«принцесса грёза» михаил александрович врубель

Судьба картины

При жизни творчество Михаила Врубеля не принимали и не воспринимали всерьёз. Журнальные и газетные критики в один голос называли его картины грубыми и карикатурными за экспрессивные мазки. Под покровительство мецената Саввы Мамонтова Врубель попал только благодаря своему другу К. Коровину.

Та же участь постигла и картину «Пан». Врубеля продолжали называть декадентом. Даже его учитель Илья Репин нелестно отзывался о картине и ограничился замечанием касательно художественной техники: «Плечо сатира смято».

Только спустя годы картину, как и многие другие, оценили по достоинству. Сейчас в главном музее страны – Третьяковской Галерее – творчеству Врубеля посвящён целый зал. Но при жизни художник выставлялся мало, самозабвенно творил и не обращал внимания на критику.

Демон поверженный

Из цикла «Демоны» эта картина стала последней. На ней художник изобразил облик ангела-богоборца, потерпевшего поражение – он рухнул на скалы с небес и превратился из Ангела в Демона. Его тело стало слабым, беспомощным, а крылья разметались.

Скорее всего, Врубель хотел передать мысль о том, что демона невозможно победить, но получился сломленный образ. Картина передает сгорание человеческого характера, его падение.

Художник был одержим своей картиной, и даже, когда ее уже вывесили в галерее – он приходил с кистями и продолжал ее дорисовывать, не обращая внимание на посетителей. Несмотря на болезнь, Врубеля не покидало желание творить

Несмотря на болезнь, Врубеля не покидало желание творить.

И снова в людях

«Вы видели его наброски?.. Ужас!», — шепотом жаловался Савва Мамонтов. Приютить Врубеля он, конечно, приютил — сработало его безошибочное чутье на гениев — но ни самого художника, ни его живописи, не понимал и не любил. А супруга Мамонтова — Елизавета Григорьевна, так просто Врубеля не переносила. Она не была искушена в искусствах, к тому же, истово верила в Бога, вот и требовала гнать взашей богоотступника, который после росписи храмов стал рисовать демонов…

Но Савва был тверд. Немного позже именно Врубелю он закажет расписать стены павильона художественного отдела Нижегородской выставки, оформление которого он курировал. Так  Врубель напишет свои знаменитые панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Но комиссия, присланная из Петербургской Академии художеств, эти работы отвергнет – слишком далеко от академического стандарта. И тогда Савва спешно построит на собственные деньги новый павильон – не на территории выставки, а рядом, перед входом. И напишет над входом: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств». Он действительно делал для своих худжников больше, чем мог бы отец родной…

За заботы Врубель отплатил Савве Ивановичу неоднозначным портретом

«Демон сидящий» был закончен в 1890 году. С первыми набросками картина имела мало общего, и в лице романтического атлета уже не было явного сходства со «злою, чувственною, пожилою бабою». Разве что глаза Демона лучились по-прежнему… Это было только началом врубелевской «демониады» — вскоре Михаил по заказу художника Петра Кончаловского нарисовал иллюстрации к лермонтовскому «Демону». И тот же образ воплотил в глине (много позже, в 1928 году скульптурную голову Демона разобьет в Русском музее некий душевнобольной). В Петербурге стали поговаривать об одержимости художника дьяволом и … скупать его работы. Так Врубель вошел в моду. Рекой полились заказы: картины, мозаики, панно, оформление интерьеров… Для Алексея Викуловича Морозова Врубель расписал стены готического кабинета картинами из «Фауста»…

«Полет Фауста с Мефистофелем» Фрагмент росписи готического кабинета Морозова

Заплатили ему за Мефистофеля щедро. Жизнь налаживалась! Врубель до того воспрял духом, что даже задумал жениться. Сначала — на приятельнице Мамонтовых Марье Константиновне Олив. Потом — на Елене Кончаловской — дочери художника Петра Кончаловского. Потом — на подросшей Вере Саввишне  Мамонтовой. Все три девицы Врубелю отказали. К счастью, нашлась четвертая…

Немного биографии и особенности творчества…

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в городе Омске, и уже 10 годам маленький Миша проявил артистические способности, в том числе и к рисованию. Ни его родственники, ни он сам и не думал, что станет художником, но уже первые его эскизы и наброски свидетельствовали о большом творческом потенциале.

Со временем, обучаясь в Академии художеств, у Врубеля появилась особая художественная манера, как говорится, свой почерк. То, что главным персонажем его работ стал демон, породило множество слухов, что художник продал душу дьяволу, а когда житель потустороннего мира открыл мастеру своё истинное лицо, Михаил Врубель ослеп и помешался рассудком.

Картина «Принцесса Греза»

Сюжет картины взят из драмы французского писателя Эдмона Ростана. Согласно легенде, трубадур Жоффруа Рюдель, очарованный рассказами видевших ее пилигримов, влюбляется в принцессу Мелиссинду и живет мечтой о встрече с ней… Перед смертью поэт отправляется в далекое плавание, чтобы наяву увидеть свою грезу. Рыцарь умирает счастливым, так как его мечта сбылась — он увидел свою прекрасную Мелиссинду.

Трубадур Рюдель показан в драме как рыцарь духа. Рыцарство Рюделя сродни одержимости высокой мечтой, стремлению к идеалу. Всегда считалось, что рыцарь должен быть воином, обладающим необыкновенной силой. Писатель Ростан представляет своего героя сильным духом, не телом. Рюдель обессилен, но его любовь жива и реальна.

М. Горький в одной из своих статей написал о пьесе Ростана:

В России премьера пьесы «Принцесса Греза» состоялась в 1896 году. В том же году С. И. Мамонтов сделал заказ декоративных панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Врубель создает сказочные панно: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Эти работы были отвергнуты Академией художеств и приобретены С. И. Мамонтовым. Вскоре Мамонтов выставляет панно в построенном для них новом павильоне. Высота полотна «Принцесса Греза» -7,5 метра, длина — 14 метров.

На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель, играющий на арфе. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой  его Мечты, Мелисиндой. Мелисинда прилетает к нему как видение божественной Красоты в прозрачном жемчужно-розовом платье, с распушенными длинными волосами. Принцесса смотрит с небес на мечтающего Рюделя, держа в руке лилию, как знак чистой возвышенной любви.  В последний момент жизни  рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.

Художник трактует сюжет легенды о любви в духе символизма. Для умирающего принца Рюделя жизнь на земле является временным пристанищем и встреча с Мелисиндой невозможна, но их сердца соединяются благодаря волшебной музыке любви.

Рекомендации родителям:

Предложите ребенку прочитать драму Ростана «Принцесса Греза» и рассказать об одном из главных героев – рыцаре Рюделе. Рассмотрите картину Врубеля и сравните оба произведения. Во время обсуждения задайте следующие вопросы:

  • Почему Рюдель отправился на поиски принцессы?
  • Что с ним случилось во время путешествия?
  • Как призывал Рюдель свою возлюбленную? (Он перебирал струны арфы, играя нежную музыку)
  • Каким образом явилась к нему Мелисинда? (Она прилетела к нему как видение).
  • Какой цветок держала в руке Греза? Что он означает?
  • Почему Рюделя назвали рыцарем?

Не забудьте сделать вывод: Врубель изобразил в картине свое представление о чистой и возвышенной любви. У этой истории любви нет счастливого продолжения. «Принцесса Греза» — сказка для взрослых, а такие сказки часто имеют печальный конец.

Новые публикации

Зачем пастор из Иллинойса переехал в деревню под Ростовом Великим 18.05.2022

– Санкции? Мы уже это проходили! Благодаря этим санкциям у нас теперь пшеницы больше, чем у них в Америке! – говорит священник Иосиф Глисон. – С введением санкций мы станем только сильнее – в России много места, людей и ресурсов, и никакой Запад не сможет этому помешать.

Куда Достоевский корову гонял. О чём расскажут в День музеев? 18.05.2022

Сотни российских музеев во всех регионах страны отмечают 18 мая Международный день музеев. Помимо традиционной Ночи музеев, к профессиональному празднику музейщики подготовили новые выставки об истории и современности, а также презентации программ на предстоящее лето. Во многих музеях вход будет бесплатным.

Вячеслав Никонов: с памятью о Великой Победе и с опорой на собственные силы 17.05.2022

17 мая первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов выступил на пленарном заседании Государственной Думы. Публикуем текст его выступления.

«Крест против свастики»: о нарушении права верующих в современном мире 17.05.2022

В Москве представили доклад Российской ассоциации защиты религиозной свободы. Эксперты обсудили дискриминационные решения украинских властей в отношении православных общин, обострение русофобских тенденций в странах Запада и вандализм в отношении русских культурных и религиозных памятников.

«Стараемся объяснить, что билингвизм – это не проблема, а преимущество» 16.05.2022

В июле в Италии в очередной раз откроется летний лагерь для молодых соотечественников от 14 до 23 лет. Здесь ребята в игровой форме будут учиться свободно общаться на русском языке и знакомиться с русской историей и культурой. Оксана Чинкуетти придумала такой формат молодёжного общения для своих детей, а теперь такие форумы проходят уже несколько раз в год.

Нескучный русский: всё вокруг родное 15.05.2022

В повседневной речи мы и не замечаем, как часто говорим о родстве не в прямом значении слова, а иносказательно: Россия-матушка, Ростов-батюшка. «О, Русь моя! Жена моя!» – восклицает поэт. Поговорим об этом языковом явлении в Международный день семьи.

Хотите «отменить» культуру – отменяйте и воздух, и воду, и деревья 13.05.2022

Любой житель Улан-Батора безошибочно подскажет, как пройти к РЦНК. Российский центр науки и культуры, сегодняшнее название – Русский дом в Улан-Баторе. Не только подскажут – ещё и с уважением проводят: «Вот здесь поверните, пожалуйста. Как увидите памятник, всё – пришли, значит. Там всегда много народу, а сегодня ещё больше: конкурс чтецов идёт – я новости читал!»

Рим: нет дискриминации культуры, в том числе русской! 13.05.2022

Митинг против дискриминации и «отмены» русской культуры прошёл в Риме на площади дей-Санти-Апостоли (Piazza dei Santi Apostoli). Среди участников акции – представители культурных ассоциаций, творческих профессий, российские соотечественники и представители итальянской интеллигенции.

Сюжет

Сюжет для своей картины Михаил Александрович взял из пьесы Эдмона Ростана «Принцесса Грёза», которая в то время была необычайно популярна. Появлялись вальсы, духи, шоколад с таким же названием. Сама пьеса рассказывает о жажде к любви и совершенной красоте, лицезреть которую можно ценой смерти. Юноша-трубадур влюблён в несравнимую правительницу. Парень отправляется в дальнюю дорогу к своему счастью. По пути к ней, преодолев море, он серьёзно заболевает. Открыв свои чувства, парень умирает при первой же встрече с принцессой.

На картине изображён корабль, идущий по волнам моря. На переднем плане нарисован влюблённый трубадур, который лежит на палубе. Он очень слаб и скоро душа покинет его тело. В его руках находиться музыкальный инструмент и парень, играя на арфе, шепчет песню своей любимой. Красавица-принцесса парит над умирающим, а светлые волосы прекрасной Мелиссанды развеваются на ветру. В руках она держит белую лилию – символ невинности, печали и чистоты.

Другие картины Врубеля

«Царевна-Лебедь» — не единственное произведение, в котором автор изобразил персонажа литературного произведения или легенды, но при этом проявил собственное мифотворчество. За год до него Врубель создал картину «Пан», изображающую одного из древнегреческих богов. Несмотря на то что художник написал её очень быстро, она считается вершиной собрания произведений на единую тему, называемого «Сказочным циклом».

История создания «Пана» несколько необычна. Михаил Александрович, гостя в имении своей знакомой, художницы Марии Тенишевой, решил запечатлеть на полотне супругу на фоне лесного пейзажа. Но прочитав новеллу французского писателя Анатоля Франса «Святой сатир», он создал своего «Пана» прямо поверх уже начатого портрета жены.

Герой новой картины выглядит как старик с бородой и небольшими рогами, держащий в руке многоствольную флейту. Нижняя часть его тела покрыта густыми волосами, которые сливаются с землёй. Такой приём создаёт ощущение, будто Пан вырастает прямо из земли и намекает на его тесную связь с самой природой.

На фоне тем временем простирается прекрасный вид — северный пейзаж в сумерках. Именно он натолкнул некоторых критиков на мысль, что на образ немалое влияние оказал персонаж славянской мифологии — леший.

Также отношение к «Сказочному циклу» имеют следующие картины:

  • «Богатырь».
  • «Прощание царя морского с царевной Волховой».
  • «Сирень».
  • «К ночи».
  • «Тридцать три богатыря».
  • «Жемчужная раковина».

Таким образом, «Царевна-Лебедь» имеет непосредственную связь с другими работами художниками. Она является частью «Сказочного цикла», на неё оказали большое влияние картины, изображающие демонов. Кроме того, в ней ярко проявляется романтическая нота, образ, окружённый некой тайной. Такого рода настроение присутствует и в других произведениях художника (примером может служить известное панно «Принцесса Грёза», на которое автор был вдохновлён одноимённой пьесой, повествующей о любви и красоте).

Критики нередко высказывают сожаление о том, что картина была растиражирована. Её можно увидеть на дешёвых репродукциях и даже обёртках конфет. Это как будто несколько умаляет её достоинства, ведь на самом деле в образ художник определённо вкладывал глубокий смысл.

Демон сидящий

Когда Врубель был в Москве и гостил у Саввы Мамонтова (русский предприниматель), он писал картину в мастерской, которую предоставил ему хозяин дома.

По словам художника, он подумывал о создании картины еще в Киеве после оперы одного русского композитора – Рубинштейна «Демон» и поэмы Лермонтова. Художник говорил о Демоне следующие слова: «Демон – это не только злой дух, он еще и властный, величавый».

На его картине зритель видит Демона, сидящего посреди гор – он печален, а руки его сцеплены.

Некоторые считают, что картины Врубеля «Демоны» забрали жизнь художника, может ли это быть правдой? Если посмотреть на его образы в картинах, то становится очевидным – во всем мире нет их загадочнее.

«Демон поверженный» 1902

Это одно из самых трагических произведений художника. В ней раскрыта его биография. Демон, низвергнутый с высот и распростертый на горных кряжах, еще жив. Его руки сломаны, заостренные пальцы впиваются в тело, в гневных глазах горит огонь протеста.

Горы, покрытые вечным льдом, освещены последними остывающими лучами заката.

Темная красочная гамма передает душевное истощение героя. В этом образе воплощена трагедия сломленной личности. Разочарованный художник, не растративший до конца свой огромный творческий потенциал, от предчувствия близкой трагической гибели впадает в агонию. Ему трудно осознать свою страшную судьбу, так как он не исполнил до конца своих грандиозных замыслов.

Рекомендации родителям:

Расскажите ребенку о последних годах жизни художника. У художника умер сын.  Эта трагедия стала причиной душевной болезни Врубеля. Гений потерял покой в борьбе с безумием и непрерывно работал.

Мнения исследователей о значении творчества Врубеля в русском и мировом искусстве расходятся. По словам Н. А. Дмитриевой, место художника в истории искусства «исключительно и обособленно».

Врубель создал более 200 различных произведений: картины, портреты, иллюстрации, декоративные панно, эскизы театральных занавесей… Он делал витражи, писал фрески, создавал книжные знаки, театральную декорацию, занимался прикладным искусством, архитектурой…
Благодаря разносторонности Врубеля в русском искусстве впервые утвердилось новое понятие — художник-универсал.

Познакомиться подробнее с биографией и творчеством Михаила Александровича Врубеля, самого фантастического художника конца ХIХ — начала ХХ века, можно прочитав увлекательную книгу Веры Михайловны Домитеевой «Врубель» из серии «Жизнь замечательных людей».

Уважаемые родители! Учите детей понимать, сопоставлять, оценивать, анализировать, высказывать свою точку зрения и эмоционально воспринимать настоящее искусство.

Детство и юность

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в расположенном на слиянии рек Иртыш и Омь городе Омске. Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь.

Портрет Михаила Врубеля

Семья Михаила Врубеля

Склонность сына к искусству радовала Александра Михайловича, но не вносила никаких изменений в планы, которые глава семейства имел в отношении наследника. Профессиональная деятельность Михаила была предопределена с самого его рождения. Творчески одаренный мальчишка не испытывал восторга от перспективы стать юристом, но идти наперекор отцу не решился.

Родители Михаила Врубеля

Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Этот выдающийся деятель искусства заполнил своими мыслями, убеждениями и композициями до конца не сформировавшийся духовный мир Михаила. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль, исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.

Молодой Михаил Врубель с сестрой

В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. Служение в качестве военного юриста при всех перспективах карьеры вытеснялось из сознания тонко чувствовавшего мир юноши безграничной любовью к живописи. Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова. В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств.

Решение сына, презревшего семейную традицию и избравшего свой собственный жизненный путь, повергло Александра Михайловича в шок. Отношения между родственниками безвозвратно испортились.

Автопортрет Михаила Врубеля

Это интересно

Декоративные работы Врубеля соединяли живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. В этом была универсальность талантов художника.

Самой значимой его скульптурной работой является «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова.

О скульптурах Врубеля художник А. Матвеев писал: «без Врубеля не было бы никакого Коненкова…».

В архитектурной литературе подчёркивается выдающаяся роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (дом Васнецова, Ярославский вокзал, особняк Якунчиковой…).

На Всемирной Парижской выставке в 1900 году он получает медаль по отделу прикладного искусства за произведения, созданные в Абрамцевской гончарной мастерской.

В 1903—1906 годы у художника возникают серьезные психические проблемы со здоровьем. В 1906 году к душевной болезни добавилась слепота.

У Врубеля не было учеников и последователей. Он жил творчеством и работал не ради вознаграждения… К нему пришел успех тогда, когда он был безнадежно болен.

В. А. Врубель умер на 54 году жизни 14 апреля 1910 года.  Над могилой Александр Блок произнес речь, в которой назвал художника «вестником иных миров»:

Детям младшего и старшего школьного возраста можно предложить посмотреть видеоролик о жизни и творчестве Врубеля.

Знакомство с творчеством художника необходимо начинать с младшего школьного возраста. На примерах картин сказочно-былинного жанра родители прививают ребенку художественный вкус, формируют общую культуру.

«Царевна-Лебедь» 1900

Сюжет картины взят из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Перед нами сценический портрет Н. И. Забелы в роли Царевны-Лебедь в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Роскошная корона, нанизанная жемчугом, блестит, словно серебряное кружево, на пальцах сверкают перстни,  накидка, брошенная на плечи, окаймлена драгоценными камнями. Перламутровые переливы красок оживляют картину: царевна-лебедь слово плывет по сумрачному морю, бросая тревожный взгляд.

Долгое время картина вызывала споры — не все критики признавали её шедевром.

Искусствовед Н. А. Дмитриева охарактеризовала картину так:

Рекомендации родителям:

Прочитайте ребенку сказку А. С. Пушкина. Расскажите о том, что в древние времена у всех сказок были длинные названия. Попросите повторить название этой сказки («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди»).

Предложите сыну (дочери) рассмотреть картину «Царевна-Лебедь» и попросите найти ее описание в сказке А. С. Пушкина.

Обратите внимание ребенка на то, что в картине показан момент превращения Царевны в Лебедя. (Правое крыло поднимается из морской жемчужной пены, левое покрывается оперением

Художнику удалось изобразить слияние образа Лебеди и Царевны. Здесь два существа. Рука Царевны, украшенная перстнями, походит на вытянутую лебединую шею, драгоценные камни перстней напоминают глаза лебедя.Происходит волшебство — Царевна, обернувшись к зрителю, превращается в Лебедя).

Предложите прослушать оперу «Сказка о царе Салтане». Помогите ребенку прочувствовать оживление картины под музыку Н. Римского-Корсакова. Это будет подтверждением большой любви художника к музыке и литературе.

Описание образа

На первый взгляд, картина изображает лишь прекрасный женский образ. Как иллюстрацию к известной сказке репродукцию демонстрируют в начальных классах и просят школьников написать сочинение на тему литературного и художественного произведения или даже нарисовать царевну, как её видит ребёнок. Однако профессиональные критики чувствуют в созданном Врубелем образе более глубокий подтекст, который складывается из двух составляющих:

  • расположение героини, заполняющей собой почти всё полотно;
  • особенности виднеющегося за ней пейзажа.

В характеристиках Царевны-Лебедь непременно присутствуют такие эпитеты, как «печальная», «загадочная», «мистическая». Образ вызывает тревогу, напоминает о своеобразии характера, неустойчивом психическом состоянии автора, которое проявилось от постоянного напряжения и его страсти к изображению демонов.

Но делая акцент на описании героини «Царевны-Лебедь», нельзя забывать и о деталях, так как они тоже очень важны для анализа картины. Девушка в белых развевающихся одеждах изображена на фоне моря и далёкого города, на которые уже спускаются сумерки. Этот контраст светлого и тёмного оставляет неизгладимое впечатление. Море и город — совершенно реальные объекты, значит, и девушка-лебедь настоящая. Но в то же время от неё веет таким волшебством, что и пейзаж кажется сказочным.

При взгляде на полотно создаётся ощущение, будто царевна обернулась, но для чего? То ли собираясь звать за собой, то ли, напротив, предостеречь от чего-то… Последние лучи заката тем временем как бы торопят царевну превратить себя в птицу. Притом это особенная птица, в ней сочетаются две стихии — морской воды и бескрайнего воздуха…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: