Падение мятежных ангелов

Охотники на снегу. 1565 г.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikipedia.org

“Охотники на снегу” – один из главных шедевров Эпохи Возрождения. Что же в нем такого особенного?

Пространство картины слегка вогнуто внутрь. Как будто нарисовано на внутренней поверхности гигантской чаши. Эффект невероятной, “засасывающей” глубины.

Конечно, Брейгель намеренно искажает перспективу. Иначе бы у него не уместилось все в такое ограниченное пространство.

Как и в “Вавилонской башне”, Брейгель прорабатывает каждую деталь. Увеличьте любой участок картины, и перед вами целое произведение искусства.

Знали ли вы, что на картине “Охотники на снегу” есть сцена пожара и игры в кёрлинг? Все это происходит на дальнем плане.

В этом шедевре уже нет сатиры “Пословиц”, трагедии “Икара” и красивой легенды “Вавилонской башни”. Но есть картина мира, где неплохо сосуществуют человек и природа.

Несмотря на то, что охотники возвращаются со скудной добычей (с одной худосочной лисой), от картины веет тихой радостью. Маленькие заботы и игры людей в сочетании с грандиозными горами и снежными долинами.

Мир нисколько не враждебен к человеку. Наоборот, если уважать его величие и приспосабливаться, он даст тебе все необходимое.

Неожиданная философия для того времени, в котором жил Брейгель. Тогда уже открыли Америку. Люди все больше убеждались в собственном превосходстве. И все меньше думали об единении с природой.

Таков был Брейгель. Он редко думал в унисон со своей эпохой.

Описание [ править ]

Написанное Брейгелем в 1562 году изображение Люцифера, падающего вместе со своими падшими ангелами, взято из отрывка из 12-й главы книги Откровения , раскрывает глубокий долг художника Иерониму Босху . Это проявляется в гротескных, уродливых или искаженных фигурах, изображающих полулюдей и полуапокалиптических существ.

Люцифер был создан как идеальный ангел. Он упал с небес из-за своей гордости и восстания против божественного плана Бога, который заключался в назначении Иисуса спасителем людей. Люцифер заставил одну треть ангелов последовать его примеру в восстании и помочь в назначении его новым «Богом». Грех гордыни привел к падению Люцифера и его товарищей и привел к « войне на небесах ». Архангелу Михаилу было поручено изгнать Люцифера и падших ангелов с небес. Конфликт добра и зла, а также порока и добродетели — постоянно повторяющиеся темы на протяжении всей работы Брейгеля.

Композиция с центральной фигурой, помещенной среди множества меньших фигур, в то время была одобрена Брейгелем. Это показано не только в «Падении мятежных ангелов», но и в таких произведениях искусства, как Далле Грит, и в серии гравюр «Пороки и добродетели», выполненной для антверпенского издателя Иеронима Кока .

Картина представляет собой разделенный пейзаж, в верхней части которого изображены небеса, а в нижней — ад. Небеса проиллюстрированы голубым светом, яркими цветами и окружены летающими ангелами, а ад намного темнее небес. Это иллюстрируется темными тонами и демоническими существами, чтобы установить четкую разницу между ними. Все пространство заполнено и присутствует немного отсутствующего пространства.  

Фигуры

В этом произведении искусства написано много фигур. Центральная фигура — архангел Михаил, изображенный с мечом. Он торжествует, побеждая падших ангелов и демонических существ. Над архангелом есть фигуры, выходящие из чего-то похожего на дыру в небе, которая является солнцем. Фигуры представляют Люцифера, падших ангелов и демонических существ. Помимо деформированных и мутировавших фигур, здесь также множество экзотических животных. По обе стороны от архангела Михаила есть еще две выдающиеся фигуры, одетые во все белое, чтобы контрастировать с темными цветами под ними. Эти фигуры — добрые ангелы, которые помогают в борьбе с мятежными ангелами. В верхней части в обоих углах изображены ангельские музыканты, играющие на своих инструментах, как будто война между добром и злом уже разыграна. Игра на трубе предвещает успешный триумф.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

ТВОРЧЕСТВО

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.

В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно

Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего

Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.

Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.

Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.

ЖАТВА

Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.

В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

Описание полотна

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Сверкающий светлый шар, символизирующий собой Небеса.)

Поверхность картины горизонтально разделена на две примерно равные половины. В верхней части произведения Брейгель изобразил сверкающий шар, представляющий собой Небеса. Светлые ангелы ожесточенно сражаются с темным войском восставших и трубят гимн победы в божественные трубы. Эти персонажи в светлых одеждах с детально проработанными лицами и крыльями. В своих движениях они свободны и воинственны.

Исключение составляют падающие образы ангелов, изображенные в верхней части полотна, которые еще не потеряли человеческий облик. Но, невзирая на их белые одежды и золотые крылья, видно, что они уже повержены и, раскинув руки, безвольно падают вниз, превращаясь в фантастических существ – обитателей ада. Они предстают в виде полулюдей и животных с огромными глазами, раскрытыми ртами, а некоторые и с распоротыми животами.

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Архангел Михаил в золотых доспехах и сине-бирюзовом плаще повергнул с помощью меча семиглавого дракона.)

И чем ниже они опускаются, все больше начинают напоминать устрашающих гибридов, тщательно составленных в строгом соблюдении «натуралии» (природные существа) и «артификалии» (существа, сотворенные человеком). Из-за этого полотно Брейгеля производит впечатление ошеломляющей кунсткамеры.

Поскольку нижняя часть картины – темная и мрачная, нужно присмотреться, чтобы различить отдельные образы. Здесь все смешано, насыщенно и хаотично. Фигуры в аду целиком теряют человеческий облик и превращаются в ужасных обнаженных монстров с огромными пастями и клешнями. Лица и глаза, которые еще возможно различить во тьме, наполнены ужасом, рты раскрыты в безумном крике.

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Фигуры в аду целиком теряют человеческий облик и превращаются в ужасных монстров с огромными пастями и клешнями.)

Ярко выражен также цветовой контраст между нижней и верхней частью полотна — между Раем и Адом. Так, верх выполнен синим, голубым, желтым и белым цветом. Нижняя — наполнена темными и зловещими красками. Коричневые, темно-красные, ядовито-желтые, серые и зеленые существа создают впечатление ужасного месива, которое убивает все светлое и божественное.

К слову сказать, на картине Брейгелем мастерски проработана перспектива – ее подчеркивают размеры фигур – на переднем плане они большие, вверху – маленькие. Динамика и движение переданы направлением падения персонажей.

Отрывок, характеризующий Падение мятежных ангелов (картина)

Граф приложил ухо к замку и стал слушать. Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство. – C’est fait! – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому. Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала. – О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.

«Безумная Грета» (1563), музей Майер ван ден Берг, Антверпен

Старинная легенда гласит, что во времена восьмидесятилетней войны жила в Нидерландах бедная крестьянка Грета. Оба её сына погибли, муж спился и пропал, а в одно «прекрасное» утро пропала и любимая сковородка. Это уже был перебор, и Грета захотела во что бы то ни стало вернуть ее назад. Будучи хорошей христианкой, она точно знала, что сковородки есть в аду, и решила отобрать себе одну штуку у чертей. Поскольку в стране шла война, ворота ада найти было несложно, и, сняв доспехи с убитого солдата, Грета отправилась в ад.

Картина «Безумная Грета» на выставке в Вене
Главное внимательно слушать экскурсовода!

В центре картины расположена героиня фламандского фольклора — Безумная Грета, которая, являясь воплощением жадности, в порыве безумия штурмует ад. Ее долговязая воинственная фигура в тряпье, доспехах и каске выглядит очень трагикомично. Глаза выпучены, рот открыт,  в руках сковородка и меч, а под ногами вертятся вылезшие из пасти ада существа в стиле Иеронима Босха. Сюрреалистичную картину завершают люди, которые бьются за золото на фоне ярко красного неба. При этом они не знают самого главного. То что им кажется золотом — на самом деле всего лишь отходы жизнедеятельности гиганта.

Пасть ада и Безумная Грета во всей красе
Исчадия ада в стиле Босха

«Большая Вавилонская башня»

«Вавилонская башня» — картина Брейгеля-Старшего, созданная в середине XVI века. Масштабы этой картины поражают. Здесь сосредоточено большое количество жителей, их общее дело и, конечно, огромная башня.

Основой для создания картины стал визит художника в Рим (1553 год), поэтому на картине присутствует большое сходство с Колизеем. Главное отличие картины — это сложная структура Вавилонской башни. Если первые этажи напоминают римскую культуру, то верхние состоят из сложной строительной техники.

Сам же Брейгель-Старший неоднократно отмечал, что Вавилонскую башню можно было достроить, если бы не ошибки, допущенные в процессе возведения здания. Поэтому художник изобразил неравномерно строящееся, асимметричное здание, где некоторые этажи не достроены, расположены неровно, а другие и вовсе рушатся и кренятся вбок.

Картину можно наблюдать в Музее истории искусств (Вена).

Питер Брейгель – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge. Питер Брейгель (Старший): картины

Брейгель (точнее Брёгел) Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский живописец и рисовальщик. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 — в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (“Битва Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.

Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, — обе в Музее истории искусств, Вена). Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Избиение младенцев”, Художественно-исторический музей, Вена; “Перепись в Вифлееме”, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; “Слепые”, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.

Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (“Сумрачный день”, “Возвращение стад”, “Охотники на снегу” – все 1565, Музей истории искусств, Вена).

Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы “Художник и знаток”, 1565.

http://www.uk-ng.ru/samye-izvestnye-kartiny-breigelya-starshego-piter-breigel.htmlhttp://artchallenge.ru/gallery/ru/39.htmlhttp://gallery.artchallenge.ru/ru/39.html

Строительство

Вид на музей из сада Турия.

Ренессансный двор бывшего дворца посла Вича.

Colegio de San Pío V, нынешняя штаб-квартира Музея изящных искусств Валенсии, была основана архиепископом Хуаном Томасом де Рокаберти для обучения священников. Спроектированный Хуаном Пересом Кастиэлем в году, его исполнение было отложено до 18 века. Он состоит из двух частей: школы и храма.

Школа имеет четырехугольный план этажа, расположенный вокруг монастыря, ее две башни на фасаде, выходящие на старое русло реки Турия , придают ей определенный вид крепости, частый элемент тогдашних монастырей и некоторых дворцов в городе. На этом фасаде выделяются отступы углов в виде ромбовидных точек, чередующиеся прямые и изогнутые фронтоны, венчающие окна, карнизы и отделки ваз и шаров. Внутри вы можете полюбоваться восстановлением Патио дель Эмбахадор Вич , чьи мраморные фрагменты из Генуи охраняла Академия Сан-Карлос после сноса дворца, в котором он располагался, в 1859 году ., и был восстановлен на этом месте в году .

К этому прямоугольнику примыкает храм с восьмиугольным планом этажа и большим куполом из синей глазурованной плитки, перестроенный после сноса в 1925 году . Также следует отметить его фасад работы Хосе Мингеса с двумя этажами, выступающими пилястрами и криволинейным фронтоном, завершающим его, и все это находится на переходе от барокко к неоклассицизму. Между и годами он был штаб-квартирой Благотворительного общества, а в году он перешел в зависимость от государства, которое отдало его под склад армейских припасов, а во время Гражданской войны — под военный госпиталь. После конфликта он стал Музеем изящных искусств Валенсии.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

Что у Греты в руках

Museum Mayer van den Bergh Antwerp (Музей Майера ван ден Берга, Антверпен), после реставрации, photo: KIK-IRPA Brussels

Под мышкой у Греты сундук с награбленным; в тюках тоже видны деньги, драгоценности, одно ожерелье свисает у Греты из лат. Это толкуют как символ жадности.

Но одновременно у Греты есть и корзинка, из которой торчат кухонные предметы: обычная сковородка, тарелка. Почему так, не очень ясно; возможно, это напоминание, что такие Греты встречаются всем в быту, а не только в фантастическом брейгелевском аду. Возможно, сковородка — это тоже оружие Греты (как в XX веке агрессивных жен будут карикатурно изображать со скалкой в руках).

Как ни странно, в корзине у Греты виден пояс. Эту деталь, как и многое на брейгелевских картинах, толкуют в морально-назидательном ключе. Пояс был символом чистоты и целомудрия, а Грета пояс сняла, так что исследовательница Маргарет Салливан считает, что героиня картины олицетворяет еще и похоть.

тест

Брейгель Старший или Младший

Отличите картины отца от картин сына

Влияния

Страшный суд Иеронима Босха

Сад земных наслаждений Иеронима Босха

Святой Михаил сражается с драконом — Альбрехт Дюрер

У Брейгеля было множество вдохновителей для создания Падение мятежных ангелов, включая Альбрехта Дюрера, Франса Флориса I, Иеронима Босха и прошлые работы самого Брейгеля. Ксилография Дюрера Апокалипсис, в частности Святой Михаил сражается с драконом, Предполагается, что он дает представление о положении архангела Михаила как центральной фигуры, стоящей на драконе с мечом у тела дракона. Франс Флорис I создал свой Падение мятежных ангелов состоящий из голов чудовищ на обнаженных человеческих телах, что требует сравнения его работ и работ Брейгеля. Брейгель создавал свои изображения с одной и той же чудовищной составляющей разных голов на разных фигурах. Иероним Босх оказал наибольшее влияние на творчество Брейгеля. Босха Сад земных наслаждений триптих изображает гибридных существ и исследует идеи пороков и добродетелей, а также добро и зло. Существа-гибриды изображены в правой части триптиха с адскими мрачными пейзажами. Босха Страшный суд также повлиял на творчество Брейгеля. В крайней левой части триптиха Босх изображает падших ангелов-мятежников, падающих с неба. Брейгель увеличивает сцену и делает упор на падших ангелах. В конечном итоге Брейгель был известен как «второй Босх» или «подражатель» Босха из-за схожих методов и концепций, которые они использовали. И Босх, и Брейгель сначала рисовали кистью, затем нанесли тонкий слой пигмента, а затем продолжили добавлять слои. Их методы были настолько похожи, что во многих случаях было трудно определить, кто нарисовал картину. Соперничество Босха и Брейгеля было очевидным, особенно когда Брейгель участвовал в соревнованиях в Антверпене против Босха. Рисунок Брейгеля 1558 г. Страшный суд был источником ангельских музыкантов в Падение мятежных ангелов. Фигуры ангелов с трубами на этой картине считаются братьями и сестрами ангелов на рисунке. В Безумная Мэг (Далле Грит) Брейгель был создан в том же году с той же концепцией искаженных адских фигур. Внизу находится рыба, из которой выходит человеческая нога, которая похожа на фигуру с человеческой головой на теле животного в Падение мятежных ангелов.

Архив блога

Архив блогамая 2022 (1)апреля 2022 (3)марта 2022 (3)января 2022 (1)декабря 2021 (2)ноября 2021 (1)октября 2021 (1)сентября 2021 (1)августа 2021 (1)июля 2021 (1)июня 2021 (2)мая 2021 (1)апреля 2021 (1)марта 2021 (1)февраля 2021 (1)января 2021 (3)декабря 2020 (1)ноября 2020 (2)октября 2020 (2)сентября 2020 (2)августа 2020 (2)июля 2020 (1)июня 2020 (3)мая 2020 (3)апреля 2020 (2)марта 2020 (2)февраля 2020 (4)января 2020 (4)декабря 2019 (1)ноября 2019 (3)октября 2019 (3)сентября 2019 (7)августа 2019 (4)июля 2019 (8)июня 2019 (4)мая 2019 (3)апреля 2019 (2)марта 2019 (3)февраля 2019 (5)января 2019 (3)декабря 2018 (3)ноября 2018 (3)октября 2018 (6)сентября 2018 (1)августа 2018 (4)июля 2018 (2)июня 2018 (3)мая 2018 (5)апреля 2018 (1)марта 2018 (10)февраля 2018 (12)января 2018 (12)декабря 2017 (7)ноября 2017 (16)октября 2017 (8)

Интерпретация [ править ]

Было проведено сравнение между этим произведением искусства и шкафами с раритетами. Поскольку эта картина настолько полна и изображена с использованием естественных и искусственных объектов, Тине Лук Меганк утверждает, что это личный кабинет любопытства Брейгеля, изображенный как произведение искусства. Брейгель использует природные объекты, такие как бабочка, рыба и другие известные существа. Он также использует искусственные объекты, такие как инструменты, доспехи и оружие. Включение как естественных, так и искусственных объектов отражает его позицию по поводу того, что он думает о вновь обретенной чужой земле Америки.

Новый взгляд на старый шедевр

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Светлые ангелы трубят гимн победы в божественные трубы.)

Любопытным фактом в истории этой неординарной работы Брейгеля является то, что ее авторство вплоть до 1898 года приписывалось Иерониму Босху (1450-1516). Лишь в самом конце 19 века в нижнем левом углу, скрытом багетовой рамой, была обнаружена дата и подпись «MDLXII / Brvegel», что стало большим открытием даже для искусствоведов.

Примечательно и то, что на этот удивительный шедевр, никогда не подвергавшийся тщательному изучению, обратили наконец-то внимание современные специалисты. Научные исследования изданы в виде прекрасно иллюстрированной книги, в которой научный сотрудник музея изящных искусств Бельгии Тайн Меганк (Tine Meganck) описала некоторые секреты и символические значения, зашифрованные в картине, долгое время скрытые от внимания зрителя

Искусствовед провела неожиданную параллель между живописью и западноевропейской политикой времён Брейгеля. Ведь настоящий художник не мог существовать и творить вне своего времени.

Еще один значимый момент исследования: Тайн Меганк также пришла к выводу, что Брейгель предпринял попытку превзойти самого Иеронима Босха (Hieronymus Bosch), творчеством которого вдохновлялся в юности. А также художник попытался трансформировать традиционный библейский морализм о грехе гордыни в собственное видение событий, происходящих не только в его стране, но и в мире в целом.

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Коричневые, темно-красные, ядовито-желтые, серые и зеленые существа создают впечатление ужасного месива, которое убивает все светлое.)

Брейгель показал как на первый взгляд благие устремления людей ведут к опасному перерождению. И «Падение мятежных ангелов» стала великолепной иллюстрацией потенциальной опасности, которая подстерегает людей в их стремлении к благосостоянию, искусству, знаниям, политике, всему тому, в чем человек пытается превзойти самого Творца. И нужно отметить, что идея, использованная Брейгелем, является универсальной темой, которая актуальна и по сей день.

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Фантастические существа – обитатели ада предстают в виде полулюдей и животных с раскрытыми ртами и распоротыми животами.)

Тайн Меганк, акцентировав внимание на том, что полотно создавалось в 1562 году, раскрыла в своей работе увлекательную теорию о формировании общества глобальных знаний и роли искусства в политике накануне Нидерландской революции. Ведь именно в 1562-м в Нидерландах окончательно сформировалась протестантская оппозиция против Испании, которую Брейгель и изобразил в образе монстра

Противостояние, назревавшее в последующие десять лет, разрешилось Восьмидесятилетней войной, приведшей к независимости Семи Соединённых Провинций (Голландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Гельдерн, Оверэйсел, Фрисландия) и Генеральных земель

Ведь именно в 1562-м в Нидерландах окончательно сформировалась протестантская оппозиция против Испании, которую Брейгель и изобразил в образе монстра. Противостояние, назревавшее в последующие десять лет, разрешилось Восьмидесятилетней войной, приведшей к независимости Семи Соединённых Провинций (Голландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Гельдерн, Оверэйсел, Фрисландия) и Генеральных земель.

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Светлые ангелы ожесточенно сражаются с темным войском восставших монстров.)

Брейгель как пророк, в 1562-м предвещая эти грядущие события, показал, что человечество, погрязшее в царстве бессмыслицы и жестокости, идет ко всеобщей гибели. Создав это пророческое полотно, художник сам пережил глубокое потрясение, заставившее его сменить трагическое и экспрессивное мироощущение на горькие философские размышления, печальное настроение и разочарование.

Пережив моральный и творческий кризис, Брейгель со временем вновь обращается к реальным формам, снова создает картины с далекими, бескрайними пейзажами, снова уводит зрителя в бесконечную, необъятную брейгелевскую панораму.

До создания картины «Падение мятежных ангелов» Брейгель создал полотно под названием «Падение Икара», также наполненное тайными и символическими знаками. Глядя на эту работу каждый зритель невольно задается вопросом: Где же главный герой, куда он упал и как это случилось?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: