Конструктивизм (искусство)

Alexandra Exter. Maquettes de Théâtre. (Decors de Theatre). Александра Экстер. Театральные декорации. Альбом пошуаров.

Paris, Editions des Quatres Chemines, 1930. Титул и 5 листов текста.  Бумага, гуашь, пастель. 15 театральных пошуарных рисунков. Формат: 51.5х33.5 см. Передняя обложка  задекорирована каллиграфными изысками Guido Colluci. Формат издания: 24.6×31.7 см. (изображение); 32.8×50.2 см. (весь лист). Кульминацией театрального творчества Экстер стало исполнение в 1930 году альбома театральных декораций из пятнадцати трафаретов, выпущенного в Париже галереей «Четыре дороги» с предисловием Александра Таирова. В связи с этим, Экстер наконец удостоилась персональной выставки декораций и костюмов в Париже, организованной той же галереей. В то время она стала полноправным участником парижской художественной жизни, о чем свидетельствует ее членство в ассоциации абстрактного искусства «Круг и квадрат», издававшей журнал и устраивавшей выставки, благодаря которым в Европе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления. Тираж 170 экземпляров, из которых 20 (пронумерованы римскими цифрами) подписаны автором. Гуаши, представленные в данной экспозиции, выполнены в технике трафарета. В подобной технике работали Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Анри Матисс. Парижские издательства делали художникам заказы на альбомы с сериями рисунков, объединенных одной тематикой. Они печатались небольшими тиражами, листы подписывались самими художниками. Проекты декораций из альбома Александры Экстер не являются эскизами к определенным постановкам. Эти композиции были созданы по мотивам предшествующих театральных работ. В ряде случаев они демонстрируют авторское видение возможного оформления сцен того или иного спектакля. Альбом стал выдающейся классикой сочетания кубизма и конструктивизма в оформлении театральных декораций и костюмов. Чрезвычайная редкость!

Появление конструктивизма

Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма.

Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

Рождение термина

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в том же 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».

А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».

То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

Характеристика стиля

Наименование «конструктивизм» было впервые использовано в 1920 году. В работе А.Гана было отмечено, что целью представителей стиля можно назвать выражение материальных и коммунистических ценностей через искусство.

Особенности

Направление, ставшее открытием в авангардном искусстве, отличалось узнаваемыми особенностями: геометризмом, лаконичностью, простотой, четкостью, монолитностью, практицизмом.

Стилистически конструктивизм характеризуется такими особенностями:

  • Организация абстрактных геометрических элементов, которые позволяют в комплексе сделать динамические или визуально устойчивые формы;
  • Фотография и фотомонтаж – часть полотна, вид передачи замысла художника;
  • Комбинации различных шрифтов для передачи их символического или буквального значения;
  • Простые, плоские, символические цвета, передача изображения без объема, перспективы;
  • Обширное белое пространство как часть дизайна. Известны плакаты, выполненные в этом стиле – вид выражения конструктивистского творчества.

Конструктивисты предложили заменить традиционную озабоченность творчества смыслом и составляющими изображения, акцентом материальный аспект. Объекты должны были быть созданы не для того, чтобы выразить красоту, или мировоззрение художника, или представлять мир, а для того, чтобы провести фундаментальный анализ материалов и форм искусства, один из которых может привести к разработке функциональных объектов.

«Истина материалов»

Для многих конструктивистов, это повлекло за собой этику «истины материалов», убеждение, что материалы должны быть использованы только в соответствии со своими возможностями и свойствами. Таким образом, творцы хотели продемонстрировать области применения материалов.

Конструктивистское искусство ставило целью продемонстрировать, каким образом материалы могут показать свои возможности в разных условиях, как могут взаимодействовать дерево, стекло и металл, какой вид они могут принимать в живописи. Художественное произведение продиктовано материалами, чтобы продемонстрировать красоту простого и практичного материала. Целью является перевод идей и конструкций в массовое производство, для других живописцев целью был новый и архетипически современный стиль и вид выражения динамизма современной жизни.

Цель

Главной целью конструктивизма было желание выразить опыт современной жизни – ее динамизм, новые и дезориентирующие качества пространства и времени через полотна и плакаты. Но также важным было желание разработать новую форму искусства более подходящим демократическим способом и модернизируя ее, соответственно целям русской революции. Конструктивисты должны были быть строителями нового общества – работники культуры наравне с учеными в поиске решений современных проблем.

Клуцис Г.Г. Серия из 9 почтовых открыток «Спартакиада». Москва, 1928.

Самые известные советские открытки в мире: клуцисовская серия из 9 открытых писем «Спартакиада» (М., 1928), выпущенные к всесоюзной Спартакиаде в Москве 1928 года. Цветной фотомонтаж. 15,5х10,5 см. Они же являются и самыми дорогими русскими открытками. Это первые цветные открытки, изготовленные автором техникой фотомонтажа и каждая из которых была посвящена одному или нескольким видам спорта.  На некоторых были также лозунги — «За единство рабочих-спортсменов всех стран», «Каждый физкультурник должен быть метким стрелком», «За здоровую, закаленную молодежь», «Наш физкультурный привет рабочим спортсменам всех стран» и др.

Выдающиеся деятели направления

Его работы легли в основу формирования этого направления. Одна из таких работ — его «контррельефы» — композиции из кусочков олова, проволоки, дерева, стекла и гипса. Все материалы прошли минимальную обработку и представлены кубическими элементами композиции. В своих «беспредметных» графических произведениях геометрических элементов и фактур художник стремился показать взаимосвязь между отдельными элементами и структурой композиции в целом.

Его картинам были присущи абстрактность и геометрические формы. Художник считал, что любое пространственное построение должно быть абстрактным, а не избирательным.


Я. Родченко, художник в стиле конструктивизма

Согласно конструктивизму, искусство — это инструмент, предназначенный исключительно для художественного оформления бытовых утилитарных предметов, практически применимый. Лаконичная выразительная форма произведений, лишенная всякой «красоты» и «приукрашивания», должна быть максимально функциональной и рассчитанной на удобство использования в массовом производстве (отсюда термин «индустриальное искусство»).

Необъективность чувственно-эмоциональных форм Кандинского или рационально-абстрактной геометрии Малевича была переосмыслена конструктивистами и преобразована в реальные пространственные объекты. Так появился новый дизайн деловой одежды, выкройки ткани, мебели, посуды и других товаров народного потребления, родился характерный внешний вид плакатов советских времен.

Особый аскетизм в средствах визуального выражения выделяет это направление среди подобных стилей, но во многом обобщает его с рационализмом. Помимо теоретической идеологии конструктивизм отличается следующими внешними свойствами:

  1. Небольшой диапазон тонов: синий, красный, желтый, зеленый, черный, серый и белый. Цвета не обязательно были локально чистыми, часто использовались их приглушенные оттенки, но не более 3-4 за раз.
  2. Формы и линии выразительны, просты, немногочисленны, ограничены вертикальным, горизонтальным, диагональным направлением или формой правильного круга.
  3. Очертания объектов создают впечатление монолитной конструкции.
  4. Существует так называемая «машинная» эстетика, которая показывает идеи, механизмы, детали, графические или пространственные инженерные инструменты.

Советский конструктивизм как явление мировой культуры.

Между «старым» авангардом и соцреализмом был, собственно говоря, только один огромный изм. И имя ему КОНСТРУКТИВИЗМ. Конструктивизм (франц. constructivisme от лат. constructio — построение) — направление в искусстве ХХ века, основой художественного образа считающее не композицию, а конструкцию. Целью конструирования была организация оптимальной связи между элементами композиции. Предвестником зарождения нового течения стала знаменитая Эйфелева башня, построенная для Всемирной выставки в Париже в 1889 году и сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма. «Отцами» функционализма-конструктивизма считаются французский архитектор Тони Гарнье со своим проектом «Индустриальный город» (1901–1904) и немец Петер Бренс. Они первыми стали использовать железобетон, позволяющий свободно комбинировать объекты в пространстве, тем самым достигая особой напряженной выразительности конструкций. Надо отметить, что к функционализму-конструктивизму обращались и многие знаменитые художники: в Германии — Вальтер Гропиус и его «Баухауз», в Голландии — Тео Ван Дусбург и Пит Мондриан, во Франции — Фернан Леже и художники группы «Золотое сечение». Но все это не носило массового характера и приживалось с большим трудом.  В России же все было с точностью до наоборот: первая группа конструктивистов была создана в 1921 году в Инхуке. В нее входили художники Александр Родченко, Варвара Степанова, Карл Иогансон, братья Владимир и Георгий Стенберги, Константин Медунецкий, теоретики Алексей Ган и Осип Брик.

Чернихов Я.Г. Архитектурные фантазии.

101 композиция в красках. 101 архитектурная миниатюра. Исполнены при участии Д. Копаницына и Е. Павловой. Ленинград: Ленинградское обл. отделение Всесоюзного объединения «Международная книга», 1933. 102 с., 101 л. ил. Три титульных листа на французском, немецком и английском языках. Составные форзацы. В твердом издательском цельноколенкоровом переплете с блинтовым тиснением на корешке и передней крышке. 30,5х21,5 см. — 3000 экз. Отсутствует суперобложка. Это, пожалуй, лучшая работа Якова Чернихова — советского архитектора — конструктивиста, мечтателя от геометрии, в которой с наибольшей яркостью проявился его талант архитектурного гуру. Великолепно оформленная и изданная, эта книга впоследствии послужила источником вдохновения для многих поколений архитекторов и дизайнеров всего мира. Лучше книги по архитектуре в мире просто не существует!

Ежедневность и утопия

Здание Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга. Разрушается.

Новые формы конструктивистов стали создавать проекты для повседневной жизни Советского Союза: государственные здания, например, огромный комплекс Госпрома в Харькове (проект Серафимова, Фолджера и Кравеца, 1926-1928гг). О нём упоминает Рейнер Банхам в своей книге «Теория и дизайн в веке первых машин», наряду с Дессо Баухаус, самом большом собрании модернистских работ 1920х. Другие замечательные проекты, включая алюминиевую параболу и стеклянную лестницу Михаила Барща и Михаила Синявского в здании московского планетария 1929 года.

Популярность новых художественных взглядов привело к тому, что архитекторы традиционных принципов приняли конструктивизм. Проект Ивана Жолтовского электростанция МОГЭСа 1926 года, административное здание Наркомзема архитектора Алексея Щусева, оба построены в Москве. Башня инженера Владимира Шухова считалась авангардным проектом и, по словам, Вальтера Бенджамина – это действительно уникальное здание на Западе. Шухов работал в соавторстве с Мельниковым над бахметьевским автобусным гаражом и гаражом на Ново-Рязанской улице. Многие из этих зданий можно увидеть в фильме Сергея Эйзенштейна «Генеральная линия», а также — специально созданный макет колхоза в конструктивистском стиле Андрея Бурова.

Главная цель конструктивистов — это внедрение авангарда в повседневную жизнь. С 1927 года они работали над проектами рабочих клубов, мест для досуга в рабочих районах. Среди наиболее известных из них: завод «Каучук», фабрика «Свобода» и клуб им. Русакова архитектора Константина Мельникова, клуб им. Лихачева — архитекторы братья Веснины, клуб им. Зуева архитектора Ильи Голосова.

Создавались и необычные проекты, например, институт Ленина архитектора Ивана Леонидова, хай-тек проект, который можно сравнить с проектом Бакминстера Фуллера. Он состоит из библиотеки (размером с небоскрёб), планетария и собора, все эти здания связаны вместе монорельсом; или говорящий сам за себя проект летающего города Георгия Крутикова; АСНОВА предлагала также некоторые проекты для проживания в воздухе. Дом Мельникова и его бахметьевский автобусный гараж являются прекрасными примерами соперничества индивидуализма и утилитаризма. Были проекты супрематистских небоскрёбов Казимира Малевича, Лазаря Хикейделя и Николая Суетина. Фантастические элементы проектов Якова Чернихова можно увидеть в его книге экспериментальных проектов «Архитектурные фантазии» 1933 года, за эти проекты его назвали советским Пиранези.

Театр в эпоху конструктивизма.

Театральный дебют конструктивизма состоялся в 1922 году на площадке театра Мейерхольда. Установка Л.С. Поповой к «Великодушному рогоносцу» определила программность этого спектакля для творческого пути режиссера-постановщика и открыла новый этап в развитии всей сценографии. Советский «революционный» театр 20-х-30-х годов прошлого века внёс огромный вклад в мировую театральную культуру. Смена вех, перемена эпох, политические, экономические и социальные коллапсы революции – как ни странно, дали огромный толчок для деятелей искусства. Художники, драматурги, режиссеры-постановщики стремились открывать новые невиданные горизонты театрального искусства в новой стране. И многих эта страна отблагодарила… кого лишением свободы, кого смертью, кого полным забвением. Но идеи и дела их живы! Они вплелись в мировое эфирное пространство, невзирая ни на какие запреты и идеологические табу. Имена Всеволода Мейерхольда, Евгения Вахтангова, Александра Таирова, Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина и Сергея Юткевича засияли на мировом кино-театральном подиуме. А какие художники оформляли их спектакли и фильмы!За плечами советских театральных художников большой и сложный путь, путь творческого переосмысления лучших традиций прошлого и поисков новых многоликих художественных решений. Революционная действительность определила содержание и направленность советского театра, а вместе с ним и декорационного искусства; в поисках реалистической образности художники активно использовали новые сценические формы и изобразительные приемы. Творческие проблемы, вставшие перед театром после Великой Октябрьской социалистической революции, были грандиозны и сложны. Советский театр сразу вышел к новому зрителю. Актеры с увлечением выступали в агитпоездах и на агитпароходах, на площадях городов и в условиях фронтовой обстановки. Несмотря на разруху и голод в годы гражданской войны, размах театрального строительства принял невиданные размеры. Новые театры и студии, самодеятельные драмкружки на фабриках и заводах, в частях Красной Армии и флота росли, привлекая к себе широчайшие народные массы. Нетопленные театральные залы заполняли люди в солдатских шинелях, матросских бушлатах, рабочих ватниках. Многие из них через театры и клубные сцены впервые приобщались к искусству и литературе. Не сразу родилась драматургия, способная рассказать о революционной современности и ее героях. Но уже к первой годовщине Октября, а затем и к другим революционным празднествам осуществлялись массовые театрализованные инсценировки.

Важные художники-конструктивисты и произведения искусства

Только после того, как Татлин представил свою модель памятника Третьему Интернационалу (1919-1920), конструктивизм считался истинно рожденным. Эта работа, известная как Башня Татлина, так и не была реализована полностью. Его стальная спиральная рама, предназначенная для использования в качестве функционального конференц-зала и центра пропаганды Третьего Коммунистического Интернационала, должна была быть высотой 400 м, что делало ее даже выше, чем Эйфелева башня. Татлин сосредоточился на использовании основных материалов для современного строительства, таких как стекло и сталь, а элементы геометрической формы воплощали динамизм современности. Башня была заказана и получила значительную известность при большевистском режиме, но поскольку она так и не была построена, она продолжает оставаться символом неудавшихся утопических устремлений.

Башня Татлина

Геометрическое беспредметное искусство, использование мощного контраста черного и красного цвета наряду с сильной типографикой символизируют художественный стиль конструктивизма. Который не только был реализован для производства, но и в традиционных режимах высокого искусства. Одними из самых значительных художников этого периода были Варвара Степанова и Илья Чашник, которые доминировали в производстве керамических работ с абстрактными плоскими формами, а также повторяющимися абстрактными узорами, реализованными в текстильном дизайне. Эль Лисицкий и Александр Родченко были влиятельными фигурами в графическом дизайне, создании пропагандистских плакатов и типографике. В которых использовались жирные буквы, четкие цветные плоскости и диагональные элементы. 

Традиция росписи была официально признана мертвой и рассматривалась только как проектная работа для будущих построек. Но Родченко создал единственную влиятельную серию картин. Его серия «Черное на черном» должна была олицетворять окончательный конец духовности и репрезентации и являлась прямым противостоянием картинам Малевича «Белое на белом». Черная серия провозгласила: «Репрезентация закончена, пора строить». Вместе с Родченко, Александра Экстер, Любовь Попова, Александр Веснин и Варвара Степанова также объявили этот вид искусства мертвым на групповой выставке 5 x 5 = 25.

Журнальная обложка 20-х-30-х годов XX века, оформленная в стиле конструктивизма.

Между 1920-1940 годами (эпоха «золотого периода» советского графического дизайна) в Советской России возник огромный пласт наименований журналов, оформленных в стиле конструктивизма. Возникновение большинства из них пришлось на годы НЭПа: многие из издательств и редакций старались обзавестись даже не одним, а несколькими журналами — разной тематики и для всех возрастов, чтобы охватить самые широкие слои читающей публики и привлечь побольше подписчиков. В 1929 году, с началом индустриализации и первых пятилеток, количество наименований журналов (особенно зрелищных и сатирических) резко пошло на убыль. Это объяснялось недостатком бумаги в стране и необходимостью напряженной экономии ее. В 1932 году, после упразднения почти всех общественных организаций и объединений, также немало журналов закрылось, было реорганизовано, объединено с другими изданиями. В это время уже многие из них печатались на низкосортной бумаге, стали неинтересны по содержанию, а вскоре — и по дизайну. Все это стало небезопасно — наступали годы страшного террора. С 1935-36 года в издании периодики наметились перемены, связанные, в основном, с улучшением финансирования изданий. Те немногочисленные журналы, что остались к тому времени, стали печататься на приличной бумаге, улучшилось качество печати, увеличился формат некоторых из них. Это связано с участием СССР во многих международных выставках, оформлением павильона страны, где должна была быть представлена и периодика страны, отпечатанная не только на русском языке, но и на других основных языках мира. Война оборвала жизнь большинства журналов, а затем и сменились установки. Настала эпоха тотального соцреализма и о конструктивизме пришлось забыть.

Конструктивизм, направление в советском искусстве

Конструктивизм, направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга; практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). В 1924 была создана творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Наряду с другими группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, Гинзбург, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др.) вели поиски новых принципов планировки населённых мест, выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и так далее). Вместе с тем в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (отношение к квартире как к «материальной форме мелкобуржуазной идеологии», схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучёт природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма). Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению советского художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Гана и других) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели; художники разрабатывали рисунки для тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова) и практичные модели рабочей одежды (Степанова, В. Е. Татлин). Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и других наборных элементов в работах Гана, Л. М. Лисицкого и др.). В театре традиционные декорации конструктивисты заменяли подчинёнными задачам сценического действия «станками» для работы актёров (работы Поповой, А. А. Веснина и других над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова). Некоторые идеи конструктивизма были воплощены в советском (главным образом представителями ОСТ) и западноевропейском (В. Баумейстер, О. Шлеммер и др.) изобразительном искусстве. Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего советского конструктивизма (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер).

Лит.: Из истории советской архитектуры. 1917-1925 гг. Документы и материалы, М., 1963; Из истории советской архитектуры. 1926-1932 гг. Документы и материалы, М., 1970; В. Э. Хазанова, Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925 гг., М., 1970; ее же, Советская архитектура первой пятилетки, М., 1980.

  • Классицизм

  • Костумбризм

Родительская категория: История | Культура

Категория: Направления | Стили

начало

Обложка книги « Конструктивизм » Алексея Гана. 1922 г.

Термин «конструктивизм» впервые появляется как нечто положительное в « Реалистическом манифесте » Наума Габо ( ) . Алексей Ган использовал это слово в названии своей книги « Конструктивизм », напечатанной в 1922 году . Он применил к своим работам конструктивизм , а его геометрическая абстракция была обусловлена ​​отчасти супрематизмом Казимира Малевича .

Учебная база нового движения была заложена Народным комиссариатом просвещения (или Наркомпросом ) большевистского правительства (или Совнаркомом ) во главе с Анатолием Луначарским , который в году закрыл Петроградскую Императорскую Академию художеств и Училище живописи, ваяния и Архитектура Москвы . Художественный отдел Наркомата функционировал во время Гражданской войны в России главным образом под руководством футуристов , издававших ежедневник «Искусство коммуны» . Центр конструктивизма в Москве находился во Вхутемасе.: школа искусства и дизайна, основанная в году . Позже Наум Габо указывал, что преподавание в школе было больше ориентировано на политические и идеологические дискуссии, чем на художественное творчество.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: