«Изысканный труп»
Андре Бретон, Жаклин Ламба, Ив Танги. Изысканный труп. 1938 год
Разрабатывая идею автоматического письма, сюрреалисты заново открыли и приспособили «дадаистский случай». Основатель дадаизма Тристан Тцара и австрийский художник и писатель Рауль Хаусман изобрели метод создания «случайных» поэм, по технике напоминающий коллаж. Хаусман просил типографов выбрать печатные текстовые блоки наугад и напечатать их в случайном порядке. Тцара вырезал отдельные фрагменты текста из газет и, перемешав их в шляпе, вслепую доставал обрезки, на ходу составляя дадаистское стихотворение. Похожий принцип лежал в основе дадаистских коллажей поэта и художника Ханса Арпа Ханс Арп (1886–1966) — немецкий и французский художник, поэт, скульптор. В 1916 году вместе с Тристаном Тцара и другими организовал в Цюрихе группировку дада, начав с выступлений в «Кабаре Вольтер». В 1914 году познакомился с Максом Эрнстом, с которым впоследствии стал основателем дадаизма в Кёльне. В 1924 году переехал в Париж, где сблизился с кругом сюрреалистов., создание которых он оставлял на волю судьбы, рассыпая над листом-основой цветные клочки бумаги, а затем приклеивая их на те места, куда они упали.
Среди сюрреалистических экспериментов, которые основывались на «чуде» случайности, была групповая игра под названием «Изысканный труп». По сути это снова коллаж — из слов, добавленных поочередно всеми участниками игры. На листе бумаги собравшиеся по очереди записывали фразы или предложения, причем каждый последующий игрок не должен был знать, что написал предыдущий. В итоге получалось коллективное повествование, на первый взгляд совершенно абсурдное. Зато такая игра позволяла создавать произведения вне зависимости от эстетических предпочтений каждого из авторов. Название игры отсылает к одному из первых результатов такого эксперимента: «Изысканный труп будет пить молодое вино». Эта игра также была приспособлена к возможностям рисования: каждый игрок должен был запечатлеть закрепленную за ним часть образа. Изображая человеческую фигуру, сюрреалисты, с присущим им принципом метафорического смещения, получали изображения, которые смутно напоминали человека.
Андре Бретон писал, что эта салонная игра была очень популярна на собраниях его друзей. В 1938 году он приводит следующее определение данной игры в «Кратком словаре сюрреализма»:
Инструкция
Для игры нужно не меньше трех человек. Вам понадобятся лист бумаги, ручка или карандаш.
- Пусть первый игрок напишет слово или фразу, загнет лист в месте написанного и передаст следующему игроку. Последний игрок пишет фразу, разворачивает лист и читает полученный текст (возможно, в детстве вы играли в похожую игру «Чепуха»).
- Менее распространенный вариант — игра с изображением. Договоритесь с игроками, что вы хотите нарисовать, разделите задуманное на несколько частей, соответствующее количеству игроков. Загибайте лист так, чтобы следующий игрок видел лишь примерное расположение вашего рисунка.
- Еще более усовершенствованный вариант «Изысканного трупа» — игра с коллажем. Это потребует предварительной подготовки: все участники должны заранее принести вырезки из журналов или газет. Наклеивайте изображения поочередно, загибая бумагу так, чтобы последующий игрок не догадывался о вашей картинке.
- В результате может получиться самый настоящий «изысканный труп», который будет напоминать коллажные работы сюрреалистов.
В журнале «Сюрреалистическая революция»
№ 9–10 за 1927 год (октябрь) были опубликованы такие результаты этой игры:
Наследие [ править ]
Сын Эрнста Джимми Эрнст , известный немецко-американский художник- абстракционист-экспрессионист , живший на южном берегу Лонг-Айленда , умер в 1984 году. Его мемуары «Не такой натюрморт» были опубликованы незадолго до его смерти. Внук Макса Эрнста Эрик и его внучка Эми — художники и писатели. [ необходима цитата ]
Жизнь и карьера Макса Эрнста рассматриваются в документальном фильме Питера Шамони « Макс Эрнст» 1991 года . Посвященный историку искусства Вернеру Спису , он был собран из интервью с Эрнстом, кадров его картин и скульптур, а также мемуаров его жены Доротеи Таннинг и сына Джимми. 101-минутный немецкий фильм был выпущен на DVD с английскими субтитрами компанией Image Entertainment.
Музей Макса Эрнста открылся в 2005 году в его родном городе Брюль, Германия. Он расположен в здании 1844 года в стиле позднего классицизма, интегрированном с современным стеклянным павильоном. Исторический бальный зал когда-то был популярным местом встреч, куда приезжал Эрнст в молодости. Коллекция охватывает 70 лет его карьеры, включая картины, рисунки, фроттажи, коллажи, почти все литографические работы, более 70 бронзовых скульптур. и более 700 документов и фотографий Мана Рея , Анри Картье-Брессона , Ли Миллера и других. Основа коллекции восходит к 1969 году и включает работы, подаренные художником городу Брюлю. Тридцать шесть картин, подаренные художником его четвертой жене Доротее Таннинг, взяты в постоянную аренду в Kreissparkasse Köln. Среди заслуживающих внимания работ — скульптуры «Король, играющий с королевой» (1944 г.) и « Учительский состав школы убийц» (1967 г.). В музее также проходят временные выставки других художников.
Коллекция Менил , в Хьюстоне , штат Техас находится значительная коллекция сюрреалистического искусства , включая более чем 100 штук Макса Эрнста. Известные картины включают « Похвала свободы» (1926), Лоплоп представляет Лоплопа (1930), День и ночь (1941-1942), Сюрреализм и живопись (1942), Евклид (1945), Рой пчел во Дворце правосудия (1960). ), Брак Неба и Земли (1964). Работы Эрнста в коллекции Menil обычно выставляются по несколько штук одновременно с другими произведениями сюрреализма в коллекции на ротационной основе.
Выставки, ретроспективы и награды править
- Венецианская биеннале , Венеция (1954), получила Гран-при за живопись
- Musée National d’Art Moderne Paris (1959), удостоен Гран-при национального искусства.
- Музей современного искусства , Нью-Йорк (1961)
- Галерея Тейт , Лондон (1962)
- Кунстхаус Цюрих (1963)
- Moderna Museet , Стокгольм (1969)
- Ретроспектива из 104 работ 1920-1968 годов, полностью взятых из Menil Collection , гастролировала по Европе с 1970 по 1972 год ( Hamburger Kunsthalle , Kestnergesellschaft , Frankfurter Kunstverein , Academy of Arts, Berlin , Kunsthalle, Cologne, Musée de l’Orangerie , Musée Cantini , Maison de la Culture de Grenoble , Ancienne Douane (Страсбург) , Musée d’Arts de Nantes ), а затем США ( Художественный музей Нельсона-Аткинса , Художественный музей Fogg , Художественный институт Чикаго , Музей Соломона Р. Гуггенхайма). Открытие выставки в Париже было дополнено 44 экспонатами из различных коллекций и открылось 2 апреля 1971 года, в день 80-летия Макса Эрнста.
- В 2005 году в Метрополитен-музее открылась выставка «Макс Эрнст: ретроспектива», в которую вошли такие работы, как Celebes (1921), Ubu Imperator (1923) и Fireside Angel (1937), одна из немногих определенно политических работ Эрнста и под названием «Триумф сюрреализма» изображает разъяренное птицеподобное существо, которое символизирует волну фашизма, охватившую Европу. На выставке также представлены работы Эрнста, в которых экспериментируют со свободным письмом ассоциаций и техникой фроттажа , созданной путем трения с текстурированной поверхности; соскабливание грануляции , с участием царапин на поверхности картины; и декалькомания, который включает в себя изменение мокрой картины, прижимая к ней вторую поверхность и снимая ее.
- Dada — это ретроспективная групповая выставка Dada в Bildmuseet , Университет Умео, Швеция, которая будет проходить с 17 ноября 2017 года по 20 мая 2018 года.
Документальные изображения
-
Открытие выставки Макса Эрнста в галерее Au Sans Pareil, 2 мая 1921 года. Слева направо: Рене Хильсум, Бенджамин Перет , Серж Шаршун , Филипп Супо (наверху лестницы), Жак Ригу (вверх ногами), Андре Бретон и Симона Кан-Бретон
-
Обложка Репетиций (1922) Поля Элюара с иллюстрациями Макса Эрнста
-
«Les Fusains»: 22, rue Tourlaque, 18-й округ Парижа, где Макс Эрнст основал студию в 1925 году.
-
Три бронзовые скульптуры: слева направо: Большая лягушка (1967), Черепаха (1944) и Дух Бастилии (1961), Ленбаххаус , Мюнхен
-
Музей Макса Эрнста, Брюль, Германия (фото 2004 г.)
Макс Эрнст
Становление художника
Эрнст появился на свет в местечке Брюле, местечке недалеко от Кельна (Германия). Он был воспитан в католической семье со строгим уставом, оба родителя работали надсмотрщиками. Несмотря на то, что отец был глухим, Эрнест узнал от него много интересных фактов и мыслей, касающихся живописи.
Первые творческие годы прошли как раз под влиянием отца. В 1914 году Эрнст учился в Боннском университете, где был заинтересован философскими специальностями. Тем не менее, в конце концов он бросает школу, так как начинает увлекаться искусством. Помимо этого художник увлекался изучением психологических дисциплин.
В ранние годы Макс знакомится с полотнами некоторых величайших художников всех времен, включая Клода Моне, Поля Сезанна и Ван Гога. В то же время Эрнст был заворожен образами из сновидений, темой, которая близка этим художникам и сюрреалистам.
Лес и голубь
Во время 1-й мировой войны Эрнст был вынужден присоединиться к немецкой армии и служил в артиллерийской дивизии. На войне в значительной степени проникается драматичностью происходящего и настороженным отношением к западной культуре.
Стиль и творчество
Художественное видение Эрнеста созвучно дадаизму и сюрреализму. Живописец был пионером обоих движений. Воспоминания о детстве и войне помогли ему создать абсурдные, но все же интересные сцены в своих работах. Вскоре, всерьез увлекшись искусством, вместе с поэтом и живописцем Жаном Арпом, Эрнст создает группу для художников в Кельне. Он также поддерживал тесные отношения с другими авангардистами.
В 1919 году Макс, одним из первых, начал составлять коллажи, используя различные материалы, в том числе иллюстрации из каталогов и руководств. Уникальные шедевры позволили Эрнсту создать свой мир мечты и фантазии, в котором он мог залечивать свои личные проблемы и травмы. Помимо живописи и создания коллажей Эрнст создал несколько давольно странных скульптур. В 1923 году Эрнст пишет картину «Люди ничего не узнают», которая становится первым произведением в живописи жанра сюрреализма.
Глаз тишины
Это был первый художник, который исследовал «Толкование сновидений» (Фрейд), чтобы глубже узнать психологию и отразить это в творчестве. Несмотря на свой странный стиль, Эрнст заработал неплохую репутацию, а его популярность дала толчок нескольким подражателям. Макс сформировал тенденции американского искусства в середине века, благодаря блестящим и экстраординарным идеям, которые значительно отличались от мыслей современников.
Жизнь после войн. Кислота и «субтильная охота»
В 50-х работы Юнгера снова разрешили. Читатели осаждали почту еще пуще прежнего. В 1947 году Юнгеру пришло письмо из Швейцарии, от ученого по имени Альберт Хофманн. В 1951 году Юнгер нанес визит Хофманну с целью отведать ЛСД. Как человеку «особо восприимчивому», Хофманн отмерил Юнгеру 0,05 мг. Этого хватило, чтобы «оказаться у ворот мистического бытия, но не открыть их».
Юнгер, ранее успевший попробовать мескалин в компании с Олдосом Хаксли, заявил, что то был тигр, а это — что-то вроде домашнего кота. Впоследствии он изменил свое мнение: Юнгер и Хофманн встречались еще несколько раз, но не ограничились ЛСД. Например, не совсем удачно прошла вписка в доме Юнгера в Вильфлингене в 1961 году, где он в компании с Хофманном и еще двумя научными сотрудниками принял по 20 мг псилоцибина. По итогам волнующей ночи Юнгер и Хофманн сошлись в том, что грибы перенесли их «не на сияющие высоты, а скорее в темнеющие глубины». Подробнее об этих экспериментах Хофманн писал в своей книге «ЛСД — мой трудный ребенок». Там же можно найти воспоминание о последнем трипе Юнгера (хотя кто его знает). Дело было 1970 году, в доме у нашего героя, за месяц до его 75-летия.
В тот же год Юнгер дописал труд «Сближение: Наркотики и Опьянение», где рассказал о всевозможных средствах одурманивания — от табака и алкоголя до ЛСД и даже свежего воздуха. Юнгер не отрицал вреда наркотических веществ, главным образом из-за зависимости. Сам он был крайне любознателен, но во всем знал меру.
После семидесяти Юнгер посвятил себя путешествиям. Греция и Сицилия, Италия и Португалия, Япония и Китай, Исландия, Шри Ланка и Ангола. Престарелый Юнгер не сидит на месте и прекрасно себя чувствует, пишет и регулярно ходит на «субтильную охоту» — так он называл охоту на жуков, которых собирал с шести лет. За 90 с лишним лет Юнгер собрал коллекцию из более 40 тысяч видов. Несколько находок стали научными открытиями и были названы в его честь, как и соответствующая премия по энтомологии.
Глубокую старость Юнгер встретил у себя дома, в Вильфлингене, с супругой. «Я тоже чувствовал себя старым, но это проходит, — рассказывал он в своем последнем интервью. — Я думал, что сто лет — это очень много. Но когда я сижу здесь, читаю, окруженный книгами, я не чувствую этих лет». На вопрос о том, успел ли он освоить компьютер, он ответил категорично: «Нет. Встреча человеческого разума и машины неинтересна. Вещества намного лучше».
Эрнст Юнгер умер в 1998 году, ему было сто два.
Молчание в театре (или рядом с ним)
В музыке и живописи тишину создать относительно легко (методологически, разумеется), нужно лишь убрать из произведения «шумную» часть. Так, например, в 1954 году авангардист Ив Кляйн выпустил альбом с картинками — ровно закрашенными разноцветными прямоугольниками (он называл их монохромами). Предисловие к этому альбому написал Паскаль Клод: это были чистые листы бумаги, скромно расчерченные линиями для письма. Позднее Кляйн представил свою знаменитую выставку «Пустота» — зрители получали синие приглашения в синих конвертах с синими марками, выпивали на входе синий коктейль, в зал их пускали группами по десять человек. Внутри, как уже можно догадаться, ничего не было. Тишина довольно часто становится перформансом, театральным действием.
Предисловие Паскаля Клода к альбому Ива Кляйна
У Марины Абрамович есть интерактивная инсталляция «Подсчет риса». Участники должны сдать мобильные телефоны и часы, сесть за столы, надеть наушники с шумоподавителем и считать зерна чечевицы и риса. Абрамович настаивает, что это произведение — попытка погрузиться в длительное действие, не несущее в себе смысла: «Самое сложное — это делать что-то близкое к нулю, потому что это требует всего от вас». Команда оркестра musicAeterna, подобно Абрамович, просит до начала концерта оставлять мобильные телефоны в специальных ящиках, закрывающихся на ключ. Они считают, что это поможет избежать лишних звуков, прерывающих концертное исполнение, и сфокусироваться на происходящем.
В другом перформансе Абрамович — «В присутствии художника» — она молча и неподвижно сидела в Музее современного искусства в Нью-Йорке по восемь часов в день, предлагая посетителям занять стул напротив. Сама Абрамович рассказывала:
Перформанс «В присутствии художника», момент, когда к Марине Абрамович пришел Улай
Эту работу называют переосмыслением более раннего эксперимента «Пересечение ночного моря», когда Абрамович точно так же сидела без движения напротив своего партнера Улая. Он тогда поднялся раньше запланированного конца эксперимента, не в силах вынести неподвижность. Тишина становится для многих из нас испытанием, она вполне может пугать, и это нормальная реакция. Кроме того, о тишине часто говорят, совсем как куратор из рассказа Абрамович, как о чем-то, что не характерно для нашей эпохи.
Шум улицы за окном, шум идущего под землей вагона метро, шум музыки, шум голосов, шум рекламных возгласов, информационный шум — мы окружены звуками повсюду. Сьюзен Зонтаг в эссе «Эстетика молчания» замечала даже, что «искусство нашего времени шумно от призывов к тишине. Кокетливый, даже веселый нигилизм. Человек признает императив молчания, но все равно продолжает говорить».
В октябре 2017 года электротеатр «Станиславский» представил спектакль Константина Богомолова «Волшебная гора», который тут же стал известен и обсуждаем из-за своего начала: главная актриса первые сорок минут кашляет со сцены. Критик Виктор Вилисов писал: «По меркам истерической русской драмы, в которой психологические модусы меняются со скоростью тысяча раз в секунду, у Богомолова, естественно, „ничего не происходит“. Именно такой формулировкой не стесняются описывать первую часть спектакля некоторые критики». Исследовательница Эмилия Деменцова предлагала рассматривать сценическую тишину в этом спектакле как средство художественной выразительности: «Иным зрителям словно бы трудно усидеть наедине с собой в тишине и темноте зала, в котором ничто не заглушает собственных мыслей, не борется за взгляд, не мельтешит.
Генерал США Ходжес считает, что Украина отбросит русских к рубежам к концу лета
А бывший командующий войсками США в НАТО генерал Бен Ходжес выразил мнение, что войска Украины, перейдя в контрнаступление, смогут до конца лета отбросить российских военных к границам, которые РФ занимала до 23 февраля.
Бен Ходжес
«Полагаю, россияне уже приблизились к кульминации. У них нет сотен тысяч новых солдат или новых танков, готовых вступить в бой. И мне кажется, речь идет о неделях, поскольку большая работа была проделана Соединенными Штатами и их союзниками, чтобы в ближайшие недели увеличить потенциал Украины. Думаю, мы увидим переход Украины в контрнаступление, и, откровенно говоря, они попробуют к концу лета вернуть Россию на рубежи, которые она занимала до 23 февраля», — заявил он CNN.