Аристарх всея руси

Работы

  • «Купальщицы на Суре», 1909, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;
  • «Автопортрет в красном», 1908, ГРМ;
  • «Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года», 1912, Собрание П. О. Авена;
  • «Синий кувшин и фрукты», 1913, ГТГ;
  • «Самовар. Натюрморт», 1913, ГРМ;
  • «Василий Блаженный», 1913, ГТГ;
  • «Астры», 1913, ГТГ;
  • «Кисловодский пейзаж со створками дверей в центре (Пейзаж с воротами)», 1913, ГТГ;
  • «Церковь в Кисловодске», 1913, Пермская государственная художественная галерея;
  • «Москва», 1913, ГТГ;
  • «Победный бой (военное панно)», 1914, Собрание П. О. Авена;
  • «Звон», 1915, ГТГ;
  • «Нижний Новгород», 1915, ГТГ;
  • «Автопортрет», 1915, ГТГ;
  • «У Иверской», 1916, ГТГ;
  • «Портрет неизвестной в голубом платье», 1916;
  • «Кипарисы (Замок в Алупке)», 1916, ГТГ;
  • «Пейзаж с красным домом», 1917;
  • «Башни Ново-Иерусалимского монастыря (Церкви Нового Иерусалима)», 1917, ГРМ;
  • «Монастырь. Архиерейский дворик в Новом Иерусалиме», 1917, ГРМ;
  • «Ворота с башней. Новый Иерусалим», 1917, ГТГ;
  • «Тверской бульвар. Страстной монастырь», 1917, ГТГ;
  • «Женщины и фрукты», 1917, Рязанский областной художественный музей;
  • «Женский портрет (Портрет актрисы О. В. Гзовской)», 1918, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;
  • «Пейзаж с красным домом», 1918, ГРМ;
  • «Автопортрет со скрипкой»;
  • «У Черниговской», 1919—1920, ПЗИАХМЗ;
  • Портрет А. Я. Таирова. 1920;
  • «Крекинг нефтеперегонного завода», 1931, ГТГ;
  • «Ночь на Патриарших прудах», 1928, ГТГ;
  • «Страстная площадь ночью», 1928, ГРМ
  • «Закат на Волге», 1928;
  • «Солнце над крышами. Восход», 1928;
  • «Овощи», 1933, ГТГ
  • «Строительство метро на Лубянской площади», 1936, ГТГ;
  • Женщина с гитарой (1913)

  • Портрет жены и дочери

  • Небозвон

Советский период творчества

По словам Аристарха Васильевича, к Октябрьской революции он подошел «с очень большим восторгом и волнением». Он активно занимается общественной деятельностью, входит в Комиссию по охране памятников Москвы, художественно–просветительскую комиссию Московского совета народных депутатов, избирается членом Совета художественных организаций Москвы и коллегии Наркомпроса, становится профессором Строгановского училища.

В 1918 г. Лентулов участвует в оформлении улиц Москвы к празднованию 1 Мая, по словам критиков, только Лентулов мог окрасить «деревья и газоны Театральной площади в неистово фиолетовый цвет». Он по–прежнему занимается театральными декорациями, в 1919 г. за работу в опере «Демон» А.Г. Рубинштейна удостаивается Почетного диплома Парижской выставки декоративного искусства.

В 20-х годах в творчестве Лентулова наступает период «декубизации» и перехода к «новому реализму».  В этом стиле создаются новые городские пейзажи — «Ночь на Патриарших прудах», «Ночь на Бронной», «Страстная площадь», в 1928 г. в ходе путешествия по Волге написано полотно «Закат на Волге».

30-е годы отмечены переходом Лентулова к традициям соцреализма и конструктивизма, он много ездит по стране, создает индустриальные пейзажи, портреты советских тружеников в их повседневной жизни. К этому времени Аристарх Васильевич становится профессором Московского института изобразительного искусства им. В.И. Сурикова, преподает живопись студентам ВХУТЕМАС. В 1933 г. в Москве проводится первая персональная выставка художника.

В 1941г. с началом Великой Отечественной войны, Лентулов вместе с семьей был эвакуирован в Ульяновск. Осенью 1942г., будучи серьезно болен, вернулся в Москву для проведения операции. 15 апреля 1943 г. после временного улучшения здоровья А.В. Лентулов скончался в возрасте 61 года.

Наследие художника представлено во многих музеях России и зарубежья, в том числе в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Более 40 работ было передано дочерью Лентуловых в Пензенскую областную картинную галерею, при которой также создан Мемориальный музей художника.

К 120-летию со дня рождения художника

В Переславском музее-заповеднике есть небольшая картина «У  Черниговской». Великолепное сочетание многокрасочной, отдающей в синеву зелени и кирпичных строений – невысокая стена, башенка. Но в пейзаже какая-то напряженность. Еще не тревога, нет…
Это работа Аристарха Лентулова. Он – художник необычайно яркий, праздничный, безудержно радостный, один из бубнововалетцев – объединения московских художников, полных молодого задора, дерзости, азарта. Петербургский художник Александр Бенуа писал, что в Москве самый воздух как-то пьянит, дразнит, подстегивает… Искусство там, может быть и грубое, и сырое, а иногда и прямо страшное, пугающее, но всегда интересное, захватывающее, волнующее и бодрящее». Эти слова полностью могут быть отнесены к Лентулову. Он, пожалуй, самый динамичный, самый увлекающийся из художников этого направления.

Вот его «Василий Блаженный» (1913). Собор представлен нам одновременно в разных ракурсах. И как же автор стремится передать эту безудержную фантазию форм и красок! Ему мало тех возможностей, которые дает живопись: он наклеивает на купола  золотые звезды из фольги! Мы видим ту «цветодинамику», которую Лентулов провозгласил основным принципом своей работы.
А в панно «Звон (Колокольня Ивана Великого)» (1915) звон такой силы, что раскачивает колокольню. Кажется,–  звуковые волны расходятся по холсту. «Это сквозь живопись прошла буря» – писал Велимир Хлебников. Добавим, что в 1909–1910 годах была создана композитором А.Н. Скрябиным симфоническая поэма «Прометей», где был осуществлен синтез цвета и звука. И в 1918-м Лентулов получил невероятно его увлекший заказ на оформление театральной сцены  для исполнения этого произведения.
Среди других членов объединения «Бубновый валет» Лентулов выделяется обилием картин, где участвуют храмы (участвуют – именно так хочется сказать). Он писал и Москву с ее «сорока сороками», и Иверскую часовню, и Иерусалимский монастырь, и еще много церквей. Может быть, это связано с тем, что родился он в семье священника, окончил духовное училище, поступил в семинарию… Верх взяла тяга к живописи. Но впечатления детства сказались.

И, конечно, он не мог не обратить взор на Троице-Сергиеву лавру. Только жаль, что приехал Лентулов к Троице поздно – видимо, впервые в 1919-м. Потом он бывал, даже  жил в Сергиевом Посаде вплоть до 1923 года, написал целую серию пейзажей. Только ничего нет праздничного в его работах того времени. Он пишет Лавру. Но пишет ее, увиденную сквозь сухие деревья: «Пейзаж с сухими деревьями и башенкой (1920). «Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами» (1920)… Высокие дома заслоняют Лавру, надвигаются на нее. Тянут мертвые ветки деревья. Тяжелые, темные краски…  Хочется закрыть глаза и не видеть, не видеть ничего, укрыться, уйти.

Объясняют перелом в искусстве Лентулова различными причинами: от влияния живописи Дерена и Сезанна до возникшего вдруг стремления к реализму. А может быть дело прежде всего в том, что Лавра, закрытая и поруганная, произвела на него столь тяжелое впечатление?
1921 год. Лентулов сообщает в письме художнику А.В. Куприну: «Я работаю в Лавре всё, кроме Лавры». В Лавре – значит, в Посаде, вернее уже просто Сергиеве. Вот его картина «Сергиев Посад» (1921). Нет сухих деревьев и высоких домов. Нет и Лавры. Только видна Пятницкая церковь на Подоле. С покосившейся главкой, словно ее пытались свернуть. Небо с рваными облаками, почти черная листва деревьев, тусклый красный цвет. Не хочется жить в таком городе.

Год 1922-й. «Улица в Сергиевом Посаде». Вполне реалистичный пейзаж. И место узнаваемое: проспект Красной Армии, справа  так называемый 4-й  дом Советов, слева частично видна Старая лаврская гостиница. Между ними мелкие домишки. Телега, лошаденка, человек с клюкой, еще какие-то люди, столб с многочисленными электрическими изоляторами и в параллель ему изогнутый голый ствол липы. «Скучно жить на этом свете, господа!», повторил бы, глядя на этот пейзаж, Н.В. Гоголь.

Тяжелым катком проехалось время по художникам, еще недавно молодым и дерзким. Еще долго жили и Аристарх Лентулов, и Илья Машков, и Петр Кончаловский. И так грустно рассматривать их альбомы с репродукциями картин, расположенными по хронологическому принципу.

А что же та небольшая картина «У Черниговской», с фрагментом ограды Черниговского скита Лавры и буйной зелени деревьев? Ее датируют 1919–1920-м годами. Должно быть, она из ранних работ Сергиево-Посадского периода в жизни художника. Он тогда только предчувствовал будущее. Но еще не знал, каким оно будет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: