Аристарх лентулов

Петербург, знакомство с футуристами

В 1906 году – попытка поступить в Академию художеств в Петербурге. Выполняя экзаменационное задание (изображая натурщицу), Лентулов на замечание преподавателя умудрился резко и непочтительно ответить. Непонимание возникло по поводу цветовых решений молодого художника. Лентулова не приняли, но преподающий в академии художник Кардовский (помощник Репина) отметил его явный талант и предложил обучение в частном порядке. В мастерской Кардовского Лентулов учился в 1907-1908 годах.

Эти два года не прошли даром: Аристарх знакомится с разными направлениями в художественном искусстве, в частности, с футуризмом, который в те годы в России только складывается. Первые русские футуристы художники братья Бурлюки, живописец Петр Кончаловский, поэт и прозаик Василий Каменский – чрезвычайно интересны Аристарху идеями и близки энергетически. Он принимает участие в авангардных выставках, впервые проводившихся в Петербурге. Входит в творческое объединение «Венок-Стефанос», продвигающее новейшее искусство.

Творчество Лентулова

С 1907 года Лентулов поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В это время художник изучает работы классиков живописи, принимает участие в различных выставках.

В 1908 году он пишет картину «Портрет четырех». Также художник работает над пейзажами.

В 20-е годы Лентулов обращается к более натурным работам. Он становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами («Овощи», «Закат на Волге»).

Лентулов уделяет много внимания работе над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Театрализация, связанная с игровым началом, вообще была свойственна всем его работам, в том числе портретам и пейзажам.

При всей своей известности живописец оказался вне заслуженного внимания – о нем написана лишь одна научно-популярная книга, а последняя ретроспектива работ прошла более 20 лет назад.

Аристарх Лентулов – один из самых значимых, и в то же время недооцененных российских художников 20 века.

Полного каталога работ Лентулова не существует, а книга воспоминаний, выпущенная недавно при участии потомков художника, станет всего лишь вторым изданием, посвященным его творчеству.

Полотно «Распятие» Лентулов написал в 1910 году. При жизни художника полотно не выставлялось. Сначала его запрещала церковь «за богохульство», потом, после революции – советская власть «за пропаганду религии».

Становление мастера

Дабы выучиться академическому рисунку и живописи, Лентулов поступил в Пензенское художественное училище. Но провинциальное заведение едва ли могло гарантировать достойное образование, несмотря на то, что её директором был крупный передвижник Константин Савицкий. Продолжать обучение художник решил в Киеве. Долгое время студент терпел нужду и находил различные способы подзаработать: давал уроки, выполнял заказы. Из киевского худучилища юноша выпустился в 1905 году.

В 1906 году Лентулов отправился сдавать экзамены в Петербургскую академию художеств, но попытка поступления обернулась полным провалом. Виной тому оказались дерзкий нрав и творческий нонконформизм молодого художника. Когда преподаватель спросил у него, откуда у модели на носу взялся зеленый цвет, Лентулов без церемоний ответил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль».

1907 год стал если не поворотным, то чрезвычайно значимым в карьере художника – он знакомится с такими выдающимися фигурами российского искусства XX века, как Наталья Гончарова, Николай Кульбин, братья Давид и Николай Бурлюк,

У Лентулова начал формироваться собственный, узнаваемый стиль. Братья Бурлюк высоко ценили устремления одарённого живописца и ласково прозвали его «Рисочкой». Ещё в годы обучения Лентулов принимал активное участие в выставках московской группы импрессионистов «Венок-Стефанос», пережил увлечение Врубелем и Малявиным. В его ранних работах также заметно влияние мирискусников и «Голубой розы», но ключевую роль уже тогда начинают играть чистые цвета. Чтобы усилить их воздействие на зрителя, художник наклеивал на полотна кусочки фольги и цветной бумаги. Любимыми оттенками молодого экспериментатора были «крап-роза» и зелёный «поль-веронез».

В период с 1908 по 1910 гг. Лентулов посещал индивидуальные занятия в частной петербургской студии, параллельно пытаясь найти единомышленников и влиться в бурную художественную жизнь столицы. Его способности вскоре были замечены самим Александром Бенуа. «Картины его поют и веселят ду-шу, – писал критик, – нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант».

После Революции

Революционный 1917 год захватил неравнодушного к политике и судьбе своей страны художника: начиная с весны он стал принимать непосредственное участие в общественной жизни, в частности, был избран в члены президиума Совета художественных организаций Москвы. Под впечатлением от Февральской революции он написал полотно «Мир. Торжество. Освобождение», на котором изобразил чернокожего человека – нового Адама – в окружении сказочной курочки Рябы, несущей золотые яйца, и поверженного двуглавого орла, символа монархии.

Лентулов также вошёл в состав художественно-просветительной комиссии при Московском Совете рабочих и солдатских депутатов, а после Октябрьской революции, в ноябре, вступил в сформированную в срочном порядке Комиссию по охране памятников Москвы.

С 1918 года неотъемлемой частью жизни Аристарха Васильевича стало преподавание. Он параллельно профессорствовал в Строгановском училище и руководил живописной мастерской во ВХУТЕМАСе, и вдобавок ко всему прочему выступал членом коллегии ИЗО Наркомпроса. Лично Анатолий Луначарский распорядился выдать художнику охранную грамоту на квартиру и мастерскую в пятиэтажном доме на Патриарших прудах.

Всё теснее становятся связи художника с театральной сферой. Он сдружился с режиссёром Александром Таировым и его супругой, актрисой Алисой Коонен, оформил спектакль «Сказки Гофмана» Ф.Комисаржевского.

В 1919 году в филиале Большого театра состоялась премьера оперы А.Рубинштейна «Демон» в декорациях Лентулова. Публика встретила постановку овацией. Шесть лет спустя макеты были отправлены на Международную выставку декоративного искусства в Париже и получили Гран-при.

Не оставлял Лентулов и станковую картину, хотя и перешёл к менее масштабным и претенциозным проектам, его живопись стала более сдержанной и сосредоточенной, цветовая палитра смягчилась. Конец 1910-х – начало 1920-х гг. отмечены циклом подмосковных пейзажей, а самой громкой работой стал очередной автопортрет – «Автопортрет со скрипкой»: на сей раз не столь провокационный, как автопортрет 1915 года, но возвращающийся к приёмам аналитического кубизма. Лентулов вошёл в моду, стал получать большое количество государственных заказов, оформлять интерьеры кафе и даже украшать площади по случаю празднеств. Однако эксперты единодушно называют 20-30 гг. временем угасания некогда неукротимого «певца солнца» и экспериментатора. Он стал писать в меру тривиальные индустриальные пейзажи, портреты, виды моря.

В 1933 году была открыта первая и единственная прижизненная персональная выставка Лентулова. На ней были представлены как работы советского времени, так и самые знаменитые полотна периода «Бубнового валета». Однако несмотря на оказанные почести, жизнь становилась всё труднее, а атмосфера эпохи сталинских репрессий, борьбы с «формализмом» и преследований деятелей искусств угнетала с каждым днём всё сильнее. Лентулов сел за перо и написал натянутые, полные фактических неточностей мемуары, в которых демонстративно отрекался от юношеских творческих порывов, компании «Бубнового валета», авангардизма, в сущности, от самого себя: «…в этом было что-то от улицы, от кафе филистёрского пошиба, молодых людей, оторвавшихся от сложной и серьёзной работы, которая оказалась им не по плечу. Я, хотя и был в котловане этого движения, в душе не был приверженцем похождений Бурлюков, хождения по улицам с раскрашенными физиономиями Ларионова и компании».

Специфика стиля

Творчество Лентулова невозможно отнести одному жанру. Его произведения разных периодов относятся к футуризму, кубизму, символизму и постмодерну. На его работы также повлияли фовизм, импрессионизм и дадаизм. Поздние картины Лентулова тяготеют к реализму. Особенно часто художник использовал «взрыв красок» – сочетание мазков десятков разных оттенков, на первый взгляд, не сочетаемых друг с другом. Ярчайшие образцы работ Лентулова со «взрывом красок» – занавесы для театральных представлений, передающие одновременно тревожное настроение и восхищение разнообразием.

В конце тридцатых Аристарх Васильевич перестал заниматься масштабными проектами, но продолжил писать станковые картины. Художник умер в Москве в 1943 году.

Библиография

  • Лентулова М. Художник А. Лентулов. Воспоминания. — М., 1969.
  • Аристарх Лентулов: Каталог выставки. — М., 1968.
  • Мурина Е. Б., Джафарова С. Г. Аристарх Лентулов: Путь художника. Художник и время: . — М.: Советский художник, 1990. — 268 с.
  • Лентулов А. В. Воспоминания. — СПб.: Петроний, 2014. — 288 с.
  • Макарова М. А. Мастерские под руководством А. В. Лентулова. К вопросу о традициях «Московской школы живописи» в 1920—1930-е годы. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. — Вып. 6. / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2020. — С. 676—684.

↑ Деятельность после революции

В отличие от многих своих коллег, Аристарх Лентулов быстро принял революционные изменения, произошедшие в России в 1917 году. Уже в 1918 году он вошёл в коллегию Наркомпроса РСФСР по изобразительному искусству. Позднее художник начал преподавать в открытых большевиками художественных школах-мастреских ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. Аристарх Васильевич стал одним из основателей художественного объединения АХРР, которое заложила основы соцреализма в изобразительном искусстве и стало предтечей единого Союза художников СССР.

В двадцатые годы Лентулов стал ещё активнее сотрудничать с театральными режиссерами. Его художественное оформление использовалось в спектаклях Александра Таирова, Фёдора Комиссаржевского и Владимира-Немировича Данченко. Кисти Лентулова также принадлежит знаменитый портрет режиссёра Таирова, выполненный в традициях авангардизма.

Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943)

В пародийно-игровом автопортрете (1913) А. В.
Лентулов изобразил себя балаганным богатырем, что в главном
соответствовало его характеру и жизненной роли. Будучи одним из
инициаторов объединения «Бубновый валет» (1910), он представлял в
нем самый «наивный» и «национальный» фланг. И одновременно был
наиболее последовательным кубофутуристом.

Лентулов отличался «левизной» еще в пору
ученичества в студии Д. Н.
Кардовского (до этого он учился в Пензенском и Киевском
художественных училищах; 1898- 1905) — уже тогда он выставлял работы
на авангардных выставках «Стефанос» (1907) и «Венок» (1908). Позже,
в «бубнововалетский» период, «левая» направленность обрела системные
очертания: в Париже (1911), работая в студии А. Ле Фоконье, художник
познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метсенже, и
декларируемый ими метод легко наложится на его природное пристрастие
к открытым, чуть лубочным цветам, к большому формату холстов и
вообще к живописному «шуму».

Его картины этих лет составлены из
динамически сталкивающихся, звучно окрашенных плоскостей —
пространство тяготеет к плоскости, а плоскость декорируется узорами
и украшается аппликативными наклейками; город в московских пейзажах
(«Василий Блаженный», 1913; «Звон», 1915; «У Иверской», «Москва»,
оба 1916) выглядит нерукотворно-цветущим «архитектурным чудом».

С начала 1920-х гг. Лентулов переходит от
огромных картин-панно к произведениям менее масштабным и более
натурным. Став председателем Общества московских художников
(объединившего в 1928 г. большинство «валетов»), он переходит к
тональной живописи, слегка сохраняющей оттенки былой форсированности
цвета; создает пейзажи, портреты, натюрморты, пронизанные ощущением
полноты бытия («Закат на Волге», 1928; «Солнце над крышами. Восход»,
1928; «Овощи», 1933, и др.). Его творческая активность реализуется
главным образом в работе в театре, вообще соответствовавшей
бравурно-оптимистическому складу характера художника.

Особенно продуктивным было его соавторство
с режиссерами А. Я. Таировым, Ф. Ф. Комиссаржевским и В. И.
Немировичем-Данченко. Наиболее известно из его театральных работ
оформление спектакля «Испанский священник» (1934, пьеса Ф. Бомонта и
Дж. Флетчера) на сцене МХАТа 2-го. Занимался Лентулов и
педагогической деятельностью — преподавал во Вхутемасе (с 1920 г.),
в МГХИ (1937-43).

биография

Аристарх Лентулов родился в г. Нижний Ломов в , Россия в семью сельского священника. Он изучал искусство в Пенза и Киев художественных училищ с 1897 по 1905 год, а затем в частной мастерской Дмитрий Кардовский в Санкт-Петербург в 1906 г.

Он жил в Москва с 1909 года, и он был одним из основателей авангардного выставочного объединения художников, Бубновый валет группа. Эта группа оставалась активной до своего роспуска в 1916 году.

С 1910 по 1911 год Лентулов учился в мастерской Анри Ле Фоконье и Académie de La Palette в Париже. 1910-е были для Лентулова периодом творческой продуктивности и экспериментов. Его тянуло к Орфизм под влиянием французского художника Роберт Делоне. Находясь там, он познакомился с современными французскими художниками, такими как Альберт Глейзес, Жан Метцингер, Фернан Леже и Робер Делоне, впитав принципы фовистов и кубистов, разработал свой уникальный красочный стиль живописи. Позже, после своего возвращения в Россию в 1912 году, он оказал большое влияние на то, что впоследствии стало Русский футуризм и в частности Кубофутуризм. Василий Кандинский и Казимир Малевич оба находились под его влиянием.

Лентулов также сформировал другую группу, с Владимир Маяковский и Казимир Малевич, называется Сегодняшний Любок (Сегодняшний Лубок). Они произвели сатира искусство, которое было антиавстрийским и антигерманским. Искусство черпало вдохновение из Русский фольклор и лубок Изобразительное искусство. Собственное искусство Лентулова было сильно вдохновлено традиционным и народным творчеством. Русская архитектура.

Из дореволюционный раз Лентулов активно участвовал в различных театральных проектах, оформляя спектакли в Камерный театр (Веселые жены Виндзора, 1916) и вспомогательные наборы для постановки Скрябинс Прометей в Большой Театр в 1919 г.

В 1928 году Лентулов вступил в Общество московских художников, в которое входили художники, ранее связанные с группой «Бубновый валет». Он стал председателем Общества, а также начал преподавать в Российском государственном художественно-техническом училище (г.ВХУТЕМАС).

Лентулов умер в Москве и похоронен в Ваганьковское кладбище.

Учёба: Пенза – Киев — Пенза

Аристарха влекло искусство, ему посчастливилось войти в первый набор только открывшегося в 1898 году Пензенского художественного училища.

Усилиями первого директора училища К.А. Савицкого, именитого художника и академика живописи, Пензенское училище обрело всероссийскую славу. Здесь преподавали живописец П.И. Коровин, скульптор К.А. Клодт и другие признанные мастера.

После двух лет обучения Аристарх покидает Пензу и поступает в Киевское художественное училище. Вдали от дома жилось труднее: приходится искать заработок, который Аристарху давало рисование на заказ и частное начальное преподавание.

После четырех лет учёбы в Киеве до выпуска оставалось совсем немного, когда Лентулов позволил себе «подкрасить и причесать» на своё усмотрение этюд преподавателя. Эта дерзость повлекла за собой отчисление. В 1905 году молодой художник возвращается в родную Пензу и получает диплом в училище Савицкого.

Закат жизни и художественное наследие

В 1941 году разразилась Великая отечественная война. В октябре с наступлением немцев Москву охватила паника, началась массовая эвакуация. Лентулов был назначен начальником эшелона, в котором отъезжали работники культуры. Ещё в начале пути он серьёзно заболел и был вынужден сойти с поезда на ближайшей крупной станции – в Ульяновске. Здесь он остановился с семьёй на целый год, в течение которого успел оформить спектакль местного драматического театра, прежде чем вернуться в столицу. Несколько месяцев спустя художник перенёс тяжёлую операцию и 15 апреля 1943 года скончался в результате продолжительной болезни. Аристарха Васильевича похоронили на Ваганьковском кладбище.

Сегодня Лентулов является одним из самых дорогостоящих русских авангардистов на арт-рынке. Работы художника хранятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и в частных коллекциях по всему миру. В 2007 году его полотно «Город в Южной России» ушло с молотка на аукционе Sotheby’s за 1,7 миллионов фунтов стерлингов. В 2014 году в галерее «Наши художники» открылась ретроспективная выставка «Аристарх Лентулов. Плоть вещей», призванная познакомить широкую общественность со всеми гранями творчества полузабытого мастера. Визитная карточка живописца, панно «Василий Блаженный», целенаправленно не было включено в экспозицию.

Бубновый валет

Единомышленников Лентулов нашёл в лице И.Машкова, П.Кончаловского, Р.Фалька, М.Ларионова и А.Куприна. Молодые художники отвергали реалистическую традицию XIX столетия, академизм и салонную живопись. В 1910-м году они организовали выставку под эпатажной для того времени вывеской «Бубновый валет». Название отсылало как к карточной масти, символизирующей у гадалок молодость и легкомыслие, так и к эвфемизму, обозначающему каторжника и/или политического заключённого, ссыльного. Выбор наименования также был обусловлен чувством противоречия. Ларионов, в чью голову и пришла эта идея, объяснял: «Слишком много претенциозных названий… как протест мы решили, чем хуже, тем лучше… что может быть нелепее «Бубнового валета»?».

Художникам удалось взбудоражить общественность – на выставку пришло порядка двухсот человек. Это событие дало жизнь полноценному художественному формированию под названием «Бубновый валет», к которому немедля примкнули и Мелевич, и Кандинский, и Гончарова, и целый ряд западноевропейских художников – практически все видные авангардисты той эпохи хотя бы однажды участвовали в мероприятиях, которые группа стала проводить на регулярной основе. «Бубновалетцы» устраивали диспуты о судьбах современного искусства, выступали с докладами и программными манифестами. Они даже написали собственный Устав, провозглашавший основной задачей «валетов» «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств».

Участников объединения отличали не только амбициозность и решительный разрыв с миметической (т.е. реалистической, имитирующей натуру) живописью, но и удивительная продуктивность: некоторые из них могли написать сразу несколько законченных работ в течение одной недели. Возможно, этому способствовало безжалостное пренебрежение пропорциями, намеренное разрушение или деформирование форм, произвольная композиция, нарочитый примитивизм. Излюбленным жанром «валетов» стал натюрморт, а наиболее часто изображаемым объектом – поднос.

На выставках, которые группа стала проводить с завидной регулярностью демонстрировалась как российская, так и зарубежная авангардистская живопись – от Кеса ван Донгена и Мориса Вламинка до Альбера Марке и Феликса Валлотона. Как писал крупнейший российский искусствовед Д.В. Сарабьянов, «…поначалу напоминали некое торжище, давали своеобразный заряд анархической эстетики и эпатажа». Именно бубновалетцы первыми отвесили пощёчину общественному вкусу. Однако просуществует разношёрстная группа всего лишь без малого шесть лет.

Информационный блок картины

1.2 Биография Аристарха Лентулова

Аристарх Васильевич Лентулов родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Аристарх получал образование в духовном училище, a затем в семинарии. Но стaновится священником Лентулов не зaхотел, его больше интересовало искусство.

Чтобы получить знания в этой сфере Аристарх поступил в Пензенское художественное училище, зaтем учился в Киевском художественном училище. В 1905 вернулся в Пензу, окончил Пензенское училище, далее отправился в Петербург. На протяжении 1906 года Лентулов занимaлся в студии Кордовского и прошел основaтельную школу живописи и рaботы с натурой, но поступления в Академию художеств в 1907 окончилaсь неудачей.

После этого начинающий художник будто бы забыл все, чему его так долго учили, и начал работать самостоятельно. Уже в 1908 на выставке «Венок» показались его работы из серии «купальщиц», в которых заметно увлечение творчеством Мориса Дени. С 1907 поддерживает отношения с Давидом Бурлюком.

Лентулов работает над пейзажами, его творческая манера становится все более экспрессивной. В последующие годы Аристарх Васильевич Лентулов обращался к самым разнообразным течениям современного искусства, но ни одно из них так и не привлекло его.

В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной.

В 1910 Аристарх Лентулов вместе с Кончаловским, Машковым, Ларионовым, Г ончаровой стал одним из учредителей объединения «Бубновый валет». Эти мастера в своем творчестве ориентировались на искусство Сезанна, но только Лентулов воспринял искусство великого французского художника в виде его следующей стадии — кубизма.

Более того, он представил его самостоятельное прочтение, так как привнес в кубистическую живопись активный цвет.

Лентулов скончался 15 апреля 1943 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

1.3 Техника исполнения картины Аристарха Лентулова «Астры»

Работы Аристарха Лентулова — мозаика из всех самых важных направлений начала XX века. Такие разные картины объединяет неуловимое родство колорита, «лентуловская интонация».

Лентулов, прозванный «художником солнца», изображал солнце всю жизнь. Солнечный свет и звук — вот два самых главных отличительных качества его работ. Аристарх мастерски владел цветом и был уверен, что главное является его звучание, музыкальность.

Ранний период

Ближайшее после окончания студии десятилетие стало наиболее ярким периодом в творчестве Лентулова. Еще во время учебы Аристарх примкнул к кругу молодых художников–футуристов, в своих картинах начал широко использовать приемы контраста, света и тени, яркой цветовой гаммы. Первую известность ему принесли несколько портретов, появившихся на столичных выставках 1907–1908 гг. — «Портрет Н.А. Соловьева» и «Автопортрет в красной рубахе»

В 1908 г. Лентулов женился в Москве на Марии Рукиной, ставшей на многие годы его музой и верным «оруженосцем». Образ Марии Петровны неоднократно появлялся на холстах художника в самых разных обликах и художественных стилях.

В 1910 г. Лентулов стал одним из учредителей знаменитой выставки «Бубновый валет», целью которой, по словам ее участников, стала «атака против старой живописи» и «смена культурных эпох». Вслед за выставкой было создано художественное объединение под таким же названием, членом которого Лентулов оставался вплоть до его распада. Одной из наиболее ярких картин этого времени можно назвать красочное и фееричное полотно «Улица. Москва»

В 1911 г. Аристарх вместе с женой отправился за границу, в Париже более года осваивал технику и приемы кубизма у знаменитых французских мастеров. Вернувшись в Россию, Лентулов окончательно определился со своим творческим стилем, который сам художник определил как «цветодинамика». Основным жанром его картин стали натюрморт и городская архитектура.

Серию московских пейзажей продолжили полотна «Москва. Собор Василия Блаженного» (лучше этого не видеть), «Звон. Колокольня Ивана Великого», «У Иверской часовни», среди натюрмортов наиболее известна картина «Астры». В 1915 г. Лентулов создал «Автопортрет», преобладающим цветом которого стал солнечно–желтый, за что получил от поклонников титул «художника Солнца». После выхода из «Бубнового валета» Лентулов долгое время работал в подмосковном монастырском комплексе «Новый Иерусалим», где продолжил цикл пейзажей на тему древнерусской архитектуры, в оформлении полотен применял коллажи и орнаменты, в качестве материалов использовал бахрому, бархат, бусины, бересту, цветную бумагу и фольгу, стиль этого периода художник назвал «орнеизм»

В эти же годы Лентулов параллельно с живописью занимается декоративно–прикладным творчеством, оформляет сцену для нескольких постановок в московском Камерном театре А.Таирова, декорирует интерьер кафе-эстрады «Питтореск» и литературного «Кафе поэтов». С началом Первой мировой войны работает в издательстве «Сегодняшний лубок», где вместе с другими «левыми» художниками создает серию лубков на военные темы.

Работы

  • «Купальщицы на Суре», 1909, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;
  • «Автопортрет в красном», 1908, ГРМ;
  • «Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года», 1912, Собрание П. О. Авена;
  • «Синий кувшин и фрукты», 1913, ГТГ;
  • «Самовар. Натюрморт», 1913, ГРМ;
  • «Василий Блаженный», 1913, ГТГ;
  • «Астры», 1913, ГТГ;
  • «Кисловодский пейзаж со створками дверей в центре (Пейзаж с воротами)», 1913, ГТГ;
  • «Церковь в Кисловодске», 1913, Пермская государственная художественная галерея;
  • «Москва», 1913, ГТГ;
  • «Победный бой (военное панно)», 1914, Собрание П. О. Авена;
  • «Звон», 1915, ГТГ;
  • «Нижний Новгород», 1915, ГТГ;
  • «Автопортрет», 1915, ГТГ;
  • «У Иверской», 1916, ГТГ;
  • «Портрет неизвестной в голубом платье», 1916;
  • «Кипарисы (Замок в Алупке)», 1916, ГТГ;
  • «Пейзаж с красным домом», 1917;
  • «Башни Ново-Иерусалимского монастыря (Церкви Нового Иерусалима)», 1917, ГРМ;
  • «Монастырь. Архиерейский дворик в Новом Иерусалиме», 1917, ГРМ;
  • «Ворота с башней. Новый Иерусалим», 1917, ГТГ;
  • «Тверской бульвар. Страстной монастырь», 1917, ГТГ;
  • «Женщины и фрукты», 1917, Рязанский областной художественный музей;
  • «Женский портрет (Портрет актрисы О. В. Гзовской)», 1918, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;
  • «Пейзаж с красным домом», 1918, ГРМ;
  • «Автопортрет со скрипкой»;
  • «У Черниговской», 1919—1920, ПЗИАХМЗ;
  • Портрет А. Я. Таирова. 1920;
  • «Крекинг нефтеперегонного завода», 1931, ГТГ;
  • «Ночь на Патриарших прудах», 1928, ГТГ;
  • «Страстная площадь ночью», 1928, ГРМ
  • «Закат на Волге», 1928;
  • «Солнце над крышами. Восход», 1928;
  • «Овощи», 1933, ГТГ
  • «Строительство метро на Лубянской площади», 1936, ГТГ;
  • Женщина с гитарой (1913)

  • Портрет жены и дочери

  • Небозвон

Солнечные картины Аристарха Лентулова

Аристарх Васильевич родился в 1882 году в Пензенской губернии. Так как он рос в семье священника, то с малых лет попал в семинарию, откуда в 1898 году сбежал в Пензенское художественное училище. Проучившись там несколько лет, юноша попытал счастье и в 1900 году поступил в Киевское художественное училище. Однако через несколько лет его отчислили за своенравный характер (вздумал подправить картину профессора), так что в 1905 году он вернулся в прежнее училище и получил в нем аттестат.

А.В. Лентулов (1882–1943).

Тот же непокладистый характер помешал ему поступить и в Академию художеств, так как на экзамене он дерзко ответил одному из профессоров. Но неординарного молодого человека заприметил и взял к себе в студию профессор Академии художеств и помощник И. Репина Дмитрий Кардовский.

С 1910 года молодой человек продолжил обучение живописи у знаменитых французских мастеров. Во Франции он так сильно увлекся идеями кубистов, что применял их до конца своей творческой деятельности.

Первый успех пришел к Лентулову после известной выставки «Бубновый валет», организацией которой он занимался вместе с М. Ларионовым и Д. Бурлюком. Неординарная выставка дала художнику возможность открыто заявить о новом искусстве, на которое с опаской и недоверием смотрело общество. Он стал писать свободно и даже вызывающе для своего времени.

Аристарх Васильевич вел довольно активную жизнь. В 1926-1927 годах он присоединился к Ассоциации художников революционной России, годом позже организовал и в дальнейшем работал председателем Общества московских художников, трудился профессором, театральным художником и участвовал в различных выставках.

Сегодня картины Лентулова находятся в крупнейших музеях мира и уходят в частные коллекции за значительные суммы (подробнее далее). Примеры его известных работ: «Василий Блаженный», «Автопортрет в красном», автопортрет «Le Grand Peintre», «Тверской бульвар. Страстной монастырь» и другие.

А.В. Лентулов. Автопортрет «Le Grand Peintre (Великий художник)». 1915 г.

Ушел из жизни художник в Москве в 1943 году в возрасте 61 года.

↑ Специфика стиля

Творчество Лентулова невозможно отнести одному жанру. Его произведения разных периодов относятся к футуризму, кубизму, символизму и постмодерну. На его работы также повлияли фовизм, импрессионизм и дадаизм. Поздние картины Лентулова тяготеют к реализму. Особенно часто художник использовал «взрыв красок» – сочетание мазков десятков разных оттенков, на первый взгляд, не сочетаемых друг с другом. Ярчайшие образцы работ Лентулова со «взрывом красок» – занавесы для театральных представлений, передающие одновременно тревожное настроение и восхищение разнообразием.

В конце тридцатых Аристарх Васильевич перестал заниматься масштабными проектами, но продолжил писать станковые картины. Художник умер в Москве в 1943 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: