Худяков, василий григорьевич

(1825 – 1871)

В 1856 году начинающий коллекционер Павел Михайлович Третьяков сделал своё первое приобретение для будущей галереи. Этим произведением оказалась картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» художника Василия Худякова.

Так имя этого мастера оказалось вписано в историю русского искусства. Худякову в 1856 исполнилось всего тридцать лет, но он уже пользовался большим успехом в художественных кругах. Его карьера складывалась очень успешно – живописец быстро получал звания: академика, потом (в 1861) и профессора, он имел многочисленных заказчиков, в том числе и в лице императора Николай I, почти на каждой академической выставке тех лет появлялись его произведения.

Заслуга Худякова состояла в том, что он, работавший преимущественно в жанре исторической и религиозной живописи, обращался к современным сюжетам, пытаясь реально их трактовать

Именно такой картиной и была ««Стычка с финляндскими контрабандистами», привлекшая внимание критиков не только художественными достоинствами, но и оригинальностью сюжета

Валерий Худяков был одним из первых знакомых Павла Третьякова в среде петербургских художников, многие отмечали, что он был для Третьякова безусловным авторитетом, что Павел Михайлович «ценил его суждения и вкус, доверял ему свои планы».

Со временем все поменялось. П.М. Третьяков получил бесценный опыт коллекционера, который в сочетании с безупречным вкусом позволял ему все реже прибегать к помощи друзей-художников. К тому же В. Худяков негативно относился к творчеству таких мастеров, как Пукирев, Перов, Ге, Крамской, за творчеством которых Павел Михайлович с интересом следил и произведения которых все чаще приобретал в своё собрание.

Худяков съездил в Италию, потом два года провел в Москве, и окончательно переехал в С.-Петербург. Его новые картины вызывали критику и обвинения в сухом академизме, в чрезвычайной красивости и салонности, в поверхностном взгляде на действительность. Судьба, до селе благоволившая художнику, стала ему жестоко изменять — последние годы художник прожил в одиночестве и практически в полной нищете.

При всей критике позднего периода его творчества, нельзя не отметить важную роль Василия Худякова в истории русского искусства как органической части художественного процесса в отечественном искусстве середины 19 века. Он ярко проявил себя в создании новой жанровой разновидности – историко-бытовой картины и как незаурядный портретист. И, конечно, он навсегда останется Первым – автором первой картины великой галереи.

Василий Григорьевич Худяков родился 24.12.1825 (05.01.1826 по новому стилю) в селе Акшуат Симбирской губернии в семье крепостного крестьянина. Первоначальное художественное образование получил в Строгановском училище, куда был определен в 1842 году.

Учился в Московском училище живописи и ваянии (конец 1843-1847), в 1847 за рисунок с натуры был награжден ИАХ большой серебряной медалью и получил звание классного художника. Состоял вольнослушающим учеником ИАХ (1848-1850) в классе исторической живописи у А. Маркова.

В 1851 за портрет ректора ИАХ А.И. Мельникова удостоен звания академика. В начале 1850-х годов участвовал в росписях Исаакиевского собора в С.-Петербурге, а также других храмов в различных городах России.

В 1856-1860 на собственные средства совершил поездку по Германии, Франции, Италии, жил преимущественно в Риме и Неаполе. В 1860 возвратился в Россию, за исполненную в Италии картину «Игроки в шары» получил звание профессора. С марта 1860 по январь 1862 преподавал в МУЖВ в классе исторической живописи. В 1869 совершил путешествие по Волге, собирая материал к своей последней большой картине «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань».

Оценка творчества

Худяков не обладал особенно находчивой фантазией, но был прекрасный рисовальщик и колорист, хотя и несколько цветистый, но умевший сильно воспроизводить освещение и достигать большой рельефности изображенного. Однако последние его картины значительно слабее тех, которые написаны им в Италии и в первое время по возвращении из неё. Из его работ, находящихся в общественных коллекциях, можно указать на несколько этюдов, писанных масляными красками, и на две акварели:

  • «Русские художники на карнавале в Риме» и
  • «Проповедь в итальянской церкви» в Музее императора Александра III в Санкт-Петербурге

на вышеупомянутых

«Финляндских контрабандистов»,

на картину

  • «У гробницы» и на
  • «Этюд в Олевано, близ Рима» в Третьяковской галерее, в Москве.
  • Примеры работ В. Г. Худякова
  • Стычка с финляндскими контрабандистами

  • Пленённая царица Сююмбика, покидающая Казань

  • Иродиада с дочерью, ожидающая главы св. Иоанна Предтечи

  • Дикий конь

Рекомендации

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (на русском). 1906 г. Отсутствует или пусто | название = (помощь).mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}

  1. ^
  2. ^
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: