2. Известные произведения
А. Д. Литовченко Портрет В. Г. Шварца, (1870), Государственная Третьяковская галерея.
Известны следующие его произведения: «Олимпийские игры» (Академическая выставка 1860 года), «Царь Петр и царевич Иоанн, показываемые их матерью стрельцам» (Академическая выставка 1862 года), «Тамара», за эту картину была объявлена художнику благодарность академического совета (Академическая выставка 1863 года). В 1862—1863 годах Литовченко также написал «Лобзание Иуды» и «Бог укрощает возмущение израильтян против Моисея», доставившие ему третью и вторую денежные премии, «Сокольничий» (с этой картины имеется офорт художника; Академическая выставка 1868 года), портреты господина Зеленова и госпожи N (Академическая выставка 1869 года), портрет М. В. Дурново (Академическая выставка 1874 года), «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею» (акварельный эскиз к этой картине в собрании С. С. Боткина; Академическая выставка 1875 года; ныне в музее Императора Александра III (Государственный Русский музей);
А. Д. Литовченко «Ледоход в Петербурге (Ледоход на Неве)», (1881), Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
портреты С. С. Андреевского и В. В. Вельяминова-Зернова (на Академическое выставке 1878 года), «Офелия» и портрет Н. Н. Соковнина (VI Передвижная выставка 1878 года), портрет господина Малакен, «Ставка проиграна» и портрет NN (VIII Передвижная выставка 1880 года), портрет Марульки Трахтенберг (IX Передвижная выставка 1881 года), «Боярыня Морозова» (XIII Передвижная выставка 1885 года), «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (XIV Передвижная выставка 1886; ныне в Третьяковской галерее), «Боярыня» (XVIII Передвижная выставка 1890 года), «Сокольничьи царя Алексея Михайловича», 136 этюдов, эскизов и набросков (посмертная выставка художника, устроенная при XX Передвижной выставке 1892 года), рисунки карандашом «Дамский портрет» и «Голова рыцаря» (вместе с «Сокольничьим» на Всемирной выставке в Париже 1867 года), два портрета (вместе с «Грозным» на Всемирной выставке в Париже 1878 года), «Христос в Гефсиманском саду» (вместе с «Сокольничьим» и «Грозным» на Всероссийской выставке в Москве 1882 года), образа в храме Святого Николая на военном кладбище в Севастополе, 7 религиозных картин в храме Христа Спасителя в Москве, рисунки — «Рождество Христово», «Два этюда на одном листе» и «Поездка патриарха зимой» и портрет маслом В. Г. Шварц (все в Третьяковской галерее) и громадная коллекция его произведений в превосходном собрании Е. Г. Шварца.
При написании этой статьи использовался материал из Русского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).
Известные произведения
Известны последующие его произведения: «Олимпийские игры» (Академическая выставка 1860 года), «Царь Петр и принц Иоанн, показываемые их мамой стрельцам» (Академическая выставка 1862 года), «Тамара», за эту картину была объявлена художнику благодарность академического совета (Академическая выставка 1863 года). В 1862—1863 годах Литовченко также написал «Лобзание Иуды» и «Бог укрощает возмущение израильтян против Моисея», доставившие ему третью и вторую валютные премии, «Сокольничий» (с этой картины имеется офорт художника; Академическая выставка 1868 года), портреты государя Зеленова и госпожи N (Академическая выставка 1869 года), портрет М. В. Дурново (Академическая выставка 1874 года), «Царь Иоанн Суровый указывает свои сокровища Британскому послу Горсею» (акварельный набросок к этой картине в собрании С. С. Боткина; Академическая выставка 1875 года; сейчас в музее Правителя Александра III (Муниципальный Российский музей);
портреты С. С. Андреевского и В. В. Вельяминова-Зернова (на Академическое выставке 1878 года), «Офелия» и портрет Н. Н. Соковнина (VI Передвижная выставка 1878 года), портрет государя Малакен, «Ставка проиграна» и портрет NN (VIII Передвижная выставка 1880 года), портрет Марульки Трахтенберг (IX Передвижная выставка 1881 года), «Боярыня Морозова» (XIII Передвижная выставка 1885 года), «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (XIV Передвижная выставка 1886; сейчас в Третьяковской галерее), «Боярыня» (XVIII Передвижная выставка 1890 года), «Сокольничьи царя Алексея Михайловича», 136 этюдов, эскизов и набросков (посмертная выставка художника, устроенная при XX Передвижной выставке 1892 года), картинки карандашом «Дамский портрет» и «Голова рыцаря» (совместно с «Сокольничьим» на Глобальной выставке в Париже 1867 года), два портрета (вкупе с «Грозным» на Глобальной выставке в Париже 1878 года), «Христос в Гефсиманском саду» (совместно с «Сокольничьим» и «Грозным» на Всероссийской выставке в Москве 1882 года), вида в храме Святого Николая на военном кладбище в Севастополе, 7 религиозных картин в храме Христа Спасателя в Москве, картинки — «Рождество Христово», «Два этюда на одном листе» и «Поездка патриарха зимой» и портрет маслом В. Г. Шварц (все в Третьяковской галерее) и огромная коллекция его произведений в потрясающем собрании Е. Г. Шварца.
Примечания
- ↑ 12Эрнстъ Литовченко Александр Дмитриевич // — dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01002000000/rsl01002921000/rsl01002921626/rsl01002921626.pdf#page472Русский биографический словарь: В 25 т. = Русскiй бiографическiй словарь / Н. Д. Чечулин и М. Г. Курдюмов. — СПб: Императорское Русское Историческое Общество, 1914. — Т. 10 «Лабзина – Ляшенко». — С. 470—472. — 846 с.
- Полевой П. Н. Воспоминание о художнике А. Д. Литовченко — www.memoirs.ru/rarhtml/Polevoi_IV90_12.htm / Под редакцией Шубинского С. Н. = Воспоминаниѣ о художнике А. Д. Литовченко // Историческій Вѣстникъ. — СПб: А. С. Суворина, 1890. — Т. 42. — № 12. — С. 755—762.
- Выставка отреставрированной картины А.Д.Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (1886) — www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions1585/ . Государственная Третьяковская галерея.
- В Третьяковской галерее показали неизвестное полотно живописца XIX века Александра Литовченко — media.tv-soyuz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2184&Itemid=37 . Православный Медиацентр «Духовное образование» (1 апреля 2009 года). — (текст, видео).
- KAUNEUDEN PAULOISSA – Mestariteoksia Tretjakovin gallerian kokoelmista — www.hel.fi/wps/portal/Taidemuseo/Artikkeli?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/taimu/fi/Tennispalatsi/TP_Nayttely_01 (фин.).
- Вести.Ru «Пленники красоты» (видео) — www.vesti.ru/videos?vid=245871 . Телеканал «Вести».
Биография
Родился в Кременчуге 14 () марта года в бедной мещанской семье.
В Академии его занятия пошли весьма успешно: в 1855, 1857 и 1858 годах он получил две малые и две большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в 1861 году за картину «Харон перевозит души умерших» малую золотую медаль. Жизнь же не улыбалась художнику — для снискания средств к жизни он должен был даже служить ретушёром в одной фотографии.
А. Д. Литовченко (сидит, пятый слева) на фотографии ТПХВ, (около 1885)
Знаменитое 9 ноября 1863 года застало Литовченко ещё в Академии; он присоединился к тринадцати конкурентам, отказавшимся от данной академическим советом программы на большую золотую медаль, и, вместе с остальными, покинул Академию («Бунт четырнадцати»), получив от неё диплом классного художника второй степени, вместе с присоединенным к нему свидетельством, что художник имеет превосходные способности и «может писать образа».
По выходе из Академии Литовченко примкнул к «Петербургской художественной артели», а по распадении её вошел в «Товарищество передвижных выставок», имевших столь серьёзное влияние на ход русского искусства, на которых он и выставлял с 1878 года свои произведения.
В 1868 году за картину «Сокольничий» он получил звание академика; после этого Литовченко решил добиваться профессорства; Академия предоставила ему мастерскую, и художник в течение четырёх лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею»; однако представленная в 1874 году в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку. С этого времени художник совершенно отошел от Академии и до самой смерти относился к ней очень желчно и резко.
Скончался А. Д. Литовченко 16 () июня года и был похоронен на кладбище Новодевичья монастыря; могила утрачена.
Как писала «Всемирная иллюстрация» (1890):
Что касается характера Литовченко, то Пётр Полевой в своих воспоминаниях о художнике так характеризовал его:
Художественная энциклопедия
#
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
См. также `Литовченко Александр Дмитриевич` в других словарях
Литовченко Александр Дмитриевич`Исторический словарь`
Литовченко, Александр Дмитриевич — исторический живописец (1835 — 1890). Учился в Академии Художеств; получил малую золотую медаль за программу «Харон перевозит души умерших через Стикс»; при конкурсе на большую золотую медаль исполнил программы: «Олимпийские игры» (1860) и «Стрелецкий бунт» (1862), но не получил награды и отказался от дальнейшего ее соискания; в 1863 г., вместе с 12 другими товарищами, вышел из академии со званием художника 2-й степени, и сделался одним из основателей «артели художников». В 1868 г., за картину «Сокольничий» — прекрасный этюд мужской полуфигуры в русском костюме XVII века — академик. Лучшие из произведений Литовченко: картины: «Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею» (1875; в музее Александра III ), «Сокольничьи царя Алексея Михайловича» (1889; там же; с одного из сокольничьих существует собственный офорт художника) и «Царь Алексей Михайлович и архиепископ (впоследствии патриарх) Никон у гроба святого Филиппа, митрополита моск…
Литовченко Александр Дмитриевич`Большая Советская энциклопедия`
Литовченко Александр Дмитриевич
Литовченко Александр Дмитриевич , русский живописец. Учился в петербургской АХ . Участник «бунта четырнадцати» (см. Артель художников), Л. в 1863 покинул АХ. Избран академиком в 1868. С 1876 член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). Писал преимущественно историко-бытовые картины на русские темы («Царь Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Герсею», 1875, Русский музей, Ленинград).
═ Лит.: Верещагина А. Г., А. Д. Литовченко, в кн.: Русское…
Литовченко Александр Дмитриевич`Биографический словарь`
Литовченко, Александр Дмитриевич — исторический живописец (1835 — 1890). Учился в Академии Художеств; получил малую золотую медаль за программу «Харон перевозит души умерших через Стикс»; при конкурсе на большую золотую медаль исполнил программы: «Олимпийские игры» (1860) и «Стрелецкий бунт» (1862), но не получил награды и отказался от дальнейшего ее соискания; в 1863 г., вместе с 12 другими товарищами, вышел из академии со званием художника 2-й степени, и сделался одним из основателей «артели художников». В 1868 г., за картину «Сокольничий» — прекрасный этюд мужской полуфигуры в русском костюме XVII века — академик. Лучшие из произведений Литовченко: картины: «Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею» (1875; в музее Александра III ), «Сокольничьи царя Алексея Михайловича» (1889; там же; с одного из сокольничьих существует собственный офорт художника) и «Царь Алексей Михайлович и архиепископ (впоследствии патриарх) Никон у гроба святого Филиппа, митрополита моск…
Литовченко Александр Дмитриевич`Большой энциклопедический словарь`
ЛИТОВЧЕНКО Александр Дмитриевич (1835-90) — российский живописец. Член Артели художников, передвижник. Бытописательские картины, преимущественно на темы русской истории 16-17 вв. («Сокольничьи» царя Алексея Михайловича, 1889).
Помощь поисковых систем
Что такое Литовченко Александр Дмитриевич | |
Определение термина Литовченко Александр Дмитриевич | |
Толкование слова Литовченко Александр Дмитриевич | |
Что означает понятие Литовченко Александр Дмитриевич |
Обратная связь
Биография
Литовченко, Александр Дмитриевич, родился в Кременчуге в г., в бедной мещанской семье. «По собственным рассказам А. Д., неохотно, впрочем, обращавшегося к своему раннему детству, он почувствовал влечение к живописи очень рано и, несмотря на неблагоприятные условия жизни в глухом провинциальном городке, скоро приобрел навык в рисованье и постоянно возился с красками.
Прибыв в Петербург, он поступил в Академию Художеств, едва выдержав экзамен из наук». В Академии его занятия пошли весьма успешно: в , и гг. он получил 2 малые и 2 большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в г. за картину «Харон перевозит души умерших» малую золотую медаль. Жизнь же не улыбалась художнику — для снискания средств к жизни он должен был даже служить ретушёром в одной фотографии.
А.Д. Литовченко (сидит, пятый слева) на фотографии Товарищества передвижных художественных выставок (окол. )
По выходе из Академии Литовченко примкнул к «Петербургской художественной артели», а по распадении её вошел в «Товарищество передвижных выставок», имевших столь серьезное влияние на ход русского искусства, на которых он и выставлял с г. свои произведения.
В г. за картину «Сокольничий» он получил звание академика; после этого Литовченко решил добиваться профессорства; Академия предоставила ему мастерскую, и художник в течение 4-х лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею»; однако представленная в г. в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку. С этого времени художник совершенно отошел от Академии и до самой смерти относился к ней очень желчно и резко. Скончался Литовченко 16 июня г.
Как человек, Литовченко гораздо интереснее; П. Полевой в своих воспоминаниях о художнике так характеризует его:
1. Биография
Литовченко, Александр Дмитриевич, родился в Кременчуге в 1835 году, в бедной мещанской семье. «По собственным рассказам Александра Дмитриевича, неохотно, впрочем, обращавшегося к своему раннему детству, он почувствовал влечение к живописи очень рано и, несмотря на неблагоприятные условия жизни в глухом провинциальном городке, скоро приобрел навык в рисованье и постоянно возился с красками. Прибыв в Петербург, он поступил в Академию Художеств, едва выдержав экзамен из наук».
В Академии его занятия пошли весьма успешно: в 1855, 1857 и 1858 годах он получил две малые и две большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в 1861 году за картину «Харон перевозит души умерших» малую золотую медаль. Жизнь же не улыбалась художнику — для снискания средств к жизни он должен был даже служить ретушёром в одной фотографии.
Знаменитое 9 ноября 1863 года застало Литовченко еще в Академии; он присоединился к двенадцати конкурентам, отказавшимся от данной академическим советом программы на первую золотую медаль, и, вместе с остальными, покинул Академию, получив от нее диплом классного художника второй степени, вместе с присоединенным к нему свидетельством, что художник имеет превосходные способности и «может писать образа».
А. Д. Литовченко (сидит, пятый слева) на фотографии Товарищества передвижных художественных выставок, (около 1885)
По выходе из Академии Литовченко примкнул к «Петербургской художественной артели», а по распадении её вошел в «Товарищество передвижных выставок», имевших столь серьезное влияние на ход русского искусства, на которых он и выставлял с 1878 года свои произведения.
В 1868 году за картину «Сокольничий» он получил звание академика; после этого Литовченко решил добиваться профессорства; Академия предоставила ему мастерскую, и художник в течение четырёх лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею»; однако представленная в 1874 году в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку. С этого времени художник совершенно отошел от Академии и до самой смерти относился к ней очень желчно и резко. Скончался Литовченко 16 июня 1890 года.
Как человек, Литовченко гораздо интереснее; Пётр Полевой в своих воспоминаниях о художнике так характеризует его:
Галерея
«Харон перевозит души через реку Стикс», (1861) — Муниципальный Российский музей.
«Иоанн Суровый указывает свои сокровища британскому послу Горсею», (1875) — Муниципальный Российский музей.
«Правитель Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Столичного», (1886) — Муниципальная Третьяковская галерея.
«Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает возлюбленных соколов царя Алексея Михайловича», (1889) — Харьковский художественный музей.
«Боярыня», (18??) — личное собрание.
«Солнечная тропинка в лесу», (1874) — личное собрание.
«Портрет Евгения Григорьевича Шварца», (1874) — Курская муниципальная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.
«Шут», (1875) — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря.
«В Белоснежном Колодезе. Портрет А. В. и Е. Г. Шварцев», (1879) — Курская муниципальная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.
«Алексей Михайлович» (этюд), (1886) — Муниципальная Третьяковская галерея.
«Ангел» (этюд), (1857) — личное собрание.
Портрет казака, (ранее 1890) — личное собрание.
«Седло, увенчанное драгоценностями» (набросок), (1875) — личное собрание.
«Сударыня Морозова», (1885) — Новгородский муниципальный объединённый музей-заповедник.
4. Галерея
-
«Харон перевозит души через реку Стикс», (1861) — Государственный Русский музей.
-
«Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею», (1875) — Государственный Русский музей.
-
«Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского», (1886) — Государственная Третьяковская галерея.
-
«Боярыня», (18??) — частное собрание.
-
«Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича», (1889) — Харьковский художественный музей.
-
«Солнечная тропинка в лесу», (1874) — частное собрание.
-
«Шут», (1875) — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря.
-
«Алексей Михайлович» (этюд), (1886) — Государственная Третьяковская галерея.
-
«Ангел» (этюд), (1857) — частное собрание.
-
Портрет казака, (ранее 1890) — частное собрание.
-
«Седло, украшенное драгоценностями» (эскиз), (1875) — частное собрание.
Примечания
- Литовченко Александр Дмитриевич // Русский биографический словарь: В 25 т. / Н.Д. Чечулин и М.Г. Курдюмов. — СПб: Императорское Русское Историческое Общество, 1914. — Т. 10 «Лабзина – Ляшенко». — С. 470. — 846 с.
- Литовченко Александр Дмитриевич // Русский биографический словарь: В 25 т. / Н.Д. Чечулин и М.Г. Курдюмов. — СПб: Императорское Русское Историческое Общество, 1914. — Т. 10 «Лабзина – Ляшенко». — С. 471. — 846 с.
- Литовченко Александр Дмитриевич // Русский биографический словарь: В 25 т. / Н.Д. Чечулин и М.Г. Курдюмов. — СПб: Императорское Русское Историческое Общество, 1914. — Т. 10 «Лабзина – Ляшенко». — С. 472. — 846 с.
Примечания
- ↑
- ↑ Литовченко, Александр Дмитриевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- . Дата обращения: 11 декабря 2020.
- Дубин А. С. Новодевичье кладбище // Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбище Санкт-Петербурга. — М.; СПб. : Центрполиграф; МиМ Дельта, 2009. — С. 472—503. — 800 с. — ISBN 978-5-9524-4025-8.
- (недоступная ссылка). Государственная Третьяковская галерея. Дата обращения: 31 марта 2011.
- (недоступная ссылка). Православный Медиацентр «Духовное образование» (1 апреля 2009). — (текст, видео). Дата обращения: 31 марта 2011.
-
(фин.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 марта 2011.
- . Телеканал «Вести». Дата обращения: 31 марта 2011.
Источники
- Сергеев Н.М. Литовченко — ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Литовченко // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Литовченко Александр Дмитриевич // — bse.sci-lib.com/article070811.htmlБольшая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. — Изд. 3-е. — М: «Советская Энциклопедия», 1973. — Т. 14: «Куна — Ломами». — С. 559. — 624 с. — 629 тыс. экз.
- Полевой П. Н. Воспоминание о художнике А. Д. Литовченко — www.memoirs.ru/rarhtml/Polevoi_IV90_12.htm / Под редакцией Шубинского С. Н. = Воспоминаниѣ о художнике А. Д. Литовченко // Историческій Вѣстникъ. — СПб: А. С. Суворина, 1890. — Т. 42. — № 12. — С. 755—762.