Русский музей представит выставку «владимир васильковский. к 100-летию со дня рождения»

Живопись и творчество

Творческий путь Петра Кончаловского был долгим: начав с классической живописи, он прошел период поиска новых способов самовыражения и в итоге вернулся к реалистичной стилистике. Проследить это можно на примере автопортретов художника, написанных в разных направлениях и с использованием диаметрально противоположных цветовых решений.

Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но, завершив учебу, художник отправился в Париж, где побывал на выставке картин Винсета Ван Гога. Впечатления от живописи гениального фламандца наложили отпечаток на творчество Кончаловского: по словам художника, Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.

Работы Петра Кончаловского, сделанные под влиянием живописи Ван Гога и Матисса

В работе того периода легко заметить влияние и других прославленных художников: Поля Сезанна и Анри Матисса – их картины поражали Кончаловского до глубины души.

В начале 1910-х годов Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.

Портрет семьи кисти Петра Кончаловского

В этот период биографии сформировался собственный стиль Кончаловского: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Характерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику.

В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия. Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски».

Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников»

Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго – в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».

После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими. Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит. Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя.

Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского

Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы – это трудное и необходимое упражнение.

Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине» Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы».

Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта. В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова. На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку.

Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна»

Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского – художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том – не вступать с ней в конфронтацию.

Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали – он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.

Биографическая справка[ | код]

Владимир Сергеевич Васильковский родился в Петрограде в 1921 году.

Отец — Сергей Владимирович Васильковский, известный ленинградский архитектор, впоследствии Лауреат Сталинской премии 1946 года, преподаватель ЛВХПУ имени В. И. Мухиной.

С по 1949 год В. С. Васильковский учился на архитектурном факультете Института имени И. Е. Репина (мастерская профессора Е. А. Левинсона). В начале войны работал над маскировками зданий Ленинграда, в эвакуации (с марта 1942-го), совместно с отцом  создал проект городка нефтяников в Казахстане.

В 1949—1960 годах работал в институте «ЛенНИИпроект». В группе специалистов занимался проектированием стадиона имени Кирова, (главный архитектор — А. С. Никольский), участвовал в проектировании жилых кварталов в Ленинграде, Пушкине и других городах Советского Союза.

В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Малые формы архитектуры на городской магистрали», выполненную под научным руководством И. И. Фомина

Автор проектов реконструкции и нового строительства нескольких мостов, в т.ч. Красногвардейского, Ушаковского, Каменноостровского, Египетского, Итальянского мостов, типовых уличных фонарей для Ленинграда и Санкт-Петербурга, Телевизионной башни и здания Телецентра.

С по 2000 год преподавал в ЛВХПУ имени В. И. Мухиной на кафедре художественной керамики и стекла. Педагогический метод художника основан на равноправном творческом диалоге учителя и ученика. В. С. Васильковский и его ученики были инициаторами выставок группы художников-керамистов «Одна композиция» (1976—1986).Также в 1990- х гг .преподавал в мастерской монументальной живописи на факультете живописи в Институте имени Репина.

Автор керамических и графических серий, книжных иллюстраций, памятников Н. А. Некрасову, Г. В. Старовойтовой (соавтор), надгробий И. И. Бродскому, летчику А. Т. Севастьянову, Д. С. Лихачеву (соавтор) и других монументов. Участвовал в создании путепровода Ушаковской развязки, Колонны-маяка в Парке 300-летия Санкт-Петербурга.

С начала 1970-х жил в Санкт-Петербурге на Наличной улице, дом 36.

Скончался в 2002 году. Похоронен на кладбище посёлка Комарово.

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки. Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

Автопортрет Виктора Васнецова

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.

В поисках себя

Понятно, что после гигантов русского реализма – Репина, Серова – сказать в этой сфере на тот момент было нечего. В поисках собственного пути художник Петр Петрович Кончаловский снова путешествует по Европе, посещает Францию, Италию, вместе с тестем Суриковым едет в Испанию. Это турне оказалось решающим. Он открывает для себя картины постимпрессионистов. Его до слез трогают Ван Гог, Сезанн, Матисс. Их влияние очевидно в картинах Петра Кончаловского того периода. «В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и «куски» от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их», — признает родство с постимпрессионистами Кончаловский. Кончаловский как самобытный художник по сути родился в Испании. «Бой быков» – это уже не чье-то, не под кого-то, это уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь.

Вернувшись в Россию, он близко сходится с авангардистами – Ильей Машковым, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком. В 1910 году принимает участие в выставке картин авангардного объединения «Бубновый валет».

Болезнь и смерть

Начиная с 1995 года, Ворошилова сильно стали беспокоить сердечные боли. Часто для него вызывали «неотложку». Последний раз это произошло сразу после съёмок финала зимней серии игр «Что? Где? Когда?» 30 декабря 2000 года. Владимир Яковлевич заявил, что весеннюю серию игр вести не будет, вопрос стоял даже о закрытии передачи.

С наступлением нового 2001 года Ворошилову стало лучше, сердце даже отошло на второй план, больше беспокоила язва двенадцатиперстной кишки. Обширный инфаркт произошёл неожиданно, и 10 марта 2001 года Владимира Яковлевича не стало.

Его хоронили 13 марта 2001 года. Прощались с ним в Охотничьем домике Нескучного сада, там, где на протяжении последних лет проходили съёмки передачи «Что? Где? Когда?». Попрощаться со своим легендарным крупье приехали «старожилы» программы, коллеги Ворошилова по телевизионному цеху, много пришло простых москвичей. Когда гроб с телом стали выносить, среди туч, как будто по заказу, проглянуло солнце.

Владимир Яковлевич никогда не отличался сентиментальностью, но последние дни перед смертью он как будто не мог найти себе места. Брался что-то писать, потом бросал и усаживался в кресло с книжкой, принимался звонить членам клуба знатоков, коллегам, чтобы поговорить о том, о сём. Словно чувствовал скорый уход и хотел ещё раз услышать знакомые голоса.

После смерти Владимир Яковлевич был удостоен премии «ТЭФИ», на этот раз в номинации «За личный вклад в развитие российского телевидения». Игра продолжает жить, её ведёт пасынок Ворошилова – Борис Крюк.

А на могиле создателя «Что? Где? Когда?» установили памятник, сделанный по проекту участника команды знатоков – архитектора Никиты Шангина. Отполированный гранитный куб, символизирующий чёрный ящик…

«Что? Где? Когда?»

Владимир не отчаивался и продолжал придумывать новые идеи. В начале осени 1975 года он запустил в эфир очередной игровой проект под названием «Семейная викторина». Играли друг против друга две семьи, находящиеся у себя дома и отвечающие на вопросы, используя домашние книги. Но после эфира Ворошилов не удовлетворился результатом.

В 1976 году он поменял задумку, сделав викторину телевизионным молодёжным клубом «Что? Где? Когда?» с участием студентов университета. Тогда впервые на столе появился крутящийся волчок, он указывал на того, кто будет отвечать. За правильный ответ полагался приз – книга. Телезрителям программа пришлась по душе, а Владимиру Яковлевичу снова не понравилась.

И лишь в 1977 году передача вышла в новом формате, когда волчок выбирает письмо от телезрителя, а команда из шести человек в течение минуты ищет ответ на заданный вопрос. Передача оказалась успешной. В 1977 году она вышла один раз, а в 1978 году было снято целых девять эфиров. В 1979 году команду за столом стали называть знатоками и впервые воспользовались музыкальной паузой.

За последующие годы программа превратилась в одну из самых рейтинговых, популярных и любимых на советском телевидении. За битвой знатоков против телезрителей следили с таким же интересом, как за матчами хоккейной сборной СССР. Знатоки становились звёздами и по популярности уже приравнивались к актёрам кино. Ворошилов добился грандиозного успеха, при этом не прекращал эксперименты с форматом передачи.

В период развала Советского Союза «интеллектуальный клуб», где победитель получал в подарок книги, преобразовался в «интеллектуальное казино, и игра теперь пошла на деньги. Разрушилась огромная страна, а передача осталась на плаву, и в этом большая заслуга Ворошилова. В 1997 году Владимиру Яковлевичу была вручена премия «ТЭФИ» за идею и воплощение в жизнь проекта «Что? Где? Когда?».

Он был ужасный трудоголик, весь в отца. Яков Давидович всегда мечтал, что когда-нибудь изобретут таблетки, приняв которые совсем не захочется спать человеку, и тогда можно будет бесконечно работать. Таким же точно был и Владимир – вкалывал сутками напролёт. Никогда ни одна жена, семья или друзья не были для него на первом месте, только работа, а потом уже все остальные.

Личная жизнь

Личная жизнь художника была определена еще в его детстве: в 14 лет Петр познакомился с будущей женой Ольгой Суриковой – дочерью живописца Василия Сурикова. После этого 12 лет молодые люди толком не общались, пока Кончаловский не отправил девушке письмо с признанием в любви. Решение пожениться молодые приняли через 3 дня после первого свидания, и свадьба состоялась 10 февраля 1902 года.

Петр Кончаловский с женой (автопортреты)

Отношения в браке были нежными: Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.

У супругов было двое детей – дочь Наталья и сын Михаил. Их нежно любили оба родителя, хотя и старались не баловать. Петр Петрович не меньше супруги был вовлечен в процесс воспитания: он укладывал детей спать, обучал основам живописи, рассказывал сыну и дочке сказки.

Петр Кончаловский с семьей

Ольга Васильевна слыла жестким и властным человеком, но взаимоотношений с мужем это не касалось – еще до свадьбы молодые люди поклялись, что их семья будет необыкновенной. Поэтому женщина знала меру и никогда не попрекала мужа, а тот ее глубоко уважал и считал ближайшим другом и советчиком. Без одобрения жены Петр Петрович решений не принимал и советовался с ней даже по вопросам творчества.

Работы итальянского периода

Из биографии Карла Брюллова известно, что итальянский период его творчества ознаменовали многочисленные портреты. Среди них стоит отметить «Всадницу», портрет Матвея Виельгорского и Юлии Самойловой. Эти шедевры относятся именно к этому периоду. К портретной живописи Брюллов вернется снова уже по возвращению в Санкт-Петербург.

Стоит отметить, что в общей сложности художник провел в Европе более 12 лет. Но Италия его привлекала больше всего. Через несколько лет он вновь вернулся сюда. В творчестве Карла Брюллова Италия сыграла огромную роль. Во время второй поездки в страну он занялся тщательным изучением развалин древнейших городов – Помпеи и Геркуланума, которые были разрушены в ходе сильнейшего землетрясения. Художника невероятно впечатлили величественные Помпеи, погибшие от стихии. Поэтому последующие годы он изучал историю города и археологические находки. В результате кропотливой и длительной работы была написана одна из самых известных картин – «Последний день Помпеи». Многие искусствоведы сходятся во мнении, что эта работа стала вершиной творчества художника и его мастерства. Над полотном художник работал шесть лет.

В 1833 году после длительных работ Брюллов вынес на суд ценителей искусства «Последний день Помпеи». Весть о потрясающей картине гениального мастера быстро облетела все школы искусств и светские салоны. Полюбоваться творением приезжали не только знатоки, но и ценители прекрасного. Картина Брюллова выставлялась в Париже и Милане. После знакомства с ней все неизменно приходили в восторг.

Биографическая справка

Владимир Сергеевич Васильковский родился в Петрограде в 1921 году.

Отец — Сергей Владимирович Васильковский, известный ленинградский архитектор, впоследствии Лауреат Сталинской премии 1946 года, преподаватель ЛВХПУ имени В. И. Мухиной.

С 1939 по 1949 год В. С. Васильковский учился на архитектурном факультете Института имени И. Е. Репина (мастерская профессора Е. А. Левинсона). В начале войны работал над маскировками зданий Ленинграда, в эвакуации (с марта 1942-го), совместно с отцом создал проект городка нефтяников в Казахстане.

В 1949—1960 годах работал в институте «ЛенНИИпроект». В группе специалистов занимался проектированием стадиона имени Кирова, (главный архитектор — А. С. Никольский), участвовал в проектировании жилых кварталов в Ленинграде, Пушкине и других городах Советского Союза.

В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Малые формы архитектуры на городской магистрали», выполненную под научным руководством И. И. Фомина

Автор проектов реконструкции и нового строительства нескольких мостов, в т.ч. Красногвардейского, Ушаковского, Каменноостровского, Египетского, Итальянского мостов, типовых уличных фонарей для Ленинграда и Санкт-Петербурга, Телевизионной башни и здания Телецентра.

С 1955 по 2000 год преподавал в ЛВХПУ имени В. И. Мухиной на кафедре художественной керамики и стекла. Педагогический метод художника основан на равноправном творческом диалоге учителя и ученика. В. С. Васильковский и его ученики были инициаторами выставок группы художников-керамистов «Одна композиция» (1976—1986).Также в 1990- х гг .преподавал в мастерской монументальной живописи на факультете живописи в Институте имени Репина.

Автор керамических и графических серий, книжных иллюстраций, памятников Н. А. Некрасову, Г. В. Старовойтовой (соавтор), надгробий И. И. Бродскому, летчику А. Т. Севастьянову, Д. С. Лихачеву (соавтор) и других монументов. Участвовал в создании путепровода Ушаковской развязки, Колонны-маяка в Парке 300-летия Санкт-Петербурга.

С начала 1970-х жил в Санкт-Петербурге на Наличной улице, дом 36.

Скончался в 2002 году. Похоронен на кладбище посёлка Комарово.

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Определение слова «Кончаловский» по БСЭ:

Кончаловский — Максим Петрович , советский терапевт, заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1899 окончил медицинский факультет Московского университета. С 1918 профессор 2-го МГУ, с 1929 директор факультетской терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института, одновременно — научный руководитель института гематологии и переливания крови (с 1928) и заведующий терапевтической клиникой Всесоюзного института экспериментальной медицины (с 1929). Разрабатывал общие проблемы клиники: изучение «предболезненных» состояний, вопросов трудового прогноза, периодичности в течении болезней, клинических синдромов. К. принадлежат важные исследования по патологии желудочно-кишечного тракта, печени, лёгких, сердечно-сосудистой системы, кроветворной системы, ревматизму. Председатель Всесоюзного комитета по борьбе с ревматизмом (с 1928), Всесоюзного терапевтического общества (с 1931). Вице-президент Международной лиги по борьбе с ревматизмом (с 1936). Создал крупную школу терапевтов, среди представителей которой: Е. М. Тареев, А. А. Багдасаров, Б. Е. Вотчал, С. А. Гиляревский, А. Г. Гукасян и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Избр. труды, М., 1961 (библ.). Лит.: Гукасян А. Г., Максим Петрович Кончаловский и его клинико-теоретические взгляды, М., 1956. Кончаловский — Пётр Петрович , советский живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1947). Учился в академии Жюлиана в Париже (1897-98) и в петербургской АХ (1898- 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918-21) и Вхутеине (1926-29). В своих ранних произведениях К. стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству. формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916,- все в Третьяковской галерее. «Семейный портрет», т. н. сиенский, 1912, «Верстак», 1917,- оба в собрании семьи К.). После Октябрьской революции К. перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более непосредственно-реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи. основной темой полотен К. становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты К. полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929, собрание семьи К.. «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948,- оба в Третьяковской галерее). Среди портретов К. одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончаловской, 1925, Третьяковская галерея. «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями (портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, «Автопортрет», 1943, — оба в Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства К. особенно ощущается в его пейзажах «Новгородской серии» (2-я пол. 1920-х гг.) и в жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926, Русский музей, Ленинград. «Полотёр», 1946, Третьяковская галерея). К. был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Лит.: Кончаловский. Художественное наследие. Вступит. ст. А. Д. Чегодаева, М., 1964. Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, М., 1967. Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876-1956. Каталог, М., 1968. А. А. Александров. П. П. Кончаловский. Автопортрет с женой. 1923. Третьяковская галерея. Москва. П. П. Кончаловский.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: