Детство и юность
Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине (пригороде Санкт-Петербурга) в бедной семье. Его родители не были венчаны, поэтому всю жизнь Федор Александрович жил с клеймом незаконнорожденного, без необходимых документов, что в итоге сыграло роковую роль при отсрочке лечения.
Мать Федора – Ольга Емельяновна Полынцева – и отец – Александр Васильевич Васильев – едва сводили концы с концами, и этому было простое объяснение: отец, несмотря на должность помощника учителя, запойно пил. Поэтому с 12 лет Федор был вынужден подрабатывать, сначала помогая разносить почту, а потом став помощником писца. Напряженная борьба за существование подорвала жизненные силы художника, приведя к безвременной кончине.
Федор Васильев
Александр Васильев в Париже
Париж встречает молодого человека своими контрастами, тёмные переулки сменялись цветущими Елисейскими полями. Ночной город просто сверкал от диковинных русскому человеку лайтбоксов. В Париже был выбор, была свобода. Поражало даже обыкновенное ресторанное меню. Жили молодожены в 14 округе в маленькой квартирке на пятом этаже. В том доме даже не было лифта. После 100 метровых московских хором то. Но свобода была дороже. Свобода и та любимая сердцу девушка, которой он пообещал два года назад поменять свою жизнь.
Потом было путешествие на виллу в Аркашон, райское место на побережье Атлантического океана. Чудесные пляжи и просто восхитительные кругозоры не смогли оставить равнодушным творческого человека. Гений долгое время проводит возле моря.
Единственное что вызывало протест, это однообразие и монотонность. Ужин в одно и тоже время, одни и те же блюда, одни и те же порядки. А всё живое в Александре играло, требовало реформ. Первое, что поменял художник, оказалось старое покрывало на супружеском ложе. Но даже к такой мелочи он подошел со всем своим талантом и креативом. Его выбор оценили все.
Не доверяйте подругам-Александр Васильев. Три месяца пролетели быстро, виза истекла, Саша подает документы на продление срока пребывания во Франции, и его просьбу удовлетворяют. Сейчас это звучит обыденным, но в то время, это было на уровне фантастики. Только спустя многие годы Васильев узнал, что этому способствовало само КГБ, у которого на русского декоратора были свои планы.
Детство и юношеские годы
Александр – коренной москвич, родился и вырос в интеллигентной семье, тесно связанной с миром искусства. Отец, Александр Павлович – выдающийся живописец-декоратор, академик, Заслуженный художник РСФСР, посвятивший театру пятьдесят лет своей жизни. Мать, Татьяна Ильинична Гулевич – актриса Центрального детского театра (ЦДТ), одна из первых выпускниц Школы-студии МХАТ, после ухода со сцены преподавала в альма-матер сценическую речь.
Александр Васильев в детстве
Маленький Саша рос в атмосфере искусства, с раннего детства видел выдающихся актеров, художников и писателей, часто бывавших в их доме. Мама брала его с собой на спектакли и репетиции, и мальчик с трепетом рассматривал костюмы, декорации и театральный реквизит – все это ему страшно нравилось и вдохновляло на проявление собственной фантазии.
Родители Александра Васильева: художник и актриса
В четыре года он уже лепил из пластилина исторические костюмы, прорабатывая мельчайшие детали. За образец он брал репродукции из книг по искусству и фотоальбомов, которые хранились в домашней библиотеке. В двенадцать лет парнишка сам поставил спектакль «Волшебник Изумрудного города», к которому придумал и изготовил все костюмы и декорации.
Уже в детстве Александр Васильев питал тягу к моде
Еще одной страстью Саши было коллекционирование старинных вещей. Многие ценные экспонаты он находил на помойках, где ему однажды попалась икона Николая Чудотворца, датированная началом восемнадцатого века. В то время массово расселяли старые квартиры, отдавая их под коммуналки. Новые жильцы старались поскорее избавиться от чужих вещей, часто не понимая их истинную ценность.
С мамой
Васильев учился в элитной московской школе №29, его одноклассниками были дети знаменитых родителей, например, Антон Табаков. Несмотря на то, что Васильева считали немного чудаковатым, в школе его любили за легкий характер и веселый нрав. Саша всегда модно одевался и пользовался большим успехом у девочек. Особенно после того как засветился на телевидении в популярных детских передачах «Театра Колокольчик» и «Будильник».
Александр Васильев в «Будильнике» (1973)
Получив аттестат о среднем образовании, Васильев продолжил обучение на постановочном факультете Школы-студии МХАТ, который успешно окончил в 1981 году. Учился очень хорошо и даже получал персональную стипендию имени Станиславского. Охотно брался оформлять отрывки из спектаклей студентов актерского факультета, тем самым нарабатывая себе опыт и репутацию.
Александр Васильев в юности
Сразу после окончания вуза Васильева с удовольствием взяли художником-декоратором в театр на Малой Бронной, где он тут же приступил к созданию костюмов к спектаклю «Волки и овцы» с блистательной Ольгой Остроумовой в главной роли. Но надолго он в театре не задержался – спустя год женился на гражданке Франции и уехал с ней в Париж.
Ранние годы
Что известно о герое этой статьи? Биография Бориса Васильева, которую публиковали в советских учебниках по литературе, повествовала преимущественно о событиях военных лет. Родился будущий писатель в 1924 году. Его родной город – Смоленск. Биография Бориса Васильева, безусловно, связана с ВОВ. Однако стоит несколько слов сказать о том, в какой семье и в какой атмосфере формировалась личность будущего литератора, а также о том, что оказало наибольшее влияние на формирование его мировоззрения.
Биография Бориса Васильева, как и его творческий путь, сложилась удачно. Это удивительно, учитывая происхождение писателя. Отец Бориса Васильева принадлежал к дворянскому роду. Он чудом пережил армейские чистки, которым прежде всего подвергались бывшие офицеры царской армии, к коим он принадлежал. Мать писателя также не имела отношения к пролетариату. Она принадлежала к весьма старинному дворянскому роду и даже имела некое родственное отношение к Пушкину и Толстому.
Личная жизнь
Вокруг Александра ходит много слухов о том, что он никогда не был женат, и вообще имеет нетрадиционную ориентацию. Все это глупости. В молодости Васильев был без памяти влюблен в девушку Машу. Но его известные родители были категорически против отношений сына с девочкой из простой семьи.
Сашу это не останавливало. Влюбленных разлучило лишь замужество матери Маши. Женщина вступила в брак с французом, и вместе с дочерью переехала к нему на ПМЖ в Париж. Александр с Марией прощались очень романтично и слезно. Казалось, что на юношеской любви можно было поставить крест. Но Васильев пообещал девушке, что найдет способ, как приехать к ней во Францию. И спустя два года выполнил свое обещание.
Александр с первой женой – француженкой Анн Бодимон
Он познакомился с француженкой Анн Бодимон, которая училась в Москве, и заключил с ней фиктивный брак. Через пару лет получил разрешение на выезд в Париж. Во французской столице они с женой сняли небольшую квартиру. Васильева поразила размеренная дневная жизнь и ночные огни большого города. Но тогда ему было не до красоты, он принялся разыскивать свою Машу.
Однако при встрече с любимой Александра ожидало разочарование. Мария его не дождалась и забеременела от репортера одного французского издания. Правда замуж за отца ребенка так и не вышла, а вот с Васильевым до сих пор сохранила теплые дружеские отношения.
Со своей женой француженкой Александр развелся и полностью окунулся в работу. Он много ездил по миру и в Рейкьявике познакомился с прелестной исландской девушкой Стефанией. Васильеву предложили взять ее к себе в помощницы в качестве ассистентки. За время их сотрудничества Александр буквально потерял голову от белокурых волос и голубых глаз Стефании. Вскоре они решили жить в гражданском браке. К сожалению, эта любовь закончилась, когда стал вопрос о переезде во Францию. Любимому мужчине и Парижу Стефания предпочла холодную и таинственную, но родную Исландию.
Сейчас на вопросы журналистов о личной жизни Васильев отвечает: «Я уже давно женат на моде и счастлив в браке». Рядом с ним постоянно находится его любимый черный мопс по кличке Котик, которого Александр берет с собой даже в дальние поездки.
Личная жизнь
Федор Александрович прожил всего 23 года, не женившись и не оставив наследников. Ничего не известно доподлинно о его романтических отношениях, кроме того, что он был любимцем петербургской богемы и постоянно бывал на светских мероприятиях: вероятно, учитывая его привлекательную внешность и востребованность как профессионала, он был популярен у противоположного пола.
Его сестра Евгения, супруга Ивана Ивановича Шишкина, тоже умерла от чахотки, пережив брата всего на год. Долги за лечение перед семьей, состоящей из матери и двух младших детей, покрыла императрица Мария Александровна, приобретя часть работ.
Мечтает о богатой невесте
Историк моды и искусствовед Александр Васильев. Фото: КП/Цыганов Андрей Несмотря на то, что сам Васильев – весьма состоятельный и успешный человек, он надеется на то, что когда-нибудь у него появится богатая жена. В этом он признался на программе «Давай поженимся», добавив, что в идеале его избранница должна быть владелицей поместий и замков, — надо же где-то разместить гигантские коллекции Васильева, состоящие из тысяч уникальных платьев!
Во Франции у Васильева – «дачка», как он скромно называет несколько каменных домов, построенных еще в XIX веке и буквально набитых антиквариатом.
Имение в Оверни привлекает историка моды своей удаленностью от цивилизации – это фактически деревня с 400 жителями, и все они знают друг друга и дружат. Здесь у Васильева нет телефона и интернета, никто из соседей не знает, что он знаменитость, и он наслаждается тишиной и покоем.
А вам нравятся модные советы от Александра Васильева?
Европа
Творческая и трудовая копилка Александра Васильева (фото есть в статье) стала расширяться. Параллельно он стал преподавать историю моды студентам Русской театральной школы и знаменитой школы моды в Париже. Слава о талантливом декораторе просочилась за пределы Франции. Из Лондона ему поступило предложение о сотрудничестве с Национальным Лондонским театром и с Шотландским балетом в Глазго.
О нем узнали в Испании, Турции и Японии, и везде Александр Александрович успевал составлять долгосрочный контракт, наслаждаясь работой, изучая языки и быт Европы. Сегодня наш любимый телеведущий в совершенстве владеет испанским, французским и итальянским языками. Начиная с 1994 года, получив гражданство Франции, он стал читать лекции по истории моды в этих странах на их родном языке.
Первые шаги в Европе
Безделье закончилось. Художник поступает в школу при Лувре, а по её окончании и в аспирантуру театрального факультета Сорбонны. Уже осенью 1982 года Васильева приглашают декорировать спектакль «Папесса Иоанна», которая прошла в театрах «Пуатье» и «Картушери». Дальше были декорации и костюмы для пьес «Галереи дворца», «Триумф любви», «Галереи дворца»… Ему приходится работать с такими звёздами как: Валери Древиль, Реджепом Митровицей, Мишель Витольд. К сожалению жена не разделяла стремления мужа, и после того как он отказался быть учителем русского языка в местном лицее они расстались.
«Заброшенная мельница» (1872)
Перед нами старый мельничный пруд в окружении диких зарослей кустов и деревьев. Заброшенный вид придает вся окружающая пруд обстановка.
Под высокими кривыми деревьями стоит потемневшая от времени деревянная мельница. Ее крепкая крыша еще не обветшала. Сюда долгие годы не ступала нога человека. На болотной глади отражаются розовые облака. Стоящие в воде цапли чувствуют себя здесь настоящими хозяевами.
Черная лодка, затененная камышами, напоминает зрителю о малороссийских преданиях, согласно которым в мельничных прудах топились от несчастной любви девушки, превращаясь впоследствии в русалок.
Эскизы к картине создавались до отъезда в Крым в имении графа Строганова, Хотени. Сама картина была написана в Крыму во время болезни художника. Ф. А. Васильев тяжело переносил разлуку с русской природой. Он скучал по общению с петербургскими друзьями. Ему не хватало редких встреч с коллегами, поэтому в своей переписке с ними он делится планами на будущее, рассказывает о своих картинах.
В письмах Васильева, представляющих особую ценность, даны авторские сведения о работах крымского периода. «Заброшенная мельница» относится к ряду крымских полотен, но ни в одном из писем о ней не упоминается. Видимо эта работа была очень важна для мастера. Так получилось, что на посмертной выставке, до открытия которой все картины были раскуплены, на эту картину не обратили особого внимания. Спустя время «Заброшенная мельница» была признана одной из лучших работ художника.
Работы художника
Оттепель. Авторское повторение
За «Оттепель» Фёдор Васильев получил в феврале 1871 года первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. В апреле художник выполнил её копию для будущего императора Александра III. «Оттепель» Васильева напомнит картины Саврасова. В ней есть тот же тонкий лиризм в сочетании с глубоким знанием природы и русской действительности, та же выразительная мягкость красок и ощущение достоверности, что и в лучших полотнах автора знаменитых «Грачей».
Заброшенная мельница
Почти обо всех работах крымского периода в письмах Васильева есть сведения. Но «Заброшенная мельница» стоит особняком. О ней он ни разу не обмолвился в своих разговорах с товарищами. То ли художник считал «Мельницу» безделкой, то ли, наоборот, она была настолько важна для него, что он не хотел о ней говорить. Когда на посмертной выставке были раскуплены все его картины, на «Мельницу» не обратили внимания, и лишь позднее она была признана одной из лучших работ.
В Крымских горах
«В Крымских горах» — одна из последних законченных работ Васильева. К Крыму, куда его «загнала» болезнь, художник питал гораздо меньше любви, чем к России. Лучшим пейзажем этого периода считается «В Крымских горах». В нём особая свежесть художнического взгляда. Здесь Васильев отказывается от кричащих красок, не ищет в пейзаже «экзотики» (напротив, старается приметить в нём родные русские черты) и благодаря этому создаёт совершенно новый образ Крыма.
«В Крымских горах» (1873)
Пейзаж «В Крымских горах» — одна из последних работ творческого наследия художника. Здесь представлен новый, особый художественный взгляд Васильева на природу Крыма.
На переднем плане картины пыльная изъезженная дорога, по которой медленно тащится в гору повозка, запряженная волами. Уставшие животные идут через силу. Их хозяин идет позади повозки, подталкивая ее на трудных участках пути. По краям дороги торчат сухие сосновые ветки.
Центральное место в пейзаже занимают высокие сосны. Однако их облик больше напоминает северную природу России, по которой тосковал автор.
На заднем плане расположены огромные скалистые горы с низко опустившимися облаками, что придает величественность и таинственность.
Неслучайно Крамской назвал эту картину «симфонией величия природы».
Возвращение на родину
В 2003 году умерла Татьяна Ильинична, мать Александра, и он вынужден был вернуться в Москву, чтобы вступить в права наследства. Это заняло довольно много времени, и пока суть да дело, Васильеву стали предлагать поучаствовать в различных проектах. В основном это были конкурсы красоты, организаторы которых мечтали заполучить в жюри профессионала такого уровня, да еще и приехавшего из Франции. Васильев не отказывался, ведь на этом можно было неплохо заработать, чтобы потом на эти деньги пополнить свою драгоценную коллекцию. Интервью Александра Васильева («Эмпатия Манучи») В том же году в Москве заработала дизайн-студия «Интерьеры Александра Васильева» и прошли его первые выставки. Обнаружив, что у него и в России хватает работы, Васильев принял решение остаться на родине. Через год он организовал выездную школу и появился на телевидении в качестве ведущего передачи «Дуновение века». А осенью 2009 года занял трон ведущего программы «Модный приговор», заменив на этом посту Вячеслава Зайцева, ушедшего по состоянию здоровья. Параллельно Александр выступал на радио, читал лекции в МГУ, Институте телевидения и радиовещания «Останкино» и школе «MODA.RU». В 2011 году он учредил премию «Лилия Александра Васильева» за высокие достижения в оформлении интерьеров. Награда представляет собой керамическую лилию ручной работы, вручается за интересные находки в области дизайна и считается очень престижной в художественных кругах.
Алепксандр Васильев в шоу «Модный приговор»
Васильев является автором тридцати книг и уникальных фотоальбомов, посвященных истории дореволюционной, советской и постсоветской моды, а также архитектуре царской России. Его перу принадлежат несколько биографических сборников, повествующих о жизни его знаменитых предков. В планах автора – публикация мемуаров Татьяны Лесковой, единственной правнучки писателя Николая Лескова и основательницы бразильской балетной школы.
Личная жизнь
Актер Владимир Васильев – бывший муж Оксаны Михайловой, но их фото вряд ли удастся найти в сети. О собственной семье актера, как и о его родителях, мало что известно. Женился Васильев довольно поздно. На тот момент Оксана работала врачом в столичной больнице. Разница в возрасте между супругами составила 33 года. У пары родился сын, которого назвали Владом. После смерти супруга Оксане было только 26 лет, и вскоре она вновь вышла замуж – за Александра Михайлова, известного по фильмам «Любовь и голуби», «Мужики» и прочим. Владимир Васильев был близким другом Михайлова. Потому тот принял Влада, как пасынка.
Историк моды Александр Васильев и его сексуальная ориентация
Александр Васильев честно признается, что всегда любил женщин. Правда, сейчас, когда маэстро уже 59 лет, в его жизни появились несколько иные приоритеты. Насчет своей сегодняшней личной жизни сам историк моды любит пошутить: он женат на моде и счастлив в браке.
Александр Васильев – модный ведущий «Модного приговора»
Васильев признается, что любит вкусно поесть и вообще, в данный момент, предпочитает наслаждаться жизнью. А финансовые средства ему это вполне позволяют. Историк моды любит называть себя «гражданином мира» и, видимо, поэтому успел приобрести себе добротное, престижное жилье в разных уголках Европы. Квартиры в Москве и Париже, имение в центре Франции и большая фамильная усадьба в Риге… Список личной недвижимости известного искусствоведа и декоратора весьма впечатляет.
Александр Васильев в своей московской квартире
Но также хорошо известно, что Васильев никогда не переставал любить и восхищаться женщинами. Но особенно милы его сердцу умные и… богатые леди. И как-то в шоу «Давай поженимся!» историк моды проговорился, что ему нужна невеста богатая и в возрасте. И чтобы обязательно имелись в наличии замки и поместья — для размещения поистине огромной коллекции редких платьев и аксессуаров маэстро.
В коллекции историка моды Александра Васильева тысячи интересных экспонатов
А на каверзный вопрос по поводу засилия мужчин с нетрадиционной сексуальной ориентацией в мире богемы, красоты и стиля – у Васильева припасен исчерпывающий ответ:
При обилии нелестных слухов о нетрадиционной ориентации Александра Васильева и его романах с мужчинами, ни одно «желтое» издание пока так и не смогло документально подтвердить их. К тому же, сам историк моды – лицо публичное и всегда охотно идет на контакт с прессой. Сотни интервью и пресс-конференций каждый год, участие во всевозможных шоу и программах на ТВ и радио. Похоже, что ни один вопрос в мире не способен поставить маэстро моды и стиля в неловкое положение.
Да и сам Васильев славится своим острыми и всегда меткими высказываниями в адрес участников своего телепроекта. Ни для кого не секрет, что Александр Васильев на протяжении почти 10 лет является бессменным ведущим программы «Модный приговор». Кстати, и к себе гуру моды и стиля относится с иронией. Так, в одном из сюжетов центрального телеканала, Васильев сам себе выносит модный приговор.
Фото Александра Васильева до и после пластики
Фото Александра Васильева до и после пластики часто появляется на просторах интернета, но рассказать о его подлинности не всегда можно. Дело в том, что он часто говорит в своих интервью о том, что при помощи пластических операций можно оттянуть процесс старения, но пока не слишком понятно, прибегал ли он к услугам хирургов сам.
При этом Александр Александрович считает, что во всем необходимо знать меру, поэтому негативно относится к тем звездам российского и мирового кино и шоу-бизнеса, которые слишком часто прибегают к услугам пластической хирургии.
Он постоянно повторяет, что в человеке должна остаться природная красота, которую следует подчеркнуть правильно подобранным макияжем и стильной одеждой. Васильев говорит о том, что он любит все в своей внешности и фигуре, поэтому не собирается прибегать к услугам пластической хирургии еще довольно долго.
Александр Александрович – неисправимый оптимист, который считает, что все можно легко исправить, меняя собственный типаж. При этом сам знаменитый метр часто экспериментировал с собственной внешностью, постоянно меняя длину волос и бороду, отращивал или сбривал усы, но только во французский период жизни, поскольку в стране Советов его бы осудили.
Творческий путь
После окончания школы Александр подал документы в МХАТ. Родители поддержали решение сына пойти по стопам отца. После окончания обучения он сразу стал работать в Театре на Малой Бронной художником по костюмам. Он показал себя как отличный специалист в своем деле. Его костюмы были невероятно красивыми и со своей изюминкой. Васильев быстро освоился в театре и был хорошим другом для всего коллектива.
В 1982 году Васильев решает сменить страну для дальнейшей жизни. Его выбор пал на Францию, где он нашел свою первую любовь и женился. Васильев всегда был трудолюбивым и ответственным, поэтому хорошо показывал себя в сфере своей деятельности и часто бывал приглашен художником для оформления уличных карнавалов, фестивалей и постановок.
Жажда к новым знаниям и профессиональному росту побудила Александра пойти на обучение в школу моды во Франции. Позже он стал там преподавателем истории моды. Профессия стала любимым делом жизни. В сфере моды он всегда чувствовал себя как рыба в воде, и обучение давалось ему легко. Он, как губка, впитывал новую информацию и научился ее применять.
Васильева стали приглашать для работы декоратором уже не только французские, но и японские, шотландские, турецкие заказчики. Он стал очень популярным востребованным художником. Такое количество заказов из разных стран побудило декоратора изучить иностранные языки:
- французский;
- итальянский;
- испанский.
После перестройки Васильев вернулся на родину и стал работать на телевидении. Также он стал преподавать историю моды в Московском государственном университете, проводил индивидуальные занятия с дизайнерами и модельерами, а также вел свою программу на радио «Маяк» об истории моды и великих модельерах.
Также была создана его собственная авторская студия дизайна, которая работала с первыми лицами России по созданию интерьеров их домов. Васильев за время пребывания в России написал больше тридцати пяти книг об истории моды. Александр несколько лет ведет дневник и планирует написать автобиографическую книгу о себе и своей жизни в модной сфере.
Известный историк моды владеет самой большой коллекцией исторических модных костюмов в мире. В ней собрано более шестидесяти тысяч предметов, которые хранятся в его музее во Франции. В этой коллекции есть очень ценные экземпляры, такие как, например, наряды русских княжон, французских дам из высшего общества, а также известных балерин и актрис. Свою коллекцию Васильев часто выставляет в России и за ее пределами.
С 2009 года Александр становится постоянным ведущим модного шоу «Модный приговор», которое набрало огромные рейтинги и до сих пор является популярным. Он сменил в этом шоу Вячеслава Зайцева. И теперь в передаче он дает советы в вопросах моды и стиля.