Долой академиков! Да здравствуют академики!
Кто в молодости не был революционером — у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором — у того нет мозгов. Эта мысль, приписываемая Уинстону Черчиллю, возможно, была озвучена и раньше — еще кем-то, поскольку в ней много справедливого. Судьба Кирилла Лемоха — очередное тому подтверждение. Восстав против академизма в юности, он все-таки стал академиком в зрелости. И в этом тоже нет никакого противоречия.
Карл Лемох учился в Императорской Академии художеств, и учился весьма успешно. Ему была присуждена даже Золотая медаль (малая) за картину «Моисей источает воду из скалы». Но 19 век — это эпоха становления национальных школ во всей Европе, не только российской школы. И своя школа состоялась по всем направлениям: в музыке — «Могучая кучка», в живописи — Передвижники.
Бунт против «академизма» в живописи состоялся в 1863 году. 14 лучших выпускников Академии демонстративно отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, а затем покинули стены родного учебного заведения. Причин такому поступку было несколько, но суть одна: назревало новое явление в искусстве.
Главный повод — требование следования определенным сюжетам и темам. Для конкурса предлагалась тема картины: «Пир в Валгалле» по мотивам скандинавских саг. Но художники больше не хотели писать на мифологические сюжеты, будь то античные или иные. Не хотели они писать и умильные жанровые картинки из серии «пастух и пастушка на лугу». Художники хотели писать саму жизнь, которая «круче самой крутой мифологии», ту, которую они видели вокруг себя — и без прикрас.
Эти 14 студентов, среди которых был и Карл Лемох, конечно, рисковали. Большой скандал, неизвестность в будущем. Вместо Италии, куда обычно посылали лучших студентов за счет казны — негласный надзор полиции в России. Тем не менее, эти 14 человек совершили поступок, который так теперь и называется — «бунт четырнадцати».
Дело «бунтом» не ограничилось, под руководством Крамского была организована «Санкт-Петербургская артель художников», впоследствии — Товарищество передвижных художественных выставок. Отсюда выросла вся русская реалистическая живопись, отсюда Васнецовы (Виктор, в основном), Репин, Саврасов, Шишкин, Серов, Левитан, Маковские и другие.
Справедливости ради нужно сказать, что «бунт» обернулся совершенно неожиданной стороной: 8 человек из 14 стали академиками живописи, а Карла Лемоха пригласили во дворец — учить детей императора.
Карл Лемох стал Кириллом Лемохом, так было принято при дворе. Он давал уроки царским детям — в том числе Николаю Второму, последнему императору Российской империи. К сожалению, Кирилл Лемох мало рассказывал о своих царственных учениках, не оставил он и воспоминаний. Вряд ли кто сейчас знает, как и что рисовал Николай Второй, но вот другая ученица Лемоха даже зарабатывала живописью на жизнь. Она известна и как Великая княгиня Ольга Александровна, и как художница.
Ольга Александровна (1882−1960) — одна из выживших Романовых, младшая дочь Александра III. За всю свою долгую жизнь в Дании и в Канаде она нарисовала более 2000 картин, это позволяло ее семье жить. Младшая сестра Николая II оказалась самой талантливой ученицей Кирилла Лемоха, он мог бы ею гордиться. Кстати, по воспоминаниям современников, Лемох был единственным, к кому Александр III обращался во дворце на «Вы».
Он мог бы писать парадные портреты царствующих особ — и писал бы их хорошо и добросовестно, как делал все в своей жизни. Но писал Лемох русский крестьянский быт. Благодаря, в том числе, живописи художников-реалистов, мы сейчас можем увидеть не только блеск императорской России, но и обездоленность значительной части населения. Увидеть почти воочию, поскольку эти картины не нужно было «сочинять», их можно было «готовыми» переносить на холст, нужны был только талант и труд, желание и сопереживание.
Кирилл Лемох часто рисовал детей, в английских газетах его даже называли «лучшим выразителем детского мира». Писал тоже — с любовью и сопереживанием. Была у художника и своя большая личная трагедия. Единственный внук умер в младенчестве. Так прервалась линия не только Лемоха. Дочь Кирилла Лемоха была замужем за одним из сыновей великого химика Дмитрия Менделеева. Художника и химика связывала многолетняя дружба, но пришлось пережить и совместное горе. В память о внуке в подмосковном селе Ховрино Лемох построил школу при храме.
Умер Кирилл Лемох 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. Его картины висят и в Третьяковке, и в Русском музее, в музеях других городов. Скромный, честный, порядочный человек — таким он остался в памяти современников. Художник-бытописец второй половины 19 века — таким он остался в истории отечественной культуры.
Описание картины Карла Лемоха «Варька»
Холст, масло, 1893 год. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского севера».
Детский портрет – особая тема в искусстве. Детей изображали в разном возрасте, в окружении различного антуража. Портреты создавались индивидуальные и групповые, по заказу или по велению души.
К написанию полотна художника подвигло, думается, два события: приобретение дачи неподалеку от Москвы, в селе Ховрино, и рождение дочери. Можно ли считать совпадением название картины с именем любимой дочки? Вряд ли. Нежность, любовь к Вареньке постепенно распространилась на ее окружение – в селе девочка проводила каждое лето, приобрела многочисленных друзей среди местных ребятишек.
На картине изображена босоногая деревенская девочка. У непоседы лукавый взгляд, румянец во всю щеку – недавно играла со сверстниками и на минуту присела отдохнуть.
Отсутствие обуви – обычное дело для крестьянских детей летом: в деревне детская обувь была редкостью, береглась для «особого» случая, либо до наступления холодов. Однако ступни девочки выглядят чисто, ей явно непривычно долгое гуляние босиком.
Светлые волосы малышки убраны под платок, на ней платьице простого покроя, зато на шее настоящее «взрослое» украшение – бусы. В руках озорница держит куклу. Игрушка красиво одета в кофту с юбкой – как барышня. Если хозяйка взяла ее с собой погулять – наверное, это любимая куколка.
Художник использовал контрастное сочетание темных предметов крестьянского хозяйства с ярким одеянием маленькой сельской озорницы.
Общий темный фон словно озаряет детская улыбка, от которой светлеет не только ее лицо, но и все вокруг.
Полотно недаром считается одним из лучших детских портретов в русской живописи.
Можно только предположить, чьим портретом стала картина. Возможно, на холсте изображена дочь живописца в образе своих крестьянских подруг.