Картина «лунная ночь на днепре» архипа куинджи

История жизни Архипа Ивановича Куинджи

Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». 

«Лунная ночь на Днепре» (1880) — едва ли не самая прославленная картина Куинджи. Живописец настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину высвечивало несколько определенно направленных ламп. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. 

«Радуга»(1900—1905)

«Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо — настоящее, бездонное и глубокое», — писал Крамской. Отсюда и небывалый, сенсационный успех этой картины у современников, когда она была экспонирована на индивидуальной выставке художника в 1880 году. 

«Лунную ночь на Днепре» хотел купить Солдатенков, но оказалось, что она уже не принадлежала Архипу Ивановичу, была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам — пожал плечами Куинджи.- Ведь все равно не купите она дорогая». — «А все-таки» — «Да тысяч пять», — назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. 

«Лунная ночь на Днепре»(1880)

Репин смеялся «Разругав громко, на все корки Куинджи, противники не могли удержаться от подражания и наперерыв, с азартом, старались выскочить вперед со своими подделками, выдавая их за свои личные картины». Не удержался и такой известный пейзажист, как Лагорио. Он воссоздал «эффект Куинджи» в пейзаже «Ночь на Неве». Но вместо славы дождался только того, что на него стали указывать пальцем. 

В 1881 году художник создал картину «Днепр утром». В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью. Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, писал Репин о подобных работах Куинджи, была только «живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась». 

С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Куинджи на протяжении почти тридцати лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи объяснял «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». 

«Эльбрус. Лунная ночь»(1890—1895)

Однако художник продолжал работать. Он возглавляет в реформированной Академии художеств пейзажную мастерскую (1894-1897), воспитывает таких интересных художников, как Рылов, Богаевский, Рерих, Борисов, Пурвит. 

Э.В. Кузнецова рассказывает:

«В 1897 году за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы. В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму». 

«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»(1890—1895)

Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1880-1882), «Облако», «Закат в степи», «Ночное» (1905-1908). 

Но как бы ни были многообразны произведения последних лет, как бы ни отражалось на творчестве Куинджи общее направление, в котором развивалось русское искусство, художник, очевидно, был прав, медля с выставкой новых произведений, имеющих значение итога всего творчества. Они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики и не были бы приняты художниками. 

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Куинджи много путешествовал. После поездок в Крым и на Кавказ появились многочисленные этюды «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером», «Пятна лунного света» и другие. 

Личная жизнь

Первой и последней любовью в биографии Куинджи была купеческая дочь Вера Кетчеджи-Шаповалова, которую он полюбил еще в 17-летнем возрасте. Молодые люди мечтали быть вместе, но отец девушки не хотел выдавать дочь за бедняка.

Отец согласился дать свое благословение на брак, если Куинджи представит ему 100 золотых монет. Чтобы заработать столько денег, художник отправился в Петербург. В результате ему удалось насобирать оговоренную сумму и привести ее будущему тестю.

Однако отец девушки заявил, что хочет больше денег. Куинджи ничего не оставалось, как вновь ехать в Петербург. Там он много работал и часто не доедал, однако смог накопить нужную сумму.

В 1875 г. молодые люди узаконили свои отношения и отправились в свадебное путешествие на Валаам. Во время поездки на море начался шторм, вследствие чего супругам только чудом удалось выжить. После этого эпизода они заключили, что раз Бог не допустил их смерти, им следует направить свою жизнь на добрые дела.

Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова

После свадьбы Куинджи испытывал невероятный творческий подъем. Его картины быстро раскупались, благодаря чему молодожены жили в достатке. Тем не менее, они вели простой образ жизни и не стремились к роскоши.

Архип вместе с женой нередко помогал перспективным художникам и нищим, и даже купил в Петербурге 3 дома, в которых поживали их знакомые.

Супруга живописца никогда не требовала от мужа дорогих подарков, а также не нуждалась в прислуге. Женщина самостоятельно занималась уборкой дома и готовила еду. Детей в семействе Куинджи не было.

Детство

Архип Куинджи – четвёртый, последний, ребёнок в семье обрусевшего грека, предки которого по решению Екатерины II в конце XVIII века в числе прочих христиан переселились с Крымского полуострова на северное побережье Азовского моря. Дата рождения будущего художника 27 января 1842 года (некоторые исследователи сомневаются относительно года, вероятны также 1841 и 1843). Семья жила в греческом селе под Мариуполем. Отец в сапожной мастерской шил-починял обувь. Трудились много, жили бедно. В раннем возрасте Архип лишился родителей, которых ему заменила сестра отца с мужем. Став старше, жил в семье старшего брата Спиридона. Происхождение и условия жизни приучили браться за любую работу: пастуха, помощника на стройке, разносчика у хлеботорговца.

Вечер на Украине

Произведение было создано в 1878 году, но дорабатывалось в 1901 году.

Зритель видит на полотне хутор, белую украинскую хату под лучами заходящего южного солнца. При написании картины живописец активно использовал оттенки малинового цвета, который придает пейзажу неподвижность, особый покой.

Художественные критики считают, что основная сила этого произведения заключается в попытке мастера понять тайны и особые детали освещения, передать игру света и тени.

Некоторые исследователи творчества художника отмечают, что в этой работе декоративизм автора проявился наиболее зрело и четко.

Архип Куинджи. Морские пейзажи. Описание картин | Русские художники. Russian Artists


Море. Крым.

1898-1908.
Холст, масло. 40 x 54. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.


Берег моря со скалой.

1898-1908
Бумага на холсте, масло. 39,3 x 56,3.
Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров, Россия.

Куинджи стремился исследовать воздушную среду как предмет живописи, исследовать ее «ответ» на эффекты света, ее цветовую структуру, с ее малейшими переходами и, естественно, ее эмоциональным воздействием на человеческое восприятие. Куинджи обнаружил колористические свойства воздуха и изучил не столько его колебания сколько неосязаемые пульсации воздушных потоков.

«Секрет» Куинджи заключался в умении создавать рядом с действительной природой свою собственную, одинаково яркую и волшебную. Художник обладал острым колористическим видением: утонченное чувство градаций цветового тона придавали его картинам особую выразительность.

Архип Иванович считал море одной из самых трудных задач для живописца. Художник старался уловить игру хамелеона-моря, но не удовлетворялся своей работой…

Итогом его продолжительных созерцаний на берегу Крымского побережья стали десятки этюдов моря, написанных там же.

В этих этюдах заметна линия его поиска в передаче ровного, стелющегося движения волны в бессменно-ритмическом беге устремляющейся к зрителю.

В морских пейзажах чувствуется обладание пространством, перспективой воздуха, так созвучное идеям импрессионизма. Не случайно Александр Бенуа отводит художнику место в истории нашей живописи «аналогичное тому, какое принадлежит Клоду Моне во Франции»…

К.Д. Бальмонт. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце… 1911.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть море И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре. Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце В предсмертный час!

Главная сайта
       

Главная
       

На страницу «Куинджи»
       

«Три шедевра»

Императорская академия

Рис. 2. Художественная академия Санкт-Петербурга

Замысел обучения в престижнейшем учебном заведении удалось осуществить не сразу. Лишь с третьей попытки малообразованный самоучка был удостоен звания свободного художника и допущен к сдаче экзаменов. Академия не только открыла для Куинджи дорогу к знаниям, но и новые полезные знакомства.

Художник знакомится с признанными мастерами Ильей Репиным, Иваном Крамским, которые увлекают его идеями передвижничества. Это популярное в последней трети XIX века движение в искусстве, прежде всего изобразительном, оказало заметное влияние на творчество художника. Своими картинами периода 1870-1875 годов он доказал, что угнетенное положение российского крестьянства можно передать в том числе и в пейзажной живописи.

Несмотря на успех у публики, Куинджи понимал, что его художественная манера нуждается в трансформации и постепенно отошёл от социальных идей передвижников. Первые полотна, имеющие подлинный успех у критиков, были написаны им на острове Валаам — популярном в то время месте паломничества многих художников. Именно там была написана картина «На острове Валаам», позже выставлявшаяся в Вене и ставшая первым полотном художника, которое приобрел Павел Третьяков. Куинджи перестает посещать Академию художеств, позже он окончательно уходит из товарищества передвижников.

Годы затворничества

В 1880-м году художник старательно подходит к выставке своей одной картины в Обществе поощрения художеств «Лунная ночь на Днепре», которая производит приятное впечатление на зрителя. Полотно становится лакомым кусочком для коллекционеров, но приобрести его смог лишь Великий князь Константин Константинович.

Затем состоялось ещё несколько выставок, но внимание зрителя рассеялось, столкнувшись с разочарованием — картина Куинджи «Днепр утром». Расстроившись, художник замолкает на целых двадцать лет

Публике сложно объяснить это молчание, в основном ссылаются на то, что Архип исчерпал себя и выпал в творческий кризис. Но, на самом деле, Куинжди устал от постоянной суеты, что сопровождала выставки.

Он искал новые способы передавать цвета в своих работах, чтобы наслаждение жизнью в его полотнах было ещё доступнее. В то время как обвиняется в том, что стремится создать дешёвый эффект и напускной пафос для своих картин, он прячет скрытые подсветки за полотнами.

Куинджи живёт в посёлке Кикене вместе со своей женой. Первое время они жили без особых удобств, в шалаше. Дальше, живописец возводит там небольшое имение и в будущем часто посещает его.

Направление и символизм работ Куинджи

Куинджи всегда искал свой путь в искусстве

Каждая новая его работа была открытием, которая приковывала внимание. Ранние работы Куинджи «Осенняя распутица», «Ладожское озеро» и «На острове Валааме» принесли ему истинное восхищение и призвание

Многие говорят, что они написаны под влиянием работ Айвазовского. Но Куинджи быстро нашел свой фирменный стиль в пейзаже и наполнил его философским смыслом. Кстати, с «Ладожским озером» был связан громкий и грязный инцидент. Художник-маринист Руфин Судковский представил миру картину «Мертвый штиль». После презентации Куинджи обвинил Руфина в плагиате «Ладожского озера». В это некрасивое разбирательство вмешались и другие творцы – кто-то был на стороне Судковского, а кто-то рьяно утверждал, что его картина – почти копия Куинджи. Творческое сообщество художников признало правым Куинджи.

Архип Куинджи писал контрастными цветовыми пятнами. Сквозь невероятно красочный слой часто просвечивает грунт и плетение ткани. Также он обращался и к цветному грунту за дополнительным эффектом. Создавал оптическую иллюзию, которой сводил с ума миллионы.

Пейзажи Куинджи в основном строились на контрасте света и тени. Его действительно считали гениальным колористом. Говорят, Куинджи работал необычными красками, которые из-за особого состава имеют свойства темнеть. После выставки начиналась целая охота за красками Куинджи. Многие хотели добиться такого же свечения. Но для этого надо было просто быть Архипом Куинджи.

Картины мастера способны раздробить сердце на маленькие кусочки. И эти кусочки разлетаются по самым тайным уголкам воспоминаний. Вот вы на даче, лежите на траве и грезите о будущем. А вот в Крыму. Вот та самая Ай-Петри. Вы смотрите вдаль и не можете надышаться морским воздухом. А вот – в густом лесу. Пушистый снег, не протоптанная дорожка. Есть воспоминания, которые спрятаны глубоко в нас. И картины Куинджи способны достать самое сокровенное.

От картин мастера веет теплом и чем-то очень настоящим. То, что было в жизни каждого из нас. Энергия работ Куинджи настолько велика, что перед ними затихают даже самые громкие ценители искусства.

Как можно так фантастически передавать свет? Его картины светятся изнутри.

Женитьба и череда творческих успехов

В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Мастер живописи готовился связать себя узами брака с девушкой, которую полюбил еще в подростковом возрасте. Из Франции Куинджи отправился в Мариуполь, где женился на дочери богатого купца – Вере Кетчерджи-Шаповаловой. Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Он ввел в творчество яркие цвета, начал пользоваться приемом уплощения предметов, чтобы усилить глубину пространства картин, создал оригинальную декоративную систему. Архип Куинджи стал наслаждаться жизнью и отражать это в своих полотнах, он уже не стремился истолковать все с точки зрения передвижников и отказался от их идей.

Первая работа по душе

В Мариуполе Куинджи удалось устроиться в салон местного фотографа ретушёром. Эта работа приближала его к заветной мечте и давала опыт в приобретении художественных навыков. Оставалось и достаточно времени для самостоятельных занятий. В Одессе, куда он уехал через несколько месяцев, целеустремлённый юноша продолжил заниматься ретушированием. Спустя три года, переехав в Таганрог, этой же работе посвятил следующие 5 лет жизни: в центральном фотосалоне С.С. Исаковича с 1860 по 1865 год Куинджи Архип, амбициозный и трудолюбивый, увлечённо и терпеливо работает, учится и оттачивает своё мастерство.

История одной пропавшей картины

Работы Куинджи никого не оставили равнодушным. Причем настолько, что картину украли средь бела дня. Немногие шедевры могут похвастаться такими приключениями. Нашумевшая картина Куинджи «Ай-Петри. Крым», которую бесшумно украли из Третьяковской галереи. Над ней художник трудился 10 лет! Самоуверенный ценитель искусства просто снял картину и тихо вынес. Вора нашли, картину вернули.

Чтобы лучше разбираться в искусстве, изучите курсы истории искусств онлайн. Художник сделал себя сам, заявил о себе на весь мир и оставил след, который никогда не померкнет. Его картины – это сильно, тонко, глубоко. Волшебство света, переданное кистью и красками. Равнодушных к творчеству Куинджи нет. В картинах — отражение сознания великого художника. Если море – это Айвазовский, горы – это Рерих. Дубы, сосны, березы – это, конечно, Шишкин. А вот если от картины исходит свет и пейзажи выглядят, как после лучшего фотошопа – это Куинджи. Ведь кажется, что даже природа не может так красиво. А он смог.

Благотворительность

Куинджи не только писал, но и активно продавал свои полотна коллекционерам и «сильным мира сего». На своем творчестве живописец заработал целое состояние, но продолжал жить скромно, делал значительные пожертвования. При церкви, в которой когда-то крестили маленького Архипа, во взрослом возрасте он открыл школу. Куинджи пожертвовал сто тысяч рублей Академии искусств в Петербурге, организовал кассу взаимопомощи для студентов и проспонсировал Общество поощрения художников.

Картины живописца продавались по немыслимо огромным ценам. Один из знаменитых художников, П. Чистяков, даже позволил себе однажды язвительно высказаться на эту тему. Он сказал, что Куинджи – это деньги. Вполне возможно, что коллега «по цеху» был бы не так циничен, если бы знал, куда эти средства расходуются.

Краткая биография

  1. В 1865 г. молодой человек приехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Только с третьей попытки, после создания картины «Татарская сакля в Крыму», начинающему живописцу было присвоено звание свободного (неклассного) художника.
  2. А в 1870 г., после подачи прошения в совет учебного заведения, Куинджи удалось стать вольнослушателем Академии.
  3. Летом 1870 г. художник посетил остров Валаам и так был впечатлён красотой местной природы, что возвращался сюда не единожды, писал пейзажи. Один из них «На острове Валааме», написанный в 1873 г., стал первой картиной мастера, которую приобрёл для своей галереи Павел Третьяков.
  4. Во время учёбы Архип познакомился с передвижниками, чьи идеи молодому художнику оказались близки. Под их влиянием в 1872 г. Куинджи написал картину «Осенняя распутица», которая принесла ему звание классного художника.
  5. В том же духе автор создал ещё 2 работы: «Забытая деревня» (1874 г.) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875 г.). Все 3 картины объединяли мрачный колорит, стремление изобразить окружающую действительность, социальная тематика. Картины были представлены на выставке передвижников и имели большой успех. Добившись признания, художник перестал посещать Академию.
  6. В 1874 г. за картину «Снег» Куинджи был награждён бронзовой медалью международной лондонской выставки.
  7. В 1875 г. на очередной выставке передвижников художник представил картину «Степи», принятую публикой очень благосклонно. В этом же году живописец стал полноправным членом Товарищества передвижных художественных выставок, хотя уже начал охладевать к их идеям и искать свой путь.
  8. В следующем году всеобщее восхищение вызвала работа мастера «Украинская ночь». С этой картины начался период творческих поисков художника, называемый исследователями «романтическим». Куинджи много работал с цветом, пространством, искал новые выразительные средства, добиваясь особой глубины, яркости и некоторой декоративности изображения.
  9. В 1878 г. Архип Иванович участвовал во Всемирной парижской выставке. Оригинальный стиль его произведений вызвал восторг у публики и критиков.
  10. В этом же году художник приступил к работе над картиной «Вечер на Украине», создание которой заняло у мастера более 20 лет.
  11. Художник тщательно изучил принципы импрессионизма и переосмыслил их в своём стиле. Это хорошо видно на полотнах 1879 г.: «Север», «После дождя», «Берёзовая роща».
  12. В конце 1879 г. Куинджи, поругавшись с М. К. Клодтом из-за критической статьи последнего, вышел из Товарищества передвижников. Но со многими членами этого общества художник сохранил дружеские отношения.
  13. В 1880 г. в Обществе поощрения художеств была устроена выставка одной картины – «Лунной ночи на Днепре». Под руководством живописца все окна в зале были задрапированы, а само полотно освещено электрическим лучом. Выставка имела грандиозный успех и стала настоящей сенсацией в обществе. Художник, применяя новые красочные пигменты, сумел добиться невиданного ранее цвета. Правда, со временем картина потемнела, т.к. новые краски оказались нестабильны, но смотрится она по сей день эффектно. С этой работы начался новый, «философский», период в творчестве мастера.
  14. В 1881 г. с таким же успехом прошла моновыставка картины «Берёзовая роща». А представленная год спустя работа «Днепр утром» была принята публикой прохладно.
  15. Следующие 20 лет стали годами затворничества художника. Находясь на пике славы и, по-видимому, устав от суеты, восторженных и критических замечаний в свой адрес, он удалился от общественной жизни. Уединившись в своей мастерской, он много работал, но никому не показывал свои произведения. В этот период мастер создал более 300 графических и около 500 живописных работ и эскизов.
  16. В 1886 г. Архип Иванович приобрёл участок земли в Крыму. Через некоторое время он построил на этом участке имение, где часто проводил пленэрные занятия с учениками.
  17. В 1888 г. состоялась поездка Куинджи на Кавказ. Под впечатлением от путешествия Архип Иванович создал ряд романтических горных пейзажей.
  18. С 1884 по 1897 гг. Архип Иванович преподавал в Академии художеств и руководил пейзажной мастерской.
  19. В 1901 г. художник показал ученикам и друзьям несколько своих работ, среди которых были: законченный «Вечер на Украине» и «Христос в Гефсиманском саду».
  20. Осенью того же года состоялась последняя прижизненная выставка работ мастера.
  21. В 1908 г. Куинджи основал Общество поддержки художников, которому завещал своё крымское имение и большую сумму денег.
  22. В 1910 г. художник подхватил воспаление лёгких и тяжело заболел.
  23. 11 (24 по новому стилю) 1910 г. в возрасте 68 лет Архип Иванович Куинджи скончался.

Архип Иванович Куинджи

Личная жизнь

В 17 лет юноша влюбился впервые и навсегда. Избранницей стала юная Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки – зажиточного купца. Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка. На что получил категоричный ответ:

Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова

Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Архип заработал необходимую сумму. Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.

В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.

Архип Куинджи

После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки.

Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.

Маленький талантливый грек

Семья сапожника, в которой 15 января 1842 года появился знаменитый русский живописец Архип Куинджи, была небогата, можно даже сказать, что была она бедна.

Мальчику повезло в том, что родился он в живописном, теплом и солнечном Мариупольском уезде. У этого ребенка слишком рано не стало матери и отца, но он не был брошен на произвол судьбы, его приютили родственники отца.

Они и дали маленькому Куинджи начальное образование, отправив учиться к одному греку, который научил мальчика грамматике греческого языка. Ходил Архип и в местное училище, но учился плохо, так как не науки занимали его мысли, а искусство.

Куинджи в молодые годы

Родственники мальчика были тоже не богаты, как и его родители, поэтому он рано начал работать самостоятельно. Одним из первых мест работы стал луг, где Архип пас гусей. Работал юноша и на стройке, где он учитывал расход кирпича, довелось ему зарабатывать первые деньги, нанявшись к хлеботорговцу.

Считается, что этот самый хлеботорговец по фамилии Аморетти первым заметил талант мальчика в рисовании и посоветовал отправиться учиться к уже известному тогда, Айвазовскому, что Куинджи и сделал с большой охотой.

В 1855 году Архип добрался до Феодосии, где жил тогда художник-маринист. Там его ждало разочарование. Вместо того, чтобы стать учеником Айвазовского, юный талант стал всего лишь помощником, толкущим краски и красящим забор.

Пробыв у Ивана Константиновича около двух месяцев, Куинджи вернулся домой и устроился ретушером у фотографа. Потом молодой человек перебрался в Одессу, а оттуда в Таганрог, всё это время он занимался ретушированием и хотел открыть свою фотостудию.

Несмотря на занятость с 10 утра до 6 вечера, рисовать Архип Иванович не переставал. Всё свободное время он посвящал живописи, вставал очень рано, в 4 часа утра и рисовал до начала рабочего дня.

А.И.Куинджи «Осенняя распутица», 1870 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Годы детства и юности

Хотя официальной датой рождения художника считается 27 (15 по старому стилю) января 1942 года, есть еще две других версии. По архивным данным, были обнаружены паспорта с указанием года рождения: 1841, 1843.

Родился мальчик Архип в семье сапожника греческой национальности. Отца звали Иван Христофорович. Дедушка Архипа тоже был мастеровитым, но по части ювелирного творчества. Окружающие звали ювелира «куинджи» то есть «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия гения. Информация о маме отсутствует.

Грамоте Архип обучался у малограмотного учителя-грека. Все же сумел освоить греческую грамматику. Практических знаний хватило для поступления в городскую школу. Однако школьные предметы мальчика не привлекали, он без устали рисовал. Тогда холстов у Архипа не было, но в достатке имелись заборы, стены. Иногда находились пригодные клочки бумаги.

Уже с 11 лет началась рабочая жизнь Архипа. Первое рабочее место – строительство церкви. Подросток должен был вести учет стройматериалов. В личное время художник самозабвенно разрисовывал стены комнатушки, где жил.

Затем последовала работа у хлеботорговца. При этом Архип ни на день не прекращал рисовать. Наконец, кто-то посоветовал талантливому юноше обратиться к художнику Ивану Айвазовскому. Куинджи подался пешком в Феодосию. Знаменитый маринист жил именно там.

Иван Константинович таланта у Архипа не увидел, но прогонять не стал. Дал юноше жилище и работу. Тот должен был готовить краску и красить забор. Работал под руководством Адольфа Фейсслера – племянника мариниста.

Через два месяца Архип вернулся домой и поступил на службу к местному фотографу. Какое-то время работал ретушером. Чуть погодя молодой человек подался в Санкт-Петербург. Он решил попробовать поступить в Академию художеств.

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание картины Страдная пора. Косцы Мясоедова (5. 6 класс) Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из тех художников, что не стеснялись своей нации, а наоборот, всеми возможными способами старались показать культуру, традиции, обычаи и быт русского народа
  • Сочинение Герои пьесы Свои люди — сочтемся! Островского Пьеса А. Н. Островского Свои люди — сочтемся — это сатира на купечество середины девятнадцатом века, на его стремления, желания и взгляды
  • Сочинение Описание картины Русская зима. Лигачево Юона (5, 6, 7 класс) Картина изображает русскую деревню зимой. Автор, видимо, специально выбрал образы, которые тогда и, отчасти сейчас, олицетворяют нашу страну – типичный сельский пейзаж с избами и русскую зиму.

Последние годы жизни и смерть

Его перевезли в Санкт-Петербург, но, несмотря на все надежды, болезнь не отступала и прогрессировала. Куинджи заметил сильную одышку — последствия больного сердца. Врачи настоятельно рекомендовали уехать лечиться на Кавказ, но художник оставался в Петербурге, чувствуя, как холодное дыхание смерти подкрадывается всё ближе и ближе.

В его последние дни Куинджи навещали его ученики Рерих, Зарубин, Рылов. Рядом были друзья, жена. Она старательно ухаживала за возлюбленным.

11-го июля 1910 года художника не стало. Его похоронили на Смоленском православном кладбище, установив на могиле бронзовый бюст и надгробие.

Памятник в Санкт-Петербурге

Мне нравитсяНе нравится

Биография Куинджи

Есть люди, про которых говорят — родился под счастливой звездой. И всё как-то ладится с самого детства, а с неба будто спускают коробки с подарками. Но это не про Архипа Куинджи. Биография великого Куинджи не менее интересна, чем его работы. Он – воплощение целеустремленности, упорства и веры в свои силы.

Будущий гений родился в Мариуполе, в семье грека. Кстати, фамилия Куинджи переводится с татарского как «золотых дел мастер». Куинджи рано остался без родителей. Жил у дальних родственников, работал, чтобы как-то выживать. Страсть к рисованию проснулась у него с детства. Где видел, там и рисовал. Эта привычка с ним так и осталась. Интересно, что самая первая выставка мастера состоялась, когда ему было всего лишь 11. Куинджи трудился над строительством храма и какое-то время жил у своего работодателя. Маленький художник с любовью расписывал свои стены, а хозяин и не возражал. На «выставку» заглядывали соседи и одаривали мальчика комплиментами. Говорят, что большой популярностью пользовался портрет местного церковного старосты. Соседи были в восторге, староста почему-то не очень. Мальчик стал знаменитостью в местных кругах.

Через несколько лет Куинджи нашел работу у одного хлеботорговца. Тот оказался добрым человеком и посоветовал мальчику не ждать подарка от судьбы, а брать её в свои руки – ехать учиться к Айвазовскому. Вопреки надеждам Куинджи, Айвазовский перспектив в мальчике не увидел и предложил ему покрасить забор. Раз уж приехал. Но тут опять же стоит упомянуть о целеустремленности Куинджи. Даже после такого приема, он не сомневался, что его ждут в Петербургской Академии художеств. После нескольких неудачных попыток поступить, он представил на выставке академии картину «Татарская сакля». После чего будущего гения живописи зачислили в Академию. Ему исполнилось 28 лет. В то время художник подружился с Репиным и Васнецовым. Началась долгая дорога к признанию и славе.

Куинджи стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Однако пробыл там художник недолго и покинул коллектив из-за неприятной ситуации. Разразился настоящий скандал, который связан с написанием гневной статьи пейзажиста Михаила Клодта. Он обвинил Архипа Куинджи в чрезмерной эффектности и однообразности.

В конце XIX века у мастера начинается период молчания, он решает расстаться с публичностью. Почти 30 лет Куинджи рисует «в стол» — и это одна из самых больших загадок для поклонников его творчества. Уйти в самом расцвете и на пике популярности – почему? Почему, достигнув такого признания, он замолчал на столько лет? Ответов нет, и, наверно, уже не будет. Говорят, что художник устал от публичности и захотел творить для себя. Он продолжал создавать шедевры, но никому их не показывал.

Архип Иванович возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств. В это время родилось полотно, которое считается лучшим пейзажем Куинджи. Картина “Ранняя весна” потрясала миллионы своей реалистичностью. “Весна” Куинджи передает атмосферу первых долгожданных солнечных лучей. Скованная льдами речка в ожидании первого света после долгой зимы. В 1901 году Куинджи впервые за несколько десятков лет показал своим ученикам новые работы – «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В ноябре мастер организовал свою последнюю выставку. После неё никто не видел новых картин творца до самого ухода из жизни.

Архипа Куинджи не стало в июле 1910 года. Все имущество он оставил своему Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким во имя поддержки художников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: