Александр литовченко — alexander litovchenko

2. Известные произведения

А. Д. Литовченко Портрет В. Г. Шварца, (1870), Государственная Третьяковская галерея.

Известны следующие его произведения: «Олимпийские игры» (Академическая выставка 1860 года), «Царь Петр и царевич Иоанн, показываемые их матерью стрельцам» (Академическая выставка 1862 года), «Тамара», за эту картину была объявлена художнику благодарность академического совета (Академическая выставка 1863 года). В 1862—1863 годах Литовченко также написал «Лобзание Иуды» и «Бог укрощает возмущение израильтян против Моисея», доставившие ему третью и вторую денежные премии, «Сокольничий» (с этой картины имеется офорт художника; Академическая выставка 1868 года), портреты господина Зеленова и госпожи N (Академическая выставка 1869 года), портрет М. В. Дурново (Академическая выставка 1874 года), «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею» (акварельный эскиз к этой картине в собрании С. С. Боткина; Академическая выставка 1875 года; ныне в музее Императора Александра III (Государственный Русский музей);

А. Д. Литовченко «Ледоход в Петербурге (Ледоход на Неве)», (1881), Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

портреты С. С. Андреевского и В. В. Вельяминова-Зернова (на Академическое выставке 1878 года), «Офелия» и портрет Н. Н. Соковнина (VI Передвижная выставка 1878 года), портрет господина Малакен, «Ставка проиграна» и портрет NN (VIII Передвижная выставка 1880 года), портрет Марульки Трахтенберг (IX Передвижная выставка 1881 года), «Боярыня Морозова» (XIII Передвижная выставка 1885 года), «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (XIV Передвижная выставка 1886; ныне в Третьяковской галерее), «Боярыня» (XVIII Передвижная выставка 1890 года), «Сокольничьи царя Алексея Михайловича», 136 этюдов, эскизов и набросков (посмертная выставка художника, устроенная при XX Передвижной выставке 1892 года), рисунки карандашом «Дамский портрет» и «Голова рыцаря» (вместе с «Сокольничьим» на Всемирной выставке в Париже 1867 года), два портрета (вместе с «Грозным» на Всемирной выставке в Париже 1878 года), «Христос в Гефсиманском саду» (вместе с «Сокольничьим» и «Грозным» на Всероссийской выставке в Москве 1882 года), образа в храме Святого Николая на военном кладбище в Севастополе, 7 религиозных картин в храме Христа Спасителя в Москве, рисунки — «Рождество Христово», «Два этюда на одном листе» и «Поездка патриарха зимой» и портрет маслом В. Г. Шварц (все в Третьяковской галерее) и громадная коллекция его произведений в превосходном собрании Е. Г. Шварца.

При написании этой статьи использовался материал из Русского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).

Известные произведения

Известны последующие его произведения: «Олимпийские игры» (Академическая выставка 1860 года), «Царь Петр и принц Иоанн, показываемые их мамой стрельцам» (Академическая выставка 1862 года), «Тамара», за эту картину была объявлена художнику благодарность академического совета (Академическая выставка 1863 года). В 1862—1863 годах Литовченко также написал «Лобзание Иуды» и «Бог укрощает возмущение израильтян против Моисея», доставившие ему третью и вторую валютные премии, «Сокольничий» (с этой картины имеется офорт художника; Академическая выставка 1868 года), портреты государя Зеленова и госпожи N (Академическая выставка 1869 года), портрет М. В. Дурново (Академическая выставка 1874 года), «Царь Иоанн Суровый указывает свои сокровища Британскому послу Горсею» (акварельный набросок к этой картине в собрании С. С. Боткина; Академическая выставка 1875 года; сейчас в музее Правителя Александра III (Муниципальный Российский музей);

портреты С. С. Андреевского и В. В. Вельяминова-Зернова (на Академическое выставке 1878 года), «Офелия» и портрет Н. Н. Соковнина (VI Передвижная выставка 1878 года), портрет государя Малакен, «Ставка проиграна» и портрет NN (VIII Передвижная выставка 1880 года), портрет Марульки Трахтенберг (IX Передвижная выставка 1881 года), «Боярыня Морозова» (XIII Передвижная выставка 1885 года), «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (XIV Передвижная выставка 1886; сейчас в Третьяковской галерее), «Боярыня» (XVIII Передвижная выставка 1890 года), «Сокольничьи царя Алексея Михайловича», 136 этюдов, эскизов и набросков (посмертная выставка художника, устроенная при XX Передвижной выставке 1892 года), картинки карандашом «Дамский портрет» и «Голова рыцаря» (совместно с «Сокольничьим» на Глобальной выставке в Париже 1867 года), два портрета (вкупе с «Грозным» на Глобальной выставке в Париже 1878 года), «Христос в Гефсиманском саду» (совместно с «Сокольничьим» и «Грозным» на Всероссийской выставке в Москве 1882 года), вида в храме Святого Николая на военном кладбище в Севастополе, 7 религиозных картин в храме Христа Спасателя в Москве, картинки — «Рождество Христово», «Два этюда на одном листе» и «Поездка патриарха зимой» и портрет маслом В. Г. Шварц (все в Третьяковской галерее) и огромная коллекция его произведений в потрясающем собрании Е. Г. Шварца.

Примечания

  1. 12Эрнстъ Литовченко Александр Дмитриевич // — dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01002000000/rsl01002921000/rsl01002921626/rsl01002921626.pdf#page472Русский биографический словарь: В 25 т. = Русскiй бiографическiй словарь / Н. Д. Чечулин и М. Г. Курдюмов. — СПб: Императорское Русское Историческое Общество, 1914. — Т. 10 «Лабзина – Ляшенко». — С. 470—472. — 846 с.
  2. Полевой П. Н. Воспоминание о художнике А. Д. Литовченко — www.memoirs.ru/rarhtml/Polevoi_IV90_12.htm   / Под редакцией Шубинского С. Н. = Воспоминаниѣ о художнике А. Д. Литовченко // Историческій Вѣстникъ. — СПб: А. С. Суворина, 1890. — Т. 42. — № 12. — С. 755—762.
  3. Выставка отреставрированной картины А.Д.Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (1886) — www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions1585/  . Государственная Третьяковская галерея.
  4. В Третьяковской галерее показали неизвестное полотно живописца XIX века Александра Литовченко — media.tv-soyuz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2184&Itemid=37  . Православный Медиацентр «Духовное образование» (1 апреля 2009 года). — (текст, видео).
  5. KAUNEUDEN PAULOISSA – Mestariteoksia Tretjakovin gallerian kokoelmista — www.hel.fi/wps/portal/Taidemuseo/Artikkeli?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/taimu/fi/Tennispalatsi/TP_Nayttely_01  (фин.).
  6. Вести.Ru «Пленники красоты» (видео) — www.vesti.ru/videos?vid=245871  . Телеканал «Вести».

Биография

Родился в Кременчуге 14 () марта  года в бедной мещанской семье.

В Академии его занятия пошли весьма успешно: в 1855, 1857 и 1858 годах он получил две малые и две большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в 1861 году за картину «Харон перевозит души умерших» малую золотую медаль. Жизнь же не улыбалась художнику — для снискания средств к жизни он должен был даже служить ретушёром в одной фотографии.

А. Д. Литовченко (сидит, пятый слева) на фотографии ТПХВ, (около 1885)

Знаменитое 9 ноября 1863 года застало Литовченко ещё в Академии; он присоединился к тринадцати конкурентам, отказавшимся от данной академическим советом программы на большую золотую медаль, и, вместе с остальными, покинул Академию («Бунт четырнадцати»), получив от неё диплом классного художника второй степени, вместе с присоединенным к нему свидетельством, что художник имеет превосходные способности и «может писать образа».
По выходе из Академии Литовченко примкнул к «Петербургской художественной артели», а по распадении её вошел в «Товарищество передвижных выставок», имевших столь серьёзное влияние на ход русского искусства, на которых он и выставлял с 1878 года свои произведения.

В 1868 году за картину «Сокольничий» он получил звание академика; после этого Литовченко решил добиваться профессорства; Академия предоставила ему мастерскую, и художник в течение четырёх лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею»; однако представленная в 1874 году в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку. С этого времени художник совершенно отошел от Академии и до самой смерти относился к ней очень желчно и резко.

Скончался А. Д. Литовченко 16 () июня  года и был похоронен на кладбище Новодевичья монастыря; могила утрачена.

Как писала «Всемирная иллюстрация» (1890):

Что касается характера Литовченко, то Пётр Полевой в своих воспоминаниях о художнике так характеризовал его:

Художественная энциклопедия

#
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

См. также `Литовченко Александр Дмитриевич` в других словарях
Литовченко Александр Дмитриевич`Исторический словарь`
Литовченко, Александр Дмитриевич — исторический живописец (1835 — 1890). Учился в Академии Художеств; получил малую золотую медаль за программу «Харон перевозит души умерших через Стикс»; при конкурсе на большую золотую медаль исполнил программы: «Олимпийские игры» (1860) и «Стрелецкий бунт» (1862), но не получил награды и отказался от дальнейшего ее соискания; в 1863 г., вместе с 12 другими товарищами, вышел из академии со званием художника 2-й степени, и сделался одним из основателей «артели художников». В 1868 г., за картину «Сокольничий» — прекрасный этюд мужской полуфигуры в русском костюме XVII века — академик. Лучшие из произведений Литовченко: картины: «Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею» (1875; в музее Александра III ), «Сокольничьи царя Алексея Михайловича» (1889; там же; с одного из сокольничьих существует собственный офорт художника) и «Царь Алексей Михайлович и архиепископ (впоследствии патриарх) Никон у гроба святого Филиппа, митрополита моск…
Литовченко Александр Дмитриевич`Большая Советская энциклопедия`

Литовченко Александр Дмитриевич
Литовченко Александр Дмитриевич , русский живописец. Учился в петербургской АХ . Участник «бунта четырнадцати» (см. Артель художников), Л. в 1863 покинул АХ. Избран академиком в 1868. С 1876 член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). Писал преимущественно историко-бытовые картины на русские темы («Царь Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Герсею», 1875, Русский музей, Ленинград).

═ Лит.: Верещагина А. Г., А. Д. Литовченко, в кн.: Русское…

Литовченко Александр Дмитриевич`Биографический словарь`
Литовченко, Александр Дмитриевич — исторический живописец (1835 — 1890). Учился в Академии Художеств; получил малую золотую медаль за программу «Харон перевозит души умерших через Стикс»; при конкурсе на большую золотую медаль исполнил программы: «Олимпийские игры» (1860) и «Стрелецкий бунт» (1862), но не получил награды и отказался от дальнейшего ее соискания; в 1863 г., вместе с 12 другими товарищами, вышел из академии со званием художника 2-й степени, и сделался одним из основателей «артели художников». В 1868 г., за картину «Сокольничий» — прекрасный этюд мужской полуфигуры в русском костюме XVII века — академик. Лучшие из произведений Литовченко: картины: «Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею» (1875; в музее Александра III ), «Сокольничьи царя Алексея Михайловича» (1889; там же; с одного из сокольничьих существует собственный офорт художника) и «Царь Алексей Михайлович и архиепископ (впоследствии патриарх) Никон у гроба святого Филиппа, митрополита моск…
Литовченко Александр Дмитриевич`Большой энциклопедический словарь`
ЛИТОВЧЕНКО Александр Дмитриевич (1835-90) — российский живописец. Член Артели художников, передвижник. Бытописательские картины, преимущественно на темы русской истории 16-17 вв. («Сокольничьи» царя Алексея Михайловича, 1889).

Помощь поисковых систем

Что такое Литовченко Александр Дмитриевич
Определение термина Литовченко Александр Дмитриевич
Толкование слова Литовченко Александр Дмитриевич
Что означает понятие Литовченко Александр Дмитриевич

Обратная связь

Биография

Литовченко, Александр Дмитриевич, родился в Кременчуге в г., в бедной мещанской семье. «По собственным рассказам А. Д., неохотно, впрочем, обращавшегося к своему раннему детству, он почувствовал влечение к живописи очень рано и, несмотря на неблагоприятные условия жизни в глухом провинциальном городке, скоро приобрел навык в рисованье и постоянно возился с красками.

Прибыв в Петербург, он поступил в Академию Художеств, едва выдержав экзамен из наук». В Академии его занятия пошли весьма успешно: в , и гг. он получил 2 малые и 2 большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в г. за картину «Харон перевозит души умерших» малую золотую медаль. Жизнь же не улыбалась художнику — для снискания средств к жизни он должен был даже служить ретушёром в одной фотографии.

А.Д. Литовченко (сидит, пятый слева) на фотографии Товарищества передвижных художественных выставок (окол. )

По выходе из Академии Литовченко примкнул к «Петербургской художественной артели», а по распадении её вошел в «Товарищество передвижных выставок», имевших столь серьезное влияние на ход русского искусства, на которых он и выставлял с г. свои произведения.

В г. за картину «Сокольничий» он получил звание академика; после этого Литовченко решил добиваться профессорства; Академия предоставила ему мастерскую, и художник в течение 4-х лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею»; однако представленная в г. в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку. С этого времени художник совершенно отошел от Академии и до самой смерти относился к ней очень желчно и резко. Скончался Литовченко 16 июня г.

Как человек, Литовченко гораздо интереснее; П. Полевой в своих воспоминаниях о художнике так характеризует его:

1. Биография

Литовченко, Александр Дмитриевич, родился в Кременчуге в 1835 году, в бедной мещанской семье. «По собственным рассказам Александра Дмитриевича, неохотно, впрочем, обращавшегося к своему раннему детству, он почувствовал влечение к живописи очень рано и, несмотря на неблагоприятные условия жизни в глухом провинциальном городке, скоро приобрел навык в рисованье и постоянно возился с красками. Прибыв в Петербург, он поступил в Академию Художеств, едва выдержав экзамен из наук».

В Академии его занятия пошли весьма успешно: в 1855, 1857 и 1858 годах он получил две малые и две большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в 1861 году за картину «Харон перевозит души умерших» малую золотую медаль. Жизнь же не улыбалась художнику — для снискания средств к жизни он должен был даже служить ретушёром в одной фотографии.

Знаменитое 9 ноября 1863 года застало Литовченко еще в Академии; он присоединился к двенадцати конкурентам, отказавшимся от данной академическим советом программы на первую золотую медаль, и, вместе с остальными, покинул Академию, получив от нее диплом классного художника второй степени, вместе с присоединенным к нему свидетельством, что художник имеет превосходные способности и «может писать образа».

А. Д. Литовченко (сидит, пятый слева) на фотографии Товарищества передвижных художественных выставок, (около 1885)

По выходе из Академии Литовченко примкнул к «Петербургской художественной артели», а по распадении её вошел в «Товарищество передвижных выставок», имевших столь серьезное влияние на ход русского искусства, на которых он и выставлял с 1878 года свои произведения.

В 1868 году за картину «Сокольничий» он получил звание академика; после этого Литовченко решил добиваться профессорства; Академия предоставила ему мастерскую, и художник в течение четырёх лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею»; однако представленная в 1874 году в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку. С этого времени художник совершенно отошел от Академии и до самой смерти относился к ней очень желчно и резко. Скончался Литовченко 16 июня 1890 года.

Как человек, Литовченко гораздо интереснее; Пётр Полевой в своих воспоминаниях о художнике так характеризует его:

Галерея

«Харон перевозит души через реку Стикс», (1861) — Муниципальный Российский музей.

«Иоанн Суровый указывает свои сокровища британскому послу Горсею», (1875) — Муниципальный Российский музей.

«Правитель Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Столичного», (1886) — Муниципальная Третьяковская галерея.

«Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает возлюбленных соколов царя Алексея Михайловича», (1889) — Харьковский художественный музей.

«Боярыня», (18??) — личное собрание.

«Солнечная тропинка в лесу», (1874) — личное собрание.

«Портрет Евгения Григорьевича Шварца», (1874) — Курская муниципальная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.

«Шут», (1875) — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря.

«В Белоснежном Колодезе. Портрет А. В. и Е. Г. Шварцев», (1879) — Курская муниципальная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.

«Алексей Михайлович» (этюд), (1886) — Муниципальная Третьяковская галерея.

«Ангел» (этюд), (1857) — личное собрание.

Портрет казака, (ранее 1890) — личное собрание.

«Седло, увенчанное драгоценностями» (набросок), (1875) — личное собрание.

«Сударыня Морозова», (1885) — Новгородский муниципальный объединённый музей-заповедник.

4. Галерея

  • «Харон перевозит души через реку Стикс», (1861) — Государственный Русский музей.

  • «Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею», (1875) — Государственный Русский музей.

  • «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского», (1886) — Государственная Третьяковская галерея.

  • «Боярыня», (18??) — частное собрание.

  • «Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича», (1889) — Харьковский художественный музей.

  • «Солнечная тропинка в лесу», (1874) — частное собрание.

  • «Шут», (1875) — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря.

  • «Алексей Михайлович» (этюд), (1886) — Государственная Третьяковская галерея.

  • «Ангел» (этюд), (1857) — частное собрание.

  • Портрет казака, (ранее 1890) — частное собрание.

  • «Седло, украшенное драгоценностями» (эскиз), (1875) — частное собрание.

Примечания

  1. Литовченко Александр Дмитриевич // Русский биографический словарь: В 25 т. / Н.Д. Чечулин и М.Г. Курдюмов. — СПб: Императорское Русское Историческое Общество, 1914. — Т. 10 «Лабзина – Ляшенко». — С. 470. — 846 с.
  2. Литовченко Александр Дмитриевич // Русский биографический словарь: В 25 т. / Н.Д. Чечулин и М.Г. Курдюмов. — СПб: Императорское Русское Историческое Общество, 1914. — Т. 10 «Лабзина – Ляшенко». — С. 471. — 846 с.
  3. Литовченко Александр Дмитриевич // Русский биографический словарь: В 25 т. / Н.Д. Чечулин и М.Г. Курдюмов. — СПб: Императорское Русское Историческое Общество, 1914. — Т. 10 «Лабзина – Ляшенко». — С. 472. — 846 с.

Примечания

  1. ↑ Литовченко, Александр Дмитриевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  2. . Дата обращения: 11 декабря 2020.
  3. Дубин А. С. Новодевичье кладбище // Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбище Санкт-Петербурга. — М.; СПб. : Центрполиграф; МиМ Дельта, 2009. — С. 472—503. — 800 с. — ISBN 978-5-9524-4025-8.
  4.  (недоступная ссылка). Государственная Третьяковская галерея. Дата обращения: 31 марта 2011.
  5.  (недоступная ссылка). Православный Медиацентр «Духовное образование» (1 апреля 2009). — (текст, видео). Дата обращения: 31 марта 2011.
  6.  (фин.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 марта 2011.

  7. . Телеканал «Вести». Дата обращения: 31 марта 2011.

Источники

  • Сергеев Н.М. Литовченко — ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Литовченко // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Литовченко Александр Дмитриевич // — bse.sci-lib.com/article070811.htmlБольшая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. — Изд. 3-е. — М: «Советская Энциклопедия», 1973. — Т. 14: «Куна — Ломами». — С. 559. — 624 с. — 629 тыс. экз.
  • Полевой П. Н. Воспоминание о художнике А. Д. Литовченко — www.memoirs.ru/rarhtml/Polevoi_IV90_12.htm   / Под редакцией Шубинского С. Н. = Воспоминаниѣ о художнике А. Д. Литовченко // Историческій Вѣстникъ. — СПб: А. С. Суворина, 1890. — Т. 42. — № 12. — С. 755—762.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: