Особенности стиля impressionism
Художники Франции передавали мир не как серию застывших картинок, а как выхваченные из жизни моменты в движении. Импрессионист не уставал любоваться одинаковым сюжетом в разное время года и суток, пытаясь сохранить его переменчивость в зависимости от погоды и освещения. Живописцы придумали способы, которые мастерски передают происходящие вокруг изменения. Чтобы оценить их творческие решения, достаточно изучить следующий список работ:
- цикл «Бульвар Монмартр» (Камиль Писсарро);
- «Луан в Сен-Мамме» (Альфред Сислей);
- «Качели» (Огюст Ренуар);
- «Оперный проезд. Эффект снега» (Камиль Писсарро);
- «Терраса в Сент-Адресс» (Клод Моне).
Клод Моне, «Терраса в Сент-Адресс»
Импрессионизм – это ожившие картины. На полотнах падают дождь и снег, дует ветерок, передвигаются по небу облака. Чтобы передать атмосферу реальности, художники импрессионисты работали обычно на открытом воздухе.
Черты стиля:
Вместо исторических, библейских и литературных сюжетов появляются будничные и современные зарисовки.
Импрессионисты в своих работах отказываются от важных социальных проблем.
Объектом изображения становятся люди, которые праздно проводят свободное время. Они гуляют в садах, сидят в кафе, танцуют
Возникает ощущение, что вся жизнь – серия маленьких праздников.
Большое внимание уделяется изменчивым городским пейзажам.
Особенности стиля также заключаются в отказе от контуров. Художники заменяют их отдельными мазками.
В 80-ые годы 19 века французские импрессионисты активно экспериментируют в данном направлении живописи. Появляются новые разновидности и художественные группы. Живописцы предпочитают классической смеси красок чистые цвета. Четкие контуры и контрасты исчезают с полотен.
Происхождение
Вид Толедо из Эль Греко (1595-1610) между ретроспективно резонируют с экспрессионистскими работами XX — го века .
Эрнст Людвиг Кирхнер . Ксилография (гравер Эрих Хекель ), 1910, обложка каталога: выставка Die Brücke, Галерея Арнольда, Дрезден
Мы можем связать живописец XV — го и XVI — го века, Маттиас Грюневальд и Эль Греко , экспрессионизм, но на практике этот термин применяется в основном к произведениям XX — го века.
Первые предупредительные элементы экспрессионизма появляются в конце XIX — го века, особенно в серии Эдварда Мунка под названием Крик , а также эволюцию работы Ван Гога и Энсор . Искусствовед Вильгельм Воррингер в 1908 году первым заговорил об «экспрессионизме».
Экспрессионизм также зародился по мере того, как улучшалась фотографическая техника и коренным образом изменялись отношения между искусством и реальностью. Изобразительное искусство теряет свою функцию привилегированного средства воспроизведения объективной реальности, что усиливает его субъективный компонент и постепенно позволяет ему освободиться от норм.
Экспрессионизм в живописи
Художник-экспрессионист стремится передать свои личные ощущения от нарисованного. Для достижения максимального эффекта на зрителя точность представления жертвуется (внешняя оболочка предмета) и искажается в пользу чётких контуров и жирных цветов.
«Большие голубые лошади», художник Франц Марк, 1911 г. Отодвигаясь от реалистического изображения, для этого художника означало — поворот к духовному, эмоциональному и подлинному. Для Франца Марка, как впрочем и для многих экспрессионистов, цвет был скорее символикой, чем описанием. В этой картине художник использовал эмоциональные качества своей палитры, чтобы передать своё видение всей духовности этих синих зверей.
Зачастую создаются более простые композиции, прямолинейные, характеризуются густой краской, приёмом импасто (на холст наносится неразбавленная краска, густым и сочным слоем), рыхлыми, свободно нанесёнными мазками. Иногда проскальзывает символика, будто случайно
Но сообщение автора очень важно
Каковы основные характеристики экспрессионизма?
Экспрессионистское искусство старалось передать не реальность, а эмоции и смысл. У каждого творца искусства был свой уникальный способ «выразить» эмоции в своём искусстве.
«Сидящая женщина с задранными ногами», художник Эгон Шиле, 1917 г. Австриец Шиле известен своим резким и часто гротескным выражением явной сексуальности. Он появляется в экспрессионистском движении из-за эмоциональности его линий и цвета. Этот художник воспроизводил изображения так, как их видел он, а не так, как они представлялись внешнему миру.
Зачастую их творения выходили искажёнными или преувеличенными, одновременно авторы использовали яркие и шокирующие цвета.
Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:
- ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
- главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
- рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
- через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.
Абстрактный экспрессионизм
Это широкое абстрактное движение американской живописи. Ему было свойственно множество самых различных живописных стилей, которые различались и по технике, и по качеству выражения. Оно зародилось в конце 1940 и превратилось в доминирующую тенденцию западной живописи 1950 годов.
Картины абстрактного экспрессионизма в основном абстрактны со свободным, спонтанным и личным эмоциональным выражением художника.
Зачастую наблюдается большая свобода техники и исполнения, придавая особое внимание использованию различным физическим характеристикам краски, чтобы вызвать выразительные качества, такие, как: чувственность, тайна, лиризм, динамизм. Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции
Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность
Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции. Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность.
Пример абстрактного экспрессионизма — «Зимний пейзаж», художник Фонс Хейнсбрук, 1989 г.
Эстетика экспрессионизма
Эстетика экспрессионизма последовательно воплощала идею радикального изменения изобразительного языка, которое стало необходимостью перед лицом реальности 20 века, ознаменовавшейся глубокими сдвигами в мироощущении. Экспрессионизм принадлежал широкому художественному движению, обобщенно называемому авангардом. Оно возвестило пересмотр доминирующих представлений о творчестве как объективном постижении жизни, воссоздаваемой в пластичных, узнаваемых формах. Разрыв с традициями искусства 19 века, примат субъективности, эксперимента и новизны становятся общими принципами для экспрессионизма как художественного явления
Особую важность в этой программе приобретает отказ от требований изображать действительность правдоподобно. Этой установке экспрессионизм противопоставил подчеркнутую гротескность образов, культ деформации в самых разных ее проявлениях
Искусство экспрессионизма, пережившее свой взлет в годы первой мировой войны и сразу по ее окончании, говорило о мире, в котором разразилась катастрофа. Оно пронизано ощущением повседневной боли, неверием в разумность бытия, неотвязным страхом за будущее человека, чью жизнь направляют социальные механизмы, поминутно угрожающие ему бессмысленной гибелью. Искания экспрессионизма, на первый взгляд, ограниченные областью формальных нововведений, почти всегда обладают идеологической нацеленностью.
Экспрессионизм в литературе
Экспрессионизм как литературное и художественное движение процветало в Европе, особенно в Германии, между 1914 и 1924 годами. Термин был впервые применён к литературе австрийским писателем Германом Бахром (1863–1934) в 1914 году.
Существуют некоторые сходства между экспрессионизмом и романтизмом. Романтизм был бунтом, реакцией против ограниченного и материалистического мировоззрения эпохи, он призывал к свободе мысли и содержания.
Писатели, неудовлетворенные «грязной реальностью», возвышали человеческую природу и искали путь в бесконечность. Появлялись нотки мистического настроения, меланхолии, любовных мечтаний, видений, экстаза и романтической символики.
Экспрессионизм, также как и романтизм, был своеобразным протестом против материалистической и механической тенденции, к которой в то время стремилось человечество, превращая людей в роботов.
Знаменитые писатели-экспрессионисты:
- Леонид Николаевич Андреев;
- Данило Локар;
- Константин Симонович Гамсахурдиа;
- Эмиль Зегадлович;
- Ойген Д. Релгис.
Истоки
Живописцы стремились передать реальность с помощью ярких красок и промежуточных тонов еще в эпоху Возрождения. Их манеру переняли испанцы. На Ренуара и Мане влияние оказали Эль Греко, Гойя и Веласкес.
Тени на полотнах Рубенса цветные, используются прозрачные промежуточные оттенки. Черного в работах художника не найти – этот принцип в будущем переняли импрессионисты. В новом направлении искусства также прослеживался английский отпечаток. Клод Моне, Писсарро и Сислей изучали великие работы пейзажистов Лондона в годы франко-прусской войны. Предшественником нового стиля называют Эжена Делакруа. Он одним из первых художников пытался передать на полотне движение. Для этого живописец экспериментировал с насыщенностью красок и способами нанесения мазков.
Творчество Делакруа
Что такое импрессионизм
Импрессионизм — это художественное движение, возникшее в конце 19го век в Париже как художественная реакция на быстро меняющуюся городскую среду. Движение также ознаменовало собой значительный разрыв с традициями европейской живописи. Импрессионисты подвергались резкой критике со стороны обычных художников во Франции. Однако в дальнейшем это художественное движение вызывало восхищение и любовь.
Название импрессионизм происходит от названия картины Клода Моне Впечатление, Солей Левант (Впечатление, восход). Импрессионистический стиль живописи считается спонтанным методом живописи, при котором художник пытается запечатлеть впечатление света в сцене.
Рисунок 1: Клод Моне
Кроме того, отличительной чертой картин импрессионистов является их стиль живописи, который отвергает традиционный реалистический стиль. Импрессионисты включили новые научные эксперименты в использование цвета, чтобы добиться более точного представления цвета и тона. Они использовали более оптический метод, поскольку они смешивали несмешанные пигменты, чтобы создать туманную смесь чистого цвета.
Рисунок 2: Картина Клода Моне «Впечатление», Солей Левант
Подчеркивая взгляд предмета в своих картинах, импрессионисты также исследовали тема изоляции в недавно переполненном обществе через взгляд своего субъекта. Некоторые известные художники-импрессионисты — Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Эдуард Мане и Арманд Гийомен.
Характеристики импрессионизма
Художники-импрессионисты сосредоточены в основном на
- Яркие цвета вместо того, чтобы смешивать их
- Спонтанные мазки широкими мазками, используя малярный нож или кисть,
- Акцент на точном изображении света наряду с его изменяющимся качеством
- Необычные углы обзора
- Предметы из модернизированной городской жизни
- Откровенные позы и композиции предметов
Таким образом, этот метод помог художникам подчеркнуть впечатление от своего объекта, а не нарисовать объект реалистичным способом.
Кроме того, импрессионизм позволил художникам нарисовать изображение таким образом, чтобы зритель почувствовал, что он только мельком увидел предмет изображения.
Рисунок 3: Бар Unou от Edouard Manet aux Folies Bergere (Бар в Фоли-Бержер)
Большинство картин импрессионизма на открытом воздухе запечатлевают реалистичные сцены современной жизни, окрашенные в яркие цвета без акцента на деталях.
Экспрессионизм в живописи
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
В рамках искусства живописи экспрессионизм развивался в русле постимпрессионизма, который первым открыл новые экспрессивные возможности формы, линии, цвета, а также пытался отобразить на полотне субъективные переживания и эмоции. В 1905 году немецкие экспрессионизмы объединились в группу художников «Мост». Представители данной группы отмечали то, что постимпрессионизм поверхностен, и пытались вернуть немецкой живописи разнообразие смыслов и потерянную духовность.
Замечание 1
Экспрессионистами владели чувства разочарования, отвращения, раздражения, тревоги, которые возникли из-за глубоких социальных противоречий, ощущения банальности современной жизни, трагедии и катастрофы. Все это они переносили на полотна в виде деформированных линий, искаженных форм, кричащих цветов, резкой контрастности тонов и грубых мазков.
В 1912 году появилась группа «Синий всадник», которая зародилась в Мюнхене. Основным идеологом стал В. Кандинский. Художники этого направления не так сильно переживали из-за кризиса общества и личности, поэтому для их творчества была характерна гармоничность и умеренность.
Когда в 1924 году в мир пришла относительная стабильность, течение экспрессионизма подошло к своему закату.
В 1933 году ко власти пришел Адольф Гитлер, и течение экспрессионизма подверглось резкой критике за крайний индивидуализм, невнятность идеалов, а также чересчур усложненный язык. Экспрессионизм назвали «дегенеративным искусством» и практически запретили.
Общая характеристика экспрессионизма
Эпоха экспрессионизма длилась не очень долго – она началась с середины 1900-х годов и длилась до начала 1930-х годов. Однако, тем не менее, она успела охватить все самые разнообразные сферы деятельности в творчестве, а также ознаменовала переход немецкой культуры в XX век. Именно эпохе экспрессионизма принадлежит множество блестящих поэтов, музыкантов, композиторов и художников.
Общемодернистское стремление переоценить систему ценностей, которое было обусловлено кризисом и переломным моментом исторического развития на стыке XIX – XX веков положило начало возникновению нового художественного метода, поиску нового типа художественного познания.
Абстрактный экспрессионизм
№5 / №24, Марк Ротко, 1948.
Абстрактный экспрессионизм был художественным авангардным движением, возникшим в Нью-Йорке, США, в 1940-х годах, после Второй мировой войны.
Это художественное направление характеризовалось большими форматами и использованием пятен и линий благодаря спонтанному исполнению, оставляя в стороне эстетические условности.
Это был результат объединения аспектов немецкого экспрессионизма и абстрактного искусства или абстракционизма.
Джексон Поллок (1912-1956) считается предшественником абстрактного экспрессионизма, и некоторые из его самых известных работ: № 5 1948 г. и № 3 с 1949. Мы можем встретить других представителей, таких как: Марк Ротко (1903-1970) и Перл Файер (1905-1988).
См. Также Художественные течения.
Характеристики экспрессионизма
Экспрессионизм — это художественное направление, отражающее эмоции самого художника, столкнувшегося с обществом, полным страданий, страданий, одиночества и войн.
Это художественное направление использует преувеличение и искажение для представления своих тем с целью усиления сообщения, которое они хотят показать своим зрителям, часто находя на картинах изуродованные и расстроенные лица.
Стремление запечатлеть объективный образ субъективизма человеческих эмоций и чувств делает экспрессионизм склонным к использованию линий, ярких и чистых цветов в отличие от изогнутых и агрессивных форм.
Экспрессионизм превозносит индивидуальную свободу через субъективность и иррациональность, присущую человеку. Сюжеты иногда считаются подрывными и даже развратными, захваченными метафизическими пластическими средствами, которые надеются привести зрителя к самоанализу.
Развитие этого направления в России
Русское направление отличается от классического, представления о котором родились в 19 веке во Франции
Художники уделяют большее внимание смыслу, а динамику стараются передавать напротив меньше. Они не только делают упор на описание увиденного, но и стараются сохранить ощущение от пережитого, оценить происходящее
Импрессионизм в России отличается этюдностью. Работы как будто не до конца завершены, но от этого они лишь приобретают особый «трепет жизни». Под влиянием стиля оказались следующие русские импрессионисты:
- Исаак Левитан;
- Константин Коровин;
- Валентин Серов;
- Станислав Жуковский;
- Зинаида Серебрякова;
- Леонид Пастернак.
Современный импрессионизм в России известен живописью Бато Дугаржапова. Он родился в Читинской области в 1966 году. За плечами выдающегося художника обучение в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Бато Дугаржапов посещает российские и американские ярмарки, его работы выставлены в музеях разных стран мира и частных коллекциях.
Картина Бато Дугаржапова
Живописец расписывал купол алтаря в Храме Христа Спасителя. Также он принимал участие в оформлении храма в честь Казанской Иконы Божией Матери. Его современные работы запоминаются яркой палитрой – художник применяет чистые тона и использует большую палитру цветовых оттенков. Критики сравнивают его полотна с таинственными новеллами, которые наполнены широким спектром эмоций и впечатлений. При просмотре работ с монитора, рекомендуется отойти подальше от экрана для лучшего восприятия.
Экспрессионизм в литературе
В экспрессионистской литературе, широко известной своими пьесами, такие темы, как страх, безумие, война, потеря идентичности и конец света, являются способом изобразить в словах буржуазное общество того времени.
Однако в литературных произведениях используются и другие темы, такие как заблуждение, любовь и природа. Некоторые из основных предшественников экспрессионистской литературы — драматурги:
- Георг Бухнер (1813-1837): Смерть Дантона (1833),
- Фрэнк Ведекинд (1864-1918): Пробуждение весны (1891),
- Август Стриндберг (1849-1912): мисс Джулия (1888).
См. Также Литературные течения.
Экспрессионизм, направление в европейском искусстве
Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900 — 20-х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX в. (включая Первую мировую войну 1914-18 и революционные потрясения), экспрессионизм стал выражением субъективного, проявляющегося, как правило, в кризисной художественной форме, протеста против уродств современной буржуазной цивилизации, против засилья вещей и подавления личности социальными механизмами. Кризис современной цивилизации осознавался представителями экспрессионизма как одно из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество; вместе с тем многие их произведения проникнуты социально- критическим, а иногда и революционным пафосом, что выделяет экспрессионизм в ряду других течений авангардизма, развивавшихся параллельно с ним.В изобразительном искусстве предшест- венниками экспрессионизма были голландец В. ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму, но ярче всего экспрессионистические принципы воплотились в произведениях немецких и австрийских художников. Члены объединения «Мост» (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольде) хаосу современного бытия противопоставляли пафос «первозданно» свободного восприятия мира; их творческие искания, устремлённые к обострённому самовыражению («экспрессии»), к всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф
Марк и др.), большее внимание уделявших живописно-декоративистским проблемам, иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков; именно представителями экспрессионизма были созданы одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Вне этих объединений работали живописцы О
Кокошка, М. Бекман, скульптор В. Лембрук и др. У ряда художников под влиянием роста революционного сознания масс экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (в скульптурах и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др.)
Наряду с живописью и скульптурой, чаще всего обострённо- эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым и пластическим контрастам или резким пространственным смещениям, важное значение обрели станковая и книжная графика экспрессионизма с её гротескной и гиперболизованной образной системой и предельно концентрированными контрастами света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф
Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы; пластично-художественный язык экспрессионизма обнаруживает значительную близость французскому фовизму. В архитектуре (Э. Мендельзон, Б. Таут и др.) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», особенно в области создания динамичных «органичных», квазиприродных форм.
Лит.: Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сборник статей, М., 1966; И. С. Куликова, Экспрессионизм в искусстве. М., 1978; Hamann R,. Hermand J., Expressionismus, B., 1975; Palmier J.-M., L’expressionisme et les arts, t. 1-2, P., 1979-80; Wauer B., Studien zum Expressionismus und seiner Rezeptionsgeschichte in der bildenden Kunst, Mьnch., 1982.
Эклектизм
Родительская категория: История | Культура
Категория: Направления | Стили