Интересные факты
- Талант Микеланджело проявлялся в том, что он видел свои работы еще до их создания. Мастер лично выбирал куски мрамора для будущих скульптур и сам занимался их транспортировкой до мастерской. Он всегда хранил и берег необработанные глыбы как уже готовые шедевры.
- Будущий “Давид”, представший перед Микеланджело огромным куском мрамора, оказался той скульптурой, от которой отказались уже два предыдущих мастера. В течение 3-х лет маэстро работал над шедевром, представив в 1504 г. обнаженного “Давида” публике.
- В 17-летнем возрасте Микеланджело поссорился с 20-летним Пьетро Торриджано (PietroTorrigiano), тоже художником, который в драке сумел сломать нос своему сопернику. С тех пор на всех изображениях скульптора он представлен с изуродованным лицом.
- “Пьета” в базилике Святого Петра так сильно впечатляет зрителей, что на нее неоднократно покушались личности с нестабильной психикой. В 1972 г. австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил акт вандализма, нанеся скульптуре 15 ударов молотком. После этого “Пьету” поместили за стекло.
- Любимая скульптурная композиция автора Пьета “Оплакивание Христа” оказалась единственной подписанной работой. Когда шедевр представили в базилике Святого Петра, люди начали высказывать предположения, что его создателем является Кристофоро Солари (Cristoforo Solari). Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на складках одежды Богоматери “Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял”, но впоследствии он жалел о проявленной гордости, больше никогда не подписывая свои произведения.
- Во время работы над “Страшным судом” мастер случайно упал с высоких лесов, сильно повредив ногу. Он увидел в этом плохое знамение и не захотел больше работать. Художник заперся в комнате, никого туда не пуская и решив умереть. Но знаменитый доктор и друг Микеланджело – Баччо Ронтини (Baccio Rontini) пожелал вылечить своенравного упрямца, а поскольку двери перед ним не открылись, с большим трудом пробрался в дом через погреб. Врач заставил Буонарроти принять лекарства и помог ему выздороветь.
- Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного “Давида”, перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя “Санта-Мария-Нуова” (“Santa Maria Nuova”) называют подобное эмоциональное состояние “синдром Давида”.
внешняя ссылка
- На Викискладе есть категория мультимедиа о Доменико Гирландайо .
- Выставка музея Тиссена-Борнемисы Мадрид, 2010 г.
- Интернет-галерея искусства
- Биография Гирландайо в жизни Г. Вазари 1550 г.
Контроль властей |
|
---|
- Данные: Q191423
- Мультимедиа:
Основные произведения
Поклонение волхвов, 1488. Дерево, темпера, 285*243 см. Оспедале Инноченти, Флоренция. Фреска написана для главного алтаря приютской церкви. Гармоничность цветовой гаммы, в которой она выполнена, достойна восхищения. Волхвы ничем не выделяются среди других персонажей. Слева перед Иисусом преклоняет колени Иоанн Креститель, позади него изображен сам художник, а справа, в черном одеянии — заказчик Франческо ди Джованни Тезори. На переднем плане изображены двое детей, убитых во время резни в Вифлееме, что было характерным мотивом оформления сиротских домов.
Портрет дедушки и внука, около 1490. Дерево, темпера, 62*46 см. Лувр, Париж. Гирландайо следует традициям нидерландской портретной живописи, которая приобретает в Италии все большее значение. Облик старика ни в коей мере не идеализирован, портрет написан в три четверти оборота. Художественный язык мастера точен и ясен, он передает характерные черты лица и даже наросты на носу старца. Исполненный любви взгляд старика подчеркивает доверительные отношения между ним и мальчиком.
Святой Иероним, 1480. Фреска, 184*119 см. Оньисанти, Флоренция. Отец церкви представлен в образе ученого в своем кабинете. Оторвавшись от чтения, святой Иероним смотрит на зрителя задумчивым взглядом. В произведении просматривается влияние североевропейского искусства, на что указывают некоторые детали, например, ковер, которым накрыт стол. Фреска схожа с написанным ранее Святым Иеронимом Боттичелли.
Поклонение пастухов, 1485. Дерево, темпера, 167*167 см. Капелла Сассетти, Санта Тринита, Флоренция. На часто копировавшейся впоследствии алтарной картине Гирландайо сочетает величественные принципы античного искусства с новаторским реализмом нидерландской школы. Надпись на римском саркофаге, который будет использован в качестве люльки для новорожденного, является пророческой цитатой из Иосифа Флавия: «Саркофаг, в котором будет лежать мой прах, породит Бога». В изображении пастухов в (первый из них имеет портретное сходство с Гриландайо) художник использует живописные приемы, характерные для Алтаря Портинари Гуго ван дер Гуса.
Смерть святой Фины, около 1474. Фреска. Колледжиата, Сан Джиминьяно.
На фреске в часовне святой Фины запечатлен скорбный момент ее жития — отход девочки в мир иной. Она умерла в возрасте пятнадцати лет после продолжительной болезни, и в момент кончины у ее постели выросли цветы. Произведение справедливо считается вершиной творчества Гирландайо. На фреске изображено чудо, произошедшее во время отпевания святой, которое проводилось епископом в присутствии основателя часовни. Парализованная кормилица в центре картины и слепой мальчик, припадающий к ногам усопшей, исцеляются от болезней. Парящий ангел на дальнем плане картины указывает на колокола церкви Сан Джиминьяно, возвестившие о наступлении смертного часа святой Фины.
Утверждение устава монашеского ордена францисканцев, около 1485. Фреска, ширина: 370 см. Капелла Сассети, Санта Тринита, Флоренция.
Фреска изображает одну из шести сцен Жития святого Франциска Ассизского. Художник переносит действие из Рима на площадь делла Синьория во Флоренции, слева виднеется здание дворца Уффици. Гирландайо изобразил на фреске своих знаменитых современников: основателя ордена Франческо Сассети — справа на переднем плане, и Лоренцо Медичи (1449–1492), стоящего позади Франческо среди старцев.
Тайная вечеря, около 1486. Фреска. Трапезная, Сан Марко, Флоренция.
Фреска отличается от первоначального варианта, написанного в 1480 для монастыря Ониссанти во Флоренции. Живописными средствами создается иллюзия глубины пространства, чему способствуют и изображения архитектурных форм. Гирландайо визуально раздвигает границы помещения трапезной монастырского постоялого двора. Наблюдательность и мастерство художника проявляются не только в изображении апостолов, но и в достоверной передаче пищи и напитков, почти осязаемой реальности крон деревьев и полета птиц.
Рождение Девы Марии, около 1488. Фреска. Санта Мария Новелла, Флоренция.
На фреске в капелле семейства Торнабуони интерьер помещения выписан настолько искусно, что создается иллюзия естественного освещения. Очень живо написаны образы служанок, а фигура взволнованной кормилицы носит жанровый характер. На лестнице изображена сцена, предшествующая главному событию фрески — встреча будущих родителей Марии. После поцелуя Иоакима у Золотых Ворот по велению Господа Анна забеременела. На фреске лик святой Анны исполнен надежды. Родители Девы Марии стоят обнявшись на лестнице Нимбы над головой отмечают их фигуры.
Кем был старик с картины Гирландайо и что у него с носом?
Флорентийский художник Доменико Гирландайо — автор грандиозных фресковых циклов на библейские сюжеты. Но, пожалуй, самая известная его работа — этот небольшой «Портрет старика с внуком», написанный более 500 лет назад.
Доменико Гирландайо. Старик с внуком. ок. 1490. Доска, темпера. 62.7 × 46.3 см. Лувр, Париж
Увы, о героях этой картины точно не известно ничего. Даже то, что это дедушка и внук — предположение искусствоведов, которым надо как-то называть картину в каталогах.
Что скрывают взгляд и жест мальчика? Он просит у дедушки совета и приготовился слушать? Он делится с ним своими детскими радостями или горестями? Просит рассказать, каким дедушка был в детстве? Спрашивает, станет ли и он сам когда-то таким же старым — без ангельских золотых локонов. но с разросшимся носом? Именно эти неразрешимые вопросы делают картину такой завораживающей, увлекающей.
Нос старика изуродован болезнью под названием ринофима. И здесь мы снова имеем дело с неизвестными: учёные до сих пор не сошлись во мнении относительно того, что же является причиной этого заболевания. Гипотезы выдвигаются такие: хронический воспалительный процесс (например, угревая болезнь), частый контакт с холодом, хронический алкоголизм.
Едва ли этот старик был алкоголиком. Скорее всего, это состоятельный мужчина, известный и уважаемый в обществе.
https://youtube.com/watch?v=rvEQwbnD_rA
Гирландайо также сделал рисованный портрет этого мужчины с больным носом. Тот факт, что мужчина изображён с закрытыми глазами, позволяет трактовать этот портрет как посмертный.
Этот рисунок хранится в Национальной галерее в Стокгольме.
Поскольку точный год создания «Портрета старика с внуком» и этого рисунка установить невозможно, есть две версии того, как всё могло быть.
Возможно, старика и внука Гирландайо написал при жизни дедушки. И дедушка был таким уважаемым человеком, что когда он умер — позвали художника, чтоб запечатлел его напоследок ещё раз.
Но всё могло быть и по-другому. Дедушка (и в этой версии он тоже уважаемый — к простолюдинам Гирландайо бегать бы не стал) умер. Художник набросал его портрет прямо на смертном одре. А уже после смерти — написал портрет покойного с внуком: так, будто дедушка ещё живой.
Кто мог заказать этот портрет во втором случае? Может быть, сын. Может быть, внук (например, внук на самом деле был уже взрослым, но если мёртвого дедушку можно изобразить живым, почему и внука не вернуть в прошлое?). А ещё, конечно, нельзя исключить, что этот мальчик — вовсе не внук, а поздний сын старика.
Посмотрим, какие еще работы создал автор этого портрета Доменико Гирландайо.
Старик и мальчик — не единственный портрет в творчестве Гирландайо:
Но всё же самые масштабные его произведения посвящены религиозным сюжетам:
Доменико Гирландайо основал целую художественную династию (живописцами были его брат и сын). В мастерской Гирландайо первый опыт приобретал юный Микеланджело.
Страшные шедевры: реальные покойники на картинах знаменитых художников
Описание
Старик в красном одеянии сидит у окна и держит на руках маленького ребенка, тоже одетого в красное. Они сидят в интерьере, освещенном на почерневшей стене. Справа за ними открывается вид на ландшафт с пересеченной местностью и извилистыми дорогами, типичный для начала Гирландайо. Изображенный на три четверти старик, без сомнения, флорентийский патриций, узнаваемый по капуччо, перекинутому через плечо, и элегантно одетый мальчик указывают на благородное происхождение. Несмотря на традиционное предположение, что субъекты — дед и внук, их личности на самом деле неизвестны. Возможно, картина имеет памятную цель, а ребенок — это повествовательное изобретение, призванное подчеркнуть доброту человека. Интенсивность изображения подчеркивается контрастом между пожилым мужчиной и деформированным болезнью носом ( ринофима ), плавностью профиля и красотой ребенка. В то время как композиция тематически связана с искусством портретных Нидерландов в середине XV — го века, картины портрета в интерьере с пейзажем виден на расстоянии были широко распространены в Италии.
Личная жизнь
Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.
Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.
В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.
Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище “маленький шантажист”.
Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.
На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.
Анализирует
Необычайной характеристикой картины является деформация человеческого носа, свидетельствующая о ринофиме . Вместо того, чтобы указывать на недостаток характера, «Старик и его внук» призывает оценить благородство мужского темперамента. Картина представляет собой момент близости между стариком и ребенком, подчеркнутый положением руки ребенка на грудь мужчины и мягкостью выражения лица мужчины. Улыбка, полная доброты и мягкости старика, и уверенный взгляд ребенка, а также его жест, полный нежности, свидетельствуют о привязанности, которая их объединяет. Это проявление привязанности придает работе очень сильную сторону, намного превосходящую то, что ожидается от традиционного династического портрета. По словам историка искусства Бернарда Беренсона , «во всех картинах кватроченто больше нет человеческого образа , будь то в Италии или за ее пределами».
Изображение может иметь аллегорическое значение, противопоставляя два возраста жизни — старость и юность. Абсолютный шедевр, сочетающий в себе символизм средневековья и современный реализм в картине, где меланхолический, усталый и разочарованный взгляд старика, образ средневекового периода, пересекает образ ребенка, вопросительный образ « Возрождения, которое есть все еще ищу себя.
Лицом к лицу между восхищенным временем лицом и гладким и совершенным лицом ребенка проскальзывает «реальный предмет» картины: время как измерение и структура человека. Художник показывает здесь человеческую жизнь в ее конкретном, «мирском» измерении, а не в моральном или метафизическом. Veduta , на котором открывается стена комнаты является частью, в глубине содержания изображения: старик и ребенок являются двумя полюсами «бытие в мире» человек.
Вместе со своими двумя братьями Доменико Гирландайо открыл во Флоренции мастерскую для «буржуазных» клиентов. Произведения значительны и неравномерны, адаптация более или менее успешна, но всегда очень ценится клиентурой, фламандские образцы. Однако почти чрезмерный реализм старика не должен скрывать глубоких воображаемых размеров изображения; через две представленные личности ставятся под сомнение два полюса человеческой жизни, и пейзаж фиксирует естественные рамки существования. Портрет приобретает свое достоинство, поскольку включает в себя гораздо больше, чем простое изображение конкретного человека.
Исторический
Картина имела неизвестное происхождение до 1880 года, когда она попала в Лувр и отвергнута музеем Боде в Берлине из-за ее плохого состояния. Несколько комментаторов конца XIX — го века, сообщили , что работа была отшлифовать слишком энергичные очистками в тех местах , которые обезображенное лицо человека. В 1996 году были удалены царапины и участки обесцвечивания краски, окрашенные поверхности очищены и подкрашены.
Рисунок Гирландайо « Голова старика» , который когда-то держал Джорджо Вазари , изображает того же человека, что и на картине. Рисунок мог быть сделан во время сна или после его смерти, и в этом случае он мог служить эскизом его посмертной маски .