Детство и юность
В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.
Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.
Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.
Художник Караваджо
В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.
В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.
Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика
Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко, реформатор европейской живописи 17 века основатель реализма в живописи. Одним из первых применил манеру письма «къяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 29 сентября 1571 года в Бергамо или Милане. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.
В 1584 в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.
Первые работы художника, написанные в Милане жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.
Микеланджело да Караваджо около 1593 года уехал в Рим. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Спустя некоторое время модный живописец Чезари д’Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.
В это время созданы такие картины Караваджо, как «Маленький больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов».
По характеру художник был вспыльчив и необуздан, это ввергало его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Нередко проводил дни в обществе игроков, мошенников, скандалистов, авантюристок. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.
Картина Меризи да Караваджо «Лютнист», 1595. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1595 году кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо и ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — «Корзина с фруктами», «Вакх» и «Лютнист».
В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как «Концерт», «Амур-победитель», «Гадалка», «Нарцисс».
Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к «чистому» натюрморту и «авантюрному» жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.
Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна». ок.1598-1599
На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 годах для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею.
Из них сохранились только две — «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (1599-1600).
Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра».
Картина «Иоанн Креститель», Микеланджело да Караваджо
В 1602-1604 годах художник написал «Положение во гроб» («Снятие с креста») для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В 1603-1606 годах создал композицию «Мадонна ди Лорето» для церкви Сант-Агостино. В 1606 году написана картина «Успение Марии».
В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Раннуччо Томмазони Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 году на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию.
В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), «Мадонна Розария» и «Бичевание Христа».
К последним произведениям Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа», на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.
В 1610 году, получив прощение от кардинала Гонзага, художник погрузил свои вещи на корабль, намереваясь вернуться в Рим, но так и не добрался до места назначения. На берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.
18 июля 1610 года Караваджо умер от приступа малярии в итальянском городке Порто-Эрколе в возрасте 37 лет.
Творчество Караваджо сильно повлияло не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу.
Искусство барокко
Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Картины Караваджо – это зачастую экстаз святых, их молитвенное единение с богом в любви и смерти, их высшее паломничество перед ее лицом. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В барокко она становится не личным, а публичным фактом, частью жизни, внушает страх и ужас. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Примеры тому — картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».
Основные сведения о картине
В основе полотна Тициана Веччелио «Кающаяся Мария Магдалина» заложены сильные стороны человека, его души. Несмотря на то, что картина была создана не на мифологическую, а на евангельскую тему, творцу удалось переть всю скорбь и печаль некогда ведущей распутную жизнь девушки. Основные сведения о картине:
- Полотно «Кающаяся ария Магдалина» было написано в период с 1531 по 1533 годы.
- Работа выполнена в портретном жанре.
- Картина Тициана Веччелио «Кающаяся Мария Магдалина» выполнена на холсте с помощью масляных красок.
- Настоящие размеры картины достигают 85 х 68 см.
- На сегодняшний день картина «Кающаяся Мария Магдалина» располагается в Государственном Эрмитаже.
Картина «Кающаяся Мария Магдалина» создавалась Тицианом Веччелио с помощью первой красавицы Венеции Джулии Фестиной, которая длительное время мотивировала творца повторить образ склонившейся женщины, которая не пала духом, а смогла переломить себя и начать новую жизнь, проповедуя веру в Иисуса Христа.
Описание картины
На картине «Кающаяся Мария Магдалина» Тициан Веччелио отобразил молодую девушку, находящуюся в глубочайшем страдании. Она смотрит на небо. Ее глаза заплаканы, но в тоже время невероятно красивы. К груди девушка прижимает руки, а на фоне виднеется одинокое деревце, гармонирующее с силуэтом самой девушки.
Такой сюжет особенно известен в период Возрождения. Именно поэтому картина Тициана Веччелио «Кающаяся Мария Магдалина» достигла особой популярности. Полотно переписывалось мастером несколько раз, поскольку он выполнял ее для разных людей. Чтобы картины «Кающаяся Мария Магдалина» не были похожи друг на друга, мастер старался изменять некоторые компоненты и оттенки.
Среди многих картин Тициана Веччелио «Кающаяся Мария Магдалина», на одной располагается слегка измененное положение рук кающейся Марии Магдалины, а на другой – изменилось положение головы героини. Помимо того, творец старался изменять дальнее наполнение картины. Так, на одном полотне девушка располагается перед одиноким деревцем, а на другом – на фоне зари. Тем не менее, независимо от внешних изменений полотна, Тициан Веччелио не менял натурщицу.
Фигура кающейся Марии Магдалины переполнена трагизмом. Также на картине виднеются объекты, характеризующие душевное состояние героини, словно она является библейским персонажем. Так, с левой стороны от героини Тициано Веччелио изобразил емкость для омывания ног Иисуса Христа
Стоит уделить внимание книге и черепу, которые символизируют познания и конечность всего существующего в этом мире
Несмотря на покаяния девушки, ее стремление следовать за Иисусом Христом, на полотне Тициана Веччелио «Кающаяся Мария Магдалина» изображена невероятной красоты девушка, светящаяся изнутри и излучающая добро. Рыжеволосые пряди волос кающейся Марии Магдалины так и продолжают струиться, напоминая лучики солнца. Фигура девушки скрывается под неплотной рубашкой, которая едва прикрывает обнаженную грудь. Формы же девушки пристыдно скрываются прядями волос и руками. Однако, несмотря на покаяние, девушка обладает смеренным и вызывающим видом.
Версии
Караваджо предлагает совершенно иную трактовку той же темы вскоре после его « Бичевания Христа» (Музей Каподимонте, Неаполь ).
Известно по крайней мере четыре копии Христа у колонны , но их автограф остается неопределенным.
Обработка темы не является творением Караваджо, но ее обрабатывают многие другие художники; Таким образом, существует живописная традиция, которая, в частности, предлагает изобразить либо низкую колонну (которая будет происходить из претория Иерусалима, откуда Пилат осудил Иисуса Христа), либо высокую колонну, напоминающую портик Иерусалимского Храма . Это последний выбор, которым руководствуется Караваджо.
Тот же предмет представлен в другой работе Караваджо, «Бичевание Христа» , большой вертикальный формат, датированный 1607 годом и хранящийся в музее Каподимонте в Неаполе . Арно Брехон де Лавернье подчеркивает, как Караваджо уходит от большого количества художников, показывая, что он способен предлагать радикально разные композиции на одну и ту же тему.
Необычайный реализм Караваджо
С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.
Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu
Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.
Никакой символичности. Все очень буквально.
Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com
Детство и юность
В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.
Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.
Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.
В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.
В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.
О творчестве великого живописца
Микеланджело да Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по имени маленького городка в Ломбардии, в котором он родился), вошел в историю как реформатор европейской живописи на рубеже XVI и XVII веков.
Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано. В первых его работах нетрудно распознать увлечение венецианскими художниками и в особенности мастерами брешианской школы — Дж. Савольдо и А. Моретто. Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло совершенно иными путями. 17-летним юношей он попадает в Рим. Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро д’Арпино. Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Хранящаяся в Эрмитаже картина «Лютнист» относится именно к этому времени. Если в «Вакхе» (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в «Лютнисте» и в «Концерте» (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла.
Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Караваджо пишет «Гадалку» (1595) и «Игроков» (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты. Он стремится писать как можно правдивее. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать — намеренно грубы. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу. Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.
Он пишет цикл картин о евангелисте Матфее (1597…..1599), «Распятие Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601), несколько изображений мадонн. Художник стремится усилить эмоциональное воздействие живописи. Большое значение придает он контрастам света и тени. В их борении — особый драматизм его произведений. Он часто прибегает и к неожиданным композиционным решениям, внося остроту новизны в трактовку традиционного сюжета.
Великолепным образцом искусства Караваджо в этот период может служить композиция «Положение во гроб» (1602-1604), звучащая не обреченно, а героически. В библейских мифах Караваджо находил драму современного бытия. В самом подборе типов, в сознательно обыденной трактовке чувствуется его желание поднять действительность до уровня легенды, мифа.
Правомерно говорить и о своеобразном романтическом начале в его творчестве, о героическом пафосе художника, монументальности его работ. Перед нами — мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики. Нередко их пугал драматизм его работ, их демократичность. «Смерть Марии» (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей. Искусство Караваджо представлялось слишком плебейским, вызывающим по сравнению и с привычной сдержанностью классической живописи в Италии, и с изощренностью живописи маньеристов.
Tags:
- барокко
- европейская живопись
- живопись xvii века
- итальянский художник
- итальянское искусство
- караваджо
- картины караваджо
- контраст света и тени
- реформатор живописи
- творчество караваджо
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Интересные факты
- Картины живописца продаются по рекордно высоким ценам. Его полотно «Джудит обезглавливает Олоферна» оценивается в 170 миллионов долларов.
- В России есть одна работа великого итальянца, «Юноша с лютней», которая хранится в Эрмитаже
- Хотя художник жил и творил в конце XVI-начале XVII века, только в XIX столетии мир снова оценил его талант, а его искусство было открыто заново. Отчасти это связано со скандальной жизнью художника и его непростым характером.
- Портретист работал поразительно быстро. Он умер молодым, но пока был жив, был очень плодовитым художником, который создавал крупномасштабные картины. Он предпочитал рисовать прямо на холсте, без эскизов и обычно писал с живых моделей. Мастер часто не спал по ночам, рисуя по две недели подряд без перерыва.
- Хотя он был признанным гением своего времени, работы Караваджо удостаивались острой критики от возмущенных католиков. Он отказался от традиционных канонов изображений святых и представлял их в реалистичной манере. Его первая версия полотна «Святой Матфей и Ангел» вызвала неоднозначную реакцию его покровителей и духовенства. Так что мастеру пришлось переделать работу.
Биография Караваджо
Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было. Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии де Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день. У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.
Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо художника Оттавио Леони (ок. 1621 г.)
В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.
После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.
Картины Караваджо в Палаццо Барберини в Риме
В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. К этому периоду относится одна из первых написанных им картин «Юноша с корзиной фруктов». Некоторые современники увидели в ранней работе Караваджо его автопортрет.
Юноша с корзиной фруктов (1593)
Тем не менее, один из биографов — Джованни Пьетро Беллори в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.
Описание
Христос представлен прямо перед его бичеванием , в то время как два его палача связывают его на колонне: именно этот момент напряжения, предшествующий насилию, составляет суть сцены. Мучители Христа представлены в натуралистической манере, излюбленной ломбардским художником: их отмеченные лица и грубые руки придают им популярный вид, подтверждаемый их бедной и поврежденной одеждой; это гуманное, а не карикатурное обращение с ними. Точно так же жестокость их жестов, как изможденный вид Христа, относится к конкретной реальности.
Освещение слева четко разделяет картину на две части, и движение фигур выполнено в соответствии с этой композицией. Типичный для Караваджо свет из окна, падающий сверху, подчеркивает исполнение палачей и создает кинетический эффект. Историк искусства Эберхард Кениг отмечает, что Колонна Бичевания здесь рассматривается не как главная тема, а как атрибут Христа. Эта колонна, которая поднимается к небу, представляет собой мраморность, похожую на раны, в то время как спортивное тело осужденного абсолютно неповреждено. Символично, что красная мантия, брошенная на землю, кажется, олицетворяет падшую царственность Христа, а белый перизоний уже вызывает его саван. Совершенно нецентральная композиция также предлагает возможную символическую интерпретацию, предложенную историком искусства Арно Брейоном де Лаверни, который наблюдает за «великолепной идеей» лика Христа, обращенного к крайнему краю картины: «географически изолированное, потому что изолированное в его Страсти , отчаянно смотрит в пустоту; палачи — люди, выполняющие свою работу; зритель оказывается между ними. »
Исторический
Караваджо написал эту картину около или 1607 года . Это одна из работ, вероятно, датируемых первым пребыванием в Неаполе лангобардского художника, который бежал из Рима после того, как убил там человека на дуэли. В частности, обращение с палачами, а не с фигурой Христа, характерно для этого первого неаполитанского периода. Однако можно отнести картину к самому концу его пребывания в Риме, следовательно, в 1606 году.
Эту работу долгое время приписывали Маттиа Прети , даже когда она была приобретена руанским музеем в 1955 году. Это было только в 1959 году, когда опыт (с применением « метода Морелли ») Роберто Лонги , специалиста и эксперта в Караваджо, создал так что его истинная принадлежность признается и постепенно признается почти единогласно. Не исключено, что картина происходила из собрания кардинала Сципиона Боргезе .
Картина Вакх (картина Караваджо)
- В каком году написана(когда): в около 1596
- Оригинальное название картины на английском: итал.
- Холст, масло.
- 95 на 85 см.
- Галерея Уффици
Описание картины «Вакх (картина Караваджо)»
Вакх (итал. Bacco) — картина римского периода творчества итальянского мастера барокко Микеланджело Меризи да Караваджо. Хранится в галерее Уффици во Флоренции.
1 История сотворения
2 Сюжет
3 Примечания
4 Источники
В течение значимой части собственной истории картина оставалась неведомой. Найдена она была в запасниках галереи Уффици исключительно в 1917 году. Достоверно судьба произведения не ясна.
Подразумевается, что картина была сотворена в один из более успешных периодов в творчестве художника (по одним данным, в 1595 году, по другим, в 1596 году) — при дворе кардинала Франческо дель Монте, известного любовью к сюжетам, аналогичным сюжету «Вакха» и гедонистическим образом жизни. Знакомство Караваджо с кардиналом состоялось почти во всем благодаря поставщику картин для церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Некие исследователи считают, что данное событие стало одним из главных моментов в судьбе мастера: новый покровитель предоставил живописцу жилище (Вилла Мадама), помогал получать серьёзную работу, совместно со знакомыми часто делая заказы.
Левая рука юноши с запятанными ногтями
В данном произведении живописец реализует народный взор на древний сюжет. Как и в других работах этого периода творчества, Караваджо воплощает новаторский для итальянской живописи жанровый подход к написанию картин.
Лицо юноши
Картина изображает молодого Вакха, откинувшегося вспять, с виноградовыми ягодами и листьями в волосах, перебирающего пальцами правой руки кушак, обхватывающий свободно ниспадающую одежку. На каменном столе перед ним миска с фруктами и большой графин красноватого вина.
Левой рукою он протягивает зрителю неглубокий бокал такого же вина, будто бы бы приглашая присоединиться к нему. Караваджо сделал не идеализированный образ древнего бога, а быстрее полупьяного юного человека.
Изнеженный парень с пухлым, женоподобным лицом — обычный и порочный. Создателем аккуратненько прописаны отталкивающие детали: под ногтями Вакха грязь, не исключено, что для картины позировал один из уличных ободранцев.
Вакх томно глядит из-под полуопущенных ресниц прямо в глаза зрителю, очевиден эротический подтекст произведения.
В полотне находится связь основного персонажа и кропотливо проработанного натюрморта. Фрукты и графин на картине завлекают чуть не больше внимания, чем сам Вакх. Посреди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Фрукты, большая часть из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как считают критики, олицетворяют бренность мирской суеты.
В «Вакхе» ясно выслеживается связь с другими полотнами Караваджо такого же периода: Корзина с фруктами (1597), Лютнист (1956) и другими.
Графин, на котором было найдено изображение художника
Размещение предлагаемого бокала с вином в левой руке персонажа картины привело к предположению неких исследователей о том, что живописец использовал зеркало при разработке картины: левая рука мальчугана, типо является его своей правой.
Такое предположение согласуется с комментарием ранешнего биографа Караваджо, Джованни Бальоне, о том, что Караваджо сделал некие ранешние картины с помощью зеркала.
Британский живописец Дэвид Хокни сделал способы работы Караваджо центральной частью собственного тезиса (известного как тезис Хокни-Фолко) о том, что живописцы эры Возрождения и поболее поздние живописцы использовали в работе одну из форм камеры-люциды.
О творчестве великого живописца
Микеланджело да Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по имени маленького городка в Ломбардии, в котором он родился), вошел в историю как реформатор европейской живописи на рубеже XVI и XVII веков.
Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано. В первых его работах нетрудно распознать увлечение венецианскими художниками и в особенности мастерами брешианской школы — Дж. Савольдо и А. Моретто. Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло совершенно иными путями. 17-летним юношей он попадает в Рим. Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро д’Арпино. Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Хранящаяся в Эрмитаже картина «Лютнист» относится именно к этому времени. Если в «Вакхе» (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в «Лютнисте» и в «Концерте» (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла.
Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Караваджо пишет «Гадалку» (1595) и «Игроков» (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты. Он стремится писать как можно правдивее. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать — намеренно грубы. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу. Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.
Он пишет цикл картин о евангелисте Матфее (1597…..1599), «Распятие Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601), несколько изображений мадонн. Художник стремится усилить эмоциональное воздействие живописи. Большое значение придает он контрастам света и тени. В их борении — особый драматизм его произведений. Он часто прибегает и к неожиданным композиционным решениям, внося остроту новизны в трактовку традиционного сюжета.
Великолепным образцом искусства Караваджо в этот период может служить композиция «Положение во гроб» (1602-1604), звучащая не обреченно, а героически. В библейских мифах Караваджо находил драму современного бытия. В самом подборе типов, в сознательно обыденной трактовке чувствуется его желание поднять действительность до уровня легенды, мифа.
Правомерно говорить и о своеобразном романтическом начале в его творчестве, о героическом пафосе художника, монументальности его работ. Перед нами — мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики. Нередко их пугал драматизм его работ, их демократичность. «Смерть Марии» (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей. Искусство Караваджо представлялось слишком плебейским, вызывающим по сравнению и с привычной сдержанностью классической живописи в Италии, и с изощренностью живописи маньеристов.
Tags:
- барокко
- европейская живопись
- живопись xvii века
- итальянский художник
- итальянское искусство
- караваджо
- картины караваджо
- контраст света и тени
- реформатор живописи
- творчество караваджо
Караваджо Микеланджело (1571- 1610)
Микеланджело Меризи да Караваджо
Этот известный итальянский художник следовал принципам более реалистической живописи. Темы для своих картин он брал из окружающей жизни. Караваджо был против идеализированного, выдуманного искусства. Он любил изображать необычные персонажи — картежников, гадалок, музыкантов. Караваджо любил писать бытовые сцены, и даже религиозные сюжеты у него выглядели достоверными.
Девушка с лютней (Лютнист?) 1595
Моделью художнику служила молодая римлянка, случайная подруга Караваджо, его ангел-хранитель на неделю или месяц. Курчавые, черные волосы, милое полумальчишеское лицо, тонкие пальцы перебирают струны лютни.
Вся комната погружена во мрак, ярко освещена лишь фигура девушки — это излюбленный прием Караваджо. Кстати, некоторые искусствоведы считают, что это был все-таки юноша.
Тем не менее, образ полон поэзии, музыки, любви.
Вакх (1596)
Все тот же образ Караваджо — милое круглое лицо юноши в обрамлении курчавых волос. Юноша изображен в образе Вакха (бог виноделия). На голове венок из гроздьев винограда и виноградных листьев.
Перед Вакхом ваза с краснобокими яблоками, спелыми гроздьями винограда, сливово-синими, прозрачно-желтыми. Листья винограда уже покрылись ржавчиной увядания, на них видны все тоненькие прожилки.
В руке юноши бокал с янтарным виноградным вином.
Вся картина переливается яркими, праздничными красками жизни.
Марта и Мария Магдалина (1599)
Музыканты (1595)
Ужин в Эммаусе. (1602)
Эта картина была написана на сюжет из Евангелия от Луки. Это, несомненно, один из шедевров Караваджо римского периода. На холсте изображена нехитрая трапеза четырех собравшихся вместе людей.
Контрастная светотень вырывает из полутьмы фона их лица, одежду и белую скатерть с изумительно написанным натюрмортом из лежащего здесь винограда, фруктов и жареного цыпленка.
Предметы на столе кажутся столь осязаемыми, что их хочется взять в руки.
Гадание на судьбу (1594)
Шулеры (1594)
Мальчик, укушенный ящерицей
Картина написана в конце 16-го века. На небольшом пространстве картины изображен ошеломленный мальчик, лицо которого искажено болью от неожиданного укуса ящерицы. Контрастная светотень отчетливо высвечивает правую сторону лица испуганного ребенка, а также плечо и руку, которую укусила ящерица.
Сама ящерица остается в тени, и там же, на темном фоне, Караваджо рисует чудный натюрморт из прозрачного бокала с цветком розы в нем и рассыпанных на столе ягод. Кажется, что мы можем дотронуться до стекла бокала, ощутить шероховатость розовых листьев, настолько они реальны.
Достоверность изображения поражает и лицо мальчика: глаза, пухлый, открытый в испуге рот — все это дает почувствовать удивительную правдивость происходящего и свидетельствует о возрозшей реалистичности работ Караваджо.
Саломея с головой Иоанна Крестителя
Эта работа относится к последним годам жизни художника
На темном фоне небольшого полотна наше внимание притягивают три фигуры. Это Саломея, получившая за свой волшебный танец страшную награду — голову Иоанна Крестителя
Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки.
И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Прекрасное лицо Саломеи повернуто в сторону, ее глаза полны страдания: совет матери Иродиады выбрать именно такую награду вылился в слишком страшное действо.
Голова Иоанна Крестителя кажется совсем живой и словно желающей еще что-то сказать всем присутствующим.
Вся картина полна скрытого напряжения и драматизма. Можно утверждать, что это лучшее полотно, из тех, что художник написал в последние годы своей жизни.
Юдифь и Олоферн
Натюрморт (1603)