Другие картины на тему мифов про Аполлона
Одна из самых известных и грустных легенд про Аполлона – история его любви к нимфе Дафне, дочери богини Геи. На картине «Аполлон и Дафна» Антонио Поллайоло, флорентийского живописца, как раз показан кульминационный момент этого сюжета.
Под воздействием стрелы обиженного Эрота, бога любовного влечения, Аполлон воспылал страстью к нимфе Дафне, дочери богини Геи. Однако саму девушку Эрот пронзил стрелой безразличия. К тому же, Дафна соблюдала обед безбрачия и целомудрия. Долгое время она пыталась скрыться от Аполлона, который даже убивал своих соперников, имевших несчастье тоже влюбиться в девушку.
Отчаявшись, Дафна воззвала к своим родителям (по другим версиям, к Зевсу). Её обратили в лавр, однако даже тогда любовь Аполлона, пусть и насланная Эротом, не угасла. Горюя о нимфе, бог сделал лавр своим священным деревом, а лавровый венок, означающий победу – атрибутом. У легенды есть также интересное символическое толкование. В нём Дафна – это заря, которая исчезает с приходом самого солнца (Аполлона).
На полотне картины бога Аполлона изображён именно кульминационный момент легенды. Феб наконец настиг свою любовь, даже поймал в объятия – но Дафна уже превращается в дерево, и эту метаморфозу не остановить.
Поллайоло, как и другие художники эпохи возрождение, интересовался человеческой анатомией и часто рисовал картины, которые должны были показать красоту человеческого тела в момент наивысшего напряжения. Однако «Аполлон и Дафна» отличаются от других его произведений. Здесь на первый план выходит сюжет, эмоции героев.
Герен Пьер Нарсис, братья-боги Гермес и Аполлон.
Фредерик Артур Бриджмен. Феб похищает Сирену.
Рени Гвидо. Феб на колеснице.
Weissenkircher Hans Adam, Аполлон на колеснице
Гамильтон Гэвин, Феб и его сестра Диана.
Пьетро Бенвенути. Аполлон, одолевший Пифона.
Вилла Вальмарана, Италия. Аполлон и Артемида.
Жироде-Триосон, Аполлон.
Бартелеми Жан-Симон. Аполлон и его брат Сарпедон, сын Зевса и Европы.
Куапель Ноэль. Богиня Виктория возлагает на голову Аполлона венок после победы над Пифоном.
Куапель Ноэль. Аполлон и его брат, Гермес-Меркурий.
Куапель Ноэль. Аполлон служит пастухом у царя Адмета.
Кранах Старший, Аполлон и Артемида.
Менгс Антон Рафаэль, Аполлон.
Куапель Ноэль, Феб.
Куапель Ноэль, Аполлон.
Клод ЛорренClaude Lorrain
Французский живописец и гравер. Один из величайших мастеров классического пейзажа.
Клод Лоррен родился 28 мая 1600 года в городе Шамань, Франция. С детства мальчик мечтал стать кондитером. Обучение в школе ему давалось с трудом. И, какое-то время отучившись, бросает учебу, чтобы освоить кондитерское мастерство.
В 1613 году оказался в Риме. Не зная итальянского нанялся слугой в дом художника — пейзажиста Агостино Тасси, который стал его первым учителем. Благодаря ему Клод усвоил некоторые технические приемы и навыки.
С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе и учился у другого художника, немца Готфрида Вальса. Через четыре года художник возвратился на родину, где начинает писать архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского.
В 1639 году испанский король Филипп IV заказал Лоррену семь работ, из которых, два пейзажа с отшельниками. Среди других заказчиков стали папа Урбан VIII, кардинал Бентивольо.
Через пять лет Клод Лоррен начинает «Liber veritatis», своего рода каталог, где рисует каждую из своих картин и отмечает имя владельца. В эту рукописную книгу вошло 195 работ художника. Книга хранится в Британском музее, в Лондоне.
Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Она иллюстрирует сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о Европе, дочери царя Агенора, которую похитил бог-громовержец Зевс, превратившись в белого быка. Этот миф являлся очень популярным.
Его по-своему передавали многие художники того времени: одни ставили себе цель как можно точнее передать сцену похищения: динамичную и волнительную, в то время как других привлекала окружающая обстановка. Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Как и в картине «Утро», людям на этом полотне отведена незначительная роль. Основой является образ природы и ее единство с человеком.
Последняя работа Лоррена, «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя», находящаяся в музее Оксфорда, закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.
Его талантом восхищались римские папы и кардиналы, аристократы и дипломаты, короли и богатейшие купцы. В картинах Лоррена библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы. Для него природа являлась образцом возвышенного, совершенного мироздания, в котором царят покой и ясная соразмерность.
Клод Лоррен умер в Риме 23 ноября 1682 года.
Работы Клода Лоррена
Работы Клода Лоррена
«Морская гавань» (ок. 1636), Лувр «Пейзаж с Аполлоном и Марсием» (ок. 1639), Музей имени А. С. Пушкина «Отплытие св. Урсулы» (1646), Лондон, Национальная галерея «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657), Дрезден «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной» «Похищение Европы» «Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж «Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж «Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж «Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж «Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682), Оксфорд, Музей Ашмола «Пейзаж с танцами сатиров и нимф» (1646), Токио, Национальный музей западного искусства «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» из Дрезденской картинной галереи — одна из любимых картин Ф. М. Достоевского; ее описание содержится, в частности, в романе «Бесы».
23.11.1682
Краткая биография
Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси. С 1619 по 1624 продолжает обучение в Неаполе у мастера городского пейзажа Готтфрида Вальса, затем на два года уезжает во Францию. В 1634 его принимают в члены римской Академии, и вскоре он становится ведущим художником-пейзажистом. В своих произведениях ориентируется на идиллические пейзажи Аннибале Карраччи и живущих в Риме голландских художников. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Однако в противовес его манере изображения героических пейзажей Лоррен разрабатывает собственный лирико-реалистический стиль. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Кларк, Кеннет , Пейзаж в искусство , 1949
- Соннабенд, Мартин и Уайтли, Джон, с Рюмелином, Кристианом. 2011. Клод Лоррен: Очарованный пейзаж . Фарнем: Лунд Хамфрис; совместно с Эшмоловским музеем в Оксфорде.
vтеКлод Лоррен | |
---|---|
Картины |
|
Рисунки |
vтеVirgil «S Энеида (19 до н.э.) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Символы |
|
||||||
Кино и ТВ |
|
||||||
Литература |
|
||||||
Опера |
|
||||||
Рукописи |
|
||||||
Фразы |
|
||||||
Изобразительное искусство |
|
||||||
Музыка |
|
||||||
Изучать |
|
||||||
Связанный |
|
15 великих художников-классицистов
Никола Пуссен (1594-1665)
Этот мастер по праву считается одним из основоположников классицизма в живописи. Переехав в Рим, Пуссен постоянно учился, оттачивал навыки, экспериментировал с композицией. Художник одним из первых ставил главные акценты на локальном цвете и точности геометрических линий.
Клод Лоррен (1600-1682)
Великий мастер, который вывел искусство пейзажа на качественно новый уровень. На своих полотнах Лоррен играет с солнечным светом, изображает то утро, то полдень. Одинаково важную роль в его работах играют буйные краски природы и полуразрушенные строения.
Чем старше становился Лоррен, тем больше произведения перерастали рамки традиционного классицизма. Всё холоднее были тона, а общее настроение ставало отстранённым.
Жак Луи Давид (1748-1825)
Ведущий представитель второй волны французского классицизма. Его шедевр «Смерть Марата» не раз видел даже человек, совсем далёкий от живописи.
Став сторонником, а впоследствии придворным художником Наполеона, Давид сосредоточился на изображении батальных сцен и портретов высоких особ. Всё это работало на укрепление культурной мощи империи. После отречения Наполеона от престола Давид был вынужден бежать из Франции, и остаток лет прожил в Бельгии.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)
Знаковый художник XIX века, который начинал в неоклассицизме, но постепенно только расширял стилевой диапазон. Из-за непрерывных экспериментов и поисков Энгр конфликтовал с истовыми академистами и романистами, прерывал отношения с модными выставками.
Под конец жизни мастер практиковал портретную живопись. В 82 года Энгр написал знаменитую «Турецкую баню» — шедевр жанра ню.
Антон Рафаэль Менгс (1728-1779)
Главный живописец-классицист в Германии. Его считают одним из наиболее видных портретистов в жанре.
Как верный адепт античных канонов, Менгс одной из главных задач ставил возврат массового интереса от рококо к классике. Помимо портрета, немецкий мастер сполна реализовал себя во фресках.
Генрих Фридрих Фюгер (1751-1818)
Ещё один видный представитель германского классицизма, большую часть творческой жизни провёл в Вене. Из-за этого он вошёл в историю как достояние Австрии. Наибольшее влияние на Фюгера оказал Менгс.
Живописец, как и его «наставник», работал в жанрах портрета и фрески. Фюгер также затрагивал мифологические, библейские сюжеты. Состоял в масонских ложах.
Бенджамин Уэст (1738-1820)
Художник, творивший в США, затем – в Англии. На Альбионе его и вовсе наградили прозвищем «американский Рафаэль».
Александр III Шотландский, спасен от нападения оленя бесстрашным Колином ФицджеральдомБенджамин Уэст
На своих полотнах Уэст изображал исторические события родины. Был близким другом и кумом президента Франклина.
Пьер Поль Прюдон (1758-1823)
Расцвет творчества этого француза – конец XVII – начало XVIII века. Прюдон, в основном, практиковал мифологические сюжеты с глубинной аллегорией. Кроме живописи, реализовал себя в создании классицистических интерьеров.
Антоний Бродовский (1784-1832)
Главный представитель стиля в Польше. Ученик выдающихся французских мастеров – Давида и Жерара.
Эдип и АнтигонаАнтоний Бродовский
Бродовский творил на родине. Основные направления – история, мифология, библейские сюжеты, портретная живопись.
Карл Брюллов (1799-1852)
Глыба русского классицизма. Как художник сформировался в Италии, затем творил на родине.
Брюллов был выдающимся портретистом. Кроме того, склонность к экспериментам и смешению жанров позволило специалистам называть его последователем Энгра.
Фёдор Рокотов (1735-1808)
Выдающийся русский мастер портретного классицизма. Рокотов запечатлевал на своих полотнах простой люд и высокие чины. К примеру, его перу принадлежат семейные портреты графов Воронцовых.
Дмитрий Левицкий (1735-1822)
Ещё один живописец, который реализовал себя в портретном классицизме. Левицкий отводил равнозначные роли работе со светом и расширению палитры оттенков. Одно из лучших его произведений – портрет Екатерины II.
Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807)
Итальянский пейзажЯкоб Филипп Хаккерт
Блестящий мастер пейзажа. Уроженец Германии, Хаккерт творил в Скандинавии, Франции, Италии. Пейзажи его играют богатыми насыщенными красками, нередко на них запечатлены морские сражения.
Николай Абильгор (1743-1809)
ПрощаниеНиколай Абильгор
Видный представитель неоклассицизма в Дании. Помимо живописи, работал со скульптурой, архитектурой. Его вдохновляли болонские, а затем – французские мастера поры Революции. Абильгор, в основном, творил на мифологические мотивы.
Клод Гласс
Claude стекло , названный в честь Лоррена в Англии , хотя нет никаких признаков того, что он используется или не знает об этом или что — нибудь подобное, дал в рамке и затемнены отражением реальной точки зрения, которая должна помочь художникам создавать произведения искусства , подобные ему , и туристы, чтобы приспособить виды к формуле Клавдиева. Уильям Гилпин , изобретатель живописного идеала, выступал за использование стекла Клода, говоря: «они придают объекту природы мягкий, мягкий оттенок, как окраска этого Мастера».
Очки Клода широко использовались туристами и артистами-любителями, которые быстро стали объектами сатиры. Хью Сайкс Дэвис наблюдал, как они отвернулись от объекта, который они хотели нарисовать, комментируя: «Это очень типично для их отношения к Природе, что такое положение должно быть желательным».
Избранные работы
Пейзаж с Аполлоном, охраняющим стада Адмета, и Меркурием, крадущим их (1645), Галерея Дориа Памфили
Liber Veritatis 137, Береговая сцена с битвой на мосту , из которых известны две окрашенные версии
Пейзаж с Психеей у дворца Амура (Зачарованный замок) (1664), Национальная галерея
Аполлон и музы на горе Геликон (1680) Музей изящных искусств, Бостон
- Пейзаж с купцами (Кораблекрушение) (1630) — Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
- Бегство в Египет (1635) масло на холсте. Художественный музей Индианаполиса
- Пейзаж с козопасом (1636) — Национальная галерея, Лондон
- Форд (1636) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Порт с виллой Медичи (1637) — Галерея дельи Уффици, Флоренция
- Обретение Моисея (1638) — Холст, масло, 209 x 138 см, Музей Прадо, Мадрид
- Пасторальный пейзаж, (1638) — Институт искусств Миннеаполиса
- Морской порт (1639) — Национальная галерея, Лондон
- Морской порт на закате (Одиссей) (1639) — Холст, масло, 119 х 150 см, Musée du Louvre, Париж
- Деревенский праздник, (1639) — Холст, масло, 103 х 135 см, Musée du Louvre, Париж
- Вид на Кампанью (ок. 1639 г.) — Холст, масло, 101,6 x 135,9 см, Королевские коллекции.
- Посадка святой Паулы Романы в Остию (1639) — Холст, масло, 211 х 145 см, Museo del Prado, Мадрид
- Посадка святой Урсулы (1641) — Национальная галерея, Лондон
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642) — масло на холсте, Musée du Louvre, Париж.
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642–43) — Холст, масло, 119 х 170 см, Musée du Louvre, Париж
- Троянские женщины поджигают свой флот (около 1643) — масло на холсте. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Ручей и два моста — Холст, масло, 74 х 58 см,
- Путешествие Иакова
- Визит ангела
- Вид на церковь Санта-Тринита-дей-Монти — Рисование, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Морской порт с замком — Галерея искусств Университета Говарда, Вашингтон, округ Колумбия
- Вид на Тиволи на закате (1644) — Музей искусств Сан-Франциско
- Меркурий крадет волов Аполлона (1645) — Холст, масло, 55 х 45 см, Галерея Дориа-Памфили, Рим
- Пейзаж с Цефалом и Прокрисом, воссоединенными Дианой (1645) — Холст, масло, 102 х 132 см, Национальная галерея, Лондон
- Суд Парижа (1645–46) — Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия
- Восход солнца (1646–47) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Посадка царицы Савской (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Брак Исаака и Ревекки (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Пейзаж с Парижем и Эноне (1648) — Холст, масло, 119 х 150 см, Musée du Louvre, Париж
- Пейзаж с танцующими фигурами (Мельница) (1648) — Холст, масло, 150,6 x 197,8 см, Галерея Дориа-Памфили, Рим
- Вид на Ла-Крещенца (1648–50) — Холст, масло, 38,7 х 58,1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Пейзаж с Аполлоном и кумской Сибиллой (ок. 1650 г.) — Холст, масло, 99,5 х 125 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Отдых на пути в Египет (1651 или 1661) — Холст, масло, 113 х 157 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Пейзаж с Меркурием и Баттом (1654) — Холст, масло, 74 x 98 см, швейцарское частное собрание.
- Пейзаж с Агарь и Ангелом (1654) — Холст, масло, 54,5 х 76 см, Публичная художественная галерея Данидина, Данидин
- Пейзаж с Ацисом и Галатеей (1657) — Холст, масло, 100 x 135 см, Галерея Gemäldegalerie, Дрезден
- Пейзаж с Аполлоном и Меркурием (1660) — Холст, масло, 74,5 x 110,5 см, Коллекция Уоллеса, Лондон
- Отец Психеи приносит жертву в храме Аполлона (1663)— Холст, масло, 5’9 «x 7’5», один из Альтиери Клодов. Англси Аббатство, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
- Пейзаж с Психеей у дворца Амура (1664)— Холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
- Береговая сцена с похищением Европы (1667) — Холст, масло, 134,6 x 101,6 см, Королевская коллекция, Лондон
- Изгнание Агарь (1668) — Холст, масло, 107 х 140 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Пейзаж с Иаковом, борющимся с ангелом или же Ночь (1672) Масло на холсте, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
- Морской порт (1674) — Холст, масло, 72 x 96 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Приземление Энея (1675) — Холст, масло 5’9 «x 7’5», один из Клодов Альтьери. Англси Аббатство, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
- Аполлон и музы на горе Геликон (1680)
- Асканий стреляет в оленя Сильвии (1682) — Ашмоловский музей, Оксфорд.
- Вид на морской порт — The Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния
- Пейзаж с Меркурием, Аргусом и Ло (1662) – травление на мелованной бумаге, Музей изящных искусств Юты
Классицизм в других видах искусства
Литература
В литературе основы направления заложил французский поэт Франсуа Малерб ещё в первой четверти XVII столетия. Позже в том же веке классицизм в трагедии развивал Расин, в комедии – Мольер, в жанре басни – Жан де Лафонтен.
XVIII столетие – расцвет этого стиля в прозе. Вольтер во Франции, Свифт в Британии своими трудами стремились донести идеи общественного строя по канонам классицизма. В России проводниками жанра были Ломоносов, Фонвизин, Сумароков.
Музыка
В музыке эпохой классицизма считают промежуток с середины XVIII по 20-е гг. XIX века. На первых этапах законодателем моды была Франция. В произведениях отмечено единение и, в то же время, противостояние классики и барокко.
Авторы той поры не оставили после себя значимых творений, и поэтому стиль ассоциируют с творцами второй волны. Она происходила уже не во Франции, а в Австрии. В произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена классицистическая музыка достигла своего пика.
Список используемой литературы
- Кантера Черногория, Иисус (1989). Французский классицизм . Мадрид: История 16.
- Луна , Хуан Хосе (1984). Клавдий Лотарингский и классический идеал пейзажа XVII века . Мадрид: Министерство культуры, Главное управление изящных искусств и архивов. ISBN 84-500-9899-8 .
- Ротлисбергер , Марсель; Чекки , Доретта (1982). Полное собрание живописи Клавдия Лотарингского . Барселона: Орех. ISBN 84-279-8770-6 .
- Суреда , Джоан (2001). Сумма Пикторика VI. Великолепие барокко . Барселона: Планета. ISBN 84-08-36134-1 .
авторитетный контроль |
|
---|
- Данные: Q19820184
- Мультимедиа:
Детство и юность
Клода Лоррена, чья настоящая фамилия — Желле, или Желе, постигла та же участь, что и множество художников, живших несколько веков назад. А именно — до наших времен не сохранилась подлинная дата его рождения, знатоки изобразительных искусств называют 1600-й, 1602-й, 1604-й с 1605-м. Зато точно известно место появления на свет — в деревушке, расположенной в герцогстве Лотарингия, крестьянка Анна подарила мужу Жану третьего из пятерых сыновей.
Клод Лоррен — автопортрет Ранняя биография будущего французского художника напоминает детские годы его советского коллеги Федора Решетникова — оба рано осиротели (Лоррен, если верить источникам, — в 12 лет). Тягу к художеству им обоим привили старшие братья: у создателя знаменитой картины «Опять двойка» тот был иконописцем, у написавшего любимый «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» Федора Достоевского — гравером в Германии.
Примерно в 1613-1614 годах Клод отправился в Италию, где работал поваром у Агостино Тасси, прославившегося не только своими произведениями, но и скандалами в личной жизни. Известно, что в школе в родной Шамани подросток преподаваемым наукам вникал неохотно, но зато перенял у местного кондитера тайны приготовления блюд и считался кулинарным мастером. Впоследствии насильник Артемизии Джентилески превратил слугу в своего ученика, которому преподавал азы пейзажной живописи.
В дальнейшем парню удалось попасть под крыло Готфрида Вельса, передавшего подопечному навыки перспективы и архитектуры, затем — к тезке Клоду Дерюэ.
Классицизм в России
Популяризация стиля в Российской Империи происходила в период правления Екатерины II. Её Величество разделяла идеи Просвещения, общалась с представителями движения и вводила на своих землях моду на всё французское. Классицизм проникал в живопись, архитектуру, скульптуру.
Самые выдающиеся художники – Брюллов, Левицкий, Рокотов, Кипренский, Лосенко. Особенно хорошо развился в России классицистический портретный жанр. На полотнах Левицкого, Рокотова запечатлены и простые люди, и первые лица.
Подлинным увековечением русского классицизма стала архитектура Санкт-Петербурга, созданная итальянцами. Стиль доминировал в империи вплоть до 30-х годов XIX века, когда уже правил Николай II.
10 известных картин в стиле классицизм
«Автопортрет» Пуссена (1650)
АвтопортретНикола Пуссен
Одна из самых значимых работ в жизни мастера. Не будучи красавцем, Пуссен сделал акцент на самом образе – величественном, уверенном, холодном. Лицо его не идеализировано, как обычно принято в классицизме, но строгость форм и чёткость линий выдержаны отменно.
«Суд Соломона» Пуссена (1648-49)
Суд СоломонаНикола Пуссен
Здесь французский мастер изобразил библейские сюжеты
Обращает внимание на себя насыщенность цветов и эмоции, застывшие на лицах людей
«Пейзаж с Аполлоном и Марсием» Лоррена (1639)
Пейзаж с Аполлоном и МарсиемКлод Лоррен
Один из лучших образцов прекрасного лорреновского пейзажа. Сама сцена взята из греческой мифологии, а в фигурах героев эксперты обнаруживают влияние фресок Рафаэля. Лоррен применяет тут мягкие тона.
«Смерть Марата» Давида (1793)
Смерть МаратаДавид
Вероятно, самая известная работа в живописи классицизма XVIII века. Запечатлён заколотый ножом в своей ванной предводитель якобинцев Жан Поль Марат. Шедевр Давида обладает огромной популярностью до сих пор; на нём общий трагизм передан нежными, умиротворёнными оттенками.
«Клятва Горациев» Давида (1784)
Клятва ГорациевДавид
Здесь мастер изобразил римский сюжет. Три брата, вздымая руки, дают клятву своему отцу, что победят врагов или слягут в бою, и принимают мечи из его рук.
«Эдип и Сфинкс» Энгра (1808, 1827)
Эдип и СфинксЖан-Огюст-Доминик Энгр
Эту картину Энгр написал как студенческую работу, но спустя 20 лет дополнил и завершил её. На полотне запечатлён древнегреческий царь Эдип, что разгадывает загадку злой богини Сфинкс и свергает её с правления Фивами.
«Разгром турецкого флота под Чесмой» Хаккерта (1771)
Разгром турецкого флота под ЧесмойЯкоб Хаккерт
В центре композиции – огненные клубы взрыва. Турецкая флотилия разбита, а люди в лодках на переднем плане, очевидно, пытаются скорее отплыть и спастись. Серо-зелёные тона моря и неба подчёркивают общее воинственное настроение.
«Цветы и плоды» ван Хёйсума (1723)
Цветы и плодыЯн ван Хёйсум
Один из ярчайших образцов нидерландского классицистического натюрморта. Цветы и фрукты играют богатыми насыщенными цветами.
«Последний день Помпеи» Брюллова (1833)
Последний день ПомпеиКарл Брюллов
Знаменитая картина русского мастера, сочетающая классицизм и романтизм. Ужас людей, которые спасаются побегом от извержения Везувия, падающие с постаментов скульптуры, молнии, дождь: всё пронизано трагедией.
«Портрет Екатерины II» Левицкого (1783)
Портрет Екатерины IIЛевицкий
Эта работа дышит аллегорией. Поза, в которой стоит императрица, лавровый венок на её голове, статуя Фемиды на заднем плане, корабли в море. Во всём заложен образ справедливой, величественной предводительницы народа.