Саврасов а к

Алексей КондратьевичСаврасов

  • Жизнеописание
  • Статьи
  • О творчестве
  • Галерея
  • Музеи
  • Гостевая
  • Аудиобиография
  • Жизнь художника (интерактивная)
  • Карта жизни
  • Памятные места
  • Начало
  • Карл Рабус
  • Становление
  • Передвижничество
  • Трагедия

 

Происхождение и первые годы жизни

Стоит сразу отметить, что в отличие от многих художников, с которыми вы не раз сталкивались, Cаврасов является коренным москвичом. Родился будущий великий художник 12 (24) мая 1830 года в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке.Он торговал глазетом, шнуром и кистями и, в конце концов, кропотливыми трудами поднял свой социальный статус до «звания» купца третьей гильдии. Был Кондратий Артемьевич человеком суровым, не терпел возражений и сына своего предполагал определить «по торговой части». Между тем маленький Алеша любил рисовать и уже в детстве показал недюжинные художественные дарования. Его рисунки, которые он сбывал для продажи торговцам на Никольской и у Ильинских ворот, пользовались большой популярностью. Маленького мальчика крестили в приходе церкви великомученика Никиты, что за Яузою.

Детских годы художника прошли в заповедных уголках Замоскворечья. Семья в разные времена жила то на Якиманке, то на Пятницкой улице, то у Калужской заставы. Влечение к искусству проснулось довольно рано. Когда мальчику было двенадцать лет, он уже неплохо владел кистью, писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, например, «Извержения Везувия или Бури на море» в духе Айвазовского. Такие картины отлично раскупались торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот по низкой цене. Но суровым оказался путь к искусству.

В 1844 году молодому Саврасову удалось поступить в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), которое совсем не было похоже на чопорную, холодно-официальную, далекую от реальной жизни, людских страстей и забот Петербургскую императорскую академию художеств, пребывавшую под постоянным строго-недремлющим оком самого самодержца всероссийского. В «московской академии» царил демократический дух. «В Школу сию, – гласил Устав 1842 года, – принимаются без различия ученики всякого состояния, свободного и крепостного, и дается им одинаковое образование».Но из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его «из квартиры за страсть к живописи, на чердак», был вынужден прекратить учебу. Лишь в 1848 году при содействии и помощи учеников МУЖВ Александра Зыкова, Сергея Грибкова и преподавателя Карла Рабуса, а также просвещенного обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И.Д. Лужина, прослышавшего о «необыкновенных художественных способностях» Алексея ему удалось продолжить обучение в пейзажном и перспективном классе училища, который возглавлял Рабус.

Вид на Москву от Мазилова. 1861 Волга. Дали. (Саврасов А.К.) Сельский вид (Саврасов А.К.)

Куры на задворках


Полотно “Куры на задворках” было создано в 1874 году. Будничный отрывок деревенской жизни отобразил художник на этой картине.

На маленьком участке сада, недалеко от старенького дощатого дома, пасутся куры под надзирательством строгого петуха с пестрым хвостом. От дороги этот участок огорожен перекладиной из широких прутьев.

Куры ищут зерна среди больших лопухов, пушистых одуванчиков, стеблей мать-и-мачехи. Вблизи этой идиллии изображен широкий куст.

Вдоль участка проложена широкая старая деревянная доска, вероятно, во время ливней здесь скапливаются крупные лужи. Трава тут редкая и низкая.

Личное и безвозвратный крах

Волга 1874 г.

В семье своего товарища Саврасов встретил будущую жену. Софье Карловне Герц был 31 год, когда в 1857 году на ней женился 27-летний Алексей. Трое из пятерых детей умерли в детстве. В 1876 году, в период нездоровья художника и спада в творчестве, брак распался. «Болен я и вообще…» – с такими словами предстал Саврасов перед своими удивлёнными учениками. Константин Коровин вспоминал, что тогда художник очень изменился, похудел и поседел, «в лице было что-то тревожное и горькое, одет был крайне бедно».

Трагизм положения живописца усугубился после 1882 года, когда сначала умер Перов, бывший поддержкой Саврасову, который затем был уволен и лишён казённой квартиры. О причинах всего краха вспоминала Вера Алексеевна, дочь живописца: «В борьбе за существование он прямо изнемог… Стараясь забываться от жизненных невзгод, он начал пить, погубил этим себя, свой талант, разрушил семью».

Интеллигентнейший, деликатнейший человек превратился в почти безвольного алкоголика, как говорили в старину, савраса без узды. Грустно. Усилия старых друзей не давали результатов. Саврасов опускался, жил в самых ужасных условиях. Сходился с какими-то женщинами. Старость встречал с Екатериной Моргуновой, с которой жил с 1893 года. Она родила Саврасову сына, также впоследствии ставшего художником, и дочь. Семья существовала на крохи, которые выделял художнику ушлый торговец, пристроившийся к таланту – сам продавал за сотни, а Саврасову давал десятки. Тот не роптал.

Но искусство и последних лет, по оценке специалистов, оставалось на высоте – до конца своего жизненного пути Саврасов чувствовал природу по-прежнему. В период бедствий художнику приходилось иногда писать лишь для заработка, скороспело, к тому же у него ухудшалось зрение.

Но вклад его в искусство несомненен и никак не умаляется из-за трагичного падения последних лет. Саврасов стал учителем лучших русских художников конца XIX века и примером для них – воплощению чувства единства с родной природой мастер посвятил всю свою жизнь.

А.К. Саврасова не стало 8 октября 1897 года. Левитан опубликовал безоговорочный вывод: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Эта несомненная заслуга никогда не будет забыта».

«Могила на Волге» (1874)

В картине отражены размышления живописца о мимолетности жизни. Критик Г. Урусов писал о ней так:

А. К. Саврасова затрагивала красота пробуждения природы, ширь русских полей, необъятность рек. Живописные полотна передают душевное состояние художника

Родителям  важно научить детей улавливать эту связь. Произведения Саврасова привлекают юного зрителя любопытными подробностями: предметами крестьянского быта, развешанным во дворе бельем, птицами, сидящими на заборах и деревьях… Каждый ребенок способен видеть, рассуждать, сравнивать, анализировать, если ему предоставить эти возможности

Уважаемый читатель! Желаю вам и вашим детям приятного путешествия в творческий мир Саврасова!

Биография Алексея Саврасова

Художник родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).

Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895) — сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. В браке родилось четыре дочери и один сын. Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие — Вера (род. 1861) и Евгения (род. 1867). В конце 1876 года брак распался. Жена уехала от него с дочерьми Верой и Евгенией в Санкт-Петербург к родной сестре Аделаиде Герц.

В 1887—1888 гг. Алексей Саврасов жил в Москве — с Верой Ивановной Киндяковой; написал в её квартире несколько картин.

С 1893 года до конца жизни Саврасов жил в Дорогомилово-Тишинском переулке, возле Плющихи, — с Екатериной Матвеевной Моргуновой (ок. 1856 — ок. 1920). У них родились двое детей — сын Алексей и дочь Надежда.

Личная жизнь

31-летняя Софья Герц была первой женой художника, с которой они обвенчались в 1857 году. Познакомились они через друга Алексея Константина Герца, который являлся братом его будущей жене. В этом браке появилось 5 детей (Две Веры и Евгения), двое скончались в малом возрасте (одна от скарлатины, а вторая дочь в Ярославле, где работал над своими картинами художник). Это был тяжкий груз на шее этой пары, также у художника началась длительная депрессия, поэтому в 1876 году они развелись. Софья забрала с собой двух дочерей и уехала к своей сестре Аделаиде.

Первая жена Софья

Алексей начал беспробудно пить и скитаться, в это время начинается двухгодовое сожительство с Киндяковой Верой Ивановной. Она была поклонницей и попечительницей его картин. Детей не имели. Её квартира стала на время мастерской художника.

В 1983 год вплоть до своей смерти Саврасов провёл с Евдокией (Екатериной) Матвеевной  Моргуновой, от брака с которой появилась дочь Надежда и сын Алексей, в будущем избрав путь художника, как его отец. Семья жила в трущобах, плохо питалась.

Евдокия Моргунова

Годы творческой активности. 1860-е

Пейзаж с рекой и рыбаком

В 1860-е Саврасов побывал за границей, посещал выставки и музеи в Англии, Швейцарии, Франции, Германии, знакомился с художниками. В его галерее появилось несколько европейских пейзажей, выполненных в спокойной манере, без патетики.

Со смертью Николая I в России наступила «эпоха реформ». В этот период Саврасов был уже самостоятельно мыслящим и зрелым художником. Его пейзажи, в основном подмосковных мест, одновременно и подробны, и поэтичны. Круг его знакомств (Перов, Пукирев, Третьяков и другие) живо интересуется искусством, сам живописец пользуется большим уважением. Именно ему доверили перевезти полотно А. Иванова «Явление Христа народу» в 1862 году в новый музей.

Работает над учебником рисования для МУЖВ, который издаётся в 1869-м. Вводит в него уроки по «подробному изображению изб, деревень, какие обязательны для художника». Возможно, в этом состоит золотой вклад Саврасова как наставника в любимого ученика, коим был Левитан. Чехов о нём позже скажет, что тот так умеет написать деревню, «серенькую, жалконькую, …но такой от неё веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя».

Просёлок


На картине “Проселок” изображена разбитая ливнем просёлочная дорога, превратившаяся практически в сплошную лужу.

Вероятно, дождь закончился совсем недавно — серое небо еще затянуто мраком, а ветер все еще теребит деревья, расположенные вдоль дороги.

Сквозь тучи робко пробиваются солнечные лучи, а слева от дороги виднеется яркое пятно свежей зеленой травы.

Полотно вселяет в зрителя ощущение тоски и вселенского одиночества, периодически знакомое каждому художнику, и в какой-то степени отражает тяжелое эмоциональное состояние, в котором пребывал Саврасов во время её создания.

Хотя маленькие участки света говорят о надежде, ещё теплящейся в сердце мастера.

Радуга


Полотно под названием «Радуга» не имеет эффекта панорамы и деталей, свойственных сентиментализму.

Реалистический стиль создания русского пейзажа, избрание простого и богатого композиционного решения с размытой от дождей дорогой и виднеющейся на холме деревней создают ощущение как будто вырванного фрагмента живой натуры, представшей на мгновенье перед зрителем.

Виртуозные тональные переходы, чуть приглушенная цветовая палитра и сверхчуткость живописца в передаче эмоционального состояния природы превращают картину в красочное повествование о вечном родстве души нашего отечества и всей душой любящего ее человека.

Музейные коллекции

Картины А. К. Саврасова находятся в ведущих художественных собраниях:

Государственная Третьяковская галереяГосударственный Русский музейНижегородский государственный художественный музейДонецкий областной художественный музейЕкатеринбургский музей изобразительных искусствКрасноярский художественный музейКурская областная картинная галереяЛуганский областной художественный музейНовосибирский художественный музейОдесский художественный музейПензенская картинная галереяСерпуховский историко-художественный музейСимферопольский художественный музейТаганрогский художественный музейРижский художественный музейХудожественный музей КазахстанаНациональный музей Молдовы.

1870-е годы – высший творческий расцвет

С начала нового десятилетия в творчестве Саврасова появились иные мотивы. Теперь художника манят русские просторы не только близ Москвы, он выезжает на Оку, Волгу. Под Костромой, Юрьевцем, Казанью, Нижним Новгородом выискивает впечатляющие пейзажи и выразительных героев.

Именно здесь, в Поволжье, в 1871 году художник начал свою картину «Грачи прилетели», которая приобрела наибольшую известность. Произведения Алексея Кондратьевича Саврасова часто рождались как результат весеннего вдохновения, всегда имеющего влияние на чуткую душу художника, что бы ни случилось (в феврале 1871-го умерла его новорожденная дочь). В московской мастерской художник картину закончил, и она стала экспонатом первой выставки Товарищества передвижников, организации, созданной при активном участии Саврасова (он в числе прочих был учредителем и членом правления).

Своим ученикам Саврасов говорил: «Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт». Живописец действительно любил жизнь и поэзию, преклонялся перед Пушкиным. Неоднократно бывая в пушкинских местах, исполнил несколько картин и рисунков, на которых окрестности Михайловского, некогда вдохновлявшего поэта, и его могила.

Могила


Известное полотно Саврасова под названием «Могила» с первого взгляда навевает на зрителя печаль и тоску. Глядя на нее, на глаза могут невольно навернуться слезы.

Особо остро здесь ощущается очень тонкая грань между жизнью и смертью. Зимний пейзаж вокруг могилы олицетворяет сон природы и вечный сон усопших, покоящихся на кладбище.

Тишина доносится до зрителя через полотно. Кажется, что одинокие деревья плачут над могильным камнем.

Унылости полотну придает преимущественно серая гамма, и то, что небо потемнело от грусти. Все как будто застыло или уснуло.

На кресте могилы находится еле видный погребальный венок с живыми цветами, который чуть развеивает грусть и уныние, и говорит о смерти как о переходе в вечность.

Снежная гладь “поглотила” всю землю для длительного сна. Окружающая природа плачет.

«Грачи прилетели» — описание картины

Картина «Грачи прилетели» была представлена на открытии первой выставки передвижников в Петербурге в 1871 году.  Ее появление сравнивают с наступлением весны в русской живописи. У картины останавливались в молчании тысячи посетителей.

Первый день весны. На сером небе показалось желтоватое облако. Теплый солнечный луч дотронулся до озябших веточек берез и замшелых бревен забора. Звенит весенняя капель. Повсюду лежит потемневший крупитчатый снег, деревья мерзнут в начавшихся разливах.

Здесь на окраине села образовалось озеро с талой водой и льдистой кашей. Прилетевшие с юга грачи облюбовали деревья для строительства гнезд. Кипит работа и стоит неумолчный птичий гомон.

Уходящая зима, заждавшиеся тепла деревья, коричнево-сизые дали, вьющийся из трубы дымок…  У зрителя возникает чувство единства, близости, родства с этими до боли знакомыми явлениями.

Душевное состояние человека и жизнь природы перекликаются: цветовые оттенки травы и неба, ритм ветвей, заборов совпадают с оттенками чувств и мыслей художника.

Рекомендации родителям

Как помочь ребенку написать сочинение по картине «Грачи прилетели»?

Попросите ребенка описать картину.  Для этого задайте ребенку несколько наводящих вопросов:

Какое время года показано на картине? Какие приметы ранней весны   здесь видны?  (рыхлый снег, возвращение грачей, изморозь на ветках деревьев, первый весенний разлив…)
Можно ли назвать картину музыкальной? Какие звуковые ассоциации она вызывает? (Эту картину отличает музыкальность

Это проявляется в звуковых ассоциациях в виде весеннего гомона грачей).
Что привлекает особое внимание? На какие мельчайшие детали обращает наше внимание художник? (Разбросанные сухие ветки, прогуливающийся по снегу грач, серый дым из трубы дома, снегирь, сидящий на дереве за забором, освещенные солнцем крыши, заборы, церковные здания…)
Какие люди замечают все тонкости природы?  (Внимательные, чуткие, добрые…)
Какими качествами обладал Саврасов? Нравится ли эта картина? Какая она? Что в ней нам знакомо и близко? В чем же заключается красота? (в простых вещах и радостях: прилете и гомоне грачей, в строительстве птичьих гнезд, в звоне капели…)

Грачи прилетели


Эта картина по праву считается самым известным произведением знаменитого мастера, а само его появление специалистами воспринимается как серьезный этап в развитии отечественной пейзажной живописи.

По сей день в понимании обывателя имя Саврасова ассоциируется именно с полотном “Грачи прилетели“. И это неспроста, ведь в этой картине соединены все самые характерные черты стиля великого живописца.

Здесь на переднем плане художник изобразил берёзы, расположенные на задворках церковной ограды

Также привлекает внимание зрителей сухое дерево, недалеко от которого торчит сухой пень

Вблизи берёз кружат грачи, некоторые из них сели на ветви около уже свитых гнёзд. Ещё лежит снег, но на нем уже хорошо видны проталины, указывающие на скорое наступление весны.

Деревья на картине изображены ассиметрично, благодаря чему усиливается эффект хлопотливого движения птиц у своих гнезд.

Признание августейшими особами, академик, преподаватель

В 1854 году прошла выставка, на которой были замечены незаурядные картины живописца. Саврасов картины продавал охотно – «Степь с чумаками вечером» приобрела великая княгиня Мария Николаевна, занимавшая в тот период президентский пост в Императорской академии художеств. Она пригласила художника в свою загородную резиденцию. Здесь, в Сергиевке, 24-летний Саврасов написал пейзажи, за которые Совет Академии присвоил ему звание академика.

В 1855 году художник вернулся в Москву, в родные места, которые писал с особым воодушевлением. В 1857-м умер его наставник Рабус, и Саврасову предложили принять руководство пейзажным классом училища вместо него. Ученики Саврасова любили. В воспоминаниях Константина Коровина учитель был человеком «совершенно особой кротости», учившим видеть и понимать природу. Он предпочитал заниматься с учениками на природе, среди зелени, вдыхая свежий воздух, глядя на облака и впитывая эту красоту.

Живопись

Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:

«Пейзажи г. Саврасова . дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».

В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.

Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.

«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом

Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.

В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:

«Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре».

Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).

В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».

70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции. Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге». Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.

Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».

В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» — картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал

« деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в “Грачах”».

В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода — «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.

Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.

Оставленный след

Творчество художника оставило неизгладимый след в истории живописи. Его картины – это рассвет пейзажа того времени, а сам художник стал примером, которому многие подрожали. О развитии пейзажной живописи России нельзя говорить без упоминания Алексея Кондратьевича, так как его имя должно почитаться как имя мастера своего дела, человека, который открыл новые черты в написании пейзажей и утвердил в своих картинах такие качества как гуманность, спокойствие, любовь и радость.

Саврасов не только был выдающимся живописцем, но и отличным учителем, который выпустил таких видных мастеров своего дела как Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Лев Каменев, Константин Коровин.

Левитан заявлял, что именно Алексей Кондратьевич Саврасов был создателем настоящего русского пейзажа и его имя навсегда будет запечатлено в художественной сфере.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: