Трудности адаптации: зрители сравнили роман «щегол» и его экранизацию

Детство и юность

Донна – старшая из двух дочерей Тейлор и Дона Тартт, родилась в декабре 1963 года в Гринвуде. Мать работала секретарем, отец – на автозаправочной станции, потом занялся политикой. Детство писательницы прошло в соседнем городке Гренада в окружении тетушек и дядюшек. Со сверстниками Донна почти не дружила, поскольку росла болезненной и редко ходила в школу, обучаясь на дому.

Писательница Донна Тартт

В 4 года девочка начала ввести дневник, к 5 годам появились первые стихи, а в 13 Донна опубликовала сонет в «Литературном журнале», издаваемом в Миссисипи. Подростком Тартт подрабатывала в местной библиотеке и запоем читала, особенно ей нравились Чарльз Диккенс и Томас де Квинси. Затем девушка стала студенткой University of Mississippi, где ее писательские таланты были замечены профессорами.

В университете Донна проучилась только год и перешла в частный колледж Беннингтон, в котором изучала классическую филологию, обогащала знания о греческой и английской литературе.

Донна Тартт в молодости

Там она подружилась с будущими известными писателями и киносценаристами Бретом Истоном Эллисом и Джилл Эйсенштадт. По окончании колледжа Тартт переехала в Нью-Йорк, начала посещать художественную школу, но вскоре поняла, что таланта к рисованию у нее нет, и бросила это занятие.

Эллис познакомил Донну со своим агентом Амандой Урбан, сотрудничество с которой продлится больше 25 лет. Благодаря деловой хватке представителя агентства International Creative Management никому прежде не известная писательница невероятно выгодно продала права на дебютный роман: $ 450 тыс. – за выпуск книги в твердой обложке, $ 510 тыс.- в мягкой и $ 500 тыс. –за публикацию за рубежом.

Стиль

Щегол — это картина в стиле тромп-л’ил, в которой используются художественные техники для создания иллюзии глубины, в частности, за счет головы, а также за счет бликов на кольцах и лапке птицы и сильных теней на оштукатуренной стене. Смелые мазки ярких цветов вверху и более светлые штрихи более тусклых цветов внизу также подчеркивают визуальный эффект. Похоже, что точка обзора находится немного ниже птицы, что позволяет предположить, что она предназначалась для установки на возвышении. Отсутствие рамы изначально также предполагает, что картина могла быть установлена ​​так, чтобы она выглядела реалистично, и, возможно, была частью более крупного собрания иллюзорных картин.

Предположение Стоун-Феррье о том, что когда-то это могло быть частью оконного косяка, частично основывается на картине, создающей иллюзию реальной сидящей птицы для прохожих, что согласуется с возвышенным местом

Она отмечает важность окон в качестве параметров изображения во время Золотого века Голландии и использование перспективных блоков для создания реалистичных интерьеров. Фабрициус использовал перспективную коробку для создания глубины в других картинах, включая «Вид на Делфт» .

Фабрициус использовал свинцово-белую краску в качестве основы для кремовой штукатурки стен, контрастируя с коричневой тенью птицы. Искусствовед Эндрю Грэм-Диксон считал , что сочетание цветов в диффузной тени предвещало некоторые из методов девятнадцатого века французских импрессионистов и пост-импрессионисты художников.

Техника trompe-l’œil известна с древних времен. Плиний рассказывал историю Зевксиса, который рисовал виноград настолько реалистично, что птицы прилетали, чтобы клевать его. Ястреб-перепелятник» Якопо де Барбари — это картина эпохи Возрождения, которая, казалось, была предназначена для создания иллюзии реальности для людей, проходящих мимо окна. Хотя некоторые современники Фабрициуса, в том числе его мастер Рембрандт , использовали похожие эффекты, изображение одной птицы является минималистской версией жанра, а простота дизайна в сочетании с техникой перспективы в «Щегле» уникальна среди картин голландцев. Золотой век . Фабрициус ранее экспериментировал с trompe-l’œil с реалистичным гвоздем, который, кажется, торчит из его Портрета Авраама де Поттера 1649 года .

Историк искусства Вильгельм Мартин (1876–1954) считал, что Щегла можно сравнить только с натюрмортами с куропаткой и рукавицами, написанными Якопо де Барбари в 1504 году, более чем на сто лет раньше. Сама птица была создана широкими мазками, с небольшими последующими исправлениями ее контура, в то время как детали, включая цепочку, были добавлены с большей точностью. Стиль Фабрициуса отличается от типичной светотени Рембрандта тем, что он использует холодный дневной свет, сложную перспективу и темные фигуры на светлом фоне, хотя он сохраняет некоторые приемы своего мастера, такие как использование кончика кисти, чтобы царапать линии через густую краску.

Донна Тартт сейчас

Еще в 2014 году права на экранизацию «Щегла» приобрели кинокомпании RatPac Entertainment и Warner Bros. Однако о начале съемок долго не было известий. В 2017-м к «Уорнер Бразерс» присоединилась Amazon. Компания согласилась профинансировать третью часть бюджета фильма в $ 40 млн при условии, что она займется продвижением картины на потоковых сервисах, а Warner Bros, соответственно, прокатом в кинотеатрах.

Донна Тартт в 2018 году

Постановочную часть доверили автору мелодрамы «Бруклин», обладателю премии Британской киноакадемии Джону Кроули. Продюсировать картину взялись еще один лауреат BAFTA Нина Джейкобсон и Брэд Симпсон, известный по фильмам «Парни не плачут» и «Американская история ужасов».

И только в 2018 году стало известно, что съемки драматической киноленты, наконец-то, начались. С кастом тоже были сложности. Велись переговоры с Джулианной Мур, Рэйфом Файнсом и Лиамом Нисоном. В итоге роли распределены между Энселем Эльгортом, Сарой Полсон, Николь Кидман, Эми Лоуренс.

Экранизация книги Донны Тартт «Щегол»

Автору романа, по мотивам которого снимается фильм, выплачено $ 3 млн. Потрясающую по литературным меркам сделку провернула агент Донны Аманда Урбан. К удивлению коллег, после этого писательница расторгла с ней контракт. Недовольство Тартт вызвано тем, что она не получила возможность написать сценарий или стать продюсером картины. Адаптацию произведения сделал Питер Страуган, сценарист сериала «Волчий зал», снятого по романам Хилари Мэнтел.

Интересы Донны теперь представляет Николь Араги, продвигающая творчество Джуно Диаса и Джонатана Сафрана Фоера.

Литература

На счету Донны Тартт пока всего лишь 3 романа, 4 рассказа, несколько документальных очерков и аудиокниг, при том что творить по-настоящему она начала еще в середине 80-х. В 1991 году увидело свет 850-страничное сочинение под названием «Тайная история». Роман, на который писательница потратила 10 лет, сразу стал бестселлером. Первые 5 млн экземпляров разошлись за считанные дни. Книга переведена на 24 языка.

Писательница Донна Тартт

Спустя несколько лет за экранизацию произведения взялся трехкратный номинант на «Оскар», постановщик драмы «Убить пересмешника» Алан Пакула. Работа над фильмом затянулась, в 1998 году режиссер трагически погиб, не реализовав задумку.

В книге прослеживаются элементы распространенного в американской прозе жанра «университетский роман». Это вполне объяснимо, поскольку Тартт писала первые строки, будучи сама представительницей молодого поколения студентов колледжа. Потому так тщательно, со знанием дела прописаны кампусы, детали учебного процесса главной героини, изучающей эпоху Античности.

Книги Донны Тартт «Тайная история», «Маленький друг» и «Щегол»

Есть в романе и детективная линия, когда в середине повествования происходит убийство. Но изюминка всей истории в том, что читатель с самого начала в курсе, что совершено преступление, и погружается в напряженные сцены размышлений, метаний героев между долгом дружбы и совестью.

В романе «Маленький друг» Донна обратилась к истории американского Юга середины 20 века. В центре сюжета – девушка, пытающаяся раскрыть убийство брата, случившееся много лет назад. После гибели сына родители расстаются, героиню Харриет воспитывают родственники. Всю жизнь она одержима мыслью отомстить неведомому убийце, к поискам которого привлекает друга детства. Идея ни к чему хорошему не приводит.

Донна Тартт

По мнению рецензентов, у Тартт получился экшн с невероятными поворотами сюжета, яркими персонажами, сложной личностью главной героини и точно переданной атмосферой маленького городка 60-х. После публикации писательница сказала, что у нее готового материала хватит еще на 5 книг.

В 2013 году опубликован «Щегол». В романе используется уже испытанный прием – случившаяся в прошлом трагедия. Речь идет о подростке Теодоре, который вместе с мамой попал в эпицентр теракта в Метрополитен-музее.

Донна Тартт читает книгу «Щегол»

Выполняя просьбу умирающего посетителя спасти полотно 17 века, мальчик выносит, а, по сути, крадет произведение искусства. Через 14 лет Тео пытается разгадать, есть ли связь между спутницей погибшего старика, которую он видел в тот трагический день в музее, и картиной.

Издательство, предваряя выход книги, описало ее как историю взаимоотношений молодого человека, пережившего гибель матери, терзаемого чувством вины, и властью, которая втягивает его в реальный мир преступности и коррупции.

Обратите внимание:

→Некоторые недобросовестные интернет-галереи или мастерские, выкладывают фото наших художников, а также выполненных работ, выдавая их за свои, вводя тем самым в заблуждения заказчиков. Проверяйте информацию о художниках. →В большинстве предложений, «мастерские» печатают живопись на холсте и подкрашивают красками, выдавая такой «шедевр» за ручной труд. Чтобы этого избежать, требуйте фотофиксацию поэтапного ведения работы. →Небольшая цена за огромный формат, короткие сроки исполнения, явно указывают это раскрашенный «принт»! →Анонимность художника, отсутствие портфолио выполненных картин, с обещаниями работы «музейного качества», гарантирует одно, что это будет печать под видом «настоящей ручной работы». →Если вы заказали копию ручной работы в мастерской, где есть услуга печать на холсте, ожидая что вам её напишет художник, результат будет один, её распечатают и поверх печати распишут красками, а заплатите как за «настоящую живопись» ручной работы. →Низкая цена копии картины, указывает на исполнение непрофессиональным художником.

Рубенс и его «Венера»

Питер Пауль Рубенс творил, как бы теперь сказали, в стиле «бодипозитива». На сюжет из «Метаморфоз» Овидия он написал несколько полотен. Одно из них хранится у нас в Эрмитаже. Версия, представленная в Метрополитен, достаточно сильно отличается. Венера такая же пышнотелая и так же жаждет отдать себя простому смертному, в которого влюбилась без памяти. Но Адонис — нет, его явно больше манит охота. И собаки уже устремлены вперед, вытянулись, будто чуют добычу. Кажется: залают — и оттолкнет Адонис богиню, к бедру которой протянул было руку.

Питер Пауль Рубенс, «Венера и Адонис». 1630 г.

Где прятали Рубенса? Российские музеи находят у себя редкие шедевры →

Жан Луи Давид и его Сократ

Жан Луи Давид — тот самый случай, когда политика и искусство оказываются вещами совместимыми. Сперва он стал соратником Робеспьера и Марата, без колебаний отдал свой голос за казнь Людовика XIV. Что не помешало ему через некоторое время так же пылко поддерживать ставшим императором Наполеона и заслужить звание «первого художника Франции». Его полотна играли ту же роль, что агитплакаты Маяковского после революции. Вроде, искусство, однако очень идеологизированное. И сюжет для полотна «Смерть Сократа» он выбрал неслучайно. Несправедливо осужденный Сократ предпочел выпить чашу с ядом, а не оправдываться перед врагами. Он обращается к ученикам с прощальным словом, а рука уже тянется к чаше. Но — застыла в нескольких миллиметрах. Увлеченный общением с учениками, он будто забыл о смерти. По замыслу Давида, французы, глядя на это полотно, должны были укреплять свой дух и идти до конца в борьбе, не страшась смерти.

Жак Луи Давид, «Смерть Сократа». 1787 г.

В чем необычность «Щегла»

К светлой, голой стене прикреплен птичий насест. На верхней перекладине сидит щегленок. Он — птичка невольная. К его лапке прикреплена цепочка, которая не даёт ему как следует взлететь.

Щеглы были излюбленными питомцами в Голландии в XVII веке. Так как их можно было обучить пить воду, которую они зачерпывали маленьким ковшиком. Это развлекало скучающих хозяев.

«Щегол» Фабрициуса принадлежит к так называемым картинам-обманкам. Они были очень популярны в то время в Голландии. Это было тоже развлечением для владельцев картины. Поражать ее 3D-эффектом своих гостей.

Но в отличие от многих других обманок того времени, у работы Фабрициуса есть одно существенное отличие.

Посмотрите на птичку в приближении. Что необычного вы в ней видите?

Карел Фабрициус. Щегол (фрагмент). 1654 г. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

Широкие, небрежные мазки. Они как бы не до конца прорисованы, что создаёт иллюзию оперения.

В некоторых местах краска слегка растушевана пальцем, а на головке и грудке лежат еле различимые пятна сиреневатой краски. Все это создаёт эффект расфокусировки.

Ведь птичка по идее живая, и почему-то Фабрициус решил написать ее не в фокусе. Как будто птичка шевелится, и от этого изображение слегка размазывается. Чем Вам не импрессионизм?

Но о фотокамере тогда не знали и о таком эффекте снимка тоже. Однако художник интуитивно почувствовал, что это сделает изображение более живым.

Это очень отличает Фабрициуса от его современников. Особенно специализировавшихся на обманках. Они, наоборот, были уверены, что реалистичное — значит четкое.

Посмотрите на типичную обманку художника Ван Хогстратена.

Сэмюэл Ван Хогстратен. Натюрморт-обманка. 1664 г. Художественный музей Дордрехта, Нидерланды

Если мы приблизим изображение, четкость останется. Все мазки спрятаны, все предметы выписаны тонко и очень аккуратно.

От читателя — к зрителю

Сравнение первоисточника с экранизацией нередко заканчивается почти что общепризнанной истиной: «Книга лучше». Читатели сравнивают всё: от композиционной структуры литературного произведения и его экранизации до актёрского состава.

Читательская аудитория «Щегла», как и поклонники «Властелина Колец», «Гарри Поттера», романов Джейн Остин, Харпер Ли и прочих, с нетерпением ждала премьеры фильма. И, как и следовало ожидать, успевшие посмотреть картину Краули разделились во мнениях.

Некоторые зрители убеждены, что экранизация не получилась, поскольку в ней неверно интерпретированы акценты книжного «Щегла». 

«Стандартная рецензия на «Щегла»: роман — это прекрасно написанная история о скорби, воспоминаниях и травме, но фильм уделяет слишком много внимания травме, скорби и воспоминаниям, так что он мне не нравится, одна звезда из пяти», — иронизирует одна из пользовательниц Twitter.

Другие полагают, что кинематографисты не смогли справиться со сложностями, возникшими в процессе адаптации книги в сценарий. Некоторые зрители сошлись во мнении, что экранное действие (в пику продуманной сюжетной структуре романа) вышло излишне затянутым.

Впрочем, некоторые зрители напоминают: фильмы по книгам редко получаются стоящими.

«Ни капли не удивлён, что экранизация «Щегла» не удалась… назовите хоть одну хорошую адаптацию такого же длинного произведения?» — интересуются в Twitter.

Однако кому-то из числа поклонников Тартт экранизация пришлась по вкусу. Эти зрители полагают, что фильм можно критиковать только вследствие незнания текста книги.

Для многих важным критерием при сопоставлении романа и экранизации стал кастинг. У читателей были свои ожидания относительно подбора актёров, которые во многом оправдались. Несмотря на то что «некоторые аспекты романа были странным образом проигнорированы», актёрский состав подобран практически безупречно, считают читатели. 

Описание

До реставрации 2003 г.

Щегол — это картина маслом на панели размером 33,5 на 22,8 см (13,2 на 9,0 дюйма), которая сейчас находится в коллекции Маурицхёйса в Гааге , Нидерланды. Детали его физической структуры стали известны, когда он был восстановлен в 2003 году. Поскольку краска на основе свинца ограничивала эффективность традиционных рентгеновских лучей и инфракрасного излучения , главный реставратор Йорген Вадум использовал компьютерный томограф, чтобы в цифровом виде удалить слой краски и посмотреть, что находится под ним. Панель, на которой она нарисована, имеет толщину 8–10 миллиметров (0,31–0,39 дюйма), что нетипично для небольшой картины и указывает на то, что раньше она могла быть частью большего куска дерева. Доказательством этого являются остатки деревянной булавки, свидетельствующие о том, что оригинальные доски были соединены дюбелями и клеем. До того, как картина была обрамлена, у картины была 2-сантиметровая черная рамка, к которой позже была прикреплена позолоченная рамка с помощью десяти гвоздей, расположенных на одинаковом расстоянии. Гвозди не доходили до задней части панели, поэтому нет никаких доказательств обратной стороны изображения. Рамку впоследствии удалили, оставив только остаточную полосу зеленоватого соединения меди. Затем Фабрициус расширил белый фоновый пигмент до правого края, перекрасил подпись и добавил нижний окунь. Наконец, оставшиеся черные края были закрашены белым.

На задней стороне панели есть четыре отверстия для гвоздей и шесть других отверстий в верхней части, что предполагает два различных метода подвешивания панели в разное время. Историк искусства Линда Стоун-Ферье предположил , что панель может быть либо прикреплена к внутренному косяку окна или была шарнирным защитным чехлом для другого настенным картины.

Во время консервации было обнаружено, что на поверхности картины были многочисленные небольшие вмятины, которые, должно быть, образовались, когда краска еще не была полностью высохла, поскольку не было трещин. Не исключено, что легкие повреждения были нанесены взрывом, убившим его создателя. Во время реставрации был удален старый желтый лак и сохранены исходные тона, описанные искусствоведом Теофилем Торе-Бюргером в 1859 году как mur blême и lumineuse couleur («бледная стена» и «яркий цвет»).

Культурные ссылки и выставки

Щегол играет центральную роль в одноименном романе американского писателя Донны Тартт в 2013 году . Главный герой романа, 13-летний Теодор «Тео» Декер, выжил в результате теракта в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в результате которого погибла его мать. Покидая здание, он берет с собой картину Фабрициуса, часть выставки Золотого века Голландии, и большая часть остальной части книги основана на его попытках скрыть картину, ее краже и возможном возвращении.

«Девушка с жемчужной сережкой» работы Вермеера ( ок.  1665 г. ) участвовала в кругосветном путешествиикартин Маурицхёйса в 2013–2014 годах.

Книга получила Пулитцеровскую премию 2014 года за художественную литературу и имела коммерческий успех, продажи достигли почти 1,5 миллиона вскоре после награждения. Обложка книги сама по себе является trompe l’oeil, картиной, видимой сквозь иллюзорный разрыв на бумаге. На самом деле картина никогда не выставлялась в Метрополитен-музее, хотя по совпадению в день публикации романа в нью-йоркском Frick Collection открылась выставка, в том числе «Щегол ». Приблизительно 200 000–235 000 человек посетили выставку Фрика, несмотря на минусовые температуры, и 13 000 человек присоединились к музею, что в четыре раза увеличило его базу подписчиков.

Выставка Фрика 2013–2014 гг. Была частью мирового турне избранных картин Золотого века из Маурицхейс во время его двухлетнего закрытия для ремонта галереи стоимостью 25 млн фунтов стерлингов, с предыдущими показами в Токио, Кобе , Сан-Франциско , Атланте и Нью-Йорке. , и заканчивая посещением Болоньи . Выставку в Токио посетили миллион человек, что сделало ее самым посещаемым мероприятием в году. До огласки романа Донны Тартт « Девушка Вермеера с жемчужной сережкой» обычно выделялась как главная достопримечательность выставки.

Книга Тартта была адаптирована как фильм 2019 года производства Warner Bros и Amazon Studios , режиссер Джон Кроули , с Анселем Элгорт и Николь Кидман в главных ролях . Другие культурные отсылки к Щеглу включают абстрактно-экспрессионистскую интерпретацию американской художницей Хелен Франкенталер картины 1654 года под названием « Птица Фабрициус » в 1960 году и стихотворение американского поэта Морри Крича «Щегол» 2010 года, которое включает строку «Ты смотришь / из скромного trompe l’oeil рай, которого мы не разделяем «.

Щегол был одним из восьми шедевров Маурицхейс, изображенных на серии марок стоимостью 1,00 евро, выпущенных в 2014 году голландской почтовой службой PostNL в ознаменование открытия музея. Он также фигурировал в серии марок 2004 года с изображением произведений Фабрициуса.

Художник

Автопортрет Фабрициуса ок.  1645

Карел Питерс Фабрициус родился в 1622 году в Мидденбемстере в Голландской республике . Сначала работал плотником. Его отец и его братья Барент и Йоханнес были художниками, и, хотя формально не было художественного образования, способности Фабрициуса позволили ему занять место в студии Рембрандта в Амстердаме . Переезд в Амстердам произошел в 1641 году, в том же году Фабрициус женился на своей первой жене, происходившей из обеспеченной семьи. После ее смерти в 1643 году он вернулся в Мидденбимстер, где жил до начала 1650-х годов, а затем в Делфт , где он вступил в Гильдию Святого Луки в 1652 году.

Фабрициус умер в возрасте 32 лет, застигнутый 12 октября 1654 года, в результате которого погибло не менее 100 человек и разрушена четверть города, включая его студию и многие из его картин. Известно, что немногие из его работ сохранились. По словам его биографа, Арнольда Хубракена , ученик Фабрициуса Маттиас Спурс и церковный дьякон Саймон Деккер также погибли в результате взрыва. Щегол был написан в год смерти Фабрициуса.

Работы Фабрициуса были хорошо оценены его современниками, и его стиль оказал влияние на других известных голландских художников того периода, включая Питера де Хоха , Эмануэля де Витте и Йоханнеса Вермеера . Вермеер, который также жил в Делфте, в частности, использовал похожие бледные изношенные стены, освещенные ярким солнечным светом, и было высказано предположение, что он был учеником Фабрициуса, хотя реальных доказательств этого утверждения нет.

Ян Вермеер и его «Женщина»

Полотен Фабрициуса в Метрополитен нет. Зато там есть работы его ученика — Яна Вермеера. Вермееру судьбой уготовано было стать художником — его отец занимался торговлей шелками и картинами. Вермеер и сам стал отменным художником и ткани на всех своих картинах выписывал с особой любовью. Взгляните на его «Молодую женщину с кувшином воды». Сюжет невероятно прост. Но как выписаны детали! Можно разглядывать и шляпки гвоздей в спинке стула, и сложную фактуру покрывала на столе (покрывало вместо обычной полотняной скатерти — признак зажиточности семьи), и горящую медь кухонной утвари. И даже стена не белая — в ней художник соединил множество оттенков, до миллиметра выверив каждый штрих и нюансы падения света.

Ян Вермеер, «Молодая женщина с кувшином воды», 1660-1662 гг.

Ян Вермеер. Картины и биография →

Биография писателя

Донна Луиза Тартт появилась на свет в 1963 году в штате Миссисипи, в небольшом городке под названием Гринвуд. Первые попытки на литературном поприще Донна стала делать в пять лет, а уже в тринадцать вышла в свет ее первая публикация в » Литературном обозрении Миссисипи». В 1982 году Донна Тартт поступила в Университет Миссисипи. Донна была настолько талантлива, что многие преподаватели Университета считали, что она опережает по писательскому мастерству многих выпускников университета. Один из преподавателей Донны посоветовал ей продолжить обучение вВердмонском колледже по специализации » свободное искусство». Тартт прислушалась к совету своего преподавателя и перевелась в Беннингтон.

Личная жизнь

Одно из правил жизни Тартт гласит, что написанием книг занимаются одиночки. Возможно, поэтому у нее нет детей и мужа, или сыграл роль еще один факт биографии – тяжело пережитый развод родителей. А судьба домохозяйки, как сказала Донна в интервью изданию Esquire, самый страшный кошмар, который она может себе представить.

Донна Тартт

К счастью, автору бестселлеров пока удается избегать слухов о нетрадиционной ориентации, которые, как правило, возникают вокруг женщин, избегающих тесного общения с мужчинами.

Когда Донну спрашивают, планирует ли она вообще завести семью, писательница отвечает по-французски «Je ne vais jamais me marier», что означает «Я никогда не выйду замуж». Как утверждает ряд американских сайтов, в юности у Тартт был роман с Бретом Эллисом, но никто из них не делал официальных признаний.

Донна Тартт и ее собака

Сейчас компанию Донне на ранчо в Вирджинии составляет собака по кличке Лютер. Да и в дружбе в сочетании с приключениями, по ее словам, больше тем для произведений, чем в романтических чувствах.

Фото стройной брюнетки (рост Донны – 173 см, вес – 58 кг), предпочитающей выглядеть строго и элегантно, изредка появляются на страницах изданий и в Интернете. Тhe Guardian в 2013 году включил Тартт в десятку самых стильных людей планеты. Сама писательница соцсети не жалует, верифицированных страниц в «Инстаграме» и «Фейсбуке» не ведет.

Ван Гог и его кипарисы

Кипарисами художник был буквально одержим — особенно в периоды психического расстройства, которые накатывали на него волна за волной. Вот и это «Пшеничное поле с кипарисом» он написал, находясь в лечебнице для душевнобольных Сен-Поль-де-Мозоль. Он смотрел из окна клиники и писал то, что видит: пшеничное поле — густое, волнами; небо, тоже густое, осязаемое (он выписал его цинком, не белилами); матовые оливковые деревья и взмывающий свечой к этому густому небу кипарис. Позже, когда художнику стало лучше и ему разрешили выходить, он закончил картину уже на пленере. Всего он сделал несколько копий. Одну из них он послал в подарок матери и сестре. В 1993 г., сменив энное количество владельцев, кипарис оказался в Метрополитен-музее — последний владелец запросил за полотно 57 млн. долл. Такие деньги самому Ван Гогу не могли привидеться даже в горячечных снах.

Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле с кипарисом», июль 1889 г.

Жёлтый мир. Почему в полотнах Ван Гога преобладают определённые цвета →

Интересные факты

  • Роман «Маленький друг» награжден призом крупного британского ритейлера WH Smith, распространяющего прессу, книги и канцелярские товары. Более 200 лет назад компания ввела в экономику понятие «сеть магазинов».
  • На гонорар за книги Донна купила дорогой автомобиль «Лэнд Ровер», но водить так и не научилась.
  • Любимый аромат писательницы – запах горячего асфальта.

Донна Тартт

  • Тартт любит винтажный стиль в одежде и не чурается приобретать предметы гардероба на блошином рынке.
  • Роман «Щегол» написан под впечатлением от уничтожения талибами гигантских статуй Будды в Бамианской долине Афганистана в 2001 году. Произведение удостоено Пулитцеровской премии.
  • Роман «Таинственная история» номинирован на Orange Fiction Prize for Property, одну из самых престижных в англоязычном мире премий за литературное произведение, написанное женщиной.

Предмет

А Европейский щегол (Carduelis carduelis)

На картине изображен в натуральную величину. Европейский щегол (Carduelis carduelis) на кормушке — контейнер синего цвета с крышкой, заключенный в два деревянных полукольца, прикрепленных к стене. Птица сидит на верхнем кольце, к которому ее лапа привязана тонкой цепочкой. Картина подписана и датирована «С фабритивс 1654» внизу.

Щегол — широко распространенная и обычная птица, питающаяся семенами, в Европе, Северной Африке, а также в Западной и Центральной Азии. Как красочный вид с приятной щебечущей песней и связанной с ней верой в то, что она приносит здоровье и удачу, он был одомашнен не менее 2000 лет.Плиний записал, что его можно научить трюкам, а в 17 веке стало модным обучать щеглов черпать воду из миски с миниатюрным ведром на цепи. Голландское название картины — прозвище птицы. путтертье, который относится к этому обычаю и является уменьшительным эквивалентом слова «черпать воду», старого Норфолк название для птицы.

Щегол часто появляется на картинах не только из-за его красочного внешнего вида, но и из-за его символического значения. Плиний связывал птицу с плодородием, а присутствие гигантского щегла рядом с обнаженной парой в Сад земных наслаждений триптих более ранним голландским мастером Иероним Босх возможно, относится к этой вере.

Около 500 эпоха Возрождения На религиозных картинах, в основном итальянских художников, изображена птица, в том числе Леонардо да Винчи Мадонна Литта (1490–1491), Рафаэля Мадонна Щегла (1506) и Пьеро делла Франческа Рождество (1470–1475) В Средневековый Христианство, ассоциация щегла со здоровьем символизирует Искупление, и его привычка питаться семенами колючего чертополохвместе с его красным лицом предвещали распятие Иисуса, где птица предположительно была забрызгана кровью при попытке удалить терновый венец. Многие из этих религиозных картин были созданы в середине четырнадцатого века, в то время как Черная смерть пандемия охватили Европу.

В чем особенность Фабрициуса

Фабрициус учился в Амстердаме у Рембрандта 3 года. Но быстро выработал собственную манеру письма.

Если Рембрандт предпочитал писать светлое на темном, то Фабрициус писал темное на светлом. «Щегол» в этом плане — типичная для него картина.

Особенно эта разница между учителем и учеником заметна в портретах, по качеству которых Фабрициус не уступал Рембрандту.

Слева: Карел Фабрициус. Автопортрет. 1654 г. Национальная лондонская галерея. Справа: Рембрандт. Автопортрет. 1669 г. Там же.

Рембрандт не любил дневного света. И создавал собственный мир, сотканный из ирреального, волшебного свечения. Фабрициус же отказался писать в такой манере, предпочитая солнечное освещение. И воссоздавал он его очень умело. Достаточно взглянуть на «Щегла».

Этот факт о многом говорит. Ведь когда ты учишься у великого мастера, всеми признанного (ещё тогда признанного), у тебя большой соблазн копировать его во всем.

Так и поступали многие ученики. Но не Фабрициус. Эта его «строптивость» говорит лишь об огромном таланте. И о желании идти своим путём.

Об ученике Рембрандта – Кареле Фабрициусе

Родившийся почти 400 лет назад Карел Фабрициус (годы жизни 1622-1654) знаменит не только работами, но и тем, что он был наиболее сильным учеником великого Рембрандта. До нашего времени дошли лишь 17 картин мастера. Столь ограниченное количество работ художника легко объяснимо, поскольку 32 -летний Карел Фабрициус погиб в своей мастерской, в голландском Делфте. На окраине города взорвались пороховые склады, вследствие чего треть города взлетела на воздух. Вместе с художником погибло часть его наследия, находившаяся в мастерской.

В момент взрыва Карел Фабрициус работал над портретом дьякона местной церкви, который погиб вместе с ним и которого звали Симон Декер — однофамилец героя книги Донны Тартт.

Камера-обскура

Карел Фабрициус вместе с другими учениками Рембрандта был увлечен оптическими иллюзиями и эффектами обмана зрения. Он изучал законы перспективы и осваивал новейшие изобретения — телескоп и камеру-обскуру.

В настоящее время Фабрициус считается одним из самых значительных голландских мастеров, в XVII же веке он был живописцем второго ряда популярности. Он не был моден, жил от продажи одной картины до продажи следующей (не мог сразу заплатить 12 гульденов за членство в гильдии святого Луки и ему понадобились два платежа). Однако и не был он и вовсе безвестен – какое-то время он работал для королевской четы Оранских.

Роман Щегол Донны Тартт повысил внимание к работам Фабрициуса в мире, из собрания Пушкинского музея в том числе. “Щегол” Карела Фабрициуса в собрании Королевской галереи Маурицхейс (Гаага, Нидерланды)

1654

“Щегол” Карела Фабрициуса в собрании Королевской галереи Маурицхейс (Гаага, Нидерланды). 1654

Секрет Фабрициуса, о котором не принято говорить

А теперь я расскажу то, о чем искусствоведы не любят говорить.

Возможно, секрет невероятной жизненности птички кроется в том, что Фабрициус был… фотографом. Да, фотографом XVII века!

Как я уже писала, Фабрициус написал щегла крайне необычно. Реалист изобразил бы все очень четко: каждое перышко, каждый глазик.

Зачем художник добавляет фото-эффект в виде частично размытого изображения? ⠀⠀ Я поняла, почему он это сделал, посмотрев фильм Тима Дженисона «Вермеер Тима» 2013 года.

Инженер и изобретатель разгадывал технику, которой владел Ян Вермеер. Об этом я писала более подробно в статье о художнике «Ян Вермеер. В чем уникальность мастера». ⠀⠀ Но что относится к Вермееру, то применимо и к Фабрициусу. Ведь тот однажды из Амстердама переехал в Делфт! Город, в котором жил Вермеер. Скорее всего, последний и научил нашего героя следующему. ⠀⠀ Берет художник линзу и размещает ее позади себя, чтобы в ней отражался нужный объект. ⠀⠀ Сам художник на самодельном штативе улавливает зеркальцем отражение в линзе и держит это зеркальце перед собой (между своими глазами и холстом). ⠀⠀ Подбирает цвет такой же, как в зеркале, работая на границе между его краем и холстом. Как только цвет четко подобран, то визуально граница между отражением и холстом исчезает. ⠀⠀ Потом зеркальце чуть сдвигается и подбирается цвет другого микро-участка. Так переносились все нюансы и даже расфокусировка, возможная при работе с линзами.

По сути Фабрициус был… фотографом. Он перенёс на холст проекцию линзы. Он НЕ выбирал цвета. НЕ выбирал формы. Но виртуозно работал с инструментами! ⠀⠀ Искусствоведы не любят эту гипотезу. Ведь столько сказано о гениальном колорите (который художник не выбирал), о созданном образе (хотя это образ реальный, досконально переданный, как будто сфотографированный). Никто не хочет брать свои слова обратно.

⠀ Однако не все скептично относятся к этой гипотезе.

Знаменитый современный художник Дэвид Хокни также уверен, что многие нидерландские мастера пользовались линзами. И Ян Ван Эйк писал свою «Чету Арнольфини» именно так. И уж тем более Вермеер с Фабрициусом.

Но это нисколько не умаляет их гениальности. Ведь такой метод предполагает выбор композиции. И с красками нужно мастерски работать. И волшебство света не каждому под силу передать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: