История одного шедевра: «девочка на фоне персидского ковра» михаила врубеля

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений

Придаточные пред­ло­же­ния, кото­рые отно­сят­ся ко все­му глав­но­му пред­ло­же­нию (вре­ме­ни, уступ­ки, при­чи­ны, усло­вия и пр.) или к одно­му из его чле­нов (опре­де­ли­тель­ные, изъ­яс­ни­тель­ные, меры и сте­пе­ни, места, обра­за дей­ствия), могут быть неод­но­род­ны­ми, то есть раз­ны­ми по зна­че­нию и при­над­ле­жать к раз­ным типам, напри­мер:

Когда собра­лись рыба­ки (1), Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вече­ру ветер пого­нит лед на пол­день (2) (М. Пришвин).

От глав­но­го пред­ло­же­ния зави­сят два при­да­точ­ных:

  • одно — при­да­точ­ное вре­ме­ни (когда собра­лись рыба­ки),
  • вто­рое — изъ­яс­ни­тель­ное при­да­точ­ное (что к вече­ру ветер пого­нит лёд на пол­день).

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

(Когда…), , (что…).

Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных

Но хотя они всю жизнь были сосе­дя­ми, Уля нико­гда не виде­лась с Анатолием поми­мо шко­лы да ком­со­моль­ских собра­ний, где он часто высту­пал с докла­да­ми (А. Фадеев).

Как толь­ко жара спа­ла, в лесу ста­ло так быст­ро холо­дать и тем­неть, что оста­вать­ся в нём не хоте­лось (И. Тургенев).

Когда у меня в руках новая кни­га, я чув­ствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, гово­ря­щее, чудес­ное (М. Горький).

Река, вдоль кото­рой мы пошли, то и дело кру­то пово­ра­чи­ва­ла, так что поблёс­ки­ва­ю­щее зер­ка­ло её упи­ра­лось вда­ли то в зарос­ли ивня­ка, то в пес­ча­ный обрыв (В. Солоухин).

Когда я всмат­ри­ва­юсь, мне даже чудит­ся, что я начи­наю видеть на сот­ни, на тыся­чи кило­мет­ров вокруг (М. Бубеннов).

Ранней вес­ной, как толь­ко сой­дёт снег, поле, где была посе­я­на ози­мая рожь, покры­ва­ет­ся соч­ной зеле­нью (Л. Леонов).

Демон сидящий. 1890

Именно в Москве под впечатлением произведения Михаила Лермонтова была написана самая известная картина Врубеля.

Сидящий в окружении необычных цветов, Демон, скрестив руки, смотрит печально вдаль. Работая над иллюстрированием произведений М. Лермонтова, Врубелю удалось точно передать образ литературного героя. В его Демоне воплотились человеческие черты, внутренние противоречия, сила духа и постоянное сомнение.

Кажется, образ Демона, выполненный на холсте, окончательно подтверждает, что сомневающийся мастер нашёл свой особый стиль.

Для любителей подземного мира и путешествий — наш материал Подземные приключения: самые интересные пещеры мира.

Призрачное счастье

В Петербург писать декорации к «Гензелю и Гретель» — постановке частной оперы Мамонтова — должен был ехать Константин Коровин. Но он заболел, и Савва Иванович послал Врубеля.

В здании панаевского театра — репетиция. Врубель вошел в полутемный зал, и замер, ошеломленный: волшебный женский голос на темной сцене выводил прелестные фиоритуры… В перерыве Михаил кинулся за кулисы. «Кто поет Гретель?» — «Я» — «Дайте скорее вашу руку! Позвольте же поцеловать!»… Он сразу влюбился — не столько в женщину, сколько в создание своего воображения: голос, тонкие пальцы, аромат духов, манеру смущенно смеяться… И только потом узнал, что зовут чаровницу Надеждой Ивановной Забелой, что она молода и по-своему красива: аристократически-тяжелый подбородок, узкое лицо, крупный нос, светло-голубые насмешливые глаза…

Надежда Забела-Врубель в роли Царевны-лебедь«Царевна-лебедь»

На одну только оперу «Садко», где пела Забела, Врубель ходил потом девяносто раз. Писал сестре, что, если Надежда Ивановна откажется выйти за него, он покончит с собой. Она не отказала, хотя вся ее семья восставала против этого брака: слава Врубеля была скандальной, заработки случайными, к тому же он много пил и безумно сорил деньгами. Кстати, к свадьбе Михаил Александрович подарил невесте чудную брошь с опалом и бриллиантами вокруг…

Врубелю было сорок, Забеле — двадцать восемь, когда они поженились в Женеве. Потом путешествовали по Швейцарии, Италии, Греции. А вернулись в Харьков, где у Наденьки был ангажемент. Художника Врубеля там не знали, но заскучать он не успел: жена объявила, что будет петь Тамару — в театре принято решение ставить «Демона». Мог ли Врубель остаться в стороне? Он предложил свои услуги в качестве оформителя спектакля, и сочинил столь фантастические и непригодные для реальности декорации, что сам чуть не погиб, когда конструкция внезапно обрушилась. Зато костюм, прическа, грим, придуманные Врубелем для жены, были великолепны…

Вскоре Мамонтов призвал супругов в Москву. Для Врубеля накопилось много работы, да и с Забелой мечтал познакомиться начинающий композитор — Римский Корсаков, тоже мамонтовский протеже. Очень скоро Надежду Ивановну стали называть «корсаковской певицей»: специально под нее ставились оперы  «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане». В последней она пела Царевну-Лебедь — считается, что врубелевская «Царевна Лебедь» написана с нее. Впрочем, лицо на картине очень мало напоминает Забелу, зато многие видят сходство с … одной из дочерей Эмилии Львовны Праховой.

Как бы там ни было, Врубель, женившись, перестал тосковать о несбывшейся когда-то любви, и на какое-то время сделался совершенно счастливым человеком. О демонах он, казалось, забыл навсегда. Своего дома они с женой так и не завели — снимали в Москве квартиру за квартирой, и каждый раз тратили уйму денег на обустройство: проводили новомодное электричество, заводили лифт, обставлялись дорогой мебелью — иной раз Михаил сам мастерил какие-то изысканные, диковинные шкафчики или обтягивал кресла уникальной восточной тканью — его талант был удивительно многогранен… Бывало, что за месяц супруги издерживали по 800 рублей — больше, чем уходило на быт у Саввы Мамонтова, страшное расточительство!

В один из счастливых московских дней Врубель получил телеграмму: отец при смерти. Михаил поехал прощаться, но переключиться на печальный лад не сумел: у постели умирающего все шутил, заказывал к обеду шампанское и поднимал игривые тосты. Сестра Анна упрекала его в черствости, каменном бесчувствии — тот объяснил, что не в силах спуститься с заоблачных высей творчества к будничной житейской прозе. «Мишенька, но ведь тем, кто бежит от реальности, она жестоко мстит», — грустно сказала сестра…

«Демон поверженный»

Чужие люди

Отец и сын были поразительно похожи: то же породистое лицо, с первого взгляда выдающее польское происхождение, та же ладная, изящная, невысокая фигура, те же пшеничные усы — старший и младший Врубели даже подвивали их на один манер. При этом никогда не понимали друг друга, словно чужие. Александр Михайлович — бывший строевой офицер, а после — военный юрист, честный и добрый, но несколько ограниченный человек, ревностный католик и добросовестный служака, хотел видеть в старшем сыне свое продолжение. Тот же больше тянулся к мачехе — Елизавета Христиановна была артистической натурой,  учила пасынка понимать музыку, рисовать, декламировать по-гречески «Иллиаду», на латыни «Энеиду», по-итальянски «Божественную комедию». Она, как могла, старалась заменить троим детям Александра Михайловича умершую мать (Анны Григорьевны Врубель не стало, когда Мише едва исполнилось три года). Но, видно, не сумела — Михаил поспешил навсегда покинуть отчий дом, едва окончив гимназию. Учиться он поехал в Петербург, на юридический факультет университета. Почему-то очень многие  из тех, чьи имена составляют гордость русского искусства, для начала поступали именно туда — словно, пытаясь обмануть судьбу…

Учиться как следует Врубелю было некогда — отец присылал гроши, и нужно было добывать хлеб насущный. Многие студенты подрабатывали тогда репетиторством, вот и Михаил взялся подготовить к экзаменам в университет отпрыска богатой петербургской семьи Беров. Его наняли с проживанием — очень выгодные условия! Но и, когда его подопечный сам стал студентом и перестал нуждаться в репетиторе, Врубель на несколько месяцев задержался в доме Беров. Он был обаятелен, эрудирован, умел к себе расположить — к тому же был незаменим во всевозможных домашних театрах, буриме и живых картинах. После Беров Врубель — так же на правах полурепититора, полуприживала — поселился у  Весселей, потом у Пампелей, у Валуевых, у Симоновичей… Чужие люди брали Мишу в Европу, одевали за свой счет, абонировали ему ложу в опере. Врубель признавался сестре Анне: «Я не только не горд, я почти подл в денежных отношениях». Это причиняло беспокойство родным, отец писал: «Да когда же кончатся благотворения и наступит пора независимого состояния для Миши? Ведь он давно уже Михаил Александрович».

Окончив с грехом пополам университет и промучившись год в канцелярии военно-судного управлении, Врубель вдруг круто  поменял жизнь: поступил в Академию художеств. Отец, узнав об этом, несколько воспрял духом — все лучше, чем жуировать в гостиных! Только вот, навестив сына в Киеве, Александр Михайлович вернулся совершенно разбитый и вскоре опасно заболел.  Телеграммой вызвали Мишу. Несколько недель в лоне семьи, в Казани (Врубель-старший был переведен туда по службе), кроме  раздражения, ничего Михаилу не принесли — не считая, конечно, подарков: теплого пальто и двух пар зимних сапог. Денег, выданных на обратную дорогу, до Киева не хватило, пришлось задержаться на полпути, в Москве.

Хорошо еще, что Врубель встретил на улице старого знакомого — Константина Коровина. Они поселились вместе в тесной мастерской на малой Дмитровке. Топить было нечем, и по утрам в тазу для умывания — один лед. Однажды Врубель при Коровине стащил с себя рубаху, и тот увидел: вся грудь друга исполосована шрамами.

— Тебя, Миша, словно черт драл!

— Черт? Да, верно. Это был черт в юбке. Да шучу, Костя, шучу. Просто я любил одну женщину, а она меня не любила. Вот я и резал себя бритвою, чтобы душа не так болела… А, кстати, напишу-ка я письмо ее мужу. Может, пришлет денег нам с тобой на дорогу до Киева? Там, по крайней мере, теплее, чем в этой растреклятой  Москве…

Ответа от Прахова так и не дождались. Зато, когда положение сделалось совсем отчаянным, вмешалась сама судьба — в лице мецената и открывателя всевозможных талантов, железнодорожного магната Саввы Ивановича Мамонтова.

История создания

Весной 1884 года никому не известный молодой художник Михаил Врубель приехал в Киев, чтобы принять участие в росписи Кирилловской церкви.

В Киеве Врубель как художник и педагог зарабатывал довольно значительные суммы, однако свои финансовые дела вёл неаккуратно. В своих мемуарах сын Эмилии Праховой писал, что в денежных делах Врубель был достаточно щепетилен, и если художнику случалось у кого-нибудь занять небольшую сумму, то возвращал долг при первой же возможности. К деньгам Врубель относился без какого-либо пиетета. Зарабатывал их с трудом, а тратил так, «точно они на него сыпались с неба». Свои работы Врубель ценил недорого. Однажды Врубель пришёл в дом Праховых и радостно сообщил Эмилии Праховой:

В ссудную кассу Розмитальского и Дохновича, которая располагалась на углу киевских улиц Крещатик и Фундуклеевской, Врубель заходил часто. Целью его визитов, кроме желания получить ссуду в залог своих работ, было также изучение различного реквизита, который сдавали в ломбард его клиенты. В этом ломбарде принимали вещи под 3 % в месяц (2 % за кредит и 1 % за хранение залога), срок залога не должен был превышать полгода, иначе залог переходил к собственникам ломбарда и подлежал реализации. Врубель мог долго рассматривать вещи, хранившиеся в ломбарде, особенно его интересовали драгоценные камни. Он рассматривал их, пересыпал горстями и любовался игрой света. Именно с 1886 года появляются знаменитые врубелевские синие, лиловые, золотые, темно-вишнёвые, дымно-розовые, млечно-голубые тона.

Н. А

Прахов вспоминал: «Блеск металла и особенно переливы цветов драгоценных камней всегда привлекали внимание Врубеля. Металл он мог наблюдать где угодно, а драгоценные камни — в ссудной кассе Розмитальского и Дахновича, куда часто приносил в заклад что-нибудь из своих вещей

(…) Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую, любуясь неожиданными красочными сочетаниями (…) Это доставляло ему огромное удовольствие — пленяла ни с чем не сравнимая чистота и яркость тонов. Материальная ценность камней не играла здесь никакой роли. С таким же интересом Врубель пересыпал из одной ладони в другую искусственные камни, которыми моя сестра обшивала кокошник для маскарадного русского костюма».

Один из исследователей творчества Врубеля профессор А. П. Иванов в своей монографии достаточно точно угадал объект врубелевского реквизита: «Детали врубелевских композиций, по краскам и очертаниям носят странное сходство то с кристаллами разноцветных камней, то с многогранными зернами таинственно рдеющих гемм, то с причудливо круглящимися образованиями самородных камней».

Однажды Врубель, как ему казалось, придумал беспроиграшный вариант — и начал писать портрет Марии — старшей дочери Георгия Дохновича — одного из владельцев ломбарда. Врубель предполагал, что покупатель картины ему известен.

Вот отрывок из киевского письма художника сестре Анне:

Однако Дохновичу идея и портрет Врубеля не понравились и он не захотел приобрести эту работу. Врубель три раза пытался картину продать через аукцион, и наконец известный коллекционер И. Н. Терещенко уплатил за неё 300 рублей, после чего она попала в его коллекцию.

В настоящее время картина экспонируется в собрании Киевского музея русского искусства.

Предложения с последовательным подчинением

О слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем подроб­но с при­ме­ра­ми идет речь в этой ста­тье.

Примеры предложений с последовательным подчинением

Приведем еще при­ме­ры пред­ло­же­ний с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

Время наше­го путе­ше­ствия истек­ло, хотя мы успе­ли прой­ти лишь поло­ви­ну того, что заду­ма­ли (В. Солоухин).

Всё доступ­но чело­ве­ку в этой жиз­ни, если толь­ко страст­но желать, так страст­но, что­бы и жиз­ни самой не жал­ко ста­ло при этом (Л. Леонов).

Известен сучок на ство­ле, на кото­рый ста­вишь ногу, когда хочешь залезть на ябло­ню (В. Солоухин).

Если каж­дый чело­век на кус­ке зем­ли сво­ей сде­лал бы всё, что он может, как пре­крас­на была бы зем­ля наша (А. Чехов).

Боже, Левочку храни!

Перед Врубелем вставал призрак долговой ямы. Ведь новых сколько-нибудь серьезных заказов не предвиделось, а, если и случались, Михаил не умел этим воспользоваться.

Однажды утром к нему заглянул Васнецов: Врубель спал на прорванном диванчике, а рядом, на мольберте стояла удивительная картина:  «Христос в Гефсиманском саду». «Шедевр!» — понял  Васнецов и побежал за собирателем живописи Терещенко. Тот согласился купить картину за 300 рублей — редкая удача! Да вот только денег при покупателе не оказалось, и сделка перенеслась на день. Когда Терещенко на другое утро вошел к Михаилу, на полотне вместо Христа красовалась … рыжая циркачка. Художник  объяснил: «Вчера ходил в цирк. Захотелось написать, а холст купить  не на что»…

Иной раз приходилось браться за самые пустячные заказы. В  семье по соседству были именины, и Михаила попросили написать поздравительный адрес. На голубом коленкоре он вывел каллиграфическим подчерком: «Боже, Левочку храни!», — а по краям пустил причудливый орнамент. Этой работой он даже гордился — до того вышло мило и изящно.

Изящество Михаил ценил превыше всего. Не только в рисунке, но и в одежде. Если пачкались манжеты, он шел покупать новую рубашку, не печалясь, что таким образом остался без обеда.  Задолжал прачке, дворнику, но по утрам умывался духами, выливая в таз по целому флакону. Отдавал свои картины за гроши, чтобы купить лишний цилиндр, галстук, пару белых перчаток или черных гамаш. Его отличало щегольство, и даже не совсем тонкое, почти офицерская молодцеватость осанки. Если уж говорить начистоту, со стороны его можно было принять за чиновника средней руки, но с большими амбициями, обычного польского шляхтича в поисках фортуны. Современники писали, что во Врубеле поражает заурядность внешности, и только пристальное настороженное выражение глаз выдает в нем художника.

Собственной нищеты Врубель словно не замечал. Писал родным: «У меня прекрасная комната». Увидев эту «прекрасную комнату», отец, навестивший Мишу в 1886 году,  ужаснулся: «Вся меблировка — два простых табурета и кровать. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто. Может быть, в закладе. В кармане всего 5 копеек, буквально… Больно, горько до слез мне было все это видеть. Ведь столько блестящих надежд! Ведь уже 30 лет. И что же?».

Живопись

Первой победой трудолюбивого ученика стало получение малой серебряной медали за академический рисунок «Обручение Марии с Иосифом». Подсветка сепией позволила добиться тончайшей градации в передачи света и тени, создав тем самым живую, просветленную атмосферу особой одухотворенности, которую испытывали изображенные на полотне люди. Знака отличия удостоилась и работа «Пирующие римляне», на которой были изображены молодые повесы, иронично посмеивающиеся над захмелевшим Патрицием.

Автопортрет Михаила Врубеля

Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. В городе, увенчанном головами древних храмов, и началась самостоятельная художественная жизнь Михаила. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Врубель проводил много времени в соборах и музеях, впитывая в себя опыт великих деятелей эпохи Возрождения.

Картина Михаила Врубеля «Принцесса Греза» в Третьяковской галлерее

Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».

Картина Михаила Врубеля «Девочка на фоне персидского ковра»

Какой бы важной и духовно наполненной ни была работа в Кирилловской церкви, Михаилу было тесно в рамках канонизированных задач. Его темперамент и страсть живописца требовали выхода накопившейся цветовой энергии

В 1886 году свет увидели портрет с натуры «Девочка на фоне персидского ковра» и картина «Восточная сказка». Произведения дышали жизнью, полностью отражая пристрастие Врубеля к тонким нюансам цвета и прорисовке деталей.

Картина Михаила Врубеля «Тамара и демон»

В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. Примечательно, что самостоятельные работы Врубеля, в которых он впервые явил миру образ демона, были отвергнуты. Более того, иконописные дерзания вызвали недоумение у Адриана Викторовича, и в 1889 году он отстранил художника от работы.

Картина Михаила Врубеля «Демон сидящий»

Не принятые церковными служителями творения Михаил везет в Москву. Картина «Демон сидящий», на которой изображен падший ангел с израненной человеческой душой, стала символом наступающей эпохи. Этой работой Михаил Александрович разрушил застывший в непроницаемом консерватизме живописный уклад, став объектом для нападок и порицаний.

Картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь»

Примечания

  1. Маковский С. К. Силуэты русских художников /
    Владимирский собор 1885–1886 Орнаменты (1884—1885) · 5-й день творения мира · Воскресение Христово · *Сошествие святого духа на апостолов

    Сошествие Святого Духа (1885) · Ангел с кадилом и свечой (1887) · Прощание Зары с Исмаилом · Воскресение (1887) · Христос в Гефсиманском саду (1887) · Иоанн Креститель (1904) · Шестикрылый Серафим (1904)

    Живопись Натурщик (1882—1883) · Натурщица в обстановке Ренессанса (1883) · Девочка на фоне персидского ковра (1886) · Надгробный плач (1887) · Восточный танец (1889) · Тамара в гробу (1890—1891) · Принцесса Грёза (1896) · Египтянка · Гадалка (1895) · Маргарита (1896) · Муза (1900) · Лебедь (1901) · Кровать (1905) · Левая рука художника
    Сказочные сюжеты Князь Гвидон и Царевна-Лебедь · Восточная сказка (1886) · Микула Селянинович и Вольга (1898—1899) · Микула Селянинович (1895-1896) · Морская царевна (1897—1900) · Богатырь (декоративное панно) (1898) · Морской царь (1899—1900) · Царевна Волхова {1898) · Купава (1898—1899) · Прощание царя морского с царевной Волховой (1899) · Садко (1899—1900) · Царевна-Лебедь (1900) · Тридцать три богатыря (1901)
    Мифология Игры наяд и тритонов · Пан (1899) · Суд Париса (1893)
    Иллюстрации Свидание Анны Карениной с сыном (1878) · Гамлет и Офелия (1883) · Одиллия (1894) · Ромео и Джульетта (1895—1896) · Роберт и монахини (1896) · Пляска Тамары · Пророк (1899) · Дуэль Печорина с Грушницким · Полет Фауста и Мефистофеля
    Пейзажи Пирующие римляне (1883) · К ночи (1887) · Неаполитанская ночь (1891) · Италия (1891) · Испания (1894) · Море (1903) · Дерево у забора (1903—1904) · Дворик зимой (1903—1904) · Тени лагун {1905) · Фантастический пейзаж
    Архитектура
    Натюрморты Белая акация (1886—1887) · Орхидея {1886—1887) · Роза · Сирень (1900) · Сирень (1901) · Раковина (1904) · Кампанулы (1904) · Жемчужина (1904)
    Автопортреты Автопортрет (1880) · Автопортрет (1882) · Автопортрет (1904) · Автопортрет (1905)
    Портреты Портрет Брюсова (1906) · Портрет доктора Усольцева · Портрет на фоне березок (1904) · Портрет Забелы-Врубель в туалете ампир (1898) · Портрет Забелы-Врубель в у рояля · Портрет Кончаловского · Портрет Саввы Мамонтова (1897) · Портрет Арцыбушева (1897) · Портрет сына (1902)
    Учителя А.С. Годин · П.П. Чистяков
    Окружение А. В. Прахов · Э. Л. Прахова · С. Т. Морозов · К. А. Коровин · В. А. Серов
    На Викискладе

    ·Викицитатник

На Украине

В Киеве было много старинных зданий, Врубелю было чем вдохновляться. И здесь живописец проявил свой особый талант. Адриан Викторович Прахов не оставил этого без внимания, по его протекции Михаил отправился в Венецию. Как ни странно, но обитель искусств не сильно впечатлила Врубеля.

Более всего посещал он в Венеции местные соборы и музеи, где живо интересовался творениями великих мастеров прошлого. Полгода живописец жил в Италии, а затем вновь вернулся в Киев. Там он начал писать иконы. Врубель создал четыре картины: «Богоматерь с младенцем», «Христос Спаситель», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл».

Помимо мистицизма в этих полотнах Врубель сочетал и византийскую абстракцию с образами эпохи Возрождения, которые он изучал в Венеции. Причем лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.

Михаил Александрович Врубель «Девочка на фоне персидского ковра», 1886 годМестонахождение: Национальная картинная галерея, Киев, Украина

В 1886 году Михаил написал две картины, в которых передал свои чувства в яркой игре цветов. Эти картины были наполнены жизнью, в них четко передавалась каждая деталь. «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» – вот названия этих полотен.

Профессор Прахов не забывал своего талантливого протеже. Через год после возвращения Врубеля из Италии Адриан Викторович предложил Михаилу поработать над созданием фресок Владимирского собора. В этот период Врубель и создал своих «Демонов».

Такие варианты фресок в храме не приняли. Из-за слишком вольного трактования молодым художником библейского сюжета произошёл разрыв отношений с Праховым. Врубель не любил рамки, в них ему было тесно, он хотел свободного творческого самовыражения. Работа в храме с библейскими сюжетами – это не то, что могло способствовать творческой самореализации.

Михаил Александрович Врубель «Восточная сказка», 1886 годМестонахождение: Национальная картинная галерея, Киев, Украина

Первые шаги в творчестве

Знаковым стал переезд семьи Михаила Врубеля в Саратов в 1865 году. Так как отец был военным, ему часто приходилось переезжать с места на место, куда звала служба военным юристом. Однажды в саратовскую галерею привезли на выставку копию с фрески «Страшный суд» великого мастера прошлого Микеланджело.

Семье Врубелей не чуждо было искусство и, естественно, они посетили эту выставку. «Страшный суд» произвел на юного Михаила неизгладимое впечатление. Врубель младший решил перерисовать фреску итальянского гения. Его работа поразила всех: мальчик очень точно и детально воспроизвел работу Микеланджело.

Несомненно, отец заметил талант сына, но  о художественной школе даже речи не шло. Александр Михайлович, как это часто бывает, хотел, чтобы сын продолжил его дело. Так что судьба юного Врубеля в какой-то мере уже была предопределена его отцом.

Михаил Врубель с сестрой Анной в годы учёбы в гимназии

С отцом Михаил спорить не стал и отправился в северную столицу учиться юриспруденции. В 1874 году юноша поступил на юротделение Санкт-Петербургского университета. Сам он, конечно, был далеко не рад такому ходу событий, так как видел своё призвание в абсолютно другом направлении – в живописи.

В то время ещё не было свободы выбора своего жизненного пути, с родителями, по обыкновению, не спорили. Не стал перечить отцу и Михаил Врубель. Тем не менее, переезд в Петербург не стал для молодого человека чем-то неприятным, наоборот, он очень полюбил этот северный город.

Архитектура столицы казалась художнику произведением искусства, он не мог оторвать глаз от зданий, любовался ими как произведениями искусства. В Петербурге Михаилу повезло жить у родственников в доме, который стоял по соседству с домом, где раньше жил Александр Сергеевич Пушкин.

Валентин Александрович Серов «Портрет Павла Петровича Чистякова», 1881 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: