«Портрет доктора Гаше», Винсент Ван Гог
С детства трудный ребенок, находящийся под вечным наказом родителей и ищущий себя в этом мире, стал гениальным художником 19 века, посвятив себя искусству. Нестабильное эмоциональное состояние бросало его из спокойствия в гнев, оно и привело его доктору Гаше. Лечащий врач стал настоящим другом живописца. Несмотря на внутренние конфликты, полотна художника мягкие и нежные. Цветовая гамма и манера нанесения говорят, что творчество успокаивало мастера и привносило равновесие в жизнь.
Самая дорогая картина Ван Гога приобретена за 82.5 млн. долларов японским бизнесменом. Очарованный шедевром обладатель завещал кремировать ее вместе с ним.
Самая дорогая картина Ван Гога приобретена за 82.5 млн. долларов
Интересные факты
«Спаситель мира» — это портрет Иисуса Христа. Картина стала очень спорным произведением, так как не все специалисты согласны с ее подлинностью.
- Не все эксперты согласны с тем, что «Спаситель мира» был создан Леонардо да Винчи;
- Наброски, созданные Леонардо да Винчи перед тем как мастер приступил к работе, сохранились. На нем художник изображал одеяние Христа, но с куда большим количеством складок нежели в окончательном варианте «Спасителя мира»;
- В музеях сохранены копии, созданные учениками Леонардо да Винчи. Их насчитывается более 20;
- «Спаситель мира» был сотворен в той же технике, что и картина «Мона Лиза»;
- «Спасителя мира» мира также называют «Моной Лизой» в мужской версии. У портретов множество схожих черт;
- Весом аргументом того, что Леонардо да Винчи писал «Спасителя мира» сам, является пентименто (изменения, которые вносит творец в процессе работы, закрашивая старое);
- Есть предположение, что Леонардо да Винчи написал только лицо, остальное творили его ученики. Средний палец правой руки сильно выкручен (в данном положении ноготь должен быть почти не заметен);
- Первым оригинальность картины подтвердил национальный музей в Лондоне. Там находится творение Леонардо да Винчи «Моданна в скалах». Сотрудники обнаружили, что пигмент краски «Спасителя мира» и «Мадонны в скалах» схож.
В настоящее время споры насчёт подлинности «Спасителя мира» до сих пор не прекратились. Также, работа Леонардо да Винчи является самой дорогостоящей в мире.
Сколько стоит «Крик»
Картина «Крик» – самая известная работа Эдварда Мунка, норвежского художника и печатника, символ современной духовной муки. Художник изображает паническое существо, чьи контуры отражаются в закрученных линиях багряно-красного неба. В этой картине беспокойство и отчаяние достигают невиданного уровня.
«Крик» Эдварда Мунка
«Крик» долго находился в центре драматических краж и изъятий. В 2012 г. версия картины (одна из 40), созданная пастелью на картоне, была продана частному коллекционеру почти за 120 млн долларов (7,76 млрд рублей).
Арт-рынок – сфера художественной жизни, которая вызывает больше всего споров как у людей, непосредственно в нее вовлеченных, так и у тех, кто наблюдает за происходящим со стороны. Почему произошли такие изменения, почему для нынешних коллекционеров картины стали лишь средством инвестиций? Ответов на эти вопросы может быть много, стоит понимать, что арт-рынок не столько механизм купли-продажи произведений искусства, но и своеобразное пространство, где сталкиваются экономика, философия, искусство, социология.
Не только картины могут стоить дорого, но и кошки тоже. Узнайте топ 10 самых дорогих кошек мира.
Маленькая арабская страна Катар тратит на покупку произведений искусства около 1 млрд долларов в год. Если речь идет о шедеврах мировой живописи, предложение катарской королевской семьи не может побить никто. Таким образом, вполне может статься, что творения великих мастеров, как и современные произведения искусства, станут недоступны цивилизованному миру, так как в Катаре купленные картины не могут экспонироваться по ряду причин, а королевская семья страны использует искусство исключительно для саморекламы.
Сфумато
Как известно, сфумато изобрёл Леонардо. Благодаря ему герои картин эволюционировали от раскрашенных кукол до почти живых людей.
Добился он этого, поняв, что в реальном мире нет линий. А значит и на картине их тоже не должно быть. Очертания лиц и рук у Леонардо стали растушеванными, в виде мягких переходов от света к тени. Именно в этой технике создана его знаменитая «Мона Лиза».
В «Спасителе» сфумато тоже есть. Когда Даян Модестини реставрировала картину, то довольно долго работала над сильно повреждённым участком над верхней губой. И тут она осознала: между губой и кожей нет линии! Переход почти не заметный, как на портрете Моны Лизы. Так в то время мог работать только Леонардо…
Нью-Йоркская версия Спасителя
В середине 17 столетия график Вацлав Холлар по заказу королевы Генриетты Марии сделал гравюру на картинку «Спаситель мира». Если гравюра была выполнена с произведения Леонардо да Винчи, что по мнению многих экспертов, очень вероятно, то в те времена подлинная картина принадлежала королевской династии Стюартов. В 1763 году «Спаситель мира» был продан на аукционе в качестве произведения великого художника Возрождения. Покупатель остался неизвестным, и после этого след картины был надолго затерян.
«Спаситель мира» появился снова лишь в 1900 году, когда Фредерик Кук, на тот момент самый богатый человек Англии, приобрёл её на аукционе, однако уже лишь как произведение миланской школы. Картина находилась в доме Кука во дворце Монсерат.
Следует также заметить, что картина досталась Куку в исправленном виде. На ней были сделаны разнообразные записи и пометки реставраторов, а также к невероятно нежному и женственному лицу Иисуса аккуратно были пририсованы борода и усы, характерные для эпохи Контрреформации.
С такой «реставрацией» точно определить авторство было очень сложно. Поэтому Кук продал полотно в 1958 году лишь за 45 фунтов.
В 2004 году плотно было приобретено за почти 10 тысяч долларов Робертом Сайманом, который отправил его на реставрацию. В ходе неё с картины были удалены лишний записи и усы с бородой. Кроме того, реставраторы обнаружили на картине пентименто — автор перерисовывал положение большого пальца на правой руке Иисуса. Этот факт свидетельствует о том, что картина является оригинальной, а не копией.
После реставрации «Спаситель мира» проходил экспертизу в нескольких музеях США и Европы. Лишь английские специалисты после долго обсуждения с другими специалистами признали Леонардо да Винчи автором этого полотна. Позже их поддержало и вся остальная общественность.
В 2013 году отреставрированное полотно досталось российскому предпринимателю Дмитрию Рыболовлеву за 127,5 миллионов долларов.
Спаситель мира – 450 млн $
Художник: Леонардо да Винчи, год создания: 1419
Произведений Леонардо да Винчи, сохранившихся до наших дней, осталось не более 20-ти, чем и обусловлена такая высокая стоимость за его картины. На аукционе Кристис нашелся анонимный покупатель, готовый заплатить 450 млн $ за картину «Спаситель мира», и это можно понять. Леонардо да Винчи – не только величайший мастер эпохи Возрождения, но многие столетия в массовом сознании – художник №1, ключевая фигура западноевропейской картины мира.
На его картине изображен Христос – левая рука у него занята символом мироздания – прозрачной сферой, а правой он благословляет.
История написания полотна и его судьба
«Спаситель мира» был написан предположительно в 1499 году. На картине изображен Иисус. Правую руку он поднял в благословляющем жесте, в левой у него хрустальный шар. Нередко этот шедевр называют мужской версией «Моны Лизы», которая была написана позже. Считается, что заказал полотно Людовик 12-й – французский король.
В дальнейшем судьба картины толкуется по-разному.
Парижская версия полотна
Картина была передана в монастырь в Нанте по завещанию вдовы Людовика 12-го. В 19 веке полотно приобрел барон де Ларанти, а позже оно попало в коллекцию маркиза де Гане.
В 1982 году полотно выставили с другими работами Леонардо в Винчи в родном городе мастера, но так и не признали его авторство. В 1999 году его продали на аукционе Sotheby’s за 332 тысячи долларов.
Нью-йоркская версия полотна
Именно о ней как о самой дорогой картине художника и идет речь. В 17 веке картина принадлежала Стюартам, что подтверждается гравюрой середины того столетия, которую выполнил Вацлав Холлар. Заказчиком предположительно была Генриетта Мария, но точно неизвестно, сделали ли гравюру именно со «Спасителя». Предполагают, что в 1688 году шедевр оказался у герцога Бекингема, поскольку в 1763 году ее продали его потомки. История полотна остается неизвестной до 1900 года, когда оно было куплено баронетом Фредериком Куком в качестве работы миланской школы.
Примечательно, что шедевр был искажен – безбородый и женственный образ получил усы с бородкой. Из-за таких изменений стоимость на аукционе Sotheby’s в 1958 составила лишь 45 фунтов – обогатиться на нем наследники Кука не смогли. Следующие полвека судьба картины оставалась неизвестна.
Переломный момент в истории «Спасителя» настал в 2004 году, когда его приобрел Роберт Саймон и группа арт-дилеров. Аукцион неизвестен, стоимость работы составила около 10 тысяч долларов. Картину отправили на реставрацию, где ее избавили от всех поздних доработок. После полотно неоднократно проходило экспертизы, но авторство Леонардо все равно оставалась под вопросом, подтвердил его лишь лондонский музей. На исследования ушло 6 лет.
Алжирские женщины – 179,3 млн $
Художник: Пабло Пикассо, год создания: 1954-1955
Пабло Пикассо как-то сказал: «Я хочу жить небогато, но с большими деньгами в кармане», можно сказать, последнее ему отлично удавалось. Его картины удачно продавались и при жизни, и сегодня за них охотно отдают огромные деньги.
«Алжирские женщины» – это серия работ на сюжет Эжена Делакруа. Интересно, что он написал свою картину «Алжирские женщины в своих покоях» в 1834 году. Пикассо путешествовал по Северной Африке, и полотно было написано после поездки вдохновленным художником.
Африка представлялась ему цветистой, праздничной, но то, что он увидел, изменило его мнение – африканский мир предстал перед глазами художника патриархальным, погруженным в повседневные домашние хлопоты. Работа Пикассо на аукционе Кристис была продана за 179,3 млн $.
Шар, как символ нашего мира
Самой яркой деталью картины, помимо лица Иисуса, является стеклянный шар.
Кому-то шар в руках Спасителя может показаться необычным. Ведь до открытия Колумбом Америки в 1492 году, люди считали, что Земля плоская. Неужели новые знания так быстро распространились по всей Европе?
Ведь если взять других «Спасителей» того времени, то становится понятным, что образ повторяется. И у немецких художников, и у голландских.
Слева: Дюрер. Спаситель мира (неокончен). 1505. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Йос Ван Дер Бек. Спаситель мира. 1516-1518. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.
Дело в том, что о сферичности Земли было известно ещё древним грекам. Образованные европейцы тоже были в этом убеждены и в Средние Века, и в Эпоху Возрождения.
Мы ошибочно считаем, что лишь с путешествием Колумба люди осознали своё заблуждение. Теория о плоской Земле существовала всегда параллельно теории о ее сферичности.
Даже сейчас найдутся те, кто будет Вас убеждать в том, что Земля – это четырёхугольник, покрытый куполом.
Но сам шар тоже интересный. Критики считают, что художник написал его неверно. Так как складки одежды, а также ладонь должны выглядеть по-другому. Как минимум, в перевёрнутом виде. Как же так получилось, что прекрасно разбиравшийся в оптике Леонардо, допустил такие ошибки?
Да, изображение не верно, если речь идёт о полностью стеклянном шаре. Но в данном случае он ПОЛЫЙ! А значит все написано правильно. И даже свет в этом случае создаёт три световые точки на стенках.
Леонардо да Винчи. Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500. Лувр в Абу-Даби.
История продажи в 2017 году
2017 стал особым годом в истории «Спасителя». Его выставили на продажу, чтобы компенсировать Рыболовлевым убытки. Оригинальный красочный слой картины находился в плачевном состоянии, поэтому оценили лот в 100 миллионов долларов.
Выставили картину на аукционе Christie’s. Перед этим развернули небывалую рекламную кампанию. Лот называли последним живописным произведением да Винчи, в интернет выложили ролики с разглядывающими полотно знаменитостями. Попасть на предпродажный показ в Нью-Йорке можно было только после часовой очереди.
Торги состоялись 15 ноября. Масштабность шага аукциона поражала, достигая 30-40 миллионов долларов.
Доска
Для картины взята доска откровенно плохого качества. В нижней картине был сучок. Из-за него пошла большая трещина сверху вниз. Это хорошо видно на фото, сделанного после снятия всех поздних слоёв краски перед реставрацией в 2005 году.
Критики уверены, что Леонардо никак не мог выбрать такую плохую доску.
Но я сразу хочу поспорить с этим. Леонардо никогда не был богат! Для современников он был странным, хоть и очень талантливым. То картину не доделает, то работает слишком медленно.
Так что он вполне мог взять доску не самого хорошего качества. Тот же Ван Гог писал самыми дешевыми красками из-за бедности.
А была ли картина
Доподлинно известно, что Леонардо работал над картиной с образом «Спасителя Мира». Сохранилось несколько эскизов мастера. На них мы видим характерное одеяние Христа с большим количеством складок.
Леонардо да Винчи. Подготовительный эскиз к «Спасителю мира». Около 1500. Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон. Wikimedia Commons
Также до нас дошла вот эта гравюра. Это черно-белая копия «Спасителя Мира» Леонардо. Согласитесь, довольно похоже на ту работу, что была найдена и отреставрирована в наше время.
Вацлав Холлар. Гравюра с оригинала картины Леонардо да Винчи «Спаситель мира». 1650. Британский музей, Лондон. Esquire.ru.
К тому же в музеях и частных коллекциях хранится около 20 копий «Спасителя мира» учеников Леонардо. Некоторые из них являются почти точными копиями. Но образы на этих полотнах явно уступают по силе и качеству.
Марко д’Оджоно. Спаситель мира. 1505-1519. Галерея Курто, Лондон. Arabena.livejournal.com
Но никто не ожидал, что когда-нибудь мы найдём оригинал! Мартин Кемп, эксперт по Леонардо да Винчи, так комментирует это событие: «Когда Вам сообщают о найденной картине Леонардо, это равносильно фразе «В вашем дворе приземлились пришельцы». Настолько это ошеломляет».
Факты о картине «Спаситель мира»
- Настоящий владелец картины (по состоянию на 2018 год) — наследный принц Саудовской Аравии, который выплатил за неё 450 миллионов долларов (400 миллионов за картину и 50 миллионов в счёт комиссии аукциону).
- Для сравнения: за 450 миллионов долларов можно купить два Boeing 777, пять раз отправить в космос современную ракету Falcon Heavy, снять 2-3 хороших фильма на уровне Голливуда с известными актёрами и современными спецэффектами.
- В настоящее время (по состоянию на 2018 год) самая дорогая картина на свете экспонируется в музее Лувр Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах.
- «Спаситель мира» — это не только самая дорогая на свете картина, но и вообще самое дорогое произведение искусства.
- Автор произведения Леонардно да Винчи, но у некоторых учёных есть сомнения.
- Прозрачная сфера в руке Иисуса на картине неправильно преломляет свет.
- Иисус на картине имеет общие с Моной Лизой черты лица.
«Спаситель мира» — это действительно ценный шедевр. Но ценность его вовсе не в миллионах. На видео ниже реакции людей, которые пришли посмотреть на картину. Среди них множество знаменитостей.
https://youtube.com/watch?v=KV0UDvEJmmc%3F
История создания
Свое творение Леонардо да Винчи в жанре портрет, религиозная сцена и возрождение, создал в 1500-х годах (предположительно в интервале 1499-1510-х годов). Мастер искусства писал полотно «Спаситель мира», используя масло и ореховую доску. Нынче картина находится в частном собрании принца Саудовской Аравии. Очень долгое время ее не могли отыскать, она буквально испарилась.
Предположительно, заказчиком «Спасителя мира» был Людовик двенадцатый. После реставрационных работ картина, созданная Леонардо да Винчи, была продана на аукционе за 400 миллионов долларов, а также встала во главе самых дражайших произведений.
Лежащая обнажённая – 157,2 млн $
Художник: Амедео Модильяни, год создания: 1917-1918
Картина Амедео Модильяни была удачно продана за 157,2 млн $ на аукционе, который проходил в Нью-Йорке. «Лежащую обнаженную» с радостью встречают в самых крупных музеях мира. На нее с удовольствием смотрели посетители Лондонского института искусств, Metropolitan Museum, Long Museum в Шанхае, Guggenheim Museum в Нью-Йорке и т. д.
Серия обнаженных Модильяни насчитывает 21 работу – элегантный красавец был мечтой многих женщин, он располагал к себе и притягивал, обладая природным шармом. За женскую любовь художник платил искусством.