Оборона Севастополя. 1942.
«Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая. Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины. Если в ней нет позы, аффектации, то есть динамика, выразительность сверхнапряженного боя. Это, как говорят практичные художники, «выигрышные моменты» для картины. Таких «выигрышных» ситуаций будни труда не дают. Но это только так кажется. Простота и скромность, я бы сказал, застенчивость простых картин мира — другая. Благодарна тема мира для художников. На смену стремительности, перенапряжению сил приходят убедительная ритмичность труда, величие размышлений народа по созданию благополучия государства». «Я был на войне, видел бои, много тяжелых героических эпизодов — а почему-то решил написать «Оборону Севастополя», хотя не видел, как обороняли этот город, а только слышал рассказы об этой обороне. Почему я сделал эту вещь? Я люблю Севастополь, до войны там часто бывал, плавал на катерах, на крейсерах, любил заниматься там ловлей рыбы, любил севастопольских моряков. И вот, когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать. Когда я работал, я по-настоящему все это переживал, волновался, вложил в эту работу свое сердце. Бывает и так: занимаешься чем-нибудь два, три, пять лет, в течение этого срока накапливается опыт, а затем что-то рождается
Важно постоянно работать, возможно чаще писать, рисовать». А.А.Дейнека
Художник Александр Александрович Дейнека: биография и творчество
Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899 г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.
После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию.
После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа. С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол», где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.
В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций.
В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда». Картина сделала живописца настоящей звездой.
В 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.
Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», а спустя год — плакат «Физкультурница».
В военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами.
После войны художник вернулся к излюбленным сюжетам, был очень востребован. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу «Б»», где с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители.
Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена. Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание академика Академии художеств СССР.
Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.
Живопись 1930 – 1939 гг
Крымский пейзаж1930 г
Мальчики, выбегающие из воды1930 – 1935 г
Пляж1930 – 1940 г
Поезд прошел. Из поезда.1930 г
Дорога на юг1930 г
На балконе1931 г
Наемник интервентов1931 г
Кросс1931 г
Пейзаж1931 г
Пейзаж с поездом1931 г
Теннис1931 г
Бега1931 г
Кросс.1931 г
Бомбовоз1932 г
Футболист1932 г
Игра в мяч1932 г
Кто кого?1932 г
Мать1932 г
Полдень1932 г
Севастополь. Вечер1932 г
Спящий мальчик с васильками1932 г
В воздухе1932 г
Кросс1932 г
Гражданская авиация. Панно для фабрики кухни.1932 г
Утренняя зарядка.1932 г
Подмосковье1932 г
Женский портрет1932 г
Коммунисты на допросе (В штабе белых)1933 г
Купающиеся девушки1933 г
Ночной пейзаж1933 г
Отдыхающие дети1933 г
Пирс1933 г
Сухие листья1933 г
Девочка у окна. Зима1933 г
Безработные в Берлине1933 г
Вечер. Ужгород1933 г
Из окна.1933 г
Подмосковный пейзаж.1933 г
Сельский пейзаж с коровами.1933 г
Солнечный день.1933 г
Утро.1933 г
Бегуны1934 г
Колхозное собрание1934 г
Крымские пионеры1934 г
Осень. Водопой1934 г
Парашютист над морем1934 г
Пейзаж со стадом1934 г
Пионер1934 г
Вратарь1934 г
Этюд с гидропланами1934 г
Вечер1934 г
Этюд с жеребятами1934 г
Совхоз. Новые дома1934 г
Деревня1934 г
Севастополь. Водная станция Динамо1934 г
Севастополь. Порт1934 г
Севастополь. У мола1934 г
Балаклава1934 г
Гидропланы.1934 г
Крестьянское восстание.1934 г
Портрет девушки с книгой.1934 г
Физкультурники1934 г
Танец1934 г
Два класса1934 г
Американский пейзаж1935 г
Донбасс. Обеденный перерыв1935 г
Дорога в Маунт-Вернон1935 г
Итальянский мотив1935 г
Колхозница на велосипеде1935 г
Монахи1935 г
Негритянский концерт1935 г
Нью-Йорк1935 г
Нью-Йорк1935 г
Ночь (фрагмент)1935 г
Парижанка1935 г
Париж набережная Сены1935 г
Париж. В кафе1935 г
Парк1935 г
Филадельфия1935 г
Филадельфия. Старая площадь1935 г
Портрет С.И.Л.1935 г
Рим. Переулочек1935 г
Скука1935 г
Танцоры в Гарлеме1935 г
Улица в Риме1935 г
Вашингтон. Капитолий1935 г
Тюильри1935 г
У воды1935 г
Натюрморт с дичью1935 г
Юноша-негр1935 г
Нью-Йорк1935 г
Нью-Йорк. Центральный Парк1935 г
Филадельфия1935 г
Американка1935 г
Париж. Площадь согласия1935 г
Сен-Жермен1935 г
Букинисты. Набережная Сены у Лувра1935 г
Итальянские рабочие на велосипедах1935 г
Итальянские рабочие. Завтрак1935 г
Стадион в Риме1935 г
Площадь в Риме1935 г
Парк1935 г
Рим. Площадь Испании.1935 г
Севастополь. 1935 г
Отец и сын в парке1935 г
Женский портрет1935 г
Бейсбол1935 г
Портрет С.И. Лычевой1935 г
Герои первой пятилетки1936 г
Натурщица1936 г
Портрет С.И.Л.1936 г
“Шесть монахинь”1936 г
Бегунья1936 г
Будущие летчики1937 г
На женском собрании1937 г
Портрет Шервинской1937 г
Стахановцы1937 г
Спор о меже (часть 1, 2).1937 г
Эскиз росписи потолка1937 г
Краснокрылый гигант1938 г
Ленин на прогулке с детьми1938 г
Портрет И. Ширвинской1938 г
Студентка1938 г
Женщина в красном1939 г
Окно в мастерской1939 г
Восстание 1905 года. Эскиз росписи для ВСХВ1939 г
Два класса. Эскиз росписи для ВСХВ.1939 г
Разгром барской усадьбы. Эскиз росписи для ВСХВ.1939 г
Детство и юность
Александр Александрович Дейнека родился 20 мая 1899 г. в Курске, в семье слесаря железнодорожного депо. Первое знакомство мальчика с миром живописи состоялось благодаря найденным в старом семейном сундуке иллюстрированным журналам и лубочным картинкам. Вскоре в подаренном бабушкой альбоме появились первые зарисовки скачущих лошадок, птичек и собак, марширующих солдатиков и дам под зонтиком.
Первые профессиональные навыки Саша получил в местной художественной студии, в 16-летнем возрасте поступил в Харьковское художественное училище.
После Февральской революции 1917 г. Харьковское училище было закрыто и Дейнека вернулся в Курск, устроился художником рисования в местной женской гимназии, затем стал фотографом в уголовном розыске. В 1919 г. Александр был призван в Красную армию, в качестве художника–оформителя занимался агитационной и пропагандистской работой. В августе этого года в опубликованной журналом «Наш день» статье молодой художник сформулировал свое творческое кредо и заявил о желании стать «художественным летописцем» героической борьбы пролетариата за справедливое устроение общества.
В 1921 г. после демобилизации Александр Дейнека был направлен Курским отделом народного образования на учебу в Москву и стал студентом полиграфического факультета Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Его наставником стал известный российский художник и график В.В. Флаворский, под влиянием которого были созданы многие студенческие работы — офорты «Акробаты», «Метатели диска», гравюра «Танец». В 1925 г. у Александра возникли разногласия с администрацией училища, ему не были зачтены результаты производственной практики в журнале «Безбожник у станка», и Дейнека покинул училище.
Биография Александра Дейнеки: детство и юность
Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он – лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии. Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция – это очищение сюжета от всего лишнего».
Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?
Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (, ). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался…
Сочинения
Дейнека Александр Александрович — человек, который сумел объединить в себе талант техника и художника. Ему удавалось одновременно получать знания в железнодорожном училище и посещать уроки в художественной школе. Таким образом он получил техническое образование, не забрасывая свое увлечение, и создавая прекрасные работы, где изображал жизнь народа. Среди интересных полотен Дейнеки, хочется выделить картину Девочка у окна. Зима, по которой мы пишем сочинение за 6 класс.
Девочка у окна. Зима
Картина Девочка у окна. Зима была написана Александром Александровичем в 1931 году
Картина привлекла мое внимание резкой палитрой оттенков, своим контрастом, которые заметны в отдельных деталях созданного сюжета. Картина завораживает с первого взгляда и заставляет задуматься над тем, о чем думает героиня
Почему она стоит в вечернее время у окна? Может девочка у окна кого-то ждет? Может ее родители задерживаются и она переживает. А может просто захотелось взглянуть на зимние красоты за окном. Картина поражает своими темными красками на первом плане и удивляет своим светом на заднем плане. Так что же мы видим на картине Дейнеки? На этот вопрос ответим дав ниже описание картины.
Описание картины
Свое сочинение по картине хочется начать с описания первого плана полотна. На нем мы видим девочку. Она и является главной героиней работы художника. Девочка с короткой стрижкой. На ней темное платье, отчего она не выделяется на сером фоне
Однако ее белые носки со светлыми туфлями сразу обращают на себя внимание. Взгляд невольно опускается вниз и зритель тут же замечает кота, что свернулся клубочком и посапывает на оранжевом коврике
Из серой массы на первом плане выделяется и разноцветная штора, которая придает комнате уют. Девочка стоит у окна рядом с батареей. Она стоит неподвижно, обхватив себя руками. Но, обхватила она себя не из-за холода. Скорее всего в комнате душно, поэтому на девочке одежда с коротким рукавом. Возможно девочку что-то тревожит.
Дальше зритель обращает внимание на задний план. Сюжет заднего фона подобен глотку свежего воздуха
Все вокруг бело. Снег засыпал деревья, укрыл землю, лавки, тротуары. Видимо снег шел весь день, и прекратился только под вечер, поэтому никто и не успел оставить следы на снегу. Обращая внимание на темное небо, мы понимаем, что сейчас поздний вечер, но по изображению и не скажешь, что на улице ночь. Из-за снега, который побелил всю округу, улица кажется светлее, чем комната.
Рассматривая репродукцию работы Дейнеки, в сочинении по картине Девочка у окна, хочется выразить свои эмоции. Они теплые и светлые, несмотря на то, что сама работа написана в темной палитре. Создается ощущение двух миров, где на первом плане изображается реальный мир, а на заднем фоне мир грез, волшебства и светлого будущего.
Сегодня по календарю
1848 г. Писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин сослан в Вятскую губернию.1945 г. Партизанами схвачен и расстрелян Бенито Муссолини – фашистский диктатор Италии.1947 г. Отправился в путешествие на плоту «Кон-Тики» норвежский этнограф Тур Хейердал. Целью его путешествия было намерение подтвердить свою гипотезу о возможности первоначального заселения Полинезии из Южной Америки.1988 г. М.С. Горбачев на встрече с Патриархом объявил о возвращении церкви культовых зданий.Родились:1902 г. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва (1902-1969) – советская детская писательница, написавшая трилогию «Васек Трубачев и его товарищи».1906 г. Курт Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики, наиболее известный сформулированной и доказанной им теоремой о неполноте.1916 г. Феруччо Ламборджини – итальянский промышленник, основатель компании, производящей самые дорогие автомобили в мире.1924 г. Донатас Банионис – советский и литовский актёр театра и кино, режиссер, Народный артист СССР («Мёртвый сезон», «Король Лир», «Солярис», «Бетховен – дни жизни», «Приключения принца Флоризеля»).1932 г. Юрий Витальевич Волынцев – актёр театра и кино, народный артист РСФСР (пан Спортсмен в телепередаче «Кабачок 13 стульев»).