Николай мартынов

С карандашом в руке

Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая 1862 года. Как пишет С.Дурылин – «в свое любимое время: весною, (…) и в свое любимое время дня: в тихий вечер».

В семье было двенадцать детей, но в живых остались лишь двое – дочь Александра и сын Михаил, названный в честь деда Ростовцева. До двухлетнего возраста жизнь мальчика «теплилась в лампадке», до того он был слабеньким и болезненным ребенком. Все эти два года мать боролась за жизнь своего чада, и эту борьбу выиграла.

Михаил Васильевич вспоминал: «Чего-чего со мной не делали! Чем-чем не поили! И у докторов лечили, и ведунов звали, и в печку меня клали, словно недопеченный каравай, и в снег зарывали – ничего не помогало. Я чах да чах. Наконец совсем зачах. Дышать перестал. Решили: помер. Положили меня на стол, под образа, а на грудь мне положили образок Тихона Задонского. Свечи зажгли, как над покойником. Поехали на кладбище заказывать могилку. А мать так от меня и не отходила, пока наши были на кладбище. Приезжают с кладбища. А я и вздохнул! И отдышался. И здоровым стал. Ведь мне семьдесят восемь, а я жив, работаю».

До конца жизни в сердце Михаила Васильевича сохранилась нежная любовь и горячая привязанность к маме. «К моей матери, – писал Нестеров незадолго до смерти, – я питал особую нежность, хотя она в детстве наказывала меня чаще отца, а позднее, в юности и в ранней молодости, мать, по природе властная, проявляла свою волю так круто, что, казалось бы, мои чувства должны были измениться, и правда, они временно как бы потухали, чтобы вспыхнуть вновь и возрасти в последние годы матери, в мои зрелые годы, с большей силой. Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами! Мне казалось, да и теперь кажется, что никто никогда так не слушал меня, не понимал моих художественных мечтаний, как жившая всецело мною и во мне моя мать. Сколько было в те дни у нее веры в меня, в мое хорошее будущее!».

Родители Михаила Нестерова

До двенадцати лет Нестеров – шалун, баловник и озорник – жил в Уфе, окруженный заботой и любовью родных.

В 1872 году Михаил Нестеров поступил в Оренбургскую мужскую гимназию города Уфы.

Осенью 1874 года Михаил поступил в Московское реальное училище опытного педагога К.П.Воскресенского.

Надеждам отца увидеть сына инженером-механиком не было суждено сбыться. «…творческая природа мальчика была столь ясна и ярка, что с первых же его шагов в училище нельзя было не приметить, куда лежит его путь. Мальчик оказался в непримиримой вражде с математикой, с иностранными языками, в приятных отношениях с историей, географией, русским языком, с «законом божиим» и в горячей дружбе с рисованием».

Михаил, обладавший неудержимым нравом и тяготившийся изучением неинтересных ему предметов, стал запевалой во всех проказах учеников. Ему даже дали прозвище – «Пугачев».

В училище стало ясно окончательно: призвание Михаила – это живопись. И тратить время на посторонние занятия – значит зарывать талант юноши.

Василий Григорьевич Перов. Автопортрет

В 1877 году Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там его любимым преподавателем стал В.Г.Перов, который оказал сильное влияние на раннее творчество Михаила Васильевича.

В Училище Нестеров пробыл всего три года и в 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств.

Но три учебных года, проведенные в Академии художеств, принесли лишь разочарование. В классах он не нашел для себя ничего, кроме убийственной скуки.

В Москву тянуло все сильней – прежде всего к любимому преподавателю, Перову. В 1882 году, когда Нестеров вернулся в древнюю столицу, Перов был уже при смерти. Все, что оставалось талантливому ученику – запечатлеть в красках образ угасающего наставника. «Горе мое было великое, – вспоминает Нестеров. – Я любил Перова какой-то особенной юношеской любовью».

Михаил Васильевич все же вновь поступил в Училище живописи. Его педагогом стал А. К. Саврасов.

Каким образом найти в архиве человека, участвовавшего в ВОВ

Кроме перечисленных архивных и социальных ресурсов, рекомендуем обратить внимание на комплекс сайтов, содержащих информацию об времени ВОВ и поствоенном периоде. Они помогут вам найти человека по фамилии совершенно бесплатно

Среди таких ресурсов:

  • obd-memorial.ru – большой банк данных о защитниках Отечества, умерших, погибших и пропавших без вести во времена ВОВ и послевоенный период;

  • podvignaroda.ru – содержит базу документов о награждениях во времена ВОВ;
  • pamyat-naroda.ru – огромный массив данных об героях войны, боевых операциях, воинских захоронениях, воинских частях и так далее. Вы можете просмотреть искомые документы и скачать их на ПК;
  • rf-poisk.ru – Книга Памяти, разбитая по областям и регионам, где можно найти сведения об искомых людях;
  • soldat.ru – несколько Книг Памяти в разделе по областям, нахождения в плену, народностям, родам войск и так далее;
  • ru.stsg.de – данные о погибших в плену на территории Германии;
  • moypolk.ru – проект «Бессмертный Полк» с огромной базой данных о бойцах и труженниках тыла. Пополняется различными участниками проекта;

  • polk.ru —  проект «Забытый полк», включающий данные о советских и российских военных, пропавших без вести в течении 20 века;
  • отечестворт.рф – огромный каталог погибших, систематизированные по алфавиту;
  • memory-book.com.ua – украинская Книга Памяти;
  • permgaspi.ru – база данных Пермского государственного архива новейшей истории.

Пользоваться такими архивами довольно просто. Вы переходите на один из таких ресурсов, в поисковой строке вводите фамилию и имя данного человека (а также другие данные, если это предполагает форма сайта и они у вас есть). Нажав на кнопку запуска поиска, через несколько секунд вы получаете все найденные совпадения. После этого останется просмотреть представленный список лиц, найти в нём искомого человека (при наличии), и просмотреть перечень связанных с ним документов. Обычно такие документы вы сможете открыть и скачать себе на ПК (смартфон).

На некоторых из данных ресурсов действуют проекты добровольцев. Подав на них сведения по искомому человеку вы можете рассчитывать не бесплатную помощь волонтёров, которые помогут в осуществлении ваших поисков.

Детские и юношеские годы

Николай Мартынов родился 9 октября 1815 году в семье статского советника, Соломона Михайловича, одного из богатых помещиков Нижнего Новгорода. Его супруга, Елизавета Михайловна, происходила из дворянского рода Тарновских.

Многочисленное семейство, включающее восьмерых детей, проживало в большом красивом доме на Волжском откосе. Новгородцы знали Мартыновых не только как людей, обладающих серьёзным материальным достатком, но и как глубоко верующих горожан.

В 1825 году старший Мартынов, выгодно продав особняк городским властям, перевёз родных в подмосковное имение Иевлево-Знаменское.

Благодаря состоятельным родителям, дети получили прекрасное образование.

Николай с детства увлекался литературой, рано начал писать стихи, подражая известным поэтам своего времени. Он рос, не зная трудностей и невзгод. Мечтал о военной карьере, высоком чине, признании в литературе.

Усадьба Мартыновых располагалась по соседству с имением Середниково, куда часто приезжал юный Мишель Лермонтов в гости к родственникам. Там и произошло знакомство подростков.

Николай Мартынов

В каких бесплатных архивах стоит искать человека по ФИО

В первую очередь обращайтесь в архивы по месту проживания или работы искомого вами человека. Начинайте с ведущего архива данного региона (области) – Центрального государственного архива города Москвы, Московской области, Краснодарского края и так далее.

Позвоните в свой региональный архив, посетите его страницы в сети Интернет, свяжитесь с ним через е-мейл или мессенджеры (при возможности). Узнайте каковы особенности отправления запросов в данные архивы, как долго необходимо ждать ответа, какие сведения они предоставят, и на каких условиях. Подавайте запрос и ждите ответа (в некоторых бесплатных случаях он может затянуться).

Если в центральных архивах ничего нет, переходите на местный (локальный) уровень. Делайте запросы в местные архивы, в ЗАГСы (в последних часто можно найти записи об искомых нами людях).

Скучно не будет

Надо признать, что в этому году Третьяковка замахнулась на большее, чем четверть века назад, решив показать Поленова как мастера универсального дарования, а не только пейзажиста, которым мы его знаем. Портреты, историческая и религиозная живопись, архитектурные проекты, эскизы декораций к частным спектаклям, живопись, графика, архивные документы, музыка, световой народный театр-диорама и даже работы его учеников. В Москве собраны более 150 произведений из 14 музеев и 4 частных коллекций. 

Лекции, серия концертов, в том числе, посвященных опере авторства Поленова “Призрак Эллады”, круглые столы по теме религиозной живописи в творчестве художника, каталоги, альбомы  – все это кураторы выставки обещают зрителям, утверждая, что даже детям здесь не будет скучно. 

Главное, что обнаружит внимательный посетитель – Поленов был не только универсальным художником, аристократом от живописи, созерцателем и рыцарем красоты. Он был удивительным педагогом, который заражал своей энергией, темпераментом и особой оптикой. А еще человеком, который был убежден, что искусство обязано приносить счастье и радость, иначе оно не имеет смысла.

Обиделся и ушёл

После распада Советского Союза Александр Мартынов смог адаптироваться к новым реалиям. Актёр, который ранее играл военных и милиционеров, легко перевоплотился в эгоистичного представителя «золотой молодёжи» в фильме «Телохранитель» и его продолжении, боевике «Золото партии». Переломным моментом для карьеры Мартынова стал прогремевший в театре скандал.

Александр Мартынов в фильме «Золото партии»

Александр Сергеевич имел привычку порой пропадать на пару дней — не появляться в театре, не отвечать на звонки. Он не уходил в запой, поскольку был совершенно равнодушен к алкоголю, а просто не выходил на работу. Некоторое время худрук театра Андрей Гончаров терпел такое поведение, поскольку Мартынов был действительно талантливым актёром и некоторая часть зрительниц приходила посмотреть именно на него. Однако в 1994 году Александр Мартынов своей неявкой сорвал важную премьеру, и Гончаров распорядился уволить его одним днём.

Мартынов, будучи, как и многие актёры, человеком тонкой душевной организации, обиделся на такое неуважение и ушёл из профессии. Он уехал на дачу в Кратово и превратился в затворника. Там Александр Сергеевич живёт и по сей день. Он ухаживает за садом и огородом, играет с соседями в нарды и развлекает их историями из своего актёрского прошлого. В 2008 году Мартынов неожиданно вернулся на экраны, сыграв олигарха Реутова в сериале «Псевдоним “Албанец”–2», но после этого более 10 лет нигде не снимался. Соседи рассказывают, что в свободное время бывший актёр пишет сценарии, однако единственный фильм, в котором он числится сценаристом, вышел на экраны в 1992 году.

Александр Мартынов в сериале «Псевдоним “Албанец”–2»

Серьёзное творчество

Как встреча с Марией вдохновила художника на усердные занятия и рисование, так её смерть подвигла его на создание череды женских образов, поэтически-печальных и удивительно похожих на безвременно ушедшую супругу.  Тоска живописца по любимой выливалась в лирических и одухотворённых пейзажах, где каждый чахлый стволик и бледные цветки, тихие воды и замершие травы гармонично сливались с эмоциями героев. Сопереживание и скорбь на картинах выказывали душевное состояние художника.

Трагедия дала мощный импульс развитию таланта живописца, самобытность которого проявилась в первой большой работе. Картина «Пустынник» в 1889 году стала экспонатом Передвижной выставки и принесла автору славу. Осматривая выставку перед открытием, Пётр Третьяков был восхищён нестеровской работой и сразу купил картину.

Наигрался в семью

Первый раз Александр Мартынов женился ещё в студенческие годы, но о его избраннице почти ничего не известно. Этот брак просуществовал недолго, но принёс актёру двух сыновей, в воспитании которых Александр, сам выросший без отца, участия не принимал. В 1984 году Мартынов женился на актрисе Татьяне Мухе, которая играла с ним в одном спектакле. Татьяна родила от Александра дочь Машу. В 1988 году актёр ушёл из семьи.

Татьяна Муха в фильме-спектакле «Уроки музыки»

«Главная Сашина беда, на мой взгляд, что ему Богом не был дан талант любить. Он, к сожалению, оказался лишён этого чувства. Как одинокий волк, Саша никогда и нигде не пускал корней», — рассуждала Муха в беседе с корреспондентом «Каравана историй».

«И всё равно я ему безумно благодарна за дочь, за тот период времени, который он отдал нам с Машей, преодолевая себя. Мартынов ведь по сути своей спринтер, надолго его не хватает. Наигрался в папу заботливого, мужа верного, и ему стало скучно. Надоело. И рад бы привязаться, полюбить, но, к сожалению, не способен».

Любовь Руденко в сериале «Жизнь Клима Самгина»

Позднее актриса Любовь Руденко утверждала, что отцом её ребёнка является именно Мартынов. Александр так и не признал мальчика, но поклонники актёра отмечают, что повзрослевший Анатолий Руденко как две капли воды похож на молодого Мартынова.

Анатолий Руденко в фильме «Букет» и Александр Мартынов в фильме «Право на прыжок»

Детство и юность

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге. Мальчик и его сестра-близнец Вера стали первенцами прославленного археолога Дмитрия Васильевича и художницы, детской писательницы Марии Алексеевны Воейковой. В семье воспитывались еще трое детей: Константин (1848 г. р.), Алексей (1849 г. р.), Елена (1850 г. р.). Брат Александр умер в младенчестве.

Художник Василий Поленов

Мария Алексеевна, занимавшаяся живописью под руководством Карла Брюллова, любила рисовать портреты. Благодаря этому современники знают, как выглядел Василий Поленов в детстве.

Дети воспитывались в творческой семье. Бабушка Вера Николаевна Воейкова прекрасно знала русскую историю, любила народную поэзию и сказки. Внуки часто приезжали в ее имение в Тамбовскую область. В родном доме их ждали состязания в искусстве рисовать, сочинять и пр. За лучшие работы бабушка дарила самодельные медальки.

Портрет Василия Поленова. Художник Илья Репин

Родители тоже поддерживали творческие порывы детей, нанимали именитых педагогов из Академии художеств, например, Павла Чистякова. Впоследствии Василий Дмитриевич преуспел в пейзажном жанре, а его сестра Елена стала одной из первых женщин-иллюстраторов детских книг.

Поленов рано почувствовал тягу к холсту и собирался поступать в Академию художеств, но родители настояли на получении «серьезного» образования. В 1861-1863 годах молодой человек получил общие знания в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске, затем вместе с братом Алексеем овладевал точными науками на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета.

Василий Поленов и меценат Савва Мамонтов

В свободное от занятий время Поленов посещал курсы в Академии художеств, изучал не только живопись, но и анатомию, начертательную геометрию, биологию. Здесь будущий художник раскрыл еще и музыкальный талант: пел в хоре, сочинял композиции на фортепиано, был завсегдатаем оперы. Значительно позже, в 1906 году, в Московской консерватории состоялась премьера оперы Поленова «Призраки Эллады».

Окончив в 1867 году ученический курс с серебряными медалями за свои картины, Поленов не покинул альма-матер, а поступил на юридический факультет. Спустя 5 лет удачно защитил диссертацию на тему «О значении искусства в его применении к ремеслам».

Память о поэте

  • В 1985 г. в доме-музее Ш. Петёфи в Кишкёрёшё (Венгрия) был открыт «парк» из скульптурных портретов крупнейших поэтов разных стран, переводивших Петёфи. 26 июля 1985 г. были установлены первые три памятника: поэтам Джузеппе Касони (Италия), Л. Мартынову и Ивану Вазову (Болгария). Памятник Л. Мартынову выполнил скульптор Тамаш Сабо (Tam?s Szab?). В настоящее время в «парке» увековечены 14 переводчиков поэзии Петёфи. Эта венгерская скульптура остаётся единственным в мире памятником Л. Мартынову.
  • В 1995 году именем поэта назван бульвар в Омске. Поэт на этой улице не жил, но жил недалеко отсюда, на ул. Красных Зорь, д. 30 (бывший Никольский проспект). В начале бульвара в 2001 году был заложен памятный камень (трехтонный базальтовый камень) со словами на гранитной доске: «Капитану воздушных фрегатов Леониду Мартынову от омичей». Сегодня на бульваре Мартынова есть целая аллея литераторов: установлены памятные знаки-камни литераторам, чьи судьбы связаны с Омском, в том числе современникам поэта: П. Васильеву, П. Драверту, Г. Вяткину, А. Сорокину и другим.
  • Имя поэта присвоено одной из муниципальных библиотек Омска.
  • В Омске, как правило — в мае, проходят «Мартыновские чтения». Всего они были четырежды: в мае 1983, 1985, 1995 и 2005 годов. В 2005 г. они проходили в рамках юбилейных мероприятий, посвящённых 100-летию Мартынова. Исследователи сетуют, что литературное наследие Мартынова обширно, что ещё не всё напечатано, и многое затерялось в старых отечественных изданиях.

Биография художника: раннее детство

Русский художник Василий Поленов родился в Санкт-Петербурге двадцатого мая 1844 года, в семье состоятельных потомственных дворян. Отец будущего художника, Дмитрий Поленов, был знаменит как археолог и биограф, а его мать, Мария Алексеевна, занималась картинной живописью и написанием детских рассказов. Детские годы маленький Василий провел в столице, но семья в летнее время часто выезжала в потомственное имение бабушки Марии Алексеевны, которое располагалось в Тамбовской губернии. Девственная природа, рассказы и предания бабушки оказали сильное влияние на будущего живописца, кроме того она часто устраивала художественные конкурсы, в которых наиболее часто одерживали победы Василий и его сестра Елена. Также любовь к живописи Василию Поленову приобщала и мать, которая занималась рисованием с сыном, к тому же она позже наняла ему репетитора. Им стал знаменитый художник и педагог Павел Чистяков, который в то время еще сам обучался в художественной академии. Чистяков с самого начала приобщал Василия к пристальному изучению природы.

Живопись

В 1867 году Поленов запечатлел любимую бабушку Веру Николаевну на холсте, и этот портрет стал дебютной работой автора.

Картина Василия Поленова «Портрет Веры Николаевны Воейковой»

Интересный факт: в ряде источников указано, что в 1869 году художник получил малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». На самом деле работа принадлежит однокурснику Поленова, прославленному живописцу Илье Репину. Василий Дмитриевич же получил первую творческую награду — большую золотую медаль — в 1871 году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира».

За проявленный талант Поленова и Репина направили на стажировку в Европу. Несмотря на осознанный возраст — 27 лет, Василий Дмитриевич не мог определиться, какому жанру себя посвятить. За вдохновением он пошел в музеи, обратившись к мастерам пера: Карлу Пилоти, Габриэлю Максу, Арнольду Беклину, Гансу Макарту.

Картина Василия Поленова «Христос воскрешает дочь Иаира»

В 6-летней стажировке родились пейзажи «Белая лошадка. Нормандия» (1874), «Итальянский пейзаж с крестьянином» (1874), «Аббатство в Редоне» (1876), портрет «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875), который в 1876 году обеспечил Поленову звание академика искусств.

Посетив Вену, Мюнхен, старейшие города Италии и Франции, в 1876 году художник вернулся в Россию с четким видением дальнейшего творческого пути.

Картина Василия Поленова «Бабушкин сад»

Заняться творчеством сразу по приезде Василий Дмитриевич не успел — началась Русско-турецкая война. Впрочем, государи, наслышанные о выпускнике Академии художеств, пригласили Поленова занять место официального художника при Александре III.

Ужасы войны мастер пера переносил не на монументальные холсты, а на бумагу — его фронтовые эскизы печатались в журнале «Пчела». Больше внимания Поленов уделял мирным пейзажам. В годы противостояния Российской и Османской империй были созданы «Бабушкин сад» и «Московский дворик» (1878), сразу после войны — «Заросший пруд» (1879).

Картина Василия Поленова «Московский дворик»

Картина «Московский дворик» считается одной из наиболее известных в творчестве Поленова. Она запечатлела жизнь горожан в разгар летнего дня: женщина тащит коромысло, дети играют в траве, а рядом пасется запряженная лошадь. На заднем фоне – загороженный домами, но могущественный Спас на Песках. Коллеги Поленова по ремеслу отнесли холст к самобытному жанру — «интимный пейзаж».

В начале 1880-х годов в творчестве Василия Дмитриевича появились восточные пейзажи и библейские мотивы. В тот период биографии художник совершал поездку по колыбелям христианства: Константинополю, Палестине, Сирии. В дороге родились картины «Вифлеем», «Олива в Гефсиманском саду», «Источник Девы Марии в Назарете» (1882).

Картина Василия Поленова «Заросший пруд»

Тогда же Поленов начинал писать эпохальное полотно «Христос и грешница». Замысел картины «Христос и грешница» (другое название — «Кто без греха?») появился у Поленова под впечатлением от полотна «Явление Христа народу» Александра Иванова. Художника хотел показать Иисуса, который не просто появляется, а существует среди мирян.

Работа над произведением велась долго, и если бы не сестра-близнец Василия Дмитриевича, вряд ли бы завершилась — умирая, Вера взяла с брата обещание, что он допишет картину и сделает ее большого формата. Первые эскизы житейской истории Христа появились в 1870-х годах, а окончательное произведение — в 1888-м.

Картина Василия Поленова «Христос и грешница»

«Христос и грешница» была воспринята с сомнением, цензоры даже отказывались пускать полотно на выставку. Александр III приобрел картину для собственной коллекции, и расположение императора к художнику сразу поменяло мнение общества.

На вырученные средства Поленов купил участок в Тульской губернии, на берегу реки Оки. Позже здесь была возведена усадьба Борок. Вид, открывающийся из окон имения, лег в основу полотен «Золотая осень», «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Часовня на берегу Оки» (1893).

Картина Василия Поленова «Золотая осень»

В 1900-е годы художник собирал материал для первой и единственной серии картин «Из жизни Христа». Выставка, состоявшаяся в 1909-м, имела громогласный успех и навсегда поместила имя Поленова в список лучших живописцев современности.

Финальная картина Василия Дмитриевича «Ока. Пароход “Владимир”, превращенный в буксир» датируется 1920 годом.

Русский Север в творчестве Нестерова

Задумав изучить православную жизнь севера России, в 1901 году Нестеров, по примеру многих художников того периода, отправляется в Архангельскую губернию. Точнее, в Соловецкий монастырь на одноимённом острове, суровые места на Белом море. Здесь родились великолепные полотна «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» и другие. Чтобы подвести итог циклу, Нестеров задумал грандиозное полотно «Святая Русь». Закончил его только в 1906 году. Оно вызвало горячие споры критиков: художников и писателей, искусствоведов и просто неравнодушных людей. Всё было в нём прекрасно и одухотворённо: пейзаж, фигуры героев, их лица. Но русская критика сошлась в недопустимой пропасти между образом Спасителя и странниками, олицетворяющими народ России. Художественное исполнение было на высоте, но решение живописца относительно образа Христа сочли неудачным. Лишь на склоне лет Нестеров согласится с этим выводом.

Происхождение

Родился в Санкт-Петербурге 1 июня 1844 года в дворянской семье, известной в русском просвещённом обществе. Предки будущего художника занимались науками, юриспруденцией и внесли достойный вклад в развитие Отечества. Отец, Дмитрий Васильевич, был уважаемым дипломатом, в культурном плане разносторонним человеком, как и мать, Мария Алексеевна. Василий и Вера (двойняшки) были первыми детьми супругов Поленовых, в будущем семья станет многодетной: родятся ещё сыновья Алексей и Константин и дочь Елена.

Детство

Можно сказать, биография Поленова-художника началась с ранних лет – родители всегда внимательно относились к природным наклонностям детей, к тому же мать в молодости сама увлекалась живописью. Поэтому, видя явное дарование старшего сына, родители занялись его художественным образованием всерьёз, для него нанимались лучшие учителя. В будущем кроме него живописью увлечётся и младшая Елена, которая станет первой в России женщиной, владеющей профессией художника.

Из детских воспоминаний Василия Поленова наиболее яркие связаны с долгими месяцами, проведёнными с семьёй в имениях родственников (на Тамбовщине и Русском Севере). Именно здесь Василий, городской житель, сблизился с природой особенным образом, полюбил её и научился различать сотни неуловимых оттенков зелени, за которые и получит множество похвал в будущем. Игры детей тоже были непосредственно связаны с живописью: бабушка по материнской линии, женщина властная, но безгранично любившая внуков, устраивала для них конкурсы с наградами. В них, впрочем, всегда побеждал Вася.

Учёба

После окончания гимназии Петрозаводска в 1863 году Василий поступил в университет Санкт-Петербурга на физмат, а по вечерам ходил на лекции и практические занятия в Императорскую академию художеств. Кроме того, творчество Поленова распространялось и на музыку: он посещал музыкальные представления, пел сам и даже писал музыкальные пьесы.

Вскоре точные науки были на время вытеснены занятиями так манившей живописью. В 1867 году с серебряными медалями слушатель натурного класса Поленов закончил курс художественной академии. Затем он предпринял попытки заработать золотые медали по классу исторической живописи. Снова пришлось выделить время на университет (очень настаивали родители), с 1868 по 1872 год он изучает юриспруденцию и успешно защищается. В тот же период с победной наградой заканчивает Академию художеств.

Собственная усадьба

В 1890-м на Оке в Тульской губернии Поленов купил имение, в тиши сосен выстроил дом (проект обдумывался уже давно) и назвал усадьбу Борок (сосновый бор ласково). Василий Дмитриевич очень полюбил эти привольные места, перебрался сюда, что-то постоянно строил и обустраивал: то мастерскую с огромным окном, то класс, где занимался с сельскими ребятишками. В будущем мечтал превратить Борок в гнездо искусства, а затем и в музей, первый общедоступный в провинции. Близ усадьбы в селе Бёхово по проектам Поленова построены церковь, школа и народный театр – художник искренне радел за просвещение крестьян и воспитание у их детей художественного вкуса.

Сегодня усадьба носит имя художника – в Поленово дом-музей, он открылся ещё при жизни художника. Здесь сохранена обстановка и предметы быта тех времён. Первым директором дома-музея стал сын художника Дмитрий.

Происхождение и детство

Родился 31 мая 1862 года в Уфе в религиозно-патриархальной купеческой семье. Из восьми детей оставалась одна девочка, когда появился на свет очень слабенький Миша. Родители готовились к худшему, но мальчик, к счастью, выжил. Мария Михайловна, дочь купца Ростовцева из Ельца, и Василий Иванович, человек прямой и уважаемый в обществе, родители Михаила, жили дружно. Отец занимался торговлей, но больше по долгу, чем по призванию. Любил читать, увлекался историей. Поэтому, хоть и надеялся передать сыну семейное дело, всё же поддерживал его гуманитарные увлечения и интерес к рисованию – мальчик с детства проявлял чуткое отношение к природе и художественное дарование.

Награды ВОВ: поиск по фамилии

К кому еще можно обратиться за информацией о наградах?

  • На сайте ЦА Министерства Обороны в разделе «Награды ищут своих героев» опубликован список награжденных бойцов не получивших их. Дополнительные фамилии можно узнать по телефону.

Много полезной информации, которой порой нет нигде, можно найти на форумах вышеперечисленных сайтов. Здесь люди делятся драгоценным опытом и рассказывают собственные истории, которые могут помочь и вам. Существует много энтузиастов, готовых помочь всем желающим так или иначе. Они создают собственные архивы, проводят свои исследования, их так же можно найти лишь на форумах. Не обходите стороной такой вид поиска.

В. Д. Поленов при советской власти

Во время революций Василий Поленов находился у себя в имении Борок и активно занимался обучением местных детей, устраивал с ними театральные кружки и обучал их рисованию. В это время им написано одно из лучших его произведений «Разлив на Оке», которое высоко было отмечено критиками. В целом советская власть положительно относилась к личности Поленова и не притесняла его. Более того, в 1924 году состоялась выставка его картин в Третьяковской галерее, а в 1926 году В. Д. Поленов был удостоен звания Народного художника. Такое отношение власти к личности объясняется во многом тем, что художник не критиковал, по крайней мере публично, новую власть и тем, что он был ярким благотворителем и стремился улучшить народное просвещение в стране. Умер Василий Поленов 18 июля 1927 года в своей усадьбе, здесь же на берегу Оки он и был захоронен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: