Прорыв: Авиньонские девицы
Несмотря на то, что мир увидел картину «Авиньонские девицы» лишь 30 лет спустя после написания, именно это полотно ознаменовало разрыв с прошлым и прорыв в неведомое. Странное, ни на что не похожее произведение шокировало близких друзей художника – первых зрителей «Авиньонских девиц». Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса и других современников Пикассо в картине поражали не обнаженные женщины – это было совсем не ново – а сам факт, что Пикассо изобразил женщин абсолютно оригинальным способом. Вопиющая, агрессивная сексуальность, граничащая с их примитивностью – настоящее новаторство в искусстве. Кроме того, Пикассо полностью отказался от иллюзорного пространства, что было так характерно для западного искусства со времен Ренессанса. Вместо этого мы видим совершенное отрицание художником целостности человеческого тела, его пропорций, сплющенное пространство, разбивающееся об геометрические формы, но создающее эффект трехмерности
Так, сами женщины, их формы, ткань, в которую они завернуты, — все притягивает наше внимание, создавая ощущение, что все фигуры находятся на переднем плане и все одинаково важны
Картина была признана аморальной и разделила парижскую богему на «два лагеря». Жорж Брак один из немногих, кто поддержал Пикассо, а свое полотно «Обнаженная» художник написал, вдохновившись именно «Авиньонскими девицами».
Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907
Жорж Брак
«Обнаженная», 1908
Развитие направления
В процессе эволюции стиля выделяется три периода:
Сезан
Ранний период развития или «сезанновский кубизм» — становление нового направления в живописи под влиянием работ Сезанна и африканских скульптурных композиций. Длился период с 1907 до 1909 года. В работах художников передается объем при помощи цвета – мощные изображения еще не укладываются в рамки плоского изображения.
Импрессионизм как стиль в живописи
Аналитика
Аналитический период (1910 – 1912) – этап переосмысления кубизма. Цвет на картине практически отсутствует, формы расплывчатые, нечеткие, каждый предмет делится на небольшие грани. Одна из наиболее репрезентативных работ второго периоды – «В честь И.С. Баха» Ж. Брака. Жанры – натюрморт, портрет.
Художники подают объекты более детализовано, исходя из собственного видения. Предметы разбиты на блоки, детали геометрических форм. Иногда виденье художника нарушает пространство и время. Путем дробления целого на геометрические фигуры, художники пытались проникнуть в суть вещей.
Работы, характерные для аналитического периода, считаются наиболее показательными для кубизма – у многих именно с такими полотнами ассоциируется все направление. Наиболее известные примеры аналитического кубизма – работы Пабло Пикассо «Бутылка и книги», «Стол архитектора», «Человек с кларнетом», «Человек со скрипкой».
Развитие
Синтетический период (1913 – 1914) – период развитого кубизма. Картины становятся более выразительными, яркими, декоративными. Основателем этого направления считается Хуан Грис. Время появления – 1912 год, но наиболее полно стиль раскрылся в 1913 году. Творцы стремились передать на картине самодостаточный, а не иллюзорный объект. Наиболее развитый жанр – натюрморт.
Концептуализм как стиль в живописи
Изображение плоское, комбинированное с наклейками, надписями. Популярны коллажи из необъемных геометрических фигур, из цветной бумаги или газет, некоторые художники полностью рисовали их, не используя дополнительные материалы. Представители синтетического кубизма – Пабло Пикассо, Жорж Брак.
Цвета и объем утратили привычное значение. С развитием кубизма, оттенки стали схематичными: чтобы передать выступающие объекты в натюрморте или другом жанре, изображенные на переднем плане, использовали светлые, теплые тона, для удаленных предметов – темные оттенки.
После Первой мировой войны Брак и Пикассо, которые работали совместно, прекратили сотрудничество. Творчество каждого из них оказало заметное влияние на футуризм, пуризм, вортицизм.
Кубизм в России
В эпоху, предшествующую становлению кубизма, в нашей стране, как и во Франции, возрос интерес к народному, традиционному творчеству. В это время молодым русским художникам были свойственны не только интерес к «примитивному» искусству (включая африканское), но и тоска по строгой незыблемости, архитектурной композиции, а также вера в известную закономерность и математичность ритмических переживаний.
В творчестве многих русских художников определенное место занимает кубизм (это Шагал, Лентулов, Архипенко, Альтман и другие). Однако центральной фигурой, безусловно, является Казимир Малевич. Его педагогическая деятельность и творчество, а также теоретические работы оказали огромное влияние на формирование целого направления.
С чего начался кубизм
Что такое этот французский кубизм и какова его история? Если кратко, смесь магии и математики на полотнах. Художники начала 20 века отказались от правил академической живописи. О перспективе, оптическом реализме и светотени решили забыть. Представители нового направления не хотят подражать природе и не стремятся передавать действительность с фотографической точностью.
Кубический натюрморт
Кубисты и их последователи отрицали трехмерную реальность. В результате творческих экспериментов появляются новые формы, линии, контрасты. В основе всего лежат идеи – мир, созданный сознанием художников.
Пабло Пикассо и Жорж Брак
Основоположник кубизма – испанец Пабло Пикассо. У истоков стиля также стоял француз Жорж Брак. Первая их встреча произошла в 1905 году. Два года спустя Пикассо показал своему знакомому картину, которая стала первой в истории кубизма. Сегодня она известна как «Авиньонские девицы», но первоначальное название было более кричащим – «Философский бордель».
«Авиньонские девицы»
Героинями работы стали пять дам легкого поведения. Каждая из них написана в разной манере. Вдохновение Пабло Пикассо нашел в творчестве Поля Сезанна, особенно в его «Купальщицах». Впечатление на испанского художника также произвели африканские макси, выставленные в парижском Этнографическом музее.
«Купальщицы», Поль Сезанн
Выставить смелую работу публично Пабло Пикассо долго не решался. В 1920 году меценат Жак Дусе из Франции приобрел в свою коллекцию скандальное полотно. Широкая общественность впервые познакомилась с «Авиньонскими девицами» только в 1937 году. В наши дни произведение искусства хранится в Нью-Йорке – увидеть ее можно в Музее современного искусства.
Картина Пабло Пикассо в галерее Нью-Йорка
Основатель кубизма Пабло Пикассо создал 20 тысяч работ и попробовал себя в разных направлениях живописи – у него есть полотна в стилях сюрреализм и постимпрессионизм. Он стал одним из самых дорогих художников мира.
«Купание»
В 2015 году с молотка за рекордную сумму ушла на аукционе картина «Алжирские женщины». По результатам многочисленных опросов его признавали лучшим живописцем последнего столетия. Немудрено, что кубизм Пикассо пользуется огромной популярностью у похитителей.
«Три женщины»
Как появилось название нового стиля
Существует две версии происхождения термина «кубизм». Согласно первой, название возникло в 1908 году во время выставки шести пейзажей Жоржа Брака.
Жюри Осеннего Салона работы приняло холодно и нелестно отозвалось о новом стиле. Анри Матисс при знакомстве с пейзажем «Дома в Эстраке» от удивления воскликнул: «Что за кубики!».
«Дома в Эстраке», Жорж Брак
Вторая версия связана с именем Луи Вокселя. Художественный критик дал краткую, но запоминающуюся характеристику работам Брака. Изображенные с помощью геометрических фигур горы и деревья он назвал «кубическими причудами».
Начало новой эпохи ознаменовала посмертная выставка творчества Поля Сезанна, которая состоялась в 1907 году. В это же время Эмиль Бернар опубликовал заметки художника о том, как сложные предметы легко собираются из простых геометрических форм и о создании пространства при помощи цвета. На молодых живописцев работы Поля Сезанна и сформулированные им постулаты произвели неизгладимое впечатление.
«Арлекин и Пьеро», Поль Сезанн
Самые известные представители направления, кроме Пабло Пикассо и Жоржа Брака, – Фернан Леже, Марсель Дюшан и Хуан Грис.
Ссылки
- Армистед, Д. (2002). Что такое кубизм? Получено 19 февраля 2020 г. из Университета Торонто: utoronto.ca
- Беланже, Г. (2010). Картины и материалы кубизма. Получено 19 февраля 2020 г. с Факультета искусств: adelaide.edu.ua.
- Гарсия, М. (2012). Исследование художников-кубистов. Получено 19 февраля 2020 г. из Института изображения и космического искусства: iartes.gob.ve.
- Моралес, И. (2006). Кубизм. Получено 19 февраля 2020 г. из Национальной библиотеки Перу: bnp.gob.pe.
- Перейра, А. (2008). Кубизм и современность. Получено 19 февраля 2020 г. из Проектного института: Disgno.com.
- Превости, А. (2017). Абстрактное искусство и фигуративное искусство. Получено 19 февраля 2020 г. из Biblioteca Salvat: iberilibro.com.
- Рохас, Э. (2015). Развитие искусства кубизма. Получено 19 февраля 2020 г. из Школы графических искусств: elthaller.com.
- Скотт, И. (2014). Этапы кубизма. Получено 19 февраля 2020 г. из Университета Нью-Йорка: nyu.edu.
Энди Уорхол
Уорхол — графический дизайнер по образованию. Он родился и вырос, как раз когда эта профессия вполне официально появилась, а индустрия печатной рекламы расцвела.
Поп-арт Уорхола — это переосмысление эпохи потребления. В некоторых работах он перерисовывал от руки образы, тиражируемые в массовой культуре. Например, это холсты с супом Campbell.
, 1962 год. Изображение: Энди Уорхол / Wikimedia Commons
Начинал карьеру Уорхол не как деятель современного искусства, а как коммерческий иллюстратор — он создавал рекламную графику и обложки для журналов. Особенно известны его изображения туфель: он долго сотрудничал с обувным брендом I.Miller, а потом делал рекламу для Dior.
Реклама туфель I.Miller на развороте Harper’s Bazaar, 1960 год. Изображение: Энди Уорхол / Harper’s Bazaar / The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS), New York
Реклама туфель I.Miller, 1958 год. Изображение: Энди Уорхол / Oxford Art Journal
Иллюстрация для Vogue, 1957 год. Изображение: Энди Уорхол / Vogue / The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS), New York
Обложка журнала The Week, 1959 год. Изображение: Энди Уорхол / The Week / The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS), New York
Став известным деятелем поп-арта, Уорхол работал в разных техниках: рисовал, фотографировал, делал инсталляции, снимал кино, а также продолжал принимать заказы на рекламу и дизайн для журналов.
Отдельное направление работы Уорхола — дизайн обложек музыкальных пластинок. Например, он создал известную обложку с бананом для дебютного альбома The Velvet Underground. Оригинальная обложка была интерактивной. Она выходила с наклейкой в виде жёлтого банана в кожуре, которую можно было снять — и увидеть розовый очищенный банан.
Также ему принадлежит одна из самых необычных музыкальных обложек — для The Rolling Stones. На ней изображены брюки с настоящей молнией, расстегнув которую, можно увидеть эмблему группы. За эту работу Уорхол был номинирован на «Грэмми».
Сезановский кубизм 1907-1909г.
Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов. По словам одного из первых исследователей современного искусства Андре Сальмона, кубизм явился реакцией на отсутствие формы в импрессионизме, а его развитие обязано идеям постимпрессионистов, особенно художников-символистов, которые противопоставили чисто живописным целям и интересам импрессионистов явления смыслового порядка. Они утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не ее отражение в материальном мире.
Роль художника, таким образом, состоит в том, чтобы создавать символические формы для воплощения идей, а не имитировать изменчивый облик вещей.
Поль Сезанн. «Гора Сент Виктуар». 1906г.
К первой стадии кубизма относятся произведения искусства, созданные под влиянием французского художника Поля Сезанна.
Сезанн подчеркиваем устойчивость и предметность мира: граненые объемы образуют подобие рельефа, а цвета выделяют определенные грани предметов, одновременно усиливая и дробя объем.
Сезанн говорил своему другу Иоахиму Гаске (Гаше), указывая на свою любимую гору Сент-Виктуар: «Какой взлет, какая властная жажда солнца и какая печаль, особенно вечером, когда вся тяжеловесность как бы опадает. Эти гигантские глыбы образовались из огня. В них до сих пор бушует огонь…»
Пабло Пикассо «Фабрика в Хорта де Эбро», 1909г.
Жорж Брак «Замок Ла-Рош-Гюйон» 1909 г.
Призматические постройки теснятся и громоздятся друг над другом, плоскости начинают раскачиваться и разворачиваться в разных направлениях. Геометрический костяг, не поддерживает а разрушает её промахами линий и произвольными переносами плоскостей. Отличительная черта Сезановского кубизма, это упрощение объемов на основе пейзажей, фигур, натюрмортов, написанных непосредственно с натуры. В композициях этого периода, созданных Пабло Пикассо и Жоржем Браком, большие граненые объемы плотно раскладывались на плоскости полотна, что создавало ощущение рельефности в изображении. Колористическая палитра, оттеняя отдельные стороны объекта, подчеркивала и дробила объем.
Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907г.
Осенью 1907 произошли два важных события: ретроспективная выставка Сезанна и знакомство Брака и Пикассо. Лето 1907 Брак провел в Эстаке, где увлекся живописью Сезанна. С конца 1907 Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле.
В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику Пабло Пикассо рассматривать нитуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров. Он имел в виду, что эти базисные формы нужно держать в сознании как организующее начало куртины, но Пикассо и Брак восприняли совет буквально.
Пабло Пикассо. «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г.
Литература
- на русском языке
- Власов В. Г. Кубизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб.: Азбука-Классика.- Т. 4. 2006. С. 710—713.
- Гомбрих Эрнст. История искусства. — М., 1995.
- Крючкова В. А.Кубизм. Орфизм. Пуризм. — М.: ОЛМА-Пресс. — 2000.
- Яворская Н. В. Кубизм и футуризм // Модернизм: Анализ и критика основных направлений / ред. В. В. Ванслов, Ю. Д. Колпинский. — М.: Искусство, 1969. — С. 37—78.
- на других языках
- Cottington D. Kubismus. — Hatje Cantz, Ostfildern-Ruit. — 2002. ISBN 3-7757-1151-1
- Düchting H. Die Kunst und der Kubismus. — Belser, Stuttgart. — 2007. ISBN 978-3-7630-2477-
— Луи Маркуси (1878-1941)
Людвик Казимеж Владислав Маркус, настоящее имя которого было, родился в Польше, но вскоре переехал в Париж. После изучения права он проявил интерес к живописи, поступив в Юлианскую академию. В 1905 году он выставился впервые, что стало началом весьма примечательной карьеры.
Ему посчастливилось встретить таких художников, как Брак, Дега или Пабло Пикассо, которые побудили его экспериментировать с кубизмом. За это время он представил на различных выставках натюрморты, пейзажи Бретонского побережья или виды Парижа.
В дополнение к кубизму он также развивал техники гравюры, иллюстрации и импрессионизма до своей смерти в 1941 году.
Кубизм в живописи
(Paul Cezanne «La Montagne Sainte Victoire Cezanne»)
Считается, что истоки кубизма были заложены французским художником Полем Сезанном, который в письме молодому художнику Пабло Пикассо рекомендовал рассматривать окружающий его мир как некую совокупность различных геометрических фигур — цилиндров, квадратов, конусов, сфер. Следуя советам Сезанна, а также находясь под впечатлением от искусства изображения африканских масок, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы» (дерзкие, рубленые линии, заостренные углы, практическое отсутствие теней, тон нейтральный, близкий к натуральному).
(Пабло Пикассо «Хлеб и фруктовые блюда на столе»)
Полотна в стиле кубизм отличает их двумерный, плоский вид, они изобилуют большим количеством разнообразных геометрических фигур, различных линий, острых углов, причем цветовая гамма в это же время выполнена в скромных, нейтральных тонах. Художник-кубист не рассматривает объект или предмет с какого-то одного определенного угла, а пытается раздробить его на отдельные элементы, а полученные части уже потом складывает в одно единое целое.
(Пабло Пикассо «Девочка на шаре»)
Выделяют три стадии формирования кубизма как отдельного направления в авангардном искусстве:
- Сезанновская. Начальная стадия формирования, объекты имеют абстрактную и упрощенную форму. На Пикассо оказывают огромное влияние работы Сезанна, он создает своих «Авиньонских девиц» и встречается с Жоржем Браком;
- Аналитическая. Постепенно исчезают образы предметов, стираются отличия между формой и пространством, появляются переливистые краски, не имеющие отчетливого расположения, перекрещивающиеся за полупрозрачными плоскостями. Это заметно в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо в 1910 году;
- Синтетическая. Третья стадия формирования, к кубистам примыкают новые последователи испанский художник Хуан Грис, французский поэт Гийом Апполинер и американская писательница Гертруда Стайн. В картинах Гриса отвергается третье измерение в изобразительном искусстве и делается акцент на фактуру поверхности, с помощью которой конструируется новый предмет.
(Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин», картина в сочетании с импрессионизмом)
Наиболее известными картинами, написанными в стиле кубизма, являются полотна Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин», Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», Жоржа Брака «Мандора», «Дом в Эстаке», Хуана Гриса «Фантомас», Фернана Леже «Дама в голубом», «Строители».
Аналитический кубизм 1909-1912г.
Различия между пространством и формой стираются. Исчезают образы предметов. Кубизм переходит в следующую фазу — аналитического кубизма. Этот период характеризуется появлением переливчатых цветов полупрозрачных пересекающихся плоскостей. Формы постоянно располагаются в пространстве по-разному. На полотне Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г. контрасты цвета и фактурысведены до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции, и картина с ее приглушенной тональностью кажется почти монохромной. Построение усложняется, и последовательно проводится единый принцип.
Пабло Пикассо «Портрет Даниэля-Анри Канвайлера» 1910 г.
Предмет разбивается на мелкие части, легко отделимые друг от друга. Таким образом художник пытается представить объект вне времени и пространства, игнорируя привычные законы восприятия. В результате полотна приобретали разнообразные стереометрические эффекты: объем превращался в плоскость, передняя грань – в боковую, линии внезапно разрывались, формы смешивались.
То есть на аналитической стадии предмет полностью дробился на составляющие его части, расслаивался на мелкие грани, отделенные друг от друга. Р. Делоне по этому поводу говорил: «Элементы объемов еще более распадаются, палитра сводится к черному, белому, к их распаду на промежуточные тона и к землистым краскам. Линии становятся более ломанными, формы являющегося мира – менее артикулированными… Перед нами эпоха аналитического кубизма».
Пабло Пикассо «Девушка, играющая на мандолине» 1910 г.
Альбер Глез «Две женщины сидящие у окна»
Перспектива окончательно сломана. Вместо предмета, изображенного в ракурсе, художник стремится перенести на полотно его след, геометрическое место точек, плоский отпечаток, и притом с разных сторон одновременно. Таким образом, картина становится коллекцией отдельных аспектов формы, разрезанной на мелкие куски.
Аналитический кубизм развили авторы из художественного объединения «Золотое сечение»: Альбер Глез, Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон, Жан Метценже и Жак Вийон.
Жорж Брак. Газета, бутылка, пачка табака («Курьер»). 1914 г
Кубизм сегодня
Современный кубизм далек от традиционного. У него мало общего с сезанновским, аналитическим и синтетическим течениями. Направление активно используется в рекламе спортивных и модных брендов, музыкальных событий и техники с 2000 годов, как можно увидеть на фото
В стиле кубизм создаются иллюстрации и логотипы, привлекающие внимание молодых жителей мегаполисов
Современный кубизм
Один из самых ярких примеров – в рекламе Adidas. Логотип компании собран из маленьких ледяных деталей. Зимние виды спорта – первая ассоциация, которая приходит на ум при виде его.
Кубизм в рекламе
Рисунок с геометрическими деталями использовала Coca-Cola в рекламной компании, посвященной 50-летию независимости Кении. Работы, выполненные в стиле кубизма, популярны в афишах концертов альтернативной музыки. Такой выбор сделан неспроста – изображения, собранные из геометрических деталей, показывают, что участники коллективов далеки от попсы и стандартных подходов в творчестве.
Читайте далее:
Почему постимпрессионизм называют «размышлением с кистью в руках»?
Импрессионизм и магические трюки художников-импрессионистов
Что такое сюрреализм?
Художник Александр Шилов
Художник Владимир Любаров и его «Деревенский астрал»
Графический дизайнер David Delin
Кубизм в России
В России кубизм соединился с элементами итальянского футуризма (кубофутуризм). В «кристаллической» манере письма М. А. Врубеля часто находят предчувствия кубизма. Подлинным первооткрывателем кубизма можно считать предпринимателя и коллекционера С. И. Щукина, привёзшего в Москву ранние кубистские опыты Пикассо. В целом же русский кубизм был сугубо переходным явлением, своего рода «школой авангарда». Большинство мастеров, составивших ядро «Бубнового валета» (в том числе П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, Р. Р. Фальк), не пошло дальше раннего, «сезаннистского» этапа, самобытно и красочно его обогатив. Художники, настроенные более радикально (К. С. Малевич, В. Е. Татлин и др.), быстро перешли к кубофутуризму, честолюбиво выдвигая его в противовес кубизму в качестве более передового и уже свободного от французских влияний метода. Однако и позднее, в свой витебский период (1919—1922) Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм». Художница Наталья Гончарова в 1912 году отмечала, что «кубизм — вещь хорошая, но не совсем новая». По её словам, в этом же стиле выполнены и скифские каменные бабы, и крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарках.
К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор А. Архипенко. Он пытался, и иногда достаточно успешно, решать в пластике задачи, поставленные кубистами-живописцами. При этом объёмность и иная материальная фактура, использование реального света и тени на скульптурных объёмах, пространств, сдвиги плоскостей, форм, объёмов, варьирование пустотами и наполненностями открыли перед ним и новые, чисто пластические перспективы, в результате чего он достаточно скоро отошёл от кубизма и двинулся своим путём в искусстве.
Библиография
- Каррасат, ПФР и Маркаде, И.: «КУБИЗМО (аналитический, синтетический)», в « Движениях живописи », стр. 102-105, Признание коллекции произведений искусства, Ларусс, Барселона, Spes Editorial, SL, 2004, ISBN 84-8332-596-9
- Эссерс, В.: «Классическая современность. Живопись первой половины двадцатого века», в «Мастерах западной живописи », том II, Taschen, 2005. ISBN 3-8228-4744-5 , стр. 546-547
- Хабаск, Ги: «КУБИЗМО», в «Словаре живописи Ларусса » , том I, стр. 438-442, Барселона, Editorial Planeta-De Agostini, SA, 1987, ISBN 84-395-0649-X
- Ланейри-Даген, Надейе: «Начала абстракции», в «Чтение живописи » , страницы 256, «Распознавание коллекции произведений искусства», Ларусс, Барселона, Spes Editorial, SL, 2005, ISBN 84-8332-598-5
- Марчан Физ , Симон: «Рождение и эволюция кубизма (1907-1914): Брак, Пикассо и Дж. Грис», в Summa Artis. Всеобщая история искусств (Антология, т. XII), стр. 53-92, Мадрид, Espasa Calpe, SA, 2004; Саймон Марчан, 1994, 1995, ISBN 84-670-1363-X
- Мидан , Жан-Поль (2004). Акал Словарь архитектуры двадцатого века . Мадрид: Акал. ISBN 84-460-1747-4 .
- Негрете-Портильо , Рафаэль (2017). «Кубистический прототип театра, последний предмет, текст и репрезентация как исторический документ изучения человеческого поведения» в книге « Театр как художественный, историко-культурный документ начала 21 века» / коорд. Хосе Ромера Кастильо; Франсиско Гутьеррес Карбахо (колл.) р. 200-212. Мадрид: Слово. ISBN 978-84-9074-505-2 .
- Рамирес Домингес, Хуан Антонио: «Кубизм», в истории искусства , стр. 776-784, Анайя, Мадрид, Хосе Мария де Аскарате Ристори, Альфонсо Эмилио Перес Санчес и Хуан Антонио Рамирес Домингес, Ediciones Anaya, SA, 1986, Мадрид, ISBN 84-207-1408-9
Этапы кубизма
Кубистское движение было отмечено тремя фазами: царизм кубизма (1907 — 1909), аналитический кубизм (1910-1912) и синтетический кубизм (1913-1914).
Кубизм Каурианский или доаналитический кубизм (1907 — 1909)
Также известный как «доаналитический кубизм», это считается начальной фазой кубистического движения (1907 — 1909), где главной основой была работа Сезанна, с сильным влиянием африканского искусства и использованием упрощенных форм.
Работы Поля Сезанна (1839 — 1906) послужили вдохновением для консолидации кубизма. Хотя они еще не обладали всеми характеристиками, которые определяют художественное движение, некоторые концепции, принятые Сезанном в его работах, были фундаментальными для Пикассо и других художников для построения кубистического стиля.
Пример работы царского кубизма
Автопортрет (1907), Пабло Пикассо
Аналитический кубизм (1909 — 1912)
Он считается «чистым кубизмом» и его трудно интерпретировать, когда фигуры разлагаются с помощью различных геометрических форм.
Сильное влияние в африканском искусстве, работы в этот период пронизывают монохроматические тона, преимущественно зеленые, коричневые и серые. Кроме того, существует также необходимость выражать природу в упрощенной форме, с прямыми и равномерными линиями.
Пример работы аналитического кубизма
Скрипка и подсвечник (1910), Жорж Брак
Синтетический кубизм (1913 — 1914)
Отличительной особенностью этого этапа было введение техники коллажа для восстановления изображений, которые когда-то были разложены. Поэтому этот период также известен как «коллаж кубизма» .
В отличие от аналитического кубизма, на этом этапе изображения начинают сохранять свою физиогномику, но в сокращенном виде, представляя только то, что необходимо для их распознавания.
Основным предшественником синтетического кубизма был Хуан Гри (1887 — 1927), который также начал использовать палитру более ярких и интенсивных цветов в своих работах.
Техники и стилистические аспекты
По словам Джона Голдинга, историка искусства и специалиста по кубизму, «кубизм — это абсолютно оригинальный живописный язык, совершенно новый подход к миру и концептуальная эстетическая теория. Мы понимаем, что он смог дать новое направление всей современной живописи ».
Кубистическая живопись стремится исследовать сам парадокс живописи. Как на двухмерном холсте показать всю сложность объемов. Как не заморозить объект и в то же время создать изображение, такое же прочное и долговечное, как и сам объект. Затем художники-кубисты разработали техники и методы для достижения своих целей.
Среди них наиболее часто используется техника, заключающаяся в умножении точек зрения на предмет на одном полотне. Этот метод был разработан Пабло Пикассо около 1909 года. Еще одной новинкой является довольно частое использование круглых или овальных картин. Этот выбор прямо противоположен классическому и живописному академизму.
В начале 1910 года Жорж Брак начал вводить в свои картины элементы trompe l’oeil и гравюры. Эта техника была тогда очень популярна среди художников-кубистов. В интеллектуальном и художественном исследовании произведений проявляются элементы реальности. Тем не менее, эта техника явно подчеркивает столь дорогой кубистам парадокс живописи. Конкретная внешность смешивается с понятиями, которые сами по себе нематериальны. В последующие годы Пикассо изобрел технику «коллажа», а Брак — технику «papier collé».
Аналитический кубизм (1910-1912)
Также называется герметическим кубизмом, так как было очень сложно понять изображение и порядок написания.
Этот этап был важен, потому что художники сосредоточились на анализе событий повседневной жизни, чтобы воссоздать их; то есть они наблюдали конкретную сцену, представляли ее фрагментарно и, таким образом, рисовали ее.
Вот почему картины, созданные во время аналитического кубизма, напоминают пазлы. Ниже будут упомянуты аспекты, которые выделялись на протяжении этого периода:
— Художники не хотели, чтобы их картины имели однозначный смысл.
— Все чаще использовались изогнутые линии, элемент, который придавал работе определенную глубину.
— Для контраста с нейтральными цветами стали использоваться желтые, зеленые и синие тона.
— В картины начали включать пейзажи.
— Альберт Глейз (1881-1953)
Парижанин по происхождению, с юных лет он был богемным мальчиком, который после обеда предпочитал писать стихи на кладбище, а не играть или ходить в школу. После службы в армии он начал учиться в мастерской своего отца, где пейзажи были его первой работой.
Хотя его первоначальный стиль был импрессионистским, когда он познакомился с художниками района Монпарнас, он заинтересовался кубизмом, движением, с которым он был наиболее тесно связан в течение своей творческой жизни.
Он присоединился к Puteaux Group и всегда был тесно связан с другими гениями, такими как Марсель Дюшан, Жан Метцингер или Жак Вийон.