Иван Васильевич Лучанинов (1780-е — 1824)
Товарищ Тихонова и Сазонова по Академии Иван Васильевич Лучанинов (1780-е — 1824) отозвался на современные события полотном «Благословение ополченца» (1812), героями которого выступают простые русские люди. Большой заслугой художника было стремление отразить в произведении глубокие чувства достоинства и печали, которыми полны участники проводов молодого ратника. Нельзя не отметить внимания к таким подробностям картины, как народные русские костюмы, предметы крестьянского быта и пр., подчеркивающим ее национальный характер.
Картина Лучанинова имела большой успех; по ней тогда же были исполнены шпалера (тканая картина) и гравюра с посвящением от автора-гравера Андрея Григорьевича Ухтомского «Славному народу Русскому».
И.В.Лучанинов. Благословение ополченцаГосударственный Русский музей
Живопись
Первая известность к Алексею Саврасову пришла в 1851 г., когда он написал картину «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». Затем из-под его кисти появились полотна «Степь днем» и «Рассвет в степи», которые он создал после путешествий по стране.
К тому времени о Саврасове уже отзывались, как о художнике, чьи работы отличались свежестью и глубокой одушевленностью пейзажа. Накануне выпуска из училища он представил еще 2 полотна – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума».
Данные произведения обрели много похвал от критиков и коллег Алексея. В итоге, за эти картины он получил звание академика. Интересен факт, что в 1858 г. «Вид в окрестностях Ораниенбаума» будет куплен знаменитым коллекционером и знатоком искусства Павлом Третьяковым.
Лосиный остров в Сокольниках
Тогда же Саврасову доверили возглавить пейзажный класс в родном училище. Его воспитанниками были Исаак Левитан, Лев Каменев, Константин Коровин, Сергей Светославский и прочие мастера. Стоит заметить, что наставник позволял ученикам прибегать к «импровизации» и нередко пренебрегал дисциплиной.
Позднее, педагогический метод Алексея Кондратьевича станет одной из причин его увольнения из училища наряду с алкоголизмом. В 1859 г. он создал одно из лучших своих произведений – «Пейзаж с рекой и рыбаком».
В следующем десятилетии живописец участвовал в выставке, организованной Московским обществом любителей художеств, а также побывал в ряде европейских стран. В данный период биографии он посетил множество галерей, где изучал разные шедевры.
Алексей Саврасов продолжал писать картины и за рубежом. Тогда же он совместно с Василием Пукиревым издал учебник по рисованию, на страницах которого были его пейзажи. Наиболее популярными работами того времени оказались «Сельский вид» и «Лосиный остров в Сокольниках».
В 1870-х годах мужчина участвовал в выставках Товарищества передвижников. Стремясь найти новые формы пейзажа, он часто писал картины в разных уголках страны, включая северные территории и Поволжье.
В 1871 г. Алексей представил хрестоматийную работу «Грачи прилетели», которая принесла ему мировое признание. Ее появление было расценено, как – «важный этап в развитии русской пейзажной живописи». Данный шедевр также был приобретен Павлом Третьяковым, сильно полюбившим творчество Саврасова.
Грачи прилетели
После этого мастер представил такие известные полотна, как «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», «Радуга», «Проселок» и «Могила на Волге. Окрестности Ярославля». К тому моменту биографии работы Саврасова нередко участвовали на международных выставках.
В конце 1870-х годов художник уже серьезно злоупотреблял алкоголем, вследствие чего в его творчестве стали преобладать пессимистические мотивы. В 1882 г. руководство училища уволило художника, поскольку больше не могло терпеть его запоев.
Биография Саврасова
Алексей Саврасов появился на свет 12 (24) мая 1830 г. в Москве. Он рос и воспитывался в семье купца Кондратия Артемьевича. У него было 3 сестры и один брат Николай.
Еще в ранние годы биографии у Саврасова начали проявляться способности к живописи. В подростковом возрасте он рисовал акварелью и гуашью различные пейзажи. Его рисунки получались настолько выразительными, что их быстро раскупали на улице.
В результате, Алексей твердо решил связать свою жизнь с художественным искусством, чем сильно расстроил отца. Саврасов-старший хотел, чтобы сын продолжил семейное дело, но все его усилия оказались напрасными.
В возрасте 14 лет Алексей благополучно поступил в Московское училище живописи и ваяния. Примерно через 6 лет он стал автором картины «Вид Московского Кремля при луне», за которую удостоился звания неклассного художника.
Литературные источники
С. Н. Кондаков (1915). Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 (на русском). 2. п. 174–175..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
Василий Кондратьевич Сазонов (1789 — 1870)
Крупнейшее событие русской истории, положившее начало освобождению Руси от монгольского ига, — Куликовская битва — часто привлекало внимание художников. Этому событию посвящена картина Василия Кондратьевича Сазонова (1789 — 1870) «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1824)
Художник изобразил окруженного дружиной раненого князя, перед которым склонились пленные татарские военачальники.
В.К.Сазонов. Дмитрий Донской на Куликовом полеГосударственный Русский музей
Героические события Отечественной войны 1812 года нашли непосредственный отклик в искусстве и даже в учебных заданиях Академии. Возможно, тому же Сазонову принадлежит картина «Расстрел русских патриотов французами в Москве», исполненная под руководством Шебуева в 1813 г, как программная работа на золотую медаль. (На эту тему писал картину и другой ученик Шебуева, Михаил Тихонов, также награжденный медалью. Сохранились обе картины — одна в Третьяковской галерее, другая в Русском музее, но точное авторство их пока не установлено). В произведении запечатлен героизм русских крепостных крестьян и дворовых, которые отдают жизнь за отечество, «но соглашаясь исполнить повеление Наполеоново».
Личная жизнь
31-летняя Софья Герц была первой женой художника, с которой они обвенчались в 1857 году. Познакомились они через друга Алексея Константина Герца, который являлся братом его будущей жене. В этом браке появилось 5 детей (Две Веры и Евгения), двое скончались в малом возрасте (одна от скарлатины, а вторая дочь в Ярославле, где работал над своими картинами художник). Это был тяжкий груз на шее этой пары, также у художника началась длительная депрессия, поэтому в 1876 году они развелись. Софья забрала с собой двух дочерей и уехала к своей сестре Аделаиде.
Первая жена Софья
Алексей начал беспробудно пить и скитаться, в это время начинается двухгодовое сожительство с Киндяковой Верой Ивановной. Она была поклонницей и попечительницей его картин. Детей не имели. Её квартира стала на время мастерской художника.
В 1983 год вплоть до своей смерти Саврасов провёл с Евдокией (Екатериной) Матвеевной Моргуновой, от брака с которой появилась дочь Надежда и сын Алексей, в будущем избрав путь художника, как его отец. Семья жила в трущобах, плохо питалась.
Евдокия Моргунова
Грачи прилетели
Эта картина по праву считается самым известным произведением знаменитого мастера, а само его появление специалистами воспринимается как серьезный этап в развитии отечественной пейзажной живописи.
По сей день в понимании обывателя имя Саврасова ассоциируется именно с полотном “Грачи прилетели“. И это неспроста, ведь в этой картине соединены все самые характерные черты стиля великого живописца.
Здесь на переднем плане художник изобразил берёзы, расположенные на задворках церковной ограды
Также привлекает внимание зрителей сухое дерево, недалеко от которого торчит сухой пень
Вблизи берёз кружат грачи, некоторые из них сели на ветви около уже свитых гнёзд. Ещё лежит снег, но на нем уже хорошо видны проталины, указывающие на скорое наступление весны.
Деревья на картине изображены ассиметрично, благодаря чему усиливается эффект хлопотливого движения птиц у своих гнезд.
Алексей Егорович Егоров (1776-1851)
К числу наиболее известных учеников Угрюмова и видных представителей старшего поколения художников XIX в. принадлежал Алексей Егорович Егоров (1776-1851) . Прозванный современниками «русским Рафаэлем», Егоров пользовался славой выдающегося рисовальщика (ого графические работы выставлены в витринах). Он работал преимущественно в области религиозной живописи, но был известен и как портретист. Превосходным образцом мастерства художника служит портрет М. П. Буяльской (1824), выразительный по живой характеристике лица, красивый по ритму линий и сочетанию черных, красных, белых и серых тонов.
А.Е.Егоров. Портрет М. П. БуяльскойГосударственный Русский музей
Просёлок
На картине “Проселок” изображена разбитая ливнем просёлочная дорога, превратившаяся практически в сплошную лужу.
Вероятно, дождь закончился совсем недавно — серое небо еще затянуто мраком, а ветер все еще теребит деревья, расположенные вдоль дороги.
Сквозь тучи робко пробиваются солнечные лучи, а слева от дороги виднеется яркое пятно свежей зеленой травы.
Полотно вселяет в зрителя ощущение тоски и вселенского одиночества, периодически знакомое каждому художнику, и в какой-то степени отражает тяжелое эмоциональное состояние, в котором пребывал Саврасов во время её создания.
Хотя маленькие участки света говорят о надежде, ещё теплящейся в сердце мастера.
Живопись
Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:
«Пейзажи г. Саврасова . дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».
В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.
Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.
«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом
Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.
В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:
«Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре».
Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).
В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».
70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции. Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге». Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.
Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».
В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» — картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал
« деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в “Грачах”».
В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода — «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.
Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.
Дмитрий Иванович Иванов (1782 — после 1810)
Идеи гражданской доблести, служения родине, самопожертвования на благо ее преобладали в исторической живописи Академии начала XIX в. Картина Дмитрия Ивановича Иванова (1782 — после 1810) «Вручение Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев Мирославу» (1808) героизирует один из эпизодов борьбы древнего Новгорода с Москвой. Сопротивление новгородское правящей верхушки объединительной политике Московского государства имело реакционный характер. Однако в представлении многих передовых людей — современников художника — Новгород оставался символом свободолюбия и независимости и в этом смысле противопоставлялся деспотизму самодержавия.
Д.И. Иванов. Вручение Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев МирославуГосударственный Русский музей
Могила
Известное полотно Саврасова под названием «Могила» с первого взгляда навевает на зрителя печаль и тоску. Глядя на нее, на глаза могут невольно навернуться слезы.
Особо остро здесь ощущается очень тонкая грань между жизнью и смертью. Зимний пейзаж вокруг могилы олицетворяет сон природы и вечный сон усопших, покоящихся на кладбище.
Тишина доносится до зрителя через полотно. Кажется, что одинокие деревья плачут над могильным камнем.
Унылости полотну придает преимущественно серая гамма, и то, что небо потемнело от грусти. Все как будто застыло или уснуло.
На кресте могилы находится еле видный погребальный венок с живыми цветами, который чуть развеивает грусть и уныние, и говорит о смерти как о переходе в вечность.
Снежная гладь “поглотила” всю землю для длительного сна. Окружающая природа плачет.
1870-е годы – высший творческий расцвет
С начала нового десятилетия в творчестве Саврасова появились иные мотивы. Теперь художника манят русские просторы не только близ Москвы, он выезжает на Оку, Волгу. Под Костромой, Юрьевцем, Казанью, Нижним Новгородом выискивает впечатляющие пейзажи и выразительных героев.
Именно здесь, в Поволжье, в 1871 году художник начал свою картину «Грачи прилетели», которая приобрела наибольшую известность. Произведения Алексея Кондратьевича Саврасова часто рождались как результат весеннего вдохновения, всегда имеющего влияние на чуткую душу художника, что бы ни случилось (в феврале 1871-го умерла его новорожденная дочь). В московской мастерской художник картину закончил, и она стала экспонатом первой выставки Товарищества передвижников, организации, созданной при активном участии Саврасова (он в числе прочих был учредителем и членом правления).
Своим ученикам Саврасов говорил: «Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт». Живописец действительно любил жизнь и поэзию, преклонялся перед Пушкиным. Неоднократно бывая в пушкинских местах, исполнил несколько картин и рисунков, на которых окрестности Михайловского, некогда вдохновлявшего поэта, и его могила.
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сазонов Василий Кондратьевич
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ начало |
конец ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ |
Садыковы | |
Садык-паша | |
Садовский Пров Михайлович | |
Садовский Михаил Провович | |
Садовский Александр Иванович | |
(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000) |
(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000) |
Сазонов (Василий Кондратьевич, 1789 — 1870) — исторический живописец, родился крепостным человеком графа Н.П. Румянцева , который, заметив в нем охоту и способность к искусству, определил его на свой счет в ученики Академии Художеств в 1804 году. Занимаясь здесь живописью под руководством Г. Угрюмова , С. выказал столь быстрые успехи в ней, что, в уважение их, граф отпустил его на волю. Получив во время прохождения академического курса две серебряные медали, был удостоен в 1812 году малой золотой медали за картину: «Минин призывает нижегородцев к пожертвованиям на спасение отечества», а в 1813 году был награжден и большой такой же медалью за исполнение программы: «Изобразить верность Богу и Государю русских граждан, которые, быв расстреливаемы в Москве, в 1812 году, шли на смерть с твердым и благородным духом, не соглашаясь исполнить повеление Наполеоново». Будучи выпущен из академии в 1815 году с званием художника XIV класса, С. жил при ней на правах ее пенсионера до 1817 года, в котором граф Румянцев дал ему средства отправиться для его дальнейшего усовершенствования в чужие края. Поселившись в Риме, С. исполнил там копии с картин «Положение во гроб» М. А. да-Караваджо и «Любовь небесная и любовь земная» Тициана. По возвращении своем в Санкт-Петербург он написал историческую сцену «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (находится в музее императора Александра III ) и картину-портрет, изображающую графа Остермана-Толстого во время хирургической операции, произведенной над ним на поле битвы под Кульмом. Эти произведения, вместе с образами, написанными С. для иконостасов Преображенского собора и церкви Таврического дворца в Санкт-Петербурге, доставили ему, в 1830 году, звание академика. С той поры и до 1842 года он имел много заказов, преимущественно по части церковной живописи, по временам отрываясь от нее, чтобы писать портреты. Кроме вышеупомянутых иконостасов, им исполнены образа для Троицкой церкви, что в Измайловском полку, для Гатчинского собора, Екатерининской церкви в Царском Селе, Петропавловской в Петергофе и других. В иконостасе Казанского собора в Санкт-Петербурге. С. принадлежат шесть образов, в главном тамбуре Введенской церкви Семеновского полка — изображения Спасителя, трех святителей и двенадцати апостолов, в церкви на Аптекарском острове — образа четырех евангелистов. Все эти произведения свидетельствуют, что их автор не обладал большой находчивостью фантазии и не был особенно силен в рисунке; но его композиция отличается серьезностью и обдуманностью, а колорит, при всей своей условности и холодности, не лишен гармонии и вкуса. А. С-в.
Назад | Вперед |
Радуга
Полотно под названием «Радуга» не имеет эффекта панорамы и деталей, свойственных сентиментализму.
Реалистический стиль создания русского пейзажа, избрание простого и богатого композиционного решения с размытой от дождей дорогой и виднеющейся на холме деревней создают ощущение как будто вырванного фрагмента живой натуры, представшей на мгновенье перед зрителем.
Виртуозные тональные переходы, чуть приглушенная цветовая палитра и сверхчуткость живописца в передаче эмоционального состояния природы превращают картину в красочное повествование о вечном родстве души нашего отечества и всей душой любящего ее человека.
Андрей Иванович Иванов (1776 — 1848)
В начале XIX столетия Академия художеств еще полностью сохраняла значение художественного центра страны. Ее руководящую профессорскую группу по классу исторической живописи составляли ученики Угрюмова, среди которых в первую очередь следует назвать Андрея Ивановича Иванова (1776 — 1848), автора ряда произведений па темы из русской истории.
Картина «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (ок. 1810) передает летописный рассказ о смелом юноше, прошедшем ночью через стан врагов, чтобы привести помощь осажденному городу. Выбор темы, прославляющей гражданскую самоотверженность и любовь к родине, говорит о высоком понимании Ивановым задач и назначения искусства. Характерным для художника является также выбор героем произведения не князя или полководца, но безымянного юноши из народа, совершающего подвиг для блага родного города.
А.И. Иванов. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 годуГосударственный Русский музей
Работая над картиной, художник соблюдал формальные требования современного ему искусства. Главные персонажи выделены светом, фигуры статуарны и обнажены, по расположению вписываются в треугольник, образуя устойчивую слитную композицию. Но, вместе с тем, Иванов стремился к более конкретному воспроизведению обстановки, в которой происходило действие, и к большей, чем это было хотя бы в картинах Угрюмова, индивидуализации действующих лиц.
Вторая картина художника — «Единоборство Мстислава с Редедей» (1812) — изображает событие, память о котором также сохранили народные предания и летописи. Оберегая землю от вражеских набегов, древнерусский князь Мстислав Удалой со своими воинами близ города Переяслава преградил дорогу косожскому князю Редеде. До начала битвы вожди обеих сторон встретились в поединке. Картина передает решающий момент схватки: поражение Редеди — грузного, тяжелого великана, победу юного атлетически стройного Мстислава.
А.И. Иванов. Единоборство Мстислава с РедедейГосударственный Русский музей
Желая подчеркнуть торжественную значительность события, Иванов придал картине аллегорический характер: над Мстиславом он изобразил парящую Славу с лавровым венком и знаменем победы в руках. Для полного уяснения идейного смысла картины надо учесть, что она была написана в год нашествия Наполеона на Россию. Напоминая о ратных подвигах предков, защищавших родную страну, картина призывала современников к победе над врагом.