Обращение святого павла (караваджо)

Картина Вакх. Микеланджело Меризи де Караваджо (1573-1610)

Посмотрим внимательно, что нарисовано на этой картине Караваджо. По венку из виноградных листьев и гроздей на голове этого юноши, коронованного виноградной лозой, сразу можно узнать в нем Вакха, бога виноградарства и виноделия. Караваджо писал «портрет» этого языческого бога с натурщика (ок. 1589).

Бросается в глаза эротический смысл картины — полуобнаженный торс, яркий румяней, припухшие веки, капризное выражение лица полны чувственности, а соблазнительно предлагаемый зрителю бокал вина — нечто большее, чем просто приглашение выпить.

Стиль изображения, основанный на резких контрастах глубокой тени и почти сияющего света, выдает в Караваджо мастера натюрморта.

Бокал и графин выписаны очень натуралистично, а перезрелые, побитые фрукты напоминают о быстротечности жизни и наводят на мысль, что и это чувственное тело вскоре поблекнет и увянет.

ВАКХ в картине Микеланджело Меризи де Караваджо

Сын Юпитера и Семелы, бог вина, покровитель музыки и поэзии. Годы детства с воспитателем Силеном были безоблачны, они проводили время в компании нимф, сатиров, пастухов и виноделов.

Его часто сопровождала свита «безумных женщин» — менад, или вакханок, танцующих вокруг него в пьяном исступлении. Обычно Вакха изображали либо в окружении шумной свиты, либо в одиночку на колеснице, запряженной дикими животными, одетым в звериные шкуры.

Иногда он представал в облике красивого юноши в венке из листьев и гроздьев винограда, с бокалом или тирсом (жезлом) в руках.

В молодости Вакх отправился к людям учить их искусству виноградарства, но закончилось это трагически: он влюбился в Эригону, дочь своего хозяина Икария, и обольстил ее. Однако насладиться своим счастьем ему не пришлось, поскольку Икарий был убит пьяными пастухами , а Эригона, узнав об этом, повесилась. Божественное происхождение Вакха всегда помогало ему в трудные моменты.

Однажды, будучи похищенным лидийскими пиратами, он оплел мачты и паруса корабля виноградной лозой и плющом. Затем, принимая облик различных диких зверей, вынудил матросов, обезумевших от страха, прыгнуть за борт и превратил их в дельфинов.

Древние римляне устраивали в честь Вакха вакханалии, послужившие в эпоху Возрождения сюжетом для многих произведений, в которых художники воссоздавали сиены неумеренных пирушек.

1740) на фоне идиллического пейзажа пляшут нимфы и сатиры, в то время как Силен склонился над могилой. Иногда Вакха писали в облике козла, которому поклонялись как богу плодородия. В этом он был подобен пану, Силену и сатирам.

~ К началу страницы ~

Капелла Контарелли — три работы Микеланджело Меризи да Караваджо

Караваджо, который до 1599 года писал преимущественно для богатых частных заказчиков, получил заказ на художественное оформление капеллы по воле случая. Деньги, оставленные в наследство заказчиком капеллы, покойным кардиналом Mathieu Cointrel, были почти на исходе, к тому же, приближался год Юбилея 1600. Руководитель проекта Кавальере д’Арпино, в отличие от Караваджо, использовал эскизы, которые неоднократно переделывались, в результате чего скорость работы оставляла желать лучшего.

По предложению покровителя Караваджо кардинала Франческо Дель Монте, Кавальер д’Арпино отказался от выполнения задания, а его место занял Караваджо. О нем знали, что он никогда не использует эскизы, пишет картины при скудном источнике направленного света, накладывая фигуры одну за другой в строгом соответствии с центральной идеей, без лишних фоновых деталей и, главное, используя мастерски контраст света и тени. При этом рисковали все: ведь Караваджо прославился довольно свободным толкованием традиционных добродетелей, канонов церковной живописи, а его личная жизнь отнюдь не являлась примером добропорядочности. Эффект оказался потрясающим и неожиданным для всех.

Мученичество святого Матфея (1599). Сцена убийства св. Матфея в храме на глазах у прихожан исполнена драматизма. Убегающий мальчик, отпрянувшие фигуры свидетелей, ангел с пальмовой ветвью, как бы протянутая к ней рука апостола и… ничего лишнего. Ни стен храма, ни окон, ни деталей убранства.

А на заднем плане — сам Караваджо, наблюдающий за сценой, но и за нами, зрителями (фото, кликните).

Призвание апостола Матфея (1599). Матфей (в миру — Левий) был сборщиком податей (мытарем). Цитируем отрывок из Евангелия:

Караваджо мастерски перенес сюжет в современность, причем без внимательного наблюдения не сразу становится понятно, кто из сидящих — Левий. Мастер трижды использовал указующий жест: Спаситель (справа), войдя в помещение и застав врасплох группу людей, считающих дневную выручку, без промедления указывает на Левия. Ему вторит апостол Павел (рядом). А сомневающийся Левий указывает на себя вопросительно, будто говоря: не ошибся ли ты, Господи? Поток света справа высвечивает его лицо, символизируя луч веры, однако обрывается на последних фигурах, которые никак не реагируют на появление Христа. 

Святой Матфей и ангел (1602). Полотно является центром живописного цикла в капелле. К нему со стороны заказчика были четкие требования, начиная с размеров и заканчивая деталями картины

Первый вариант алтарной картины (слева), хотя и соответствовал формально требованиям заказчика, был забракован: по мнению священников, апостол Матфей выглядел неграмотным мужиком в неуклюжей позе, что никак не соответствовало важности святого, написавшего первое Евангелие

Второй вариант (в цвете, кликните) был принят с восторгом. Мы видим апостола, не просто внимающего словам ангела, но также советующимся с ним и в то же время слегка сомневающимся. Ангел загибает пальцы, перечисляя доводы в пользу божественного происхождения Христа, апостол Матфей в неустойчивой позе опирается на табурете, который опасно завис над бездной. Апостол выглядит просвещенным и одухотворенным.

История

Две боковые картины были заказаны в сентябре 1600 г. монсеньором. Тиберио Чераси, Генеральный казначей Папа Климент VIII кто купил часовню у Монахи-августинцы 8 июля 1600 г. и сдан в эксплуатацию Карло Мадерно перестроить небольшое здание в стиле барокко

Контракт на алтарь с Карраччи не сохранился, но принято считать, что документ был подписан несколько раньше, и Караваджо должен был принять во внимание работы другого художника и общую иконографическую программу часовни. Серази питал глубокую преданность Святой Петр и Павел, и призвал их в своей воле

Вместе эти два святых представляли основу католической церкви, и их называли князьями апостолов. Оба были тесно связаны с Римом и папством. Таким образом, картины Караваджо были предназначены для выражения привязанности Серази к Церковь Рима и его близость к папской власти. Их положение в часовне было важным, но религиозное внимание по-прежнему было сосредоточено на Успение Девы Марии на алтаре посередине. Противопоставление двух сцен имело известный прецедент на фресках Капелла Паолина на Апостольский дворец (1542–1549), но картины Караваджо резко отличались от многолюдных Маньерист сцены из Микеланджело.

Нотариальная копия договора между Караваджо и Чераси.

Хотя много говорилось о предполагаемом соперничестве между Карраччи и Караваджо, нет никаких исторических свидетельств о серьезной напряженности. Оба были успешными и востребованными художниками в Риме. Караваджо получил комиссию Черази сразу после своих знаменитых работ в Часовня Контарелли был закончен, и Карраччи был занят созданием своего большой цикл фресок в Палаццо Фарнезе. В этих обстоятельствах у них не было особых причин рассматривать друг друга как конкурентов, заявляет Денис Махон.

Когда 3 мая 1601 года Тиберио Чераси умер, Караваджо все еще работал над картинами, что засвидетельствовано Avviso датированный 5 мая, в котором упоминалось, что часовня была украшена рукой «famosissimo Pittore», Микеланджело да Караваджо. Второй Avviso Дата 2 июня доказывает, что Караваджо все еще работал над картинами месяц спустя. Он завершил их где-то до 10 ноября, когда получил последний взнос от наследников Тиберио Черази, отцов больницы Консоласионе. Общая компенсация за картины по неизвестным причинам была уменьшена до 300 скуди.

Картины, наконец, были установлены в часовне 1 мая 1605 года мастером по дереву Бартоломео, получившим за свою работу четыре скуди и пятьдесят байоки от больницы.

Первая версия

Джованни Бальоне Жизнь Микеланджоло да Караваджо, опубликовано в 1642 г.

Джованни Бальоне в его биографии 1642 года о Караваджо сообщается, что первые версии обеих картин были отвергнуты:

Этот отчет является единственным историческим источником хорошо известной истории. Хотя биография была написана спустя десятилетия после событий, ее достоверность в целом признавалась. Бальоне не предоставил никаких дополнительных объяснений причин и обстоятельств отказа, но современные ученые выдвинули несколько теорий и предположений. Первые версии картин явно были приобретены Джакомо Саннезио, секретарь Сакра Консульта и заядлый коллекционер произведений искусства. Биограф Караваджо, Джулио Манчини упомянул, что эти картины находились в коллекции кардинала Саннезио около 1620 года, но он думал, что это ретушированные копии оригиналов. Картины вновь появились в описи Франческо Саннезио, наследника кардинала Джакомо, датированной 19 февраля 1644 года, на которой записаны «две большие панели, изображающие распятого Святого Петра, а другая — обращение Святого Павла в золотой раме». На этот раз наследники продали картины испанцам. Вице-король Неаполя, Хуан Альфонсо Энрикес де Кабрера кто перевез их в Мадрид два года спустя. После его смерти картины были снова внесены в инвентарь его имущества 7 августа 1647 года. В то время «Мученичество Святого Петра» оценивалось в общей сложности в 3300 дукатов, а его позолоченная и резная рама оценивалась как Сама по себе 300 дукатов. Последний раз панель была зарегистрирована в описи имущества Хуана Гаспара Энрикеса де Кабрера, десятого по счету. Адмирал Кастилии, в 1691 году. После этого появилась первая версия Распятие Петра исчез из документов, и его дальнейшая судьба остается неизвестной.

Описание

Распятие святого Петра (фрагмент)

На картине изображено мученичество Святого Петра . Согласно древней и хорошо известной традиции, когда Петр был приговорен к смерти в Риме , он просил быть распятым вверх ногами, потому что он не верил, что человек достоин быть убитым таким же образом, как Иисус Христос .

На большом полотне изображены три палача, борющиеся за расправление креста. Питер уже прибит к стропилам, его руки и ноги в крови. Апостол практически обнажен, что подчеркивает его уязвимость. Он старик, с седой бородой и лысой головой, но его стареющее тело все еще мускулистое, что говорит о значительной силе. Он с огромным усилием поднимается с креста, поворачивая все свое тело, как будто хочет взглянуть на что-то, что находится вне поля зрения (Бога). Его глаза не смотрят на палачей, но у него растерянный взгляд.

Поднятие креста требует усилий трех человек. Один тянет его на веревках, а его помощники пытаются поднять тяжелое снаряжение руками и плечами. Рабочий в желтых штанах, притаившийся под крестом, хватает лопату, которой вырыли в каменистой земле яму для кола. Весь процесс кажется неорганизованным и хаотичным, как будто внезапная тяжесть креста застала палачей врасплох. Их лица в значительной степени защищены от зрителя, что делает их бесхарактерными исполнителями несправедливого действия, заказанного невидимой властью. Фон сцены выглядит как стена непроглядной тьмы, но на самом деле это скала. Это намек на значение имени Петра: «камень», на котором Христос объявил свою Церковь построенной ( Евангелие от Матфея 16:18).

Другие работы Караваджо в Риме

Больной Вакх (1592-1593). Галерея Боргезе.

Мальчик и корзина с фруктами (1593-1594). Галерея Боргезе.

Предсказатель судьбы (1594-1595). Пинакотека Капитолийских музеев.

Кающаяся Магдалина (1595). Галерея Дория Памфили.

Отдых на пути в Египет (1595). Галерея Дория Памфили.

Юдифь, убивающая Олоферна (1599). Дворец Барберини.

Нарцисс (1599). Дворец Барберини.

Распятие святого Петра (1600-1601). Капелла Черази, церковь Санта Мария дель Пополо.

Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1601). Церковь Санта Мария дель Пополо.

Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1600). Коллекция Одескальки.

Погребение Христа (1602-1603). Пинакотека Ватикана.

Иоанн Креститель (1603-1604). Галерея Корсини.

Мадонна ди Лорето (Матерь паломников, 1604-1605). Церковь Св. Августина.

Мадонна и младенец со святой Анной (1606). Галерея Боргезе.

Святой Иероним в размышлении (1606). Галерея Боргезе.

Давид с головой Голиафа (1609-1610). Галерея Боргезе.

Иоанн Креститель (1610). Галерея Боргезе.

Распятие Святого Петра (картина Караваджо)

Караваджо

Распятие Святого Петра. 1601

итал. Crocifissione di San Pietro

Холст, масло. 230 × 175 см

Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

Изображения на Викискладе

«Распятие Святого Петра» — картина Караваджо, написанная в 1601 году для капеллы Черази церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме вместе с «Обращением Савла по дороге в Дамаск» (1601). Изображает мученичество Святого Петра, который добровольно выбрал распятие вниз головой, поскольку считал себя недостойным принять ту же смерть, что и Иисус Христос. Трое палачей, лица которых не видны, с большим трудом пытаются перевернуть крест с пожилым, но крепким апостолом, словно тяжесть совершаемого преступления уже лежит на них.

Обе работы Караваджо вместе с алтарной картиной Аннибале Карраччи «Вознесение Девы Марии» были заказаны для часовни в 1600 году монсеньором Тиберио Черази, вскоре после этого скончавшимся. Первоначальные версии обеих картин были отклонены и оказались в частной коллекции кардинала Саннессио, который, по мнению некоторых искусствоведов, мог воспользоваться внезапной смертью Черази, чтобы завладеть картинами известнейшего римского художника. Первая версия «Распятия Святого Петра» считается утраченной, хотя были попытки идентифицировать её как «Мученичество Святого Петра» из собрания Государственного Эрмитажа, ныне приписываемую одному из последователей Караваджо Леонелло Спада. Вторые версии картин, с более нетрадиционной композицией, были приняты в 1601 году распорядителями имущества Черази без замечаний.

Картины Караваджо в Санта-Мария-дель-Пополо символизировали преданность Рима и самого Черази святым апостолам Петру и Павлу, изображая великие контрреформационные темы обращения и мученичества для противодействия растущим угрозам отступничества и протестантизма. Возможно, на выбор темы картин повлияли фрески Микеланджело из капеллы Паолина Апостольского дворца в Ватикане, хотя сцена распятия, изображённая Караваджо, отличается намного большей суровостью и реализмом.

> Примечания

  1. 1 2 Ebert-Schifferer, 2009, p. 132.
  2. 1 2 Salvy, 2008, p. 141.

Время работы и стоимость билета

Часы посещения музея:

  • со вторника по воскресенье – с 9.00 до 19.00 (последний вход в 17.00);
  • понедельник – выходной.

Стоимость билета:

  • взрослый – 20 евро;
  • детский (от 7 до 17 лет) – 6 евро;
  • детям до 6 лет – бесплатно.

Музей является очень популярным среди туристов, поэтому его пропускная способность имеет определённые ограничения. Одновременно в галерее может находится не менее 360 человек. Кроме этого, максимальное время пребывания в музее – 2 часа.

Чтобы гарантированно попасть в галерею в нужное вам время, ознакомьтесь с подробной инструкцией, как купить билет в галерею Боргезе онлайн ⇒

Приобрести билет можно ЗДЕСЬ ⇒


Время работы галереи Боргезе.

Где находится и как добраться

Адрес: Piazzale Scipione Borghese, 5, 00197 Roma RM, Италия.

Рядом с виллой находится:

  • Испанская лестница;
  • торговая улица Виа Кондотти.

Как добраться до музея:

  1. На метро. Ближайшие станции: Castro Pretorio (линия B); Spagna (линия А).
  2. На автобусе № 5, 19, 52, 53, 63, 86, 88, 92, 95, 116, 204, 217, 231, 360,490, 491, 495, 630, 910, 926 (остановка Pinciana/museo Borghese).
  3. На такси (Galleria Borghese).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: