Диего веласкес: жизнь и творчество художника

Описание


Идентификация персонажей на картине (нумерация по тексту статьи) Сцена «Менин» представляет собой ателье Веласкеса в Мадридском Алькасаре. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, отражение которых видно в зеркале, висящем на дальней стене.

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). В её облике концентрируется ощущение блестящего будущего, богатства и семейного счастья, атмосферой которого наполнена картина Веласкеса. Её сопровождают фрейлины (менины

) из самых именитых семей — донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу, и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (búcaro ) на золотом подносе, преклонив колено. Инфанта не глядя, с королевской небрежностью, протягивает руку к кувшину, демонстрируя воспитание, самоконтроль и осознание собственного величия, не свойственные её возрасту. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4)) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas ).

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов — возможно, родственник художника. Неясное пространство позади него и хорошо освещённый вход, контрастирующий с тёмной атмосферой ателье, затягивают взгляд зрителя в глубину картины, а зеркало с отражением королевской пары возвращает его обратно, к главному месту действия. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью — входит он или выходит из помещения, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина.


Автопортрет Веласкеса с крестом ордена Сантьяго

Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом. Грудь его украшает крест Святого Иакова ордена Сантьяго, который он получил лишь в 1659 году, спустя три года после написания картины. По свидетельству Антонио Паломино, известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично». На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета, их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса.

На дальней стене висят картины «


» Рубенса по сюжету из «Метаморфоз» Овидия и копия «Аполлона, сдирающего кожу с Марсия» Йорданса, выполненная главным помощником, зятем и последователем Веласкеса Хуаном дель Мазо. Расположение картин точно соответствует описи того времени. Оба сюжета связаны с легендами о людях, бросивших вызов богам и поплатившихся за это. Примечательно, что картина с женскими персонажами висит со стороны королевы, а мужскими — со стороны короля.

Карьера при испанском дворе

В 1622 году Веласкес отправился в Мадрид. Главным предлогом поездки стало желание посмотреть коллекцию живописи, собранную испанскими монархами в Эскориале. Кроме этого, Веласкес рассчитывал быть представленным ко двору, так как пользовался поддержкой весьма влиятельного в то время графа Оливареса.

Несмотря на то, что предстать перед монархом не удалось, Веласкес получил возможность посетить галерею Эскориала и был очень вдохновлён полотнами итальянских мастеров: Тициана, Веронезе и других. Эта поездка в значительной мере повлияла на формирование индивидуального стиля Веласкеса.

Вернулся художник в Севилью несколько расстроенным, но буквально через два месяца из Мадрида пришло извести об открывшейся вакансии придворного живописца. Не раздумывая, художник отправился в столицу. Там он какое-то время прожил в доме поэта Луиса де Гонгоры, весьма близкого ко двору человека, и написал его портрет. Эта работа стала ещё одним подтверждением несомненного таланта Веласкеса.

Одним из тех, кто немедленно заказал Веласкесу свой портрет стал испанский король Филипп IV. Оценив по достоинству таланты живописца, монарх приказал ему перебраться на постоянное жительство в столицу. С конца 1623 года Диего Веласкес получил должность придворного художника и переселился в Мадрид.

Столь головокружительная карьера не могла не вызвать зависть и недовольство потенциальных претендентов на эту должность. Несколько художников даже решили устроить конкурсное испытание, чтобы выявить лучшего. Это состязание состоялось в 1627 году, победитель получал право создать полотно в Большом зале Мадридского дворца на тему изгнания мавров из Испании. Победителем был, конечно же, признан Диего Веласкес.

Через некоторое время после начала службы в Мадриде художник получил право писать портреты членов королевской семьи. Помимо этого, в его обязанности входило написание картин для украшения интерьеров дворца, что давало ему определённую свободу в выборе тем. Мог принимать и частные заказы, но исключительно от высокопоставленных персон. Впрочем, подобная ограниченность не мешала талантливому художнику реализовать себя.

«Менины»

Это произведение Диего Веласкеса находится на территории мадридского музея Прадо. Полотно изображает мастерскую художника на территории Королевского дворца в Мадриде. Сейчас такую обстановку могли бы назвать «бэкстейджем».

Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. Стоит отметить, что это единственная картина Диего, где венценосная пара изображается вместе. Девочка, что находится в центре картины, это единственная на то время дочь королевской семьи – пятилетняя Маргарита. В облике девочки Веласкес старается воплотить все состояние, богатство и изящество, которыми обладала семья. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием. Она ничем не выдает ту радость, которую испытывает от нахождения с родителями, на ее лице мы не можем разглядеть интереса, непременно появившегося бы у ребенка при виде необычной обстановки внутри мастерской художника. Становится очевидным, что наследная принцесса отлично выучила: сдержанность считается главной добродетелью в ее семье. Стоит отметить, что король Филипп IV смеялся на людях всего два раза, прожив долгих 60 лет.

Полотно называется «Менины». Именно так называли фрейлин, которые с самого раннего возраста прислуживали принцессе. На сцене, которую изображает Веласкес, можем заметить двух фрейлин. Это реальные девушки, имена которых, к счастью, удалось сохранить. Дама, которая подает молодой принцессе кувшин в глубоком реверансе, является доньей Марией Сармиенто. Позади малышки находится донья Иабелла де Веласко.

На просторном полотне нашлось место и для придворных карликов – это Мария Барболе и Николас Петрусато. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. Таким образом художник напоминает об их статусе. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь. Они помогали веселить знать, заставляли их чувствовать себя более привлекательными и уверенными в себе. Тем не менее для зрителя очевидно, что художник относился к карликам со значительным уважением. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели, их образы пересекаются. Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание. Однако каждая из них отличается умными чертами лица, в этом и заключается особый трагизм полотна.

Отдельно стоит обратить внимание на автопортрет Веласкеса. Себя он изображает занятым работой

В руках он держит кисть с палитрой и одет в черный костюм. На груди его красуется величественный крест Великого военного ордена Меча святого Иакова Компостельского. «Менины» писались в 1656 году, однако, членом ордена Диего стал лишь 3 года спустя. Крест дописали позже. Согласно легенде, его написал король собственной рукой.

Сын конюха

Ф. Бэкон. Кричащая голова. 1952. Йельский центр Британского искусства, Нью-Хейвен

Как водится, все началось еще в детстве. Френсис Бэкон родился в Дублине, в семье бывшего военного. Глава семейства Эдвард Бэкон владел большой конюшней и был настоящим деспотом. Он держал в страхе всю семью, требуя от детей беспрекословного послушания. Частенько эта строгость доходила до настоящей жестокости. Младшее поколение Бэконов регулярно пороли. А больного астмой Френсиса отец заставлял охотиться на лис, несмотря на то, что каждый раз столкновение с животными вызывало новые приступы болезни.

Но настоящая трагедия разразилась, когда отцу стало известно о гомосексуальности Френсиса. Мечтавший сделать из сына «настоящего мужчину», Эдвард Бэкон совершенно рассвирепел, обнаружив его переодетым в женскую одежду. Френсиса Бэкона с позором выгнали из дома, детство кончилось.

Освободившись от домашней тирании, молодой человек отправился в Лондон. Там он с головой погрузился в богемную жизнь: дорогие рестораны, многочисленные любовники, азартные игры и алкоголь. Словно наперекор отцу, он пустился во все тяжкие. И профессию выбрал себе совершенно не респектабельную – Френсис решил стать художником!

Ф. Бэкон. Живопись 1946. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк

Испанский завтрак в представлении Диего Веласкеса

Диего Веласкес , чье творчество пришлось на «золотой век» испанской живописи известен нам больше как придворный художник короля Испании Филиппа IV. Но сейчас речь не о светских картинах, которые принесли ему славу и богатство.

Сегодня о его картине «Завтрак» , написанную около 1617 года, когда художнику было чуть больше восемнадцати лет. Он только-только сдал экзамен на звание мастера и по поручительству своего учителя был принят в гильдию живописцев Севильи.

Первые работы молодого художника представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. К этому периоду и относится «Завтрак».

Картина «Завтрак» хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Интересно, что долгое время картина находилась в запасниках музея и считалась картиной неизвестного художника. Веласкесу картина была атрибутирована в эрмитажном каталоге 1895 года и с тех пор его авторство считается бесспорным.

«Завтрак» не простая картина. Веласес словно шутит со зрителем. На первый взгляд кажется, что на картине изображены четыре человека. Стоит внимательно приглядеться, чтобы понять, что их всего лишь трое.

На заднем плане находится не официант с бутылью в руке. Там всего лишь изображены шляпа и белый воротник.

А персонажей всего лишь трое: старик и двое молодых людей. Они находятся в таверне. Освещение в таверне было не ахти. Поэтому задний фон картины утопает в тени. Зато передний план и лица персонажей ярко освещены. Прием резкого контраста Веласкес явно позаимствовал у популярного в то время Караваджо.

Итак, за столом сидит пожилой идальго, который зашел позавтракать в таверну. На стене висят именно его воротник и шляпа.

Он, не желая запачкать за завтраком свой белоснежный воротник, повесил его вместе со шляпой на крюк.

Но спокойно позавтракать ему не удалось. К нему за стол подсели двое развеселых юношей.

И хитрые выражения их лиц почему-то заставляют думать, что они надеются позавтракать за счет почтенного человека.

Тем более видно, что стол накрыт на одного человека. И этот заказ сделал именно идальго.

Что же он заказал на завтрак?

Тарелку мидий, булочку, гранаты, пастернак, который держит в руке, и графинчик вина. Вполне нормальный завтрак, которым, увы, ему не придется насладится. Один из юношей уже захватил себе графинчик.

Вроде бы вполне бытовая картина. Любили такие в те времена в Испании. Они даже имели отдельное название — «бодегон», буквально — «погребок, таверна». Высказывалось мнение, что такие картины могли быть трактирной вывеской или украшать обеденные залы таверн.

Но искусствоведам такого простого объяснения мало. Они хотят в каждой картине увидеть более глубокий смысл. Выдвинута трактовка, еда на картине имеет символическое значение: вино – Кровь Христова, хлеб – его Тело, гранаты как традиционный символ воскресения. При желании можно действительно отнестись к работе Веласкеса как к изображению Троицы (три персонажа разного возраста).

Не знаю. Мне кажется интереснее воспринимать картину как бытовую, рассказывающую о жизни людей в 17 веке.

Источник

Невообразимый эксперимент Веласкеса

Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент.

На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.

Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.

Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные прекрасные качества его Величества. А их вовсе могло не быть…

Настоящему мастеру это было скучно. Веласкесу в том числе. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, художнику это позволялось.

Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На портретах это не шуты, а обычные придворные. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.


Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.

Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были, по сути, рабами, людьми без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.

Детство и юность

Будущий живописец появился на свет 6 июня 1599 года в испанской Севилье, куда его родители переехали за несколько лет до рождения старшего сына. Кроме Диего у Хуана Родригеса де Сильвы и Иеронимы Веласкес было ещё семеро детей, причём один из братьев — Хуан — также выбрал карьеру художника.

В Андалусии в ту эпоху была традиция старшим детям брать фамилию матери. И Диего, и Хуан последовали этой традиции и стали использовать для подписи своих полотен фамилию «Веласкес».

Сведений о детских годах Веласкеса не так уж и много. Достоверно известно только то, что его склонность к живописи проявилась достаточно рано и его практически сразу отдали на учёбу к одному из севильских мастеров, входивших в гильдию живописцев.

«Менины»

Это произведение Диего Веласкеса находится на территории мадридского музея Прадо. Полотно изображает мастерскую художника на территории Королевского дворца в Мадриде. Сейчас такую обстановку могли бы назвать «бэкстейджем».

Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. Стоит отметить, что это единственная картина Диего, где венценосная пара изображается вместе. Девочка, что находится в центре картины, это единственная на то время дочь королевской семьи – пятилетняя Маргарита. В облике девочки Веласкес старается воплотить все состояние, богатство и изящество, которыми обладала семья. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием. Она ничем не выдает ту радость, которую испытывает от нахождения с родителями, на ее лице мы не можем разглядеть интереса, непременно появившегося бы у ребенка при виде необычной обстановки внутри мастерской художника. Становится очевидным, что наследная принцесса отлично выучила: сдержанность считается главной добродетелью в ее семье. Стоит отметить, что король Филипп IV смеялся на людях всего два раза, прожив долгих 60 лет.

Полотно называется «Менины». Именно так называли фрейлин, которые с самого раннего возраста прислуживали принцессе. На сцене, которую изображает Веласкес, можем заметить двух фрейлин. Это реальные девушки, имена которых, к счастью, удалось сохранить. Дама, которая подает молодой принцессе кувшин в глубоком реверансе, является доньей Марией Сармиенто. Позади малышки находится донья Иабелла де Веласко.

На просторном полотне нашлось место и для придворных карликов – это Мария Барболе и Николас Петрусато. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. Таким образом художник напоминает об их статусе. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь. Они помогали веселить знать, заставляли их чувствовать себя более привлекательными и уверенными в себе. Тем не менее для зрителя очевидно, что художник относился к карликам со значительным уважением. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели, их образы пересекаются. Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание. Однако каждая из них отличается умными чертами лица, в этом и заключается особый трагизм полотна.

Отдельно стоит обратить внимание на автопортрет Веласкеса. Себя он изображает занятым работой

В руках он держит кисть с палитрой и одет в черный костюм. На груди его красуется величественный крест Великого военного ордена Меча святого Иакова Компостельского. «Менины» писались в 1656 году, однако, членом ордена Диего стал лишь 3 года спустя. Крест дописали позже. Согласно легенде, его написал король собственной рукой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: