детства), то посмотрев другие работы того времени, вы согласитесь, что она вполне себе тривиальна. Пожалуй, за исключением того факта, что у неё совсем нет бровей.
Большинство картин Леонардо — самые обычные портреты и библейские сцены, как и все художественные произведения того времени. И если выстроить их в ряд, вы навряд ли сможете выбрать самую выдающуюся. Всего несколько десятилетий спустя Тициан и Рафаэль создавали картины, превосходящие творения Леонардо. Те, кто видел воочию работы Караваджо, современника да Винчи, известного написанием библейских сцен, с лёгкостью подтвердят, что произведения Леонардо меркнут в сравнении с его шедеврами.
Знаменитая фреска «Тайная вечеря» лишена стиля. Кроме того, любой профессиональный художник подтвердит, что с технической стороны эта работа была провалом — фреска начала осыпаться ещё при жизни Леонардо, произошло это от недостатка знаний — да Винчи не знал правил работы с краской из яичного желтка, которую он использовал. И это был не единственный его косяк.
Каноник: лицо
Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia
Заказчик картины Йорис ван дер Пале, каноник Каноник — церковно-юридический титул в Римско-католической церкви. Так называются участвующие в мессе священнослужители. собора Святого Донатиана стоит на коленях в белом стихаре и держит левой рукой часослов. В правой руке у него очки в толстой темной оправе. Ван Эйк изображает пожилого человека, который явно болен: видны набухшие пальцы, вздувшиеся вены на висках. Художник не приукрашивает его облик; более того, весьма вероятно, что портретное сходство без прикрас предполагалось заказчиком. Идеализация придет во фламандскую и нидерландскую живопись только в XVI веке вместе с отчетливым итальянским влиянием. Точность ван Эйка позволила современным медикам поставить канонику диагноз: ревматическая полимиалгия и темпоральный артрит.
Тайная вечеря — испытания временем и возрождение шедевра
Леонардо да Винчи не устраивала традиционная техника написания фрески, предусматривавшая нанесение мазков краски по влажной штукатурке, так как при этом он не имел возможности прорисовывать мельчайшие детали и видеть в полной мере натуральность получаемого цвета, терявшего при окончательном высыхании свою изначальную яркость. Кроме того, подобный способ создания настенной росписи, применявшийся большинством его современников, требовал быстрой работы набело и не позволял заново перекрашивать поверхность, что было неприемлемо для Леонардо, часто вносившего изменения и дополнения в создаваемое им то или иное художественное произведение. Поэтому, чтобы не жертвовать мастерством исполнения, художник в качестве эксперимента использовал смесь темперы и масла, нанося получившуюся краску непосредственно по сухой штукатурке
Однако он не знал или же не принял во внимание, что столь плотное сухое основание не было способно впитать в полной мере приготовленную на масляной основе краску, которая уже через несколько лет начала шелушиться и отслаиваться от стены, в результате чего мастеру еще при жизни пришлось собственноручно исправлять и восстанавливать испорченные фрагменты
В 1652 году жители монастыря вырезали новую дверь в стене с уже изрядно осыпавшейся фреской, удалив при этом небольшую ее часть, на которой были изображены ноги Христа. В дальнейшем, многочисленные и неумело проведенные реставрации, начавшиеся уже в XVI веке, только усугубили плачевное состояние шедевра. Лишь в 1954 году Тайная вечеря Леонардо да Винчи была расчищена от нанесенных ранее слоев, выявленные остатки подлинной живописи закреплены, а некоторые утраченные фрагменты восстановлены по старинным копиям. Как известно, трое учеников художника сделали полномасштабные копии с оригинала фрески Леонардо да Винчи. В частности, хранящаяся сегодня в лондонской Королевской академии художеств картина Тайная вечеря, воспроизведенная на холсте в мельчайших деталях Джампетрино (Giovan Pietro Rizzoli), была взята за основу при последних восстановительных работах, завершенных в 1999 году.
Тайная вечеря. Копия Джампетрино, 1520г.
Еще один подобный экземпляр работы итальянского живописца Андреа Солари (Andrea di Bartoli Solari, 1460-1524) находится в монастыре аббатства Тонгерло в Бельгии, а третий, работы Чезаре да Сесто(Cesare da Sesto, 1477-1523) – в церкви Сан Амброджо в Швейцарии. Благодаря этим точным копиям, оригинал Тайной вечери Леонардо да Винчи не был утрачен безвозвратно и сегодня его по-прежнему можно лицезреть в здании, находящемся рядом с церковью Санта Мария делле Грацие на одноименной площади Милана.
Тайная вечеря. Копия Андреа ди Бартоли Солари
Автопортрет (1889)
Чем знаменита эта картина?
Часто считается, что это последний автопортрет Ван Гога, а также его самое знаковое изображение на холсте. Пока критики расходятся во мнениях относительно того, является ли это или Автопортрет без бороды это его последняя картина, изображающая самого себя, мало кто спорит о том, какая картина более известна. Он имеет похожие галлюцинаторные закрученные узоры на Звездная ночь, и указывает на общее ощущение турбулентности и давления. Когда люди думают о Ван Гоге, они думают именно о нем: напряженный, задумчивый персонаж, полный экспрессии и эмоционального потрясения.
Какая предыстория?
Ван Гог часто писал картины самого себя. На ум могут прийти разные причины (чистое художественное тщеславие или желание задокументировать его физические и психические изменения), но есть еще одна, о которой нечасто вспоминают: у него просто не было денег, чтобы платить за модели. садитесь часами за раз. Хотя Ван Гог не жил в крайней нищете — миф, который часто повторяется, — управлять деньгами было нелегко.Его переписка с братом показывает, что он полагался на его ежемесячное пособие от Тео, которого никогда не было достаточно, чтобы соответствовать амбициям Винсента. Художественные принадлежности тогда были дорогими, как и сейчас, и наем модели, возможно, был слишком большим шагом для того, кто был вдохновлен в первую очередь природой.Больше всего история, стоящая за этой картиной, следует за собственным путешествием Ван Гога, особенно в том, что касается его психического здоровья. Хотя в письме к своему брату (обсуждая этот автопортрет) он настаивает, что сейчас он в лучшем месте, оглядываясь назад, очевидно, что все было не так.
«Надеюсь, вы заметите, что выражение моего лица стало намного спокойнее, хотя мои глаза выглядят так же небезопасно, как и раньше, или мне так кажется».
Поздний расцвет
«Крыши. Вид из мастерской» – одна из самых ранних работ художника
Большинство художников раскрывают свои таланты ещё в детстве. Часто их заставляют рисовать или писать насильно, чтобы к совершеннолетию новоиспечённые живописцы уже нашли собственный стиль. Ван Гог, напротив, принял решение начать рисовать лишь в возрасте 27 лет, после того как у него не сложилась карьера арт-дилера. Кроме того, хоть он и брал несколько уроков живописи, классическим художественным образованием всё же пренебрёг, решив изучать технику великих мастеров по их картинам и репродукциям. Учитывая то, что скончался Ван Гог в 37 лет, выходит, он писал по 87 картин в год. Это чересчур продуктивно даже на сегодняшний день, когда в арсенале художников столько цифровых приспособлений, упрощающих работу. Искусствоведы утверждают, что именно позднее начало и скорая смерть не дали Ван Гогу превратиться в звезду при жизни. Признание ждало его сразу после смерти. За этот короткий промежуток времени слава попросту не успела разнестись людской молвой по миру.
Какой момент Тайной вечери изображён в работе Леонардо
В отличии от Тайных вечерь других авторов, работа Леонардо отличается невероятной внутренней подвижностью. Леонардо, как мы уже говорили, — это художник состояний души, художник взаимоотношений. Композиция разделена на четыре группы по три апостола, которые между собой разговаривают, оживляются, возбуждаются и всячески проявляют свои эмоции и состояние своей души. И это именно то, что Леонардо старается передать, выбрав в качестве источника вдохновения живое повествования Евангелия от Матфея.
Леонардо придаёт смысл этому великому возбуждению среди апостолов, сидящих за столом, желающих узреть предателя. В лицах апостолов смешиваются чувства любви, страха, гнева, боли и сожаления о том, что не могут до конца понять своего Учителя. Точно так же и предательство Иуды просматривается в каждой тщательно продуманной детали работы.
Смерть
Жители Арля начинают опасаться непохожего на них горожанина. В 1889 г. они пишут петицию с требованием избавить их от «рыжего безумца». Винсент осознает опасность своего состояния и добровольно отправляется в лечебницу Святого Павла Мавзолийского в Сен-Реми. Во время лечения ему разрешают писать на улице под присмотром медперсонала. Так появились его работы с характерными волнообразными линиями и завихрениями («Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой» и др.).
В Сен-Реми периоды бурной активности сменяются длительными перерывами, вызванными депрессией. В момент одного из кризисов он глотает краски. Несмотря на участившиеся обострения болезни, брат Тео способствует его участию в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890-го Винсент выставляет «Красные виноградники в Арле» и продает их за четыреста франков, что составляет довольно приличную сумму. Это была единственная проданная при жизни картина.
Картина «Красные виноградники в Арле»
Его радость была безмерной. Художник не переставал трудиться. Успехом «Виноградников» воодушевлен и его брат Тео. Он снабжает Винсента красками, но тот начинает их есть. В мае 1890 года брат договаривается с терапевтом-гомеопатом доктором Гаше о лечении Винсента в его клинике. Доктор и сам увлекается рисованием, поэтому с радостью принимается за лечение художника. Винсент также расположен к Гаше, видит в нем добросердечного и оптимистичного человека.
Спустя месяц Ван Гогу разрешают поездку в Париж. Брат встречает его не очень ласково. У него проблемы с финансами, сильно болеет дочь. Винсента такой прием вывел из равновесия, он понимает, что становится, возможно, и всегда был для брата обузой. Потрясенный, он возвращается в клинику.
Фрагмент картины «Дорога с кипарисами и звездой»
27 июля как обычно выходит на пленэр, но возвращается не с этюдами, а с пулей в груди. Пуля, выпущенная им из пистолета, попала в ребро и ушла в сторону от сердца. Художник сам вернулся в приют и лег в постель. Лежа в постели, он спокойно курил трубку. Создавалось впечатление, что рана не причиняла ему боли.
Гаше вызвал Тео телеграммой. Он тут же приехал, стал успокаивать брата, что ему помогут, что не нужно предаваться отчаянию. В ответ прозвучала фраза: «Печаль продлится вечно». Скончался художник 29 июля 1890 г. в половине второго ночи. Его похоронили в местечке Мери 30 июля.
Проститься с художником приехали многие его друзья-художники. Стены комнаты были увешаны его последними картинами. Доктор Гаше хотел сказать речь, но так сильно плакал, что сумел произнести лишь несколько слов, суть которых сводилась к тому, что Винсент был великим художником и честным человеком, что искусство, которое для него было превыше всего, отплатит ему тем, увековечит его имя.
Брата художника Тео Ван Гога не стало спустя полгода. Он не простил себе ссоры с братом. Его отчаяние, которым он делится с матерью, становится невыносимым, и он заболевает нервным расстройством. Вот что он написал в письме матери после смерти брата:
«Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился… Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты… О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».
Тео Ван Гог, брат художника
А это последнее письмо Винсента, написанное им после ссоры:
В 1914 году останки Тео его вдова перезахоронила рядом с могилой Винсента.
«Тайная вечеря» и чудесное спасение
Не менее удивительна и судьба росписи. Уже через двадцать лет после её создания начался процесс разрушения. Всего через сорок лет с момента появления полотна фигуры были практически неузнаваемы.
Современников не слишком волновало это. Напротив, они отрезали нижнюю часть росписи, чтобы сделать проход в зале. В период Второй мировой войны полотно уцелело лишь чудом. В здание церкви попал снаряд, причём было уничтожено множество ценных предметов, за исключением росписи.
Развалины трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие после бомбардировки. «Тайная вечеря» скрыта защитной конструкцией
В конце прошлого века была проведена детальная реставрация росписи. Работы заняли более двадцати лет, но оно того стоило. Без восстановления к нашему времени роспись Леонардо, вероятно, уже была бы потеряна как произведение искусства. Сегодня же “ожившая” «Тайная вечеря» не перестаёт оставаться источником тайн и загадок для ценителей живописи и исследователей.
“Звездная ночь” написана в больнице для душевнобольных
Картина была написана в тяжёлый период жизни Ван Гога. За полгода до этого совместное проживание с Полем Гогеном закончилось прескверно. Мечта Ван Гога о создании южной мастерской, союза художников-единомышленников, не осуществилась.
Поль Гоген уехал. Он не смог больше оставаться рядом с неуравновешенным другом. Каждый день ссоры. А однажды Ван Гог отрезал себе мочку уха. И вручил ее проститутке, которая отдавала предпочтение Гогену.
Точь-в-точь, как поступали с поверженным быком на корриде. Отрезанное ухо животного отдавали Матадору-победителю.
Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org
Ван Гог не выдержал одиночества и краха своих надежд на мастерскую. Брат пристроил его в приют для психически больных в Сен-Реми. Здесь и была написана “Звездная ночь”.
Все его душевные силы были до предела напряжены. Поэтому картина получилась такой экспрессивной. Завораживающей. Как сгусток яркой энергии.
Начал рисовать в зрелом возрасте
Свои примером Ван Гог показал, что никогда не поздно найти новое увлечение и сменить сферу деятельности. Он начал рисовать в зрелом возрасте. Винсенту тогда было 27 лет.
Ван Гог решил получить образование, но через год изменил свое мнение. Его настоящим учителем стала книга Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Он долгое время занимался самостоятельно, а в 32 года снова сел за школьную парту – живописный класс, Академия Художеств.
Жизнь Винсента была коротка, он умер в возрасте 37 лет. За 10 лет творчества он создал 2 100 произведений. Он нарисовал большое количество портретов, пейзажей, натюрмортов, автопортретов.
Опыт учительства
Ван Гог любил пейзажи и море
В 23 года Ван Гог стал работать за кров учителем в интернате Уильяма Стокса в Английском городе Рамсгите. В школе было всего 24 студента в возрасте от 10 до 14 лет, и, как признавался Ван Гог в письмах к своим родителям, это было совсем немного. Его разочаровывало то, как трудно было втолковать что-то ученикам, ему приходилось механически повторять одно и то же. Ещё его возмущало то, что Уильям Стокс отправлял воспитанников в постель без ужина или чая, даже если, казалось бы, они вели себя достойно. С этих же времён у Ван Гога появилась любовь к побережьям, ведь он был вынужден водить туда своих учеников даже в штормовую погоду. Как бы то ни было, всего через два месяца, невзирая на чувства и старания молодого учителя, Ван Гога отстранили от должности.
Что такое Тайная вечеря Леонардо да Винчи и где она находится
«Тайная вечеря» — это настенная живопись, написанная Леонардо да Винчи по заказу Людовико Сфорца, герцога Милана, в период с 1494 по 1498 год в Трапезной церцви Санта Миария делле Грацие в Милане. Это 4 года очень медленной, практически медитативной работы, которой предшествовали исследования образов апостолов, сохранённые в Королевской библиотеке Уиндсора/Royal Library, Windsor. Свободное использование перспективы позволило Леонардо создать очень живые и монументальные образы, своего рода trompe l’oeil, обман зрения, как будто апостолы сидят в самой Трапезной.
«Тайная вечеря» стала символом нового искусства. Леонардо сосредоточил в ней всю свою науку, все свои исследования — не только художественные, но и математические, инженерные, оптические и акустические. Помимо задачи изобразить важнейший момент Евангелия, в котором объявляется о главном в истории предательстве, целью Леонардо было изобразить душевные порывы. Имеется в виду реакция, выраженная в разных эмоциях, каждого из двенадцати апостолов на слова «Один из вас меня предаст».
Эта работа Леонардо да Винчи с момента её появления на свет и по сегодняшний день не перестаёт восхищать, удивлять и будоражить сердца. Это одна из самых цитируемых работ мирового искусства начиная с XVI века вплоть до серийных интерпретаций Энди Ворхола и китчевых постановок Ла Шапеля XX века.
Главной проблемой «Тайной вечери» является её особая хрупкость. То, что мы видим сегодня — это лишь тень от того, чем она была изначально. Леонардо, несмотря на то, что хорошо знал технику фресковой живописи, требующую быстроты выполнения работы, решил поэкспериментировать и написать «Тайную вечерю» как настенную живопись, то есть той же техникой, которую он использовал при написании картин на холсте. С одной стороны, это позволило ему добиться нового, естественного изображения, но с другой — живопись практически сразу начала осыпаться и терять свой первоначальный цвет.
Попытки реставрации, а точнее фактического перекрашивания Тайной Вечери проводились неоднократно начиная с XVIII века. Последняя серьёзная и самая грамотная реставрация была проведена в 1977-1999 годах под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона, когда она наконец была освобождена от многочисленных вторичных слоёв краски, оставив её первоначальный вид, освежив лишь некоторые просветы акварелью.
Психологическая реакция
Такое разнообразие реакций персонажей нелегко далось мастеру. Леонардо понимал, что люди с разными характерами очень по-разному реагируют на одни и те же слова.
Собравшимся за одним столом в тавернах он рассказывал смешные истории или необычные факты. И наблюдал, как они реагируют. Чтобы потом наделить их жестами своих героев.
И вот мы видим, как отреагировали 12 апостолов. На неожиданные для них слова Христа “Один из вас предаст меня”.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия
Варфоломей поднялся со скамейки и оперся на стол. В этом порыве видна его готовность действовать. Как только он расслышит, кто же предатель.
У Андрея совсем иная реакция. Он в лёгком испуге поднёс руки к груди ладонями к зрителю. Мол, это уж точно не ко мне, я чист.
А вот ещё одна группа апостолов. Уже по левую руку Христа.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия
Иаков Заведеев ошарашен услышанным больше всех. Он потупил взгляд, пытаясь осознать услышанное. Раскрыв руки, он сдерживает подступивших Фому и Филиппа. Мол, подождите, пусть Учитель продолжает.
Фома при этом указывает на небо. Бог не допустит такого. Филипп же бросился уверять Учителя, что ему он может верить. Ведь он на такое не способен.
Реакции очень разные. До Леонардо такого никто никогда не изображал.
Даже у современников Леонардо такого вы не увидите. Как, например, у Гирландайо. Апостолы реагируют, разговаривают. Но как-то уж слишком спокойно. Однообразно.
Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1486 г. Фреска в Базилике ди Сан Марко, Флоренция, Италия. Wikimedia.commons.org
Винсент Ван Гог, «Едоки картофеля» (1885 г) — знаменитая картина Ван Гога: краткое описание
- В этой картине Ван Гога, созданной автором на заре своего творчества, уже проявилась его своеобразная манера исполнения.
- Художник запечатлел в этом произведении бедную крестьянскую семью, собравшуюся для совместного ужина.
- Темные краски, которые использовал автор для создания этой картины, говорят об их бедственном и беспросветном положении. И только парок, шедший от сваренных картофелин, согревал эту уставшую от нужды и тяжкого труда семью. А еще ее сближал тусклый свет, который отбрасывала лампа, словно символизируя собой надежду на лучшее будущее этих людей.
- Ван Гог настолько тонко выразил эмоциональное состояние людей, собравшихся за столом, что невольно заставляет зрителя сострадать им.
Картина
Ван Гог «Персиковое дерево в цвету» (1888 г.): краткое описание картины
- Наступление весны, природное пробуждение от долгой зимней спячки, вечная череда жизненного возрождения – вот о чем говорит полная тепла картина Ван Гога. В цветущем дереве – вся полнота радостных эмоций художника, его мечты о счастливом будущем.
- Персиковое деревце изображено на фоне большого темного забора. Наверное, его миссия – защита нежного хрупкого персика от холодных ветров.
- В этой картине использованы беглые, словно небрежные, мазки, но четкие линии сквозь них все равно просматриваются. Землю на своей картине Ван Гог раскрасил в светлые тона, она кажется подобной сугробам. А по-весеннему голубое ясное небо необычайно гармонирует с такой «пуховой» землей.
Винсент ван Гог — Персиковое дерево в цвету
Страдал от эпилепсии
Лечебница Сен-Реми, прорыв в творчестве и самоубийство: «Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее » (1889-1890)
«Я не могу точно описать, что чувствую. Иногда это приступы тревожности без причины или ощущение пустоты и усталости в разуме» — в таком состоянии Винсент приехал в лечебницу в Сен-Реми. Здесь он познакомился с тяжело больными, вопли которых часто разносились по коридорам здания. Зверинец — так художник назвал свой новый дом.
Но странно: Ван Гог даже воспрянул духом! Он увидел, что есть состояния, гораздо хуже его собственного, понял, что должен и может справиться со своим недугом, чтобы вернуться в мир и творить. Природа располагала к живописи, да и лечащий врач оказался славным малым — Винсент испытывал к нему тёплые чувства и даже нарисовал несколько портретов.
Со временем ему было разрешено прогуливаться по окрестностям монастыря. Ван Гог писал много и в своём узнаваемом стиле: импрессионисты отвергнуты, академические уроки забыты. Особенно ему нравились кипарисы: он писал деревья тёмными густыми красками и вытягивал их через весь холст к небу.
Кипарисы и две женщины, 1889
Он писал матери: «И вот причина, почему в моих нынешних работах можно наблюдать гармонию: живопись — это нечто само по себе. В прошлом году я где-то прочёл, что написать книгу или создать картину — это то же, что и вырастить ребенка… Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее для меня».
С наступлением осени и холодов состояние ухудшилось. Винсент упорно продолжал работать и корил себя за то, что сидит на шее у Тео, оплачивающего его пребывание в больнице. Накануне Рождества у художника вновь случились приступы, однако не такие сильные, как первые. После одной из вспышек Винсент в порыве написал картину «Звездная ночь», любуясь пейзажем из окна.
«Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889
Неожиданно в одном из европейских журналов появилась большая статья художественного критика Альбера Орье, где он восхищался картинами Ван Гога, называя их «странными, насыщенными, горячечными творениями» и воспевая «его глубокую, почти детскую искренность». Винсент был удивлён, думая, что не заслуживает таких похвал. Неужели его труд наконец-то признали и оценили?
В душе Винсента неспокойно. Волнами накатывали приступы, он бредил и буйствовал, а в моменты облегчения ничего не помнил. Картины «Прогулка заключенных» и «На пороге вечности» отражают его внутренние переживания. Почему он ходит по кругу в темноте? Есть ли выход? Что ждёт дальше? Он писал Тео: «Ты видишь, я пытаюсь быть добродушным, но моя жизнь подорвана, мой шаг сбивается». Психическое расстройство приобрело затяжной и неконтролируемый характер.
27 июля 1890 года Винсент, как обычно, отправился на прогулку. Он долго бродил под палящим солнцем, дождался наступления ночи и выстрелил из пистолета себе в живот. Щелчок. Зачем мучаться дальше? Но убить себя не получилось. Художник прожил ещё два дня: много курил, не желал общаться с полицией и рассуждал о жизни с Тео, который приехал к брату первым же поездом. Тридцатисемилетний Винсент Ван Гог умер от потери крови на рассвете 29 июля 1890 года.
Пшеничное поле с воронами (1890)
Чем знаменита эта картина?
В свои последние дни Ван Гог написал несколько изображений окружающих его пшеничных полей. Из них этот самый известный, но и самый мрачный. Кажется, это показывает чувство изоляции и одиночества, с тропой, заканчивающейся посреди поля, ведущей в никуда, окруженной воронами. Мрачный образ.Существует множество других интерпретаций картины — в том числе мысль о том, что в ней нет ни тени тревоги или отчаяния (Вальтер и Мецгер) — и, в конечном счете, нет способа узнать мотивы художника. Что мы знаем наверняка, так это то, что драматическая цветовая палитра, своего рода смесь Звездная ночь и Подсолнухи, делает эту картину одной из самых ярких и ярких картин Ван Гога.
Какая предыстория?
Завершенная в июле 1890 года, эта работа вполне могла быть последней работой Ван Гога — к сожалению, окончательных писем или записей по этому поводу нет. Факт остается фактом: эта картина была завершена в тот же месяц, когда Винсент выстрелил себе в грудь, рядом или в изображенном пшеничном поле. Невозможно смотреть на эту картину без этого мрачного осознания.
Несколько раз бросал учебу
Винсент был сложным ребенком, своенравным, капризным. Он несколько раз бросал учебу. В 13-летнем возрасте он поступил в колледж Виллема II, мальчик был очень способным. Он добился успехов в изучении языков, познакомился с рисованием. В середине учебного года он бросил учебу, не объясняя причины.
Через некоторое время Винсент решил стать пастором, как его отец. Он поступил в университет на отделение теологии, но учеба не пришлась ему по душе. Он, не раздумывая, оставил эти занятия.
Поступил в Евангельскую школу, но передумал учиться из-за высокой оплаты. В Королевской академии изящных искусств Ван Гог учился всего лишь год. На тот момент он всерьез задумался о рисовании, но посчитал, что образование для художника не имеет большой роли.