«Автопортрет» Винсента Ван Гога (1887-88 гг): краткое содержание
- Став художником, Ван Гог изобразил целую галерею автопортретов, которым и давал незамысловатое название — «Автопортрет». Мы же рассмотрим написанный масляными красками автопортрет, когда сам «натурщик» пребывал в Париже.
- Что можно сказать об этом мужском лице? Сразу видно, что человек этот далеко не молод. Выражение черных глаз испуганное и как бы чем-то озабоченное. Что его пугало – нечто увиденное или переживаемое им в то время – кто знает?
- Рыжего цвета бородка, хмурое худощавое лицо с мимическими морщинами, весьма крупный нос – все это не дает возможности назвать автора красивым или хотя бы симпатичным. А вот очень больным, можно вполне из-за залысин, мешков под глазами и нездорового цвета лица.
- Автопортрет словно подернут рябью, и остается впечатление, будто это и не картина вовсе, а хроника давно ушедших лет, в которой главный герой постепенно увядает.
- Картина Ван Гога выписана рыжими, коричневыми, охровыми, черными и зеленовато-желтыми крупными мазками. Она скорее напоминает панно, для создания которого использовали воск или цветной пластилин.
- Хотя Ван Гог и является признанной во всем мире личностью, но критики утверждают, что именно эту работу можно назвать посредственной.
Автопортрет
Краткая Биография
Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревеньке Грот-Зюндерт (Groot Zundert) в провинции Северный Брабант (Noord-Brabant), граничащей с Бельгией.
Отец Теодор Ван Гог (Theodore Van Gogh) – священнослужитель-протестант. Мать Анна Корнелия Карбентус (Anna Cornelia Carbentus) – из семейства уважаемого книгопродавца и специалиста по переплету книг из города Гаага (Den Haag).
Винсент был 2-ым ребенком, но его брат умер сразу после появления на свет, поэтому мальчик оказался старшим, а после него в семье родилось еще пятеро детей:
- Теодорус (Тео) (Theodorus, Theo);
- Корнелис (Кор) (Cornelis, Cor);
- Анна Корнелия (Anna Cornelia);
- Элизабет (Лиз) (Elizabeth, Liz);
- Виллемина (Вил) (Willamina, Vil).
Воспоминания близких рисуют характер Винсента как очень странный, капризный и своенравный, непослушный и способный на неожиданные выходки. Вне дома и семьи он был воспитан, тих, вежлив, скромен, добр, отличался поразительным умным взглядом и полным сочувствия сердцем. Однако сторонился сверстников и не включался в их игры и забавы.
В 7-летнем возрасте отец и мать записали его в школу, но спустя год его и сестричку Анну перевели на домашнее обучение, и с детьми занималась гувернантка.
В 11 лет, в 1864 году, Винсента определили в училище в Зевенбергене (Zevenbergen). Хотя это было всего в 20 км от родных мест, ребенок тяжело переносил разлуку, и эти переживания запомнились навсегда.
В 1866 году Винсента определяют слушателем в учебное заведение Виллема II в Тилбурге (College Willem II in Tilburg). Большие успехи делал подросток в освоении иностранных языков, прекрасно говорил и читал по-французски, по-английски, по-немецки. Педагоги отметили и способности Винсента к рисованию. Однако в 1868 году он внезапно бросил учебу и возвратился домой. Больше в учебные заведения его не отдавали, он продолжал получать образование дома. Воспоминания знаменитого художника о начале жизни были печальными, детская пора ассоциировалась с мраком, холодом и пустотой.
«Едоки картофеля», Ван Гог
Год написания: 1885Размер: 82 × 114 смМестонахождение: Музей Винсента ван Гога, Амстердам, Голландия
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 109 слов
На картине Винсента Ван Гога «Едоки картофеля» изображена собравшаяся за столом семья де Гроотов — жителей голландского селения Нюэнен. Люди сидят в окружении тусклого света от керосиновой лампы. За их спинами заметен скромный интерьер убого жилища: два зарешеченных окна, деревянный перекрытия потолка, висящая на стенах кухонная утварь, часы и икона.
На столе стоит большое блюдо с картофелем — единственной едой, которую могут позволить себе бедняки. Отец и дочь едят жёлтые клубни вилками из одной тарелки. Мать разливает из чайника чай. Сын задумчиво пьёт из своей кружки, а младшая дочь стоит у стола спиной к зрителю.
Люди на картине выглядят уставшими и измождёнными. В их взглядах читается печаль и обречённость.
Вариант 2 — Подробно
18 предложений/ 259 слов
Картина Винсента Ван Гога была написана в нидерландском селении Нюэнен. Пребывая там, художник познакомился с семейством де Гроотов, которое и изобразил на своём полотне.
Эти бедные люди с утра до ночи трудились в поле, и единственной их отрадой был скромный семейный ужин после тяжёлого рабочего дня. Главным блюдом этой трапезы неизменно оставался картофель, поскольку ничего больше крестьяне позволить себе не могли.
На картине мы видим собравшихся за столом, занимающим практически всё пространство крошечной убогой комнатки, отца, мать, двух дочерей и сына. Лица их выглядят усталыми и измождёнными. Взгляд кажется потухшим, безжизненным и обречённым. Лишь одна девушка в белом чепчике, сидящая слева, лицом к зрителю, задумчиво вскинула свои большие грустные глаза, в которых ещё не успел погаснуть огонёк надежды.
С особой тщательностью прописал художник жилистые руки своих героев, загрубевшие от постоянного непосильного труда. Даже у молодых членов семьи кисти выглядят сухими и сморщенным, будто у стариков, а покрытые мозолями пальцы имеют неестественную форму.
На столе перед героями стоит большое блюдо с картофелем, который члены семьи едят вилками из одной общей тарелки. Мать, изображённая на картине справа, разливает по кружкам чай.
Люди сидят в окружении тусклого жёлтого света, исходящего от висящей над ними керосиновой лампы. На заднем плане виднеются зарешеченные окна дома и деревянные перекрытия потолка. Стены украшают часы, икона в углу и кухонная утварь. Вот и всё нехитрое убранство этого бедного жилища.
В целом изображение людей на картине «Едоки картофеля» носит гротескный характер, поэтому данное произведение Ван Гога критики часто ошибочно называли сатирическим. Тем не менее, используя такой приём передачи действительности, художник лишь хотел подчеркнуть суровость и беспросветность жизни бедняков.
см. также:Все сочинения-описания картин
«Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» Ван Гога (1889 г.): краткое описание
- Ван Гогу нравилось создавать автопортреты, и потому этот жанр он использовал довольно часто. В результате его коллекция пополнились целой серией полотен, где автор изображал в разное время сам себя. При создании автопортретов живописец словно беседует с самим собой и Вселенной.
- Но неоднозначная предыстория имелась лишь у картины «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой». По утверждению исследователей творческого наследия живописца, из-за ссоры с Гогеном, Ван Гог нанес себе телесные повреждения. Душевная неуравновешенность и бурные эмоции, с которыми он не смог совладать, буквально принудили его отрезать себе кончик уха.
- Именно такой — уставший от болезней, тревог и безысходности, и предстает перед зрителем именитый художник. Ван Гогу на тот период было только 35 лет, но выглядит он на ней на все 50. В тяжелом взгляде, можно увидеть и воспоминания о прошлом, которые не приносят радости, и страдания от непринятия и непризнания, и предчувствие скорой кончины.
Художник отрезал себе ухо
Звездная ночь
«Звездная ночь» признана одной из самых удачных работ художника. Она создана в 1889 году, когда Винсент находился в лечебнице для душевнобольных. Шедевр размером 73,7 см x 92,1 см написан в стиле постимпрессионизма на холсте маслом.
Волшебный вид ночного неба над выдуманным городом лучше рассматривать на расстоянии. Художник часто писал картины в технике импасто, создавая крупные мазки, которые вблизи не складываются в цельное изображение.
На переднем плане расположены кипарисы, но главный элемент на картине — прекрасное звездное небо, кажущееся таким бескрайним по сравнению с маленьким городком.
Картина является частью нью-йоркской коллекции Музея современного искусства.
Смерть
Жители Арля начинают опасаться непохожего на них горожанина. В 1889 г. они пишут петицию с требованием избавить их от «рыжего безумца». Винсент осознает опасность своего состояния и добровольно отправляется в лечебницу Святого Павла Мавзолийского в Сен-Реми. Во время лечения ему разрешают писать на улице под присмотром медперсонала. Так появились его работы с характерными волнообразными линиями и завихрениями («Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой» и др.).
Картина “Звездная ночь”
В Сен-Реми периоды бурной активности сменяются длительными перерывами, вызванными депрессией. В момент одного из кризисов он глотает краски. Несмотря на участившиеся обострения болезни, брат Тео способствует его участию в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890-го Винсент выставляет «Красные виноградники в Арле» и продает их за четыреста франков, что составляет довольно приличную сумму. Это была единственная проданная при жизни картина.
Картина «Красные виноградники в Арле»
Его радость была безмерной. Художник не переставал трудиться. Успехом «Виноградников» воодушевлен и его брат Тео. Он снабжает Винсента красками, но тот начинает их есть. В мае 1890 года брат договаривается с терапевтом-гомеопатом доктором Гаше о лечении Винсента в его клинике. Доктор и сам увлекается рисованием, поэтому с радостью принимается за лечение художника. Винсент также расположен к Гаше, видит в нем добросердечного и оптимистичного человека.
Спустя месяц Ван Гогу разрешают поездку в Париж. Брат встречает его не очень ласково. У него проблемы с финансами, сильно болеет дочь. Винсента такой прием вывел из равновесия, он понимает, что становится, возможно, и всегда был для брата обузой. Потрясенный, он возвращается в клинику.
Фрагмент картины «Дорога с кипарисами и звездой»
27 июля как обычно выходит на пленэр, но возвращается не с этюдами, а с пулей в груди. Пуля, выпущенная им из пистолета, попала в ребро и ушла в сторону от сердца. Художник сам вернулся в приют и лег в постель. Лежа в постели, он спокойно курил трубку. Создавалось впечатление, что рана не причиняла ему боли.
Гаше вызвал Тео телеграммой. Он тут же приехал, стал успокаивать брата, что ему помогут, что не нужно предаваться отчаянию. В ответ прозвучала фраза: «Печаль продлится вечно». Скончался художник 29 июля 1890 г. в половине второго ночи. Его похоронили в местечке Мери 30 июля.
Могила Винсента Ван Гога
Проститься с художником приехали многие его друзья-художники. Стены комнаты были увешаны его последними картинами. Доктор Гаше хотел сказать речь, но так сильно плакал, что сумел произнести лишь несколько слов, суть которых сводилась к тому, что Винсент был великим художником и честным человеком, что искусство, которое для него было превыше всего, отплатит ему тем, увековечит его имя.
Брата художника Тео Ван Гога не стало спустя полгода. Он не простил себе ссоры с братом. Его отчаяние, которым он делится с матерью, становится невыносимым, и он заболевает нервным расстройством. Вот что он написал в письме матери после смерти брата:
«Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился… Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты… О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».
Тео Ван Гог, брат художника
А это последнее письмо Винсента, написанное им после ссоры:
В 1914 году останки Тео его вдова перезахоронила рядом с могилой Винсента.
История создания
К работе над «Едоками» художник приступил весной 1885 года и в апреле завершил её. Картина была создана в «нюэненский период» (Ван Гог в это время проживал и творил в местечке под названием Нюэнен). Именно тогда сформировался творческий почерк, особенный стиль живописца, прославивший своеобразного автора на весь мир.
Картина не сразу получилась согласно авторской задумке. Перед тем как перейти к созданию большого полотна, Ван Гог прорабатывал детали будущей композиции на маленьких эскизах. Эти наброски в большинстве своем были уничтожены самим создателем, а редкие сохранившиеся экземпляры котируются у ценителей искусства в не меньшей степени, чем основная картина.
Идею своей работы в общих чертах Винсент описал в письме брату Тео: на холсте живописец попытался с помощью красок передать право людей, работающих на земле, вкушать пищу, выращенную собственными руками.
Если кто-то думает, что беспокойный художник создал данную картину силой своего воспаленного воображения, то он глубоко заблуждается на этот счет. Для того, чтобы ухватить атмосферу бедняцких трапез, Ван Гог попросил разрешения присутствовать на ужине одного небогатого семейства. В историю вошла фамилия групповых натурщиков – де Гроот. Те были не против немного попозировать. А нам в наследство достался настоящий шедевр!
Люди, похожие на картошку
Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.
На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.
Никто их не кормит. Нет никаких пособий по бедности. Нет благотворительной помощи. Они полагаются только на свои руки и спины. И с достоинством принимают ту пищу, которую они добыли своим трудом.
Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек. До того как стать художником, он одно время был пастырем в шахтерском городке. Раздавал все до последней нитки своим прихожанам. Через какое-то время его попросили оставить эту работу. Попросту уволили. Из-за чрезмерного усердия.
Тео-провидец
Так Ван Гог оказался в столице «нового искусства» — Париже и по совету Тео поступил учиться в частную студию Фернана Кормона, бывшую тогда «кузницей кадров» нового поколения художников-экспериментаторов. Там голландец близко сошелся с такими будущими столпами постимпрессионизма, как Анри Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и Люсьен Писсарро. Ван Гог изучал анатомию, рисовал с гипсов и буквально впитывал все новые идеи, которыми бурлил Париж.
Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Человек с обостренным чувством нового и превосходный бизнесмен, Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». В галерее Тео проводил персональные выставки Камиля Писсарро, Клода Моне и других импрессионистов, к которым Париж начал понемногу привыкать. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке, и их гвоздем стали работы Винсента.
Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества. Кстати, благодаря этому картины Ван Гога в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека, из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Он же оплачивал лечение Винсента.
Все это не было простой благотворительностью. Братья составили амбициозный план — создать рынок живописи постимпрессионистов, поколения художников, шедшего на смену Моне и его друзьям. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Тут они почти на столетие опередили свое время: только Энди Уорхолу и другим американским попартистам удалось сразу разбогатеть на авангардном искусстве.
Цветущие ветки миндаля
В год своей кончины Ван Гог создал прекрасное произведение, отличающееся мягкостью и умиротворенностью. Эту картину художник посвятил своему новорожденному племяннику. Цветы миндаля олицетворяют начало новой жизни, так как распускаются одними из первых.
В отличие от других полотен автора на этой картине отсутствуют яркие цвета, в том числе оттенки желтого. Лазурное небо и нежные цветы, занимающие практически всю площадь картины, являются воплощением счастья и радости.
Композиция картины и характерные четкие контуры навеяны японскими мотивами. Винсент как-то признался брату, что считает эту работу самым главным своим шедевром.
Винсент Ван Гог «Едоки картофеля», 1885 год
На этой картине мы видим группу людей, которая принимает пищу в тёмном и тесном помещении. Один из мужчин в верхней одежде, значит, в комнате холодно. Обстановка кругом бедная и мрачная.
Винсент Ван Гог «Едоки картофеля», 1885 год
Картина называется «Едоки картофеля». Она создана на раннем этапе творчества Ван Гога, после пяти лет его самостоятельного обучения. Фигуры на полотне достаточно грубо написаны, что говорит о небольшом опыте художника и его невысоком мастерстве в тот период.
Картина долго не удавалась Ван Гогу. Он создал более 12-ти её этюдов, пока, наконец, не написал то, что его устроило. Для работы художнику позировало семейство Де Гроот, которое состояло из матери, отца, сына и двух дочерей. Они жили бедно и целыми днями работали в поле. Вечерами они собирали вместе, чтобы поужинать.
Этюд к картине «Едоки картофеля», 1885 год
Еда крестьян, в основном, состояла из картофеля и ячменного кофе. Иногда члены семьи могли позволить себе по кусочку ветчины.
Ван Гог почти две недели ходил к Де Гроотам, чтобы писать их с натуры во время ужина. Не смотря на усталость, семья терпеливо позировала, пока не засыпала прямо за столом. Каждый раз художник пробовал новое сочетание цветов и пропорций, чтобы достигнуть, наконец, своей цели.
В период работы на картиной Ван Гог почти не спал и не ел. Он только и думал о том, как реалистичнее подать зрителю едоков картофеля. Времени было мало, поскольку в посёлке к художнику вспыхнула вражда и местный священник настаивал на его отъезде. В последнюю ночь Ван Гог работал над картиной уже по памяти, пока картина не была закончена.
Набросок картины «Едоки картофеля», 1885 год
Таким образом, Ван Гог сделал людей похожими на картошку не случайно. Он хотел показать, что эти люди живут картофелем: они его сажают, капают, его же и едят. Вся жизнь этих людей — картофель. Но художник вовсе не собирался смеяться над такими людьми. Наоборот, он очень уважал их.
На рисунках Ван Гога все крестьяне выглядят некрасиво и даже несколько несуразно. У них сильно выступающие скулы, крупные и неправильные черты лица.
Эскиз к картине «Едоки картофеля» Винсент Ван Гог «Лицо женщины», 1885 год
Однако это не попытка высмеять крестьян. Это способ показать их как людей, живущих хоть и примитивной, но натуральной и доброй жизнью.
В повести писателя Николая Ивеншева картина Ван Гога подаётся в несколько зловещем свете:
Конечно, сам Ван Гог совсем не хотел, чтобы его работа произвела такое впечатление на людей. Он планировал донести до них совсем иной смысл.
РАННИЕ СТРАНСТВИЯ
Когда в 1880 году Ван Гог только начинал сой творческий путь, он намеривался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одного из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.
Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли через его руки, когда он работал в фирме, торгующей произведениями искусства). В самом начале своей творческой деятельности художник прошел пешком около 80 километров от Боринажа до Курьера, деревушки на севере Франции, чтобы посетить Жюля Бретона, одного из наиболее известных последователей Милле. Однако при встречи Ван Гог был разочарован тем, что Бретон, изображающий сцены тяжелого крестьянского труда, сам живет в достатке и комфорте. Такое отношение было характерно для Ван Гога, всегда писавшего свои картины кровью сердца.
Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учёбы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты. В 1885 году он писал: «Изображать крестьянскую жизнь — трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьёз задуматься». Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время «голландского периода», были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сцены и ландшафты.
Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин, и всегда был огорчён тем, что крестьяне надевают для этого свои лучшие выходные платья, в то время как ему хотелось запечатлеть их такими какими они были в повседневной жизни, «в рубищах и заплатках». Чтобы персонажи его картин выглядели более естественно, он даже собирал старую одежду, в которой обычно ходили крестьяне, рыбаки и другой рабочий люд.
Рисунки
Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога — с твёрдым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882 года.
Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.
По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колос», 1885 года.
Влияние японского искусства
Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин».
Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекли Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этюде, под названием «Куртизанка», прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала «Пари Иллостре» за 1886 год.
Влияние Гаагской школы
Ван Гог часто ассоциируется в сознании людей с Постимпрессионистское движение, но на самом деле его художественные корни лежат гораздо ближе к художникам Гаагская школа Такие как Антон Мауве и Йозеф Исраэльс.
В письме к брату Тео написано в середине июня 1884 года, Винсент замечает:
До того, как Винсент нарисовал Едоки картофеля, Израиль уже рассматривал ту же тему в своей Крестьянская семья за столом и, судя по комментарию в письме Тео 11 марта 1882 г., Винсент видел это (или, по крайней мере, его вариант) и был вдохновлен этим на создание своей собственной версии. Композиционно они очень похожи: в обеих картинах композиция картины сосредоточена фигурой, повернутой спиной к зрителю.
А также интерес, полученный Крестьянская семья за столомВинсент ценил более простой образ жизни. Винсент, как известно, не обращал внимания на прекрасные вещи, однажды написав в письме своему брату Тео:
Ван Гог, похоже, эмоционально отождествлял себя со средним классом, хотя он был из довольно обеспеченной семьи. Речь шла о суровой реальности жизни рабочего класса. Он также просто восхищался экологичностью картофеля или Aardappel на голландском. Aardappel буквально переводится как «земляное яблоко», что дает представление о более простом и сердечном образе жизни.
Интересные факты
Поскольку у Ван Гога не было классического образования, на многих картинах заметны ошибки в пропорциях и перспективе.
Художник серьёзно занимался живописью только десять лет, но написал больше двух тысяч работ.
Свои полотна Ван Гог подписывал именем, а не фамилией, потому что считал её непонятной и сложно произносимой для французов.
Существует альтернативная версия смерти Ван Гога: некоторые исследователи полагают, что это было не самоубийство. Возможно, в художника выстрелили в ходе деревенской потасовки.
Брат Тео, поддерживающий Ван Гога на протяжении всей жизни финансово и морально, скончался меньше чем через год после самоубийства Винсента. У него тоже произошло помутнение рассудка: он даже пытался убить жену и ребёнка.
Творчество Ван Гога стало популярным и продаваемым только после смерти художника
В его честь были организованы несколько выставок в Европе, на которых художественное сообщество наконец обратило внимание на работы.
Произведения Ван Гога занимают первые строчки в рейтингах самых дорогих произведений искусства. Например, «Портрет доктора Гаше» был продан за $ 82,5 млн
Большую часть жизни Винсент не мог содержать себя самостоятельно.
Ранние годы: моя юность была «аскетичной, холодной и неплодотворной» (1853-1868)
родился в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов 30 марта 1853 года. Для малыша родители выбрали имя Винсент, что в переводе с латыни означает «победоносный». Ровно за год до этого в семье произошла трагедия: на свет появился первенец, который почти сразу же умер, — в честь него пара и назвала второго ребёнка. Когда Винсент подрос, он часто ходил к могиле своего умершего брата и любил сидеть там, размышляя о чём-то.
Отец Теодор Ван Гог происходил из когда-то знатного рода и был «священником по наследству» — большинство мужчин в его семье отдали себя религии. Он обладал мягкими чертами лица, всегда был вежлив и готов помочь прихожанам, которые с теплом относились к пастору и называли его славным. Мать Анна Корнелия Карбентус, дочь придворного мастера-переплётчика, отличалась взрывным характером: в одну секунду излучала нежность и ласку, а через минуту её охватывала вспышка гнева. Женщина любила фантазировать и заниматься сочинительством — время от времени писала длинные письма, где рассуждала о жизни и откровенничала, а также покрывала тетрадные листы незамысловатыми фигурками животных и растений.
Отец Теодорус Ван Гог Мать Анна Корнелия Карбентус Ван Гог Брат Тео Ван Гог
Со временем дом священника наполнился детским смехом и щебетанием: в семье появились ещё пятеро малышей. Будучи взрослым, Винсент поддерживал связь лишь с сестрой Вил и братом Теодором. Тео стал настоящим другом для художника и сопровождал его в течение всей жизни — на протяжении многих лет братья вели переписку, из которой сохранились более 600 писем.
Своей противоречивостью Винсент в чём-то повторял характер матери: в один день был молчаливым и задумчивым, но в другой — самым громким среди детей; любил блуждать по окрестностям в одиночестве — но часто организовывал шумные игры с братьями и сёстрами; мог нагрубить и высказать колкости дома — но односельчане помнили его тихим и послушным ребёнком. Такой же двойственной была и его тяга к искусству: иногда Винсент приносил матери свои рисунки и фигурки из глины, но буквально через мгновенье мог с яростью разорвать или разломать их.
Уже будучи взрослым, он писал про себя: «Я — человек страстей, способный и склонный творить глупости, за которые мне бывает стыдно. Я часто говорю или делаю что-то слишком быстро, когда лучше было бы выждать. Мне кажется, многие творят подобное тоже. А раз так, то что поделать? Нужно ли считать себя опасным и ни на что негодным? Я так не думаю».
Рисунок Ван Гога в возрасте 9 лет
Когда Винсенту шёл двенадцатый год, отец отправил его в школу-пансион Зевенберга, небольшого города в двадцати километрах от дома. Мальчик чувствовал себя одиноким и покинутым и упрашивал родителей забрать его обратно. Вместо этого через пару лет отец перевёл его в среднюю школу города Тилбурга. Там Винсент понемногу занимался живописью, но всё равно не чувствовал счастья и через два года в возрасте пятнадцати лет без объяснения причин вернулся домой. Позже в письме к Тео он говорил, что его юность была «аскетичной, холодной и неплодотворной».