Выставка «федор достоевский. сильные впечатления»

Община (мiр)

Фирс Журавлев. «Крестьянская сходка»

Община – это форма организации крестьянского общества. Она также называлась словом мiр, которое согласно правилам дореволюционной орфографии писалось с так называемым десятеричным i, чтобы различать слова «мир» (как отсутствие ссоры, вражды) и «мiр» (как община).

Община несла коллективную ответственность за своих членов, могла выбирать из своей среды представителей и коллективно решать касающиеся всех её членов вопросы. Одной из главных социальных целей большевиков после революции 1917-1918 годов было разрушение общинного строя – это было нужно, чтобы подорвать саму основу исконного крестьянского коллективизма.

Поезд уже ушел

У меня вызывают уважение и восхищение такие ученые, как Бахтин, Топоров, Виноградов, но никто из современных. Есть более или менее профессиональные люди, но открытий никто не делает. Ученые закончились, по-моему, на Успенском, Лотмане, Никите Ильиче Толстом. Еще есть интересные люди за границей — например, Михаил Вайскопф, автор книги «Сюжет Гоголя».

Поколение настоящих крупных ученых-литературоведов было то, которое получило образование еще в дореволюционной России, особенно на рубеже веков, когда гуманитарная культура и искусство были на подъеме. Потом — поколение 20-х годов, которое застало старую интеллигенцию до ее истребления, оно уже светило отраженным светом. А потом было поколение, которое застало то, которое светило отраженным светом. И еще находило, чему у него поучиться…

Сейчас нет таких ученых, чтобы знали пять языков, действительно владели мировой литературой, а параллельно — философией и историей. По крайней мере, я не могу их назвать… Общая глубина филологической культуры утрачена. Есть люди, которые осваивают отдельные ее фрагменты. А еще есть люди, которые осваивают гранты.

Филологические знания основаны на массе прочитанных текстов, а изучать их нужно в подлиннике. Для этого в институте поздно начинать с латыни один раз в неделю. Поезд уже ушел. Выпускники классической гимназии до революции выходили на уровень наших аспирантов, в университете занимались уже чем-то другим.

Современные студенты не берут даже то, что мы брали в свое время. У нас в списке зарубежки были собрания сочинений Бальзака, Гюго… Сейчас читают полные собрания сочинений? Думаю, нет. То, что требовалось от большинства, стало в лучшем случае энтузиазмом единиц.

Легенда 2. Поэтому Достоевский был практически нищим

Вердикт: это почти правда.

Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. Картина Василия Перова. 1872 год

В XIX веке многие писатели бедствовали: голодали, жили на улице, попадали в долговую тюрьму, обращались за деньгами в общества помощи. С Достоев­ским такого не происходило, он умел останавливаться за шаг до катастрофы — успевал взять деньги в долг или договаривался с редактором об авансе за пуб­ликацию. 

До бедности он довел себя не только азартными играми. Большие долги начали копиться у него с середины 1860-х годов. Тогда братья Федор и Михаил Достоевские начали издавать журнал «Время», потратив на это солидную сумму. В 1863 году журнал закрыли из-за неблагонадежной статьи «Роковой вопрос»  Автора статьи, публициста Николая Страхова (писал под псевдонимом Русский), обвинили в предательстве русских национальных интересов. — долгов резко стало больше. Вскоре Михаил умер, и Федору пришлось одному разби­раться с финансовыми трудностями и заботиться об овдовевшей невестке и племянниках.

Достоевский совсем не умел зарабатывать — здесь он был похож на своих героев, неспособных жить на жалованье, пансион или хотя бы разумно копить деньги. Он жил писа­тельским трудом, а его гонорары за публикации в журна­лах были очень скромные. До середины 1870-х годов Достоевский получал за печатный лист 150 рублей. Для сравнения: графу Льву Толстому платили 500 рублей  Печатный лист — это условная единица объема печатного издания. Например, гонорар за «Идиота» Достоевского рассчитывали так: 150 рублей за печатный лист — около 7000 рублей за весь роман. .

Сколько зарабатывали русские писатели

Что можно было купить на гонорар за «Анну Каренину», «Евгения Онегина» и другие великие книги

Считается, что положение Достоевского улучшилось, когда он женился второй раз. Анна Григорьевна вела приходно-расходный журнал и пыталась организовать семейный бюджет, но у нее не всегда получалось. В июле 1873 года Достоевский — на тот момент редактор журнала «Гражданин» — жаловался жене, что не может приехать из Петербурга к семье в Старую Руссу. Денег нет, и он по старой традиции собирается заложить часы  Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 29. Письма, 1869–1874. Л., 1986.. Кстати, дом в Старой Руссе Достоевские купили не сами. Средств было мало, а долгов много, поэтому дом на свое имя приобрел брат Анны Григорьевны.

Изба

Алексей Саврасов. «Пейзаж с избушкой»

Избой в дореволюционной России называлось в принципе любое помещение или часть помещения, отапливаемое печью. Даже помещения царских дворцов могли называться «избами» – например, «Передняя изба» – первая комната, в которую попадали гости мужской половины дворца, а «отхожая изба» – помещение туалета.

Так что и крестьяне, и цари в России жили в избах. Избой также назывался отдельный дом, а его центральная часть (сруб с четыремя стенами) носил название клеть. Если клеть стояла не на земле, а на деревянной или каменной основе – подклете, – то она называлась горницей.

Легенда 8. Достоевский ненавидел евреев (и поляков)

Вердикт: это полуправда.

Обложка «Дневника писателя» Федора Достоевского за март 1877 года, включающего главу «Еврейский вопрос». Санкт-Петербург, 1878 год

О проблемном отношении Достоевского к евреям первыми начали говорить его читатели в 1870-е годы, когда он работал в журнале «Гражданин» и публиковал там главы из своего «Дневника писателя». Собрав негативные отзывы, он напи­сал текст «Еврейский вопрос», чтобы разъяснить свою позицию. Он считал, что евреи высокомерно, со «скорбной брезгливостью» относятся к «коренному населению» — так он называл русских. Ему не нравилась «жидовская идея» накопительства, и он не мог думать о проблемах еврейского народа, когда слишком многие люди в стране находились в таких же, а то и в худших усло­виях. Статью он закончил пожеланием «полного расширения прав еврейского племени», но при обязательном условии: евреи должны доказать свою способ­ность «принять и воспользоваться правами этими без ущерба коренному населению»  Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 25. Дневник писателя за 1877 год. Январь — август. Л., 1983..

Резкие выражения, в которых Достоевский сформулировал эту идею, смущают исследователей, и споры о его отношении к евреям до сих пор продолжаются

В дискуссиях возникали и оправдания в стиле «не мог он быть антисемитом, он сдавал дачу еврейской семье»  Обратим внимание на тот факт, что, каза­лось бы, антисемит Достоевский сдает дачу еврейской семье.
С. Белов. Ф. М. Достоевский и евреи // Дети Ра

№ 4. 2011., и лаконичные оценки: «бытовой антисе­митизм» и «газетный антисемитизм»  Л. С. Выготский. Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф. М. Достоевского // От Гомеля до Москвы. Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина. Ранние статьи Л. С. Выгот­ского. Lewiston, 2000..

Оценивая позицию Достоевского, надо понимать, что в его время были совсем другие представления о мире и этике: сейчас кажется совершенно недопу­сти­мым, что евреев называли «жидами» и разрешали им селиться только в отдель­ных местах (черта оседлости). А в Российской империи это было негласной нормой.

Впрочем, Достоевский не любил и другие народы, например поляков. В «Днев­нике писателя» он объяснял это тем, что поляки первые начали не любить русских и этим испортили впечатление о себе.

Однозначно Достоевский относился с любовью только к «русскому народу-богоносцу»  Мысль о русском народе-богоносце принадлежит Ивану Шатову, герою романа Достоевского «Бесы». Аналогичные мысли о специфической цивилизационной роли русского народа озвучивал и князь Мышкин в «Идиоте».. Осталь­ные нации он сводил к неприятным стереотипам, чтобы все они оказывались в разы хуже «русских». Если считать писателя великим гумани­стом, то эта позиция, конечно, по современным представлениям, очень сомнительна.

Главные цитаты Достоевского

Как возникли фразы «Тварь ли я дрожащая или право имею», «Красота спасет мир» и другие выражения писателя

Дружина

Виктор Васнецов. «Отдых Великого князя Владимира Мономаха после охоты»

Дружиной (от слова «друг») называлось войско князя. Изначально в дружину входили его ближайшие друзья и боевые товарищи, которые были не только соратниками, но и военными и гражданскими советниками князя. С XII века дружина разделилась.

В «лучшую» дружину входили бояре, те самые ближайшие друзья и советники князя, которые обязательно бывали с ним в бою (отсюда и «боярин»). «Молодшей» дружиной называлась более многочисленная гвардия князя, также участвовавшая в боях и походах, но не в советах и управлении. В случае гибели князя дружина могла разойтись, а могла перейти к его преемнику или победителю. С образованием Московского государства дружина перестала существовать, уступив место боярской организации.

Попробуй напиши получше

Часто ставят вопрос, хороший ли писатель Достоевский, — не мыслитель, не публицист, а именно писатель. Можно ответить просто: попробуй напиши получше. Про Мону Лизу шутят: если она сейчас кому-то не нравится, то она имеет на это право, потому что она уже слишком многим понравилась и имеет возможность выбирать, кому нравиться, а кому — нет. Так же с Достоевским: если человек уже стольким понравился, выдержал проверку временем, значит, он хороший писатель. Если он стал мировым явлением, значит, он передал сообщение, которое оказалось важным для многих. И каждое поколение открывает его для себя заново и по-своему.

Но он сложный, неоднозначный. Его ругают, потому что, естественно, он задевает за живое. Он по своей природе провокатор, он хочет шокировать читателей своими героями, психологическими моментами и философскими парадоксами. Он весь на конфликтах и провокациях. Разумеется, всем это нравиться не может.

Маяковский тоже провокатор, тоже шокирует. Я Маяковского очень люблю, но, если бы я его увидел, я бы ему морду набил; когда кое-что читаешь, хочется иногда просто по морде ногами. Он оскорбляет все, что мне дорого, он растоптал русскую культуру. Помогал большевикам ее уничтожать, санкционировал ее уничтожение якобы от ее же лица, как ее носитель и продолжатель. Но при этом гениальный поэт.

Нести факел

В детстве меня так долго учили читать, что я наконец это занятие возненавидел. А потом как-то остался один, мне было лет пять, взял и прочел все детские книжки, которые были дома за один вечер. С тех пор я читаю.

Конечно, я потом увлекался и географией, и историей, но никогда не думал, что буду заниматься чем-то, кроме литературы. Как увидел филфак, проезжая мимо на автобусе, так понял, что сюда и буду поступать. К тому же моя мама училась здесь, она учитель русского и литературы, а папа был художником-авангардистом (теперь уже кинорежиссер). Они, как и я, не рассматривали для меня другого варианта, кроме этого.

Я поступил в 1987 году, в конце горбачевских времен, потом начались девяностые. Материальные сложности меня не особенно касались, я всегда находил возможность подработать, преподавал. И бардак вокруг тоже на мой выбор никак не влиял. Я считаю, что литература сама по себе, ситуация в обществе сама по себе. Понятно, что время дичает, оно и сейчас продолжает дичать, люди уходят на глазах от высокой культуры, в частности от литературы XIX века, но мы должны «нести факел», мы должны жить своей жизнью. Если можно найти с временем компромисс, надо находить, если нельзя — надо идти своей дорогой.

Из преподавательской династии

Я посещал Школу юного филолога при МГУ. В качестве преподавателей у нас были студенты. Они действительно старались, лекции были на высоком уровне. В частности, нам преподавал Дмитрий Кузьмин, сейчас скандальный поэт, я к нему ходил на кружок, посвященный поэзии серебряного века. Короче, я окончательно убедился, что филфак — это место, куда нужно поступать и поступил.

Поступив на русское отделение, я выбрал спецсеминар Анны Ивановны Журавлевой, специалиста по Островскому, Лермонтову и Григорьеву. С ней, кстати, у меня не всегда складывались простые отношения, но ее я всегда уважал. Мне было близко еще и то, что ее муж, Сева Некрасов, был художником-авангардистом, как и мой отец.

Немного ходил также на спецсеминар к Турбину, любимцу студентов 60-х годов, он был блестящий, но болтливый. Журавлева говорила мало, но все, что она говорила, я помню до сих пор. Она была ученица Бахтина. Ее спецсеминар был посвящен драме, а я хотел заниматься Достоевским. В итоге написал работу на тему «Достоевский и театр». По Достоевскому у меня никогда не было руководителя — все, что я читал, сам начитывал, долго выбирал, что мне близко.

Когда закончил университет, то сначала преподавал в православной гимназии — как ни странно, греческий и латынь (литературу тогда не хотел преподавать — это в школе очень эмоционально и энергетически затратно). Я вообще, сколько себя помню, всегда преподавал, начиная с одноклассников, которых подтягивал по русскому. Я из преподавательской династии, еще мой дед и его сестры преподавали в дореволюционной гимназии. Всего в роду преподавателей шесть или восемь человек. У меня процесс обучения и преподавания шли параллельно, просто менялись сферы ответственности. Когда взяли на кафедру — ушел из гимназии, но опыт работы с детьми остался и потом пригождался.

Легенда 10. Достоевского ненавидели другие писатели

Вердикт: это полуправда.

Андрей Александрович Краевский и Федор Михайлович Достоевский. Карикатура Николая Степанова. 1847 год

Многие знакомые с Достоевским писатели его не любили — не из-за художе­ственных разногласий или идейного несовпадения, а из-за его поведения.

Еще в 1840-е годы молодой Достоевский, только-только написавший «Бедных людей», попал в кружок Белинского и не смог сдружиться с Тургеневым, Некра­совым и Панаевым. Они начали издеваться: в упомянутом выше «Посла­нии Белинского к Достоевскому» назвали его прыщом на носу литературы, а Тургенев распространил слух о том, что Достоевский требовал выделить «Бедных людей» в «Петербургском сборнике» золотой каймой  В. Н. Захаров. По поводу одного мифа о Достоевском // Север. № 11. 1985. . Это был вымысел, но он казался правдоподобным. У всех насмешек был общий сюжет: Достоевский считает себя лучше остальных писателей и требует к себе особого отношения.

Зародившаяся тогда вражда с Тургеневым сохранилась на долгие годы, хотя их экономическим отношениям это как будто не мешало: Тургенев печатался у Достоевского в журнале в 1860-е годы, а Достоевский позже брал у него деньги в долг.

Чтобы не поссориться с Достоевским, можно было с ним не знакомиться и только читать его статьи и романы. Так сделал Лев Толстой: не встречался с писателем лично, но ценил его тексты. 

Легенда 12. Достоевский работал по ночам

Вердикт: это правда.

Федор Достоевский. Гравюра Владимира Фаворского. 1929 год

Один из наиболее распространенных сюжетов для портретов Достоевского: писатель, ночь, свеча. У такого изображения есть символическое значение (мысль писательская как свет во тьме), но это еще и чистая правда — Достоев­ский засиживался за работой допоздна. 

По ночам он делал наброски для будущих произведений, ложился на рассвете и спал до 11 утра. Анна Григорьевна вставала на два-три часа раньше и отправ­лялась за покупками или гулять по городу. Когда она возвращалась домой, писатель начинал диктовать ей текст, а она очень быстро записывала его с помощью специальных значков — она была профессиональной стеногра­фисткой. Потом Анна Григорьевна расшифровывала записи, а ее муж ночью разбирался с получившимся текстом и делал наброски для новых глав, чтобы уже на следующий день продолжить диктовку. Так вдвоем они работали над каждым романом. 

Неизвестный Достоевский

Стихи, перевод Бальзака и сентиментальная проза

Легенда 5. Достоевский плохо себя вел с женой, ходил в бордели и подцепил сифилис

Вердикт: это частично правда.

Мария Дмитриевна Достоевская — первая жена писателя. Середина XIX века

У Достоевского было две жены, как мы уже говорили. С первой, Марией Дмитриевной Исаевой  Исаева — фамилия Марии Дмитриевной по первому мужу, в девичестве она была Констант., он действительно вел себя не лучшим образом. Перед свадьбой не сказал ей, что с ним случаются приступы падучей (эпилепсии). А потом завел любовницу и уехал с ней за границу, бросив жену умирать от чахотки. И это не считая мелких бытовых скандалов.

Анна Григорьевна Достоевская — вторая жена писателя. 1878 год

Во втором браке ситуация была вроде бы лучше. Новая супруга, в девичестве Анна Григорьевна Сниткина, явно старалась показать, что у них все было хорошо. Расшифровывая свой записанный стенографическими знаками дневник за 1867 год, она значительно сократила и смягчила описания ссор с мужем. Но ни измен, ни обманов в их жизни не было.

В бордели Достоевский ходил только в юности. В письме к брату 1845 года есть исчерпывающее свидетельство: «Минушки, Кларушки, Марианны и т. п. похо­рошели донельзя, но стоят страшных денег. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь». На сифилис, впрочем, он тогда не жаловался, только на геморрой и расстройство нервов  Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 28. Письма, 1832–1859. Л., 1985..

7 цитат из дневника Анны Достоевской

О курсе рубля, проигрышах в рулетку и уродливых людях

Хоромы

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. 1932 г. Реконструкция. Д. Сухов

Хоромами на Руси называлось большое деревянное строение, состоящее из многих клетей, соединенных переходами. В хоромах жили цари, бояре, знатные люди. Если эти строения были каменными, их уже называли не хоромами, а палатами. У хором никогда не было типового плана – считалось, что чем уникальнее хоромное строение, тем оно лучше. Царские или княжеские хоромы, например, постоянно перестраивались и достраивались. Этот относительный беспорядок и постоянная реконструкция были призваны показать могущество и богатство правителя.

Легенда 7. А также православным фанатиком

Вердикт: это почти правда.

Центральная часть триптиха «Легенда о великом инквизиторе». Иллюстрация Илья Глазунова к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». 1983 год

Достоевский действительно был религиозным человеком, много размышлял о право­сла­вии и писал о нем как о глобальной идее в художественной прозе и публици­стике. Но некоторые исследователи считают, что у него была своя собственная концепция православия. 

Достоевский придавал особое значение фигуре Христа — называл его «идеалом человека во плоти»  Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 20. Л., 1971–1990. и писал, что если люди начнут следовать этому идеалу, то достигнут рая на земле  Об этом говорят Кириллов и Шатов в «Бесах» и Зосима в «Братьях Карамазовых». Отчасти об этом — знаменитая речь Достоевского о Пушкине, произнесенная 8 июня 1880 года на заседании Общества любителей россий­ской словесности.. Это противоречит ортодоксальной христианской идее, что рай на земле невозможен. Поэтому в научных работах встречаются комментарии-оправдания, что писатель говорил образно или вообще подра­зумевал тысячелетнее царство  О. А. Богданова. Мотив «рая на земле» в худо­жественном сознании Ф. М. Достоев­ского // Новый филологический вестник. № 1. 2016..

Идеологические споры затрагивают и биографию писателя. Все согласны, что с каторги Достоевский вернулся религиозным человеком, но как он относился к христианству в юности — об этом не могут договориться. Одна версия сос­тоит в том, что он серьезно увлекался социалистическими идеями, а не ре­ли­гией  В одном из писем Достоевский даже сравни­вает Христа и Гомера: «Гомер (баснословный человек, может быть, как Христос, воплощен­ный Богом и к нам посланный) может быть параллелью только Христу, а не Гете. <…> Ведь в „Илиаде“ Гомер дал всему древнему миру организацию и духовной, и земной жизни совершенно в такой же силе, как Христос — новому».
Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 28. Л., 1985.. Другая — что он с детства был религиозен, а в 1840-е годы даже спорил о христианстве с Белинским и с петрашевцами. Эту версию подтвер­ждают воспоминания современников, правда написанные посмертно, когда Досто­евского уже считали великим писателем и религиозным мыслителем. 

Однако даже если признать Достоевского православным идеологом, то его все равно нельзя назвать хрестоматийным фанатиком, который всегда следует дог­мам. Не считая очевидного прегрешения, когда он завел любовницу и отпра­вил­ся с ней в путешествие, в его жизни были и другие случаи поверхностного отношения к христианским нормам.

Во второй половине 1860-х, во время работы над романом «Идиот», он был вовсе равнодушен к Церкви. Во время поездки по Европе его вторая жена записала в дневнике, что в каждом городе находила православную церковь и считала необходимым ее посещать, а Достоевский не сопровождал ее и был недоволен таким рвением — однажды сурово встретил по возвращении из церкви и отругал за то, что она не успела прибрать дома. Переписав эту сцену позднее, она смягчила описание, объясняя раздражение мужа его любовью к порядку  А. Г. Достоевская. Дневник 1867 года. М., 1923..

К 200-летию со дня рождения писателя

13 мая — 12 сентября 2021

Доходный дом Любощинских — Вернадских

13 мая в центральном здании Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля на Зубовском бульваре откроется выставка «Федор Достоевский. Сильные впечатления» к 200-летию со дня рождения писателя. Масштабная экспозиция расположится на двух этажах Доходного дома Любощинских — Вернадских и станет одним из ключевых событий празднования юбилея Ф. М. Достоевского, а также столетия ГМИРЛИ имени В. И. Даля.

Личность, судьба, творческое наследие Ф. М. Достоевского — уникальный историко-культурный феномен мирового значения. «Чтобы написать роман, надо запастись прежде всего одним или несколькими сильными впечатлениями, пережитыми сердцем автора действительно. В этом дело поэта. Из этого впечатления развивается тема, план, стройное целое. Тут дело уже художника, хотя художник и поэт помогают друг другу и в том и в другом — в обоих случаях», — так писал сам Достоевский, раскрывая секрет своего художественного метода.

На долю Достоевского выпало немало сильных впечатлений — редко кому доводится за такой короткий жизненный срок, всего 59 лет, перенести столько потрясений и испытаний. Его сердце откликалось даже на самые «незначительные» проявления живой жизни. И потому сам Достоевский стал и остается одним из сильных впечатлений человечества.

Выставка состоит из пятнадцати тематических модулей, каждый из которых обладает собственной содержательной и эстетической целостностью и завершенностью. Вводный зал посвящен Достоевскому-творцу, другие четырнадцать модулей затрагивают темы веры и революции, Москвы и Петербурга, изобразительного и театрального искусства, Достоевского-читателя и Достоевского-журналиста и другие. Каждый блок включает в себя материалы биографического, историко-культурного и художественного характера: документы, рукописи, издания, мемориальные предметы, графику и живопись.

Выставка основана на материалах фондов ГМИРЛИ имени В. И. Даля с привлечением экспонатов из собраний Российской государственной библиотеки, Российского государственного исторического военного архива, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург), зарубежным партнером выставки является Центр Марины Цветаевой (Фрайбург, ФРГ).

Работу экспозиции сопровождает выход иллюстрированного альбома «Достоевский: Человек и Вечность», подготовленного по материалам коллекции музея, которая является крупнейшей в мире и представляет жизнь и творчество Ф. М. Достоевского в максимальной полноте.

К выставке «Федор Достоевский. Сильные впечатления» подготовлена специальная программа мероприятий для детей и взрослых, включающая лекции, экскурсии и тематические мероприятия. Проект реализован при участии Фонда поддержки и развития детского образования Минзали Ишмуратовой, а также Книжного дома «Ремарк».

Куратор: Павел Фокин, заведующий отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля«Музей-квартираФ. М. Достоевского»

Пресс-показ состоится 12 мая.

Контакты для СМИ: Юлия Глотова, +7 903 964-30-20, [email protected]

Доходный дом Любощинских — Вернадских
Зубовский бульвар, 15, стр. 1+7 495 695-53-08

Выставка участвует в параллельной программе седьмого книжного фестиваля «Красная площадь»

Информационные партнеры
Партнер выставки

Князь

Аполлинарий Васнецов. «На дворе удельного князя»

Князем у славян назывался вождь племени, он же глава рода. Со временем этим словом стали называть глав раннефеодальных государств – княжеств. В них князь был предводителем воинства, защищавшего население от набегов и разбоя, главным арбитром любых судебных споров, а также религиозным лидером.

С развитием общества и государства появились великие князья – главы княжеств, и удельные князья – менее значительные правители, которые часто не имели собственного княжества, а служили великим князьям. Иван Грозный был первым великим князем Московским, венчашимся на царство – так в России появился царь, по сравнению с которым все князья стали менее значимы.

Легенда 13. Страдал эпилепсией, но умер от другой болезни

Вердикт: это вроде правда, но у некоторых исследователей есть сомнения.

Федор Михайлович Достоевский на смертном одре. Рисунок Ивана Крамского. 1881 год

Таинственные припадки случались с Достоевским еще в юности. Его друзья называли их именно так — «припадки» — и рассказывали, что ему могло стать дурно на улице. Уже в Сибири после каторги и нескольких лет в армии врач поставил Достоевскому диагноз «падучая» (эпилепсия). Первый припадок случился в 1850 году. Он сопровождался «вскрикиванием, потерею сознания, судорогами конечностей и лица, пеною пред ртом, хрипучим дыханием, с малым, скорым сокращенным пульсом. Припадок продолжался 15 минут». Во второй раз это случилось в 1853 году, после чего приступы стали регулярно повторяться. Медик не наблюдал припадков и записал историю болезни со слов Достоевского  Публикация свидетельства лекаря: Л. П. Гроссман. Гражданская смерть Ф. М. Достоевского. // Литературное наследство. Т. 22–24. Чаадаев. Леонтьев. Одоевский. М., 1935..

Приступы с судорогами, потерей сознания и пеной у рта случались с писателем до конца жизни. Вторая жена рассказывала о припадках, которые длились дольше 15 минут. Считается, что этот опыт Достоевский перенес на многих своих героев — очень точно описывал эмоциональный подъем перед присту­пом и угнетенное состояние после него. 

Однако некоторые исследователи не согласны с тем, что у Достоевского была именно падучая. Во-первых, приступы эпилепсии не длятся 15 минут и дольше. Во-вторых, с той интенсивностью и частотой припадков, которая была у Досто­евского, он вряд ли смог бы заниматься литературой — болезнь вызвала бы расстройство мозговой деятельности. В-третьих, предрасположенность к эпи­лепсии передается по наследству, а среди родственников и потомков Достоев­ского случаев такой болезни не было. Но в семье Достоевских были распро­странены болезни сосудов — в этом случае смерть писателя от «болезни легочного кровотечения» выглядит закономерной. Правда, до сих пор точно неясно, следствием какой именно болезни стало это кровотечение. Согласно официальным медицинским документам, Достоевский к моменту смерти в 1881 году собрал целый букет заболеваний, в том числе эмфизему легких и туберкулез. Врачи также допускали, что причиной кровотечения мог стать разрыв легочной артерии  Об этом свидетельствуют записи, которые составлял доктор Яков Богданович фон Бретцель, лечивший Достоевского в последние годы его жизни. Они частично опубликованы в «Литературном наследстве»: Литературное наследство. Т. 86. Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования. М., 1973..

еще на фактчек:

Самые популярные легенды о Гоголе

Сжег «Мертвые души»? Был похоронен без головы? Был геем?

Самые популярные легенды о Екатерине II

Спала с конем? Продала Аляску? Была немецкой шпионкой?

Самые популярные легенды о Петре I

Убил сына? Рубил бороды топором? Был подменен в младенчестве?

Самые популярные легенды о Юлии Цезаре

Он что, правда пришел, увидел и победил?

Самые популярные легенды о кардинале Ришелье

Был влюблен в Анну Австрийскую? Носил только красное?

Самые популярные легенды о Ленине

Кудрявый в валенках? На броневике? Ел чернильницы? Гриб?

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Голос дня

Наркомпрос Луначарский оплакивает Розу ЛюксембургМозаика дня

Кентавр из виллы АдрианаХайку дня

Басё о весне

Архив

Ряд

Образец скорописи XVII столетия — Российская национальная библиотека

В современном русском «ряд» – последовательность предметов или явлений. Но в древней Руси это слово означало «договор, соглашение» – поэтому от этого корня происходит слово «порядок», а также ещё десятки существительных и глаголов, связанных с идеей договора: Документ, фиксировавший «ряд», назывался рядной грамотой.

Ряд мог заключаться как между социально равными людьми, так и между князем и его дружиной, между князем и подвластным населением, даже между городами и землями. Ряд обычно заключался при свидетелях – «послухах», имена которых указывались в рядной грамоте.

Вече

Аполлинарий Васнецов. «Вече»

Вече – так в русских землях называлось народное собрание, которое созывалось для обсуждения насущных вопросов общественной жизни. Вече было органом прямой демократии. В нем принимали участие «мужи» – главы свободных семейств, вес голоса которых определялся их социальным статусом. От слова «вече» происходит слово «совет».

После формирования Русского государства в нем некоторое время действовал Земский собор – орган представительной власти, созывавшийся со всех земель для решения крупнейших государственных вопросов. Земский собор мог утверждать на царство царей, объявлять о сборе ополчения, принимать крупные государственные документы, например Судебник или Соборное Уложение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: