Нью-Йоркская школа
Абстрактный экспрессионизм вырос из европейского авангарда. Вместе с художниками-эмигрантами в Америку прибыли и новые идеи. К тому же в Нью-Йорке было достаточно галерей, выставлявших живопись. В 1929 году открылся Музей современного искусства, где вскоре прошли выставки кубизма, абстрактного искусства, дадаизма, сюрреализма, ретроспективы Матисса, Леже и Пикассо. В других залах города демонстрировали работы Мондриана, Габо, Эля Лисицкого, а в Музее непредметной живописи, открывшемся в 1939-м, была представлена коллекция полотен Кандинского.
Сам термин «абстрактный экспрессионизм» впервые употребил критик Роберт Коатс (1897-1973) в марте 1946 года в своей статье, опубликованной в «Нью-Йоркере» и посвященной творчеству Аршила Горки (около 1904-1948), Виллема де Кунинга (1904-1997) и Джексона Поллока (1912-1956). Вскоре и других авторов, работающих в похожем стиле, стали называть абстрактными экспрессионистами, а поскольку большинство из них были жителями Нью-Йорка, то иногда — «нью-йоркской школой». Среди них — Ли Краснер (1908-1984), Роберт Мазервелл (1915-1991), Уильям Базиотис (1912-1963), Марк Ротко (1903-1970), Барнет Ньюман (1905-1970), Адольф Готлиб (1903-1974), Ричард Пуссет-Дарт (1916-1992) и Клиффорд Стилл (1904-1980).
Термин довольно точно описывает стремление художника изображать абстрактные вещи в эмоциональной, экспрессивной манере. Немалое влияние на формирование стиля оказали примитивное искусство, сюрреализм, особенно техника «автоматизма» Миро. При сохранении индивидуальных различий можно отметить некоторые общие черты: огромный холст без рамы, отсутствие аналогий с реальными объектами. Первая выставка прошла в середине 1940-х, но не встретила одобрения публики, поскольку почти никто не смог понять нового искусства.
Аршила Горки
Капельный период (1947-1950): стремительный взлёт, журнал Life и фотограф
Среди исследователей и поклонников творчества Поллока существует красивая история, что художник придумал «капельную технику», случайно пролив краску на разложенный на полу холст. Неизвестно, насколько это правдиво, но картины этого этапа действительно выглядят так, будто бы на них кто-то ненароком разбрызгал краски. Как ни странно, это стало прорывом.
Номер 8, 1948
Первая же выставка картин, выполненных в«капельной технике», привлекла колоссальное внимание публики. Творческое сообщество Америки не могло понять, что это: гениальность или шарлатанство?. Переломным моментом, после которого Джексон Поллок стал всемирно известен, стала статья журнала Life, вышедшая в 8 августа 1949 года под вопросом «Является ли Джексон Поллок величайшим ныне живущим художником Америки?»
Переломным моментом, после которого Джексон Поллок стал всемирно известен, стала статья журнала Life, вышедшая в 8 августа 1949 года под вопросом «Является ли Джексон Поллок величайшим ныне живущим художником Америки?».
Журнал Life, 8 августа 1949 года
Кажется, судьба решила ответить на этот вопрос положительно — Джексон Поллок получил славу, деньги и признание. Его обсуждали на всех модных тусовках, картины продавались за большие деньги, а все, кто раньше смотрел на него свысока, хотели стать его близкими приятелями. В какой-то степени Поллоку повезло родиться в нужное время в нужном месте: подъём его карьеры совпал с подъёмом США как великой державы после Второй мировой войны. Стране был нужен художник, который смог бы вывести национальное американское искусство на мировой уровень и соперничать с европейскими признанными мастерами. Им стал Джексон Поллок и его абстрактный экспрессионизм.
В июле 1950 года в дом Поллоков приехал немецкий фотограф Ганс Намут, чтобы снять фильм о популярном художнике. Джексон согласился под влиянием Ли, которая понимала значимость СМИ для дальнейшей популярности своего мужа. Намут снял около 500 черно-белых фотографий, а также небольшой документальный фильм, который в будущем детально изучался исследователями искусства и критиками.
Джексон Поллок за работой, фотография Ганса Намута
Отношения между фотографом и художником не ладились, потому что первый часто командовал, чтобы поймать хороший кадр. Поллок говорил, что ощущал искусственность происходящего и не мог в полной мере сосредоточиться на процессе, потому что был вынужден постоянно подчиняться приказаниям Намута. Напряжение достигло кульминации, когда холодным ноябрьским вечером Джексон и Ганс вернулись домой после особенно неудачной съёмки. Поллок, который полностью бросил пить после переезда в Спрингс, налил себе стакан бурбона. После этого художник выпил ещё и начал спорить с фотографом. Каждый из них назвал другого фальшивым, после этого пьяный Джексон опрокинул стол с едой на глазах гостивших у Поллоков друзей.
Творческий прогресс
В 1941 году произошла судьбоносная встреча, один знакомый смотритель музея познакомил Джексона с его будущей женой Ли Краснер. Девушка была из семьи иммигрантов, и ввиду своей настойчивости была известна в кругах художников. Именно Краснер стала связующим звеном между Поллоком и миром Нью-Йоркского художественного общества. Практически сразу после знакомства молодые люди съехались. В 1943 году на одном из собраний художник познакомился с Пегги Гуггенхейм. Ее поразила манера исполнения и характер работ, выполненных рисовальщиком. Желая показать миру столь уникальную натуру, она организовала выставку на которой было представлено полотно «Стенографическая фигура». Узкий круг критиков с восторгом принял нового гения. В этом же году была организована выставка, посвященная только творчеству Поллока и она произвела колоссальный фурор. Однако картины так и не продавались. Пегги предложила художнику сменить агента что бы хоть как-то сдвинуть продажи с мертвой точки.
1944 год стал дня художника особенным, он и Ли Краснер поженились и сменили место жительства на городок Спрингс. Дом, в котором они поселились был самым обычных двухэтажным строением с небольшим сараем на заднем дворе. Именно в сарае художник обустроит свою мастерскую. В 1947 году Джексон изобретает для себя новое исполнение картин он расстилает огромные полотна и пишет прямо на полу. Стиль исполнения его работ называли капельным или разбрызгивающим, сам же художник любил название льющаяся живопись.
Первый финансовый успех был в 1948 году это поспособствовало смене мастерской, в которой он создал еще шесть полотен. Именно эти изображения в будущем имели самый большой успех и популярность. Про Поллока пишут в газетах и журналах, его называют сенсацией и прорывом в мире живописи. Критики воспринимали такой успех в равной степени с восторгом и недовольством. Одни считали, что его живопись слишком груба, непонятна и не имеет никакого творческого образования под собой. Другие пытались доказать, что его полотна это новое виденье экспрессии и абстракции соединенной в симбиозе, которого ранее не было. Натиск созданный публикой становится причиной очередного алкогольного срыва.
Феномен Джексона Поллока
После Второй мировой войны Америка стала сверхдержавой: ее кино, архитектура, литература и музыка — на вершине культурной лестницы. Но популярный и уже процветающий в Европе и на других континентах авангардизм не прижился здесь. Поэтому США нуждались в своем направлении в искусстве.
В это время и появился Джексон Поллок. После смерти художника в пьяной автомобильной аварии в Америке продолжили пробуждать интерес к личности своего первого абстракциониста.
Через четыре месяца в Музее Современного искусства в Нью-Йорке прошла мемориальная выставка Поллока. В 1967 году там же прошел еще более масштабный показ работ художника. В 1998 и 1999 годах крупные выставки прошли в МСИ и в музее Тейт в Лондоне.
С 80-ых по 00-ые в США выпустили три документальных и два игровых фильма про художника.
Параллельно картины Поллока били рекорды по стоимости на арт-рынках:
- В 2006 году в Sothebys №5 продано за 140 миллионов долларов — самая дорогая картина на тот момент.
- В 2013 аукционный дом Christie’s выставил №19 за 25 млн долларов, за одну ночь цена поднялась до 58 млн долларов. Это остается одним из самых дорогих аукционов в сфере искусства.
- В 2015 №17А продано за двести миллионов и также входит в список одних из самых дорогих полотен.
Метод — переосмысление произведения искусства
Метод появился в 1947 году, а уже через два года в США Поллока объявили величайшим художником современности. В основу метода легли восточные эзотерические практики, культура индейцев и психоанализ, с помощью которого Поллок лечился от алкоголизма. Его творчество стало манифестом свободы самовыражения, то есть тем, на чем строилась идеология американского общества.
Знаменитый метод заключался в разбрызгивании краски на лежащее полотно (Собор, 1947). У Поллока была особая философия исполнения, он первым ответил на вопрос «что такое произведение искусства?». Для него это время создания, момент творчества.
Эволюция художника происходила постепенно: от влияния экспрессионизма и Пикассо (“Стенографическая фигура”, 1942) он пришел к Готике 1944 года, где уже отбросил образность и геометрию, вступив на путь авангардизма. Но пока это еще не та манера исполнения, за которую художник получит прозвище Jack the Dripper (Джек Разбрызгиватель — аналогия с Джеком-потрошителем — Jack the Ripper).
Вокруг Поллока сложился образ современного художника: того, кто бросил вызов европейской традиции и дал новое определение общепринятому понятию произведения искусства. Сюжеты, мотивы и замыслы остаются позади, теперь на передний план выходит эмоция художника в момент создания произведения.
Образ — двигатель интереса
Популярности Поллока способствовали его биография и сложный характер: детство будущего создателя «живописи действия» прошло в бедности, из художественной школы его выгнали за прогулы и пьянство, а к алкоголю мальчик пристрастился уже в девять лет. Все это создало вокруг художника ауру гения и бунтаря.
Внезапная смерть в результате аварии в 1956 и слухи о возможном самоубийстве сделали из Поллока героя-романтика. И после гибели художника цены его картин взлетели в разы. В 1973 году № 11 (Синие столбы) 1952 была продана за два миллиона долларов — рекордная сумма для того времени.
Джексон Поллок появился в нужное время: он был абстракционистом, в котором так нуждалась Америка. Он отличается от художников европейской традиции, что делает его родоначальником собственного художественного направления. Поллоку удалось создать новый язык изображения, признаваемый культурным сообществом. Философия Поллока совпала с идеалами и настроениями в США. Образ художника был интересен публике, а личность вызвала резонанс в культурном сообществе. Неожиданная и загадочная смерть делают его культовым. В течение двадцати лет о Джексоне Поллоке снимали фильмы. Новатор стал классикой современного искусства.
Детские годы
Джексон Поллок родился 29 января 1912 года и был пятым ребенком в семье, первые годы жизни провел в штате Вайоминг. Когда мальчику исполнилось одиннадцать, его родственники решили обосноваться в Аризоне. Природное окружение способствовало к развитию у будущего художника любви к природе. Но к сожалению характер его был сложным и грубым, частые вспышки гнева и нежелание общаться были обычным делом. Он очень часто проводил свой досуг в поисках приключений. Во время одного из таких приключений на деревоперерабатывающей станции случился несчастный случай
Его друг, играя с пилой, по неосторожности отрезал Поллоку фалангу пальца на правой руке
Приняв решение, стать офицером юноша поступает в службу подготовки резерва. Попав под плохое влияние военных служащих, несмотря на юный возраст, он стал зависим от алкоголя. Учитывая период «Сухого закона» раздобыть спиртное было сложно, но парнишка исхитрялся и добывал запретную выпивку. В начале 1928 года Джексон поступает в Высшую школу прикладных искусств. Здесь он находит себе наставника, который стал его другом. Преподаватель Джон Шамковски открыл для юнца мир абстракции и тонкостями теософии. Несмотря на успехи в творчестве, у Джексона были проблемы с самоконтролем и дисциплиной. В очень скором времени его выгнали из школы из-за плохого поведения.
Значимые работы[править | править код]
- 1942 — «Мужское и женское» («Male and Female»)
- 1942 — «Стенографическая фигура» («Stenographic Figure»)
- 1943 — «Фреска» («Mural»)
- 1943 — «Женщина-луна разрезающая круг» («Moon-Woman Cuts the Circle»)
- 1943 — «Волчица» («The She-Wolf»)
- 1943 — «Голубое (Моби Дик)» («Blue (Moby Dick)»)
- 1946 — «Глаза в жару» («Eyes in the Heat»)
- 1946 — «Ключ» («The Key»)
- 1946 — «Чайная чашка» («The Tea Cup»)
- 1946 — «Мерцающая субстанция» («Shimmering Substance»)
- 1947 — «Full Fathom Five»
- 1947 — «Собор» («Cathedral»)
- 1947 — «Сближение» («Convergence»)
- 1947 — «Зачарованный лес» («Enchanted Forest»)
- 1948 — «№ 5, 1948»
- 1948 — «Живопись» («Painting»)
- 1948 — «Номер 8» («Number 8»)
- 1948 — «Лето: номер 9А» («Summertime: Number 9A»)
- 1950 — «Номер 1» («Number 1, 1950 (Lavender Mist)»)
- 1950 — «Осенний ри)
- 1950 — «Один: номер 31» («One: № 31, 1950»)
- 1951 — «Номер 7» («Number 7»)
- 1952 — «Синие столбы» («Blue Poles: № 11, 1952»)
- 1953 — «Портрет и мечта» («Portrait and a Dream»)
- 1953 — «Пасха и тотем» («Easter and the Totem»)
- 1953 — «Серость океана» («Ocean Greyness»)
- 1953 — «Глубина» («The Deep»)
Номер 5
В 2006 году на аукционе «Сотбис» за картину «№ 5, 1948» была предложена сумма 140 млн долларов. Купленное полотно стало на тот момент самой дорогой картиной в мире. Дэвид Гиффен, знаменитый кинопродюсер и коллекционер, продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу.
В кинематографе
В фильме «Контрабанда» герои случайно крадут картину «№ 5, 1948», не предполагая её истинной стоимости и принимая за тряпку. Только в конце фильма они случайно узнают о её стоимости в 140 миллионов долларов. Напрямую название картины не упоминается, только имя автора — Джексон Поллок.
Фильм «Поллок», где Джексона Поллока играет Эд Харрис.
В фильме «Из машины» на примере картины «№ 5, 1948» создатель искусственного интеллекта объясняет принцип, который он использовал для создания искусственного интеллекта.
В кинематографической картине «Расплата» фигурирует знаменитое полотно Поллока «Free Form»,
выдаваемое за подлинное. Впервые встречается в трейлере над постелью главного героя.
В кинофильме Дэвида Кроненберга «Космополис» начальные титры стилизованы под Поллока, а главный герой упивается полотнами абстракционистов.
Одно направление, два пути
В абстрактном экспрессионизме можно выделить два основных изобразительных стиля. Это довольно грубая классификация, но определяются они как «живопись действия» и «живопись цветового поля». В «живописи действия» нет предварительного замысла, исходной идеи: автор работает интуитивно, стараясь запечатлеть собственные внутренние переживания, энергично и страстно нанося краску на большой холст — разбрызгивая, размазывая, разливая ее по всей поверхности. Эту технику иногда называют еще «жестикуляционной абстракцией», поскольку жесты и движения художника считались не менее важными, чем само произведение. В подобной манере работали Поллок, де Кунинг и Франц Кляйн (1910-1962).
В противоположность энергичной и агрессивной «живописи действия» второе направление — «живопись цветового поля» — было более сдержанным. Впрочем, независимо от манеры живописи, все представители абстрактного экспрессионизма разделяли идеи Карла Юнга (1875-1961) о мышлении, религии, сознании и памяти, и все стремились адекватно выразить смятение послевоенного мира.
Франц Кляйн
Карл Юнг
Абстракционизм (1942-1945): Ли Краснер, первый успех и эксперименты
В 1942 году в студию к Джексону без предупреждения заявилась девушка со словами «Я знаю всех абстракционистов Нью-Йорка, кроме Вас!». Это была Ли Краснер — художница из русско-еврейской семьи, когда-то переехавшей из Украины в Америку. Через три года Джексон и Ли поженились.
Ли Краснер, художница и жена Джексона Поллока Джексон Поллок и Ли в студии
Будучи художницей, Ли понимала тягу Джексона к искусству как никто другой. Для мужа она стала настоящим другом и поддержкой, занималась его продвижением и верила в его талант. Её собственная карьера не была такой удачной, потому что успех Джексона стоял на первом месте: «Он может дать искусству гораздо больше, чем я!». Тем не менее на протяжении всей своей жизни Ли продолжала писать и экспериментировать в живописи.
После начала отношений с Ли дела у Джексона пошли в гору: во многом благодаря ей в 1943 году он подписал контракт с известным коллекционером искусства Пегги Гуггенхайм. В том же году состоялась его первая персональная выставка. Всю свою дальнейшую карьеру Джексон сотрудничал с Пегги, которая продвигала творчество Поллока и других известных абстракционистов. По Нью-Йорку ходили слухи, что Гуггенхайм состояла в интимных отношениях с большим количеством мужчин, в том числе и из богемных кругов. Многие приписывали ей интрижку и с Джексоном.
Пегги Гуггенхайм, агент Джексона Поллока
Работы Джексона этого периода выполнены по классическим канонам абстракционизма: отказ от изображения реальных предметов, нарушение формы и перспективы, эксперименты с цветом.
Поллок начинает создавать свои работы на холстах непривычно больших размеров. Его работа «Фреска» имеет шесть метров в длину и почти два в ширину.
Джексон Поллок, «Фреска», 1943
Кстати, «Фреска» была создана при необычных обстоятельствах: Пегги Гуггенхайм заказала её у Джексона для своего таунхауса на Манхэттене. Сама арт-дилер не была до конца уверена в таланте Поллока и поддалась уговорам своего помощника Говарда Путцеля и художника Марселя Дюшана, которые видели потенциал в начинающем абстракционисте. Зарплата составляла 150$ в месяц, что на те времена было большой суммой. Деньги были нужны как никогда, потому что Джексон и Ли едва сводили концы с концами, часто отдавая последнее за квартиру и не имея средств на еду и краски.
Но оказалось, что Поллок не мог начать рисовать. Как говорила Ли, он смотрел на пустой холст днями, дни складывались в недели, а недели в месяцы. Гуггенхайм всё больше раздражалась и в итоге выдвинула ультиматум: либо Джексон заканчивает работу до января, либо он может распрощаться со своей карьерой. Вечером перед установленной датой холст всё так же оставался нетронутым, но когда Пегги проснулась утром, то на пороге стоял Джексон со свёрнутым полотном в руках — произведение было создано за ночь.
Эта красивая история была отражена в одной из самых известных биографий Поллока, выигравшей Пулитцеровскую премию: «Джексон Поллок: Американская сага» (Стивен Найфе и Грегори Уайт Смит, 1989). Однако в 2014 году американские Музей Гетти и Институт Сохранения Гетти опровергли этот слух, опубликовав , в котором показали, что между нанесением различных слоёв на холст прошло минимум несколько недель. Тем не менее вполне вероятно, что большая часть работы — финальный слой — была создана за сутки.
Аршил Горки (Восданик Адоян)
Годы жизни: 1904-1948
Аршил Горки – американский художник армянского происхождения, который творил в новом стиле.
Для работы он разработал одну технику – на пол художник раскладывал белые холсты, и лил на них краску из емкости. После того, как краска застывала – он процарапывал в ней линии, создавая что-то наподобие барельефов.
Картины мастера отличаются насыщенностью – зрители, смотря на них, чувствуют исходящую от полотна, выполненного в ярких красных и оранжевых цветах, пульсацию.
Художник испытывал одиночество, и грусть переполняла его, даже будучи окруженным родными и друзьями. В 1948 году мастер в возрасте 44 лет покончил жизнь самоубийством, повесившись у себя дома.
Известные произведения: «Обнаженная», «Обручение II», «Агония».
Черно-белый период (1951-1954): попытка, провал и творческий кризис
Джексон сомневался в «капельной технике» и не мог даже для себя ответить на вопрос, не является ли его творчество шарлатанством. В 1951 году на пике своей популярности Поллок отказался от яркой «капельной техники» и начал писать тёмные чернильные работы, которые отражали его внутреннее состояние. Он словно пытался доказать, что его творчество не должно восприниматься как поверхностное, легкое, декоративное и приносящее только удовольствие.
Джексон Поллок, осенний ритм, номер 30
Первая же выставка провалилась — лишь одна работа была продана, но и то за полцены. Все спрашивали: почему же Поллок отказался от черты, которая делала его уникальным и успешным?
Джексону ничего не оставалось, как отказаться от неудачных черно-белых попыток и вернуться к яркости. Начиная с 1952 года, он экспериментирует с цветами, балансируя между абстракционизмом и «капельной техникой». Но кажется, он исчерпал своё вдохновение. За последние пять лет своей жизни Поллок так и не создал каких-либо значимых полотен. Последней крупной работой считается написанная в 1953 году картина «Портрет и сон».
Портрет и сон, 1953
Левая часть представляет собой сон, сквозь чернильные линии изображения можно разглядеть намёки на женскую обнаженную фигуру. Справа изображён портрет в черном цвете с добавлением агрессивной оранжево-красной гаммы. Комментируя эту работу, Ли говорила, что «сон» представляет «обратную сторону луны», то есть светила, традиционно воплощающее женскую энергию. Поллок, увлекавшийся фрейдизмом, не мог не знать значение этого символа. В статье the Guardian утверждается, что в этом полотне Поллок отвечает на фундаментальный для себя вопрос: как соотносятся секс («сон») и гений («портрет»)? Может ли творец поддаваться страстям и плотскому удовольствию? Судя по тому, что два символа разведены по разным краям, ответ отрицателен — не является ли это манифестом о завершении творческого пути? Поллок, отказавшийся от сексуальной энергии, экстаза и чувств, — как он может что-то создавать?
Скульптор Рувим Кадиш, студенческий друг Джексона, говорил, что «Поллок не мог работать по принуждению, поэтому так мало картин он написал на заказ и так мало работал в последние годы».
В США в начале века.
Несколько слов о начале 20 века. В те времена американцы были более наивными, а потому не сразу «поняли» современное искусство.
ФК или Книга – означает книгу Филипа Хука «Галерея аферистов. История искусства и тех, кто его продает».
Вот вам и Сезанн.
Анекдот. Штирлиц идет по городу. Вдруг на голову ему падает кирпич. «Вот те раз», — подумал Штирлиц. «Вот тебе два», — сказал Мюллер и сбросил второй кирпич.
Стиглиц выставлял привезенных из Франции Архипенко, Кандинского, Бранкузи, Брака, Северини, а также «Фонтан» Дюшана.
Справка. Фонтан Дюшана – это писсуар. Общество независимых художников отказалось выставлять этот фонтан. Зато теперь фаянсовая копия выставлена в Центре Помпиду в Париже.
Марсель Дюшан. Фонтан
«Лавочка» Стиглица закрылась в 1917.
1930-ый ознаменовался наплывом сюрреалистов с Дали во главе. При этом сами арт-дилеры начинают выставлять свои собственные работы под маркой известных имен. Куражатся. Эстетическое воплощение становится непринципиальным, главное — идея – так возникает концептуальное «искусство». То есть все извращаются как могут.
Проводник сюрреализма в Америке — Леви в 1941 (а в России в это время шла война) устроил выставку в Лос-Анжелесе, в Калифорнии, «в каком-то смысле на его (сюрреализма) истинной родине», как о том написал Филип Хук в своей Книге.
На этой выставке Леви и получил настоящий сюрреализм.
Итак, «экскрементальная» тема все чаще звучит в современном искусстве (вспомним Питера Уилсона).
Макс Эрнст. Слева: Черное солнце. 1927-1928. Справа: Фигура, 1929. Эти «картины» тоже вполне подошли бы для перформанса Берримора, как и любое другое «полотно» любого авангардиста
В 1940-ых предметы искусства даже пытались продавать недорого в универсальных магазинах, некий Сэм Кутц пробовал продавать портреты людей (незнакомых покупателям), естественно, это не пошло. Ясно почему: без гламура нет современного искусства, кто же будет кушать «повидло» без спецподготовки!
Но Кутц не унимался. В 1941 он возбужденно радовался тому, что американцы отвоевывают арт-рынок у французов. «Разве не слышите, как по всей стране шуршат купюры?» — риторически спрашивал Кутц еще задолго до открытия второго фронта.
В 1947 тот же Кутц устроил первую персональную выставку Пикассо в Америке.
Потом Кутц продвигал абстрактных экспрессионистов, обозначая поначалу их термином «интрасубъективисты». Прости, Господи, за такие слова.
Кутц отобрал работы 23 начинающих художников, показал на выставке.
Начало (1930-1937): Нью-Йорк, Великая депрессия и риджионализм
В 1930 году Джексон переехал в Нью-Йорк, поддавшись уговорам двух старших братьев, которые там жили. Будущий художник поселился в квартире своего брата Чарльза и его жены Элизабет. Тем временем в стране царила Великая депрессия: рынок обвалился, денег катастрофически не хватало, многие люди голодали. Однако Поллоки восторгались мегаполисом и строили планы по его завоеванию.
Вот, что вспоминает Элизабет: «Это был период Великой депрессии. Мы были очень бедны, но абсолютно счастливы! Когда я впервые увидела Джексона, то подумала, что он самый привлекательный среди всех братьев Поллоков: его улыбка ослепляла. И хоть оказалось, что это был лишь способ манипулировать людьми, поначалу я заискивала перед ним. Лишь позже я поняла, что Джексон — эгоист, баловень и лентяй».
Джексон (слева) и Чарльз (справа) Поллоки
Джексон действительно отличался скверным характером: высокомерный, гордый и заносчивый. К тому же молодой человек злоупотреблял алкоголем и курением, что лишь усугубляло эти черты. Он искал сильного человека, который мог бы стать для него авторитетом и указать нужное направление.
Такой опорой стал художник Томас Харт Бентон, у которого учились Джексон и его брат Чарльз в Лиге студентов-художников Нью-Йорка. Бентон писал в стиле риджионализма (англ.regionalism) и мексиканского мурализма (англ.muralism), то есть реалистично изображал повседневную жизнь американцев и индейцев Среднего Запада, стремясь сделать сюжеты понятными и близкими как можно большему количеству людей.
Несколько ранних картин Поллока выполнены в схожем стиле, но влияние учителя не было существенным — преимущественно Джексон работал в своём направлении. Однако он перенял у Бентона ритмичность композиции и стремление к художественной независимости.
Работа Поллока в стиле риджионализм и мурализм Пейзаж с быком, 1937
Скульптор Рувим Кадиш, студенческий друг Поллока, вспоминал: «Когда я впервые увидел работы Джексона, то подумал, что они энергичные и кипучие, словно разговаривают со зрителем. Часто мы с ним посещали выставки по этнической графике и ходили в походы, где изучали национальное искусство».
С 1935 года Джексон часто проводил время в экспериментальной мастерской, где познакомился с художниками, которые работали в свободном стиле и стремились уйти от преобладающего в США академизма. Поллок был очарован сюрреализмом, в частности Пикассо, и его картины стали смелее и провокационнее.
Картины Джексона Поллока
После Второй мировой войны появился новый художественный авангард. Война и ее последствия были подкреплены движением, которое стало известно как абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок, с тревогой осознавая человеческую иррациональность и уязвимость, выразил свою озабоченность абстрактным искусством, в котором рассказывается о пытках и страданиях. К середине 1940-х годов он представил свои знаменитые «капельные картины», которые представляют собой одни из самых оригинальных произведений.
Джексон разбрызгивал и лил краску на холст. Он не любил мольберты и кисти, а предпочитал палочки и лопатки. Сам художник назвал свой метод льющейся техникой, за которую получил прозвище Джек Разбрызгиватель. Эта форма живописи имела связь с сюрреалистическим движением, поскольку она напрямую относилась к выражению эмоций и настроения создателя.
1 of 2
Во многом Поллоку помогала его жена Ли Краснер. Вместе они купили домик в Спрингсе, где новатор основал свою мастерскую. Есть несколько самых важных работ, которые позволяют проследить годы творчества и жизни художника.
«На Запад» 1934-35 года характеризуется темным, почти мистическим качеством. Закрученные формы, которые структурируют изображение, вызывают эмоциональную напряженность, как у Эль Греко и Ван Гога.
На запад
«Хранители тайн» 1943 года часто интерпретируется, как метафора возникновения бессознательных импульсов в сознательную мысль, представляя собой синтез источников вдохновения Поллока. Образы привлекают африканцев, коренных американцев, а также доисторическое искусство. Абстрактные мужские и женские «хранители» были интерпретированы множеством способов: как тотемы северо-западных индейцев, египетские боги, даже как сочетания игральных карт и шахматных фигур в африканских масках.
«Фреска» 1943 года отражает переход Джексона к «капельному искусству». Техника «all over» представляла собой вдохновение из различных источников, включая Пикассо, Бентона и Сикейроса. Картина стала первой крупномасштабной работой, которая была заказана для квартиры известной галеристки и коллекционера Пегги Гуггенхайм. Среди культовых работ также значатся картина «Мерцающая субстанция», «№ 5, 1948», «Свободная форма» и многие другие.
№ 5, 1948
В 1951 году, в разгар карьеры художника, журнал Vogue опубликовал фотографии моделей, созданные Сесил Битон на фоне картин Поллока. Хотя это общественное признание и было симптомом неизбежной популяризации культуры авангарда, художник постоянно сомневался в направлении своего искусства. На вершине своей славы он внезапно отказался от фирменного стиля. Работа Джексона после 1951 года была более темной по цвету, включая коллекцию, окрашенную в черный цвет на несвязанных полотнах. Эти картины были названы «Черной заливкой», и на выставке в галерее Бетти Парсонс в Нью-Йорке их никто не купил. Однако позже Поллок перешел в более коммерческую галерею, вернувшись к использованию цветных элементов.