Биография
В. М. Сидоров родился 5 мая 1928 года в деревне Сорокопенье (ныне Конаковского района Тверской области). Отец — Сидоров Михаил Яковлевич, мать — Сидорова Наталья Григорьевна. Предки художника по отцовской линии жили в деревне Сорокопении. Мать — из деревни Коровино, находившейся на другом берегу Волги. Прадед и прабабушка были крепостными крестьянами вице-президента Академии художеств князя Г. Г. Гагарина. Прабабушка была кормилицей детей князя.
В 1936 году семья переехала в Москву. Валентин учился в московской школе, а летом приезжал в деревню.
Рисовать начал уже в раннем детстве. После Великой Отечественной войны поступил в кружок изобразительных искусств в Московском доме пионеров, руководил которым А. М. Михайлов. Он порекомендовал Сидорову поступить в Московскую среднюю художественную школу, где его учителем стал М. В. Добросердов.
В 1948 году поступил в ИЖСА имени И. Е. Репина в Ленинграде, где учился у П. Белоусова, Р. Френца и И. Степашкина.
Действительный член Академии художеств Киргизии (1998).
В настоящее время — член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. Член Союза писателей России (2001). Почётный член Академии художеств Узбекистана (2004).
Личная жизнь в период учёбы
Автопортрет 1915 г.
Летом 1883 года, приехав домой на каникулы, Михаил познакомился с Марией Мартыновской, просто влюбился, встретив девушку на улице. Молодость и чувства привели к тому, что через год Мария и Михаил стали женихом и невестой, а в 1885 году молодые обвенчались, хотя родители были против. Молодые Нестеровы были счастливы: Михаил много работал – любовь окрылила и вдохновила его, Маша занималась нехитрым хозяйством и ждала ребёнка. В мае 1886 года родилась дочь Ольга, но на следующий день родильная горячка унесла жизнь Марии, верной Музы художника. От отчаяния Михаила спасла необходимость заботиться о малышке – он отвёз её к своим родителям в Уфу. Пока не подрастёт. Сам вернулся в Москву, надо было работать.
ВАЛЕНТИН МИТРОФАНОВИЧ СИДОРОВ: БИОГРАФИЯ
(28 апреля 1932 – 16 июля 1999)
БИОГРАФИЯ
После окончания средней школы в поселке Семилуки Воронежской области в 1949 году, поступил на философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В годы учёбы впервые опубликовал стихи в журнале «Смена» (1953). Закончив МГУ в 1954 году, поступил в аспирантуру Литературного института имени А. М. Горького (в 1978 году защитил кандидатскую диссертацию «Литературно-эстетические взгляды и поэзия Николая Рериха»).
Первая поэтическая книга «Город после дождя», вышедшая в свет в 1959 году в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», специальным постановлением бюро ЦК ВЛКСМ была запрещена как «идейно порочная и ревизионистская». Только через два года в том же издательстве вышла книга «Дом моего детства». Затем вышли сборники стихов: «Испытание любовью» (1965), «Емшан» (1969), «Светлая осень» (1971). В его стихах отразилась «любовь к России, глубокое уважение к её истории, чувство связи времен, поиски нравственного идеала» (Валентин Сидоров. «Емшан», М., 1969, с. 2).
С 1974 года в поэзии В. М. Сидорова появляются мотивы, навеянные знакомством с творчеством выдающегося художника-мыслителя Н. К. Рериха. Они проявились в книгах «Пути любви» (1975), «Гималайский сад» (1976), «Беловодье» (1978), «Путник» (1980), «Ключ» (1982) и других.
Широкую популярность принесли В. М. Сидорову повести и эссе «На вершинах (Творческая биография Н. Рериха, рассказанная им самим и его современниками)» (1977), «По маршруту Рериха» (1979), «Семь дней в Гималаях» (1982), «Рукопожатие на расстоянии» (1986), «Мост над потоком»(1988), «Против течения» (1992), «Знаки Христа» (1992). В. М. Сидоров составил первую в советское время книгу стихов Н. К. Рериха под заголовком «Письмена» (1974), книгу литературных произведений художника «Избранное» (1979). С 1974 года имел контакты с С. Н. Рерихом. С самого начала входил в состав Комиссии по культурно-художественному наследию Н. К. Рериха при Государственном музее Востока (с октября 1984 года). В 1987 году В. М. Сидоров возглавил комиссию по литературному наследию Н. К. Рериха при Союзе писателей СССР.
В 1989 году избран президентом Всесоюзной ассоциации «Мир через Культуру» (с 1991 года — Международная ассоциация «Мир через Культуру»). По инициативе В. М. Сидорова и под его руководством проводились сессии Всемирного конгресса Духовного Согласия, многочисленные конференции, круглые столы, встречи духовных лидеров. Создатель общественного движения «Новая страна» (1995).
В 1990 году вышел двухтомник избранных произведений, в 1999—2001 годах в издательстве «Художественная литература» — собрание сочинений в 5 томах. На некоторые стихи В. М. Сидорова написаны песни, исполняющиеся Воронежским государственным русским народным хором. В 2006 году на холме над Доном, в городе Семилуки Воронежской области, установлен мемориальный камень, посвященный поэту. На гранитном монументе доска «Верному сыну Отечества — поэту, философу, нашему земляку Валентину Митрофановичу Сидорову (1932—1999)». Здесь же цитата из его стихотворения: «Я верю в миссию России: Она спасётся и спасёт».
БИБЛИОГРАФИЯ
- Город после дождя. М., 1959.
- Дом моего детства. М., 1961.
- Испытание любовью. М.,1965.
- Высокий свод. М., 1968.
- Емшан. М., 1969.
- Светлая осень. М., 1971.
- Пути любви. М., 1975.
- Гималайский сад. М.,1976.
- Беловодье. М.,1978.
- Путник. М., 1980.
- Ключ. М. 1982.
- На вершинах (Творческая биография Н. Рериха, рассказанная им самим и его современниками). М., 1977.
- По маршруту Рериха. М., 1979.
- Семь дней в Гималаях — «Москва», 1982, № 8, с. 3-111.
- Рукопожатие на расстоянии — «Москва», 1986, № 8, с. 75-138.
- Мост над потоком — «Москва», 1988, № 4, с. 7-78.
- Избранные произведения в 2-х томах. М., 1990.
- Против течения. М., 1992.
- Знаки Христа. М., 1992.
- Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1999—2001.
- Непадшее человечество. М., 2001.
- Страна Параклета. М., 2002.
Статьи:
Первая известность
Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».
Васнецов напишет потом:
Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.
Виктор «Васнецов Витязь на распутье», 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.
Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.
Биография
Валентин Сидоров родился 3 августа 1990 года в городе Таллин, что расположен на территории Эстонии. Когда юноша был совсем маленьким, родители развелись. После этого будущий юморист вместе с мамой переехал в Анапу. Там прошли детские годы жизни Валентина.
В школе Сидоров начал увлекаться юмором. Мальчику нравилось смешить людей и выступать со сцены. Уже тогда им были придуманы первые шутки. Получив среднее образование, молодой человек поступил в местный колледж. Там его сразу приняли в команду КВН.
Около 8 лет Валентин был постоянным игроком Клуба Веселых и Находчивых. Однако, за это время его команде не удалось добиться больших успехов. Окончив учебу парень долгое время не мог определиться со сферой деятельности. Кроме юмора парню ничего не нравилось.
Одно время Сидоров работал в городской администрации. Параллельно он развивался в качестве ведущего. Юморист брался за любые заказы, в том числе дни рождения и свадьбы. Позднее Валентин всерьез заинтересовался стендапом. Желая что-то изменить в своей жизни он переехал в Санкт-Петербург, где принялся развивать карьеру в мире юмора.
В культурной столице России юноша освоил актерское ремесло. Учился в Санкт-Петербургской театральной академии. Одно время он принимал участие в театральных постановках.
Без отца
Ему было 6 лет, когда отца не стало. Мать ушла из консерватории и уехала в Мюнхен – здесь тогда была сильная композиторская школа. Сына пристроила к своей подруге, Н.Н. Друцкой-Соколинской, которая в своём имении Никольское Смоленской губернии основала экспериментальную коммуну (из детей растили идеальных граждан). Единственное, что здесь нравилось мальчику, так это природа. Тогда же он начинает рисовать, особенно привлекали лошади, которые стали его любовью на всю жизнь. Однажды воспитательница в наказание порвала рисунки – в биографии художника Серова обида на эту неумную женщину сыграла особую роль, она застряла занозой, и он навсегда запомнил, что к детям надо быть чутким и внимательным. Коммуна долго не продержалась, и Тошу отвезли к матери в Мюнхен.
Но он был помехой в занятиях матери музыкой, и его снова пристроили к чужим людям. Фрау Риммершмидт была доброй женщиной – Серов всю жизнь её вспоминал с благодарностью.
Детство и юность
Родился художник в январе 1865 года в Санкт-Петербурге. Родители Серова – композиторы и музыканты. Мама Валентина Бергман – из еврейской семьи, содержавшей в Москве лавку колониальных товаров. Увлечение музыкой привело 18-летнюю девушку в петербургскую консерваторию, но из-за противоречий с руководителем Валентина оставила учебу.
Частные уроки у 43-летнего музыканта Александра Серова окончились браком с репетитором, который старше москвички на 26 лет. Валентина Серова – первая женщина-композитор России.
Валентин Серов в молодости
Через год у пары родился первенец, которого назвали Валентином, для домашних – Тошей. В 4 года мальчик побывал в Европе. Он рос в богемной среде, где все дышало искусством. Иван Тургенев, Илья Репин, Марк Антокольский были частыми гостями в хлебосольном доме Серовых.
Счастливое детство окончилось для Валентина Серова в 6 лет со смертью отца. Мама, нигилистка и поклонница Николая Чернышевского, отправила мальчика в Смоленскую губернию, где на хуторе Никольском жила подруга Нина Друцкая. Сама уехала в Мюнхен писать оперу и повышать мастерство.
Автопортрет Валентина Серова
Воспоминания о коммуне последователей Чернышевского, куда определила мальчика Друцкая, тягостные. Не сложились и отношения с тетушкой: за мелкую шалость женщина порвала рисунок маленького художника, в отместку он изрезал любимое платье княгини.
Спустя год Валентин Серов отправился к матери. Женщина заметила способности сына к рисованию и определила 8-летнего мальчика на учебу к мюнхенскому граверу Карлу Кеппингу. Но и здесь юный художник не задержался: через год, в 1874-м, мать по совету художника Антокольского перевезла сына в Париж, доверив обучение Тоши Репину, находившемуся в зените славы после «Бурлаков на Волге».
Через год скитания Валентина Серова продолжились. В 1875 году он с матерью вернулся в Россию и поселился в подмосковном имении князей Мамонтовых в Абрамцево, где провел лето.
https://youtube.com/watch?v=Xg0fyxLioDc
Осенью у матери вспыхнул роман с нигилистом Василием Немчиновым. Пара, прихватив Тошу, отправилась в Киев, а потом на хутор Немчиновых в Харьковскую губернию. С сыном гражданской супруги у Василия Ивановича сложились дружеские отношения. Вскоре в семье появился мальчик, которого назвали Сашей.
В 1878 году Валентина Серова с детьми покинула хутор из-за разразившейся чумы и уехала в столицу. Муж остался, чтобы лечить заболевших крестьян. В Москве Серова родила дочь Надю и узнала о смерти заразившегося чумой гражданского супруга.
Весной женщина оставила старшего сына в столице на попечение Ильи Репина и уехала с детьми в Новгородскую губернию. Валентин Серов отправился в 3 класс столичной гимназии, где учился из рук вон плохо, зато карандашные рисунки мальчика восхищали всех.
Автопортрет Валентина Серова
Первые портреты 14-летний Серов написал в 1879 году, изобразив мецената Савву Мамонтова и Репина. Произведения чрезвычайно понравились, но из гимназии нерадивого ученика выгнали. Валентин Серов отправился с учителем путешествовать. Они проехали Украину, побывали в Крыму, а летом остановились в Абрамцево.
Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова.
Обоюдное восхищение Серова и Чистякова закончилось через 5 лет: молодой художник, не окончив курс, отправился в самостоятельное плавание: учебу продолжил в Европе, изучая полотна мастеров в итальянских и голландских музеях.
Преподобный
В житии Сергия Радонежского есть ключевой эпизод: семилетнего Варфоломея родители отдали учиться грамоте, но дело шло медленно и мало приносило пользы. Казалось, мальчик либо не проявляет должного прилежания, либо вовсе неспособен к учению. Старания учителей оказывались тщетными.
«Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».
Именно этот эпизод жития преподобного Нестерев передал на своем самом известном полотне – «Видение отроку Варфоломею». Ни одна деталь не была упущена: здесь и вековой дуб посреди поляны, и просфора, протянутая старцем, и Варфоломей, трепетно ожидающий чуда.
«Видение отроку Варфоломею»
«Не словами жития, но эмоцией, прекрасным, преображённым состоянием родной природы художник сумел передать на полотне миг совершающегося чуда. Мгновение, когда божественный и земной миры соприкасаются, превращаясь в единое целое. То, на что в «Пустыннике» художник лишь намекает, в «Варфоломее» сказано напрямую».
Чем внимательнее проникаешь вглубь картины, тем отчетливее видишь в ней традиции иконописи: символизм деталей, одновременное изображение событий прошлого, настоящего и будущего, цветовая палитра. «Всё, что здесь изображено, имеет мощный мистический подтекст. Нарядная деревянная церковка на заднем плане – это приходской храм, в котором преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет, и одновременно – это прообраз будущей Лавры. Извилистая тропа – дорога, по которой он придет к храму. Могучий, раскидистый дуб – будущее, которое ожидает Варфоломея: сам Сергий, его многочисленные ученики и последователи преобразят устои русского монашества».
Картина вызвала самые противоречивые мнения. Апологеты передвижничества говорили, что нестеровское полотно «…подрывает те “рационалистические” устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Картину обвиняли в тяжких грехах. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика… Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали… вредной, даже опасной».
Сам Михаил Васильевич до конца своих дней считал «Видение отроку Варфоломею» лучшим своим произведением. На старости лет он любил повторять:
На протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898-1899). Уже при большевиках, в 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея». Однако Нестеров остро чувствует: рядом с самой первой картиной цикла все они серьезно проигрывают.
За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.
«Юность преподобного Сергия»
Работы Серова
От Серова ждали картин в одинаковом жанре. Однако художник не желал оставаться на месте, а потому все время двигался вперед. Нередко он выходил за рамки, установленные прошлыми творцами. Именно поэтому Серов — это еще и какой-то мере новатор. Нельзя сказать, что подобный подход не нравился критикам. Напротив, они ценили желание молодого творца двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом и расширять границы в искусстве.
Творчество Валентина Серова все время усложнялось. Каждая новая работа художника приобретала необычные элементы. Тенденция к пересмотру существующих технических задач и приемов нравилась, однако, не всем. У Серова, как и любого другого гения, существовало немалое количество завистников и даже врагов. Большая часть из них — все те же художники, недовольные перспективой все время оставаться в тени. Они пытались повторить успех Валентина Александровича, но у них, как правило, ничего не выходило.
Первое путешествие за границу
Вырученные за «Пустынника» деньги позволили художнику впервые отправиться в Европу. Музеи, архитектура и природа ошеломили молодого живописца. Позже, вспоминая своё упоение, он удивлялся, «как сердце не разорвалось от восторгов и сладкого томления». В путешествии художник написал «Остров Капри», делал множество набросков. Примечательно, что с течением времени в его зарисовках всё чаще проглядывались русские пейзажи и темы – Нестерова влекла родина. Здесь, вдали от неё, художник остро почувствовал свою причастность к Руси и долг перед ней. Нравственное совершенство и духовный подвиг русского человека как художественная тема выходила на первый план в творчестве живописца.