обзор
картина
Иероним Босх : Искушение святого Антония , Лиссабон
После первых фресковых изображений в 10 веке произошло первое скопление изображений этого предмета в книжной живописи, а затем в высокой печати в позднем средневековье . Вскоре после 1500 г. возникли великие, хорошо известные эксперименты Антония, прежде всего эксперименты Иеронима Босха (около 1450–1516 гг.) В Лиссабоне ( Национальный музей искусства Антига ) и Маттиаса Грюневальда (около 1475–1528 гг.) В Кольмаре ( Музей Унтерлинден ). . В более позднем искусстве особенно примечательны изображения Макса Эрнста (1891–1976) и Сальвадора Дали (1904–1989), созданные в 1946 году в рамках конкурса Bel Ami . Даже сегодня многие молодые художники, особенно находящиеся под влиянием сюрреализма , вдохновляются жизнью Святого Антония.
литература
Искушения святого Антония также рассматривались в литературе, например , Э.А. Гофманом (1776–1822, «Эликсиры дьявола» , 1815/16). Самым известным литературным произведением является живописный роман «Искушение святого Антуана» (La tentation de Saint Antoine) французского писателя Гюстава Флобера (1821–1880), который долго работал над этой темой, вплоть до 1874 года. называется версия Definitive , окончательный вариант романа была опубликована и переведена на многие языки.
Вильгельм Буш также написал иллюстрированный «балет» к иллюстрированному рассказу « Святой Антоний Падуанский» под названием «Искушение святого Антония» .
Музыка
С музыкальной точки зрения, произведение немецкого композитора Вернера Эгка (1901–1983) « La tentation de Saint Antoine d’après des airs et des vers du 18e siècle» для альта, струнного квартета и струнного оркестра (1952; как балет 1969) должно быть упомянутым. Даже Пауль Хиндемит (1895-1963) искушения Антония положил на музыку в своей симфонии «Матис дер Малер» (1934). В 2003 году американский писатель и режиссер Роберт Уилсон (р. 1941) представил на сцену мюзикл «Искушение святого Антония» по текстам Гюстава Флобера вместе с певицей и композитором Бернис Джонсон Ригон в лондонском театре Сэдлерс-Уэллс .
Судьба художника
С детства Сальвадор чувствовал себя особенным
И всячески старался продемонстрировать это окружающим: затевал драки, устраивал скандалы, закатывал истерики — все, чтобы только выделиться и привлечь к себе внимание
Со временем, когда встал вопрос о карьере, Дали был так одержим коммерческим успехом, что Андре Бретон придумал ему прозвище-анаграмму: «Avida Dollars» (что по-латыни не совсем точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов»). Прозвучало хлестко, но на гонорарах Сальвадора не отразилось — люди продолжали тратить состояния на произведения Дали.
Самое печальное в истории художника — умер он одиноким и больным. Ни деньги, ни слава не спасли его от навалившихся страстей, паучьи ножки которых подкосились все-таки.
После смерти жены в начале 1980-х Дали впал в глубокую депрессию. Болезнь Паркинсона мешала работать. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.
Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе.
Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого , которому неколебимая твёрдость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола. В ту эпоху, когда существование Ада и Сатаны все еще воспринималось непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста ожидалось с неизменным религиозным напряжением, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполонённой силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.
Живопись
После того как раннее творчество было представлено в экспозиции экспрессионистов, Марк утвердился в собственных способностях и в том, что выбрал правильный жанр. Но Первая мировая война заставила пойти в немецкую армию и нанесла по будущему мастера сильный и жестокий удар.
В 1919 году Эрнст демобилизовался в чине лейтенанта и, приехав в Кельн, заинтересовался авангардным течением дада. Скандалы, связанные с эпатажными художниками, захватили молодого человека, и он решил попробовать собственные силы в прогрессивной технике коллажа.
Под вымышленным именем Дадамакса Эрнста новоявленный бунтарь делал фотокаталоги и устраивал нетрадиционные выставки, включавшие работы душевнобольных. Из-за этого произошла ссора с родителями, запретившими появляться дома, и интерес к эпатажному творчеству на какое-то время затих.
Впрочем, художник успел познакомиться с французскими единомышленниками Полем Элюаром и Галой — моделью Сальвадора Дали. Он написал сюрреалистическую картину под названием «Слон Цебес» и потом говорил с грусть, что это были счастливые дни.
В 1920-х годах, переехав в Париж по чужому паспорту, Эрнст, вдохновленный многочисленными коллегами, создал ряд выдающихся работ. К сожалению, чтобы оценить «Встречу друзей» и «Прекрасную садовницу», критикам и искусствоведам потребовался не один год.
Макс никогда не оставлял попыток обогатиться и прославиться, изобретая новые техники, такие как фроттаж и граттаж. Он оформлял театральные постановки и писал графические новеллы, а также стал автором зарождавшегося жанра, названного роман-коллаж.
В 1931 году удача улыбнулась художнику, и его работы арендовали для персональной выставки в США. А потом в карьере Эрнста настал весьма плодотворный период, в который в полной мере проявился талант живописца и скульптора.
Накануне 52-го дня рождения Макс написал символическую картину, которая была разбита на секции и состояла из 52 частей. После этого он создал скульптуры «Козерог» и «Бессмертник», ставшие живым воплощением самых смелых авангардных идей.
Искушение или мучение?
При именовании образов не всегда проводится правильное различие между искушениями и мучениями, которые пришлось претерпеть святому. В Житии Антония Афанасия (ок. 300–373 гг.) И в других источниках говорится о различных фактах:
- Искушения, в которых искуситель (то есть сатана ) Антоний симулирует иллюзии, которые напоминают святому о радостях жизни, которые он потерял из-за своего аскетического образа жизни, таких как безопасность семьи, деревенское веселье, сексуальные радости и процветание.
- Муки и мучения, в которых сатана выпускает своих демонов на Антония, который безудержно истязает и бьет святого и, таким образом, причиняет ему почти невыносимую физическую боль.
Существуют также живописные изображения, которые нельзя должным образом отнести к тому или иному жанру, которые тогда обычно называют соблазнами.
Детство и юность
Макс Эрнст родился 2 апреля 1891 года в Брюле в семье учителя-католика, работавшего с глухонемыми детьми. Мать была домохозяйкой и следила за многочисленным потомством, стараясь, чтобы дети выросли воспитанными и образованными людьми.
В семье занимались рисованием, потому что родитель был художником-любителем, часто бравшим Макса и братьев на природу на пленэр. Мальчик с любопытством рассматривал цветы, реку и деревья, и его ранние произведения ставили другим детям в пример.
В 1897 году юный Эрнст поступил в школу и увлекся философией, выделив ее из других наук. Он прочитал трактат Макса Штирнера и раз и навсегда усвоил, что ключевые события в мире происходят совсем не вдруг.
Самыми сильными впечатлениями из-за этого стали рождение сестры Аполлонии и смерть любимого попугая, случившаяся в тот же день. Будущий мастер решил, что малышка забрала жизнь у птицы, и почувствовал, что пришло время перейти на следующую ступень.
В 1909 году Макс получил стипендию в Боннском университете и в качестве специализации выбрал психологию душевнобольных. Он пристально изучал их способности и произведения искусства и собрал материалы, которых хватило бы на пару научных книг.
Будучи студентом, Эрнст подружился со многими представителями творческих профессий — Генрихом Кампендонком, Карлом Оттеном, Иоганном Кулеманном и Августом Маке. В автобиографии говорилось, что именно в этом прогрессивном обществе он твердо решил стать художником и подумал о персональной выставке.
Вспомнив отцовские уроки, Эрнст рисовал портреты и карикатуры и, чтобы усовершенствовать технику, посещал лекции на факультете искусств. Потом ряд удачных произведений он отправил в галереи Бонна и стал ожидать реакции, преисполненный тревожных чувств.
Чудеса
Знамения благодати сопровождали Антония постоянно. Чудом было выжить, претерпевая бесовские нападения, не погибнуть от жажды, зноя, диких зверей. Данные подвижнику дары щедро изливались на его учеников, на всех, приходящих к нему с верой.
Источник в пустыне
Братия пригласили авву посетить их монастырь. Путники шли по безводной пустыне. Скоро у них вышла вся вода, а дорога была еще далекой. Обессиленные монахи в изнеможении опустились на землю. Антоний, восскорбев о братиях, пал на колени с молитвой. Вдруг на месте, где молился авва, потек источник воды. Ее хватило, чтобы напиться путникам и даже напоить верблюда.
Два путника
Однажды во время молитвы Антонию было открыто, что к нему идут два брата. Один из них изнемог от зноя и умер, другой также ожидал кончины. Антоний быстро послал к нему на помощь монахов, точно указав, что бедствующий брат находится на расстоянии 1 дня пути. Монахи, найдя путников, поразились прозорливости Антония. Свт. Афанасий так поясняет эту историю: «Если кто спросит, почему Антоний не сказал прежде, нежели другой скончался, то вопрос будет несправедлив. Определение смерти было не от Антония, но от Бога, Который одному определил умереть, а о другом дал откровение».
Исцеление царедворца
Свт. Афанасий передает, что один придворный, по имени Фронтон, сильно болел. Он дошел до такого отчаяния, что хотел ослепить себя. Когда Фронтон пришел к Антонию, тот велел ему идти домой, прибавив: «Иди, и исцелеешь». Не поверив, царедворец оставался в монастыре, прося исцеления здесь и сейчас. Антоний же ответил: «Не можешь ты исцелиться, пока здесь. Иди, и достигнув Египта, увидишь на себе знамение». Фронтон, наконец, поверив, ушел. Действительно, дойдя до дома, он стал здоров. Так прп. Антоний избегал похвал и славы по поводу совершаемых через него чудес исцелений.
Изгнание беса
Однажды Антоний вместе с учениками вошел на корабль. Вдруг он почувствовал ужасный запах. Никто из находившихся здесь, однако, не ощущал ничего подобного. Кто-то сказал, что, может быть, зловоние издают испорченные рыба или мясо. Антоний же возразил, что происхождение запаха иное. Скоро все разъяснилось: страшным голосом закричал бывший на корабле бесноватый юноша. Злой дух, не вынося присутствия Антония, с криком покинул больного, а юноша стал здоров.
Центральная часть
Стоит начать описание картины «Искушение святого Антония» с центральной части триптиха
Она привлекает внимание современного наблюдателя прежде всего насыщенностью фантастическими существами. Их так много, что первые секунды трудно остановить взгляд на одном из них
Каждый удивительно непохож на других, изображен детально. Вальтер Бозинг признавал великое мастерство Босха, который смог создать большое количество демонов, атакующих святого, но не олицетворяющих толпу, а строго индивидуальных в своем обличии.
К примеру, ближе к правому краю центрально части художник изобразил необычную группу. Нечто, в чем можно разглядеть черты женского тела, держит на руках ребенка и одновременно сидит на спине у крысы. Перед ней на странном животном с телом кувшина и ногами лошади изображен демон с чертополохом на голове, символизирующий первородный грех. Немного ниже по реке плывет утка с отверстием вместо головы, через которое проглядывает человеческое лицо.
Отведя взгляд влево, можно увидеть демона, который играет на лютне. Вместо головы у него лошадиный череп. Он, как и предыдущие персонажи картины, восседает на странном животном, тело которого похоже на птичье, а шею завершает морда овцы. На пару миллиметров выше – огромная красная ягода (символизирующая алхимический процесс, а следовательно – греховный). Из нее вылезают демоны, похожие на птиц, людей и животных.
Еще выше расположена не менее интересная группа персонажей. Один из них телом напоминает человека, однако его лицо проглядывает сквозь насаженное дупло в древесном стволе. Это существо как будто ведет под уздцы удивительный гибрид лошади с головой собаки, шествующей на двух ногах. Позади них нечто похожее на дракона, жареную курицу и других существ.
Впереди этой странной процессии идут собаки, человек с головой кабана и мандолиной в руках. Сверху него сидит сова, которая, по одним источникам, символизирует ложь и тьму, по другим же — представитель светлых сил, служащит в роли глаза Божьего, чтобы на Страшном суде давать показания против алхимиков.
В центральной части «Искушения святого Антония» демоны расположены во всех стихиях – их можно наблюдать и в воде, и на суше, и в воздухе. У них есть общая цель. Все чудища стремятся к центру полотна, где изображена полуразрушенная гробница с распятием Христа.
Вокруг Антония, который стоит на коленях, происходит дьявольская месса. Совершается она женщинами, одна из которых держит чашу для причастия. Рядом с ними игроки бросают кости. Ведьмы, летающие в воздухе, подожгли деревню в глубине полотна.
Святой Антоний изображен отвернувшимся от всего происходящего вокруг и как будто смотрит на зрителя.
Мучения святого Антония
Данная работа является самым ранним известным произведением скульптора, архитектора, художника и поэта Микеланджело, являющееся окрашенным и расширенным вариантом гравюры Шонгауэра (1470 год). Картина была написана в раннем возрасте (12-13 лет). В настоящее время находится в постоянной коллекции музея Кимбелл (Техас, США).
Сюжет работы
Картина показывает известный средневековый сюжет, в котором святой Антоний подвергается нападкам демонов в пустыне и пытается противостоять их соблазнам. «Искушение Святого Антония» — более широкое название для этой темы. Однако данная работа сосредоточена на моменте, когда преподобный Антоний, как правило передвигавшийся с поддержкой ангелов, попадает в дьявольскую засаду.
Центральный фрагмент
Ранее картина приписывалась мастерской Доменико Гирландайо, под руководством которой проходило ученичество Микеланджело. На аукционной площадке (2008 год) была куплена за два миллиона долларов. Такая низкая цена и была связана с некорректно (возможно) установленным авторством. Когда была получена лицензия на экспертный анализ, картина была доставлена в музей Метрополитен (Нью-Йорк), где впервые была очищена и внимательно изучена. На основании некоторых стилистических признаков, таких как «выразительность штриховки», например, было решено, что картина действительно принадлежит Микеланджело. Позже работа была куплена художественным музеем Кимбелл, однако сумма сделки не разглашается. Предположительно, она превышала шесть миллионов долларов.
Оригинальная идея
Гравюра Шонгауэра
Джорджо Вазари в своем знаменитом труде «Жизнеописания», благодаря которому мы знаем о жизни художников эпохи Ренессанса и других фактах, отмечает, что Буонарроти нарисовал святого Антония после того, как увидел гравюру Шонгауэра. Однако оригинал был расширен и дополнен. Для того, чтобы реалистичнее изобразить текстуру чешуи, Микеланджело пошел на местный рынок, в поисках подходящей рыбы. Усовершенствованию также подверглись задний план, в оригинале его попросту не было, и выражение лица святого. Стоит отметить, что поздний готический стиль Шонгауэра находится в сильном контрасте с творчеством Микеланджело, даже в юные годы.
Мадонна Дони
Согласно записям Вазари, это одна их четырех панельных картин Буонарроти, что доказывает утверждение о пренебрежительном отношении мастера к масляной живописи.
Центральная часть («Искушение святого Антония»)
Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо. Фантазия Босха питалась, видимо, изображениями на геммах и монетах эпохи Александра Великого .
Центральная сцена — совершение чёрной мессы — одно из самых красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси)(По другим сведения сова — представитель светлых сил, выполняющий функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать против алхимиков).
Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре , изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет их действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.
Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.
Краткая биография Сальвадора Дали
Родился 11 мая 1904 года. Еще с раннего детства начал проявляться эксцентричный характер Сальвадора Дали, он часто капризничал и устраивал истерики. Начал рисовать с 4-х лет, а в 10 появилась его первая картина, на которой был изображен импрессионистский пейзаж. Мальчик целыми днями рисовал в выделенной ему для этих целей комнате.
В 1925 году, когда Сальвадору был 21 год, прошла его первая выставка, состоявшая из 27 полотен и 5 рисунков. Однако известность начала приходить к нему только в 1930 году. В картинах преобладали темы разрушения, смерти, тления и (из-за влияния книг Фрейда) сексуальные переживания человека.
В 1959 году начала проявляться любовь ценителей искусства к гениальному великому художнику, его полотна скупали за огромные деньги. Многие миллионеры считали необходимым иметь в своих коллекциях
В 1973 году был открыт Музей Дали в Фигуэрасе. Он и по сей день приводит в неописуемый восторг всех посетителей. Там же Сальвадора и похоронили в 1989 году, в самом центре здания под неотмеченной ничем плитой.
День памяти
Церковь совершает празднование памяти святого Антония 17 (30 по новому стилю) января.
30
Январь
356 года
Святой Антоний мирно преставился на Внутренней горе, в глубокой старости, заранее будучи предупрежден о приближении кончины.
Встреча с Павлом Фивейским
В египетской пустыне долгие десятилетия подвизался совершенно неизвестный людям отшельник по имени Павел. Дни и ночи проводя в молитвах и посте, святой стяжал великую степень духовного преуспеяния. Подвижник приближался к смерти, и Всеблагий Господь устроил промыслительную встречу двух отшельников.
Однажды святой Антоний услышал голос: «Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его». Подвижник отправился в путь и нашел одинокую пещеру незнакомого отшельника. Из пещеры вышел святой Павел Фивейский, тайно подвизавшийся здесь долгие десятилетия. Старцы обнялись, приветствуя друг друга. Некоторое время они провели в духовной беседе. Антоний стал свидетелем того, как ворон принес им в пищу хлеб. Прежде смерти Павел попросил духовного друга похоронить его. По преставлении святого старца, Антоний взял его одежду из пальмовых листьев и хранил как великую святыню, одевая дважды в год — на Пасху и Пятидесятницу.
Сюжет
Без словаря символов Дали полотно, конечно, выглядит набором — пусть и композиционно выстроенным — волшебных фигур. О каждой — по порядку.
В левом нижнем углу — святой Антоний, защищающийся крестом (символом своей неугасимой веры) от искушений дьявола. Сами соблазны — это хоровод, находящийся в фокусе нашего внимания.
Вздыбленный конь — это символ чувственного наслаждения и непревзойденной мощи. Слоны — доминирование и власть. У первого из них на спине — чаша желания с обнаженной женщиной, у второго — обелиск, напоминающий творение римского скульптора Бернини, а у последних — архитектурная композиция в стиле Палладио.
Огромные фигуры опираются на паучьи ноги и, кажется, вот-вот обрушатся на святого. Этот образ длинных тонких ног со множеством суставов отчасти напоминает кузнечиков, которых Дали жутко боялся с детства.
На горизонте в облаках виднеется испанский Эль-Эскориаль, который для художника был символом закона и порядка, достигаемого через слияние духовного и светского.
Огромные слоны на спичечных ногах — образ, который нередко появляется в работах Дали. Человек в своей жизни строит множество планов, тщеславие не знает границ, жизнь проходит под грузом желаний. Горы драгоценностей, золотые храмы, что несут на себе слоны на тоненьких ножках, которые вот-вот обломятся, — это символ того, что наши возможности ограничены. «Игрушечный» храм с фрагментом обнажённого женского тела в проёме интерпретируется как духовность, искажённая демонами.
Считается, что эта картина дала начало новому направлению в творчестве Сальвадора: он стал сочетать в своих работах спиритуализм, классическую живопись и образы атомной эры.
Библиография
-
Тревин Коплстоун
. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998. -
Девитини А.
Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. -
Баттилотти Д.
Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000. -
Вальтер Бозинг.
Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001. - История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
-
Фомин Г. И.
Иероним Босх. М., 1974
В честь святого Антония написано множество книг, нарисовано бесчисленное количество картин. был действительно великим верующим человеком. Антоний до сих пор вдохновляет людей на обретение Божьей веры и отказ от греховных поступков.
Внешние створки
Внешние створки триптиха выполнены в технике гризайли . На них изображены сцены Страстей Христовых. Пока Иуда торопливо покидает Гефсиманский сад с тридцатью сребрениками, храмовая стража и слуги первосвященника набрасываются на Иисуса так же яростно, как демоны — на левой створке триптиха.
Справа изображён Иисус, упавший под тяжестью креста и остановивший процессию, движущуюся на Голгофу ; Вероника устремляется к Спасителю , чтобы отереть пот с его лица. Палачей это промедление приводит в еле сдерживаемую ярость, обыватели же взирают на происходящее скорее с любопытством праздных зевак, нежели с состраданием. Чуть ниже разбойники исповедуются монахам в сутанах в капюшонах, причём Босх искусно передаёт отталкивающий облик этих клириков .
Кто это такой?
Св. Антоний Великий был отшельником, христианским святым. Родился в Верхнем Египте в богатой семье. После того как умерли его родители, он раздарил свое имущество беднякам, а сам отправился в египетскую пустыню, где много лет существовал в полном одиночестве, предаваясь молитвам и размышлениям. Его считают основателем монашеского образа жизни.
Однажды в Европе случилась ужасная эпидемия рожистого воспаления, больные вымаливали лекарства, произнося имя Антония, поэтому болезнь назвали «антонов огонь».
Обычно отшельника изображают бородатым стариком, одетым в монашескую рясу и плащ. В руке он держит старый костыль с Т-образной ручкой и колокол. Рядом всегда свинья, так как в средневековые времена монахи-антонианцы откармливали этих животных, а сало использовали как лекарство против болезни «антонов огонь». Иногда колокольчик изображают на шее у свиньи, потому что у животных, принадлежавших приходам братьев, было право пастись на особых пастбищах, по колокольчику отличали их от других.
Другие работы художника
Постоянство памяти
Это одна из самых известных работ Дали. Художник, рассказав об истории её создания, не дал ключей к пониманию смысла картины. Интерпретируют эту работу по-разному. Одни считают, что в ней выражена мысль о безжалостной природе времени. Другие полагают, что картина воплотила страхи Дали перед импотенцией. Как бы то ни было, художник добился главного: сумел создать незабываемое полотно, ставшее классикой сюрреализма.
Метаморфозы Нарцисса
Этот сюрреалистический шедевр является великолепным примером «параноидально-критического» метода Дали и его «точных образов иррациональности». Сюжет картины о Нарциссе, юноше, завороженном своим собственным отражением, который отверг любовь женщины и превратился в цветок, получивший его имя. Благодаря своей виртуозной технике, Дали удалось создать ряд двойных образов, поражающих своей фотографической точностью.
Мягкая конструкция с варёными бобами или Предчувствие гражданской войны
После поражения республиканцев в гражданской войне в Испании (1936-1939) в стране была установлена фашистская диктатура. Большинство сюрреалистов симпатизировали республиканцам. Дали оставался сторонником Франко. Независимо от этого, он создаёт мощное антивоенное полотно. Квадратная фигура напоминает очертания Испании — тут мы имеем дело с очевидной аллюзией.
Христос святого Иоанна Креста
Название картины восходит к эпизоду жизни испанского мистика XVI века, святого Иоанна Креста, который в состоянии экстаза нарисовал распятие. Его карандашный эскиз сделан в том же необычном ракурсе. Сам Дали так вспоминал о её рождении: «Всё началось с космического сна, посетившего меня в 1951 году, когда будущая картина мне приснилась в цвете… Благодаря отцу Бруно, монаху-кармелиту, мне посчастливилось увидеть рисунок, сделанный самим святым Иоанном Креста…».
Творения, книги поучений
Интересный фактСвт. Афанасий Александрийский сообщает, что наставник монахов не знал грамоты, следовательно, сам ничего не писал. Поэтому творения преподобного – сборники его поучений, записанных учениками.
монашествующие
Творения преподобного неоднократно издавались как отдельно, так и в составе сборников святоотеческих поучений (напр. в изданиях «Добротолюбия» они открывают 1 том).
Известны следующие творения Антония:
- Послания св. Сильвестра и ответы Антония.
- 170 глав о доброй нравственности и святой жизни.
- Поучения.
- Устав отшельнической жизни – сборник коротких и простых изречений преподобного о правилах повседневной монашеской жизни.
- Слово о суете мира и воскресении мертвых.
- Письма к разным лицам.
Изречения, наставления
Наставления прп. Антония отличаются ясностью, простотой и краткостью. Монашеский опыт, содержащийся в них, бесценен как для иноков, так и для мирян.
Поучение от сапожника
Однажды, когда Антоний подвизался уже около 50 лет, во время молитвы ему было откровение: «Ты, Антоний, еще не вошел в меру сапожника, живущего в Александрии!» Пустынник поспешил в город и нашел этого человека. С глубоким смирением стал Антоний спрашивать простого сапожника, каков его подвиг. Ремесленник крайне смутился: разве может быть подвиг в суете мира? Получив урок смирения, Антоний удалился в свою пещеру.
О последних временах
Прп. Антоний оставил предсказания о монашестве последних времен.
Но, говорит, преподобный, и в последние времена будут монахи и миряне, подобные древним отцам и даже более: «Будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог бы преступить, и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил, нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей»
Известные цитаты
Изречения о духовной жизни
Об отречении от мира св. Антоний говорил: «Взирая на мiр, не будем думать, будто отреклись мы от великого чего, ибо и вся эта земля очень мала пред целым небом. Поэтому, если бы и над всею землею были мы господами и отреклись от всей земли, то и в этом опять не было бы ничего, равноценного Царству Небесному».
Слыша рассуждения о том, как трудно стать добродетельным, св. Антоний возражал на это:
Как же достигнуть добродетели? Своими силами это невозможно, но дело человека – показать произволение, желание измениться. По собственному опыту преподобный свидетельствовал:
Умирая, Антоний призывал учеников: «Всегда Христом дышите и веруйте в Него.»
Высказывания для мирян
Как сохраниться от греха
Многие миряне приходят на исповедь, предварительно записав на бумаге своих грехи. Другие задумываются, уместны ли такие «списки». Вот что говорил прп. Антоний по поводу записи грехов:
Левая створка («Полёт и падение святого Антония»)
К этой теме художник не раз возвращался в своём творчестве. Святой Антоний — поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть всё время настороже, не принимать за истину всё, что кажется, и знать, что обольщение может привести к Божьему проклятию. Когда Антоний творит молитву, на него нападают бесы, избивают его, поднимают высоко в воздух и бросают на землю.
Главное действующее лицо в левой створке триптиха — сам святой, которого братья-монахи ордена святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. В качестве четвёртого человека в этой группе Босх по некоторым предположениям изобразил самого себя. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития святого Антония»
Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой» .
В верхней части створки Святой Антоний изображён с молитвенно сложенными руками, знаком неколебимости его веры. Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых — летучая жаба, лиса с хлыстом. Святой не обращает внимания на своих мучителей и не видит, что ему угрожает также водяной, вооружённый рыбой — символом греха.
В пейзаже средней части створки фантастическое соединено с реальным — склон холма оказывается спиной стоящего на четвереньках персонажа, а трава — его плащом. Его зад возвышается над входом в пещеру, которую одни исследователи считают пристанищем святого, а другие — публичным домом.
К двусмысленной пещере направляется группа бесов, явно представляющая собой пародию на религиозное шествие. Во главе её бес в митре и мантии священника , рядом с ним — олень в красном плаще. Традиционно олень является в христианстве символом верности души, здесь же его изображение — намеренное кощунство.
В нижней части под мостом через покрытый льдом ручей бесовская шайка слушает монаха, читающего неразборчивое письмо. К этой группе приближается птица на коньках, несущая в клюве послание с надписью «жирно» — насмешка над священниками, наживающимися на торговле индульгенциями .