Творчество 70-80-х годов
Особый расцвет ее творчества приходится на начало 70-х годов. Если раньше художница изображала реальных зверей, то в 70-80-х гг. в ее работах появляются фантастические звери, которых в реальности не существует. Это и четырехглавый древний болотный зверь, и болотный рак, и Хорун, и прус, и дикий горботрус, и дикая волезаха. Название дикого чаплуна она мотивировала словом «чапати». Делается акцент на лапах зверя, которые могут продираться через ольховые заросли. Есть звери фиолетовые, черные, синие; грустные, веселые, улыбающиеся, удивленные. Есть звери с человеческими лицами. Злыми являются звери-аллегории. Так, фиолетовый зверь в «буржуйской» фуражке, разрисованный стилизованными бомбами, злостно оскалился, показывая острые зубы и длинный хищный язык («Будь проклята война! Вместо цветков растут бомбы», 1984 г.).
Гениальность художницы
Мир искусства открывал удивительное творчество Марии Примаченко минимум два раза. Первый раз художница обрела популярность в 1935 году в рамках кампании поиска талантов среди народа
Тогда работы сельской мастерицы привлекли внимание столичной рукодельницы Татьяны Флору, которая собирала шедевры народного искусства для выставки. В результате художница с успехом работает в киевских экспериментальных мастерских
Талант художницы способствовал тому, что она освоила навыки лепки и раскрашивания изделий из глины.
Работы художницы быстро начали набирать популярность и за границей. С удивительными зверями могли познакомиться посетители московских, пражских, монреальских, варшавских и других европейских выставок. Ценителям искусства демонстрировали рисунки Марии Приймаченко «Два попугая», «Черный зверь», «Пес в кепке», «Зверь в красных сапогах», «Бык на прогулке», «Красные ягоды».
Всемирная выставка Марии Приймаченко, что состоялась в Париже, принесла украинской художнице большую славу, за что она была награждена золотой медалью. Именно во французской столице с работами художницы впервые ознакомились маститые коллеги, такие как Пабло Пикассо и Марк Шагал. Они по достоинству оценили ее творчество и даже начали использовать для своих произведений похожие мотивы.
Второй раз талант народной художницы открыли в 60-х годах. Этому способствовали известный искусствовед и драматург Григорий Местечкин, а также журналист Юрий Рост. Статья о творчестве Марии Примаченко, которая была опубликована журналистом в газете «Комсомольская правда», повторно сделала ее популярной.
Тематика картин художницы
Если ранние работы опирались на сказочные сюжеты, то работы, которые Мария
Аксентьевна
создала в свой зрелый период творчества, трудно назвать просто сказочными. Для этих картин наиболее точным будет такое определение, как «символико — аллегорические композиции».
В эти же годы художница обращается к теме человека, к теме современного общества и современного мира. В отличие от мира сказки, современный мир кажется Примаченко
серым, как итог — более блеклые цвета красок на картинах этого периода.
В 70-е годы художница начинает сотрудничать с печатными изданиями. В связи с этим Мария
Аксентьевна
предстает перед всем обществом в новом качестве — иллюстратор детских книг. По этим иллюстрациям можно сделать выводы о том, что художница умеет смотреть на мир детскими глазам: ее картинки непосредственны, радостны и они досказывают литературный текст.
Особенности стиля
Работы художницы являются сочетанием всех возможных художественных стилей ХХ века: импрессионизма, неоромантизма, экспрессионизма. Одна из любимых тем Марии Приймаченко, к которой она часто обращалась, — космическая. Она любила звездное небо и населяла его своими крылатыми существами — горбунком, русалками, птицами. Даже на Луне она сажала огороды, лелея свои волшебные мечты. Ее чудесный мир был волшебным и неповторимым, уникальным и сиявшим, искренним и добрым, как она сама.
Творчество народной художницы учит людей замечать красоту во всем
Она стремилась показать каждому человеку в отдельности, как важно даже в старости оставаться детьми, сохранять умение удивляться и видеть живую заинтересованность во всем, что происходит вокруг. Произведения Марии Приймаченко действительно возвращают нас в период детства
На них нет ничего лишнего, мы видим только неудержимую фантазию женщины с поразительной душой, с отображенной на картинах народной энергетикой.
Когда Марию спрашивали о том, зачем она рисует и цветы, она отвечала: «Зачем рисовать такими, какие они есть, они и так красивые, а я свои рисую на радость людям. Так хочется, чтобы больше людей смотрели рисунки и чтобы всем нравились».
Начало творчества Марии Примаченко
Художница стала известной с 1936 года, когда впервые в Киеве на Всеукраинской выставке народного искусства экспонировались ее работы «Звери с Болотни». Марии присудили диплом I степени. Здесь она начала увлекаться керамикой и продолжила заниматься вышивкой и рисованием. В частности, написала ряд замечательных картин: «Бычок на прогулке», «Синий лев», «Пегий зверь», «Зверь в красных сапогах» 1936-1937 гг., «Осел», «Баран», «Красные ягодки», «Обезьяны танцуют», «Два попугая» и др. (1937-1940 гг.).
Образы этих работ поражают своей сказочностью, волшебством и фантастичностью. В их основе заложены фольклорные легенды, рассказы из жизни и народные сказки. В ее произведениях переплелись реальность и фантастичность. Звери, цветы и деревья наделены способностью разговаривать, они борются за добро и противостоят злу — все, как в сказке.
Птицы тоже обладают сказочными свойствами: они у нее причудливых форм, замысловатых очертаний, что напоминают цветок, а крылья украшены вышивкой. Все звери и птицы у Марии солнечные, красочные, радуют глаз своей позитивностью («Захотел слоник моряком быть», «Молодой медведь по лесу ходит и людям зла не делает»).
Творчество Примаченко
«Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…».
Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.
Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960-1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин).
В 1936 г. Марию Авксентьевну пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства.
Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре — «Крокодил».
За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко наградили дипломом первой степени. В дальнейшем её произведения с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге.
В 1986 году она создала свою Чернобыльскую серию картин.
Художниця-наивистка Мария Приймаченко не была наивной, когда речь шла о трагизме мира. Она не знала, где могила ее мужа, и этот мотив — частый в ее работах.
В 1971-м написала картину «Солдатские могилы». Ее можно трактовать и как предчувствие Чернобыля — именно в том году начали строить ЧАЭС с ее четырьмя реакторами. Вот и на той картине — лес, а в нем светятся четыре могилы, похожие на четыре солнца или четыре огромных яйца в разрезе, — огненный желток, а в нем солдатская каска.
Картины Приймаченко якобы традиционно «украинские», но это — страна грез, а не реальности.
Режиссер Сергей Проскурня вспоминает: как-то приехали к ней из Киева вертепники, пели о «нашей славной Украине», и Мария Оксентиевна вдруг грустно сказала.
Мария Авксентьевна Примаче́нко (укр. Марія Оксентіївна Примаченко, иногда Приймаченко; 30 декабря 1908 (12 января) 1909 год — 18 августа 1997) — украинская народная художница. Народный художник УССР (1988). Представительница «народного примитива» («наивного искусства»).
М. А. Примаченко родилась 30 декабря 1908 (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.
Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.
Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).
Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом — полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Мария Авксентьевна достойно и храбро перенесла все жизненные невзгоды, в том числе и гибель мужа на фронте. А сын, Фёдор Васильевич Примаченко (1941-2008), был её учеником и являлся народным художником Украины.
«Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…». Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.
Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960-1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин). В 1936 году Марию Авксентьевну пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства. Её творчество стало более разнообразным — Мария рисовала, вышивала, увлеклась керамикой. В Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного искусства хранятся её керамические кувшины и блюда этого периода. Аким Герасименко, признанный мастер украинской керамики, охотно передавал Примаченко изготовленные им изделия различных форм, а она расписывала их изображениями рыжих лисичек, страшных зверей, шагающих по стеблям клубники голубых обезьян или покрытых цветами зелёных крокодилов.
Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре — «Крокодил». За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко наградили дипломом первой степени. В дальнейшем её произведения с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге. В 1986 году она создала свою Чернобыльскую серию картин.
Решением Киевского городского совета № 13/1068 от 22.01.2009 в честь Марии Примаченко был переименован столичный бульвар Лихачёва.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Творчество Примаченко
«Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…».
Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.
Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960-1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин).
В 1936 г. Марию Авксентьевну пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства.
Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре — «Крокодил».
За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко наградили дипломом первой степени. В дальнейшем её произведения с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге.
В 1986 году она создала свою Чернобыльскую серию картин.
Художниця-наивистка Мария Приймаченко не была наивной, когда речь шла о трагизме мира. Она не знала, где могила ее мужа, и этот мотив — частый в ее работах.
В 1971-м написала картину «Солдатские могилы». Ее можно трактовать и как предчувствие Чернобыля — именно в том году начали строить ЧАЭС с ее четырьмя реакторами. Вот и на той картине — лес, а в нем светятся четыре могилы, похожие на четыре солнца или четыре огромных яйца в разрезе, — огненный желток, а в нем солдатская каска.
Картины Приймаченко якобы традиционно «украинские», но это — страна грез, а не реальности.
Режиссер Сергей Проскурня вспоминает: как-то приехали к ней из Киева вертепники, пели о «нашей славной Украине», и Мария Оксентиевна вдруг грустно сказала.
«Делаю солнечные цветы, потому что людей люблю, творю радость, на счастье людям, чтобы все народы один одного любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле…» — так говорит о себе широко известная украинская самодеятельная художница Мария Аксентьевна Примаченко
, своеобразное творчество которой наполнено дыханием родной земли, согретого добротой и мудростью народной поэзии.
Мария Примаченко: какая связь у самобытной украинской художницы и финских самолетов?
Мария Авксентьевна Примаченко — одна из ярчайших представительниц «наивного искусства», всю свою жизнь прожившая в с.Болотня (Украина) и там же творившая.
Отец ее был плотником-виртуозом, мама виртуозно же вышивала, так что талант не взялся у нее из ниоткуда. Вся семья была талантлива по-своему. В детстве Мария перенесла полиомиелит, ей позже сделали протез, чтобы выровнять здоровую и больную ноги, из-за этого она всю жизнь носила длинные юбки.
Необычные картины, рождающиеся под рукой Марии, привлекали внимание. В 1936 году ее пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства
Там она увлеклась керамикой, вышивала и, конечно, рисовала: вдохновенно и страстно. Картины из-под ее руки выходили по-детски наивные, яркие и красочные, сказочные.
С одной из ее работ и связан один из самых больших скандалов из-за плагиата, разразившийся в Финляндии в 2013 году. Вот эта картина, которую художница называла «Крыса в пути»:
Итак, в 2007 году всемирно известная финская фирма «Маринекко», специализирующаяся на вещах для дома, разработала новый принт под названием «Лесной народ» (дизайнером принта выступила Кристина Исола). Давайте посмотрим на этот принт:
Только крысу убрали, а в целом это точная копия картины Примаченко. В год выхода принта скандала еще не было, он разразился позже, в 2013, когда этот самый принт уже в традиционной финской бело-синей гамме нанесли на аэробусы Finnair.
Историю с плагиатом озвучили журналисты Helsingin Sanomat: один из читателей материала про самолеты Finnair вспомнил, что видел точно такой же рисунок в старой книге про украинское народное искусство.
Дизайнер Кристина Исола сразу же извинилась за этот инцидент: » Я не думала об авторском праве или о том, что я присвоила чье-то творчество. Я сожалею и ощущаю неловкость по поводу того, что сделал а». Компания разорвала все отношения с дизайнером, авиакомпания спешно закрасила рисунок на фюзеляже.
Но нет худа без добра: эта некрасивая история открыла многим имя украинской художницы. Сразу после скандала в «Википедии» появилась страница о Марии Примаченко на финском языке, ведь скандал породил немалый интерес к украинской художнице со стороны финнов. Сама компания «Маримекко» после принесения извинений в 2018 году проспонсировала выставку работ Примаченко в Финляндии. Выставка «Таинственный мир Марии Примаченко» продолжалась 4 месяца, за этот срок ее успели посетить 35 000 жителей Финляндии.
Но заметим, что это была не первая зарубежная выставка работ Марии. В 1937 году ее картины в Париже. Тогда испанский художник Пабло Пикассо отметил, что если бы она жила во Франции, могла бы стать известнее, чем он.
Источник
Художественный стиль Марии Примаченко
«Я люблю рисовать, как люди работают в поле, как молодежь идет, словно мак цветет. Я люблю все живое, люблю лес, цветы, разных птиц и лесных зверей. Одеваю их в народную одежду, и такие веселые они у меня, аж танцуют…».
На протяжении всей своей творческой деятельности Мария
Примаченко
не отходила от народной темы. Эта народность выражена в сочетании цветов, использовании национального орнамента. Кроме этого, художница изображает на своих картинах национальные блюда, ритуальную выпечку, настенные росписи.
Как правило, ее рисунки — это иллюстрации к народным песням или народным сказкам. Но в этих работах Мария
Примаченко
отражает и свои размышления о современном мире. Отсюда и восприятие картин. На первый взгляд работы художницы кажутся весьма простыми, но стоит присмотреться, и за незатейливым сюжетом можно обнаружить глубокое содержание.
Творчество в военный и послевоенный периоды
В период войны Мария Примаченко прерывает свои творческие занятия и возвращается в родное село. Здесь она пережила страшные годы своей жизни. Война забрала у нее мужа, который не смог увидеться со своим сыном. В послевоенный период художница постоянно живет в Болотне, превратив родительский дом в мастерскую. 1950-м годом датируется вышитые ею панно «Павы в винограде» на голубом фоне, на коричневом «Две яблони», а также росписи: «Два удода в цветах», «Украинские цветы». В 1953-1959 годах известными стали рисунки Марии Приймаченко «Кот в сапогах», «Павлин», «Журавль и лиса», «Пастухи». Эти произведения свидетельствуют о совершенствовании образной манеры Примаченко.
Мировоззрение и позитивное восприятие жизни художницей
Биография Марии Примаченко не обошлась без трудных моментов в жизни. В детстве художница болела страшной болезнью — полиомиелитом, что наложило свое негативное отражение на судьбу мастерицы. Мария всю жизнь передвигалась на костылях. Этот факт повлиял и на живописную манеру автора. Невыносимая физическая боль в совокупности с безудержной творческой фантазией и стремлением к жизни выливались в причудливые образы. Сейчас это носит название арт-терапии. Противостояние радости и боли, добра и зла, тьмы и света наблюдаются в каждом полотне Марии Приймаченко.
У художницы был довольно строгий характер, но она приветливо относилась к людям. Иногда Приймаченко дарила гостям своего дома картины. Для Марии существовало два мира. В первом жили все, а второй, внутренний, принадлежал только ей.
Ее мир был наполнен разными фантастическими существами, здесь пели дивные птицы, рыбы научились летать, на лугу паслись радужные коровы с глазами человека, а добрый храбрый лев был защитником от врагов.
Финская компания украла картину украинской художницы
На этой неделе случайно выяснилось, что принт, который уже шестой год использует одна из крупнейших дизайнерских компаний, является практически полной копией рисунка известной украинской художницы Марии Приймаченко.
Адриана Вялец, генеральный директор Национального музея украинского народного декоративного искусства, где хранится оригинал картины «Крыса в пути», сравнила произведение украинки с рисунком, на котором стоит авторский значок финской компании, и не нашла значительных различий. «Композиция не менялась. Даже наклон деревьев», — отметила Вялец.
Картину Приймаченко в Киеве увидел гражданин Финляндии. С репродукцией он приехал домой, убедился, что рисунки местной дизайнерской компании похожи на нее, как две капли воды, и позвонил журналистам. Чтобы узнать, где и как использовали картину Приймаченко, Музей декоративного искусства собирается написать в Финляндию письмо.
Тем временем журналисты проверили информацию в интернете. Оказалось, что с 2008 года в Финляндии, Америке и странах Азии торгуют постельным бельем, посудой, одеялами и даже детскими слюнявчиками с рисунками с названием «Обитатели леса», которые очень похожи на картины Марии Приймаченко. А одна из авиакомпаний даже разместила лес на фюзеляже самолета. Правда, после скандала пообещала закрасить рисунок.
Дизайнер Кристина Исола, которой принадлежит авторство серии «Обитатели леса», признала плагиат через пресс-релиз: «Я не задумывалась об авторских правах, о том, что присваиваю чью-то творческую работу. Она казалась такой близкой, что этим лесным чудом мне захотелось поделиться со всеми. Я понимаю, что поступила неправильно. Мне стыдно».
Однако эти признания юридической силы не имеют. «Авторские права принадлежат семье Марии, ее наследникам, внукам, это Иван и Петр, но право на публикацию принадлежит музею», — отметила директор киевского музея. В частности, внук Марии Приймаченко Иван по телефону рассказал, что семья только вчера узнала о финском скандале, но еще не решила, что делать.
Эдуард Дымшиц — знаток творчества Марии Приймаченко — говорит, что ее картины воруют часто. Но столь масштабная кража случилась впервые. И если в Украине с ворами, как правило, подписывали мировую, здесь родственники должны действовать решительнее. «Они могут запросто подать в международный суд», — отметил Дымшиц. Юристы говорят, что в случае, если родственники пойдут в суд, сумма их материальной претензии вполне может стать рекордной для Украины.
Источник
Черты индивидуальности.
Большое внимание в своих работах Примаченко
уделяла композиции и цвету. Цвет — это одно из самых важных выразительных средств у художницы
Глядя на картины, возникает ощущение, что цвет «живой», что он меняет свой оттенок в зависимости от определенных факторов. Такое ощущение возникает из-за цветовых сочетаний, которые использует художница
Цвет — это одно из самых важных выразительных средств у художницы. Глядя на картины, возникает ощущение, что цвет «живой», что он меняет свой оттенок в зависимости от определенных факторов. Такое ощущение возникает из-за цветовых сочетаний, которые использует художница.
Новаторский прием использует Мария
Примаченко
и в композиции. Суть этого приема заключается в том, что весь рисунок художница условно делит на планы, на каждом их которых нарисован определенный объект. Эти планы потом как бы накладываются друг на друга. Такое взаимодействие планов вызывает ощущение объема.
Не смотря на то, что Мария
Примаченко
относится к тем, кто творит народное искусство, она, в первую очередь, — самостоятельная художница. Такое разграничение позволяет сделать тот факт, что художница использует материалы, которые никак не ассоциируются с народным творчеством: акварель, гуашь, ватман и т. д.
ВНИМАНИЕ!
При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!
Платье Марии
На днях по Финляндии прокатился громкий скандал, связанный с иконой финского дизайна – компанией Marimekko. Одежда, посуда или текстиль этой марки есть в доме почти каждого финна – здесь это предмет национальной гордости и преданной любви. Компания прославилась ещё в 1960м, когда несколько её платьев приобрела Жаклин Кеннеди. А в 1964м главный дизайнер Marimekko Майя Исола (1927-2001) придумала знаменитые «маки», которые с тех пор стали символом компании, воспроизводятся ежегодно в новых вариантах и не раз были предметом разбирательств компании с желающими оспорить её права на этот нехитрый, с виду, рисунок .
На этот раз в плагиате уличили саму Marimekko, обвинив в нарушении авторских прав известной украинской народной художницы Марии Примаченко (1908-1997).
Мария Примаченко. Автор снимка неизвестен.
Мария Авксентьевна всю жизнь прожила в родном селе Болотня под Киевом и прославилась на весь мир благодаря своей живописи, на которую искусствоведы обычно вешают ярлык «наивное искусство». Живопись, кстати, удивительная – рекомендую всем почитать биографию художницы и посмотреть её работы.
В 1963 году художница написала картину «Крыса в пути» (слева внизу), которая сейчас находится в собрании Национального музея украинского народного искусства. Музей обвинил компанию Marimekko в использовании этого изображения, которое почти полностью воспроизведено в известном рисунке на ткани (справа) «Метсавяки» ( жители леса) – в финском варианте 2007 года исчезла только крыса .
автор Мария Примаченко автор Kristina Isola
Руководство компании заявило, что ответственность за рисунок принта целиком лежит на дизайнере Кристине Исола, дочери автора тех самых фирменных «маков». Вот кому, честно говоря, не позавидуешь сейчас – её проступок способен нанести удар ниже пояса по самосознанию финнов, ценящих честность превыше всего.Сложно придумать более изощрённое наказание для самого себя. Кристина Исола уже извинилась перед Marimekko, её клиентами и заявила, что поступила неправильно и теперь ей очень стыдно. Она пишет также, что «не думала о нарушении чьих-то авторских прав и просто хотела поделиться прекрасной картинкой»…
Кристина Исола. Фото Marimekko
Трудно конечно заподозрить в наивности матёрого современного дизайнера – скорее всего рассуждала примерно так – «автора давно нет в живых, Украина далеко и бедная – какие могут быть тяжбы…» А может действительно хотела «поделиться» чем-то незаслуженно забытым и в итоге это сработало – многие наверняка открыли для себя ,благодаря этому скандалу, творчество Марии Примаченко…Возможно рисунок задумывался как малотиражный, незаметный в мировом масштабе, но принт приобрёл вдруг невероятную популярность. Достаточно упомянуть , что именно его выбрал национальный авиаперевозчик Finnair для «боевой раскраски» своих самолётов – удивительным образом воплотив изначальный замысел украинской художницы с отправившейся в путь крысой – исчезнувшую крысу можно представить среди пассажиров боинга. На фото в центре улыбается дизайнер Кристина Исола – кажется, что слегка виновато.
Сейчас делом занимаются юристы, выясняют – в каком году Украина присоединилась к Бернской конвенции по авторским правам и прочие подобные вещи, наследник Марии Примаченко – внук Иван, если верить газете Helsingin Sanomat, опубликовавшей подробности скандала, не имеет особых претензий к Marimekko. К музею, зарабатывающему на заграничных выставках бабушки, претензий у него даже больше. А музейщики считают , что финны теперь просто обязаны пригласить выставку народной художницы Украины к себе в гости, ведь она с успехом прошла в Японии и других странах. Уверен – финны обязательно пригласят. А вот руководство Finnair пообещало закрасить вскоре все «лесные» принты на своих самолётах белой краской. Обидно – красиво ведь получилось – может проще скромно написать под рисунком Maria Primachenko ? Тем более, что по странному стечению обстоятельств, имя флагмана финского дизайна Marimekko переводится на русский как Платье Марии.
Источник
Факты из биографии Марии Примаченко
Родилась Мария
Примаченко
12 января 1909 года в деревушке Болотня, расположенной на Полесье (сегодня Киевская область).
Любовь к народному творчеству она впитала в себя не только с народными сказками, легендами, песнями, но и наблюдая за работой матери, которая занималась вышиванием. Как и любая девочка, маленькая Маша
стремилась повторять за своей мамой, вот только она не вышивала эти узоры, а перерисовывала их на картон или бумагу. Со временем детское увлечение стало основным занятием.
Первые картины юная художница рисовала на песке. Потом нашла цветную глину и разрисовала хату. Все село ходило смотреть на это чудо, а потом односельчане просили и их дома разукрасить.
1935 год был переломным в творчестве Марии
Примаченко
— она знакомится с художницей Татьяной Флору, которой очень нравятся работы талантливой деревенской народной умелицы.
По приглашению Флору, Мария
Аксентьевна
переезжает в Киев и начинает работать в экспериментальной мастерской. С этого момента работы художницы начинают выставляться не только на Украине, но и за ее пределами.
Вторая половина 50-х годов — начало зрелого и плодотворного периода в творчестве художницы. Из ее мастерской появляется большое количество циклов. Именно в этот период появляются работы, за которые художница была награждена «Знаком Почета» и стала лауреатом Государственной премии ЦССР Т. Г. Шевченко.