Кавказская серия №1
Окончательное решение ехать на Кавказ Василий Верещагин принял после знакомства с другом Жемчужникова — пейзажистом Львом Феликсовичем Лагорио. Он бывал на Кавказе же 2 раза и снова собирался туда поехать. Сам Лагорио был прикомандирован к свете великого князя Михаила Николаевича. Он обещал посодействовать Верещагину в устройстве на месте и убедил того разыскать его по прибытии в Тифлис. На момент поездки на Кавказ Василию Верещагину исполнилось 21 год.
Согласно воспоминаниям художника, чтобы накопить денег на эту поездку, он вынужден был питаться одним молоком и хлебом. Свое кавказской путешествия Верещагин излагает в очерках «Путешествие по Закавказью». Впоследствии, в 1870 году заметки вместе с рисунками будут опубликованы в журнале «Всемирный путешественник».
Как и было оговорено Верещагин разыскал Лагорио, тот определил его в качестве преподавателя по рисованию начальнику штаба. Благодаря данной протекции Василий Верещагин имел 1500 рублей годового дохода.
Лезгин Хаджи-Муртуз-Ага из Дагестана (1864)
Внимание Верещагина привлёк вооруженный мятеж, который возглавил штабс-капитан Хаджи Муртуз, находившийся на русской службе. Он был взят в плен и помещен в тифлисскую крепость
Василий Верещагин получил разрешение встретиться с ним, чтобы нарисовать его портрет.
Интересные факты
Примечательно, что про свою самую известную картину «Апофеоз войны» Верещагин отзывался, что, по сути, она является натюрмортом. Описывая жанр своей картины, художник отмечал, что, если не считать ворон, то все остальное на картине неживое. Так что в дословном переводе с французского обозначение «мертвая природа» как нельзя лучше подходит для этого необычного полотна.
Несмотря на то что главным призванием Верещагина было писать батальные картины, как-то он воскликнул, что больше ни одного такого полотна не напишет. По его словам, он слишком близко принимает к сердцу все происходящее вокруг. По собственному признанию Верещагина, он буквально выплакивает горе каждого убитого и раненого солдата и офицера. Художник очень тяжело переживал, работая над каждым из полотен.
Отправившись в путешествие в Индию, он установил своеобразный рекорд. Его картина «Въезд принца Уэльского в Джайпур», которая была закончена в 1876 году, оказалась самым большим художественным полотном, написанным маслом, которое хранится в Индии. В данный момент оно находится в городе Калькутте.
Еще один интересный факт: художник Верещагин изображен на почтовой марке Болгарии, выпущенной в 1978 году.
Биография Верещагина:
Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября
1842 года в семье предводителя дворянства города Череповца
Новгородской губернии. Так же как его братья, он учится на
военного и уже в 9 лет поступает в морской кадетский корпус
в Санкт-Петербурге. По окончанию, недолго служил, но ушёл
в отставку для поступления в петербургскую Академию художеств
(учился с 1860 по 1863 год). Не доучившись окончательно, он
оставляет Санкт-Петербург и уезжает на Кавказ писать с натуры.
Но затем, Верещагин решает вернуться к обучению и учится живописи в
Париже под руководством Жан-Леона Жером (французский художник,
ярый сторонник академизма в искусстве, оппозиционер импрессионизма)
с 1864 по 1865 гг.
Затем у молодого Верещагина случается странный
период. Он бросает Париж и уезжает снова на Кавказ, много
работает, а осенью 1865 едет в Санкт-Петербург (где, возможно,
он получил критические замечания по своим работам). Затем,
вновь возвращается в Париж где продолжает учёбу в Парижской
академии. Весной 1866 года Василий Верещагин возвращается
в петербургскую Академию художеств и завершает своё официальное
обучение.
В 1867 году Верещагин принял приглашение
Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана приехать
в Самарканд (как военный художник) в звании прапорщика. И
практически сразу оказывается в центре боевых действий. Небольшой
самаркандский гарнизон русских солдат (оставленный в городе) вынужден
героически обороняться от восставших местных жителей. Верещагин
сумел отличится в обороне, подняв бойцов в контратаку. За
что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.
В 1869 году организует «туркестанскую
выставку», где демонстрирует свои работы. По окончании
возвращается в Туркестан. Затем совершает путешествие по западному
Китаю, наблюдает жестокое подавление восстания дунган, участвует
в завоевании Туркестана.
В 1871 году Верещагин едет в Мюнхен, где
работает над картинами для «Туркестанской серии».
Проводит выставки 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех
в Европе. В 1873 году он устроил персональную выставку картин
в Хрустальном дворце в Лондоне.
Весной 1874 года возвращается в Россию и
проводит выставку в Петербурге, на которой подвергнут критике
со стороны императора Александра II и его окружения.
В 1874-1876 гг. Верещагин живёт в Индии,
выезжая также в Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.
С началом русско-турецкой войны 1877 г. записывается
добровольцем в армию, получает должность адъютанта с возможностью
свободного передвижения по войскам. И в том же году Верещагин
был тяжело ранен на борту миноносца «Щука».
В 1878-1879 гг. в Париже художник работает
картинами получившими название «Балканская серия».
В 1882-1884 годах Верещагин снова путешествует
по Индии, Сирии, Палестине.
Летом 1894 года Василий Верещагин путешествует и рисует русский
север (Белое море, Северная Двина, Соловки).
В 1896 году художник работает над серией
картин посвящённых войне 1812 года.
В 1899 году проводит лето в Крыму. В 1901 г. посетил Филиппинские
острова, в 1902 побывал в США и на Кубе. А в 1903 году посетил
Японию.
Авторитет Верещагина в Европе как «борца
с войной» таков, что в 1901 году он выдвинута на соискание
первой Нобелевской премии мира.
С началом русско-японской войны Верещагин
оказывается в действующем флоте.
Василий Верещагин погиб 31 марта 1904 года. Броненосец «Петропавловск»,
на котором находился художник, подорвался на мине на внешнем
рейде Порт-Артура.
САЙТЫ + САМАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА
Учеба в Академии художеств
Наибольшее влияние в этот период жизни Верещагина на него оказал Лев Жемчужников (выходец из знатной дворянской семьи). Он пропагандировал отображать в картинах сцены из реальной жизни, близкой народу. Скорее всего именно его влияние и повлияло на весь дальнейший творческий путь Верещагина. До конца своей жизни, рисуя картины, он следовал именно этим заветам — изображал на холсте реальную жизнь такой, какая она есть.
В марте в Академии художеств состоялась выставка картин, в том числе современных художников Франции
Именно там внимание Верещагина привлекли картины Жан Леон Жерома: «Дуэль», «Албанец», «Продажа невольницы» (возможно «Бассейн в гареме»). Эти картины впоследствии пополнили коллекцию Эрмитажа
На тот момент Жерому было 36 лет, спустя 3 года Верещагин найдёт его в Париже и обратится с просьбой принять его в свою мастерскую.
Особенно на выставке выделялась картина «Дуэль после маскарада», она привлекла общественность своим трагизмом. В путеводителе по выставке о ней было написано: «У кого не сжималось сердце перед этой волнующей драмой, где великий художник так хорошо сумел передать ужасный контраст оледенелой природы и дикой горячности человеческих страстей».
Дуэль после маскарада
Позже весной 1862 года с Верещагиным произошёл следующий случай. Он работал над переносом эскиза «Избиения женихов Пенелопы» на картон. И, видимо недовольный своей работой, разрезал картон и сжёг в его печи. Впоследствии, уже будучи зрелым художником, Верещагин аналогичным образом поступит с тремя своими картинами: вырежет их из рамы и сожжет.
Зимой 1862 года Верещагин работает над иллюстрациями к произведениям Лермонтова и обращается кавказскому пейзажу. Это тема начинается его волновать, тем более что в то время продолжалось Кавказская война (1817–1864). В этот период времени Верещагин берется за разную работу: в том числе и за ту, к которой не лежит душа. В нём созревает решение на время покинуть учёбу и поехать рисовать на свободе. Как и в кадетском корпусе, его тяготят жесткие рамки.
В итоге бросать Академию насовсем его отговорили и Верещагин взял творческий отпуск. На руки ему был выдан документ с надписью: «Ученик Императорской Академии художеств Василий Васильевич Верещагин отправляется в отпуск для художественных занятий на юг (на Кавказ) на неопределенное время до окончания занятий».
Японка
“Японка” – вероятно, одна из самых лирических работ художника, которая раскрывает менее известную сторону его таланта. В этой работе ярко проявилась любовь Верещагина к этнографии, особенностям быта, традициям и аутентичным нарядам Японии.
Даже цветовая гамма полотна настраивает зрителя на восточное настроение: сочетание красного, черного, лилового… Написана картина во время посещения художником Японии.
С точки зрения построения композиции, полотно хорошо продумано – даже рама для картины подобрана специально и, вероятнее всего, по индивидуальному заказу самого Верещагина. На ней изображен классический восточный орнамент.
Верещагин Василий Васильевич, русский живописец
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский живописец. Баталист. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах; погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск». По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. В тематических сериях картин «Туркестанская» (1871-74), «Балканская» (1877-78 и 1880-е гг.), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Верещагин с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны, несущей неисчислимые страдания народам , раскрыл тяжесть и героику ратного труда (триптих «На Шипке всё спокойно!», 1878-79, местонахождение неизвестно), мужество и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками («Не замай, дай подойти!», 1887-95, ГИМ). В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне («Апофеоз войны», 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма («Торжествуют», 1872, ГТГ) и колониализма («Подавление индийского восстания англичанами», около 1884, местонахождение неизвестно). На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи, имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре («Всадник-воин в Джайпуре», после 1874-76, «В горах Алатау», 1869-70, «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874-76, — все в ГТГ). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто — с яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург, и др.), Западной Европе, Америке. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагина, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.
Соч.: Избранные письма, М., 1981. Лит.: А. К. Лебедев, В. В. Верещагин, 2 изд., М., 1972; его же, В. В. Верещагин. , М., 1974; В. В. Верещагин, Воспоминания сына художника, Л., 1982.
Путешествие по Семиречью
После работы в Туркестане художник отправляется в путешествие по Семиречью. Это сейчас район в Центральной Азии, в основном приходящийся на территорию Казахстана. Также художник Василий Верещагин посещает Западный Китай.
Из этого путешествия он привозит много интересных работ. Например, «Богатый киргизский охотник с соколом», виды на реки и горы, которые встречаются ему на пути.
При этом на западе Китая очень неспокойно. В этих местах обосновались китайские мусульмане, которые подняли восстание в одной отдельно взятой провинции, в которой удерживают оборону уже 7 лет.
Со временем искра мятежного восстания перекидывается на соседние провинции. На городских улицах начинают встречаться трупы, а также груды человеческих костей. По мнению биографов и исследователей творчества художника, именно эти события послужили поводом для написания картины «Апофеоз войны».
Ушел в процессе творения
Верещагин любил путешествовать, любил Восток, но то был всё Ближний Восток – Кавказ и Туркестан, а его более привлекал солнечный колорит Дальнего Востока – Япония, куда он и отправился после других стран в своё последнее путешествие. Эта страна поразила его своей действительностью, здесь он пишет свою японскую серию. Верещагин, как бы предчувствуя что-то надвигающееся, говорил перед поездкой:
Хотел писать солнечные мирные картины, но опять помешала война, начавшаяся в 1904-м году между Россией и Японией. Последняя, без объявления войны атаковала эскадру русских судов в районе Порт-Артура.
Верещагин не мог остаться в стороне, несмотря на возраст (61 год), он отправился на развернувшийся театр военных действий. 31 марта состоялась последняя батальная сцена в жизни художника. На броненосце «Петропавловск» вице-адмирал Макаров отправился навстречу противнику, его сопровождало ещё несколько судов.
Василий Васильевич Верещагин «Апофеоз войны», 1871 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Утром японцы открыли огонь. «Петропавловск» ответным огнем заставил их отступить, но сам недалеко от полуострова Тигровый хвост подорвался на мине. От этого взрыва сдетонировали заряды броненосца, и объятый пламенем, он ушел под воду. Всё происходило очень быстро, выжило лишь 80 человек, а среди 650-ти погибших оказались Макаров и Верещагин, который рисовал всё происходящее во время боя.
И действительно, он был необычным человеком, пацифистом, преследуемым войной. Верещагин страстно пытался доказать, что война – сущее зло, несущее лишь смерть и разрушения. Его картина «Апофеоз войны» – прямое тому доказательство. Даже современники художника говорили о том, что его картины будоражат умы не только в двух российских столицах, но и в Берлине, Париже, Лондоне и других городах мира.
Он всегда был честен и откровенен в своём творчестве. Его «Бурлаки» отражают тяжелое положение крестьянства в царской России, а серия «1812-й год» закрыла для него Францию. Верещагин не получил Нобелевскую премию мира из-за слишком честного изображения великого Бонапарта во всём его ничтожестве в сожженной Москве. Даже на Всемирную выставку оскорбленные французы не пустили художника, правдой подрывающего величие государств и людей.
Жены Верещагина были для него не только любимыми женщинами, но и помощницами в творчестве. Первая жена Элизабет Мария Фишер стала соавтором книги «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных». Лидия Васильевна Андреевская – вторая жена художника играла на его выставках на пианино, создавая творческую атмосферу.
Василий Васильевич Верещагин с женой Лидией
Сегодня многие картины Верещагина, ранее не выставлявшиеся, реставрируют, чинят необыкновенные рамы. На выставках этого художника прошлого есть о чем задуматься и современному человеку, так как войны по-прежнему идут, люди гибнут, а геополитика стоит на первом месте. Когда Верещагина номинировали на Нобелевскую премию мира он сказал:
Личная жизнь
В личной жизни художника, насыщенной путешествиями и военными экспедициями, нашлось место любовным отношениям. Живописец дважды состоял в браке. Любопытно, что обе супруги так или иначе были соратницами его творчества. Первая жена – Элизабет Фишер, знакомство с которой состоялось в Мюнхене, помогала писать книги.
Лидия Андреевская в образе медсестры на картине Василия Верещагина «Письмо»
Свадьбу сыграли в 1871-м, а в 1889-м, во время поездки в США, Василий Васильевич увлекся пианисткой Лидией Андреевской, занимавшейся музыкальным сопровождением его выставок. В 1894 году пара связала себя узами брака.
https://youtube.com/watch?v=UuifeITEZ0M
Документальный фильм о Василии Верещагине «Летописец войны»
В союзах у художника родились пятеро детей. Событиям в жизни Верещагина от детских воспоминаний до смерти в хмурых волнах Порт-Артура посвящен документальный фильм «Летописец войны» телеканала «Культура».
Прогулка в лодке
На протяжении всего своего творческого пути Верещагин испытывал большой интерес к Японии. Страна восходящего солнца привлекала живописца своей непохожей ни на одну азиатскую страну культурой.
Еще в 1874 он собирался посетить Японию и лишь спустя 7 лет мечта наконец осуществилась. Впечатления от путешествия нашли свое отображение отражение только в нескольких картинах Верещагина, одной из которых является “Прогулка в лодке“.
Картинам художника на японскую тему свойственны определенная неуравновешенность композиции, заостряющая внимание на случайности запечатленного эпизода, воздушность цветовой гаммы, использование импрессионистических техник
Учеба в Морском корпусе
В возрасте 8 лет, отец решил определить его в Царское село в Александровский корпус. В нём обучались будущие офицеры, и уже 3 года учился старший из сыновей — Николай.
В кадетский корпус принимались только дети из дворянских семей. Несмотря на это, в нем процветало неравенство. 2 роты были сформированы и состоятельной аристократии. В третью роту определялись дети из семей победнее. Верещагин оказался в 4-ой роте, в ней кадеты готовились к поступлению в Морской корпус. Эта рота была «середина на половину».
Здесь Верещагин отучился чуть больше года. Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия… я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы… Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость».
Располагался корпус в Царском селе, там кадетам прививалось почитание государя императора. Во время прогулок кадеты часто встречали маленьких великих князей, наследников императора Александра II. В 1853 году Верещагин закончил службу и был зачислен в Морской корпус. Именно в нём в нём также обучались все трое братьев художника.
Учеба в морском корпусе проходила в Петербурге, в течение первого года обучения будущий художник стал одним из лучших учеников. В Петербурге и Петергофе он очень часто имел возможность наблюдать воочию членов царской семьи и самого императора.
Учёба в корпусе научила Верещагина давать отпор обидчикам и уметь постоять за себя. Этот навык он пронес через всю свою жизнь. Больше всего Василий преуспевал в рисовании, что не осталось незамеченным преподавателем Каменевым. Они подружились и Каменев частенько приглашал мальчика к себе домой и показывал ему свои этюды и картины.
Вскоре его талант был замечен другим преподавателем — Александром Александровичем Фоминым, близким другом Карла Брюллова. Узнав об успехах сына, отец всё-таки пошёл навстречу и нанял для него частного преподавателя по рисованию Седлецкого. Который в свою очередь тоже увидел у мальчика особый талант и сообщил об этом отцу. Тогда тот купил ему красивый альбом для хранения рисунков.
Так как обучение рисованию в старших классах в Морском корпусе уже не проводилось, Верещагин стал посещать школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Уже в ней его талант отметили академик и профессор: И. А. Гох и А. Ф. Моллер. В это время Василий Верещагин начинает постоянно посещать Эрмитаж, интересоваться историей картин и приобщает к урокам рисования своих младших братьев Сергея и Михаила. Они начинают посещать уроки по субботам вместе.
К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником. Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место. Однако, в Морском корпусе ходили слухи, что теперь выпускникам необходимо прослужить 2 года, чтобы получить чин Мичмана. Верещагин очень не хотел идти в плавание и слукавил медицинской комиссии, сославшись на нездоровье. После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей. С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств.
Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся
В 1869-1870 годах Верещагин снова посетил Туркестан. Там его ожидали полные опасностей и удивительных открытий приключения, в результате которых он написал большую серию рисунков и этюдов с натуры, используемых им позже для создания Туркестанской серии полотен.
В итоговом варианте Туркестанская серия вмещала 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, среди которых была картина “Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся“. В таком виде она была экспонирована в Лондоне в 1873 году.
Эти работы отличаются разнообразием тематики полотен, которые охватывали разные стороны бытовой жизни, специфики общественных отношений и обычаев народов Азии.
Виды среднеазиатской природы тесно пересекаются с этнографически точным отображением ярких народных типов и своеобразием местных нравов.
Нападают врасплох
Картина “Нападают врасплох” изображает один из важных моментов баталии. Главной темой этой работы является несгибаемость и невиданный героизм русского солдата. Эти черты проявляются не только в минуты доблестных побед, но также и в самом тяжелом положении.
Небольшой отряд русских солдат в горной долине внезапно подвергся атаке врага. Очень достоверно передано настроение батальной сцены и экспрессия несущейся на лагерь конницы.
При этом, несколько отважных русских солдат не растерялась перед лицом смертельной угрозы и сплотились, чтобы давать бой неприятелю до последней капли крови.
Художник в Туркестане
Первым его новым официальным местом работы становится должность художника при туркестанском генерал-губернаторе. На тот момент эту должность занимает известный военный генерал Кауфмаг. Поэтому Василий Верещагин с радостью принимает это приглашение.
Он начинает жить в Самарканде. В 1868 году впервые в своей жизни выдерживает боевое крещение, когда вместе с небольшой группой русских солдат выдерживает осаду города против ополчившихся местных жителей. Верещагин Василий Васильевич проявляет себя при обороне крепости настолько, что командование присуждает ему орден святого Георгия 4-й степени. Эту награду он с гордостью носит, даже несмотря на то что сам всю жизнь отрицал любые награды.
В 1869 году, когда бои утихают, Верещагин организует в Самарканде одну из первых в истории города художественных выставок. На вернисаже он демонстрирует собственные работы, которые создал за то время, пока был в Ташкенте, Бухаре, Туркестане и необъятных казахских степях.
Успех и новая война
По окончании Туркестанской кампании у Верещагина было две персональных выставки в столице. Его имя стало на слуху у многих людей. Батальные картины показали войну с другой стороны, открыли все её неприглядные стороны. Картины Василия Верещагина многие ругали, но многие ими и восхищались. Среди сторонников творчества художника были Крамской и Третьяков. Люди же, привыкшие к нейтральным салонным картинам, были сильно удивлены реализмом на полотнах Верещагина. К картинам Туркестанской серии относятся: «Победители», «Торжествуют», «Русский лагерь в Туркестане» и многие другие.
Василий Васильевич Верещагин «Торжествуют», 1872 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Мирное время было недолгим, началась новая русско-турецкая война, предполагающая упрочение влияния Российской империи на Балканах. Наш художник и здесь оказался в эпицентре военных действий. В эту кампанию он пишет «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Нападают врасплох», «После удачи», «Перед атакой. Под Плевной», «Шипка-Шейново», «Каннивал» и другие. Участвуя в атаке на турецкий пароход, Верещагин получает серьезное ранение, но восстановившись, снова творит в гуще событий. Журналист Немирович-Данченко, очевидец тех событий, рассказывает:
Василий Васильевич Верещагин «Перед атакой. Под Плевной», 1881 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Балканская серия работ, как и Туркестанская, произвела большое впечатление на публику, а сам художник говорил:
В прессе о войне говорили лишь то, сколько побед оказалось одержано, сколько территории отвоёвано, а Верещагин показал все откровенные ужасы войны, как никто и никогда ещё в Европе. Василий Васильевич считал, что очередная война не принесла решений геополитических проблем, а лишь забрала тысячи человеческих жизней. Конечно, такие мысли расходились с политикой власти, наследник престола отозвался о художнике следующей фразой:
Василий Васильевич Верещагин «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», 1883-1888 годыМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Провластные критики приписали Верещагину нигилистские взгляды и отсутствие патриотизма. Всё это давление отозвалось в художнике не лучшим образом:
Другие идеи, действительно, были у Верещагина. Он хотел создать цикл картин, отражающих подвиг русского народа в войне с Наполеоном. Так появилась серия «1812-й год». Её художник в 1902 году повез на выставку в Нью-Йорк. Эта выставка была грандиозной, стены помещения были украшены бархатным полотном и экзотическими тканями с восточным узором.
Василий Васильевич Верещагин «Конец Бородинского сражения», между 1899 и 1900 годамиМестонахождение: Музей Отечественной войны 1812 года, Москва, Россия
Саму экспозицию дополняли предметы быта, оружие, развешанное на стенах, и музыкальные инструменты. Картины, наравне с естественным светом, освещало ещё электричество. Чтобы воссоздать русскую атмосферу, Верещагин выписал из России певчих и музыкантов. Среди картин этой серии были: «Мир во что бы то ни стало», «В покоренной Москве», «Конец Бородинского сражения», «На этапе. Дурные вести из Франции» и прочие.
Выставка, конечно, имела большой успех, но все затраты на её организацию ввергли художника в большие долги, он не мог даже вернуться домой. Чтобы рассчитаться со всеми долгами, Верещагину нужно было продать картины, и он выставил их на аукцион. Он также написал письмо в столицу с прошением спасти полотна, но ответа от властьимущих не поступало. Находясь уже на грани отчаяния, Верещагин всё же получает депешу с короткой резолюцией на его прошении, написанной императором:
Василий Васильевич Верещагин «На этапе. Дурные вести из Франции», между 1887 и 1895 годамиМестонахождение: Музей Отечественной войны 1812 года, Москва, Россия
Апофеоз войны
Легендарную картину “Апофеоз войны” считают самой известной работой Верещагина. Это одно из беспощадных и выразительных художественных обличений войны.
Несмотря на то, что картина была написана под впечатлением от первобытной кровожадности восточных завоевателей, она лишена конкретной направленности, а скорее посвящается все тем, кто поддерживает или непосредственно участвует в разжигании войн и конфликтов. Ведь не зря сам Верещагин оставил на раме надпись о том, что полотно посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.
Согласно популярной легенде, за войсками Тимура оставалось страшное множество мертвых тел и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, эта жуткая традиция сохранялась — восточные полководцы воспринимали отсеченные фрагменты тела убитых ими врагов в качестве военных трофеев.
Верещагин воспринял эту традицию как некий символ. В итоге мир увидел уникальную по своей выразительности и силе воздействия на зрителя картину, которая, к сожалению, не потеряла своей актуальности по сей день.
Детство и юность художника
Шел 1842-й год. 26 октября в городе Череповце в семье дворян Верещагиных из Новгородской губернии родился мальчик Василий. Отец новорожденного был предводителем уездного дворянства своей губернии, а мать – образованной женщиной татарского происхождения. Благодаря ей мальчик полюбит книги, особенно исторические. На роду Василию уже было написано кем стать, так как по линии отца все мужчины отдавали долг родине на военной службе. При чем делали они это ещё со времен Екатерины Великой.
С детства мальчик имел тягу к рисованию. Однажды он засмотрелся на платок своей няни. Он был красив и разноцветен, на нем удалая тройка лихо мчалась прочь от догоняющих её волков. Художник вспоминает этот момент из детства:
Братья Верещагины Николай и Василий (справа) в период пребывания в Морском корпусе
Несмотря на талант и любовь мальчика к искусству рисования, его отдали в петербургский морской кадетский корпус. Это не смогло умалить его тягу к живописи и желания рисовать самому. Юноша находил для любимого занятия время. Даже в период учебы он посещал занятия в художественной школе. Учебу в кадетском корпусе Василий закончил на отлично в звании мичмана. Преподаватели и родители прочили ему блестящую карьеру на военном поприще, но юноша пошел против воли отца и вопреки мнению общества.
Карьеру военного Верещагин делать не стал, он попросил об отставке и подал прошение зачислить его в Академию художеств. Отец юноши более чем негодовал, он был в гневе, ведь сын Василий нарушил семейную традицию, в отличие от других сыновей, продолживших военную службу. Упоминать имя сына, принимать его дома отец запретил, а также лишил его всяческой финансовой помощи и наследства. Это ни в коей мере не подействовало на решение молодого человека заняться творчеством.
В Академии художеств Василий Верещагин очень скоро показал свои способности. Его талант заметили преподаватели и сокурсники. Эскизу Верещагина под названием «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом» присудили серебряную медаль совета Академии. Этот эскиз он написал на трехметровом полотне картона, также получив похвалу, но по какой-то причине разрезал его и сжег, как Гоголь второй том «Мертвых Душ». Как говорит искусствовед Татьяна Юденкова:
Копировать Верещагин никогда не любил, считал, что в этом нет смысла, всегда придумывал свои сюжеты картин. Большая часть его первых работ выполнена в графике. Тем не менее, эти карандашные рисунки поражают своей живостью, точностью деталей и яркой мимикой героев. Очень советую ознакомиться с графическими работами Верещагина, это красиво, интересно и познавательно. Его творчество в целом хорошо охарактеризовала искусствовед Светлана Капырина:
Учеба у Жана Леона Жерома в Париже
В 1864 году у художника скончался дядя и он получил 1000 рублей наследства. На эти деньги Верещагин решил ехать в Париж. Сначала он планировал там организовать выпуск иллюстрированного художественного издания. Но вскоре осознал несостоятельность этой идеи, решил разыскать Жана Леона Жерома и попроситься к нему на учебу. В то время Жером преподавал в Школе изящных искусств при Французской академии художеств.
Увидев кавказские рисунки Верещагина, Жером признал, что молодой человек действительно имеет талант. Вскоре Верещагин стал посещать мастерскую Жерома в Париже. В мастерской Верещагина встретили улюлюканьем и насмешками. Но, еще со времен учебы в кадетском корпусе, он знал как постоять за себя. На всякий случай в его кармане лежал револьвер, он сунул руку в карман и отступил к стене, заняв оборонительную позицию. Его поза и взгляд говорили сами за себя, что с ним лучше не связываться.
Ранение
В 1877 году Василий Верещагин, биография которого тесно связана с войной и искусством, получает тяжелое ранение. Художник попадает в качестве наблюдателя на миноносец «Шутка», который занимается установкой мин на Дунае.
Миноносец ввязывается в бой с турецким пароходом. В ходе обстрела шальная пуля попадает Верещагину в бедро. Ранение оказывается весьма серьезным. К тому же поначалу художника начали неправильно лечить. Из-за этого у него началось воспаление, развилась гангрена. Рану пришлось срочно вскрывать. Только после этого он пошел на поправку.
В 1882 году Василий Верещагин, картины которого участвовали в большинстве российский выставок, снова отправляется в путешествие в Индию. Проезжает Палестину и Сирию, там он создает множество евангельских сюжетов. Свои картины он создает по мотивам многочисленных поездок. В последующие годы бывает на Северной Двине, Белом море, ездит в соловецкие монастыри, где много лет обитают старцы.
В 1901 году отправляется вместе с семьей в далекие путешествия Василий Верещагин. Картины он привозит с Филиппинских островов, Кубы, Америки и даже Японии.
С началом русско-японской войны Верещагин снова отправляется на фронт. Эта война для него оказывается роковой. В апреле 1904 года вместе с адмиралом Сергеем Макаровым художник-баталист участвует во внешнем патрулировании Порт-Артура на броненосце «Петропавловск». Корабль взрывается на мине, большая часть экипажа, в том числе и Верещагин, трагически погибают.