Детство и юность
Владимир Васильевич Атласов родился в семье якутского казака в 1661 году. О семье и ранних годах жизни Владимира подробной информации не сохранилось. Известно, что его предки были крестьянами, бежавшими за Урал. Ранние годы Владимира прошли в условиях постоянных скитаний с казаками-землепроходцами по сибирским тундрам. Это закалило его характер и привило терпеливость к разного рода лишениям.
Казалось, что дальнейшая судьба этого человека уже предопределена: бесконечное скитание по тундрам и борьба за выживание. Но, несмотря на тяжёлую жизнь, молодой человек решил, что приложит все свои силы и добьётся высокой должности, ведь он грамотный человек с сильным характером и прекрасной физической выносливостью.
Алексей Силыч Новиков-Прибой(12.03.1877 — 29.04.1944)
Писатель-маринист. Автор исторической эпопеи «Цусима», романов и повестей «Подводники», «Женщина в море» и др.
Родился в семье крестьянина, отставного солдата в с. Матвеевское Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанской области). До 22 лет жил в родном селе. Возникшая под влиянием рассказа моряка еще в детстве мечта о море приводит будущего писателя на флот и определяет его жизненную дорогу и творчество.
Участвовал в звании баталера броненосца «Орел» в Цусимском бою. Находясь в японском плену, начинает собирать материалы о трагическом поражении русского флота в Цусимском проливе.
После возвращения из плена с марта 1906 года живет в с. Матвеевском. Здесь под непосредственным впечатлением пережитого создает первые фрагменты будущей эпопеи. Однако основные материалы, собранные им в плену, были, как он считал, утеряны. Лишь 4 мая 1928 года племянник писателя обнаружил в колоде старого улья спрятанные Новиковым-Прибоем от жандармов еще в 1906 году документы о Цусимском сражении. Этот день для писателя стал началом активной работы над «Цусимой».
К 100-летию со дня рождения Новикова-Прибоя 24 марта 1977 года в Матвеевском был открыт дом-музей. Его именем названы улицы в Рязани и Сасове, Сасовская центральная библиотека, набережная в Москве.
Лит.: Красильников В. А.С. Новиков-Прибой: Жизнь и творчество. М., 1966; Бать Л. Г. Море бушует: Повесть о писателе А.С. Новикове-Прибое. М., 1967; А.С. Новиков-Прибой в воспоминаниях современников. М., 1980.
Кто такой Бубнов
Бубнов не является центральным героем пьесы. Это второстепенный персонаж, но, несомненно, заслуживающий внимания.
Герой — мужчина 45 лет, который когда-то имел в своей жизни всё, что нужно для благополучия: дом, семью и прибыльное дело, уважение среди людей. В собственной мастерской он занимался скорняжным производством — изготавливал предметы из меха и кожи.
Но однажды все изменилось. У жены Бубнова появился любовник — работник его мастерской . Герой тяжело перенёс этот удар судьбы. Все его мысли занимали планы мести, он даже хотел убить супругу, но вовремя остановился. Бубнов ушёл от неё, потеряв работу и крышу над головой, остался без средств к существованию, поскольку мастерская была записана на неверную супругу.
Нищета и голод заставили его зарабатывать на кусок хлеба изготовлением шапок и картузов. Со временем его выручка становится всё меньше. Да и те небольшие деньги, что он ещё в состоянии заработать, уходят на выпивку.
Читатель встречается с героем в ночлежке для бездомных, которую содержат супруги Костылевы. Там Бубнов обитает вместе с другими персонажами пьесы. Он давно не платит за приют, но хозяйка ночлежки Василиса Костылева позволяет ему пока ночевать в долг «из милости».
Живописец из глубинки
Денег у семьи не было, чтобы отправить Виктора в столицу. Нашел выход знакомый молодого человека, он устроил лотерею, на ней были распроданы первые картины юного художника. Вырученных денег хватило, чтобы отправить Витю в Петербург учиться. В 1867 году он уже сдавал экзамены в Академию Художеств.
Как бы то ни было абсурдно и глупо, но узнать результаты вступительных испытаний неуверенный в своих силах и способностях юноша не пришел. Он остался в Санкт-Петербурге, надеясь попытать счастье в следующем году, так как был уверен в собственном провале на экзаменах.
Год Васнецов провел, работая рисовальщиком в картографии и посещая школу поощрения художников, где познакомился с Крамским и Репиным. Через год полный надежд юноша вновь прибыл в Академию Художеств подавать документы. Он с удивлением узнал, что уже год мог учиться в этом заведении, так как сдал экзамены с первого раза. С энтузиазмом молодой человек принялся за учебу и на первом году уже получил серебряную медаль за свои работы.
Яков Петрович Полонский(06.12.1819 — 18.10.1898)
Выдающийся русский поэт, прозаик. Родился в Рязани, в небогатой дворянской семье. Учился в рязанской гимназии (1831-1838), где сформировался интерес к литературе и искусству.
Поэтические опыты юного гимназиста были отмечены В.А. Жуковским, путешествовавшим по России в качестве наставника цесаревича Александра Николаевича. Корифей русской словесности оставил в дар Полонскому золотые часы, ставшие своеобразной точкой отсчета в литературной судьбе писателя.
В 1839 — 1844 годах Полонский — студент юридического факультета Московского университета. Творческому росту поэта способствовало сближение с А. А. Григорьевым и А.А. Фетом, высоко ценившими его оригинальный талант.
В 1844 году появился первый сборник его стихов «Гаммы», встретивший благожелательные отзывы критики.
После окончания университета Полонский оказывается на Кавказе, где работает в качестве помощника редактора газеты «Закавказский вестник».
В 1851 году поэт переезжает в Петербург, с которым связана вся его дальнейшая судьба. Жизненные невзгоды, материальные трудности, потеря близких (умирают первая жена и сын), собственная болезнь, связанная с нечаянной травмой ноги — все это тяжким бременем ложится на поэта. Но поддержка друзей, особенно И.С. Тургенева, творческая энергия и литературный талант дают силы в преодолении трудностей. Его стихи и прозаические произведения появляются в самых известных журналах России. Лиричность, музыкальность, эмоциональность в поэзии Полонского привлекали любителей словесности. В день 50-летия творческой деятельности (10.04.1887) на празднестве, где присутствовали представители научной и читательской общественности, были отмечены заслуги Полонского перед русской литературой и ему был вручен серебряный венок (ныне хранится в Рязанском историко — архитектурном музее-заповеднике).
Творческая активность не покидала писателя до последних дней жизни. Из-под его пера вышли замечательные стихотворения, вошедшие в антологию русской поэтической классики («Песня цыганки», «Узница», «Колокольчик» и многие др.), поэмы «Кузнечик-музыкант», «Свежее преданье», рассказы и повести «Статуя весны», «Груня», «Дом в деревне», мемуары «Старина и мое детство», «И.С. Тургенев у себя».
Я.П. Полонский был талантливым живописцем, оставил ряд замечательных пейзажей и портретов.
Я.П. Полонский, согласно его воле, был погребен рядом с могилой матери в Ольговом монастыре, близ Рязани. В 1959 году прах поэта был перенесен на территорию Рязанского кремля. Одна из улиц города Рязани носит его имя.
Лит.: П.Я. Орлов, Я.П. Полонский. Рязань,1961; Тхоржевский С. Портреты пером.М.,1978; Богомолов И.Я. Полонский в Грузии. Тбилиси,1966; Сухова Н. Дары жизни.М.,1987; Бочаров Д.В., Грачева И.В., Чапышкин В.А. Очерки истории литературы Рязанского края. Рязань, 1996.
Интересные факты о творчестве Василия Перова
- Перова иногда называют певцом народной скорби. В глазах персонажей на его картинах можно увидеть беспросветную тоску и горький упрек. Чаще всего художник изображал на своих произведениях простых крестьян, их жен, детей и скромный быт. Это отчетливо заметно в таких работах как «Проводы покойника», «Гитарист-бобыль», «Сцена у железной дороги».
- Василий Григорьевич написал множество картин. Чаще всего он писал «жанровые» картины. Они изображают сцены из повседневной жизни, например «Отпетый» и «Тройка». Также неоднократно получали признание работы Перова в религиозном жанре, среди которых самой скандальной стала «Сельский крестный ход на Пасхе». Большой популярностью у знати пользовались портретные работы художника — из под его кисти вышли портреты Достоевского, Тургенева, Даля. В последние годы своей жизни он стал все больше внимания уделять историческому жанру — «Плач Ярославны», «Христос и Богоматерь у житейского моря».
- Еще в студенческие годы Перов успел себя зарекомендовать как талантливый живописец. В арзамасском художественном училище действовали строгие правила —ученики младших классов не имели права рисовать кистью. Однажды руководитель училища А.В. Ступин нашел втайне написанную Василием картину, и разрешил тому раньше срока начать рисовать масляными красками.
- Художник при жизни удостоился двух почетных званий Императорской академии художеств. В 1866 году он получил звание академика, а в 1870 — профессора.
- В своих работах Перов трижды изображал Пугачева. На всех картинах его образ получился совершенно разным. Художник каждый раз был недоволен результатом. Он изображал Пугачева как лихого казака, как плюгавого пройдоху, а в третий раз как жестокого бунтаря. Только третья редакция картины увидела свет. Живописец планировал четвертый раз переписывать ее, но его планам не суждено было сбыться.
- В 1862-1864 годах художник был командирован Императорской академией художеств в Европу. Он стал первым из всех русских живописцев, который просил вернуть его досрочно, а не продлить срок командировки. Сам Перов называл ее «ссылкой».
- Василий Григорьевич был одним из создателей «Художественных передвижных выставок», которые вели в стране активную просветительскую деятельность. Он участвовал в московских выставках и был одним из руководителей группы на протяжении семи лет, с 1869 года. Так, впервые увидел свет именно на передвижной выставке портрет Ф.М. Достоевского, вышедший из-под кисти Перова.
- Василий Григорьевич Перов и его творчество навсегда останутся в памяти жителей нашей страны. О знаменитом художнике помнят по сей день. Так, было организовано 3 выставки, посвященные памяти художника. В годы Советского Союза было выпущено 3 почтовые марки. В 2009 году в России вышло еще почтовые марки, на одной из которых изображен автопортрет Перова.
Владимир Жданов: биография
Мы можем представить только скупые анкетные данные. Личная жизнь художника от нас скрыта, так как интервью он не дает.
Рождение – 1959 год, г. Омск.
Учеба:
- 1980–1983 годы, Омский университет, художественно-графическое отделение.
- 1986 год – институт им. Репина в Ленинграде.
- 1988-й – окончание обучения в Красноярском институте. Специальность – академическая живопись.
Работа:
- До 1999 года писал в сибирских городах (Красноярск, Тара, Омск, Тобольск) и деревнях, которые находятся в тайге. На пленэре температуры низкие, доходят до минус 40 ⁰C. Владимир Жданов выработал особую технику письма маслом и акварелью при таких низких температурах. Это его личное ноу-хау.
- 1995 год – пишет иконы для иконостаса в г. Тара (Спасский собор).
- С 1999 живет и работает в Петербурге, который стал «меккой» для наших современных художников. Тематика творчества меняется. На полотнах появляются дворцово-парковые ансамбли, монастыри и крепости.
- 2000-й – серия картин на Ладожском озере («Северный пейзаж»).
- 2001 год – серия полотен с изображением старинных северных городов Руси (Изборск, Великий Новгород, Псков, Псково-Печерский монастырь).
- 2000-2002 годы – пейзажи пригородов Петербурга (Царское село, Ораниенбаум, Петергоф, Павловск).
Работы В. Ю. Жданова ценятся на родине и за ее пределами. Они находятся во многих частных коллекциях, например, у мэра Нью-Йорка, у министра иностранных дел Германии, в американском посольстве в Москве, у консула США в Петербурге.
Творчество В. Жданова заинтересовало кинематографистов. Было снято два документальных фильма, один из которых 1998 году принял участие в фестивале телефильмов в Петербурге.
Частые аресты
Его арестовывали в 1908, 1910, 1913 годах. После очередного ареста в 1916 году его в начале 1917 года сослали в сибирскую деревню. Местом ссылки должен был стать Туруханский край, но на одном из этапов его освободили, так как началась Февральская революция.
После освобождения Бубнов Андрей Сергеевич был введен в Московское областное бюро РСДРП. IV съезд партии 1917 года включил его в члены Центрального Комитета. Как представитель ЦК он был направлен в Петроградский комитет РСДРП.
Будучи делегатом на Первой Московской областной партконференции, Бубнов внес предложение о включении в текст резолюции «О Временном правительстве» требования о контроле со стороны Советов над всеми действиями Временного правительства и его представителей на местах.
Владимир Фёдорович Уткин(17.10.1923 — 15.02.2000)
Выдающийся ученый-механик, доктор технических наук, генеральный конструктор ракетной и военно-космической техники, дважды Герой Социалистического Труда (1969, 1976), академик РАН.
Родился в местечке Пустобор (ныне Касимовского района). По окончании Лашминской семилетней школы продолжает образование в Касимовской средней школе № 2.
В годы Великой Отечественной войны В.Ф. Уткин учился в военном училище связи, работал на военно-телеграфной станции. После войны окончил Ленинградский военно-механический институт.
С 1979 года — генеральный конструктор и генеральный директор научно-производственного объединения «Южное». С 1991 года возглавлял Научно-исследовательский центр машиностроения и одновременно — директор ЦНИИ машиностроения.
Под руководством В.Ф. Уткина разработаны и поставлены на вооружение четыре стратегических ракетных комплекса, созданы твердотопливная железнодорожного и шахтного базирования и жидкостная межконтинентальная баллистические ракеты, не имеющие аналогов в мире, различные спутники оборонного, научного и народнохозяйственного назначения. Он был Сопредседателем российско-американской комиссии по обеспечению программы «Мир» — «Шатл» и Международной космической станции.
В Рязани на ул. Циолковского установлен бюст В.Ф. Уткина, почетного гражданина г. Рязани. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Лит.: Научная элита. Кто есть, кто в Российской Академии наук. М., 1993. С. 170; Паппо-Корыстин В., Платонов В., Пащенко В. Днепропетровский ракетно-космический центр. Днепропетровск, 1994; Российское ракетное оружие. Справочник. 1943-1993. СПб., 1993; Брусиловский А.Д. Братья Уткины — создатели отечественной ракетнокосмической техники Невский бастион. Военно-технический сборник. 1998. №2. С. 2-8.
Картины художника Виктора Васнецова
Именно в «Абрамцево» (где художник долгое время жил) зародился первый цикл сказочных картин Васнецова. Цикл открывали три картины, которые были написаны по заказу Мамонтова: «Три царевны подземного царства», «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке».
Три царевны подземного царства
Алёнушка
Иван-Царевич на Сером Волке
Картины со сказочными сюжетами Васнецов писал всю свою жизнь. При всем их разнообразии (и даже неравноценности) все картины объединяет, в первую очередь, желание раскрыть внутреннее содержание русской сказки, создать атмосферу реальную и одновременно фантастическую. Сказочную. С особым пониманием добра и зла. И верой в справедливость и торжество добра.
Ковёр-самолёт
Витязь на распутье
Уже в первых работах художника видна большая любовь к народному костюму и внимание к его деталям. Именно в этот период участники Абрамцевского кружка начинают заниматься углубленным изучением старинного народного костюма, форм и орнаментики
И полученные знания Васнецов использует в написании своих картин.
Спящая царевна
Снегурочка
Ярким примером увлечения народным костюмом стал этюд художника «В костюме скомороха».
В костюме скомороха
В 1881 году Васнецов пишет одну из лучших своих сказочных картин — «Аленушка». Эту картину он пишет в Абрамцево. Там же, в Абрамцево, художник приступил к художественному оформлению спектакля «Снегурочка».
Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере
Спектакль изначально был поставлен в доме Мамонтова, а в последствии, перенесен на профессиональную сцену.
При всем успехе «Аленушки» самым грандиозным замыслом восьмидесятых годов стали «Богатыри». Эту картину художник писал почти двадцать лет (1881-1898). Нужно сказать, что за этот период Васнецов написал несколько больших и очень значимых работ.
Картина-фриз «Каменный век» (1882 – 1885) для Московского Исторического музея — 16 метров в длину, состоящая из трех частей: первая посвящена жизни и быту древних людей, вторая – это сцена охоты на мамонтов, третья – «Пиршество».
Именно благодаря «Каменному веку» художник получил подряд на роспись Владимирского Собора в Киеве.
Эскизы для росписи Владимирского собора. Княгиня Ольга и Нестор-летописец
В 1891 году работы по росписи были почти закончены и художник, вместе с семьей, возвращается в Москву. К этому периоду материальное положение семьи настолько улучшилось, что Васнецовы смогли купить небольшую усадьбу в Абрамцево и построить в Москве небольшой дом с мастерской. Именно в этой мастерской художник возобновляет работу над «Богатырями» и, одновременно, начинает писать картину «Царь Иван Васильевич Грозный» (с этой картиной в 1897 году художник в последний раз выступит на выставке передвижников).
Царь Иван Васильевич Грозный
В 1899 году в Москве открывается первая персональная выставка художника. И центральным произведением выставки становятся «Богатыри».
Три богатыря
В последние годы XIX века Васнецов находится на пике славы: о художнике хорошо и много пишут отечественной и зарубежной прессе, его мастерскую посещают известнейшие музыканты, художники и писатели. Третьяков в своей галерее (уже переданной в дар Москве) строит специальный зал для произведений Васнецова.
В это период художника, вдруг, увлекла архитектура. Много лет назад в Абрамцево по эскизам художника были возведены две небольшие постройки: домашняя церковь и «Избушка на курьих ножках». Позднее – фасад Третьяковской галереи и несколько частных домов в Москве.
Умер Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.
Гусляры
Взгляды Бубнова на жизнь
Бубнов опустившийся и отчаявшийся человек. Моральное разложение сделало его чёрствым, бессердечным, не способным к состраданию. В его словах и поступках ярко прослеживаются цинизм, грубость и безжалостность к людям. Бубнов говорит, что ему нет смысла сохранять совесть, потому что он беден.
Этот герой — настоящий фаталист. Он пассивен, так как безоговорочно считает, что в жизни всё предрешено, и следует плыть по течению, не сопротивляясь судьбе. Бубнов утратил веру в будущее и в доброту людей, не видит смысла в борьбе за место под солнцем и считает своё существование законченным.
При этом он часто предаётся фантазиям на тему, как могла бы сложиться его судьба, будь всё иначе. Вступает в философские разговоры с другими обитателями ночлежки и спорит с ними о смысле жизни.
Первое путешествие за границу
Вырученные за «Пустынника» деньги позволили художнику впервые отправиться в Европу. Музеи, архитектура и природа ошеломили молодого живописца. Позже, вспоминая своё упоение, он удивлялся, «как сердце не разорвалось от восторгов и сладкого томления». В путешествии художник написал «Остров Капри», делал множество набросков. Примечательно, что с течением времени в его зарисовках всё чаще проглядывались русские пейзажи и темы – Нестерова влекла родина. Здесь, вдали от неё, художник остро почувствовал свою причастность к Руси и долг перед ней. Нравственное совершенство и духовный подвиг русского человека как художественная тема выходила на первый план в творчестве живописца.