Истина
Чюрлёнис написал притчу. Старик, жизнь которого подошла к концу, завещает юноше вступающему в жизнь: «А ты иди, иди без устали… А я останусь здесь. Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен и увидишь дорогу. А если цель будет далеко и старость тебя настигнет, знай, что там тоже будет скамейка, предназначенная для вестников. И всегда на ней молодые люди. Ну а сейчас иди,- так сказал старик. И я пошёл дальше и смотрел с высоких башен…»
«Истина».Темно, пусто, холодно вокруг человека с высоким лбом, держащего свечу. Привлечённые пламенем, слетаются мотыльки. Сзывающий их огонь обманчив, неумолим, жесток. Опалив крылья, обгорев, они гибнут, но всё летят и летят. Достижим ли идеал, истина? Путь к ним тернист. И всё же:»А ты иди, иди без устали… Смотри с высоких башен…»
Разноцветные гаммы
Точный диагноз психического расстройства художника и музыканта остается открытым вопросом для дискуссий. Внешне клиническая картина напоминала шизофренический процесс. Причем в среде литовской художественной интеллигенции говорилось как о чем-то общеизвестном, что «сумасшествие Чюрлениса имеет своим происхождением сифилис».
Современные психиатры также затрудняются точно квалифицировать диагноз Чюрлениса. Известно, что в период психотических состояний он созерцал какие-то картины, пребывал в состоянии экстаза, когда весь мир был наполнен чудесной музыкой. Он испытывал ощущение «высшей гармонии» со своеобразным чувством слияния основных семи тонов музыки и семи цветов спектра. Чюрленис воспринимал звуки музыкальной октавы в цвете. Подобным «цветным слухом» обладали некоторые композиторы – Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин. Трудно отрешиться от мысли, что многие живописные произведения Чюрлениса практически являлись изображением музыки. Эти картины «сонатного цикла» художник так и называл: «Аллегро», «Скерцо», «Анданте» и т. д.
Осенью 1908 года в Петербурге прошла выставка, для участия в которой Чюрленис был приглашен русским поэтом и устроителем художественных выставок Сергеем Маковским. Так литовский художник вошел в объединение «Мир искусства».
С одной стороны, жизнь в лишениях и постоянные мысли о собственной неудачливости не могли не отразиться на его настроении. Художник так говорил о своей нелегкой судьбе: «Похож я на птицу, придавленную деревом». С другой стороны, волнообразное течение заболевания в гипоманиакальных состояниях приносило свои плоды.
«Если бы ты знала, какая радость работать упорно, бешено, без передышки, почти до потери сознания, забыв все», писал в это время Чюрленис своей жене. Он интенсивно занимался живописью, а музыка оставалась отодвинутой вглубь сознания. Но иногда, может быть, неожиданно для него самого, появлялись на свет музыкальные произведения: разом, одну за другой он сочинял то пять, то семь прелюдий буквально за несколько дней. «“Сочиняет” – слово не вполне подходящее, точнее сказать – “успевает записать” прелюды, но очень часто ростки его музыки на бумаге не оставались. Но этот творческий взлет летних месяцев 1909 года был последним», – вспоминает современник одаренного художника-музыканта.
В декабре 1909 года творец все чаще совершает неадекватные поступки. Так, например, он заказывает роскошные подарки жене, которые нечем оплатить. И с особенным увлечением продолжает заниматься живописью. «В узкой полутемной комнате, полуголодный и одинокий, среди крика соседских детей и запахов кухни, он дает волю своей фантазии. Мольберта нет. Он прикрепляет бумагу кнопками к стене. Краски купить не на что. Он подбирает с полу даже крошечные кусочки пастели…
Его современник художник Мстислав Добужинский1 отмечает – Чюрленис в тяжелейшем состоянии. Дальше события развиваются стремительно: «В Петербург вызвали жену художника, которая отвезла его домой – в Друскининкай. Но и оттуда, с помощью друзей, его вскоре отправили дальше – под Варшаву, в Пустельницкую больницу для душевнобольных. Он заперт в палате. О творчестве не может быть и речи».
1Добужинский М. В. (1875–1957 годы) – русский художник.
По иронии судьбы именно в это время имя Чюрлениса начинает приобретать известность: одни восхищаются его работами, другие не понимают их, третьи негодуют или осмеивают. Музыканты считали его живописцем, а художники – музыкантом. Чюрленис мог бы им ответить словами Бетховена, узнавшего, что публике не понравился его новый квартет: «Он понравится им потом». Но психических сил для такого заявления у него уже не оставалось.
Однажды вечером художник ушел из лечебницы, где находился, в лес в одной больничной одежде, предварительно написав несколько строк жене. Простудился и заболел пневмонией. Потом последовало кровоизлияние в мозг и быстрая смерть.
В советские времена слава долго добиралась до Чюрлениса. О нем если и упоминали, то сопровождали текст такими эпитетами, как «декадент», «буржуазный националист» и «мистик». В годовщину его столетия наконец-то была проведена выставка в Третьяковской галерее, за границей картины Чюрлениса впервые были выставлены только в 1979 году. С этого же времени гениального представителя северного модерна признали «официальным гением».
Вкушение
Варшава в конце ХIХ века представляла собой настоящий культурный центр, и каждый юный музыкант мечтал сюда попасть. Здесь кипела творческая жизнь – концерты местных и приезжих пианистов и дирижеров, богатый репертуар оперного театра, музеи, выставки и библиотеки. Здесь так просто найти нужные ноты!
Музыкальные пристрастия молодого Чюрлёниса в те годы разнообразны. В Бетховене ему нравился героический драматизм, а в Вагнере блистательная сочность. Шопен привлекал богатством своих чувств – от лёгкой грусти до пафосного трагизма. Но Бах затмевал всех своей глубиной и величием, своим масштабом.
В институте завязывается дружба с Эугениушем Моравским, ставшим впоследствии известным польским музыкантом и композитором. А к сестре Моравского Марии у Чюрлёниса вспыхивают нежные чувства, озарившие жизнь в чужом городе и ставшие источником светлых переживаний. Но, к сожалению, пылкий роман двух незаурядных людей так и не получил продолжения – отец Марии запретил дочери даже думать о браке с нищим музыкантом и отдал замуж за богатого вдовца. Константинас и Мария остались добрыми друзьями до конца жизни.
Константинас Чюрлёнис и Эугениуш Моравский
Живя в большом городе, Чюрлёнис прочувствовал «изнанку» жизни. В отличие от маленьких патриархальных городков, большой город усиливал контрасты – бедные были ещё беднее, а богатые богаче. Горе углублялось, а развращённость расширялась. Здесь, в Варшаве, юный музыкант понял, что хорошее образование ещё не делает человека порядочным, а принадлежность к высшему свету не добавляет благородства. Несправедливость, глупость и лицемерие явили свой отвратительный оскал. Чюрлёнис наблюдал окружающий мир, делал выводы и складывал впечатления в своём чутком и трепетном сердце.
Поступив учиться на пианиста, уже через год Чюрлёнис перевёлся на факультет композиции. Такая переменчивость продолжится в его жизни и далее – став композитором, он начнёт учиться живописи. Душа Чюрлёниса была беспокойной и мятущейся. Огромное дарование не давало ему шансов к спокойной и размеренной жизни.
За годы учёбы Чюрлёнис написал около 25 фуг. Он стал не только профессиональным композитором, но и потратил много сил для получения общего образования. Много читал, изучал философию, историю, математику и космологию. Пытался осмыслить свои корни в сложном и запутанном мире. Осознание личной национальной идентичности приходило через осмысление мировой истории и культуры.
Любознательность Чюрлёниса была потрясающей. У его сестры сохранилась тетрадь, содержащая на своих страницах сферу интересов мятущегося гения. Огромный массив заметок из разных областей: словари основных европейских языков, письмена древних финикийцев, ассирийцев и египтян, таблицы свойств химических соединений и физических тел, различные исторические даты, географические данные, придуманный алфавит и ещё многое, и многое другое. Он хотел вместить в себя всю Вселенную, чтобы в будущем воплотить тайну бесконечности на своих полотнах.
Это было время великих замыслов и масштабных людей. Подобным же образом проявил себя другой гений – поэт и художник Макс Волошин. Он был современником Чюрлёниса, близким ему по духу человеком, также мечтающим объять необъятное и воплотившим Симфонию – синтез искусств.
Кантата для хора и симфонического оркестра «De profundis» стала выпускной работой в Варшавском музыкальном институте. Это сложное произведение показало профессионализм автора, и стало вехой в литовской музыке. В начале века, а на дворе шёл уже 1900 год, начиналось становление нового искусства, яркого, с национальными чертами и местным колоритом. Чюрлёнис был его провозвестником не только в музыке, но и в живописи.
За кантатой последовала симфоническая поэма «В лесу». Музыка Чюрлёниса стала более печальной и медленной, более вдумчивой и чуткой. Появилось взвешенность, благородство и простота. Спокойствие литовских песен воплотилось в нежной и хрупкой симфонии. Лес в поэме раскрывается музыкально – ветер арф, журчание свирелей, таинственные призывы горнов, солнечный свет струнных…
Послушайте, друзья, симфонию Чюрлёниса «В лесу». Это свежая и всегда молодая музыка. Грустная, добрая и глубокая.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года. Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы — Дзукии, играл на органе. Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований. Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай. Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке.
С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. В Варшаве в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью. Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву. Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые являются его основным заработком.
Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать.
Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств.
В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба — циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.
В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург. В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей.
Его жена вернулась в Друскининкай. В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Леон Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках.
В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние. Жена перевозит его домой в Друскининкай.
В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг.
10 апреля 1911 года художника не стало.
Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Многие произведения утрачены, иные находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса.
М.К.Чюрлёнис — композитор
Все музыкальное творчество Чюрлениса принято разделять на ранний (1896-1903) и поздний (1904-1910) периоды. Ранний период связан с обучением в Варшаве (1894-1899) и Лейпциге (1901-1902). Это время становления стиля композитора, период овладения композиционной техникой. Произведения того времени ярко отражают восхищение Шопеном (не только стилистикой, но и жанрами – вальсами, мазурками, полонезами), однако часть произведений свидетельствует об очевидной склонности композитора к полифоническому мышлению, о стремлении найти новые композиционные и инструментальные возможности.
В позднем периоде, который еще называется зрелым, Чюрленис решительно обращается к музыкальному модернизму. Его интересуют короткие серии звуков, на основе которых формируется все произведение. Самостоятельность голосов стирает границы между гомофонной и полифонической музыкой, а метод и техника музыкальной композиции, многократное повторение (остинатное) баса или верхнего голоса создает визуальное впечатление стабильности, взаимосвязанными с его работами живописи. Графический контур мелодий, расположение партий и фактуры инструментов отображают очевидное стремление Чюрлениса найти новые пути к синтезированию искусств.
Сегодня, к сожалению, нельзя точно утверждать, сколько именно музыки было сочинено Чюрленисом, так как значительная часть рукописей не сохранилась – предположительно сгорела во время войны или же пропала в водовороте исторических событий. То, что сохранилось – по большей части эскизы, черновики, фрагменты музыкальных идей. Такой характер архива обусловил то, что произведения Чюрлениса были полностью опубликованы лишь спустя сто лет после смерти композитора. И все же сегодня насчитывается от 350 до почти 400 музыкальных произведений. Основная часть сохранившегося музыкального наследия – это произведения для фортепиано, а также весьма значимые опусы для симфонического оркестра (симфонические поэмы «В лесу», «Море», увертюра, кантата для хора и оркестра), струнного квартета, произведения для хора (оригинальные композиции и гармонизированные литовские народные песни), сочинения для органа.
Прослушать Фугу c-moll VL 219
В свое время было много сказано и написано о том, что Чюрлёнис картинами хотел выразить музыку, что красками он стремился передать музыкальные звуки. И потому будто бы его художественные произведения часто носят музыкальные названия – фуга, прелюдия, соната. Его музыка живописна, а картины музыкальны.
Работает
Ее первые литературные произведения — стихотворение и оттиск — опубликованы в Габижа, первый литовский альманах, посвященный Антанас Баранаускас и издана в 1907 г. в Кракове. Позже она публиковала свои литературные произведения и критические очерки в различных антологиях и периодических изданиях, в том числе Науйоджи Ромува, Lietuva, Аушрине. Когда ее критика Sudrumsta ramybė (Нарушенный мир), пьеса 1925 г. Петрас Вайчюнас , не была хорошо принята, она перестала публиковать свои отзывы.
Ее первая книга Летувое (В Литве) был опубликован в 1910 году. Он содержал семь эссе Чюрленене и одно сочинение о музыке Чюрлениса, которое она перевела с польского. В книге дается критическая оценка литовской культуры и общества. Под влиянием идей Fin de siècle и Молодая Польша движения, она была недовольна реализм который был распространен в то время и поддерживался символизм которые искали более глубокий и значительный смысл, исследовали духовную жизнь и тоску. В своих различных эссе по искусству и литературе она призывала создателей не копировать зарубежные образцы, а заглядывать внутрь себя, исследовать национальный характер и дух, воплощенные в Литовский фольклор, и создавать более современные произведения. В этом свете она высоко оценила пьесы Марселинас Шикшнис и Видунас.
Большинство ее литературных работ — это театральные пьесы, что сделало ее одной из первых литовских драматургов. Ее первая игра была Калиныс (Заключенный) о побеге великого князя Витаутас от Кревский замок в 1382 г. Самыми популярными ее произведениями были комедии. Пинигеляй (Деньги; 1919; переведено на польский) и Vilos puošmena (Украшение виллы; 1932 г.). Эти комедии, противопоставляя идеализм материализму, показали недостатки общества и высмеяли жадность и стремление к наживе. Еще одна комедия Didžioji mugė (The Great Fair; 1939) исследовали семьи новой капиталистической элиты — мужей, гоняющихся за деньгами и славой, и их тщеславных жен, запускающих благотворительные инициативы и флирта с американцами. Ее драма Aušros sūnūs (Сыновья Аушры; 1922) изобразили жизнь книжные контрабандисты вовремя Литовский запрет прессы. Ее аллегорическая драма Ритерис будетояс «Рыцарь-сторож», 1934) была поставлена, но она была недовольна постановкой и отменила ее. В 1941 году написала драму. Галстук metai (В том году) о первая советская депортация из Литвы; он был впервые опубликован в 1992 году. Также она писала пьесы для школьных театров; первый сборник вышел в 1918 году.
На ее произведения большое влияние оказал литовский фольклор. В частности, ее стихотворение, посвященное Чюрленису. Гирия Жалиойи (Зеленый лес; 1915–1945), детская игра Dvylika broli, juodvarniais laksčiusių (Двенадцать братьев, летящих как вороны; 1932), стихотворение Mūs jauja (Наш сарай; 1910–1954) заимствовал сюжет, символы и мифы из литовских сказок. Например, в Гирия Жалиойи, девушка ищет цветок папоротника. Ее автобиографический роман Швентмаре (1937) — пример литературный реализм хотя она критиковала реализм в своих эссе. На нем изображен один приход в Жемайтия во время литовского запрета на прессу и рисует картину общественной и культурной жизни того времени. Главный герой — католический священник, но, несмотря на то, что она воспитывалась в семье своего дяди-католика-священника, Чюрленене не останавливается на католической морали и рисует молодого священника как вестника Литовское национальное возрождение. Роман был адаптирован для театральной сцены Люцией Армонайте и поставлен в Алитус в 2013. В романе также исследуется национальное возрождение. Bundanti žemė («Пробуждающаяся земля»; 1913–1934), в которой рассказывается о жизни двух молодых друзей, одного из дворянства, другого из крестьянства, и их пути к активной культурной деятельности. Чюрленене планировала продолжить роман, но он не был написан. Некоторые из ее работ были написаны в Жемайтийский диалект, включая ее последний незаконченный роман Жемайтишка поэма (Жемайтийская поэма).
Также она переводила французские комедии. Тартюф и Скупой к Мольер (оба в 1928 г.) и вместе с другими переводили и редактировали греческий эпос. Илиада (1930).
Пациент В. Бехтерева
Биографы отмечают, что у Чюрлениса могло быть наследственное биполярное расстройство. Известно, что однажды его отец надолго покинул семью, отправившись в бесцельные скитания по Руси. Жизненный уклад, равнодушие к неустроенности самого Константинаса характерны для страдающих маниакально-депрессивным психозом.
В Петербурге Константинас жил в одиночестве, изо всех сил пытаясь добиться признания. Мысли о беременной супруге, непонимание среди современников, интенсивная работа, нищета подкосили ментальное здоровье художника.
Выдающийся психиатр Владимир Бехтерев, осмотрев Константинаса, сделал вывод о состоянии, граничащим с безумием, вызванном переутомлением и перенапряжением, осторожно предложил перевезти творца в спокойное умиротворенное место, то есть, в психбольницу
ТВОРЧЕСТВО
Первые работы Чюрлениса незатейливы: это маленькие деревенские пейзажи со свинцово-серым небом, избушками, заснеженными холмами и темными стволами деревьев. Они сделаны по рисункам с натуры. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»).
Активное участие Чюрлениса в движении Литовского национального возрождения и идеалистическое самопожертвование во имя идеалов искусства, представляет его типичным творцом эпохи Романтизма. Взглянув на произведения Чюрлениса, можно заметить, что в его живописи чувствуется влияние символистов и art noveau, музыкальный язык стремится расширить возможности хроматической и гармонической систем мажора-минора, а творчество вцелом объединено четкой синестетической тенденцией. Все упомянутые черты представляют Чюрлениса типичным творцом центральной Европы рубежа девятнадцатого-двадцатого веков.
Картины зрелого Чюрлениса, пластика которых субтильно основана на музыкальных формах и логике мотивного развития музыки, а также поздние сочинения для фортепиано, в которых серийная техника переплетается с остинатной логикой, мелодические и ритмические модули с образованиями гармонических комплексов, в истории всей европейской культуры являются уникальными образцами синтеза музыки и живописи. Это не «нарисованная музыка», а в живописи композитором сознательно использованные пластические соответствия средствам музыкальной выразительности – ритма линий и плоскостей, гибких форм, «наложений» нескольких слоев пейзажа, создавая эффект расширенного пространства
Мечтой художника о мировой гармонии и красоте рождены циклы картин «Сотворение мира» и «Знаки Зодиака».
Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы… Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность… Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу — надпись по-польски: «Да будет!» Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести.
Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.
В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.
«Жертвоприношение»
Картины М. Чюрлениса всегда отражали его внутренний мир. Яркий пример — «Жертвоприношение», написанное в 1909 году.
В тот год он живет в Петербурге, работе посвящает практически все время. Он одинок и чувствует себя непонятым. Намечается кризис в его личной жизни. Супруга София Кимантайте, которую он любил, бросает мужа и одна возвращается в Литву.
Именно тогда впервые проявилась душевная болезнь, которая через пару лет и привела к гибели художника. Но в 1909 году он еще пытается бороться и противостоять депрессии.
К этому периоду относится картина «Жертвоприношение». Она выполнена в максимально скупой манере. Сюжет ее таинственен и мрачен. Однозначно его толковать никто не берется. В центре полотна — фигура ангела, окутанного клубами темного дыма, поднимающегося от земли. Ангел в это время смотрит на небо, как бы вопрошая, какие еще жертвы от него потребуются. Картина полна тревог и мрачных предчувствий.
Зажжение
В 1889 году, хлопотами друга семьи, врача Юзефа Маркевича, Кастукас был зачислен в оркестровую школу князя Огинского, внука того самого Михаила Огинского, написавшего знаменитый полонез «Прощание с родиной». Школа находилась в городе Плунге, за 300 км от Друскининкая, и юному музыканту пришлось впервые покинуть стены родного дома.
Князь Огинский, известный филантроп и меломан, содержал бесплатную музыкальную школу с общежитием для оркестрантов. Для одарённых подростков из небогатых семей это был практически единственный шанс получить профессиональные музыкальные знания. Князь быстро разглядел в Чюрлёнисе незаурядный талант и прекрасные человеческие качества. Несмотря на большую разницу в возрасте, они подружились и относились друг к другу с большим уважением. Их дружба продолжалась около 15 лет, до самой смерти Огинского. Князь сыграл ключевую роль в становлении будущего мастера.
В годы учёбы Чюрлёнис изучил игру на флейте и занялся композиторской деятельностью. Музыка стала для него всем. Он погрузился в творчество полностью, с головой, впитывал новые знания и эмоции, вкушал музыкальную историю, воспарял в импровизациях. Игра в оркестре давала новые ощущения и переживания – чувство сплочения, общего дела и единого дыхания. Успехи Чюрлёниса в композиции позволили ему удостоиться большой чести – исполнять музыку собственного сочинения в составе оркестра. В такие моменты он словно пребывал у самого алтаря в прекрасном храме, имя которому «Музыка».
Во дворце, где располагалась школа, была огромная библиотека, а окрестности так и манили к чтению и размышлениям. Гуляя по парку и наслаждаясь красотами окрестностей Плунге, Кастукас начал рисовать. Просто так, без руководства, он зарисовывал всё, что попадалось ему на глаза – потаённые уголки парка, ухоженные домики местных жителей, лица друзей и коллег по оркестру. Но это было просто увлечением – главной страстью юного Чюрлёниса в те годы была музыка.
В 1894 году, благодаря материальной поддержке князя Огинского, Кастукас, уже ставший Константинасом, поступает на учёбу в Варшавский музыкальный институт. Это было не просто огромной удачей, но событием, похожим на чудо. Мир для Чюрлёниса расширился.
Цикл «Зима» 1907
Повелитель «царя инструментов» — органа
Юный Чюрленис виртуозно играл на «царе инструментов» — органе. В руках талантливого юноши орган звучал настолько грандиозно и проникновенно, что приводил в дрожь окружающих, рождая сильные переживания.
Освоение органа, одного из самых сложных инструментов с тысячами трубочек, требует от ума феноменальных навыков и особого нервного устройства. По сей день Чюрлениса включают в плеяду знаменитых органистов, наряду с Бахом, Моцартом, Брамсом.
Выразительная органная музыка способствует раздумьям о Вселенной и Боге, затрагивая глубинные струны человеческой души. Именно эти монументальные темы прошли лейтмотивом сквозь все творчество Чюрлениса.
О художнике
Чюрленис — сын Литвы, напоенный ее воздухом, ее красотой, ее сказками и легендами. Он был композитором и художником. Должно быть, поэтому все его картины звучат. Все удивительно ритмичны и музыкальны. Часто они даже носят музыкальные названия: фуга, прелюдия, соната… Иногда указываются части — анданте, аллегро…
Мир его творений фантастичен, краски приглушенны, во многих картинах лейтмотив — грусть, отрешенность. Некоторые критики превозносили Чюрлениса именно за эту якобы воспеваемую им идею потустороннего мира, идею единого высшего духа. Другие, напротив, отрицали все его творчество как вымысел сумасшедшего. Все это крайности. Чюрленис был сыном своего времени, но он был человеком с крайне обостренным мировосприятием, человеком тонко организованного душевного склада. Чтобы понять его творчество, надо знать основные философские увлечения его времени и основные моменты его биографии.
Родился Чюрленис в 1875 году в Варене (Южная Литва), в семье органиста. Детские годы провел в Друскининкае — живописнейшем крае. Музыку почувствовал и полюбил еще пятилетним мальчиком. Девяти лет поступил в музыкальную школу князя М. Огинского и пробыл там до 1888 года. Потом перешел в консерваторию Варшавы, затем Лейпцига. Сочинения его высоко ценили самые строгие критики. Музыкантом он был серьезным и теоретически прекрасно подготовленным. Отсюда такое музыкальное восприятие окружающего, так точно схваченное и переданное в его картинах чувство ритма.
Живописцем Чюрленис был скорей от природы, чем профессионалом. Он не обладал большим техническим мастерством, свои композиции он подчинял настроению, музыкальному нарастанию и ослаблению звука, ритму.
Чувство гармонии и красоты у этого художника было поразительно.
Его взгляды на жизнь формировались в тот момент, когда студенчество Варшавы и Лейпцига увлекалось философией Канта и Ницше, зачитывалось Достоевским, Эдгаром По, Леонидом Андреевым. Чюрленис, всегда бывший в центре студенческой жизни, поддается этим увлечениям. Заинтересовавшись культом Солнца и тайнами мироздания, начинает изучать древнюю Персию и Египет, а затем религию и философию Индии.
Художественное наследие Чюрлениса — более 300 картин. Они близки нам своей человечностью, музыкальностью, напряженным раздумьем.
«Весна», «Колокола» (1905 г.), «Зима», «Корабль» (1906 г.), «Лес», «Знаки зодиака» (цикл из 12 картин), «Весенняя» и «Солнечная» сонаты (1907 г.) и другие чудесные работы Чюрлениса привлекают нас теперь не своим идеализмом, отрешенностью, а, напротив, удивительно поэтическим настроением и предельно жизненным пейзажем. Причем пейзаж его картин — родной, литовский, и в этом нельзя сомневаться — там есть все приметы: старые мельницы, часовни, море.
В 1907 году Чюрленис переезжает в Вильнюс и всячески способствует развитию национального искусства. Он участвует в создании Литовского художественного общества, помогает устраивать первые национальные выставки, создает хор. Но, как это ни горько, на родине он оставался непонятым.
В 1909 году художник, женившись, переезжает в Петербург. Художественная жизнь Петербурга захватывает его. Чюрленис не по силам много работает. Картины «Всадник» и «Рай» — лучшие произведения этого периода. Но нервное переутомление сказывается на его здоровье. Начинаются сильные головные боли. Чюрлениса помещают в лечебницу, где он умирает в 1911 году от кровоизлияния в мозг.
Горький называл Чюрлениса гением литовского народа. Однажды, беседуя с художником Ф. Богородским, он воскликнул: «Да-с, сударь, быт, жанр и прочее — все это хорошо. А где же мечта? Мечта где, я спрашиваю? Почему у нас нет Чюрленисов? Ведь это же музыкальная живопись!»