Крамской иван николаевич

Христос в пустыне (1872)

Уже, будучи именитым художником, Крамской создаёт шедевр «Христос в пустыне». Это полотно философское, заставляющее всколыхнуть в душе бурю эмоций. Одинокая фигура измученного терзаниями Христа в бескрайней, безжизненной пустыне — это символ противостояния злу, символ борьбы человеческой души с вечными соблазнами и искушениями.

Художник изобразил момент нравственного выбора Христа, готовность пожертвовать собой ради человечества на Голгофе. Казалось бы, статичная фигура среди камней, тишина, и нет намёка на какое-либо движение, но картина насыщена эмоциями, она передаёт ход мыслей Иисуса, его душевную борьбу.

Цвет в картине играет немаловажную роль. Холодные тона усиливают драматизм картины. Пальцы рук Христа крепко переплелись, словно корни сухого растения, лицо печально и задумчиво. На горизонте тонкой алой полоской брезжит рассвет, как символ нового обновления мира. Тьма отступает и наступает время света.

Советуем вам посмотреть нашу статью про 10 изображений Иисуса, которые вызвали горячие споры в обществе.

6

Девушка с кошкой (1882)

Крамской — очень смелый портретист для своего времени. Он всегда изображал самую суть человека, передавал его характер не только за счёт внешних данных модели, но и при помощи различных деталей и окружающих предметов.

Изображая свою дочь Софию, он выбрал необычный, не очень выгодный ракурс. Девушка запрокинула голову и думает о чём-то своём. Рядом с ней устроилась кошка, обняв свою хозяйку лапкой. Девушка не умиляет своей юностью и красотой. Этот портрет довольно реалистичен, прямолинеен, и кошка смягчает некоторую угловатость девушки.

Словно предчувствуя печальную судьбу дочери (в 30-е годы 20-го столетия она была репрессирована и находилась долгое время в ссылке), Крамской изобразил её без прикрас, обычным «гадким утёнком», которому только предстоит превратиться в белого лебедя.

13

Картина Крамского «Русалки»

Художник-передвижник Иван Крамской был просто очарован творчеством Николая Гоголя, особенно поразила его повесть «Майская ночь, или Утопленница». Конечно, такое произведение просто не могло не привлекать художников, и многие из них иллюстрировали это произведение, стремясь передать в картинках тот удивительный и таинственный украинский быт, который описал в своей книге величайший русский писатель-мистик.

Однако художник Крамской в своей картине «Русалки» решил посоревноваться с Гоголем в передаче фантастической красоты и таинственности лунной ночи, когда на берег загадочного пруда выходят подводные красавицы. Однако ему долгое время никак не удавалось поймать эту завораживающую, почти мистическую притягательность гоголевской майской ночи. Художник много раз перечитывает произведение, стараясь всем сердцем окунуться в ту атмосферу, однако постоянно сетует, насколько трудная эта штука – таинственный лунный свет. Позднее он напишет в своих дневниках, что чуть не сломал себе шею на этой картине, однако луну все-таки «поймал» — и вышло, в конечном счете, действительно фантастическое полотно.

Картина «Русалки» Крамского оказалась не только фантастически притягательной, но еще и мистически загадочной. Критики оценили ее высоко, однако вскоре даже самые восторженные из них умолкли. Дело в том, что на первой выставке передвижников эту картину повесили рядом с саврасовским пейзажем «Грачи прилетели». Ночью пейзаж грохнулся на пол. Кто-то тогда даже пошутил, что русалки не одобрили такое соседство. Но вскоре и шутки пропали. Картина «Русалки» вызывала какой-то мистический холодок и ужас у посетителей выставки.

После выставки обе картины, то есть и «Грачей» и «Русалок», приобрел для своей галереи Павел Третьяков. И тут он столкнулся с тем, что для картины Крамского трудно подобрать место. Сначала ее повесили в залу, но оттуда, по словам прислуги, по ночам стало веять сыростью и прохладой, да еще и пение слышалось. Уборщицы отказывались заходить по этой причине в комнату, боялись.

Сам Третьяков не страдал мистицизмом, почему вначале не придал этому большого значения. Однако уже вскоре стал замечать, что стоит ему побыть в этой комнате, рядом с «Русалками» Крамского, как из него будто выкачивали все жизненные силы, он чувствовал усталость, вялость, сонливость. Кроме того, на картину стали жаловаться и посетители галереи, говоря, что на «Русалок» нельзя долго смотреть без какого-то внутреннего содрогания, а чувствительные барышни — те и вовсе падали от этой картины в обморок.

И хотя доказательства взаимосвязи таких обмороков с картиной не имелось, Третьяков по совету своей старой няни перевесил «Русалок» в дальний угол, где на нее не падал солнечный свет. С тех пор посетители перестали жаловаться на картину, а сама она (или ее русалки, страдающие от солнечного света) успокоилась и не причиняла больше никому никаких беспокойств.

Скандал и тайна

Сегодня нам кажется, что «Незнакомка» Ивана Крамского – совершенно неотъемлемая часть музейной коллекции Государственной Третьяковской галереи, хорошо знакомая нам с самого детства. Но тогда, в начале 1880-х, сам Павел Михайлович Третьяков покупать нашумевшую новинку вовсе не спешил, и знаменитый женский портрет перекочевал из частной коллекции в Третьяковку лишь спустя много лет после смерти ее основателя – в 1925 году. Сам Иван Крамской, вопреки обыкновению, также держал подробности своей работы над портретом «Незнакомки» в непроницаемой тайне. Нигде и никогда, ни в дневниках, ни в письмах, Крамской ни словом не обмолвился о том, кто изображен на портрете и что этой картиной он хотел сказать миру.

«Незнакомка» же молчаливо бросала вызов современникам одним своим видом. Одетая во все лучшее, на писке последней моды – шляпка «Франциск», украшенная перьями, пальто «Скобелев» с отделкой собольим мехом, дорогие кожаные перчатки – она явно не вписывалась в каноны дворянского этикета, по которым ее наряд смотрелся чересчур вычурно. Еще непристойнее была сама ее поза — она находилась одна в открытой двухместной коляске, тогда как даме из высшего света пристало иметь сопровождающего, кого-то из членов семьи или хотя бы компаньонку.

Возмущенный столь фривольным поведением «Неизвестной», критик В. Стасов называл эту картину Крамского «Кокотка в коляске», полагая, что талантливый живописец изобразил на ней не что иное, как отрицательный образ богатой содержанки. Позднее в частной коллекции Душана Фридриха в Праге был обнаружен эскиз Ивана Крамского к портрету «Неизвестной», который отчасти подтверждал данную версию. Дама, изображенная на эскизе в том же положении, куда более резка, надменна и откровенно вульгарна, что с очевидностью выдает в ней даму легкого поведения. Однако что-то заставило Крамского отказаться от такой прямолинейности, смягчить и облагородить черты лица своей «Неизвестной», сделав ее образ гораздо глубже, интереснее и неоднозначнее.

Портрет Софьи Крамской

По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.

Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?

Живопись

В студенческие годы биографии Крамской стал лидером академической молодежи. В 1863 г. Академия художеств удостоила молодого таланта малой золотой медали за полотно «Моисей источает воду из скалы».

До выпуска из вуза оставалось написать программу на большую медаль, что позволило бы Ивану рассчитывать на зарубежное пенсионерство. Руководство академии предложило студентам поучаствовать в художественном конкурсе. При этом полотна участников должны были соответствовать тематике скандинавских преданий.

Однако ученики отказались писать картины в таком жанре, желая самостоятельно выбирать понравившуюся им тематику. Интересен факт, что события начали развиваться с такой силой, что вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Стоит заметить, что руководство учебного заведения отказалось принять условия студентов.

В ноябре 1863 г. Иван Крамской от лица сокурсников в вежливой форме попросил представителей академического совета, освободить их от участия в конкурсе. После этого, оставившие Академию живописцы основали «Петербургскую артель художников», которая работала на протяжении нескольких лет.

В 1865 г.  заслуженный профессор живописи Алексей Марков предложил Крамскому сотрудничество – совместную роспись купола храма Христа Спасителя в Москве. В скором времени Марков заболел, вследствие чего всю основную работу выполнил Иван, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

Одновременно с этим, Крамской какое-то время преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 г. он удостоился звания академика. Мужчина поражал своей работоспособностью, активно рисуя портреты и обучая учеников. Любопытно, что одним из них был Илья Репин.

Тогда же Иван Николаевич впервые отправился в Европу, с целью исследовать творчество Запада. Однако, после посещения ряда крупных галерей, западное искусство не впечатлило русского мастера.

В 1870 г. Крамской стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок». Среди создателей товарищества также были Алексей Саврасов и Василий Перов. Они стремились отойти от академизма, а также доставляли в разные города России передвижные выставки, чтобы простой народ мог ознакомиться с высоким искусством.

Кроме этого, во время таких выставок посетители могли купить понравившиеся им работы. В данный период биографии Иван Крамской написал много портретов известных русских литераторов, артистов и прочих деятелей культуры. Одна из самых знаменитых картин художника – «Христос в пустыне», созданная в 1872 г.

Это полотно представляло собой религиозный перелом в морально-философском мышлении. Крамской придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию. Любопытно, что «Христа в пустыне» купил Третьяков за 6000 рублей.

«Неизвестная»

Иван Николаевич имел репутацию смелого живописца, который был склонен к критике традиционного суждения об искусстве. Прежде всего его знали, как талантливого портретиста. Он получал много заказов от различных высокопоставленных лиц, что позволяло ему достичь финансовой независимости.

За годы творческой биографии Крамской стал автором порядка 700 портретов. В 1883 г. он представил свое всемирно знаменитое полотно «Неизвестная». Дав картине такое название, живописец придал ее ореол загадочности и интриги. В идейном плане содержания образа «Неизвестной», ему удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины.

Техника живописи Ивана Николаевича отличается скрупулезным и детальным прорисовыванием лиц портретируемых. Пейзажи он не писал, но на картинах «Майская ночь» и «Лунная ночь» виртуозно передал лунный свет. Крамского недаром называют идейным лидером передвижничества и ярчайшим представителем демократического искусства последней трети 19-го века.

Грузинское проклятие картины и незнакомки

Вторая женская история ещё печальнее. В конце XIX века к Крамскому случайно попал медальон. Открыв его, он увидел темноволосую грузинку. К тому моменту восточной красавицы уже не было в живых. Но художнику удалось выяснить подлинную историю жизни неизвестной.

Мария Федоровна, вдова Павла I, выписала себе из Грузии фрейлину с нежной внешностью. Варвара Туркестанова хорошо прижилась во дворе. Милое лицо с прямыми чертами и острый ум выделяли её среди других фрейлин. Варвара стремилась укрепить своё положение в обществе, поэтому начала оказывать знаки внимания Александру I. Император не устоял перед чарами восточной красавицы.

В этот же момент на Варвару обратил внимание князь Владимир Голицын. Движимый духом состязания, он втянул девушку в любовный треугольник

Вскоре Варвара забеременела. Точно определить отцовство было невозможно. Девушка молила о выкидыше. Ребёнок родился здоровым, но император не проявил к нему интереса. Очень скоро ему надоела и молодая наложница. Варвара своего падения вынести не смогла. Девушка покончила с собой. Узнав её историю, Крамской вдохновился отчаянным положением фаворитки. В качестве «модели» он использовал изображение из медальона.

  • Откуда пошло выражение «танцы на костях»
  • Судьба старых дев: что сулила встреча с вековухой
  • Огромный Лувр
  • Мундирное платье — символ сильной женщины
  • Как Nirvana шла к успеху: 10 ранее не публиковавшихся фото

Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса (1887)

Крамской являлся мастером психологического портрета, и хотя портрет К.А. Раухфуса считается неоконченным, это нисколько не уменьшает его ценности и качества. Прорисованы лишь голова и фон вокруг неё. Остальная часть холста только слегка проработана широкими произвольными мазками грубой кисти — намечены плечи и руки позируемого. Несмотря на это, перед зрителем возникает образ интересного, высокообразованного человека.

Уверенный, умный взгляд, высокий лоб, интеллигентное лицо характеризуют доктора Раухфуса как передового мыслителя и учёного. Это портрет профессора медицины, одного из первых педиатров России.

Неизвестная (1883)

Это самая таинственная картина Крамского, русская «Джоконда», «Незнакомка», «Неизвестная». На первой выставке она произвела впечатление настоящей сенсации. Как только не называли этот таинственный женский образ, строились версии и догадки, кто же эта надменная красавица? Какова её судьба? Ни в записках художника, ни в воспоминаниях его близких нет и намёка на личность изображённой на портрете девушки.

Роскошно одетая молодая женщина в изысканном двухместном экипаже сидит одна. По тем временам ни одна дама из высшего общества не вышла бы в свет без компаньонки или сопровождающего лица. Может это содержанка богатого купца или особы из высшего общества? Или эта дама имеет такие высшие привилегии, которые позволяют ей нарушать все обычаи и традиции?

Существует версия, что Крамской писал этот портрет, как основу для большого парадного портрета княгини Юрьевской, морганатической супруги императора Александра II.

14

Дюрер альбрехт «портрет барбары» описание картины, анализ,

… Библия К масляным картинам Дюрера, безусловно относится большая … подлинного натуралиста. Омар (1495) Трава (1503) Голова оленя ( … Получить доступ Презентации по предмету 115631156211561115601155911558 Моржи и … на «свято место», а авторская приписка о …

Описание портрета. -описание по картине

… мира и характера того, с кого пишется портрет) Учимся размышлять Человек сам создаёт себе лицо. На нём отражается всё: и раздумья , … Это ролевое поведение раздваивает образ и облик человека между тем, что он есть и чем хочет казаться, между лицом …

Описание портрета захарка. по картине венецианова «захарка»

… такова, что заставляет остановиться и рассматривать эти серьезные не по годам глаза. Образ Захарки заполняет почти всю плоскость картины. Художник неспроста выбрал такой ракурс для своей модели. …

Крамской иван «русалки» описание картины, анализ,

… Крамским как первая картина из цикла работ по мотивам гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», однако «Русалки» (такое название дали картине … Ивана Николаевича Крамского, картины, описание картин, материал для сочинений. Искусство, каким …

Крамской художник

… способности Ивана Николаевича, объединившего всех в 1865 г. в Артель художников. Это было второе рождение Крамского – рождение художника, для которого, по точному выражению Антокольского, «главное не то, …

Описание и анализ картины

Некоторые критики утверждали, что художник рисовал картину красками, специально изготовленными химиком и другом Куинджи Менделеевым.

На полотне художник изобразил тихую летнюю ночь. Темное небо, покрытое легкими облаками, занимает большую часть картины.

В водном зеркале Днепра отражаются темные облака и диск луны, придавая картине таинственности и мистичности.

Луна освещает все вокруг загадочным зеленоватым цветом. Никому из художников еще не удавалось добиться такого реалистичного и в то же время мистического лунного оттенка.

Теплый красноватый тон равнины контрастирует с блестящим холодным оттенкам луны и водной глади Днепра. Этим приемом художник углубил пространство.

Картина нарисована легкими мазками без четких контуров

Художник талантливо заостряет внимание на деталях цветом.

На фоне водной глади четко выделяется силуэт одинокой мельницы, прибрежный рельеф и камни.

Мне нравится15Не нравится2

Картина не просто изображает летнюю лунную ночь — она несет ощущение тайны мироздания, загадки вселенной. Чарующая тишина завораживает, заставляет задуматься о вечном.

Летняя ночь

Мне нравитсяНе нравится

На картине Куинджи изобразил тихую летнюю ночь. Перед зрителем открывается широкая равнина. Она простирается до самого горизонта и сливается с темным небом, покрытым легкими облаками. Изображение ночного небосвода занимает большую часть холста.

Река Днепр

Мне нравитсяНе нравится

Величественная река Днепр неторопливо несет свои воды. Она пересекает равнину и уходит вдаль. В водном зеркале мерно покачиваются темные облачка и диск луны.

Луна и ее отражение

Мне нравитсяНе нравится

Сквозь просвет с неба сияет луна и освещает все вокруг загадочным зеленоватым цветом. В этот оттенок окрашиваются и воды Днепра, и тучи вокруг ночного светила. Никто из художников еще не добивался такого реалистичного и в то же время мистического лунного оттенка.

Цветовая гамма

Мне нравитсяНе нравится

Куинджи играет на контрастах красок. Так, он теплый красноватый тон равнины противопоставил блестящим холодным оттенкам луны и водной глади Днепра. Этим приемом живописец углубил пространство.

Темные мазки облаков на небе создают эффект вибрирующего лунного мерцания. Современники отмечали, что в способности улавливать и запоминать мельчайшие оттенки и тона Куинджи не было равных.

Техника исполнения

Пейзаж написан легкими мазками без четких контуров. Однако картину это совсем не портит

Художник талантливо заостряет внимание на деталях цветом

Силуэт мельницы

Мне нравитсяНе нравится

На блестящую поверхность Днепра Куинджи нанес серебристый оттенок. От этого водная гладь, отражающая лунный свет, освещает равнину и окрестный пейзаж. Такой прием ночного освещения позволил разглядеть на холсте силуэт мельницы, прибрежный рельеф, камни.

Смерть

В последние 5-6 лет жизни присутствие художника узнавали по сильному сухому кашлю: у Крамского обнаружили грудную жабу (аневризму сердца). Унять боли помогали уколы морфия. Лечил художника Сергей Боткин, скрывавший от пациента название смертельного недуга

О нем Иван Крамской узнал случайно, прочитав симптомы в медицинской энциклопедии, неосторожно оставленной Боткиным на столе

Могила Ивана Крамского

Болезнь сердца (аневризма аорты) и стала причиной смерти живописца. Он скончался за работой – рисуя портрет доктора Карла Раухфуса. Крамской не дожил 2 месяца до 50-летия.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого (1873)

Этот портрет русского гения литературы считается самым лучшим из всех его портретов. Основатель художественной галереи Павел Третьяков задумал составить собрание портретов выдающихся российских деятелей.

Имя Льва Николаевича Толстого уже было известно далеко за пределами России. Толстой долго не соглашался позировать для такого портрета, но Крамскому удалось его уговорить, при условии, что портрет останется в имении писателя. Крамской стал писать параллельно два портрета с огромным удовольствием.

Как и было уговорено — один портрет остался в Ясной поляне. Второй портрет стал собственностью Третьяковской галереи.

На портрете граф Лев Николаевич Толстой изображён в простой льняной синей рубахе. Талант Крамского передал высокий интеллект, мощь, силу воли Толстого. Эта картина признана шедевром и одной из лучших картин художника.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: