Центральные персонажи
В центре композиции, обозреватель оригинала произведения или репродукции видит пятерых детей разного возраста. Каждый из них занят своим делом, но в лицах и действиях четко прослеживается, что подобные занятия не доставляют отдыхающим большого удовольствия. Отдельного внимания заслуживают сами персонажи, их образы, реалистично переданное настроение, делающие картину Маковского «В жаркий день» максимально живой и органичной:
- Девочка лет семи, смотрящая в книгу. По слегка приоткрытому рту становится понятно, что она читает что-то вслух. На ней надето платье темно-синего цвета, украшенное нарядным белоснежным фартуком. Образ героини дополняют красные чулки и соломенная летняя шляпка.
- Гувернантка, наряд который больше напоминает тогдашние одежды пастушек. На ней надето голубое длинное платье с многочисленными рюшами. В руках служанка держит зонтик, спасающий маленькую девочку от солнца.
- Младший брат, предположительно, гимназист (как и старший). Это можно понять, глядя на светлую подпоясанную форму и высокие коричневые сапоги. Он стоит у берега, держит удочку, сделанную своими руками, и пытается поймать хоть одну рыбку. От солнца мальчика защищает небольшой головной убор с козырьком.
- Старший мальчик уже утомился от бесплодной рыбалки, поэтому без особого интереса продолжает удить самодельными снастями, сидя на деревянной лавочке. Он облокотился о спинку, так как ребенку действительно жарко, ведь солнце ослепляет глаза.
- Позади гимназиста стоит старшая сестра, одетая в красно-синий наряд. Ее волосы аккуратно собраны. Она пытается заглянуть в книгу сестры и бережно поглаживает брата по плечу, словно пытается сказать, что скоро они уже пойдут домой, но нужно немного потерпеть.
По другой версии, рядом с маленькой девочкой находится не гувернантка, а ее мама, так бережно она прижимает малышку к своему плечу. Сам же автор картины никогда не говорил, кто именно изображен на полотне.
Сочинение по картине В. Е. Маковского «Свидание»
Сочинение по картине В. Е. Маковского «Свидание»
Владимир Егорович Маковский — талантливый русский живописец середины XIX — начала XX века. Художник создавал жанровые произведения, каждое из которых является зарисовкой реальной жизни людей
Особенное внимание Маковский уделял изображению простых людей и крестьянского быта
На его полотнах мы видим незнатных и небогатых людей, лучше понимаем их беды и печали. Каждая картина великого художника — это не просто фрагмент из жизни, это своеобразное литературное произведение, которое можно «прочитать». На самом деле Маковский не раз сравнивал искусство живописи и силу литературного слова.
По его мнению, необходимо заставить читателя и зрителя сопереживать героям, изображённым на картине или описанным в литературном произведении. Сам художник считал, что картину можно назвать состоявшейся только тогда, когда в ней есть настоящая жизнь.
Для Владимира Егоровича особый интерес представлял бытовой пейзаж, который давал возможность передать настроение, показать и подчеркнуть самое важное. В произведениях великого художника отражена целая эпоха
Картина «Свидание» была создана в 1883 году. Это произведение можно назвать характерным для русской живописи. Драматизм ситуации очевиден. На картине мы видим встречу матери и сына. Скорее всего, они не виделись долгое время. Мальчик был отдан в учение. Он уже достаточно взрослый, чтобы оставить родной дом, обучаться какой-то профессии.
Это было обычным делом для подростков из бедной семьи в то время.
На вид мальчику примерно 12-13 лет. У него старая и грязная одежда. Штаны из серой грубой ткани, поверх рубахи повязан фартук. Мальчишка жадно ест булку, которую принесла ему мать. Даже такое нехитрое лакомство, по-видимому, мальчик видит нечасто.
Возраст матери трудно определить. Видно, что она измучена тяжёлой жизнью и непосильным трудом. Она смотрит на своего сына с любовью и жалостью. На голове крестьянки тёмный платок. Сама женщина одета в чёрный кожух и красную юбку. Возможно, это её лучшая одежда, которую крестьянка надела, чтобы отправиться в город.
Вся обстановка свидетельствует о бедности, убогости. Здесь ничего не напоминает о тепле, уюте, душевном комфорте и благополучии.
Стены сложены из потемневших брёвен. Пол земляной, грязный и холодный. Всё это создаёт мрачное настроение. В углу мы видим бочку с водой, накрытую крышкой. На ней стоит глиняный кувшин.
Это свидетельствует о том, что, несмотря на убогость обстановки, здесь часто бывают люди. Рядом с бочкой стоит палка. С ней пришла мать мальчика. Эта деталь также может о многом свидетельствовать.
Наверное, женщина шла издалека, палка ей была необходима, чтобы опираться в дороге. А, может быть, у женщины больные ноги, поэтому ей трудно ходить.
Зрители поневоле проникаются настроением картины. Нельзя остаться равнодушным к судьбе главных героев, их горе и страдания очевидны, им начинаешь сопереживать.
Мальчик и мать не смотрят друг на друга. Разумеется, это не означает, что им нечего сказать. Вполне возможно, что они не хотят огорчать друг друга рассказами о своих бедах и неприятностях. Лицо женщины очень грустно. Она понимает, насколько тяжела жизнь её сына вдали от дома. Но забрать его домой она не может. Бедность и нужда заставляют людей разлучаться со своими детьми.
Картина Маковского Свидание. 1883 г
Крепостное право уже в прошлом, но для обычного русского человека ничего не меняется. Картина Маковского Свидание — написана в 1883 году, и является ярким примером русской живописи.
Как большинство других работ художника, она посвящена нелегкой жизни крестьян времен той эпохи.
Крестьянам все так же приходится работать на помещиков за копейки, а своих сыновей они отдают на обучение в городские мастерские. Но, попав в чужую семью, детям живется крайне трудно.
Именно эти аспекты жизни и описывает Маковский. На небольшом холсте творец изображает целую эпоху. Мы видим двух безымянных персонажей: ребенка-подростка, и его маму, которая пришла навестить сына.
Мы не знаем, кто эти персонажи, но понимаем: в них можно узнать большинство семей того времени. Герои въедаются в память, оставляя след в душе зрителя: мы переживаем за судьбу этих людей, но понимаем, что ничем не можем помочь.
И от этого становится так грустно…
Светловолосый мальчик, босой, в грязной оборванной одежде жадно набрасывается на хлеб, который принесла его мать. Мы видим, что это всего лишь подросток, но жизнь оставила на нем тяжелый отпечаток. Его лицо, избитое судьбой, сосредоточенное, печальное… Это не лицо мальчика, это лицо тридцатилетнего мужчины. Слишком рано этот ребенок познал трудности нищей жизни.
Рядом сидит его мать, которая, как видно, приехала к нему издалека. След нелегкой судьбы на ней прочитать не труднее, чем на ее сыне. Одетая в простое крестьянское платье и платок, она пришла в город, имея с собой только небольшой узелок, в котором принесла угощение сыну.
Глаза ее выражают неимоверную тоску, печаль, и боль… Мы понимаем, что она просто не может быть старой. Но угадать возраст женщины просто невозможно. Слишком много испытаний свалилось на ее судьбу.
Несмотря на ее жизненнную измотанность, и то что она еще молодая и в теле женщины, ее глаза уже далеко не молоды. Это глаза старухи.
Эти два персонажа даже не смотрят друг на друга. Может быть, за время встречи не было сказано ни единого слова. Да и зачем? Они связаны одной судьбой, им не обязательно выражать словами чувства, которые и так кристально ясны.
Надеяться, и делать все необходимое, чтобы подобных семейных проблем никогда не существовало на нашей земле
На данный момент картина Маковского «Свидание» находится в Государственной Третьяковской галерее, ее размер – 40*31 сантиметр.
Основной сюжет картины
Небольшое по размерам полотно показывает обозревателю один день из жизни дворянской семьи, решившей покинуть улицы пыльного города ради отдыха на летней даче. Знойный полдень не стал для них преградой на пути к речке. В тени густых деревьев они скрываются от солнца и зноя, коротая время до обеда за рыбалкой и дружным общением.
В центре можно увидеть деревянную скамейку, на которой расположилась гувернантка с маленькой семилетней девочкой. Они активно рассматривают и читают книгу. Гувернантка то и дело прикрывает юную госпожу от солнца большим зонтом.
Рядом с речкой стоят братья маленькой девочки. Ребенок помладше заинтересован в рыбалке и пытается поймать свой первый улов при помощи самодельной удочки. А старший брат явно утомился от зноя и бесплодной рыбной ловли. Он присел на скамью и облокотился о ее спинку. Старшая сестра пытается утешить ребенка, положив бережно руку на его плечо. Параллельно она заглядывает в книгу.
При написании картины «В жаркий день» Владимир Егорович Маковский использовал игру красок для передачи солнечного света. Яркая зелень говорит о знойной летней поре. Блики солнечных лучей так и прыгают по древесной листве. При этом ощущается неподвижность водоема, что и приводит к скуке мальчишек. Нет и намека на ветерок, поэтому тень и зонты явно не спасают от жары.
https://youtube.com/watch?v=M3d01tAAqig
Самостоятельные искания
Когда Маковский женился, то вместе с семьей продолжал жить в доме отца и везде, где только мог, подрабатывал, даже иконописью. Когда у него родился первый ребенок, Владимир Егорович стал интересоваться жизнью детей.
Это произошло после 1869 года. Этот интерес проявился в ряде произведений, в их числе была и картина «Свидание». Но прежде он напишет «Игру в бабки», которую купит П. Третьяков, и это будет означать, что его признали как художника. Крымская война не пройдет мимо его внимания, так как она будет занимать умы всего общества. Результатом будет альбом с 21 жанровой картиной из жизни Севастополя. Он практически не только просто иллюстрирует «Севастопольские рассказы», но выберет те моменты, где больше всего проявилась стойкость и взаимопомощь людей.
Вы здесь
Маковский В.Е. (1846 – 1920). Лакей. 1874. Этюд к картине «Посещение бедных» (1874, ГТГ )
Только на Русский
Маковский В.Е. (1846 – 1920). Лакей. 1874. Этюд к картине «Посещение бедных» (1874, ГТГ )
Play
Pause
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Бумага, акварель, гуашь 23,7х15,0 Внизу: Ко благотворительницы Москва. В. Маковскiй 1874 гоПоступление: 1946, от Управления по делам искусств при Совете Народных комиссаров РСФСР
Художник
Не просто наблюдатель, но и тонкий психолог, московский живописец Владимир Егорович Маковский вошел в историю искусства как художник, который поднимал в своих картинах важные социальные проблемы общества. Живописец ничего не придумывал, а все находил в жизни. То, что изображал Маковский, он знал доподлинно, посещая трущобы, рынки и захолустья Москвы. О людях, которые ему позировали, он мог рассказать целые истории: особенности характера человека, его биографию и даже странности. Маковского публика любила. А критик Стасов утверждал, что Маковский «решительно может считаться первым московским художником!» В истории сохранился занятный случай, «когда один иностранный художник, изумленный разнообразием типов в картинах Маковского, попросил его показать своих натурщиков. В ответ тот, показав ему на шумную улицу, сказал: «Вот мои натурщики!»
Произведение
В одной из заметных в творчестве Маковского картин «Посещение бедных», 1874 запечатлена типичная для того времени сцена, когда благотворительность в кругу богатых стала модной. Правда по-сути она ничего не меняла в тяжелой жизни бедных людей. Среди героев этой картины и бедная семья, ставшая заложницей нелегкой несправедливо настроенной жизни, и лицемерная барыня, и сопровождающий ее лакей. Маковский абсолютно точен в деталях. Это касается и обстановки, и самих героев. На одном из этюдов автором запечатлен портрет лакея, буквально списанный с натуры. Маковскому найти в жизни подходящий материал было несложно. Написанию любого произведения предшествовала большая работа: художник не приступал к картине, пока не набирал достаточно материала. В этой акварели, как и в других работах того времени, главным для Маковского стало содержание, которому отвечает выписанность деталей, жизненная ситуация, точная найденность образа. На второй план уходит живопись, как таковая – акварель выполнена в монохромной коричнево-серой гамме.
Детали
Перед нами будущий фрагмент картины, в котором значима каждая деталь. Маковский, как хороший режиссер, выбирает тот момент, когда наиболее полно раскрывается человек, суть его натуры. Фигура лакея царит пустом в пространстве, что подчеркивает его убогую значительность. Через мимику, жест, постановку фигуры художник заглядывает в его душу. Через высокомерие слуги, напущенные на себя гордость и заносчивость, выражается презрительное отношение к жителям убогого жилища. Что сделало его – слугу господ, таким – униформа лакея? – блестящие ботинки, шинель с меховым воротником или шляпа с золотой кокардой, в которых он вдруг ощутил себя хозяином положения, забыв о сострадании к ближнему… Но, право, это просто скудость души!
Открыть в приложении
Предоставлено
#нтмии
Все аудиогиды
Пейзаж и дополнительные детали
Дети пришли скоротать время в обед и наловить много рыбы. С правой стороны виднее островок водоема, заросший камышом и ряской. Темная вода почти неподвижна. Это говорит о том, что погода безветренная и действительно знойная. На картине можно увидеть и другие, не менее важные элементы, о которых можно упомянуть при написании сочинения или рассказа «В жаркий день» (Маковский):
- Застывший в воде поплавок, говорящий об отсутствии активного клева, ведь такое время совершенно не подходит для рыбалки.
- Большое, но пустующее ведро. Видно, что дети рассчитывали на богатый улов, но их надежды не оправдались.
- Баночка с червями, тоскливо стоящая на лавочке рядом с мальчиком.
- Густая крона деревьев, закрывающая собой небо, но не спасающая от жары у водоема.
Небольшой размер произведения (всего 24х32 см) позволил создать художнику эффект присутствия. Мастер бытовой живописи прославился тем, что умел проникать во внутренний мир создаваемых им картинных персонажей. Это прослеживается и в этой работе. Он тонко передал мазками движения героев, оттенки отношений между членами семьи, индивидуальные реакции на знойную погоду и жаркое лето.
Отлично Маковскому удавались и пейзажи. Все пространство залито солнечными лучами, и даже старое поваленное дерево, закрывающее своей кроной лавочку, не спасает детей от жары. Берег водоема покрыт сочной зеленой травой. Сквозь изумрудный ковер кое-где просматриваются белых мелких цветов.
Правдоподобные образы людей гармонируют с реалистичным пейзажем. В картине отчетливо просматривается наблюдательность художника и большой опыт.
Сочинение по картине Маковского «Свидание»
В.Е. Маковский — один из лучших художников 19 века. Своими картинами автор заставлял людей задуматься о проблемах, которые были актуальны в то время.
Большинство его произведений изображают ту или иную ситуация, в которой отображены реалии его времени. Одна из лучших его картин называется «Свидание».
Давайте разберемся, что на ней изображено и почему её считают одной из лучших в его творчестве.
Сын жадно вгрызается в булку, которую принесла ему мама. Мальчик полностью сконцентрирован на еде. В этом нет ничего удивительного. В конце 19 века, дети часто уходили из дома в юном возрасте на подработки. Чаще всего, они становились подмастерьями — помогали в самой тяжелой работе мастерам. Они таскали тяжелые предметы, выполняли все работы по дому. Часто это приводило к смерти.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
О том, что мальчику трудно, можно судить по его внешнему виду. Его одежда вся в пыли. Видно, что она старая и изношенная. К тому же, он босой. Наверное, ему безумно трудно в холодные времена года.
В глазах матери можно увидеть грусть. Это не удивительно, ведь, скорее всего, она сама отправила сана на подработку. Она могла бы забрать его, но тогда у их семьи не будет средств на то, чтобы прокормить себя.
Этой простой картиной В.Е. Маковский поднимает проблему бедности крестьянства в 19 веке. Не смотря на отмену крепостного права, жизнь населения не стала легче. Денег не хватало даже на еду, не то что на одежду. Каждый выживал, как мог. Кто-то старался зарабатывать, выращивая продукты в огороде. Некоторые отправлялись в город на заработки.