Эффект коллажа
Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём. Тем не менее то, что можно посчитать недостатком техники, свидетельствует о колоссальной работе, которую Кранах и его подмастерья проделывали за целую национальную школу живописи. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.
Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. К примеру, на многофигурных полотнах можно заметить, что не меньше итальянской живописи отца династии увлекала нидерландская. Так, на картине «Христос и грешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха, и Северное Возрождение наконец встречает южное. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.
снизу:
«Христос и грешница», 1532
«От «Черного квадрата» к ташизму»
Еще одна очень важная для меня тема. Зал начинается с еженедельной брошюры Les Hommes du jour 1920 года с двумя Святыми Девами. На одной стороне разворота под названием «Две школы» — работа Жана Огюста Доминика Энгра. Одна ее версия находится в Лувре, вторая в ГМИИ, и это та классика, которая заканчивается с появлением «Черного квадрата» Каземира Малевича. Справа — работа Франсиса Пикабиа, в которой образ Девы Марии сведен к чернильному пятну. Я беру Энгра и Пикабиа, и довожу каждый из этих сюжетов до логического завершения — от Энгра я иду к «Черному квадрату» через иконы. И рассматриваю еще одну интересную деталь. На французском мы говорим ne pas sens, что одновременно значит «нет смысла» и «нет направления», то есть правильной стороны — ведь квадрат можно крутить. Забавно, что этот мотив исследовала сестра Марселя Дюшана, Сюзанна. На картине «Девушка с собакой» она изобразила собаку в четырех разных плоскостях: как ни крути, всегда найдется подходящий ракурс. Примерно в то же время русский художник Давид Бурлюк рисует «Казака» — картину, которую тоже можно смотреть в четырех разных направлениях. Думаю, этого сравнения еще никогда не делали.
«КРАНАХИ. МЕЖДУ РЕНЕССАНСОМ И МАНЬЕРИЗМОМ» Выставка в ГМИИ имени А.С.ПУШКИНА продлится до 15 мая 2016 года.
7 Мар 2016 | От: арт-релиз.рф
Лукас Кранах — один из самых известных мастеров Северного Возрождения. Ему, в первую очередь, посвящена выставка. Также представлена отдельная экспозиция работ всей династии Кранахов, каждый из художников которой стал знаменит.
В создании экспозиции приняли участие ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, музеи Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Нижнего Новгорода, а также частные московские коллекционеры.
Лукас Кранах (старший) — мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «дунайской школы»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого(1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, сторонник идей Реформации и друг Лютера, Кранах финансировал издание Библии, переведённой на немецкий язык Мартином Лютером. Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир.
Лукас Кранах — отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Основатель художественной мастерской, которая стала передаваться от отца к сыну во владение по фамилии Кранах. В дальнейшем это стало крупной художественной школой, а обучаться мастерству кисти у потомков великого Лукаса Кранаха было большой удачей.
Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII века.
Выставка «Кранахи. Между Ренассансом и Маньеризмом» продлится до 15 мая. Посетители могут увидеть такие известные полотна, как «Мадонна с младенцем», «Венера и Амур», «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой», «Плоды ревности. Серебряный век», «Юдифь, обезглавливающая Олоферна».
Лукас Кранах«Мадонна с младенцем под яблоней»ок. 1520 г.Государственный ЭрмитажСанкт-Петербург
Лукас Кранах и Мастерская«Христос и грешница»1532 г.Музей изящных искусств, Будапешт
Лукас Кранах«Мадонна с младенцем1520 г.ГМИИ им. А.С.Пушкина
Лукас Кранах«Венера и Амур»1509 г.Государственный ЭрмитажСанкт-Петербург
Опубликовано в рубрике Выставки, Записки о художниках, Художественные династии Метки: выставка в Музее Пушкина, Династия Кранахов
Искусство средних веков: «Колонна с изображением новозаветных сцен» (слепок), между 1015-1022 гг
Посетители ГМИИ имеют возможность познакомиться с шедеврами со всего мира, благодаря слепкам и копиям конца XIXв.. В одном из залов главного здания находится слепок бронзовой колонны из немецкого города Хильдесхайма. Бронзовая колонна из церкви Санкт Михаэль украшена рельефом,сюжет повествует о жизни Христа. Это точно стоит увидеть интересующимся историей германских земель, так как колонна была возведена в течение епископства Бернварда, который внес значительный вклад в культурную и политическую жизнь своей страны.
Заметьте, что копии из этой коллекции находятся не только в главном здании музея, но и в его отделе (Учебном музее им. И. В. Цветаева).
Высокое Возрождение: «Мадонна с младенцем в нише», Тициан Вечеллио, ок.1515-1520 гг
Высокое Возрождение — короткий период в эпохе Ренессанса, начавшийся приблизительно на рубеже XV-XVI вв. и завершившийся в 20-х гг. XVI в., связанный с лучшей порой итальянского творчества
Тогда тенденции Ренессанса, такие как подражание античности и внимание к человеку, достигли апогея. Значимое положение, среди самых известных представителей живописи того времени, занимает Тициан Вечеллио
В ГМИИ находится картина, автором которой принято считать Тициана, что вызывает сомнения у некоторых ученых. Тем не менее, независимо от того, кто ее создал, в ней воспроизводятся основные особенности итальянского Ренессанса.
«От возлюбленной к колдунье»
Это самый большой раздел, в нем 75 работ. И это неслучайно: в собрании ГМИИ и любого другого музея две самых популярных темы — это религия и любовь. Первой я повесил работу 2020 года коллектива современных нью-йоркских художниц-феминисток Guerrilla Girls — с вопросом, кого в музее больше, художниц или обнаженных женщин на картинах? Далее развивается тема обнаженной натуры, эротизма, плотских утех и, наконец, любви. От юношеского флирта, как «Вакханка» Франсуа Буше, к любовным письмам — одно из них запечатлено на картине XVI века «Любовное послание». От записок — к роману, как «Свидание» Пикассо. Потом переходим на сюжеты мужского и женского доминирования в паре — ведь до эпохи равноправия история знала и те и другие примеры. Отсюда сам собой напросился исторический мотив «охоты на ведьм» и других жестокостей. А любовь логически заканчивается свадьбой — церемонию можно видеть на полотне Даньян-Бувре — и скрепляется согласием — его символизирует абстрактное Yes Жоана Миро.
«Вакханка, играющая на свирели», Франсуа Буше. XVIII век. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Эксперимент
В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация. Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь, и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные. Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально — он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам.
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. По долгу службы и в коммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.
сверху слева:
«Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536
сверху справа:
«Мартин Лютер», 1529
Girl power
В искусстве Средних веков женщинам уделялось немного внимания — в основном художники изображали Деву Марию и святых. Кранах отводит женщинам центральную роль. В его творчестве можно найти отражение популярной в то время концепции Weibermacht, или «власти женщин». Конечно, «власть» здесь понимается не в современном феминистском ключе — имеется в виду сила женской сексуальности. Героини его полотен притягивают взгляды окружающих мужчин и открыто пользуются своей внешностью.
Взять, например, историю Лукреции: знатную римлянку обесчестил царский сын, и, не выдержав позора, она заколола себя кинжалом на глазах у мужа. «Лукреция» Кранаха, которую можно увидеть в Пушкинском, далека от образа скромной и верной жены: полностью обнажённая грудь, к которой она несколько игриво подносит кинжал, наводит на мысль о sexploitation-фильмах, где привлекательное женское тело и насилие неизменно идут рука об руку.
Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком, изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью? И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка? Искусствоведы продолжают спорить.
Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Рыжеволосые кудрявые девушки с высоким лбом, покатыми плечами и уникальным разрезом глаз — совершенно инопланетные создания. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда.
сверху слева:
«Геракл у Омфалы», 1537 (работы нет на выставке)
сверху:
«Лукреция», 1532
слева:
«Женский портрет», 1526
снизу:
«Венера и Амур», 1509
Искусство Древнего Египта: «Статуэтки Аменхотепа и Раннаи», 1479-1425 гг. до н. э.
Несмотря на то, что в древнеегипетском искусстве существовали строгие каноны, каждое произведение передавало особенности своего времени. В ГМИИ находятся работы, относящиеся к различным периодам в истории Древнего Египта, поэтому посетители смогут составить полное представление о том, как развивалось древнеегипетское искусство и культура.
Статуэтки Аменхотепа и Раннаи – одни из основных шедевров этой цивилизации. Они имеют не только художественную ценность, но и историческую – в них нашли отражение политические события того времени. Благодаря надписям на фигурках известно, что они были сделаны во время правления Хатшепсут (фараон; соправительница Тутмоса III), то есть в начале Нового царства.
Аменхотеп был жрецом уаб (жрец, отвечающий за чистоту храма) и служил в храме царя Тутмоса I в Карнаке. Этот царь был обожествлен и часто отождествлялся с Амоном, поэтому, пытаясь доказать легитимность своей власти, Хатшепсут утверждала, что является дочерью бога и, поэтому, законной наследницей.
Портреты-шаржи
Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов на портреты. В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза. Забавный результат можно увидеть на выставке — эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений — чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом. По всей видимости, успокаивали заказчиков прилагавшимися к работам текстами с торжественным перечислением их добродетелей и заслуг.
Вообще, главная претензия к фигуре Кранаха Старшего — то, что он превратил искусство в конвейер, эксплуатируя ассистентов, штампуя заказные портреты и переписывая одни и те же сюжеты с заготовок, которые впоследствии обеспечили безбедную жизнь его сыну, внуку и правнуку — той самой «династии». Но, к счастью, экспозиция в ГМИИ составлена так, что вы этого не заметите.