Культурный расцвет
Серебряный век продолжался недолго, менее четверти века — с 1900 по 1922 год. Начало периода совпадает со смертью В. Соловьева, известного религиозного мыслителя и поэта. В конце этой поры из Советской России были высланы мыслители и философы, неугодные новой власти.
Небольшая продолжительность вовсе не означает, что эти годы были незначительными — наоборот, со временем их ценность даже выросла. Представители русской культуры первыми поняли, насколько вреден рационализм, бездуховность, отсутствие религиозных идеалов. Запад осознал это намного поздней.
Эпоха индустриализации совпала с небывалым расцветом всех видов творчества, она породила новые направления, вызывала бурные споры, дала толчок к рассвету философской мысли. Искусство серебряного века отличается своей элитарностью, утонченностью. Поэтому нельзя отождествлять всю литературу, что появилась в конце XIX — начале XX века, с Серебряным веком, ведь в этих хронологических границах существовало много направлений:
- Модернизм.
- Классический реализм.
- Сатира.
- Крестьянская поэзия.
- Пролетарская поэзия.
Гении литературы
Ярче всего необычная эпоха проявила себя в творчестве деятелей пера. На стыке времен возникла целая плеяда звезд мирового значения. Всем хорошо известны писатели серебряного века русской литературы. Список их впечатляет:
- Константин Бальмонт.
- Игорь Северянин.
- Саша Черный.
- Марина Цветаева.
- Сергей Есенин.
- Владислав Ходасевич.
- Всеволод Рождественский.
- Николай Гумилев.
- Александр Блок.
Точный список составить затрудняются даже литературоведы, как и установить временные рамки. Условно для литераторов время расцвета началось с 1890 г., но наиболее жаркие споры вызывает дата его окончания. Часть считает, что конец наступил с началом Гражданской войны, другие называют дату смерти Александра Блока, расстрела Николая Гумилева или самоубийства Владимира Маяковского.
Важные социальные вопросы ставил А. Чехов в своих пьесах «Вишневый сад» и «Три сестры». Злободневные сюжеты поднимали и молодые авторы. И. Бунин исследовал процессы в обществе со стороны психологии. А. Куприн показал армию с новой стороны. Новое слово в литературе сказал М. Горький, сделав своими героями пролетариев. Появилось много «крестьянских» поэтов — Н. Клюев, С. Клычков, С. Есенин.
Совершенно новым явлением стал символизм. Его приверженцы утверждали, что религия и вера — это основа не только искусства, но и всего человеческого бытия. Поэты были уверены, что через художественные символы они способны приобщиться к сфере запредельного. Поначалу новые взгляды вылились в декаданс — индивидуализм, состояние тоски и безнадежности были характерны для раннего творчества А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова.
После 1909 г. символизм вышел на новый уровень. Он начал демонстрировать презрение к рационалистической философии, предвещая гибель западной цивилизации. Появились славянофильские настроения, возник интерес к языческим корням русской души. Именно там символисты стремились отыскать истоки для возрождения духовности.
Призрачное счастье
В Петербург писать декорации к «Гензелю и Гретель» — постановке частной оперы Мамонтова — должен был ехать Константин Коровин. Но он заболел, и Савва Иванович послал Врубеля.
В здании панаевского театра — репетиция. Врубель вошел в полутемный зал, и замер, ошеломленный: волшебный женский голос на темной сцене выводил прелестные фиоритуры… В перерыве Михаил кинулся за кулисы. «Кто поет Гретель?» — «Я» — «Дайте скорее вашу руку! Позвольте же поцеловать!»… Он сразу влюбился — не столько в женщину, сколько в создание своего воображения: голос, тонкие пальцы, аромат духов, манеру смущенно смеяться… И только потом узнал, что зовут чаровницу Надеждой Ивановной Забелой, что она молода и по-своему красива: аристократически-тяжелый подбородок, узкое лицо, крупный нос, светло-голубые насмешливые глаза…
Надежда Забела-Врубель в роли Царевны-лебедь«Царевна-лебедь»
На одну только оперу «Садко», где пела Забела, Врубель ходил потом девяносто раз. Писал сестре, что, если Надежда Ивановна откажется выйти за него, он покончит с собой. Она не отказала, хотя вся ее семья восставала против этого брака: слава Врубеля была скандальной, заработки случайными, к тому же он много пил и безумно сорил деньгами. Кстати, к свадьбе Михаил Александрович подарил невесте чудную брошь с опалом и бриллиантами вокруг…
Врубелю было сорок, Забеле — двадцать восемь, когда они поженились в Женеве. Потом путешествовали по Швейцарии, Италии, Греции. А вернулись в Харьков, где у Наденьки был ангажемент. Художника Врубеля там не знали, но заскучать он не успел: жена объявила, что будет петь Тамару — в театре принято решение ставить «Демона». Мог ли Врубель остаться в стороне? Он предложил свои услуги в качестве оформителя спектакля, и сочинил столь фантастические и непригодные для реальности декорации, что сам чуть не погиб, когда конструкция внезапно обрушилась. Зато костюм, прическа, грим, придуманные Врубелем для жены, были великолепны…
Вскоре Мамонтов призвал супругов в Москву. Для Врубеля накопилось много работы, да и с Забелой мечтал познакомиться начинающий композитор — Римский Корсаков, тоже мамонтовский протеже. Очень скоро Надежду Ивановну стали называть «корсаковской певицей»: специально под нее ставились оперы «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане». В последней она пела Царевну-Лебедь — считается, что врубелевская «Царевна Лебедь» написана с нее. Впрочем, лицо на картине очень мало напоминает Забелу, зато многие видят сходство с … одной из дочерей Эмилии Львовны Праховой.
Как бы там ни было, Врубель, женившись, перестал тосковать о несбывшейся когда-то любви, и на какое-то время сделался совершенно счастливым человеком. О демонах он, казалось, забыл навсегда. Своего дома они с женой так и не завели — снимали в Москве квартиру за квартирой, и каждый раз тратили уйму денег на обустройство: проводили новомодное электричество, заводили лифт, обставлялись дорогой мебелью — иной раз Михаил сам мастерил какие-то изысканные, диковинные шкафчики или обтягивал кресла уникальной восточной тканью — его талант был удивительно многогранен… Бывало, что за месяц супруги издерживали по 800 рублей — больше, чем уходило на быт у Саввы Мамонтова, страшное расточительство!
В один из счастливых московских дней Врубель получил телеграмму: отец при смерти. Михаил поехал прощаться, но переключиться на печальный лад не сумел: у постели умирающего все шутил, заказывал к обеду шампанское и поднимал игривые тосты. Сестра Анна упрекала его в черствости, каменном бесчувствии — тот объяснил, что не в силах спуститься с заоблачных высей творчества к будничной житейской прозе. «Мишенька, но ведь тем, кто бежит от реальности, она жестоко мстит», — грустно сказала сестра…
«Демон поверженный»
Новое религиозное сознание
Поиски духовного самоопределения характерны для русского человека в любые времена. Но именно в те годы под влиянием философии находилась не только научная сфера, но и вся культура в целом. Лучшие умы пытались объединить духовное с материальным.
Ярчайшим представителем культурной эпохи стал В. С.Соловьев. Выросший в набожной среде, в юности пережил тяжелый духовный кризис, увлекался материализмом и атеизмом. В студенчестве взгляды его в очередной раз изменились.
Главное достижение В. Соловьева в том, что через поиски социальной правды он получил новое христианское сознание. Преодолев кризис личного безверия, он переосмыслил идею Богочеловечества. При этом Соловьев христианскими тезисами обогатил философию, а не пытался изменить их «под себя». Значение его трудов невозможно переоценить, блестящий литературный дар помог автору сделать свои идеи доступными для широкой общественности. О русском философе заговорили во всем мире, работы его выходили и на других языках.
Блестящие мыслители — Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, П. Флоренский — определили развитие философии, этики и культуры во всем мире. В частности, предвосхитили развитие экзистенциализма.
Время перемен
Образованию стали уделять повышенное внимание, эпоха ознаменовалось открытием новых школ. Власть решила ввести начальное обучение для всех
В России тогда было больше всего церковно-приходских школ (более 40 тысяч в 1905 году). Хотя реформа проводилась неумело, ее плоды были заметны:
- Выросло число учащихся начальных школ с 2,5 млн в 1900 г. до 6 млн в 1914 г.
- Увеличилось количество земских училищ с 20 тыс. в 1904 до 28 тыс. в 1914 г.
- Созданы коммерческие училища, дававшие, кроме общеобразовательной, специальную подготовку.
- Введено совместное обучение девушек и юношей.
- Выросло количество средних специальных учебных заведений (сельскохозяйственных, горных, железнодорожных, технических и промышленных).
Просвещение получило мощный толчок к развитию, открылись новые вузы, пединституты. Появилось более 30 высших курсов для женщин, после чего они получили массовый доступ к высшему образованию. Более половины студентов не имели дворянского происхождения, но смогли приобрести востребованную профессию.
Очень страшная сказка
За восемь последующих лет Врубель сменил чуть ли не с десяток больниц. Лучше всего жилось в московской клинике в Петровском парке, у профессора Федора Арсеньевича Усольцева — Врубель даже называл его «Мой добрый демон». Здесь больные пользовались большой свободой, и Врубелю позволено было рисовать. Именно туда, в Петровский парк к Врубелю приходил Брюсов позировать для портрета. Первое впечатление у поэта — тяжелое: «Д-р Усольцев, знакомый всей Москве завсегдатай всех «премьер», человек поразительно живой, интересный, но со странно сумасшедшими глазами, пригласил подождать минутку. Вот отворилась дверь, и вошел Врубель… Вошел неверной тяжелой походкой, как бы волоча ноги… хилый больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Сумасшедший! … В жизни во всех движениях Врубеля было заметно явное расстройство… Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить».
Того же мнения придерживался и Усольцев: «Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить». Михаил Александрович все бредил про Робеспьера, приговорившего его к расстрелу сегодня пополудни, а из под его карандаша, как это ни парадоксально, выходили куда более светлые, спокойные и жизнеутверждающие рисунки, чем в те времена, когда художник был еще в ясном уме и твердой памяти. Несложные натюрморты, пейзажи с натуры, бытовые сценки — в наследство от прежних врубелевских творений им перешло только высочайшее мастерство… Увы! таких работ Михаил Александрович оставил немного: в 1904 году он стал терять зрение. Это тоже было следствием прогрессивного паралича…
«Шестикрылый серафим», он же «Азраил» (ангел смерти)
Он еще вслепую пытался рисовать, потом лепить. Выходило не очень. Слабоумия, характерного для его заболевания, слава Богу, не наступало, и интеллектуальные функции оставались в относительной сохранности — между периодами бреда, конечно. В последние месяцы Врубель бредил все больше о «сапфировых глазах», которые ему кто-то должен даровать. Окружающих это пугало — трудно было отделаться от мысли, то он говорит о глазах своих демонов… Ну а потом он сказал, что не хочет больше жить. Стал часами простаивать полуодетым у открытой форточки — и, видимо, сознательно. Слушал воробьев. «Они мне все чирикают: чуть жив, чуть жив!», — делился Врубель с Надюшей, которая ничем уже не могла ему помочь, как бы ни старалась. Известие о том, что его произвели в академики, Михаила Александровича уже совсем не взволновало. В феврале 1910 года у него открылось воспаление легких, и 1 апреля художника не стало. Последними его словами были: «Двольно! Поедем в Академию».
Тело Врубеля, действительно, отвезли в Академию — там состоялась панихида. Трогательнее всех говорил поэт Александр Блок: «Я не был знаком с Врубелем, но все, что слышал о нем, как сказка!». В тот год в моду вошли страшные сказки, вроде собранных братьями Гримм…
Торжественная скорбность церемонии была нарушена небольшим скандалом: слово взял некий молодой человек, представившийся внебрачным сыном художника, Яном Михайловичем Врубелем — якобы, он был рожден некой Марцеллой Соколовской — девушкой из богатой семьи, полюбившей нищего Врубеля, но не выданной за него. Незаконнорожденного отдали чужим людям, и его мытарило по свету долгие годы, а в конце концов занесло в Японию, откуда он теперь и приехал. Молодому человеку многие поверили, хотя рассказанное тоже больше походило на сказку…
И снова в людях
«Вы видели его наброски?.. Ужас!», — шепотом жаловался Савва Мамонтов. Приютить Врубеля он, конечно, приютил — сработало его безошибочное чутье на гениев — но ни самого художника, ни его живописи, не понимал и не любил. А супруга Мамонтова — Елизавета Григорьевна, так просто Врубеля не переносила. Она не была искушена в искусствах, к тому же, истово верила в Бога, вот и требовала гнать взашей богоотступника, который после росписи храмов стал рисовать демонов…
Но Савва был тверд. Немного позже именно Врубелю он закажет расписать стены павильона художественного отдела Нижегородской выставки, оформление которого он курировал. Так Врубель напишет свои знаменитые панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Но комиссия, присланная из Петербургской Академии художеств, эти работы отвергнет – слишком далеко от академического стандарта. И тогда Савва спешно построит на собственные деньги новый павильон – не на территории выставки, а рядом, перед входом. И напишет над входом: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств». Он действительно делал для своих худжников больше, чем мог бы отец родной…
За заботы Врубель отплатил Савве Ивановичу неоднозначным портретом
«Демон сидящий» был закончен в 1890 году. С первыми набросками картина имела мало общего, и в лице романтического атлета уже не было явного сходства со «злою, чувственною, пожилою бабою». Разве что глаза Демона лучились по-прежнему… Это было только началом врубелевской «демониады» — вскоре Михаил по заказу художника Петра Кончаловского нарисовал иллюстрации к лермонтовскому «Демону». И тот же образ воплотил в глине (много позже, в 1928 году скульптурную голову Демона разобьет в Русском музее некий душевнобольной). В Петербурге стали поговаривать об одержимости художника дьяволом и … скупать его работы. Так Врубель вошел в моду. Рекой полились заказы: картины, мозаики, панно, оформление интерьеров… Для Алексея Викуловича Морозова Врубель расписал стены готического кабинета картинами из «Фауста»…
«Полет Фауста с Мефистофелем» Фрагмент росписи готического кабинета Морозова
Заплатили ему за Мефистофеля щедро. Жизнь налаживалась! Врубель до того воспрял духом, что даже задумал жениться. Сначала — на приятельнице Мамонтовых Марье Константиновне Олив. Потом — на Елене Кончаловской — дочери художника Петра Кончаловского. Потом — на подросшей Вере Саввишне Мамонтовой. Все три девицы Врубелю отказали. К счастью, нашлась четвертая…
Новые публикации
Зачем пастор из Иллинойса переехал в деревню под Ростовом Великим 18.05.2022
– Санкции? Мы уже это проходили! Благодаря этим санкциям у нас теперь пшеницы больше, чем у них в Америке! – говорит священник Иосиф Глисон. – С введением санкций мы станем только сильнее – в России много места, людей и ресурсов, и никакой Запад не сможет этому помешать.
Куда Достоевский корову гонял. О чём расскажут в День музеев? 18.05.2022
Сотни российских музеев во всех регионах страны отмечают 18 мая Международный день музеев. Помимо традиционной Ночи музеев, к профессиональному празднику музейщики подготовили новые выставки об истории и современности, а также презентации программ на предстоящее лето. Во многих музеях вход будет бесплатным.
Вячеслав Никонов: с памятью о Великой Победе и с опорой на собственные силы 17.05.2022
17 мая первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов выступил на пленарном заседании Государственной Думы. Публикуем текст его выступления.
«Крест против свастики»: о нарушении права верующих в современном мире 17.05.2022
В Москве представили доклад Российской ассоциации защиты религиозной свободы. Эксперты обсудили дискриминационные решения украинских властей в отношении православных общин, обострение русофобских тенденций в странах Запада и вандализм в отношении русских культурных и религиозных памятников.
«Стараемся объяснить, что билингвизм – это не проблема, а преимущество» 16.05.2022
В июле в Италии в очередной раз откроется летний лагерь для молодых соотечественников от 14 до 23 лет. Здесь ребята в игровой форме будут учиться свободно общаться на русском языке и знакомиться с русской историей и культурой. Оксана Чинкуетти придумала такой формат молодёжного общения для своих детей, а теперь такие форумы проходят уже несколько раз в год.
Нескучный русский: всё вокруг родное 15.05.2022
В повседневной речи мы и не замечаем, как часто говорим о родстве не в прямом значении слова, а иносказательно: Россия-матушка, Ростов-батюшка. «О, Русь моя! Жена моя!» – восклицает поэт. Поговорим об этом языковом явлении в Международный день семьи.
Хотите «отменить» культуру – отменяйте и воздух, и воду, и деревья 13.05.2022
Любой житель Улан-Батора безошибочно подскажет, как пройти к РЦНК. Российский центр науки и культуры, сегодняшнее название – Русский дом в Улан-Баторе. Не только подскажут – ещё и с уважением проводят: «Вот здесь поверните, пожалуйста. Как увидите памятник, всё – пришли, значит. Там всегда много народу, а сегодня ещё больше: конкурс чтецов идёт – я новости читал!»
Рим: нет дискриминации культуры, в том числе русской! 13.05.2022
Митинг против дискриминации и «отмены» русской культуры прошёл в Риме на площади дей-Санти-Апостоли (Piazza dei Santi Apostoli). Среди участников акции – представители культурных ассоциаций, творческих профессий, российские соотечественники и представители итальянской интеллигенции.
Достижения научного мира
Это было время прорыва не только для деятелей культуры. Оставили свой след в истории также деятели науки, которые открывали новые сферы. Основоположником гидро- и аэродинамики стал Н. Жуковский, создавший теорию гидравлического удара. Именно он открыл закон подъемной силы крыла самолета.
Основы воздухоплавания, ракетодинамики разработал К. Циолковский, проводивший эксперименты в области моделирования дирижаблей и самолетов. Циолковский изобрел автопилот, обосновал возможность космических полетов, предложил ракетный двигатель.
В. Вернадский, выдающийся русский ученый, своими трудами положил начало новым направлениям в радиологии, геохимии, биохимии. Если бы не его учения о ноосфере и биосфере, не появилась бы экология. Только в современном мире, который стоит на гране экологической катастрофы, можно сполна оценить, насколько новаторскими были его идеи.
Модерн и не только
Как следствие технического прогресса стали появляться новые города, росла промышленность. Развивался транспорт, менялась общественная жизнь. Благодаря этому архитектура серебряного века получила возможности для изменений. Главное, что преображались не только крупные города, но и провинция.
Везде стали строиться вокзалы, следом за ними рестораны, рынки, банковские здания, магазины, театры. Требовалось найти новый стиль. Как и в живописи, он стал именоваться «модерном». Одной из его изюминок стала стилизация русских мотивов — так появился неорусский стиль. Применялся он также во время строительства усадеб, особняков, дворцов.
Самым ярким представителем этого периода специалисты называют архитектора Ф. Шехтеля. Поначалу вдохновение он находил в готических образцах (примером может служить особняк С. П. Рябушинского, построенный в 1902 году), но затем Шехтель постоянно использовал традиции русского деревянного зодчества — как в здании московского Ярославского вокзала (1902−1904).
Постепенно формы и конструкции упрощались, появился рационалистический модерн. Были среди архитекторов и приверженцы неоклассицизма, эклектики. Ярким примером последнего стиля является московская гостиница «Метрополь», сооруженная в начале прошлого века.
Поиск новых направлений
Скульптура этого времени отличалась разнообразием. Лучший представитель школы реализма — С. Волнухин, автор памятника Ивану Федорову, первому печатнику. П. Трубецкой представлял импрессионизм. Известны были работы П. Трубецкого, который выполнил скульптурные портреты Л. Толстого, С. Витте, Ф. Шаляпина и др.
Интересное сочетание модерна с импрессионизмом представляет собой творчество А. Голубкиной. Особенность ее работ в том, что они отражают не черты конкретного человека, а воплощают некий образ: «Солдат» (1907), «Старость» (1898), «Идущий человек» (1903).
Выдающимися для своего времени были произведения С. Коненкова. Его скульптуры отразили поиски стиля реализма в новых направлениях. Он увлекался как Микеланджело, так и русским деревянным скульптурным творчеством, портретами. Все его работы несут отпечаток неповторимого стиля.
Боже, Левочку храни!
Перед Врубелем вставал призрак долговой ямы. Ведь новых сколько-нибудь серьезных заказов не предвиделось, а, если и случались, Михаил не умел этим воспользоваться.
Однажды утром к нему заглянул Васнецов: Врубель спал на прорванном диванчике, а рядом, на мольберте стояла удивительная картина: «Христос в Гефсиманском саду». «Шедевр!» — понял Васнецов и побежал за собирателем живописи Терещенко. Тот согласился купить картину за 300 рублей — редкая удача! Да вот только денег при покупателе не оказалось, и сделка перенеслась на день. Когда Терещенко на другое утро вошел к Михаилу, на полотне вместо Христа красовалась … рыжая циркачка. Художник объяснил: «Вчера ходил в цирк. Захотелось написать, а холст купить не на что»…
Иной раз приходилось браться за самые пустячные заказы. В семье по соседству были именины, и Михаила попросили написать поздравительный адрес. На голубом коленкоре он вывел каллиграфическим подчерком: «Боже, Левочку храни!», — а по краям пустил причудливый орнамент. Этой работой он даже гордился — до того вышло мило и изящно.
Изящество Михаил ценил превыше всего. Не только в рисунке, но и в одежде. Если пачкались манжеты, он шел покупать новую рубашку, не печалясь, что таким образом остался без обеда. Задолжал прачке, дворнику, но по утрам умывался духами, выливая в таз по целому флакону. Отдавал свои картины за гроши, чтобы купить лишний цилиндр, галстук, пару белых перчаток или черных гамаш. Его отличало щегольство, и даже не совсем тонкое, почти офицерская молодцеватость осанки. Если уж говорить начистоту, со стороны его можно было принять за чиновника средней руки, но с большими амбициями, обычного польского шляхтича в поисках фортуны. Современники писали, что во Врубеле поражает заурядность внешности, и только пристальное настороженное выражение глаз выдает в нем художника.
Собственной нищеты Врубель словно не замечал. Писал родным: «У меня прекрасная комната». Увидев эту «прекрасную комнату», отец, навестивший Мишу в 1886 году, ужаснулся: «Вся меблировка — два простых табурета и кровать. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто. Может быть, в закладе. В кармане всего 5 копеек, буквально… Больно, горько до слез мне было все это видеть. Ведь столько блестящих надежд! Ведь уже 30 лет. И что же?».