Михаил поляк — биография, новости, личная жизнь

Ранние годы

Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Важным фактом в краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Окончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

Главные события жизни

В 1752-1755 годах участвовал с отцом в росписи Андреевского собора под руководством Алексея Антропова. Этот опыт, безусловно, оказал сильное влияние на Дмитрия. Он перенял от своего учителя не только мастерство, но и такие важные черты как честность, трудолюбие и бескорыстие.
В 1758 году переехал из Киева в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Параллельно с учёбой уже расписывал различные храмы и писал портреты под заказ.
В 1762 году был направлен в Москву, исполнять государственный заказ, где он с другими художниками должен был расписать триумфальные ворота, воздвигнутые в честь коронации Екатерины II.
В это же время совместно с Василием Васильевским писал иконы для Храма великомученицы Екатерины на Всполье. Молодым художникам задерживали оплату работы, но они отстояли свои права и, пока им полностью не оплатили долг, не отдавали иконы храму.
В 1768 году, выполнив государственные заказы, вернулся в Петербург, а его работы начали выставлять в Академии художеств.
В 1770 году ему присвоено звание академика за портрет ректора Александра Кокорина. В лице строителя Академии художеств и его первого директора видны спокойствие, благородство и человеческое достоинство. Левицкий мастерски передаёт в портрете то глубокое уважение, с которым он относится к этому человеку.
С 1771 по 1778 год руководил портретным классом в Академии художеств.
В 1773-1776 пишет серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, заказанную Иваном Бецковым. Дмитрий изображал лучших учениц института в театральных костюмах, на сцене театра либо на фоне декораций, исполняющими концертные номера. В лице каждой девушки проглядывается индивидуальный характер, все они получились очень разные, но их объединяют обаяние и прелесть молодости, которые Левицкий передал безупречно. Эту серию назвали «Смолянки», и по приказу Екатерины II выставили в Большом дворце в Петергофе. В начале XX века после революции их переместили в Русский музей, где они хранятся и сейчас.
В 1783 году выполнил заказ канцлера Александра Безбородко написать парадный портрет Екатерины II. Императрица изображена в храме богини Правосудия, сжигающей на алтаре маковые цветы. Этим художник хотел показать, как она, пренебрегая своим личным покоем, заботится о покое общем. Портрет обрёл популярность среди творческих людей, и многие художники повторяли картину, скульптор Шубин создал по нему скульптуру, а поэт Богданович даже посвятил в честь шедевра стихи.
Написал целую серию портретов семьи Артемия Ивановича Воронцова для его нового дома в Петербурге. Картины с изображением девочек Воронцова считаются лучшим, из того, что он создал в последние годы своего творчества.
В 1780-х создал большую портретную галерею деятелей русской культуры

Левицкий всех изображал на нейтральном фоне, обращая внимание только на лицах, старался передать характер человека лишь по позе и выражению лица. Лучшей и самой известной картиной из этой серии стал портрет французского философа Дени Дидро.
В 1786 году Левицкий стал членом совета Академии художеств

Как преподаватель он позволял ученикам работать с живыми натурщицами, чтобы начинающие художники учились максимально естественно изображать людей. Он не ограничивал их ни в чём: ни позой натурщицы, ни её костюмом, ни действием, живописцам можно было рисовать на их усмотрение, лишь бы портрет получился натуральным.
В 1789 году уходит из Академии художеств, рассорившись с руководством. Левицкого обвиняли в «политической неблагонадёжности» из-за дружбы с поэтами Василием Капнистым и Николаем Новиковым. В своих стихотворениях последние резко критиковали политику императрицы.
В 1790-х становится членом масонской ложи «Умирающий сфинкс».
В последние годы творческой карьеры не получал государственные заказы, но до последнего не переставал писать, создавая портреты друзей и частных лиц.
В 1807 году его вновь позвали преподавать в Академию художеств.
В начале XIX века у Левицкого сильно ухудшилось зрение, и ему пришлось оставить живопись. Последнюю картину он написал в 1812 году. В последние годы он испытывает серьёзные материальные трудности и ещё больше погружается в религию.
Дмитрий Левицкий умер 16 апреля 1822 года в Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.

Автопортрет (1783)

Политики, государственные деятели и национальные герои

К знаменитым полякам относятся многие деятели политики и государственных дел как прошлого, так и настоящего.

Иоанн Павел II (1920-2005)

Самый известный поляк в мире родился в Вадовицах под именем Кароль Юзеф Войтыла. В 1978 году он был избран главой католической церкви, став первым папой не итальянского происхождения за 445 лет. Период его понтификата характеризуется многочисленными реформами внутри самой Церкви, а также изменением международного имиджа Святого Престола. Он совершил множество зарубежных паломничеств, которые всегда привлекали тысячи верующих. Также он много внимания уделял диалогу с представителями других конфессий.

Лех Валенса

Электрик из Гданьска с характерными усами был основателем профсоюза «Солидарность» и первым некоммунистическим президентом послевоенной Польши. Его роль в крахе послевоенного порядка в Европе и окончании холодной войны ставит его рядом с фигурами Иоанна Павла II и Михаила Горбачева.

Збигнев Бжезинский

Збигнев Бжезинский родился в Варшаве в 1928 году, позже перебравшись в Америку. В 1977–1981 годах был советником президента США по вопросам безопасности. В 1981 году он был награжден президентом Медалью свободы за вклад в нормализацию американо-китайских отношений, разработку американской политики безопасности и за его участие в борьбе за права человека.

Юзеф Пилсудский

Несомненно, ведущая фигура в истории Польши в первой половине 20 века. Его действия повлияли на судьбу всего европейского сообщества как минимум дважды: в ноябре 1918 г. и летом 1920 г. (1918 г. – Польша вновь обрела независимость, 1920 г. – остановка большевистской экспансии на Запад Европы).

Тадеуш Мазовецкий

Публицист, общественный деятель и политик, по профессии юрист. Первый некоммунистический премьер-министр в Восточной Европе, специальный посланник ООН в бывшей Югославии. Один из основателей профсоюза «Солидарность», стойкий борец за права человека. Интернирован коммунистическими властями за свою оппозиционную деятельность. Близкий друг Иоанна Павла II.

Тадеуш Костюшко (1746-1817)

Лидер национального восстания 1794 года в защиту Конституции от 3 мая и суверенитета Польского государства (восстание Костюшко). Он отличился своими инженерными и военными навыками во время сражений при Саратоге во время Войны за независимость США.

Казимир Пуласки (1747-1779)

Лидер Барской конфедерации и защитник Ясной Гуры. Командовал кавалерией на стороне Джорджа Вашингтона во время войны за независимость США. Он умер славной смертью от ран, полученных в битве при Саванне.

Рышард Куклински (1930-2004)

Полковник Народной армии Польши, решивший сотрудничать с ЦРУ в разведке на благо НАТО. Подсчитано, что во время холодной войны он передал ЦРУ около 35 000 страниц секретных документов, которые касались, среди прочего, секретных планов СССР по применению ядерного оружия и введению военного положения в Польше.

Личная жизнь

Официально Глинка был женат один раз. Его супругой стала дальняя родственница Мария Петровна Иванова. Однако очень скоро композитор понял, что ошибся. Супруга была женщиной взбалмошной, капризной и скандальной. Часто устраивала ссоры. Не отличалась она и верностью, при первом возможности ходила на сторону, позоря своего супруга.

Михаил Глинка и его супруга Мария Петровна Иванова

Глинка долгое время старался найти повод для развода. И вскоре он представился. Женщину уличили в тайном венчании с новым избранником. На тот момент супруги вместе уже не жили.

Михаил Иванович заинтересовался Екатериной Ермолаевной Керн, которая стала его фактической женой и музой. Дело о разводе затягивалось. Вторая избранница композитора забеременела, и постоянно подгоняла Глинку ускорить процесс. Но расторжения брака он добился лишь через несколько лет.

Михаил Глинка с Екатериной Керн

К тому моменту прежних чувств между Керн и музыкантом уже не было. Не желая, чтобы ребенок был незаконнорожденным, Глинка дал своей несостоявшейся супруге денег на аборт.

Не известно, выполнила ли Екатерина его пожелание. Но официально детей у Глинки не было, о чем музыкант очень сожалел. После развода с первой супругой в брак он больше не вступал и жил холостяком.

Творчество

Работал в технике масляной живописи и акварели, работал в книжной графике, в годы Великой Отечественной войны создал серию антифашистских карикатур. Большую значимость имеют зарисовки народной одежды, сделанные Филипповичем на Минщине, Слуцком, Могилёвщине, Полесье. Произведения М. Филипповича определяются ярким национальным колоритом, самобытностью.

Приверженность академического реализма во время обучения в Москве меняется восторгом импрессионизмом. После знакомства с творчеством и теорией К. Малевича начинается Супрематическая период. В сентябре 1921 г. в Минске выставляет произведения «супрематизм», «Максимальное выявление цвета», «Конструкция плоскостей».

После возвращения в Беларусь продолжает изучать образцы белорусского народного искусства. В результате его путешествий по Беларуси для БДМ было составлено 10 альбомов с зарисовками тканей, резьбы, народных костюмов, крестьянских застроек и предметов быта. Работа его и сегодня представляет интерес для знатоков славянских культур.

М. Лебедевой, М. Филипповичем, А. Тычиной был составлен альбом слуцких поясов, для чего пришлось им «копать» архивы музеев Москвы, Ленинграда, Смоленска и др. В 1924 года либо «Слуцкие пояса» был издан Инбелкультом.

Самобытное искусство М. Филипповича вообще является этнографическим. Впервые в белорусском искусстве были созданы портреты белоруса, в которых художнику удалось наказать характер своего народа. Наиболее удачные живописные полотна — «Группа на ярмарке», «Белорусы в древнем одеянии», «Дударь» и др.

Одна из первых картин на народную тематику — «Сказка» («Сказочный сюжет»). В 1921—1922 г. создает ряд картин на этнографические мотивы: «На Купалье», «Весна», «Скачки через костер», «Хоровод», «Народное гулянье». В композиции «На Купалье» художник зафиксировал многие национальные виды искусства — танец-хоровод, одежда, украшение праздника цветами и зеленью.

Одновременно работает как иллюстратор. В 1922 г. иллюстрирует «Босых на пожарище» М. Чарота. В 1924 г. образовать графический цикл иллюстраций к белорусских народных сказок «Сучкин сын», «Иванушка-дурачок», «Полешук и черт».

В 1930-х появляются произведения на среднеазиатские мотивы. Во времена войны принимает участие в оформлении периодических изданий, в том числе в журнале «Партизанская Дубинко». В последние годы жизни работал в жанре лирического пейзажа.

Змитрок Бядуля описал свои впечатления от натюрморта «Сирень и Купальница» следующим образом: «Букет сирени-в разных переливах, такая свежесть цветов, аж кажется: слышишь запах сирени, слышишь весну. Правда, есть зачастую незавершенность. Сразу видим, что художник определенной дороги в своем творчестве еще не нашел. Каждый образ как бы говорит: „дорисовывай сам!“ — и будит фантазию зрителя».

Три брака и измены

Михаил часто увлекался и был романтиком. Первый раз влюбился в Людмилу Поргину, и поспешил сделал ей предложение. Заявление в ЗАГСе у них не приняли, так как невесте не исполнилось 18 лет. Пришлось просить родителей, чтобы они дали письменное разрешение на бракосочетание.

Через два года супружеская пара рассталась. Инициатором была Людмила. Потом она выскочила замуж за каскадера, а когда пришла работать в Ленком в неё влюбился Николай Караченцов. Служебный роман «бывшей» происходил на глазах Поляка. Он ревновал, но ничего поделать не мог.

Когда Караченцов и Поргина официально зарегистрировали отношения, Михаил обратил внимание на коллегу – Елену Шанину. Первое время супруги жили замечательно

Оба были востребованы в театре, снимались в кино. А потом Шанина закрутила роман с Александром Збруевым.

За любовным треугольником наблюдал весь коллектив. Актеры играли в одной постановке, и чувствовали себя совершенно не комфортно. Поляк начал заливать душевную боль алкоголем. На тот момент Збруев был женат, и не собирался бросать семью. Но Елена все равно рассталась с Михаилом.

Третья избранница Поляка тоже была лицедейкой. В этом браке родился малыш, которого назвали Сережей. Но это не спасло семью от развода. Марина собрала вещи, и вместе с сыном ушла к искусствоведу М.Е. Швыдкому (позже занимал пост Министра культуры РФ). Правда, женщина не стала менять фамилию и осталась Поляк.

Интересные факты

  • Композитор имел белорусские, польские и литовские корни. Несмотря на это, считал себя русским, был патриотом.
  • В первые годы жизни музыкантом занималась бабушка. Она отстранила мать от воспитания собственного сына. В результате Глинка стал мнительным, нервным и слишком нежным ребенком. Лишь после смерти старшей властной родственницы близким удалось воспитать композитора как следует.
  • Мужчина отличался красивым и сильным певческим голосом. Но решил выбрать путь сочинительства.
  • Глинка был близким другом Пушкина.
  • Михаил Иванович был знаком с очень многими известными музыкантами своего времени. А Гектор Берлиоз, который и сам имел статус и репутацию гения, слыл большим поклонником таланта русского коллеги.
  • Опера Глинки «Руслан и Людмила» не получила должного внимания при жизни композитора. Ее раскритиковали почти все. По достоинству оценить произведение слушатели и коллеги по цеху смогли лишь после смерти создателя.
  • Михаил Иванович был низкого роста, чего очень стеснялся.
  • Помимо отличной музыкальной подготовки, Глинка отличался большим умом и познаниями, широким кругозором. Например, он без проблем говорил на 6 языках.

Писатели

Среди выдающихся поляков немало литературных деятелей, работавших в разных жанрах.

Адам Мицкевич

Публикация «Баллад и романсов» польского народного барда в 1822 году открывает в польской литературе эпоху романтизма. Знаменитая драма «Дзяды» (1823-32), согласно мессианской концепции Мицкевича, отводит Польше особую роль – Спасителя народов, страдания которого сравнивают со Страстями Господними.

Витольд Гомбрович

Писатель, драматург, автор «Фердыдурке» (1937) и других сатирических произведений. Лейтмотив его творчества – врожденная незрелость человеческой натуры.

Хенрик Сенкевич

Прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1905) за книгу «Quo Vadis», переведенную на многие языки и многократно экранированную. Католическое мировоззрение автора во многом определило облик его творчества. Произведения Сенкевича переведены на 50 языков.

Чеслав Милош

Поэт, писатель, переводчик, литературовед, лауреат Нобелевской премии по литературе (1980). Поэзия и эссе Милоша пронизаны автобиографическими темами, воспоминаниями об эмиграции, религиозными и метафизическими размышлениями, а также историческими и литературными анализами. Есть в его творчестве и элементы пантеизма.

Вислава Шимборска

Поэт и переводчик, одна из немногих женщин, удостоенных Нобелевской премии по литературе (1996). Ее первоначальные работы созданы в духе социалистического реализма. Особого внимания заслуживают более поздние работы Шимборской, наполненные пессимистическим размышлением о будущем человека, представленные в обманчиво повседневной и весьма ироничной форме.

Рышард Капусцински

Выдающийся писатель и журналист. Отчеты, документирующие бурную историю Латинской Америки, Азии и Африки, напоминают о его многочисленных поездках за границу. Африка особенно близка его сердцу (он стал свидетелем конца колониальной эпохи), которой он, среди прочего, посвятил книгу «Эбеновое дерево».

Начало творческого пути

Историками замечено, что в те времена музыка русских композиторов подвергалась жесткой критике. Например, оперой М. Глинки «Жизнь за царя» остались недовольны последователи традиционной музыкальной школы. Но Мусоргскому, который воспитывался на народном фольклоре, его произведения пришлись по душе.

Состоявшаяся встреча на квартире Даргомыжского с великим композитором перевернула жизнь Мусоргского и направила ее в иное русло. Впоследствии он вспоминал, что тогда он впервые встретился с единомышленниками, настоящими профессионалами. Тот вечер превратил его из военного в композитора. Так Мусоргский стал членом музыкального сообщества и его частым гостем.

Здесь же произошла еще одна весьма значимая для композитора встреча. Он смог серьезно писать музыку после знакомства с Балакиревым, которого попросил позаниматься с ним композицией. Тот согласился, и они быстро нашли общий язык. Балакирев объяснил значение оркестровки, форму музыки, давал Модесту домашние задания.

К уютному музыкальному сообществу вскоре примкнул Римский-Корсаков, после чего известный критик того времени В. В. Стасов назвал их «Могучей кучкой». Вся жизнь молодых композиторов была посвящена особенностям русской музыки и развитию ее традиций.

Портретная живопись

Портретная живопись стала главным направлением его творчества после революции 1917 г., но и она была связана с православием. Художник пишет двойной портрет «Философы» (1917), на которой изображены священник и философ Сергий Булгаков и священник, богослов, поэт и религиозный философ Павел Флоренский.

Почти все портреты Нестеров писал на фоне природы – это была нестеровская идея о нераздельности существования человека и природы. Настоящая жизнь для него – жизнь на природе, в слиянии с ней.

Оба философа изображены погружёнными в размышления. Они были противоположны по характеру и убеждениям, но едины в поиске истины.

Художник никогда не писал портреты на заказ, он был независим в своём творчестве. Его портреты всегда лиричны и выразительны.

Например, портрет дочери Ольги – «Амазонка». В дальнейшем её жизнь была сложной и полной лишений: её мужа, юриста В.Н. Шретера, обвинили в шпионаже, а затем расстреляли. Ольгу отправили в лагерь в Джамбул, оттуда она вернулась на костылях.

Льва Толстого Нестеров изобразил в задумчивости стоящим у яснополянского пруда, возле посаженных им елей.

Художником созданы портреты академика И.П. Павлова, философа И.А. Ильина, скульптора В.И. Мухиной и др.

В последний период своей жизни М. Нестеров писал книгу воспоминаний «Давние дни», которая была опубликована в 1942 г., в год его смерти.

Религиозная тематика

В конце XIX в. М. Нестерова увлекла религиозная тема. Его привлекали монашеская жизнь на природе и в согласии с ней, монашеский аскетизм, православные обряды. В это время он пишет цикл картин на религиозный сюжет, наполненных умиротворённостью, тишиной, созерцательностью: «Пустынник» (1888), «Под Благовест» (1895), «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890). Последняя картина – самая известная работа художника из этого цикла. В ней он изобразил преподобного Сергия Радонежского в детстве. Мальчик любил читать, но ему с трудом давалась грамота. Однажды он увидел святого старца и рассказал ему о своём горе. Тот обещал ему помочь своими молитвами. Придя в дом мальчика, старец объявил родителям, что их сын будет велик пред Богом и многих приведёт к пониманию Божественных заповедей.

После этой встречи Варфоломей стал хорошо читать и изучать книги Священного Писания.

Сам Нестеров считал эту картину лучшей в своей жизни: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я».

Многие отмечали мастерство пейзажа на этой картине. Простой, даже тусклый, день создаёт необыкновенное чувство возвышенного состояния духа, тихую радость, как будто этот осенний день наполнен пасхальным пением.

Религиозная тема стала для художника преобладающей. В дальнейшем он расписывал Владимирский собор в Киеве (1890-1895), создавал мозаики и иконы в церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), расписывал Покровский храм в Москве (1908-1911).

В 1901 г. Нестеров посетил Соловецкий монастырь на берегу Белого моря. Под впечатлением суровой северной природы и монахов были созданы картины «Молчание», «Тихая жизнь», «Соловки» и др.

Одна из лучших картин этого цикла – «Молчание».

Белой ночью в неподвижных водах Белого моря изображены монахи в лодках – старец и юноша. Картина фактически лишена действия, но её лаконизм наполнен глубоким смыслом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: