↑ Первые самостоятельные работы
Художник Антропов работал в стиле барокко, это стиль был популярен в те годы, однако, уже в своих ранних работах он вносил в свои произведения черты реализма, чем во многом опередил свое время.
Первой самостоятельной работой Антропова становится роспись храма, построенного в честь Андрея Первозванного. Храм этот был построен в Киеве. Особенно выделяется фреска «Тайная вечеря», которая сочетает в себе как традиции итальянской живописи эпохи Возрождения, так и традиции русской иконописи.
В 1752 году художник приезжает в Москву, где происходит его знакомство с покровителем искусств Иваном Шуваловым. Благодаря своим талантам и покровительству мецената, Антропов становится преподавателем «живописного мастерства» при Московском государственном университете. Позже он переезжает в Петербург, где основывает собственную частную школу живописи.
Этот период становится самым плодотворным в жизни художника: именно в эти годы он пишет наиболее известные свои портреты влиятельных людей того времени. Художник прожил долгую жизнь, он скончался в 1795 году и был погребен в Петербурге, в Александро-Невской лавре.
Театр
На подмостках ЦТКА, известного ныне как театр Российской армии, Петров провёл две трети своей жизни. Прекрасные гены вкупе с врождённой работоспособностью и тонким творческим чутьём позволили ему максимально реализоваться как театральному артисту. Казалось, что Андрею Алексеевичу подвластен любой материал: от суровых комдивов до прекраснодушных романтиков и отъявленных кутил.
Одних спектаклей Петрову, обладателю колоссальной энергии, явно не хватало. Начиная с 60-х годов он весьма успешно показал себя в режиссуре, выпустив несколько постановок в Москве и Ленинграде. В начале 70-х его фамилия появилась в списке педагогов ВГИКа, где накопленным опытом актёр щедро делился с молодёжью.
После революции
После 1917-го Петров-Водкин в числе прочих занимался реорганизаторской работой художественных учебных заведений в Петрограде. В начале 1918 года стал профессором живописного отделения сначала академии, затем свободных мастерских. Названия менялись ещё не раз, но художник здесь задержался до 1932 года, параллельно преподавал на прочих курсах, в том числе сценических постановок. Работа не давала в полной мере заниматься собственной живописью, в письме матери художник жаловался, что профессорство и болтовня отнимали всё время.
Но именно в эти годы появляются натюрморты Петрова-Водкина, картины на военную тему, особенно яркий автопортрет, переосмысление темы красного коня в картине под названием «Фантазия» (1925).
В 1921 году с группой специалистов побывал в Самарканде, впоследствии красотой и впечатлением сравнив узбекское великолепие с Северной Африкой. Ему не хватало времени, чтобы набросать всё, что восхитило. Родилась тут, а впоследствии воплотилась в жизнь идея книги «Самаркандия».
Лучшие произведения
Художник Петров–Водкин, биографию которого мы рассмотрели выше, был очень талантлив.
- «Купание красного коня» – это самая известная работа Петрова-Водкина. Сюжет, ракурс и стиль – все необычно и ярко. Вдохновением для написания полотна Кузьме послужили древнерусские иконы, именно поэтому все фигуры на картине вытянуты и выполнены в непривычном развороте.
- «Сон» – наиболее скандальная картина художника. Нельзя сказать, что самая яркая, но именно благодаря этому полотну фамилия Петрова-Водкина не сходила с уст интеллигентных граждан более полугода. Картина для того времени была слишком откровенная, и не все ее смогли оценить по достоинству.
- «Портрет Анны Ахматовой». Художнику очень нравилось творчество поэтессы, стихи которой читали на любом собрании в любой компании. Но как человек, Анна живописцу не нравилась никогда. Ее портрет, несмотря на самобытность, пронизан холодом и отчуждением, хотя и выполнен с достоверной точностью.
Обучение
Биография Петрова-Водкина удивительна: как такой необразованный человек смог добиться таких высот? Это можно объяснить только упорной работой над собой, ведь, как известно, ремесленники и их дети очень усердны.
Свое начальное образование Кузьма получил в приходской школе. Это были всего четыре класса, где мальчик познал азы арифметики и научился писать. Знакомство с живописью произошло в церкви. Именно там Кузьма познакомился с иконописцами и стал активно копировать их работы, а также создавать собственные творческие произведения.
Занятия живописью никто не воспринимал всерьез: ни будущий художник, ни его родители. Поэтому в 15 лет Кузьма собрал вещи и поехал поступать в железнодорожное училище. Переезд в Самару был довольно затратный, да и возвращаться домой юноше не хотелось, поэтому после провала на экзамене Кузьма поступает в живописный класс Ф. Бурова
Здесь трудолюбивый юноша осваивает азы реалистического искусства, большое внимание уделяет изучению литературы. По окончании начального образования, благодаря удачной судьбе, Кузьма поступает в Петербургское училище рисования
Именно здесь, в классах В. Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника.
Натюрморты
Этот отдельный, можно сказать, цикл явно складывался годами.
Тут нет хрусталя и фарфора, но зато как сияют пузатые бока самовара, как ломится стол от угощенья с ароматной покрытой золотистой корочкой выпечкой. Краснеют ягоды в лукошке, поставленном в высокую зеленую траву, и чья-то рука положила рядом нехитрый букетик полевых цветов из ромашек и колокольчиков. Пышный букет из веток сирени в круглой прозрачной вазе также рассказывает нам о людях, которые вносят в свой дом простую, естественную прелесть природы. Они не проходят мимо нее, не глядя.
Художник В. Жданов любит свою страну во всех ее проявлениях и умеет донести свою любовь до зрителя. Говоря о России с любовью, он не скрывает своего восхищения и невольно учит нас беречь ее красу в большом и малом.
Исследование люминесценции
Ученый уделял огромное внимание изучению проблем свечения тел, детально исследуя явление фотолюминесценции и хемилюминесценции. При этом он четко разделял эти два понятия
В первом случае речь шла о свечении, возникающем посредством подводимой энергии света, а во втором за счет химических трансформаций в теле.
Петров стал первым применять с целью изоляции проводов сургуч, а для многожильной проводки использовал специальное изоляционное покрытие. Оно состояло из шелковой нити или медной проволоки, покрытой небольшим восковым слоем. Ученый одним из первых на планете применил параллельное соединение проводников, что позволило добиться более сильного действия. Именно Петрову принадлежит самое раннее описание электрической дуги, которая появляется во время сближения двух угольков, имеющих соединение с источником тока. Вот так он описывал этот опыт:
Электрическая дуга между угольными электродами
По мнению ученого, появление свечения в воздухе между углями продиктовано тем, что этот материал плохо проводит электричество. Электроны, текущие по угольному проводнику, встречают огромное сопротивление со стороны мелких частиц вещества, что сильно затормаживает их движение. Энергия электронов переходит к проводнику, при этом его температура повышается. Больше всего нагреваются соединенные концы углей (свыше тысячи градусов), так как здесь электроток встречает наибольшее сопротивление. В результате возникает яркое свечение. Воздух между углями также сильно нагревается и в таком состоянии начинает проводить электричество, поэтому, даже если угольки немного отдалить друг от друга ток не прекратится.
Это открытие не вызвало большого энтузиазма в научных кругах, а многие европейские коллеги могли и вовсе не знать о нем из-за отсутствия перевода. Несмотря на отсутствие признания, Петров остался верен себе и глубоко изучил свойства дуги, обнаружив возможность ее использования для освещения, а образующуюся высокую температуру для сварки различных металлов.
К подобным выводам несколько позже пришел английский физик Гемфри Дэви, который доложит результаты своих наблюдений Лондонскому королевскому обществу, чем вызовет огромный восторг у собравшейся публики. Спустя более чем полвека, идею Петрова применит в своей разработке Павел Яблочков, создав свою знаменитую «электрическую свечу». В 1881 году русский инженер Николай Николаевич Бенардос изобрел электросварку.
Расцвет – весна на картинах Жданова
Нежнейший колорит, состоящий из всех оттенков голубого для неба, дымки, окружающей деревья, для ничем не замутненного половодья, подбирает Владимир Жданов. Картины весны наполнены пробившейся нежно-зеленой травкой, беззащитными тонкими стволами не одетых в листья, обнаженных, как юные стройные девушки, деревьев: белоснежных березок, тоненьких кленов, хрупких осинок.
На их веточках можно увидеть только чуть наклюнувшиеся почки. А кто видел на берегу, когда на реке плывут льдины, первые подснежники? Расцветающие кусты сирени и черемухи заставляют вспомнить в любое время года их аромат и прелесть. Живая природа предстает перед нами в виде идеальной гармонии. Картины наполнены свежим воздухом и струящимся светом. Природа так хороша, что нет необходимости прибегать к дополнительным декоративным эффектам.
Вклад в искусство
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, биография которого сполна насыщена событиями, внес огромный вклад в российское искусство
Удивительным фактом является то, что после смерти художника его работы больше не экспонировались, а значит, не привлекали к себе внимание общественности. Конечно, можно сказать, что это делалось с целью освободить место для молодых талантов, но все же такая теория маловероятна
Только в 1960-х годах о художнике вспомнили и начали повторно восхищаться его творениями, ведь Кузьме Петрову-Водкину удалось выработать свой стиль, который соединял в себе тематику советского периода, иконописную стилистику и насыщенность цвета. Прямых последователей у художника не было, но в его творчестве черпали вдохновение многочисленные талантливые люди.
Известные картины
Произведения Петрова-Водкина находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея и других, а также в частных коллекциях.
Самые известные работы:
- «Купание красного коня» (1912);
- «Девушки на Волге» (1915);
- «Селёдка» (1918);
- «Натюрморт с сиренью» (1928);
- «Смерть комиссара» (1928);
- «Весна» (1935);
- «Пушкин в Петербурге» (1937);
- «Новоселье» (1937).
По воспоминаниям друзей Кузьма Петров-Водкин был не только художником и писателем, но и мыслителем, пламенным, прямолинейным и глубоким. Всматриваясь в его картины, понимаешь это в полной мере.
Купание красного коня – Многозначное пророчество
Биография Ильи Сергеевича Глазунова: вклад в искусство и общественную жизнь России
Биография Константина Коровина
Закат творчества
В свои последние годы художник не мог брать в руки кисть. Врачи поставили ему диагноз «туберкулез», когда Кузьме было 30 лет. Но молодой человек никак не хотел лечить свою болезнь и продолжал жить в средней полосе России, где погода иногда бывает слишком сурова.
Художник Петров-Водкин, краткая биография которого очень насыщенна событиями, последние годы своей жизни провел довольно плодотворно. Ему пришлось оставить полюбившиеся столицы и переехать в Крым. Писать маслом он не мог, так как болезнь обострялась от резких запахов. Поэтому живописец решил заняться полюбившейся ему с детства литературой. Он писал рассказы и даже пьесы. Современники не оценили его литературных начинаний, но художник и не собирался переквалифицироваться в писателя. Перед самой смертью опять взял в руки кисть, так как знал, что дни его сочтены.
Умер Кузьма Сергеевич в 1939 году в Ленинграде.
Юноша снова дома
По возвращении домой, без специальности, планов и возможностей, Кузьма встретился с человеком, впоследствии сыгравшем огромную роль в его дальнейшей жизни. Судьбоносная встреча состоялась благодаря матери юноши, которая работала в доме сестры купчихи Казариной, а ей строил дом архитектор из Петербурга Роман Фёдорович Мельцер. Ему-то мать и догадалась показать рисунки сына летом 1895 года. Мельцер был впечатлён и не отделался просто советом продолжить учёбу в Петербурге, а убедил Казарину участвовать в этом материально (впоследствии она субсидировала начинающего художника почти 10 лет).
Смерть
В 1928-м медики запретили Петрову-Водкину работать с красками: испарения вредили пораженным туберкулезом легким.
Кузьма Иванович перебрался из северной столицы в Детское Село, где его окружили знаменитые литераторы Алексей Толстой, Константин Федин и Вячеслав Шишков.
Могила Кузьмы Петрова-Водкина
Художник тоже взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание «зарубил» Максим Горький. После критики сочинений издательства закрыли двери перед Кузьмой Ивановичем.
Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.