Неоклассическая литература: характеристика, произведения и авторы

Ключевые идеи

  1. Неоклассическая школа живописи придает большое значение исторической достоверности костюмов и сюжета. В передаче образа костюма художники руководствовались стандартами Древнего Рима и Греции.
  2. Неоклассицизм основан на жесткой линейной конструкции в представлении персонажей или предметов.
  3. Основные темы сюжетов — античность, мифы, подвиги героев Древней Греции и Рима.
  4. Для картин характерно использование естественных цветов и оттенков.
  5. Динамичные сюжетные линии, полные драматизма.
  6. Неоклассицизм стал способом распространения эпоса о стране, из которой родился художник.
  7. Идеальность образов: люди и предметы, изображенные на полотне, не имеют изъянов и недостатков.
  8. Идеологическая природа неоклассицизма как обращения в искусстве.
  9. Формализация живописи.
  10. Художники пытались очистить образы в живописи от исторического содержания — образы существуют изолированно от действительности времени.

В 1904 году неоклассики создали Новое общество художников, в которое вошли Д. Кардовский, В. Щуко, К. Богаевский, А. Гауш, Б. Кустодиев, И. Фомин. Картины художников отличаются строгой пластикой, каноничностью и реалистичностью образов.

Представителями менеджмента также являются: З. Серебрякова, А. Яковлев в России, М. Дени, П. Пюви де Шаванн во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии.

Возникновение неоклассицизма вызвало волну реакции мастеров футуризма, кубизма и других направлений авангардного искусства начала 20 века. Многие связывали этот стиль с фашистским режимом: арсенал изобразительных средств стиля был призван поднять образ идеального человека, отвечающего доктрине фашизма.

История кубизма в живописи

Отличия неоклассицизма от классицизма

Несмотря на то, что последователи обратились к академическим истокам, новый стиль существенно отличается от своего предшественника. В архитектуре неоклассицисты не боялись смешивать сюжеты, взятые из античной мифологии и эпохи Ренессанса. Они могли подчеркнуть классическую форму и детали или резко сократить их.

Здание Высших женских курсов на Малой Пироговой улице в Москве

Неоклассицисты взяли за основу ордерную систему, стремились к гармонии, соблюдая пропорции и симметричность. Принципиальное отличие от классицизма — иная интерпретация античных мотивов. В новом стиле он не был идеалом, а лишь одним из способов выражения красоты в искусстве.

Неоклассицизм в архитектуре отличают:

  • прямоугольные фасады;
  • лаконичность в оформлении фасадов.

В России неоклассицизм преимущественно развивался в Санкт-Петербурге, но и в других городах и странах находятся здания, созданные его последователями — «Здание Высших женских курсов на Малой Пироговой улице в Москве», «Бывшее здание германского посольства в Санкт-Петербурге», здание Венского парламента, Театр на Елисейских полях.

В живописи новый стиль стал причиной популяризации исторического и портретного жанров. Художники неоклассицизма обращались к античным произведениям. Но появилось новшество, не характерное для классицизма — интерес к народным легендам и эпосам. Неоклассицизм в живописи отличается большей реалистичностью, резкостью. В портретах художники стремились передать внутреннюю силу человека.

Не обошлось и без влияния барокко, несмотря на противопоставление этих направлений. Художники стали драматизировать сюжет полотен, чего не было в работах классицистов. («Леонид при Фермопилах», Жак-Луи Давид, «Гортензия Богарне», Анн-Луи Жироде-Триозон, «Сладкая меланхолия», Жозеф-Мари Вьен).

Неоклассицизм в скульптуре также проявился в подражании античности. Мастера отказались от стилистики рококо. Доминировать стала симметрия и соблюдение пропорций.

Неоклассицисты взяли еще один принцип от своих предшественников — акцентирование на главном герое. Только они старались раскрыть характер персонажа, передать его эмоциональное состояние или добавить новый смысл классическому античному сюжету. («Скульптурный портрет Вольтера, Жак-Антуан Гудон, «Скульптура Геры», «Три грации» Антонио Канова)

Классицизм в архитектуре

(Королевский дворец в Амстердаме)

Основополагающими чертами стиля являются чёткость линий, ясные незамысловатые формы, отсутствие изобилия деталей. Классицизм стремился рационально использовать каждый квадратный метр пространства. С течением времени на стиль оказывались влияние различных культур и мировосприятии мастеров со всей Европы. В архитектуре классицизма выделяют следующие направления:

палладианство

Начальная форма проявления классицизма, основателем которой считается архитектор Андреа Палладио. В абсолютной симметрии зданий угадывается дух архитектуры Древней Греции и Рима;

ампир

Направление высокого (позднего) классицизма, родиной которого считается Франция в период правление Наполеона I. Королевский стиль сочетает театральность и классические элементы (колонны, лепнина, пилястры), расположенные в соответствии с чёткими правилами и перспективой;

неогрек

«Возвращение» древнегреческих образов с чертами итальянского ренессанса в 1820-х годах. Основоположники направления – Анри Лабруст и Лео фон Кленце. Уникальность заключается в детализированном воспроизведении классики на зданиях парламента, музеях, храмах;

регентский стиль

В 1810-1830 гг. развивался стиль, сочетающий классические направления с французским дизайном

Особое внимание уделяется отделке фасадов: геометрически правильные узоры и орнаменты стен дополнены украшенными оконными проёмами. Акцент ставится на декоративных элементах обрамляющих парадную дверь

(Ступиниджи — загородная резиденция монархов Савойского дома, провинция Турин, Италия)

Основные черты классицизма в архитектуре:

  • Величественная простота;
  • Минимальное количество деталей;
  • Лаконичность и строгость как внешней, так и внутренней отделки сооружений;
  • Неяркая цветовая палитра, в которой преобладают молочные, бежевые, светло-серые оттенки;
  • Высокие потолки, декорированные лепниной;
  • В интерьер включались предметы исключительно несущие функциональное назначение;
  • Из элементов декора использовались царственные колонны, арки, изысканные витражи, ажурные перила, светильники, резные каминные решетки, лёгкие шторы из незамысловатых материалов.

(Большой Театр, Москва)

Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. В Европе на вектор развития этого направления повлияли работы мастеров Палладио и Скамоцци. А во Франции архитектор Жак-Жермен Суффло являлся автором базовых для стиля структурных решений. Германия приобрела несколько административных строений в классическом стиле благодаря мастерам Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю. В развитие этого направления в России неоценимый вклад внесли Андреян Захаров, Андрей Воронихин и Карл Росси.

Развитие в России

Отличительная особенностью развития стиля в России было отсутствие конкретных теоретиков, основателей направления. Не было также объединений и сообществ, которые совместно развивали и популяризировали стиль. Не смотря на отсутствие перечисленного выше, неоклассика стала ярким явлением в изобразительном искусстве.

Цели русской неоклассики:

  • Возродить забытые идеалы красоты и совершенства в живописи.
  • Противостояние хаосу, который в искусство принесли авангардисты.
  • Возрождение канонических представлений о построении композиции картины.
  • Реалистическая передача образов.

Художники России, как и их единомышленники в Европе, ориентировались на образцы античного искусства. Неоклассика в начале 20 века не было распространенным стилем – это связано с историческими событиями в стране. Политическое и культурное развитие способствовали появлению тяготения к индивидуализму, поэтому многие художники работали в авангардных стилях живописи

На античность и Возрождение обратили внимание не многие. В своей работе русские неоклассики частично ориентировались на реализм, существовавший в России в форме искусства передвижников

Наиболее яркие картины: «Полк на позициях» (не завершена), «Портрет жены» В.Шухаева, «Скрипач» А.Яковлева.

Искусство: представители стиля

Как и любое другое художественное направление, неоклассицизм охватил не только архитектуру, но и живопись, скульптуру, музыку и литературу

Античность завоёвывает в этот период внимание практически всего мира. Это возрождение породило развитие множества стилевых течений и форм

Живопись

Художники с археологической точностью воссоздают не только греко-римские костюмы, но и декор древности, средневековья, а это маньеризм и модернизм в живописи. Однако именно Рим стал главным центром неоклассицистической реформы. Сюда стекаются живописцы из всего мира, чтобы по-новому взглянуть на творчество прошлого.

Неоклассицистическая живопись XVIII века приобретает академический характер. Юные художники проводят много времени в античных залах, делая наброски с греческих и римских статуй.

Представители русского неоклассицизма в начале XX века были объединены общей идеей: противостоять надвигающемуся в стране хаосу и диссонансу в искусстве и жизни

Для них важно было возродить красоту, в поисках которой они и обращаются к античности. Серов, Петров-Водкин, Серебряков и другие художники, пользующиеся разными стилями, подходами к творчеству в сложный, переломный для России период, соединились в поиске гармонии

Скульптура и декоративное искусство

Здесь также всё внимание обращено к античности. Скульптурные композиции, украшающие Версаль, Веймар, Петербург, сдержанны и спокойны

В декоративном искусстве утверждение неоклассицизма было сопряжено с отрицанием орнаменталистики стиля рококо. Преобладают классические мотивы античности и строгая осевая симметрия как в Готике. Произведения из керамики и серебра становятся на пике моды.

Музыка

Неоклассицизм в музыке связан, прежде всего, с именем И. Ф. Стравинского, призывавшего вернуться «назад, к Баху». Музыканты стремились имитировать произведения раннего классицизма и позднего барокко, противопоставляя свой стиль музыке позднего романтизма, перегруженной эмоционально и технически.

Литература

В литературе неоклассицизм не проявил себя очень ярко. В основном направление коснулось украинской и русской поэзии. Однако крупных творческих индивидуальностей среди русских неоклассицистов замечено не было.

Классицизм и неоклассицизм в живописи

Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с современным художнику миром. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи.

Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594—1665). Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен (1600—1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.

Неоклассическая живопись в конце XVIII века стала более академичной. Юные художники, ученики академий, большую часть времени проводили в античных залах, делая наброски с греческих и римских статуй, занимаясь антиковедением. Мир античности был для них столь же реален, как и мир за стенами школы. Соответственно, они переносили на холст все свое академическое восприятие реальности. Однако, нельзя сказать, что классическая живопись была полностью статична и заимствована у древней Греции.

Давид. Клятва Горациев.

Через 100 лет после Пуссена к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз — живописец Давид (1748—1825). Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры (видеоролик о творчестве Давида). Благодаря Давиду героизм античных персонажей переносился на современный мир, создавая иную, более глубокую и трагичную, атмосферу восприятия событий. Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, как раз и отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид — один из величайших исторических портретистов. Его картины предреволюционной поры послужили переходным звеном к произведениям, глубоко и правдиво отразившим события революции. Творчество Двида как бы завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).

История возникновения

В Европе вновь обратились к истокам классической эстетики в конце XVIII века. В искусстве наметился перелом: люди устали от вычурного, перегруженного рококо. Обществу захотелось простоты, лаконичности, возврату к классической утонченности.

В это время происходят раскопки в Помпеях, которые возродили интерес к античному искусству. Живописцы, скульпторы, архитекторы вдохновляются работами мастеров той эпохи. Большой вклад в становление неоклассицизма внес археолог Иоганн Викельман. Он призывал людей искусства искать воплощение высоких идеалов в античности.

Последователи неоклассицизма искали вдохновение в эпохе Ренессанса. А их предшественники — в эстетике Возрождения. На неоклассиков повлиял рационализм Просвещения. В своем творчестве они опирались на разум, стремились к изучению законов природы, чтобы достичь гармонии.

Поэтому неоклассицизм объединяет в себе характерные черты нескольких направлений. Скульпторы, архитекторы, живописцы постарались взять лучшее, чтобы создать идеальный стиль, соответствующий требованиям того времени.

Развитие в России

Отличительной чертой развития стиля в России было отсутствие конкретных теоретиков, основоположников направления. Также не было ассоциаций и сообществ, которые совместно разрабатывали и распространяли этот стиль. Несмотря на отсутствие вышесказанного, неоклассицизм стал заметным явлением в изобразительном искусстве.

Цели русского неоклассицизма:

  • Возродить забытые идеалы красоты и совершенства в живописи.
  • Обращение к хаосу, который художники-авангардисты привнесли в искусство.
  • Возрождение канонических представлений о построении композиции картины.
  • Реалистичная визуализация изображений.

Русские художники, как и их единомышленники в Европе, руководствовались образцами античного искусства. Неоклассицизм в начале 20 века не был распространенным стилем — это связано с историческими событиями в стране. Политическое и культурное развитие способствовало возникновению тяготения к индивидуализму, поэтому многие художники работали в авангардных стилях живописи

Не многие обращали внимание на древность и эпоху Возрождения. В своем творчестве русские неоклассики отчасти руководствовались существовавшим в России реализмом в виде странствующего искусства

Наиболее яркие картины: «Полк на позиции» (не завершена), «Портрет жены» В. Шухаева, «Скрипач» А. Яковлева.

Тематический

Неоклассицизм был стилем, который выделялся тем, что выражал политическую, экономическую и социальную ситуацию в Европе. В случае с литературой она имела сильную направленность на дидактику и морализаторство.

Однако не все было основано на разуме и логике. Его основные темы были тесно связаны с греческой и римской мифологией и богами древних цивилизаций.

Возвышение обнаженного или полуобнаженного преобладало как в живописи, так и в скульптуре — в основном человека — как символа красоты и совершенства. Это использование похоже на то, что использовалось в Древней Греции.

С другой стороны, ему также приписывается историческая тема, особенно Французская революция, которая назревала параллельно в то время. По этой причине многие произведения искусства неоклассицизма ссылаются на революцию.

Кроме того, Наполеон Бонапарт использовал искусство как средство политической пропаганды. В этом смысле на многих картинах запечатлены сражения, жертвы героев и общие ценности революции.

История

Средневековый классицизм (800–1400)

Для Средневекового искусства характерно явление нескольких волн классицизма. Первое обращение к образцам античности, относящееся к концу 10-го века, известно под названием «Каролингское возрождение». Этот период характеризуется значительным культурным и интеллектуальным развитием, что вылилось в создание большого числа манускриптов на латыни, церквей и других архитектурных произведений.

Вторую волну иногда называют «Оттоновский ренессанс». За ней последовала готическая эпоха, подарившая множество архитектурных шедевров.

Ренессанс (1400–1600)

Не удивительно, что именно в Италии — сердце Римской империи с традициями эллинистического искусства — произошло величайшее классическое Возрождение в Европе. Процесс, начавшийся периодом раннего кватроченто, объединил работы Альберти, Брунеллески, Мазаччо, Донателло и других видных мастеров своего времени. Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. Классические принципы искусства того времени распространились по Франции, Испании, Германии и другим странам.

Сикстинская Мадонна

Барокко (1600–1700)

Гармоничных и выверенных пропорций классического искусства Возрождения, в конце концов, оказалось недостаточно для творческих импульсов и толчков в начале 17-го века, поэтому они сменились идиомами более сложного и драматичного барокко. Известные представители этого направления — Андре Поццо, Аннибале Карраччи, Караваджо и другие мастера. Развитию традиций классицизма в то время способствовало появление академий искусств.

Караваджо, «Больной Вакх».

Неоклассицизм (1780–1850)

В 18-го веке барокко уступает место капризному и склонному к внешнему украшательству рококо. Позднее этот стиль вытесняется неоклассицизмом, свидетельствующем о еще одном возрождении классического искусства. Это направление можно проиллюстрировать работами Жака-Луи Давида, Жана-Огюста-Доминика, Антонио Канова, Томаса Джефферсона и др.

Жак-Луи Давид, «Смерть Марата».

Классицизм в 19-20 веке

Для искусства этого периода характерным является поиск новых методов и форм отражения действительности, поэтому классические идеалы искусства Древней Греции и Рима отступают на задний план. В результате обращение к основным постулатам классицизма не было широко распространено в 19-м и 20-м веке. Исключение представляет творчество французских академий и работы братства прерафаэлитов. Обращение к идеям классицизма можно увидеть в некоторых работах Пикассо, Джорджо Моранди, Фернана Леже, Андре Дерена.

Танец под музыку времени. Пуссен.

Искусство: представители стиля

Как и любое другое художественное направление, неоклассицизм охватывает не только архитектуру, но и живопись, скульптуру, музыку и литературу

В этот период античность привлекала внимание почти всего мира. Это возрождение привело к развитию многих стилей и форм

Живопись

Художники с археологической точностью воссоздают не только греко-римские костюмы, но и мебель античности, средневековья, а это маньеризм и модернизм в живописи. Однако именно Рим стал главным центром неоклассической реформы. Здесь собираются художники со всего мира, чтобы по-новому взглянуть на работы прошлого.

Неоклассическая живопись 18 века приобретает академический характер. Молодые художники много времени проводят в старинных залах, рисуя греческие и римские статуи.

Представителей русского неоклассицизма начала ХХ века объединяла общая идея: противостоять хаосу и диссонансу, надвигающимся на искусство и жизнь страны

Для них было важно возродить красоту, в поисках которой они обращаются к старине. Серов, Петров-Водкин, Серебряков и другие художники, используя разные стили, подходят к творчеству в сложный период, переломный момент для России, объединившись в поисках гармонии

Роль классицизма в мировой культуре

Среди многочисленных художественно-эстетических направлений и течений, выделяемых современными культурологами, классицизм занимает совершенно особое положение. Именно он стал первой целостной и осознающей самоё себя системой в истории европейской культуры.

Роль классицизма в мировой культуре сложно переоценить, ведь во многом современный нам мир создавался именно в период классицистических взглядов. Его вклад в мировое искусство и науку не менее грандиозен, чем вклад Ренессанса. Вряд ли найдется другое такое направление, которое буквально взбудоражило всю континентальную и островную Европу, породив подобный взлет всех жанров и отраслей искусства, дав толчок к новым открытиям в науке, философской мысли.

Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века. И хотя закат классицизма произошёл в XIX веке, о его значении и роли в истории культуры он до сих пор спорят, а художники и писатели до сих пор обращаются к его сокровищнице за вдохновением и сюжетами.

Духовное наследие классицизма по истине велико, а само направление достаточно популярно и по сей день. Особенно в дизайнерском искусстве, где более всего необходимы классический рационализм и гармония.

Давая свою интерпретацию классицизма, каждый народ вместе с тем воспринимал и общие идеи гуманизма, величия разума и необходимости просвещения, которые не смогла уничтожить череда воин и конфликтов бурного XX столетия. Сегодня мы все чаще вспоминаем об этом великом культурном наследии, сумевшем объединить столь разные по своему характеру и быту народы.

Неоклассицизм в интерьере

Говоря о новой классике в интерьере, мы имеем в виду респектабельность и классическую элегантность с гармоничным вплетением современности.

Неоклассицизм — это выбор тех, кто хочет видеть пространство роскошным, элегантным и в тоже время простым. Дизайнеры останавливают свой выбор на данном стиле достаточно часто, ведь проекты такого рода всегда выглядят шикарно и, позволяют использовать современные технологии. Из этого вытекает еще одно значительное преимущество. Применение ненатуральных материалов значительно снижает стоимость проекта, и он становиться привлекательным еще и в плане бюджета.

Обустраивая комнату в стиле неоклассики, следует соблюдать следующие правила:

Цветовая палитра должна быть выдержана в светлых тонах. Нежный голубой, непринужденный бежевый и коричневый — вот те цвета, что являются визитной карточкой стиля. Здесь также могут применяться оттенки коричневого и античного золота.

Неотъемлемым элементом интерьера являются зеркала. Они расширяют пространство и создают иллюзию незаконченности.

Стены могут быть оклеены обоями постельных тонов или декорированы тканью в античном стиле.

Для напольного покрытия рекомендуется дерево. Это может быть паркет, но  обязательно дерева благородных пород. Не исключается использование подходящих  по стилистике ковров.

Декор подразумевает шелковый текстиль, тяжелые шторы с драпированными ламбрекенами, а также бронзовые статуэтки и картины в позолоченных рамах. На последних , как правило,  изображены сцены исторических баталий.

Особую роль в интерьере неоклассики играет освещение. Хрустальные люстры, торшеры с деликатным абажуром обеспечивают помещению уютное , теплое настроение и привносят торжественный и богатый дух.

Орнамент сочетает в себе четкость и герметичность линий. Это может быть завиток, лавровый венок, розетка или гребень.

Неоклассицизм вещает о статусности, серьезности и богатстве, хотя и не всегда является высокобюджетным. Интерьеры в характере новой классики — это светлые и просторные гостиные не лишенные современных технологий и функциональности. Ностальгируя о строгости классицизма, неоклассики творят пространство,  таящее в себе теплоту веков и свежий дух новизны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: